Научная статья на тему 'Совершенствование названия главы 19 уголовного кодекса Российской Федерации'

Совершенствование названия главы 19 уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1317
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Александр Владимирович

В статье исследуется родовой объект преступлений, содержащихся в главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, и его место в общем объекте преступлений; проводится анализ предложений различных авторов о совершенствовании наименования указанной главы, на основании которого делаются обоснованные рекомендации о месте главы 19 в системе Уголовного кодекса Российской Федерации и ее новом названии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CHAPTER 19 TITLE OF THE RUSSIAN FEDERATION CRIMINAL CODE

The object of crimes included in Chapter 19 of the Russian Federation Criminal Code and its place in the general crime object are investigated in this article; different suggestions concerning the improvement of the given Chapters title are analyzed; substantiated recommendations on this Chapters place in the Russian Federation Criminal Code system and its new title are given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование названия главы 19 уголовного кодекса Российской Федерации»

УДК 343.4

ЯКОВЛЕВ Александр Владимирович, ассистент кафедры юриспруденции Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 11 научных публикаций

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЗВАНИЯ ГЛАВЫ 19 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуется родовой объект преступлений, содержащихся в главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, и его место в общем объекте преступлений; проводится анализ предложений различных авторов о совершенствовании наименования указанной главы, на основании которого делаются обоснованные рекомендации о месте главы 19 в системе Уголовного кодекса Российской Федерации и ее новом названии.

Уголовный кодекс, конституционные права и свободы, объект правовой защиты

Первой в ряду своих задач Уголовный кодекс Российской Федерации1 (далее - УК РФ) называет охрану прав и свобод человека и гражданина. Способом реализации обозначенной задачи является закрепление в нормах уголовного закона объективных и субъективных признаков опасных для личности, общества и государства деяний. Глава 19 УК РФ объединяет предписания об ответственности за нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, однако из этого не следует, что только статьи данной главы отражают посягательства на указанные ценности. Так или иначе любое преступление является посягательством на права и свободы человека. В частности, закрепленные в ряде статей главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации права на жизнь, достоинство и ряд других прав и свобод охраняются нормами иных глав УК РФ. Поэтому, как обоснованно указывает Л.Л. Кругликов, действительное содержание объекта главы 19 УК РФ является более узким, чем может показаться из буквального толкования ее назва-

ния: оно охватывает основные права и свободы, не признаваемые объектами правовой охраны иных глав и статей Особенной части уголовного закона. Таким образом, родовой объект названной главы определяется по «остаточному принципу», включая «иные» основные права и свободы2.

Сходную позицию занимает А.Н. Красиков: «Из названия главы 19 логически вытекает, что другие права и свободы, охраняемые нормами других глав раздела “Преступления против личности”, не являются конституционными. Очевидно, что это не так - все права и свободы человека и гражданина, охраняемые нормами указанного раздела, являются конституционными... Следовательно, в главе 19 УК РФ охраняются от преступлений те конституционные права и свободы человека и гражданина, которые не подпали под охрану нормами других глав раздела “Преступления против личности”»3. Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Серебренникова: «Является очевидным, что главой 19не исчерпываются все преступления, посягающие на конституционные

права и свободы, поэтому мы согласны с тем, что глава 19 УК РФ называется не вполне удачно»4. Солидаризуются с мнениями названных ученых И.Н. Толстикова5, Л.Г. Мачковс-кий6. Можно отметить, что аналогичная проблема существовала и в период действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 года7, содержавшего главу «Преступления против политических и трудовых прав граждан», в которой были сконцентрированы статьи о посягательствах не только на политические и трудовые, но и на иные права и свободы граждан. Однако наличие последних никак не отражалось на названии главы вплоть до 1991 года, когда в связи с принятием Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»8 оно было изложено в новой редакции: «Преступления против политических, трудовых, иных прав и свобод граждан»9.

Многими исследователями предлагаются варианты более точного и удачного названия рассматриваемой главы уголовного закона. Большинство из них, на наш взгляд, не улучшают существующую редакцию, что можно объяснить, помимо прочего, и широким спектром содержащихся в них составов преступлений, охватывающих слитком различные сферы общественной жизни. Думается, что предлагаемое А.В. Серебренниковой название главы 19 УК РФ («Преступления против личных, политических и социальноэкономических прав и свобод человека и гражданина») является лить расшифровкой используемого в уголовном законе названия, полностью синонимичной ему. Кроме того, права на жизнь, здоровье, достоинство личности, являющиеся объектами правовой защиты статей иных глав раздела «Преступления против личности» (в частности, главы 16 «Преступления против жизни и здоровья», главы 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности») также относятся к категории личных прав и, по логике указанного автора, подлежат защите статьями главы 19 УК РФ.

То же самое можно сказать о варианте, предлагаемом Л.Г. Мачковским («Преступления против общегражданских, политических и социальных прав»)10. Думается, такое измене-

ние названия главы 19 УК РФ не имеет большого смысла. Кроме того, не вполне объяснимым является использование указанным автором термина «общегражданские права», по-видимому, понимаемого Л.Г. Мачковским как своеобразный синоним понятия «личные (гражданские) права». Следует отметить, что этимология последнего связана не с термином «гражданин», означающим лицо, находящееся в правовой связи с государством, а аналогично происхождению идиомы «гражданское общество», обозначающего сферу жизни общества, не подлежащую контролю государства.

Предлагаемый И.Н. Толстиковой возврат к названию, использованному в УК РСФСР («Преступления против политических, трудовых и иных прав граждан»)11 также, думается, не разрешит проблему, т.к. в разряд «иных прав граждан» попадают и личные права, о защите которых статьями иных глав УК РФ уже говорилось выше. К тому же трудовые права включаются большинством ученых-конституциона-листов в число социально-экономических прав и не ставятся на один уровень с политическими, личными и культурными. Кроме того, при использовании термина «гражданин» возникает вопрос о защите конституционных прав лиц, не являющихся гражданами России, то есть иностранцев и апатридов.

А.С. Курманов предлагает дать главе 19 новое название - «Преступления против гражданских, политических, трудовых и интеллектуальных прав»12. Не касаясь представляющегося довольно спорным подхода указанного автора к определению понятий «субъективное право» и «свобода», а также к их классификации, что может стать предметом отдельного обсуждения, заметим, что фактически в предлагаемом названии указываются виды конституционных прав личности, уже вынесенных в действующее название рассматриваемой главы. Другими словами, вариант А.С. Курганова, как представляется, не решает имеющуюся проблему, а лить предлагает своего рода ее «косметический ремонт».

Поэтому, на наш взгляд, можно согласиться с предложением А.Н. Красикова: «Группу пре-

ступлений, составляющих главу двадцатую («Преступления против семьи и несовершеннолетних». - А.Я.), следует поместить в главу девятнадцатую, а группу преступлений, которая сейчас содержится в девятнадцатой главе, разместить под номером двадцатым и назвать ее «Преступления против иных конституционных прав и свобод человека и гражданина»13. Такой вариант позволит объединить в разделе 7 УК РФ те преступления, которые посягают на различные права человека как отдельного индивида, а все остальные преступления разделить на две группы: против общества и против государства.

Определенной слабостью данной позиции является сохранение в значительной степени

искусственного объединения по принципу остатка в рамках одной главы резко отличающихся друг от друга составов преступления, что не вполне соответствует критериям систематизации Особенной части УК РФ. В связи с этим интересным представляется мнение немецких ученых, которые не считают возможным объединить все преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в самостоятельный раздел Особенной части Уголовного кодекса, что привело бы к нарушению ее системы, выразившемуся в пренебрежении основанием систематизации - спецификой правоохраняемого блага14, а системность правовой реальности выступает фактором, обеспечивающим эффективность права15.

Примечания

1 Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 24 мая 1996 года (ред. от 22 июля 2008 года) II Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996.№25. Ст.2954.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постат.) / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 387.

3 См.: Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов, 2000. С. 3.

4 Серебренникова А.В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Российской Федерации и Германии. М., 2005. С. 8-9,18.

5См.: Толстикова И.Н. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах: дис.... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. С. 57.

6 См.: Мачковский Л.Г. Об объекте преступлений, предусмотренных в главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации//Уголов. право. 2001. №4. С. 54.

7 Уголовный кодекс РСФСР. Утв. Законом РСФСР от 27 октября 1960 года II Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

8 О печати и иных средствах массовой информации: закон СССР от 12 июня 1990 года II Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №26. Ст. 492.

9 О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: закон РСФСР № 945-1 от 21 марта 1991 г. //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 494.

10См.: Мачковский Л.Г. Указ. соч. С. 55.

11 См.: Толстикова И.Н. Указ. соч. С. 58.

12Курманов А. С. Проблемные аспекты заглавия главы 19 УК РФ II «Черные дыры» в рос. законодательстве. 2007. №З.С.264.

13 См.: Красиков А.Н. Указ. соч. С. 26.

14См. подроб.: Серебренникова А.В. Указ. соч. С. 288-294.

15 Залывский Р.Н. Субъективное избирательное право в условиях формирования новой российской государственности//Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2008. № 4. С. 104.

Yakovlev Alexandr

IMPROVEMENT OF CHAPTER 19 TITLE OF THE RUSSIAN FEDERATION CRIMINAL CODE

The object of crimes included in Chapter 19 of the Russian Federation Criminal Code and its place in the general crime object are investigated in this article; different suggestions concerning the improvement of the given Chapter’s title are analyzed; substantiated recommendations on this Chapter’s place in the Russian Federation Criminal Code system and its new title are given.

Контактная информация: e-mail: severodvinsk2005@yandex.ru

Рецензент - Чертова H.A., доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.