Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИНХРОННЫЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ФРАГМЕНТИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ / МЕТОД ЗАПИСЕЙ КОРНЕЛЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Наталья Вячеславовна, Золотова Марина Вианоровна, Карпова Юлия Николаевна

В данной статье речь идет о развитии навыка аудирования. Общеизвестно, что данный навык является решающим в совершенствовании иноязычной компетенции будущего специалиста. Умение аудировать играет важную роль при подготовке студентов к эффективному профессиональному функционированию. Несмотря на это, именно данный вид речевой деятельности преподаватели иностранного языка не используют в полную силу. Причин для этого может быть много. Материалы, имеющиеся в свободном доступе, недостаточно используются преподавателями, либо обучение аудированию на иностранном языке осуществляется бессистемно. При такой организации процесса аудирование теряет свою актуальность и становится неэффективным. Технологические трудности при прослушивании аудиоматериалов в условиях работы онлайн являются причиной, по которой преподаватели часто игнорируют такую работу. Цель данной статьи - разработка такой методики, которая позволила бы оптимизировать современный процесс обучения аудированию студентов неязыковых вузов при обучении онлайн. Комплексный подход к обучению аудированию, включающий в себя обучение слуховым навыкам с помощью применения технологии фрагментирования и моделирования при прослушивании иноязычного материала, с опорой на использование метода записей Корнелла (Cornell notes), способствует более эффективному развитию умений аудирования у студентов неязыкового вуза. Такой подход был впервые применен во время дистанционных занятий со студентами неязыкового вуза. В статье приводится описание поэтапного процесса и результатов данного эксперимента. Предлагаемый авторами комплексный подход можно считать целесообразным, поскольку он способствует ускорению процесса обработки иностранной звучащей речи, синтаксического и смыслообразующего анализа речи. Данный подход обеспечивает возможность практиковать все виды аудирования, способствует совершенствованию навыков письменной и устной речи в процессе особого способа конспектирования и обсуждения прослушанного материала на иностранном языке. Эффективное обучение навыкам декодирования, фрагментации и распознавания образов, моделирования, а также навыкам письменного конспектирования услышанной информации повышает способность студентов к овладению навыками аудирования. Такое умение является неотъемлемой частью процесса совершенствования иноязычной компетенции будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Наталья Вячеславовна, Золотова Марина Вианоровна, Карпова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING LISTENING SKILLS WITHIN COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION

This article deals with the development of listening skills. It is well known that this skill is decisive in improving foreign language competence of the future specialist. Listening skills play an important role in preparing students for effective professional functioning. Despite this, it is this type of speech activity that foreign language teachers do not use in full swing. There can be many reasons for this. Publicly available materials are used insufficiently by teachers, or listening in a foreign language is taught unsystematically. In case of such an organization of the process, listening process loses its relevance and becomes ineffective. Technological difficulties in listening to audio materials in an online environment are the reason why teachers often ignore such an activity. The purpose of this paper is to develop such a methodology that would optimize the modern process of teaching listening to students of non-linguistic universities when learning online. An integrated approach to teaching listening, which includes teaching listening skills using the technology of fragmentation and modeling when listening to foreign language material, based on the use of the Cornell notes method, contributes to a more effective development of listening skills among students of a non-linguistic university. This approach was first applied during distance learning with students of a non-linguistic university. The article describes the step-by-step process and results of this experiment. The integrated approach proposed by the authors can be considered appropriate, since it helps to speed up the process of processing foreign sounding speech, its syntactic and semantic analysis. This approach provides an opportunity to practice all types of listening, contributes to the improvement of written and oral speech skills in the process of a special way of taking notes and discussing the listened material in a foreign language. Effective teaching of decoding skills, fragmentation and pattern recognition, modeling, as well as writing notes of heard information increases the ability of students to master listening skills. This skill is an integral part of the process of improving the foreign language competence of a future specialist.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ»

современные реалии вузовского образования и предоставляет возможность ускоренного формирования знаний, умений, навыков и компетенций с развитием отдельных практико-ориентированных качеств обучающихся (и становлением личности профессионала).

Литература:

1. Козырева, О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Миниского университета. - 2021. - Т. 9. - № 1. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2021 -9-1 -3

2. Колдина, М.И. Управление самостоятельной работой студентов вуза / М.И. Колдина, О.И. Ваганова, А.В. Трутанова // КНЖ. - 2017. - №3 (20). - С. 39-42.

3. Липатова, С.Д. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза / С.Д. Липатова, Е.А. Хохолева // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2021. - №1. -С. 57-70.

4. Смирнова, Ж.В. Технология организации проектной деятельности студентов / Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова, А.В. Макеева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С. 204-208.

5. Трищенко, Д.А. Проектное обучение в вузе: направления поиска внешнего заказчика / Д.А. Трищенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2020. - №2. - С. 105-115.

6. Уракова, Е.А. Проектирование педагогических систем / Е.А. Уракова, Н.В. Быстрова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-2. - С. 258-261.

7. Ходусов, А.Н. Методология проектирования и моделирования профессионального образования в условиях его модернизации / А.Н. Ходусов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2018. - №4 (48). - С. 1-6.

Педагогика

УДК 811.111:378.147

кандидат филологических наук Ваганова Наталья Вячеславовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Золотова Марина Вианоровна Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Карпова Юлия Николаевна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В данной статье речь идет о развитии навыка аудирования. Общеизвестно, что данный навык является решающим в совершенствовании иноязычной компетенции будущего специалиста. Умение аудировать играет важную роль при подготовке студентов к эффективному профессиональному функционированию. Несмотря на это, именно данный вид речевой деятельности преподаватели иностранного языка не используют в полную силу. Причин для этого может быть много. Материалы, имеющиеся в свободном доступе, недостаточно используются преподавателями, либо обучение аудированию на иностранном языке осуществляется бессистемно. При такой организации процесса аудирование теряет свою актуальность и становится неэффективным. Технологические трудности при прослушивании аудиоматериалов в условиях работы онлайн являются причиной, по которой преподаватели часто игнорируют такую работу. Цель данной статьи - разработка такой методики, которая позволила бы оптимизировать современный процесс обучения аудированию студентов неязыковых вузов при обучении онлайн. Комплексный подход к обучению аудированию, включающий в себя обучение слуховым навыкам с помощью применения технологии фрагментирования и моделирования при прослушивании иноязычного материала, с опорой на использование метода записей Корнелла (Cornell notes), способствует более эффективному развитию умений аудирования у студентов неязыкового вуза. Такой подход был впервые применен во время дистанционных занятий со студентами неязыкового вуза. В статье приводится описание поэтапного процесса и результатов данного эксперимента. Предлагаемый авторами комплексный подход можно считать целесообразным, поскольку он способствует ускорению процесса обработки иностранной звучащей речи, синтаксического и смыслообразующего анализа речи. Данный подход обеспечивает возможность практиковать все виды аудирования, способствует совершенствованию навыков письменной и устной речи в процессе особого способа конспектирования и обсуждения прослушанного материала на иностранном языке. Эффективное обучение навыкам декодирования, фрагментации и распознавания образов, моделирования, а также навыкам письменного конспектирования услышанной информации повышает способность студентов к овладению навыками аудирования. Такое умение является неотъемлемой частью процесса совершенствования иноязычной компетенции будущего специалиста.

Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, синхронный, технология фрагментирования, технология моделирования, метод записей Корнелла.

Annotation. This article deals with the development of listening skills. It is well known that this skill is decisive in improving foreign language competence of the future specialist. Listening skills play an important role in preparing students for effective professional functioning. Despite this, it is this type of speech activity that foreign language teachers do not use in full swing. There can be many reasons for this. Publicly available materials are used insufficiently by teachers, or listening in a foreign language is taught unsystematically. In case of such an organization of the process, listening process loses its relevance and becomes ineffective. Technological difficulties in listening to audio materials in an online environment are the reason why teachers often ignore such an activity. The purpose of this paper is to develop such a methodology that would optimize the modern process of teaching listening to students of non-linguistic universities when learning online. An integrated approach to teaching listening, which includes teaching listening skills using the technology of fragmentation and modeling when listening to foreign language material, based on the use of the Cornell notes method, contributes to a more effective development of listening skills among students of a non-linguistic university. This approach was first applied during distance learning with students of a non-linguistic university. The article describes the step-by-step process and results of this experiment. The integrated approach proposed by the authors can be considered appropriate, since it helps to speed up the process of processing foreign sounding speech, its syntactic and semantic analysis. This approach provides an opportunity to practice all types of listening, contributes to the improvement of written and oral speech skills in the process of a special way of taking notes and discussing the listened material in a foreign language. Effective teaching of decoding skills, fragmentation and pattern recognition, modeling, as well as writing notes of heard information increases the ability of students

to master listening skills. This skill is an integral part of the process of improving the foreign language competence of a future specialist.

Key words: computer-mediated communication, synchronous, fragmentation technology, modeling technology, Cornell recording method.

Введение. Современные условия привели к изменению парадигмы обучения, обусловили широкое применение обучающих технологий Web 2.0. Нынешнее поколение Web 2.0 относится к компьютерным технологиям, которые направлены на взаимодействие, сотрудничество, создание коммуникационных сетей и постепенное включение в образовательный процесс такого компонента, как синхронная компьютерно-опосредованная обучающая среда (КООС). Такая среда дает возможность перейти от принципов передачи знаний и информации в системе преподаватель - обучаемый к принципам участия и взаимодействия, самостоятельного поиска информации и саморазвития обучаемого. Пандемия COVlD-19 определила возможные преимущества создания синхронной коммуникативной обучающей седы, которая позволила превратить обучение в совместную деятельность, направленную не только и не столько на индивидуальное, но и на совместное внимание к разворачивающимся смыслам [12, С. 418].

Платформы для создания КООС могут быть альтернативой, которая соответствует основным характеристикам личных коммуникативных взаимодействий и позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность в период невозможности личного нахождения в аудитории. Кроме того, создание синхронной компьютерно-опосредованной языковой обучающей среды имеет уникальные возможности для обеспечения социокультурного контекста и стратегической компетентности для выражения, интерпретации и согласования значений, поскольку они разделяют при личном взаимодействии часть смысла совместной деятельности, которая имеет основополагающее значение для общения в аудитории [8, С. 69].

Исследователи указывают, что синхронная компьютерно-опосредованная коммуникация ориентирована на значение, а не на форму высказывания, создавая условия и отражая реальные жизненные ситуации, что, в свою очередь, способствует мобильности и автономности обучаемого [5, С. 412], снижению стресса и тревожности, которые могут испытывать студенты в процессе изучения иностранного языка [2, С. 55]. Это происходит за счет изменения ролей преподавателя и обучаемого, которые участвуют в коммуникации практически на равных, как партнеры, на что указывают такие исследователи, как Х. Белда-Медина [9], А. Грубер [10, С. 146] и др.

Однако, как отмечается зарубежными и отечественными методистами, для эффективного осуществления коммуникации в КООС необходимо преодолеть ряд проблем. Они включают технологические и педагогические трудности. Среди проблем, связанных с применением ИКТ, можно указать нехватку цифровых ресурсов в некоторых образовательных контекстах, плохую связь, приводящую к задержке общения, отсутствие конфиденциальности и частично неэффективное общения из-за отсутствия невербальных сигналов и реального человеческого контакта [6]. В педагогическом плане описываются ограничения, связанные с низкой компьютерной грамотностью, недостаточной готовностью преподавателей к управлению группами на онлайн-платформах и низким интересом учащихся к взаимодействию друг с другом, частично из-за временных лагов, что может привести к потере внимания у обучаемых.

Анализ работ зарубежных и отечественных методологов позволил выявить основные направления исследования синхронной КООС. Они включают развитие коммуникативной компетенции, особенности устной и письменной речи в КООС, развитие навыков чтения и говорения [1, 7, 11]. В то же время, пока не достаточно исследовательских работ, посвященных развитию навыков аудирования в процессе синхронной коммуникации студентов в КООС.

Общеизвестно, что все виды речевой деятельности вовлечены в процесс развития иноязычной компетенции, но в данной статье речь пойдет главным образом о развитии навыка аудирования, который играет решающую роль в совершенствовании и иноязычной компетенции будущего специалиста. Навык аудирования - самый важный навык при подготовке студентов к эффективному профессиональному функционированию. Именно данный вид речевой деятельности преподаватели иностранного языка игнорируют чаще всего. Материалы, имеющиеся в свободном доступе, недостаточно используются преподавателями, либо «наблюдается бессистемность в обучении» аудированию на иностранном языке, что приводит к неэффективности его усвоения. К этому можно добавить технологические помехи и трудности при прослушивании аудиоматериалов в условиях работы онлайн. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена желанием предложить возможные виды заданий, направленные на прослушивание, совершенствование навыков аудирования и контроль результата этого вида деятельности, которые преподаватели могут применять в рамках синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации.

Изложение основного материала статьи. Обучение аудированию иноязычной речи в течение многих лет привлекало внимание преподавателей-практиков и теоретиков. Предлагались технологии и стратегии, позволяющие более эффективно формировать навыки слухового восприятия: способ обучения аудированию при помощи отключения зрительного канала восприятия, технология использования стратегий аудирования, технология совершенствования аудитивных навыков с учетом внутреннего строения и предметного содержания аудирования и др. Однако, практика показывает, что вышеуказанные технологии не оказывают критического влияния на эффективное формирование аудитивных навыков у студентов неязыковых вузов.

Как указывалось авторами в опубликованном ранее исследовании [3], применяемая и по сей день традиционная методика обучения аудированию строится исходя из двух базовых посылов: воспроизведение аудио-трека и проверка знаний учащихся по его содержанию за счет упражнений типа "True-or-false" или "Who-has-done-what questions". То есть, студентов учат аналитико-синтетическому и избыточному видам аудирования, в то время как еще два вида аудирования (упредительно-ретроспективное и конструктивное) остаются для студентов недоступными. При таком подходе студентов не учат восприятию содержательной стороны аудио материала, в то время как аудирование включает в себя комплекс слуховых навыков. Другими словами, многие преподаватели учат посредством тестирования, а не посредством моделирования.

Целью настоящего исследования является разработка такой методики, которая позволила бы оптимизировать современный процесс обучения аудированию студентов неязыковых вузов при обучении онлайн. Комплексный подход к обучению аудированию, включающий в себя обучение слуховым навыкам с помощью применения технологии фрагментирования и моделирования при прослушивании иноязычного материала, с опорой на использование метода записей Корнелла (Cornell notes) будет способствовать более эффективному развитию умений аудирования у студентов неязыкового вуза. Новизна данного исследования заключается в том, что такая методика была впервые применена во время дистанционных занятий со студентами неязыкового вуза, ниже излагается описание поэтапного процесса и результатов данного эксперимента.

Экспериментальное занятие проводилось со студентами направлений «Экономика» и «Менеджмент» 2 курса уровня Бакалавр, обучающимися в Институте экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского (ИЭП ННГУ). На втором курсе студенты изучают дисциплину «Иностранный язык в профессиональной коммуникации», что подразумевает обучение студентов иноязычному общению в профессиональных ситуациях Описываемое аудиторное занятие проводилось в трех группах уровня Intermediate. Тема занятия - "What is a gift economy?". Занятие строилось с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, привлекались учебные материалы с сайта Ted.ed [13], на котором преподаватели имеют возможность выбрать подходящий материал из целого арсенала аутентичных источников.

Во время первого этапа формирования навыков аудирования перед проведением задания на прослушивание студенты знакомились с лексическими единицами, которые были представлены в составе тематических блоков. Таким образом, был снят психологический барьер и чувство тревоги, возникающее у студентов, когда они слышат аутентичную иностранную звучащую речь и должны в потоке речи распознать отдельные слова и фразы [4, С. 64]. Тематическая лексика показывалась на экране и сопровождалась использованием инфографики - были использованы релевантные рисунки, схемы, фотографии. Можно отметить эту возможность как большое преимущество проведения занятий в синхронной компьютерно-опосредованной среде, поскольку инфографика дает визуальную опору для лучшего запоминания усваиваемого лексического материала.

Далее, на втором этапе, студенты прослушивали короткие фрагменты из монологического высказывания, содержащие новую лексику, представленную ранее студентам. Такой подход основан на технологии фрагментирования, когда обучаемые при декодировании информации опираются на синтаксические (а не на грамматические) блоки, хранящиеся в долговременной памяти. Это позволяет студенту быстро распознать целые куски информации на иностранном языке, как только человек слышит ключевые слова. Применяя готовые фрагменты, содержащие несколько слов, человеческий мозг не должен обрабатывать каждое слово одно за другим, что сокращает время от фазы декодирования до фазы дискурса, приближая аудирование иноязычной речи к аудированию родной речи.

На третьем этапе подготовки к просмотру была осуществлена последующая отработка лексических фрагментов в составе предложении, составленных самими студентами. Были использованы стратегии прогнозирования и моделирования, когда студенты сначала обсуждают возможное содержание слушаемого текста в парах или группах, а затем делятся своими идеями или комментариями со всей группой. При этом применялась техническая возможность работы студентов небольшими группами в отдельных залах. Эти два этапа (фрагментирование и моделирование) действительно важны, поскольку именно во время фаз разделения на смысловые отрезки, их анализа и дальнейшего использования лексических единиц при построении дискурса происходит отработка и закрепление навыков аудирования и говорения. Кроме того, технология фрагментирования на этапе подготовки к аудированию большого текста коррелирует с основными мыслительными процессами, происходящими при восприятии чьей-то звучащей речи, когда распознавание и осмысление происходят практически одновременно, в рамках одного временного промежутка. Точно так же, при устном дискурсе имеет место явление фрагментации, речь порождается интонационными единицами, совпадающими с простыми предикациями [6, С. 5].

На четвертом этапе занятия студенты выполняют задание по аудированию. Одновременно с прослушиванием они ведут заметки при помощи метода Корнелла. Метод Корнелла широко используется в зарубежных университетах при ведении конспектов лекций. Он состоит в следующем:

Страница тетради студента делится на три части при помощи одной вертикальной и одной горизонтальной линий. Во время просмотра видеозаписи заполняется только левая колонка, в которой пишутся ключевые слова, подсказки и важные факты (цифры, даты и т.д.).

После прослушивания студентам дается время для того, чтобы в правой колонке написать вопросы (5-7) по содержанию видеозаписи.

На завершающем этапе занятия производится контроль понимания прослушанного текста, а также дальнейшее закрепление навыков устной и письменной речи. Студенты работают в парах или группах, задавая вопросы друг другу и отвечая на них. После ответа на вопросы преподаватель дает установку на написание резюме по видео (не более 5-7 предложений). Студентам дается десять минут, чтобы в нижней части листа, под горизонтальной линией, записать краткое резюме по видеоматериалам. Данный вид письменной работы позволяет преподавателю произвести наблюдение и оценить степень понимания прослушанного текста, а также развить когнитивные умения студентов определять тему, идею и основной смысл аудиотекста, устанавливать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями, логическую последовательность аудиотекста, выражать свое мнение.

Выводы Во-первых, обучать навыкам декодирования звучащего текста по специальности нужно начинать с самого начала обучения студентов в вузе. Во-вторых, обучение распознаванию лексики на слух должно происходить намного чаще, и не в изолированных словах, а в виде высокочастотных фрагментов. Следует научить студентов распознаванию и анализу языковых моделей с помощью слуховой среды потому, что распознавание этих моделей способствует приобретению знаний. Правильное обучение навыкам декодирования, фрагментации и распознавания образов, моделирования, а также навыкам письменного конспектирования услышанной информации повышает способность студентов к овладению умения аудирования, которое является неотъемлемой частью процесса формирования иноязычной компетенции.

Таким образом, данный комплексный подход представляется целесообразным в условиях дистанционного обучения студентов, поскольку, начиная со второй фазы аудирования (лексического поиска) происходит ускорение обработки иностранной звучащей речи и совершенствование навыков письменной и устной речи во время ведения записей и обсуждения прослушанного.

Литература:

1. Болсуновская, Л.М. Высшее образование в эпоху COVID-19: проблемы vs возможности / Л.М. Болсуновская // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, 27-28 апреля 2021 г. - Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. - С. 44-48.

2. Ваганова, Н.В. Проблема тревожности у студентов нелингвистического вуза в процессе изучения английского языка / Н.В. Ваганова // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2020 г. - Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2020. - С. 54-58.

3. Ваганова, Н.В. Пути оптимизации обучения аудированию студентов неязыковых вузов / Н.В. Ваганова, М.В. Золотова, Ю.Н. Карпова // Высшее образование сегодня, 2020. - № 10. - С. 48-52.

4. Золотова, М.В. Методика обучения публичному высказыванию в формате Ted talk в курсе изучения английского языка в вузе / М.В. Золотова, Н.А. Скурихин // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. - Том. 8. - № 4 (29). - С. 63-65.

5. Золотова, М.В. Формирование навыков автономного студента на занятиях по английскому языку в процессе проектной деятельности / М.В. Золотова, Е.В. Ганюшкина // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 35. - Н. Новгород: НГЛУ, 2016. - С. 138-145.

6. Кибрик, А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: диссертация ... доктор филол. наук: 10.02.19 / Кибрик Андрей Александрович. - Москва, 2003. - 90 с.

7. Мартьянова, Т.В. Дистанционное изучение английского языка в неязыковом вузе: за и против / Т.В. Мартьянова, О.В. Гринченко // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, 27-28 апреля 2021 г. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. - С. 174-178.

8. Тоцкая, И.В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологически, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам / И.В. Тоцкая // Современное педагогическое образование, 2021. - №2. -С. 67-73.

9. Belda-Medina, J. Enhancing Multimodal Interaction and Communicative Competence through task-based Language Teaching in Synchronous Computer-Mediated Communication / J. Belda-Medina // Education Sciences, 2021. - 2019. - 11(11), 723. - 17 p. - URL: https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/119390/1/Belda-Medina (дата обращения 05.12.2021).

10. Gruber, A. Fostering Interaction in Synchronous Online Class Sessions with Foreign Language Learners / A. Gruber, E. Bauer // Teaching, Technology, and Teacher Education during the COVID-19 Pandemic: Stories from the Field. - AACE: Waynesville, NC, USA, 2020. - pp. 175-178.

11. Hanon, J. L2 communicative competence analysis via computer-mediated communication (SCMC) as an alternative to formal classrooms/ J. Hanon // Innovations in Language Learning and Teaching. - URL: https://www.researchgate.net/publication/349865192 (дата обращения 20.01.2022).

12. Wang, S. Web 2.0 and second language learning: What does the research tell us? / S. Wang, C. Vasquez // Journal of Chemical Information and Modelling, 2019. - 53(9). - p. 412-430.

13. What is a gift economy? - 2021. - URL: https://ed.ted.com/lessons/what-is-a-gift-economy-alex-gendler/ (дата обращения 15.11.2021).

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Волохова Галина Владимировна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков Барсегян Каринэ Робертовна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема поиска педагогических и инновационных технологий обучения студентов дисциплинам общеобразовательного цикла. Такого рода технологии, по мнению авторов, могли бы существенно повысить интерес и мотивацию современных студентов к изучению непрофильных дисциплин выбранного ими для профессиональной подготовки вуза. Дело в том, что сложившиеся ранее представления и подходы к процессу обучения перестают соответствовать запросам целевой аудитории, рынка и нуждаются в переосмыслении. В современных реалиях вынужденной необходимостью становится освоение новые ИТ-навыков и методик обучения. Серьезное значение приобретает сегодня психологическая составляющая процесса преподавания, т.к. она позволит минимизировать эмоциональные риски. Сегодня неизбежно происходит процесс интеграции языка и культуры, потребности в надпрофессиональных навыках, среди которых, в первую очередь, выделяются именно коммуникативные навыки. С их помощью происходит процесс познания лингво-культурологических особенностей языка при изучении иностранного языка студентами. Особое внимание должно быть уделено инновационным формам групповой работы и приемам эмоционального дизайна в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин. Для работы в условиях смешанных форматов обучения необходимо менять подход к преподаванию. Элементы геймификации, встраивание в образовательных контент новых и интересных приемов и технологий очень важны. Процесс преподавания должен удерживать внимание целевой аудитории в процессе всего изучения дисциплины. Это весьма непросто. Можно активизировать студентов и повысить их мотивацию за счет таких форм работы с ними, как: челлендж, флэшмоб, воркшоп и др. Серьезное внимание, по мнению авторов статьи, должно быть уделено мотивации преподавателей. Педагоги вуза должны видеть архитектуру своих курсов, создавать совершенно новый педагогический дизайн.

Ключевые слова: инновационные технологии, процесс обучения, образовательная среда вуза, смешанный формат обучения, активные методы обучения, перфоманс, эмоциональная поддержка, мастермайнд, онлайн воркшоп, челлендж.

Annotation. This article raises the acute problem of finding such pedagogical and innovative technologies for teaching students the disciplines of the general education cycle. Such technologies, according to the authors, could significantly increase the interest and motivation of modern students to study non-core disciplines of their chosen university for professional training. The fact is that the previously established ideas and approaches to the learning process no longer meet the needs of the target audience, the market and need to be rethought. In modern realities, mastering new IT skills and training methods becomes a necessity. The psychological component of the teaching process is of serious importance today, because it will minimize emotional risks. Today, there is inevitably a process of integration of language and culture, the need for supra-professional skills, among which, first of all, it is communication skills that stand out. With their help, the process of cognition of linguistic and cultural features of the language occurs when students study a foreign language. Special attention should be paid to innovative forms of group work and emotional design techniques in the process of teaching general education disciplines. To work in conditions of mixed learning formats, it is necessary to change the approach to teaching. Gamification elements, embedding new and interesting techniques and technologies in educational content are very important. The teaching process should hold the attention of the target audience during the entire study of the discipline. This is very difficult. It is possible to activate students and increase their motivation through such forms of work with them as: challenge, flash mob, workshop, etc. Serious attention, according to the authors of the article, should be paid to the motivation of teachers. University teachers should see the architecture of their courses, create a completely new pedagogical design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.