В.И. Стародубов,
д.м.н., профессор
B.О. Флек, д.м.н., профессор И.М. Сон, д.м.н., профессор
C.А. Леонов, д.м.н., профессор Э.Н. Матвеев, к.м.н.
М.Н. Бантьева,
ФГУ ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития России, г. Москва
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Проектом Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные задачи повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи, гарантированной населению РФ, на основе конкретизации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. В частности, это касается объемов помощи в части их видов, порядка и условий предоставления.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ПГГ) на 2009 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.12.08 №013, является сегодня основополагающим документом, позволяющим обеспечить сбалансированность обязательств государства по предоставлению населению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет всех государственных источников финансирования: бюджетов всех уровней (муниципального, субъекта Российской Федерации, федерального) и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС является составной частью ПГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации ежегодно утверждаются нормативы объемов и стоимости единицы объема медицинской помощи (посещений, койко-дней, пациенто-дней, вызовов скорой помощи) и подушевые нормативы ее финансового обеспечения. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации (от 02.10.09 №811) на 2010 год внесены некоторые коррективы в объемы медицин© В.И. Стародубов, В.О. Флек, И.М. Сон, С.А. Леонов, Э.Н. Матвеев, М.Н. Бантьева, 2010 г.
ской помощи, которые были учтены нами при разработке проекта нормативной базы ПГГ.
На основе ПГГ в субъектах Российской Федерации формируются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ) путем адаптации федеральных и разработки территориальных нормативов с учетом региональных особенностей заболеваемости населения региона и его медико-демографических характеристик. Показатели ТПГГ становятся основой для проведения реструктуризации системы оказания медицинской помощи по интенсивности лечебно-диагностического процесса, формирования региональной модели сети учреждений здравоохранения.
Требуются дальнейшее развитие (уточнение) объемов помощи, устранение существующих проблем и недостатков, введение новых показателей в систему нормативных показателей ПГГ и переоценка роли прежних.
Анализ показывает, что за период своего 10-летнего существования нормативная база ПГГ не учитывала в полной мере тенденции изменений возрастного состава, заболеваемости населения, специализации медицинской помощи. Так, после включения в состав детского населения подростков каких-либо изменений в повозрастные объемные показатели нормативной базы внесено не было. Показатель, рассчитанный на возрастную группу 0-14 лет, был неправомерно распространен на вновь сформированную возрастную группу (0-17 лет).
Недостатком действующей ПГГ является отсутствие согласованности между перечнем врачебных специальностей, представленных в информационных письмах, и рекомендаций к Программе и перечнем должностей в амбулаторной сети учреждений здравоохранения, в результате чего из ПГГ выпало около десятка врачебных специальностей по поликлиническому разделу помощи (гастроэнтерология, пульмонология, нефрология, гематология, травматология, нейрохирургия,
челюстно-лицевая хирургия, проктология, сердечно-сосудистая хирургия).
Требуется также переоценка роли показателя койко-дней в системе нормативной базы ПГГ. Представляется необходимым избрать в качестве нормативного показателя объема стационарной помощи случай госпитализации. Показатель койко-дня (пациенто-дня), с нашей точки зрения, следует использовать только в качестве показателя, необходимого для планирования ресурсов и оценки их использования. Для оплаты же медицинской помощи следует шире использовать не койко-день, а случай госпитализации, и это позволит достигнуть оптимального уровня длительности пребывания больного пациента на больничной койке.
Нормативная база ПГГ имеет большое значение для управления системой здравоохранения. Роль ПГГ велика при решении ряда актуальных проблем здравоохранения: высокой предотвратимой смертности населения, особенно от болезней системы кровообращения, материнской и младенческой смертности; доли смертей в течение первого года после установления диагноза онкологических заболеваний и беспрецедентно высокой смертности от внешних причин, а также значительного роста заболеваемости населения. Особенно тревожен рост осложнений беременности, родов и послеродового периода. Высок уровень инвалидизации населения как следствие недостаточного медико-организационного и ресурсного обеспечения этой проблемы.
Несомненно, что эти неблагоприятные тенденции в здоровье населения обусловлены в значительной мере недостатками в организации медицинской помощи населению и недостаточной проработанностью системы нормативного, а также правового обеспечении функционирования системы здравоохранения, адекватного финансового обеспечения.
Таким образом, для решения проблем, стоящих перед системой здравоохранения,
требуются ее переход на современные медико-организационные модели оказания медицинской помощи, инновационное развитие системы в целом, внедрение ресурсосберегающих технологий, что предполагает формирование прогрессивной нормативной базы, адекватной поставленным задачам. Нормативы должны стать действенным средством управления системой в условиях ограниченных ресурсов.
При уточнении нормативов объемов медицинской помощи был использован комплекс современных методов: статистический, структурного анализа по методу компонентов, штатно-нормативный, балансовый, экспертный, экстраполяции, моделирования. В качестве баз исследования были избраны территории: Чувашская Республика, Самарская, Калининградская области, Московская область.
Специальное углубленное изучение по данным обращаемости населения за медицинской помощью: частоты госпитализации и посещаемости населения по уровням оказания медицинской помощи (муниципальном, межмуниципальном, областном, федеральном), было проведено на базе нескольких муниципальных образований Московской области (Коломенский, Ступинский, Люберецкий, Мытищинский районы, г. Ивантеевка). Была проведена экспертиза первичной медицинской документации по разным врачебным специальностям с целью оценки обоснованности госпитализации, выявления потребности в развитии специализированных видов помощи, возможностей использования ресурсосберегающих технологий и развития медико-социальной помощи детям и взрослым, полноты предоставляемой помощи на амбулаторном приеме.
Исходным элементом разработки нормативов потребности населения в медицинской помощи является анализ динамики заболеваемости населения.
Проведенный ретроспективный анализ частоты общей заболеваемости населения РФ за период с 2000 по 2008 годы выявил тенденцию к росту на 19% (2000 год —
1317,5; 2008 год — 1561,5 на 1000 населения), при этом прирост заболеваемости детей за тот же период составил 25%, взрослых — 19%.
Заболеваемость новообразованиями выросла на 26%, в основном за счет детского населения (на 69%). Прирост болезней крови и кроветворных органов составил 20%. Заболеваемость болезнями эндокринной системы также выросла в 1,5 раза, болезней нервной системы выросла на 26% (в основном за счет роста заболеваемости детей — на 47%).
Тенденция к значительному росту отмечается в классе болезней системы кровообращения — в 2 раза, причем как у взрослых, так и у детей. Вырос уровень заболеваемости болезнями органов пищеварения. Заболеваемость болезнями мочеполовой системы выросла в основном за счет взрослого населения (на 36%).
Осложнения беременности, родов и послеродового периода возросли на 46%, при этом у детей — на 43%, у взрослых — на 39%.
Рост врожденных пороков развития составил: всего — на 32%, у детей — на 63%, у взрослых — на 15%. Врожденные аномалии системы кровообращения возросли у детей за вышеназванный период на 86%. Травмы, отравления и другие увеличились за период 2000-2008 гг. на 7%, при этом среди детского населения — на 20%, среди взрослого — на 4% (таблица 1).
Выявленные тенденции были учтены нами при формировании объемов помощи в разрезе врачебных специальностей.
Ретроспективный анализ статистических данных об объемах медицинской помощи по РФ за 2000-2008 годы выявил рост показателей частоты госпитализации детского (на 31%), взрослого населения (на 8%); посещаемости всего населения (на 5%). При этом по отдельным специальностям рост показателей оказался весьма значительным.
Проведенные научные разработки позволили на научной основе уточнить показатели
Таблица 1
Динамика общей заболеваемости населения в Российской Федерации в разных возрастных группах населения за 2000-2008 годы
Наименование классов, групп и отдельных заболеваний Число зарегистрированных заболеваний (на 1000 соответствующего населения) Темпы роста заболеваемости (в %)
2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2005 г. к 2000 г. 2007 г. к 2005 г. 2008 г. к 2007 г. 2008 г. к 2000 г.
Всего зарегистрированных заболеваний
Дети (0-17) 1788 2077 2260 2354 116 1 09 1 04 1 32
Взрослые (18+) 1177 1303 1377 1389 110 105 100 118
Все население 131 6 1464 1543 1562 111 1 06 1 01 119
В том числе по отдельным классам и группам болезней
Новообразования 30,7 35,4 37,0 38,5 115 105 104 125
Болезни крови и кроветворных органов 8,8 1 0,9 1 2,7 1 2,6 1 24 117 99 1 44
Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ 38,2 48,0 55,6 57,6 126 116 104 151
сахарный диабет 1 4,2 17,7 20,1 21 ,3 1 25 114 1 06 150
Болезни нервной системы 44,9 49,6 54,4 56,4 110 110 104 126
Болезни системы кровообращения 138,4 194,2 215,2 220,5 140 111 102 159
болезни, характеризующиеся 34,7 62,6 76,0 80,3 181 121 106 231 повышенным кровяным давлением
Болезни органов пищеварения 106,0 113,0 112,8 113,6 107 100 101 107
функциональные расстройства 1,2 1,8 2,0 4,4 150 111 214 367
желудка
болезни поджелудочной железы 3,6 5,8 6,7 6,9 162 116 104 192
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 87,7 110,1 121,7 125,0 126 110 103 143
артрозы 1 0,9 18,7 22,0 22,7 171 118 1 03 208
Болезни мочеполовой системы 79,1 98,6 107,4 109,0 125 109 102 138
болезни предстательной железы 4,4 6,5 7,6 7,9 149 117 104 180
Доброкачественная дисплазия и другие болезни молочных желез 2,2 3,8 4,6 4,9 173 121 106 223
Беременность, роды и послеро- 17,2 21,6 23,9 25,0 126 111 105 146 довой период
Отдельные состояния перинатального периода 4,6 4,9 4,9 5,0 107 100 103 109
Врожденные аномалии и пороки 52 62 66 69 118 106 104 132 развития , , , ,
Несчастные случаи, отравления и травмы 87,7 91,5 93,7 93,6 104 102 100 107
объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи в рамках ПГГ, включая дневные стационары всех типов: частоты госпитализации, посещаемости и поступлений в дневные стационары (ДС) детского и взрослого населения, обосновать рациональную этапность в оказании медицинской помощи.
Структурный анализ амбулаторных объемных нормативных показателей действующей ПГГ выявил серьезные диспропорции: резкое отставание по ряду специальностей от достигнутого уровня помощи в действующей сети, в развитии отдельных специальностей (таблица 2). Проблемной оказалась ситуация с амбулаторной посещаемостью. Объемные нормативные показатели по педиатрии и терапии, соответственно 1014,3 и 2127,3 на 1000 населения (2008 год), не соответствуют потребности населения в объемах помощи и штатно-нормативным установкам по этим специальностям. Действующие нормативы посещаемости педиатров ниже фактических показателей (на 30%).
Что касается нормативных показателей по терапии, то объемные показатели (2127 посещений на 1000 населения) оказались также занижены.
Рассчитанные на основе этих объемов показатели обеспеченности должностями врачей-терапевтов (через функцию врачебной должности) оказались на 15% ниже штатных нормативов. Предложен норматив по терапии в количестве 2348 посещений (таблица 2).
Обращает на себя внимание неоправданно высокой уровень действующего норматива посещаемости стоматолога. При фактической частоте посещений на уровне 919 на 1000 населения (по отчетным данным РФ за 2008 год) норматив по стоматологии представлен показателем в 1572 посещения. Причина в том, что в состав показателя изначально неправомерно было включено расчетное число посещений по ортодонтии и зубопротезированию.
Нормативное число посещений установлено в проекте норматив ППГ на уровне 9500
посещений на 1000 населения, раздельно для детей и взрослых. Объемы деятельности врачей общей практики включены в показатели по врачебным специальностям, при необходимости блок может быть выделен в качестве самостоятельной расчетной системы.
Разработанные нормативы для стационарной помощи реализуют возможность более эффективного использования дорогостоящих специализированных коек областного уровня за счет формирования межрайонных центров, расширения дневных стационаров и коек медико-социальной помощи (сестринского ухода), а также отделений (коек) для долечивания больных на уровне районных систем расселения. Для ДС нормативы разработаны для каждого типа. Применение экспертной оценки позволило выявить случаи необоснованной госпитализации, что важно с учетом высокой частоты госпитализации в больничные стационары (220 случаев на 1000 населения).
Проект уточненных показателей числа случаев госпитализации Программы государственных гарантий оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи представлен в таблице 3. Норматив составляет 194 случая на 1000 населения в больничные учреждения.
Проект уточненных показателей среднего числа дней пребывания на койке ПГГ составляет 14,3 дня для больничных коек и 12,6 дня для ДС.
Проект уточненных показателей числа койко-дней (пациенто-дней) ПГГ пребывания на койке ПГГ медицинской помощи представлен в таблице 4. Показатель составил 590 койко-дней на 1000 населения, кроме того, для коек сестринского ухода — 172.
Нормативная база ПГГ играет важную регулирующую роль. Ее следует рассматривать в качестве инструмента модернизации существующей, как правило, ресурсозатрат-ной, региональной сети учреждений здравоохранения в стране. С учетом дифференциации нормативных показателей по интенсивности лечебно-диагностического
Таблица 2
Проект уточненных показателей числа посещений врача Программы государственных гарантий оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи (на 1000 соответствующего населения)*
П 1 г— Россия пгг Уточненные нормативы
1 /рофили врачеоных специальностей 2008 2009 Всего В том числе
Всего Всего Дети (0-17 лет) Взрослые
Кардиология 107 21 6 1 27 1 05 1 32
Ревматология 24 - 29 11 33
Гастроэнтерология 31 - 28 55 22
Пульмонология 16 - 16 15 16
Эндокринология (т) 188 82 182 93 203
Нефрология (т) 12 - 11 31 7
Гематология 9 - 13 10 13
Аллергология 27 10 27 79 15
Педиатрия (общая) 1449 1 01 4 1324 7001 8
Терапия (общая) 1915 2127 2348 X 2892
Инфекционисты 75 23 75 64 77
Травматология 250 - 250 338 229
Урология 1 00 1 00 1 00 24 118
Нейрохирургия 4 - 11 2 14
Челюстно-лицевая хирургия 2 - 2 2 3
Проктология 8 - 19 0 23
Сердечно-сосудистая хирургия 5 - 6 1 7
Хирургия (общая) 506 824 506 413 528
Онкология 111 0 1 06 11 1 28
Акушерство-гинекология 639 665 664 145 785
Отоларингология 389 504 504 734 450
Офтальмология 463 455 454 469 451
Неврология 464 455 456 470 453
Психиатрия 213 289 290 238 302
Наркология 1 35 1 38 1 38 66 1 54
Фтизиатрия 181 186 185 246 171
Дерматовенерология 356 540 429 388 438
Врачебные кадры 7681 7626 8302 11 012 7673
Стоматология 919 1572 1199 1 41 0 1150
Всего 8600 9198 9500 12 422 8823
С учетом 100 посещений на 1000 населения Центров здоровья и 300 ния среднего медицинского персонала (без посещений ФАП).
посещений на 1000 населе-
Таблица 3
Проект уточненных показателей числа случаев госпитализации Программы государственных гарантий оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи (на 1000 населения соответствующего возраста)
Профили коек Россия, МЗСР РФ ПГГ ил 9ПП9г - Уточненные нормативы
2008 (всего) 1111 На 20071 Дети 1 Взрослые\ Всего
Кардиологические 9,3 6,5 2,2 9,8 8,4
Ревматологические 1,0 0,8 0,3 1,2 1,0
Гастроэнтерологические 2,5 3,3 2,8 2,5 2,5
Пульмонологические 2,8 2,8 2,4 2,8 2,7
Эндокринологические 2,0 1 ,5 1 ,4 2,1 2,0
Нефрологические 1,4 1,4 2,9 1,1 1,4
Гематологические 0,9 0,7 1,2 0,9 0,9
Аллергологические 0,5 0,4 1,3 0,3 0,5
Педиатрические (общие) 11,9 12,6 57,5 Х 10,8
Терапевтические (общие) 34,2 24,2 Х 28,8 23,4
Инфекционные 15,5 15,0 48,6 7,8 15,5
Патология новорожденных 1,2 1,2 6,6 Х 1,2
Травматологические 8,1 6,5 6,4 7,8 7,5
Ортопедические 1,3 1,2 2,1 1,1 1,3
Урологические 5,2 4,1 3,3 4,5 4,3
Нейрохирургические 2,8 2,0 2,3 2,9 2,8
Ожоговые 0,4 0,4 0,7 0,3 0,4
Челюстно-лицевой хирургии 1,4 1,1 1,7 1,3 1,4
Торакальной хирургии 0,6 0,5 0,4 0,7 0,6
Проктологические 0,7 0,6 0,1 0,9 0,7
Кардиохирургические 0,7 0,3 0,5 0,8 0,7
Сосудистой хирургии 1,2 0,6 0,2 1,3 1,1
Хирургические (общие) 27,5 26,5 16,1 24,0 22,6
Онкологические 5,7 6,2 0,7 7,8 6,5
Для беременных и рожениц 9,6 7,8 1,1 11,2 9,3
Патологии беременности 9,7 5,0 0,7 10,6 8,7
Гинекологические 18,9 20,1 2,1 21 ,6 18,0
Для производства абортов 2,7 5,0 0,3 2,6 2,2
Отоларингологические 5,1 5,7 9,0 4,2 5,1
Офтальмологические 6,2 4,5 4,4 6,6 6,1
Неврологические 1 2,7 9,5 5,0 1 1 ,4 1 0,2
Психиатрические 5,5 6,0 3,8 5,9 5,5
Наркологические 4,4 4,5 0,2 5,3 4,4
Фтизиатрические 2,0 4,0 0,9 2,3 2,0
Дерматовенерологические 2,2 2,8 2,1 2,2 2,1
ИТОГО 217,9 196,0 191,4 194,3 193,7
Сестринского ухода 1,4 3,0 0,4 3,5 3,0
Всего 220,1 199,0 191,9 197,8 196,7
Дневные стационары
ДС больниц 14,8 15,7 11,4 16,5 15,6
ДС АПУ 24,5 24,2 23,7 27,1 26,4
Стационар на дому 3,6 5,8 3,5 4,9 4,7
ДС, всего 42,9 45,7 38,6 48,6 46,7
Таблица 4
Проект уточненных показателей числа койко-дней (пациенто-дней) Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи
Профили коек Число койко-дней (пациенто-дней) на 1000 населения соответствующего возраста Структура проведенных дней в разрезе профилей коек (мест), %
Дети Взрослые Всего Дети Взрослые
Кардиологические 31 152 1 30 1,4 4,9
Ревматологические 5 20 17 0,2 0,7
Гастроэнтерологические 39 39 39 1,8 1 ,3
Пульмонологические 32 45 42 1,5 1,4
Эндокринологические 20 33 30 0,9 1 ,0
Нефрологические 39 16 20 1,8 0,5
Гематологические 21 15 16 1 ,0 0,5
Аллергологические 17 4 7 0,8 0,1
Педиатрические 647 X 1 22 30,0 0,0
Терапевтические X 377 306 0,0 12,0
Инфекционные 374 81 1 36 17,3 2,6
Патология новорожденных 118 X 22 5,5 0,0
Травматологические 64 1 23 112 2,9 3,9
Ортопедические 40 19 23 1,8 0,6
Урологические 34 52 49 1 ,6 1 ,7
Нейрохирургические 22 40 36 1,0 1,3
Ожоговые 13 6 7 0,6 0,2
Челюстно-лицевой хирургии 15 14 14 0,7 0,4
Торакальной хирургии 4 13 12 0,2 0,4
Проктологические 1 12 10 0,1 0,4
Кардиохирургические 7 11 10 0,3 0,3
Сосудистой хирургии 3 19 16 0,1 0,6
Хирургические (общие) 121 277 248 5,6 8,8
Онкологические 14 108 90 0,6 3,4
Для беременных и рожениц 9 101 84 0,4 3,2
Патологии беременности 6 101 83 0,3 3,2
Гинекологические 17 189 157 0,8 6,0
Для производства абортов 1 6 5 0,0 0,2
Отоларингологические 71 41 47 3,3 1 ,3
Офтальмологические 39 63 58 1,8 2,0
Неврологические 73 176 157 3,4 5,6
Психиатрические 124 448 387 5,7 14,3
Наркологические 3 78 64 0,1 2,5
Фтизиатрические 84 210 186 3,9 6,7
Дерматовенерологические 36 39 38 1 ,7 1 ,2
ИТОГО 2143 2927 2780 99,2 93,4
Сестринского ухода 17 208 172 0,8 6,6
Всего 2160 3135 2952 100,0 100,0
Дневные стационары
ДС больниц 1 25 202 188 X X
ДС АПУ 372 342 348 X X
Стационар на дому 37 58 54 X X
ДС, всего 534 602 590
Таблица 5
Распределение по уровням оказания стационарной круглосуточной помощи
взрослому населению (в % к итогу)
Профили врачебных специальностей Уровни организации
Муниципальный Межмуниципальный Субъек та РФ Феде-раль-ный Итого
Основные Специализированные
Амбулаторная помощь детям
Все врачебные профили 63 20 6 5 6 100
В том числе:
Педиатрия и инфекционные болезни 93 1 0 2 4 100
Узкая специализация — педиатрия 0 30 9 44 17 100
Хирургия (общая) 0 84 10 5 1 100
Узкая специализация — хирургия 0 53 33 10 4 100
Онкология 0 0 0 48 52 100
Акушерство-гинекология 0 88 11 1 0 100
Амбулаторная помощь взрослым
Все врачебные профили 53 36 3 6 2 100
Терапия (общая) 98 0 0 2 0 100
Инфекционные болезни 0 95 5 0 0 100
Узкая специализация — терапия 0 43 0 29 28 100
Хирургия (общая) 0 96 0 2 2 100
Узкая специализация — хирургия 0 75 0 22 3 100
Онкология 0 87 0 4 9 100
Акушерство-гинекология 93 0 0 7 0 100
Стационарная помощь детям
Все врачебные профили 39 44 7 9 1 100
В том числе:
Общая терапия 98 0 0 2 0 100
Инфекционные болезни 88 0 10 2 0 100
Узкая специализация — педиатрия 0 36 36 20 8 100
Хирургия (чистая) 100 0 0 0 0 100
Узкая специализация — хирургия 0 62 5 33 0 100
Онкология 0 65 0 29 0 94
Акушерство-гинекология 26 0 57 17 0 100
Стационарная помощь взрослым
Все врачебные профили 47 27 14 11 0 100
В том числе:
Общая терапия 98 0 0 2 0 100
Инфекционные болезни 88 0 10 2 0 100
Узкая специализация — терапия 0 91 0 8 1 100
Хирургия (чистая) 84 0 10 6 0 100
Узкая специализация — хирургия 34 0 25 40 1 100
Онкология 0 0 92 7 1 1 00
Акушерство-гинекология 77 0 16 7 0 100
процесса и уровням (этапам, порядку) оказания медицинской помощи прогрессивные нормативы становятся мощным средством повышения эффективности использования имеющихся в регионах ресурсов.
В таблице 5 представлены предложения по распределению объемов стационарной и амбулаторной помощи (детей и взрослых) по этапам организации.
Таким образом, представленный проект нормативов ПГГ предлагает дальнейшее развитие нормативной базы ПГГ на основе научного обоснования потребности населения в медицинской помощи по материалам специально проведенного исследования.
Устранены выявленные структурные диспропорции в действующей нормативной базе, вновь разработаны нормативны для 11 специальностей терапевтического и хирургического профилей, объемные показатели проекта ПГГ представлены в расчете на детское и взрослое население.
Выводы
1. Выраженные тенденции к росту уровня заболеваемости, показателей госпитализа-
ции и посещений врачей поставили вопрос об углублении реструктуризации отрасли на основе расширения объемов помощи на амбулаторном уровне (ДС, центры амбулаторной хирургии, центры здоровья).
2. Выявленные диспропорции в структуре врачебных специальностей ПГГ потребовали существенного уточнения нормативных объемов по отдельным профилям.
3. Дифференциация нормативов по интенсивности лечебно-диагностического процесса, по уровням иерархии оказания медицинской помощи позволит использовать обновленные нормативы для разработки сбалансированных территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и проведения на этой базе рациональных многоуровневых региональных моделей сети учреждений здравоохранения.
4. Разработка нормативов частоты госпитализации детского и взрослого населения позволяет в значительной мере более эффективно использовать государственные ресурсы здравоохранения.
Литература
1. Алексеев H.A. Анализ эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений//Здравоохранение Российской Федерации. — 2004. — №5.
2. Дементьев А.И. Научное обоснование эффективности использования коечного фонда центральных районных больниц//Автореферат дисс. ... канд. мед. наук. — 2002.
3. Злобин A.H. Социально-гигиеническое обоснование потребности населения пожилого и старческого возраста в медико-социальной помощи//Автореферат дисс. ... канд. мед. наук. — 1996.
4. Коротков Ю.А. Научные основы реформирования первичного звена здравоохранения на принципах общей врачебной/семейной практики//Автореферат дисс. ... докт. мед. наук. — 1999.
5. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс//Проблемы управления здравоохранением. — 2005. — №4.
6. Леонов С.А, Матвеев Э.Н. Проблемы нормативной базы Программы государственных гарантий на современном этапе развития здравоохранения//Здраво-охранение Российской Федерации. — 2009. — №3. — С. 14-16.
7. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2000 год (Минздрав России, ФФОМС, Минфин России, 2000).
8. Методические указания «Дифференцированные нормативы медицинской помощи населению и ресурсного обеспечения здравоохранения» (Минздрав России, ЦНИИОИЗ, 1999).
9. «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год»//Совместное письмо Минздравсоц-развития и ФФ ОМС от 22 августа 2005 года № 4076-ВС, № 3986/40-3/и.
10. Постановление о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год от 26.11.04, №690.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год»
12. Роговой МЛ. Методические вопросы нормирования труда медицинского персонала и особенности проектирования штатных нормативов городских больниц для долечивания, поликлиник и больниц восстановительного лечения//В сб. статей. ВНИИСГОЗ им. Н.А.Семашко. — Москва, 1981.
13. Стародубов В.И., Калининская Л.Л, Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. — М.: Медицина, 2007. — 261 с.
14. ФлекВ.О. Финансирование здравоохранения: проблемы и перспективы. — Москва, 2005. — 156 с.
15. Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда ОМС о формировании и реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году. № 10 407 от 31 декабря 2008 года.
Здравоохранение-201□
Признан утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России, определивший меры оперативного реагирования на обращения граждан о нарушениях гарантий оказания бесплатной медпомощи. Речь идет, в частности, о рассмотрении сведений о незаконном взимании денежных средств врачами или в кассу медорганизаций.
В настоящее время соответствующие нормы закреплены в Административном регламенте Минздравсоцразвития России о порядке рассмотрения обращений граждан.
Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 2 декабря 2009 г. № 937 «О признании утратившим силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 377 «О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»