IMPROVING NON-FINANCIAL CORPORATE REPORTING: THE RUSSIAN EXPERIENCE Alekseeva K.A. (Russian Federation) Email: [email protected]
Alekseevа Ksenia Aleksandrovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF CORPORATE ECONOMICS AND MANAGEMENT BUSINESS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION
OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION URAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, EKATERINBURG
Abstract: the Article is devoted to the improvement of corporate non-financial reporting in Russia, revealed and due to the need for the development ofpublic non-financial reporting, recognized the need to create a regulatory framework for the regulation of requirements for public non-financial reporting. The aim of this work is to study Russian and foreign experience of preparation of public non-financial reporting and developing recommendations that will improve the quality of reporting of Russian companies. Topicality of the research is caused by that public non-financial corporate reporting will allow you to install additional communication with stakeholders to create a positive image of the organization, to identify priorities for sustainable development.
Keywords: sustainability reporting, corporate reporting, corporate governance, sustainable development, social responsibility, public accountability.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕФИНАНСОВОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Алексеева К.А. (Российская Федерация)
Алексеева Ксения Александровна - магистрант, кафедра корпоративной экономики и управления бизнесом, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: статья посвящена совершенствованию нефинансовой корпоративной отчетности в России, выявлена и обусловлена необходимость развития публичной нефинансовой отчетности, осознана необходимость создания нормативной базы для регулирования требований к публичной нефинансовой отчетности. Целью работы является изучение российского опыта публичной нефинансовой отчетности и разработка рекомендаций, которые позволят повысить качество отчетности российских компаний. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что публичная нефинансовая корпоративная отчетность позволит установить дополнительные коммуникации с заинтересованными сторонами, сформировать положительный имидж организации, определить приоритеты устойчивого развития. Ключевые слова: нефинансовая отчетность, корпоративная отчетность, корпоративное управление, устойчивое развитие, социальная ответственность, публичная отчетность.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития публичной нефинансовой отчетности в России. Для нашей страны подготовка публичной нефинансовой отчетности пока остается скорее исключением, чем практикой. Нефинансовая отчетность позволяет установить дополнительные коммуникации с заинтересованными сторонами, сформировать положительный имидж организации, определить приоритеты устойчивого развития. О роли и значении выбранной темы
свидетельствует тот факт, что в мае 2017 г. Правительством РФ была принята «Концепция развития публичной нефинансовой отчетности» [1].
Цель исследования состоит в изучении российского и зарубежного опыта подготовки публичной нефинансовой отчетности и разработке рекомендаций, которые позволят повысить качество отчетности российских компаний. Объектом исследования является публичная нефинансовая отчетность. Предметом исследования являются показатели публичной нефинансовой отчетности ведущих российских компаний.
В современных условиях одно из важнейших направлений совершенствования корпоративного управления связано с изменением подходов к отчетности. Организации предоставляют государству и заинтересованным пользователям различные виды отчетности, важнейшей из которых долгое время считалась бухгалтерская (финансовая) отчетность. К основным недостаткам финансовой отчетности относят: ретроспективный характер, использование только финансовых (денежных) показателей, возможность искажения из-за особенностей использования учетной политики, отсутствие качественных данных и данных о стратегии [6]. Важным дополнением финансовой отчетности может стать так называемая публичная нефинансовая отчетность. Появление нефинансовых отчетов в развитых странах тесно связано с общим развитием концепции корпоративной ответственности или устойчивого развития. В Российской Федерации теоретические и методические подходы к формированию публичной нефинансовой отчетности пока развиты слабо, даже само понятие «публичной нефинансовой отчетности» является дискуссионным. Так, «Концепция развития публичной нефинансовой отчетности» дает следующее определение публичной отчетности «совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей». Арсенова Е.В., Нефедова К.А., Неретина А.Д. определяет публичную нефинансовую отчетность как «инструмент информирования определенного круга заинтересованных лиц об экономических, социальных и экологических результатах компании в области устойчивого развития» [4]. На основании представленных понятий можно выделить следующие характерные особенности публичной нефинансовой отчетности: она тесно связана с понятиями «устойчивое развитие», «социальная ответственность», показатели ориентированы на широкий круг лиц, в том числе на общество, акционеров, работников, поставщиков, государство, отчетность содержит не только цифровые показатели, но и качественные сведения.
Публичная нефинансовая отчетность (ПНО) раскрывает информацию о деятельности организации в контексте социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи. Нефинансовый отчёт - это портрет компании, отражающий её общественное лицо. Он даёт возможность увидеть, какова стратегия компании, что она делает для её реализации, каких результатов и какой ценой достигает. Предоставляемая отчётная информация характеризует устойчивость и надёжность компании. Сам факт предоставления отчёта в публичное пространство говорит о том, что компания движется по пути повышения информационной открытости и прозрачной деятельности, ответственно относится к тому, какой ценой достигаются результаты, готова вести диалог и сотрудничать с заинтересованными сторонами. Важной задачей в этой связи остаётся повышение качества раскрываемой компаниями информации как важного фактора укрепления доверия и репутации. В Российской Федерации публичная нефинансовая отчётность пока имеет статус добровольного характера. В 2017 году в Российской Федерации принята «Концепция развития публичной нефинансовой отчётности». Ее реализация
40
включает четыре этапа. К декабрю 2017 года должен быть разработан проект Федерального закона «О публичной финансовой отчётности». В этом законе должны быть определены основные требования к государственному регулированию публичной нефинансовой отчётности и ее состав. Кроме того в Российской Федерации планируется разработать минимальные требования к нефинансовой отчётности. Важной задачей является определение организаций, на которых будет распространяться этот закон. На данный момент планируется включить в состав таких организаций ряд компаний: государственные корпорации, хозяйственные общества у которых более 50% акций находится в государственной собственности (при этом устанавливаются требования к выручке 10 млрд руб. и более и среднесписочной численности работающих более 4000 человек). В дальнейшем требования по составлению публичной финансовой отчётности планируется распространить на те организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах. Планируется, что обязательные требования к публикации такой отчётности вступят в силу 2019 года. Окончательно завершение перехода к государственному регулированию публичной нефинансовой отчётности планируется в 2023 году. Хотя универсальных стандартов нефинансовой отчетности пока нет, в этой сфере существуют рекомендательные документы. Несколько руководств, разработанных неправительственными организациями, нашли широкое применение в мире, включая серию стандартов АА1000 и Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное Глобальной инициативой по отчетности (GRI).
По состоянию на 2017 г. публичную нефинансовую отчетность формируют около 70 крупнейших компаний. Наибольшее количество отчетов формируется в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, атомной, химической, нефтехимической, металлургической и горнодобывающей промышленности. Наиболее часто в связи с оценкой качества отчётной информации подчёркивается важность следующих её характеристик: достоверность, полнота и последовательность в представлении данных, существенность информации, сравнимость и сбалансированность и качество управления процессом сбора, подготовки и представления данных. Несмотря на то, что лучшие системы отчётности и руководства содержат рекомендации по обеспечению качества отчётности, реальная практика пока далека от идеала. В качестве основной проблемы, как свидетельствуют различные опросы и исследования, заинтересованные стороны называют недостаточную надёжность, полноту и верифицируемость нефинансовой информации. Но есть и другие моменты, представляющие объективные трудности для использования данных, среди которых: различие методик подсчёта и метрик показателей, что представляет особую трудность в работе с первоисточниками (отчётами компаний) для анализа и сравнения; возможность различных интерпретаций представленной в отчётах информации; сокрытие негативных сведений и фактов и др. В результате потребители информации отмечают, что данные и факты, содержащиеся в отчётах, часто не поддаются сравнению, даже если речь идёт о компаниях, работающих в одной отрасли. Поэтому всё чаще звучат мнения о необходимости единого общепринятого стандарта нефинансовой отчётности наподобие стандарта финансовой отчётности. Проблемой, сохраняющей актуальность с точки зрения адекватной оценки деятельности компаний на основе их отчётности, является сопоставимость информации, раскрываемой различными компаниями по одним и тем же темам. В последнее время не только составители индексов и рейтингов, но и средства массовой информации всё чаще обращаются к отчётам компаний как к источнику информации для сопоставительного анализа и обобщения сведений по наиболее важным аспектам, характеризующим воздействия организации на общество и окружающую среду. Публичная нефинансовая отчетность крупных компаний приобретает черты зрелости, создает хорошую основу для дальнейшего развития систем сбора и анализа данных, которые
41
будут иметь решающее значение для качества раскрытия информации и состояния отчётности в будущем. Компании, внедрившие процессы публичной отчётности в системы управления и текущую деловую практику, демонстрируют реальное повышение информационной открытости и ответственности за оказываемые их деятельностью воздействия. В свою очередь, это свидетельствует, как правило, о более высоком развитии корпоративной культуры таких компаний по сравнению с теми, которые остаются закрытыми для внешнего сообщества, для заинтересованных сторон в своей стране и за рубежом. Особенно важно, чтобы происходило ускорение развития публичной нефинансовой отчётности в отраслях, производящих продукцию и услуги для населения. Важной задачей является совершенствование подготовки кадров. Необходимо добиваться повышения качества подготовки в этой сфере с учётом лучшей международной и российской практики.
В результате проведенного исследования сформированы следующие выводы. Публичная нефинансовая отчетность является сравнительно новым явлением для российского бизнеса. В Российской Федерации пока отсутствует законодательная база, регулирующая требования к составу отчетности, ее показателям, порядку проверки. Существенно затрудняет подготовку отчетности нехватка методических рекомендаций и дефицит квалифицированных кадров. В сентябре 2017 г. в Российской Федерации принята «Концепция развития публичной нефинансовой отчетности». Анализ текста данного документа позволяет сделать вывод о том, что к 2023 г. предполагается разработать необходимую правовую базу, в том числе закон «О публичной нефинансовой отчетности». Обязанность по предоставлению такой отчетности может быть распространена сначала на крупные компании с государственным участием, а в перспективе и на крупные частные компании. Таким образом, публичная нефинансовая отчетность - это совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития. Отчетность включает в себя общий блок информации о состоянии корпоративного управления, а также экономические, социальные и экологические показатели. Осознана необходимость создания нормативной базы, которая будет регулировать требования к публичной нефинансовой отчетности. Создание этой базы требует принятия федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности». «Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» предусматривает завершение работ по созданию нормативно-правовой базы к 2023 г.
Список литературы /References
1. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации».
2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности.
3. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики // Международный бухгалтерский учет, 2015. № 41. С. 32-41.
4. Арсенова Е.В., Нефедова К.А., Неретина А.Д. Содержание понятия «Нефинансовая отчетность» в современной управленческой науке // Вестник ГУУ, 2014. № 1. С. 178-182.
5. Домбровская Е.Н. Состояние и перспективы развития нефинансовой отчетности в России (по материалам крупнейших государственных компаний). // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 138-146.
6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс]: // Собрание законодательства РФ, 2011. № 50. Ст. 7344. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.11.2017).
PROBLEMS OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT OF COST MANAGEMENT AT GARMENT INDUSTRY ENTERPRISES Lazorenko T.Ju. (Russian Federation) Email: [email protected]
Lazorenko Tat'jana Jur'evna - Student, DEPARTMENT OF ACCOUNTING ANALYSIS AND AUDIT, SEVASTOPOL STATE UNIVERSITY, SEVASTOPOL
Abstract: in the article the tasks of the accounting and analytical system at the enterprise, the main features of the formation of the accounting and analytical system and the problem of accounting and analytical support of cost management at the garment industry enterprises were considered, and issues related to the relevance of the system of integrated internal management accounting and the acute need to create an effective information management systems for costs management at light industry enterprises, taking into account modern installation.
Keywords: accounting and analytical system, accounting and analytical cost management, management accounting, garment industry, information.
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ШВЕЙНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ Лазоренко Т.Ю. (Российская Федерация)
Лазоренко Татьяна Юрьевна - студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация: в статье рассмотрены задачи учетно-аналитической системы на предприятии, основные особенности формирования учетно-аналитической системы и проблемы учетно-аналитического обеспечения управления затратами на предприятиях швейной промышленности, а также рассмотрены вопросы, которые касаются актуальности наличия системы интегрированного внутреннего управленческого учета и острой необходимости создания действенной системы информационного обеспечения управления затратами на предприятиях лёгкой промышленности с учётом современной обстановки.
Ключевые слова: учетно-аналитическая система, учетно-аналитическое управление затратами, управленческий учет, швейная промышленность, информация.
На сегодняшний день текстильная и швейная промышленность испытывают серьезные трудности, в первую очередь это связано с низким уровнем конкурентоспособности, высокими мировыми стандартами по качеству, слабым уровнем инновации, а также нелегальным импортом текстильной промышленности и контрафактной продукции на отечественные рынки. В условиях преобразований в