Научная статья на тему 'Совершенствование организации образовательного процесса посредством применения веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов'

Совершенствование организации образовательного процесса посредством применения веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассадина М.Н.

В статье рассматриваются вопросы использования веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов ведомственного вуза ФСИН России, анализируются этапы применения данной технологии, критерии и параметры оценивания результатов, формулируются предложения по применению веб-квеста в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the organization of the educational process through the application of the Web technology quest in the independent work of cadets

The article deals with the use of the Web technology quest in the independent work of cadets in the departmental institution of the Federal Penal Service of Russia. The stages of application of this technology, the criteria and parameters for evaluating the results of independent work using the web-quests are analyzed. Proposals on the application of this technology in the educational process of the departmental institution are formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации образовательного процесса посредством применения веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов»

УДК 378.147.88:343.8

Совершенствование организации образовательного процесса посредством применения веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов

■ М. Н. РАССАДИНА - старший преподаватель кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук

В статье рассматриваются вопросы использования веб-квест-технологии в самостоятельной работе курсантов ведомственного вуза ФСИН России, анализируются этапы применения данной технологии, критерии и параметры оценивания результатов, формулируются предложения по применению веб-квеста в образовательном процессе.

Ключевые слова: компетентностный подход; интерактивное обучение; веб-квест; образовательные технологии; самостоятельная работа.

Improving the organization of the educational process through the application of the Web technology quest in the independent work of cadets

IM. N. R ASSAD i NA - Senior Lecturer of the Department of Economic Management and Production Organization in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Economics

The article deals with the use of the Web technology quest in the independent work of cadets in the departmental institution of the Federal Penal Service of Russia. The stages of application of this technology, the criteria and parameters for evaluating the results of independent work using the web-quests are analyzed. Proposals on the application of this technology in the educational process of the departmental institution are formulated.

Key words: competence approach; interactive training; Web-based quest; educational technologies; independent work.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2020 г. основная цель высшего образования состоит в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Одним из условий достижения поставленной цели является переход к инновационному обучению, включающий модернизацию подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов обучения и качества подготовки специалиста1.

Концепция инновационного обучения предполагает:

- построение глобальной модели обучения, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра/магистра;

- внедрение передовых информационных технологий в образование;

- использование международного научного и практического потенциала.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования содержат компетенции, определяющие знания, умения и навыки использования выпускниками информационных технологий. Образовательные стандарты включают указанные требования в общекультурные (способность работать с различными информационными ресурсами и технология-

ми, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи инфо-мации) и общепрофессиональные компетенции (способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информаци-онно-комуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности)2.

Процесс формирования общекультурных, профессиональных и специализированных профессиональных компетенций предусматривает использование новых информационных технологий. Эта цель может быть достигнута путем применения форм и методов интерактивного обучения, с помощью которого решаются задачи демократизации образовательного процесса, активизации участия обучающегося в создании образовательного результата, формирования компетенций, требуемых современным работодателем.

Интерактивный - значит основанный на взаимодействии. Интерактивное обучение предполагает диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося, непосредственное или опосредованное (с помощью электронной или компьютерной техники). Преимущество такой модели обучения заключается в том, что доминирует какой-то участник образовательного процесса или какая-то идея, из объекта воздействия студент становится его субъектом, он сам активно участвует в процессе обучения, конструировании индивидуального образовательного маршрута, моделировании жизненных ситуаций и др.3

В условиях реализации компетентност-ного подхода в образовательный процесс активно внедряются электронная почта, компьютерные обучающие программы, веб-и другие интернет-технологии, совершенствующие умение работать с информацией на разных носителях, поисковыми системами, планировать свою учебную деятельность, повышающие интерес к изучению дисциплин и будущей профессии.

Именно веб-квест объединяет в себе элементы проблемного обучения, метода проектов, игры и предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий. Как отмечает Е. С. Полат, метод проектов позволяет осуществлять поиск решения проблемы в практической деятельности, дает возможность осмыслить теоретические знания и форми-

рует способность находить пути решения проблемных ситуаций4.

Анализ интернет-ресурсов, методической и научной литературы показал, что веб-квест рассматривается как технология, проблемное задание, метод, форма и средство. Как технология он представляет собой совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Я. С. Быховский отмечает, что образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Это и метод, и форма. Веб-квест как метод - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение образовательных задач, способ организации учебно-познавательной деятельности учащегося. Веб-квест как форма - упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием 5.

По мнению М. В. Андреевой, веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Ин-тернета6.

Таким образом, использование веб-квестов в образовательном процессе способствует повышению мотивации познавательной деятельности, обеспечивает интерактивность обучения, возможность работать в удобном темпе, позволяет формировать навыки поиска информации, анализа, синтеза и оценки информации, критического мышления, способствует совершенствованию организации самостоятельной работы курсантов.

Различают два типа веб-квестов: краткосрочные (разрабатываются для 1 -2 занятий) и долгосрочные (для нескольких занятий или целой дисциплины, на семестр, год). Первые предназначены для закрепления знаний, полученных на лекциях, а вторые -их углубления. Б. Додж выделил следующие виды занятий для веб-квестов:

- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

- самопознание - любые аспекты исследования личности;

- компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источ-

ников: виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

- творческое задание - творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

- аналитическая задача - поиск и систематизация информации: поиск и сравнительный анализ интернет-ресурсов по изучаемой проблематике;

- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

- оценка - обоснование определенной точки зрения;

- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

- убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

- научное исследование - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников7.

Одной из проблем в организации образовательного процесса курсантов инженерно-экономического факультета ВИПЭ ФСИН России можно обозначить низкую заинтересованность в самостоятельной учебной деятельности, самообразовании. Исходя из того, что современные студенты большую часть времени проводят в Интернете, полагаем, что самостоятельную учебную деятельность необходимо организовать с учетом возможностей электронных ресурсов. С этой точки зрения технология веб-квеста является наиболее эффективным способом организации образовательного процесса. Она объединяет в себе элементы проблемного обучения, метода проектов, игры и др.

Преимуществами веб-квест-технологии является развитие следующих умений:

- классифицировать получаемую информацию (отделять главное от второстепенного);

- организовывать полученную информацию в структуры;

- анализировать различные ситуации;

- проверять, планировать и соотносить полученную информацию в ходе познавательной деятельности;

- прогнозировать, предвосхищать и учитывать последствия принимаемых решений;

- выбирать и определять стратегии для выполнения задачи.

Способность выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать ее

под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей определяет готовность курсанта к самообразованию, индивидуальному развитию себя как личности, что соответствует требованиям новых образовательных стандартов. На этом основании можно определить активную управляемую самостоятельную учебную деятельность как важное методическое условие успешности образовательного процесса8.

Использование веб-квест-технологии в самостоятельной работе целесообразно на старших курсах при изучении дисциплин, соответствующих виду профессиональной деятельности, а также при проведении комплексных учений. Задания должны соответствовать целям компетентностного подхода в обучении, профессиональной заинтересованности курсантов в решении поставленной проблемы. В ходе работы курсанты должны самостоятельно решить задачу, аргументируя свое решение. Корректная формулировка проблемы предполагает указание возможных способов и средств ее решения. Для этого необходимо варьировать уровень сложности веб-квеста и информационный материал, а ссылки предоставлять в определенной последовательности.

Работу можно разделить на три этапа:

1. Ознакомительный этап - в процессе дискуссии с преподавателем курсанты формулируют проблему, которую необходимо решить самостоятельно. Преподаватель делит группу на подгруппы и выдает задания, курсанты самостоятельно распределяют роли внутри подгруппы.

2. Исследовательский этап - курсанты работают индивидуально с ресурсами Интернета в соответствии с выбранными ролями, знакомятся с информацией на веб-сайтах, самостоятельно изучают материалы документов, анализируют информацию, делают выводы. Для осуществления обратной связи в социальных сетях создаются группы, где курсантам можно обмениваться информацией о достигнутых результатах, а преподавателю контролировать процесс выполнения работы, подсказывать дальнейшие действия, отвечать на вопросы, вызвавшие затруднения.

3. Презентационный (оценочный) этап -оценивание представленных результатов. Описание критериев и параметров оценивания веб-квеста дается курсантам вместе с заданием. За основу была взята методика О. Л. Осадчук9. Оценка результатов веб-квеста осуществляется по пяти критериям:

понимание задания, исполнение ролей, ис- информации, оформление результатов (см. пользование интернет-ресурсов, обработка таблицу).

Критерии оценивания результатов веб-квеста

Критерии Оценка

3 балла 2 балла 1 балл

1. Понимание задания Работа демонстрирует полное понимание задания В работе есть материалы, имеющие прямое и опосредованное отношение Представленные материалы мало связаны с темой веб-квеста

2. Работа в команде Роли ясно выражены, обеспечивают выполнение задания Роли распределяются, однако действия не всегда соответствуют выбранной роли Роли не исполняются

3. Использование интернет-ресурсов Вся информация точна, используется достаточно интернет-ресурсов, источники цитируются правильно Не вся информация достоверна, используется ограниченное количество интернет-ресурсов, часть информации не относится к заданию Случайная подборка материалов, используется один веб-источник, информация не имеет отношения к теме

4. Логическая организация Демонстрируется критический анализ и оценка проблемной ситуации, определенность собственной позиции, выводы аргументированы Недостаточно выраженная собственная позиция, проводится анализ, но выводы недостаточно аргументированы Собранная информация не анализируется и не оценивается, нет выводов

5. Оформление результатов Работа хорошо структурирована, отличается яркой индивидуальностью и практической значимостью Логическое представление результатов работы, привлекательное оформление Материал логически не выстроен, отсутствует наглядность представленных результатов

Итог 15-12 баллов - оценка «отлично» 11-8 баллов - оценка «хорошо» 7-5 баллов - оценка «удовлетворительно»

На заключительном этапе веб-квеста рассматриваются презентации и заслушиваются доклады игровых коллективов о проделанной работе, организуются конструктивное обсуждение, в котором принимают участие и преподаватель, и курсанты. Это позволяет сформулировать субъективные критерии оценивания, высказать замечания и предложения, определить лучшие работы.

Таким образом, применение веб-квест-технологии в самостоятельной работе является одним из наиболее эффективных средств развития умений самостоятельно управлять своей познавательной активностью и наблюдать за своими мыслительными процессами, без которых невозможен процесс познания и осознания.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гитман Е. К., Тимкина Ю. Ю. Модель использования информационных технологий в самостоятельной работе студентов // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2012. № 10. С. 40-43.

2 См.: Шахов О. А., Бабкин А. А. Особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника ведомственного вуза // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 101 — 105.

3 См.: Христова Н. А. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2. С. 89—91.

4 См.: Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

5 См.: Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты. URL: http://ito.edu.rU/1999/III/l/30015.html (дата обращения: 06.05.2017).

1 Sm.: Gitman E. K., Timkina Ju. Ju. Model' ispol'zovanija informacionnyh tehnologij v samostojatel'noj rabote studentov // «Alma mater» (Vestnik vysshej shkoly). 2012. № 10. S. 40—43.

2 Sm.: Shahov O. A., Babkin A. A. Osobennosti formirovanija informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti vypusknika vedomstvennogo vuza // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2017. № 1 (37). S. 101 — 105.

3 Sm.: Hristova N. A. Obrazovatel'nyj veb-kvest kak metod interaktivnogo obuchenija // Vestnik Belgorodskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2. S. 89—91.

4 Sm.: Polat E. S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. M., 2010.

5 Sm.: Byhovskij Ja. S. Obrazovatel'nye veb-kvesty. URL: http://ito.edu.rU/1999/III/l/30015.html (data obrashhenija: 06.05.2017).

6 Sm.: Andreeva A. V. Tehnologii veb-kvest v formirovanii kommunikativnoj i sociokul'turnoj kompetencii // Informacionno-

6 См.: Андреева А. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладов I Междунар. науч.-практ. конф. М., 2004. С. 20-25.

7 См.: Христова Н. А. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2. С. 89-91.

8 См.: Шульгина Е. М., Обдалова О. А. Организация управляемой самостоятельной деятельности студентов посредством технологии веб-квест как условия успешности формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 162-167.

9 См.: Осадчук О. Л. Использование веб-квест-технологии в самостоятельной работе студентов педагогического вуза по дисциплинам профессионального цикла (на примере дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-pedagogicheskogo-vuza-po-distsiplinam-professionalnogo-tsikla (дата обращения: 15.06.2017).

kommunikacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym jazykam: tezisy dokladov I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2004. S. 20-25.

7 Sm.: Hristova N. A. Obrazovatel'nyj veb-kvest kak metod interaktivnogo obuchenija // Vestnik Belgorodskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2. S. 89-91.

8 Sm.: Shul'gina E. M., Obdalova O. A. Organizacija upravljaemoj samostojatel'noj dejatel'nosti studentov posredstvom tehnologii veb-kvest kak uslovija uspeshnosti formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 376. S. 162-167.

9 Sm.: Osadchuk O. L. Ispol'zovanie veb-kvest-tehnologii v samostojatel'noj rabote studentov pedagogicheskogo vuza po disciplinam professional'nogo cikla (na primere discipliny «Vvedenie v professional'no-pedagogicheskuju dejatel'nost'»). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-pedagogicheskogo-vuza-po-distsiplinam-professionalnogo-tsikla (data obrashhenija: 15.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.