Научная статья на тему 'Совершенствование образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями'

Совершенствование образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФРЕЙМЫ / РЕПОЗИТОРИЙ ЗНАНИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CORPORATE KNOWLEDGE / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / SOCIAL INSTITUTIONS / FRAMES / REPOSITORY OF KNOWLEDGE / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луговская М.В.

Новый этап развития мировой экономики, основанный на знаниях, характеризуется тем, что на мировом рынке появляются наукоемкие товары и услуги как результат использования высоких технологий. К таким наукоемким услугам относят и образовательные услуги. Усложнение технологий приводит к появлению совершенно нового рынка интеллектуального. Товарами на таком рынке являются не материальные предметы, а различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, идеи), а также услуги. В настоящее время перед образовательным сообществом ставится проблема преодоления разрыва между знаниями, необходимыми сообществу работодателей, и набором знаний и компетенций, получаемым выпускниками вузов. Решение этой проблемы не может быть найдено внутри вуза ввиду отсутствия отлаженного механизма взаимодействия между работодателями и вузом. Более того, процесс управления знаниями в вузе не может быть в настоящее время адекватно сопряжен с такими процессами у работодателей в связи с отсутствием соответствующих организационных и технологических решений. Данная ситуация со временем усугубляется не только в связи с недостаточным притоком квалифицированных кадров в профессорско-преподавательский состав вузов, но и в силу отсутствия соответствующих форм учебного процесса. Одним из направлений решения указанных проблем является разработка системы управления знаниями вуза и последующая организация в вузе процесса управления знаниями, отвечающими современным корпоративным требованиям. При этом крайне важным является сохранение традиционной парадигмы высшего образования и организационной модели вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES ON THE BASE OF CORPORATE KNOWLEDGE’S MANAGEMENT

The new stage of the world economy development, based on knowledge, is characterized by the fact that at the world market, as a result of high technologies ’ application, the high-tech goods and services appear. Educational services also belong to these high-tech services. Complication of technologies leads to appearance of the new intellectual market. At this market goods are not material things, but different objects of intellectual market (patents, licenses and ideas) and services. Today the educational society has met a problem of overcoming a disruption between knowledge necessary for employers ’society and a set of knowledge and competences, got by universities ’ alumni. This problem ’s solution can be found inside universities, since absence of interaction mechanism between employers and universities. Besides, in universities knowledge management process can not be joined with the same processes of employers because of absence of corresponding organizational and technological solutions. This situation is getting worse not only because of absence of new high-skilled personnel influx to academic staff, but also absence of corresponding forms of educational process. One of this problem’s solution ways is a development of university’s knowledge management system, and subsequent organization of knowledge management’s process which can meet all modern corporate requirements. On the other hand, it is very important to save traditional paradigm of higher education and organizational model of university.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями»

М.В. Луговская, аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, lugovskaya@bsu.edu.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Новый этап развития мировой экономики, основанный на знаниях, характеризуется тем, что на мировом рынке появляются наукоемкие товары и услуги - как результат использования высоких технологий. К таким наукоемким услугам относят и образовательные услуги. Усложнение технологий приводит к появлению совершенно нового рынка - интеллектуального. Товарами на таком рынке являются не материальные предметы, а различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, идеи), а также услуги. В настоящее время перед образовательным сообществом ставится проблема преодоления разрыва между знаниями, необходимыми сообществу работодателей, и набором знаний и компетенций, получаемым выпускниками вузов. Решение этой проблемы не может быть найдено внутри вуза ввиду отсутствия отлаженного механизма взаимодействия между работодателями и вузом. Более того, процесс управления знаниями в вузе не может быть в настоящее время адекватно сопряжен с такими процессами у работодателей в связи с отсутствием соответствующих организационных и технологических решений. Данная ситуация со временем усугубляется не только в связи с недостаточным притоком квалифицированных кадров в профессорско-преподавательский состав вузов, но и в силу отсутствия соответствующих форм учебного процесса. Одним из направлений решения указанных проблем является разработка системы управления знаниями вуза и последующая организация в вузе процесса управления знаниями, отвечающими современным корпоративным требованиям. При этом крайне важным является сохранение традиционной парадигмы высшего образования и организационной модели вуза. Ключевые слова: корпоративные знания, система управления знаниями, высшее учебное заведение, социальные институты, фреймы, репозиторий знаний, высшее образование, образовательный процесс.

В общественном сознании высшему образованию традиционно отводится ведущая роль в сохранении, передаче и распространении знаний, создании основы для научных исследований, совершенствования новых технологий, их распространения, передачи1. На сегодняшний день в современных условиях значение высшего образования в развитии не только региона, но и в целом страны возрастает, так как

прогресс общества ставится в прямую зависимость от качества образования и количества образованных людей2. Однако складывающиеся социально-экономические условия, в которых в настоящее время происходит модернизация системы образования, негативным образом влияют на развитие высшего образования3. В этой ситуации особую роль приобретает оснащение необходимыми знаниями всего

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

персонала образовательных организа- Полученные результаты данного анали-ций, ориентированное на максимально за служат обоснованием необходимости эффективное использование трудового разработки организационного механизма

потенциала сотрудников.

Понятие и процесс адаптации корпоративных знаний в практике российских вузов вызывают определённые трудности. Сложность локализации связана не столько с проблемами перевода, сколько с адаптацией термина (и феномена) к российским реалиям4. В нашей стране недостаточно развита работа по управлению знаниями; в организациях не существует соответствующего специального подразделения - эту роль исполняют отделы с иным основным функционалом, а иногда и единичные сотрудники. Часто получается так, что каждый сотрудник самостоятельно ведёт свои хранилища данных (нередко выполненные в виде рассортированных по определённым директориям документов) и самостоятельно же ими управляет. Еще некоторое время назад, около пяти лет, в вузах существовал информационно-аналитический отдел, но функции, которые необходимо выполнять в контексте управления знаниями, расширились и выходят за устоявшиеся должностные обязанности, приписанные сотрудникам подобных отделов5. -

Проведённый нами в 2016 году анализ деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета выявил комплексный характер проблем, заключающихся в отсутствии утвержденных механизмов межкафедрального обмена учебно-методическими материалами и встраивания результатов научно-исследовательских работ в образовательный процесс. Новые знания медленно доводятся до потребителя.

В нашей стране недостаточно развита работа по управлению

знаниями; в организациях не существует соответствующего специального подразделения -эту роль исполняют отделы с иным основным функционалом, а иногда и единичные сотрудники.

Образовательная услуга строится не просто на конспекте лекций и перечне рекомендуемой литературы, а на объёмном корпоративном знании: учебных материалах; перечне литературы; научных разработках по определённому научному направлению, демонстрирующих обучающимся перспективы развития.

управления корпоративными знаниями в высшем учебном заведении, позволяющего организовать непрерывную поддержку образовательных услуг в актуальном состоянии.

На сегодняшний день процесс обмена знаниями в Белгородском национальном исследовательском университете происходит благодаря личным отношениям между профессорско-преподавательским составом кафедр. Отсутствуют современные механизмы распространения и обмена корпоративными знаниями.

Решением вышеперечисленных проблем может служить механизм управления корпоративными знаниями, решающий все задачи, связанные с их хранением, распространением и оценкой. Первоочередной задачей является определение перечня корпоративных знаний как объекта управления. Внутренними источниками корпоративных знаний являются результаты НИР, учебно-методические материалы, материалы библиотеки и другое. Внешними источниками могут служить библиотека, контрагенты, Интернет и другое. Материалы, получаемые из внешних источников, про-фессорско-преподава-тельский состав переводит во внутренние источники6. Нами уточнено, что в процессах управления используются формализованные знания, внесённые в единую информационную систему управления корпоративными знаниями.

В рамках нашего исследования проведена систематизация результатов научно-исследовательских работ Белгородского государственного национального исследо-

вательского университета за 2010-2015 годы. Нами охвачен большой объем накопленных результатов научной деятельности, относящихся к одному из основных направлений корпоративных знаний, способствующих актуализации образовательных услуг, что ведет к повышению конкурентоспособности вуза.

На основе рассматриваемой нами организационной структуры вуза предложен механизм управления корпоративными знаниями в высшем учебном заведении; разработана блок-схема механизма управления корпоративными знаниями в высшем учебном заведении (рис. 1.), представлены фильтрация корпоративных знаний и необходимые функции, выполнение которых приведет к локализации процесса управления. Элементы механизма оказания образовательных услуг на основе управления корпоративными знаниями, а также взаимосвязь блоков механизма управления корпоративными знаниями также обозначены на рис. 1.

По аналогичному алгоритму (см. рис. 1) происходит сцепка корпоративных знаний

из разных источников (учебных, методических, научных, инновационных), в результате чего формируется пакет корпоративных знаний. Отсюда, образовательная услуга строится не просто на конспекте лекций и перечне рекомендуемой литературы, а на объёмном корпоративном знании: учебных материалах; перечне литературы; научных разработках по определённому научному направлению, демонстрирующих обучающимся перспективы развития; инновационных результатах, показывающих, каким образом данное направление проходит коммерциализацию, как оно пересекается с другими направлениями и дисциплинами. Таким образом, можно говорить о предоставлении многомерной образовательной услуги, которая по сравнению с обычной обогащена результатами научных исследований.

Принципиальная схема сцепки корпоративных знаний в многомерную образовательную услугу (актуализированные образовательные услуги) представлена на рис. 2.

Следуя вышепреведенному алгоритму (см. рис. 2), охарактеризуем «исток формирования» как основу совокупности знаний,

Рис. 1. Блок-схема механизма управления корпоративными знаниями

Рис. 2. Алгоритм распространения корпоративных знаний

находящихся в вузе, но не переданных в основу репозитория. Создание репозитория главным образом основано на корпоративных знаниях и неучтенных, но имеющих превалирующий характер прочих знаниях. Далее стоит выбор классификаторов: «разработка новых классификаторов», ранее не описанных и появляющихся в разрезе специализированных дисциплин узкого профиля, и «маркировка и утверждение корпоративных знаний» в случае отсутствия узкоспециализированных направлений и наличия знаний общего профиля. Затем, соответственно, осуществляются внесение этих знаний в базу и последующее их использование и распространение с учетом потребностей потребителей. В результате работы по алгоритму потребитель получает корпоративное знание, соответствующее его запросам и интересам.

В данном случае различные виды корпоративных знаний обладают своими индивидуальными особенностями в зависимости от типа и масштаба образовательной организации, специфики ее дея-

тельности по предоставлению образовательных услуг. Отсюда, необходимо провести дополнительные исследования, направленные на последующую доработку разработанного механизма и алгоритма в зависимости от выявленных особенностей.

Анализ деятельности рассматриваемого нами вуза показывает, что в нем отсутствует централизованный орган управления знаниями, из-за чего прямая реализация предложенной концепции затруднительна.

Интеграция центра управления корпоративными знаниями в существующую организационно-управленческую структуру высшего учебного заведения способствует качественному управлению корпоративными знаниями и развитию инновационной составляющей вуза, в результате чего достигается непрерывная поддержка образовательных услуг в актуальном состоянии7.

Таким образом, разработанная структура мехнизма управления корпоративными знаниями потенциально позволит обес-

печить ротацию и оперативное доведение до потребителя новых знаний.

Наличие в высшем учебном заведении единого центра управления корпоративными знаниями даст возможность централизовать потоки обмена ими как во внутренней среде вуза, так и со сторонними организациями, что, в свою очередь, повысит уровень информационной безопасности вуза путем снижения личных контактов и уменьшения вероятности утечек знаний.

Разработка и применение системы управления знаниями позволяют перейти к новым формам учебного процесса, не меняя традиционной организационной структуры вуза. Построение единой (унифицированной по всем учебным планам) структуры областей знания позволяет начать формирование онтологии вуза, объединяющей онтологии всех изучаемых в вузе дисциплин. Онтология может наполняться силами учащихся и преподавателей в рамках традиционного учебного процесса. По мере заполнения онтологии будет накапливаться массив междисциплинарных связей. В результате чего появится возможность организации индивидуальных обучающих траекторий учащихся. (Щ

Литература

1. Bughin J., Manyika J. How businesses are using Web 2.0: A McKinsey Global Survey. McKinsey Quarterly, March, 2007.

2. Joseph M. Firestone, Managing Partner. Knowledge management and reducing risk: a business fable: kill your worst ideas before they kill you. Ark Group, 2008. 71 s.

3. Mark W. McElroy. The new knowledge management: complexity, learning, and sustainable innovation. KMCI Press, 2010. 246 s.

4. Там же.

5. Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2007 / К. Shegda, Т. Bell, К. Chin, М. Gilbert // Gartner RAS Core Research. 2007. 21 Sept.

6. Гaвриловa Т.А. Интeллeктуaльныe тeхнологии в iwe^джмeнтe: инcтрумeнты и отэтeiwbi. СПб.: Выcшaя школa мeнeджмeнтa, 2008. С. 48.

7. Крымcкaя А. Упрaвлeниe зганиями зa рубeжом и в Ро^ии [Элeктронный рecурc]. URL: http:// www.smart-edu.com/stati-upravlenie-znaniyami/ upravlenie-znaniyami-za-rubezhom-i-v-rossii. html (дата обращения: 21.06.2016); Тузовcкий А.Ф., Чириков C.B., Ямпольcкий В.З. Сиcтeмы упрaвлeния зганиями ^eTC^i и тeхнологии) / под общ. рeд. В.З. Ямпольотого. Том^, 2015. С. 56-58.

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES ON THE BASE OF CORPORATE KNOWLEDGE'S MANAGEMENT

M.V. Lugovskaya, postgraduate, The department of social technologies, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, lugovskaya@bsu.edu.ru

The new stage of the world economy development, based on knowledge, is characterized by the fact that at the world market, as a result of high technologies' application, the high-tech goods and services appear. Educational services also belong to these high-tech services. Complication of technologies leads to appearance of the new intellectual market. At this market goods are not material things, but different objects of intellectual market (patents, licenses and ideas) and services. Today the educational society has met a problem of overcoming a disruption between knowledge necessary for employers'society and a set of knowledge and competences, got by universities' alumni. This problem's solution can be found inside universities, since absence of interaction mechanism between employers and universities. Besides, in universities knowledge management process can not be joined with the same processes of employers because of absence of corresponding organizational and technological solutions. This situation is getting worse not only because of absence of new high-skilled personnel influx to academic staff, but also absence of corresponding forms of educational process. One of this problem's solution ways is a development of university's knowledge management system, and subsequent organization of knowledge management's process which can meet all modern corporate

requirements. On the other hand, it is very important to save traditional paradigm of higher education and organizational model of university.

Key words: corporate knowledge, knowledge management system, higher educational establishment, social institutions, frames, repository of knowledge, higher education, educational process.

References

1. Bughin J., Manyika J. How businesses are using Web 2.0: A McKinsey Global Survey. McKinsey Quarterly, March, 2007.

2. Joseph M. Firestone, Managing Partner. Knowledge management and reducing risk: a business fable: kill your worst ideas before they kill you. Ark Group, 2008. 71 p.

3. Mark W. McElroy. The new knowledge management: complexity, learning, and sustainable innovation. KMCI Press, 2010. 246 p.

4. Mark W. McElroy. The new knowledge management: complexity, learning, and sustainable innovation. KMCI Press, 2010. 246 p.

5. Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2007 / K Shegda, X Bell, K Chin, М. Gilbert. Gartner RAS Core Research, 2007. 21 Sept.

6. Gavrilova T.A. Intellektual'nye tekhnologii v menedzhmente: inctrumenty i cictemy [Intellectual technologies in management: tools and systems]. St. Petersburg, Vycshaia shkola menedzhmenta Publ., 2008. p. 48.

7. Krymckaia A. Upravlenie znaniiami za rubezhom i v Roccii [Knowledge management abroad and in Russia]. Available at: http://www.smart-edu.com/ stati-upravlenie-znaniyami/upravlenie-znaniyami-za-rubezhom-i-v-rossii.html (accessed 21.06.2016); Tuzovckii A.F., Chirikov C.B., Iampol'ckii VZ. Sictemy upravleniia znaniiami (metody i tekh-nologii) / pod obshch. red. V.Z. Iampol'ckogo [The knowledge management system (methods and techniques). Ed. by VZ. Yampolsky]. Tomsk, 2015. pp. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.