Научная статья на тему 'Совершенствование оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями'

Совершенствование оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ (КЗ) / УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ (УКЗ) / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилов Михаил Владимирович

В статье рассматриваются практические аспекты совершенствования оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями, развитием существующей организационно-управленческой структуры высшего учебного заведения, и интеграции в неё центра управления корпоративными знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями»

УДК 338.46

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ IMPROVING THE DELIVERY OF EDUCATIONAL SERVICES AT THE BASIS OF CORPORATE KNOWLEDGE MANAGEMENT

Новожилов Михаил Владимирович Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический

университет,

соискатель, ассистент кафедры информационных систем в экономике

e-mail: novozhilovmv@gmail.com NovozhilovMihailVladimirovich Saint-Petersburgstate university of engineering and economics applicant, assistant of the departmentof informationsystems in economics

e-mail: novozhilovmv@gmail.com

В статье рассматриваются практические аспекты совершенствования оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями, развитием существующей организационно-управленческой структуры высшего учебного заведения, и интеграции в неё центра управления корпоративными знаниями.

The article deals with the practical aspects of improving the provision of educational services on the basis of corporate knowledge management, the development of the existing organizational and management structure of the university, and its integration into the center of corporate knowledge management.

Ключевые слова: корпоративные знания (КЗ), управление

корпоративными знаниями (УКЗ), высшее учебное заведение, модель управления вузом, матричная структура управления корпоративными знаниями.

Key word: management corporate knowledge,model ofuniversity

management, university,corporate knowledge,matrix structureof corporate knowledge management.

Введение:

Организации получают прибыль, производя и продавая товары либо предлагая определённые услуги. Результатом деятельности высшего учебного заведения являются специалисты, обучение которых можно соотнести с процессом производства. Процесс производства предполагает использование определённых ресурсов, используя и обрабатывая которые, на выходе получается определённый результат в случае вуза - это специалист. Первоисточником являются ресурсы, и лишь за тем происходит непосредственно образовательный процесс, в связи с этим необходимо определить перечень ресурсов доступных и используемых вузом, как в повседневной деятельности, так и в процессе обучения и научной деятельности.

Места возникновения прибыли (МВЗ) - (обучающиеся, научноисследовательские работы, коммерциализация, обмен знаниями) в основном используют такие ресурсы как: человеческие, интеллектуальные,

информационные и материально-технические. Человеческие ресурсы являются носителями и распространителями корпоративных знаний (интеллектуальные и информационные ресурсы). Интеллектуальные и информационные ресурсы, содержащиеся в бумажных и электронных документах, являются корпоративными знаниями. Материальные ресурсы выступают в роли платформы необходимой для передачи корпоративных знаний от их обладателей (сотрудников вуза, хранилищ знаний и т.д.) к их получателям (обучающиеся, отчёты НИР, процессы коммерциализации, печатная продукция и т.д.). Отчётливо видно, что корпоративные знания являются превалирующим ресурсом для получения финансовых ресурсов (прибыли) высшим учебным заведением.

Анализируявиды ресурсов (рис. 1) используемых высшим учебным заведением можно говорить о рассмотрении корпоративных знаний как одного из основных ресурсов, стимулирующих экономическое и инновационное развитие высшего учебного заведения и его конкурентоспособности.

Рис. 1. Виды ресурсов используемых высшим учебным заведением.

Основой образовательной, научной и инновационной деятельности высшего учебного заведения являются преподаватели, выступающие в роли носителей и распространителей корпоративных знаний, а так же сами корпоративные знания.Можно сделать вывод, что знания в высшем учебном заведении являются одним из основных ресурсов, которыми необходимо управлять.

Формирование условий необходимых для проведения в вузе инновационных исследований и совершенствования образования, требует

реализации системы управления корпоративными знаниями. В прикладном аспекте это означает создание и интеграцию департамента управления знаниями в существующую организационную структуру высшего учебного заведения или расширение обязанностей существующих отделов до необходимого функционала.

Появление на рынке образовательных услуг высших университетов, сетевых образовательных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных научно-исследовательских площадок позволяет рассматривать вуз как учебно-научный производственный комплекс, как наукоёмкое предприятие.

Управление корпоративными знаниями для любой организации является в настоящее время одним из основных направлений исследований. Улучшение механизмов предоставления образовательных услуг на уровне университета позволяет организовать инновационный процесс приобретения необходимых компетенций выпускниками различных направлений подготовки.

Использование корпоративных знаний относящихся ко всем сферам деятельности высшего учебного заведения и позволяет повысить эффективность, как предоставляемых образовательных услуг, так и научноинновационной деятельности в целом.

Для соответствия вузом современных требований по управлению корпоративными знаниями целесообразно расширить существующую организационную структуру центром (отделом, департаментом) управления корпоративными знаниями, который берёт на себя все задачи связанные с хранением, распространением и оценкой корпоративных знаний (методических материалов, результатов научных исследований и другое). В результатеконцептуальная модель управления вузом на основе использования корпоративных знаний может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Цель

I ~

Стратегия

I

Приоритетные направления деятельности вуза

Т ~

Приоритетные КЗ

Т

Репозиторий КЗ

Ф

Индивидуальные КЗ отделов вуза

Ї

Науч Учеб

Инно Адми но- но- Обра Обес

нистр ативн иссле зоват печив

вацио доват метод ельн ающи

нный ый ельск ическ ый й

секто секто ий ий секто секто

р секто

р секто р р р

р

Направления деятельности вуза

Рис. 2. Концептуальная модель управления вузом на основе использования

корпоративных знаний.

Вуз в своей деятельности разделён на функциональные сектора ( федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [1]), каждый сектор обладает своими особенными КЗ использующимися и получаемыми в процессе своей деятельности, в результате КЗ можно классифицировать по принадлежности к функциональным секторам вуза: административные КЗ; инновационные КЗ;

научно-исследовательские КЗ; учебно-методические КЗ; образовательные КЗ и обеспечивающие КЗ.

Каждый руководитель использует те КЗ, которые ему необходимы в работе, для управления это хороший подход, но для развития необходимо анализировать все КЗ которые имеются в вузе, причём не только анализировать но и применять. Необходимо организовать распределение КЗ даже к таким с первого взгляда не нуждающимся в КЗ секторам как: обеспечивающий сектор и другие. Они тоже нуждаются в инновациях и современных подходах разработанных научным и инновационным секторами.

Высшие образовательные учреждения обладают развитой организационной структурой с большим количеством отделов, выполняющих множество функций. Необходимо провести анализ существующих отделов вуза на предмет выполняемых функций и решаемых задач, для выявления слабых мест по вопросам управления корпоративными знаниями. Примем для анализа отделы наиболее подходящие на роль управления корпоративными знаниями, такими отделами являются: информационно-аналитический отдел; научно-организационный отдел; отдел управления инновациями; учебно-методический отдел. Во всех перечисленных отдела отсутствуют следующие функции: не организовано управление потоками результатов научных исследований или отсутствуют вовсе; нет единого центра концентрации всех корпоративных знаний; отсутствуют функции анализа состава научных работ; отсутствуют функции анализа актуальности знаний и принятие решений по их актуализации; диагностика и сбор всехКЗ высшего учебного заведения; отсутствуют функции полноценного управления КЗ; частично присутствующие функции разбросаны по отделам;

Одной из основных задач управления корпоративными знаниями является создании возможностей для сотрудников обмениваться формализованными и неформализованными знаниями. Управлять всеми

знаниями организации невозможно, существует большое количество не документируемой (неформализованной) информации, для косвенного использования такой информации необходимо создать среду, к примеру, для обмена опытом. При наличии благоприятной почвы (платформы) сотрудники самостоятельно начнут управлять знаниями и заставят их работать.

При включении в организационную структуру блока управления знаниями,появляется возможность принимать решения на основе всех КЗ вуза,до этого при принятии решений использовался только ограниченный объём знаний.

При реализации предложенной концепции, можно говорить, о появлении второй управленческой альтернативы, в роли которой выступает центр управления КЗ. У сотрудника не появляется второго начальника, которые обладают равными правами, это привело бы к падению производительности из-за очевидных проблем при такой организационной структуре. Центр управления КЗ выступает в роли начальства только по вопросам КЗ и не более того. Такой подход позволяет улучшать и совершенствовать деятельность отдельных подразделений вуза, в целях реализации задач по улучшению качества управления КЗ. Предложенная концепция по совершенствованию организационно-управленческой структуры высшего учебного заведения можно представить матричной структурой управления (рис. 2).

По каждому направлению определяется ответственный сотрудник (координатор КЗ) в обязанности которого входит сбор и распространение КЗ отвечающих тематике деятельности под ответственного сектора. Координаторы направляют КЗ в отдел управления КЗ, благодаря чему появляется возможность проводить обработку и анализ из всего облака знаний и предоставлять высшему уровню организационной структуры концентрированные знания.

Рис. 2. Матричная структура управления высшим учебным заведением на основе управления корпоративными знаниями.

Интеграцияцентра управления корпоративными знаниями в существующую организационно-управленческую структуру высшего учебного заведения, способствующего качественному управлению корпоративными знаниями и развитию инновационной составляющей вуза, представлена на рисунке 3.

Существующие элементы организационной структуры высшего учебного заведения представлены на рисунке 3 пунктирной линией, видно, что отсутствует централизованный орган управления знаниями. В связи, с чем управленческие решения принимались на основе знаний, не представляющих полную картину.

Ректор

__________^__________

Директор управления знаниями

_

Проректоры / управляющие

Управляющие

филиалами

V

V

V

Отдел

управления

знаниями

1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1

1 1 1 1 Декан 1 1 1 1 Заведу

1 ы ющие

факул кафед

ьтетов 1 1 1 1 рами 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 _ J

Л

Л

Руководители функциональных отделов

Отде 1 1 Науч 1 1 1 Инф ■ | Руко 1 1 . 1 . 1 . і ;

л но- орм води Учеб

упра , 1 орга ацио тели но-

влен низа нно- функ мето

ия цио анал цио диче

инн нны итич наль ский

овац й ески й ных отде

иям отде отде 1 л

и л отде л 1 1 1 лов лов 1 1 1 . 1 . і і

Бухг

алте

рия

ИТ

депа

ртам

ент

Ответственные за сбор и распространение КЗ в отделах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/\

Существующие элементы организационной структуры вуза Добавочные элементы организационной структуры вуза

Рис. 3. Существующая организационно-управленческая структура высшего учебного заведения с интегрированным центром управления корпоративными знаниями.

Крупные вузы имеют филиалы в других городах, что дополнительно осложняет задачу распространения КЗ во внутренней среде. Если локально в масштабах одного города можно на личных связях поддерживать обмен КЗна

удовлетворительном уровне между ППС, то для обмена КЗ между городами, которые часто находятся я в разных часовых поясах, надо обладать повышенной заинтересованностью.

В ИТ под шиной принято понимать компьютерную подсистему предназначенную для передачи данных между функциональными блоками компьютера. Контроль и управление работой шины управляет драйвер или контроллер. Шины могут объединять несколько компьютеров, но выступают уже в роли компьютерных сетей.

Центр управления КЗ и КИС управления КЗ выступают в роли некой информационной шины. Можно привести аналогию, что вуз выступает в роли компьютера, а под функциональными блоками понимаются его составляющие элементы: отделы, сектора, проекты, факультеты, процессы и другое. В нашем случае в роли контроллера выступает центр управления знаниями. Для обмена КЗ между отдельными корпусами одного вуза налаживается шина их взаимодействия.

При заключении определённых соглашений возможно проводить обмен и распространение КЗ между различными вузами. При межвузовом обмене знаниями необходимо располагать информацией, что является доступной для обмена информацией, а что относится к коммерческой тайне. При децентрализованном обмене КЗ каждый узел обмена ориентируется на свои предпочтения и личные связи при обмене, при централизованном

управлении КЗ обмен происходит на деловом уровне, и становится

возможным на договорной основе закрепить взаимодействие вузов.

Реализация предложенной концепции позволит повысить качество образовательных процессов, конкурентоспособность вуза и добиться следующих достижений: увеличить скорость принятия решений; увеличить эффективность принятия решений; расширить спектр предлагаемых

продуктов и услуг; привлечь новые категории клиентов; повысить производственные показатели; освоить новых направлений; повысить эффективность принятия решений; повысить качество обслуживание

клиентов; снизить конфликтность между сотрудниками; улучшить других

показателей.

Библиографический список:

1. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // http://www.consultant.ru/popular/education

2. Новожилов М.В. Особенности управления корпоративной системой знаний. // Аудит и финансовый анализ, Секция: Вычислительная техника и информатика. Выпуск 2,12. Москва, 2012. ISSN 0236-2988. С. 456-465. - 1,5 п.л.

3. Глухов В. В. Менеджмент. Учебник для вузов. // Питер. 2008г. ISBN 978-5-91180-854-9, 5-88782-193-0.

4. Питер Друкер.«Менеджмент. Вызовы XXI века». Манн, Иванов и Фербер. 2012 г. ISBN 978-5-91657-365-7.

5. Тузовский А.Ф., Чириков С.В., ЯмпольскийВ.З. Системы управления знаниями (методы и технологии). Под общей редакцией В. З. Ямпольского. Томск - 2005. ISBN 5-89503-241-9

6. Joseph M. Firestone, Mark W. McElroy. «Key issues in the new knowledge management». Knowledge Management ConsortiumInternational, 2012. ISBN: 0750676558, 9780750676557.

7. Mark W. McElroy. «The new knowledge management: complexity, learning, and sustainable innovation». KMCI Press, 2010. ISBN: 0750676086, 9780750676083.246 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.