Научная статья на тему 'Совершенствование налогового администрирования с учетом развития информационных технологий'

Совершенствование налогового администрирования с учетом развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ЭЛЕКТРОННЫЕ КАНАЛЫ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинович Е.С., Новикова Т.П.

В статье рассмотрены актуальные вопросы организации работы налоговых органов с налогоплательщиками с использованием новых форм взаимодействия и оказания услуг посредством сети Интернет, а также электронного обмена информацией. Автором указывается и обосновывается необходимость развития налогового администрирования с учетом развития информационных технологий, предполагаются пути совершенствования данных форм и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогового администрирования с учетом развития информационных технологий»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

4 (97) - 2011

УДК 336.02

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. С. УСТИНОВИЧ,

кандидат политических наук, профессор, директор Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: lenausti@mail. ru Т. П. НОВИКОВА,

государственный советник налоговой службы 3-го класса E-mail: lenausti@mail. ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы организации работы налоговых органов с налогоплательщиками с использованием новых форм взаимодействия и оказания услуг посредством сети Интернет, а также электронного обмена информацией. Автором указывается и обосновывается необходимость развития налогового администрирования с учетом развития информационных технологий, предполагаются пути совершенствования данных форм и методов.

Ключевые слова: информационная система, Интернет, информационный ресурс, налогоплательщик, налоговый орган, электронные каналы связи.

Действующая в настоящее время структура налоговых органов является итогом их реформирования, которые произошли за последние 10 лет с учетом проведенных в налоговой службе реорганизаций, расширением функций и проведением большой работы по применению новых информационных технологий, направленных на эффективное администрирование налоговых платежей.

В настоящее время структура налоговых органов представляет собой многоуровневую систему, состоящую из отдельных подразделений, которые располагаются на соответствующих территориях и выполняют определенный функционал деятельности по соответствующим направлениям.

Сегодня структуру налоговых органов можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Самым многочисленным звеном налоговой службы являются территориальные инспекции ФНС России и межрайонные инспекции ФНС России. Именно данные структурные подразделения взаимодействуют с конкретными налогоплательщиками — юридическими лицами, предпринимателями и физическими лицами. За последнее десятилетие количество налоговых инспекций было значительно сокращено. Так, если в 1990-гг. на территории Курской области функционировало 36 налоговых инспекций , то к 2010 г. на территории Курской области действуют 10 налоговых инспекций: 9 межрайонных инспекций и инспекция ФНС по г. Курску.

Организация процесса администрирования налогов с учетом значительного сокращения инспекций стала возможной вследствие развития налоговой службой информационно-технологических возможностей и применения единой типовой организационной структуры в налоговых органах.

Организация работы налоговых органов в настоящее время осуществляется на базе собственных информационных ресурсов, а также с использованием возможностей сети Интернет.

Кроме того, в настоящее время налоговыми органами используются возможности информационного обмена с различными структурами и ве-

Рис. 1. Структура налоговых органов РФ

домствами посредством информационных каналов связи, совместных соглашений и программного обеспечения.

Данное обстоятельство позволило налоговым органам, несмотря на значительное сокращение количества налоговых инспекций, значительно расширить возможности эффективного администрирования налогов и совершенствования взаимодействия с налогоплательщиками.

Степень автоматизации технологического процесса в налоговых органах характеризует эффективность работы Федеральной налоговой службы России.

В настоящее время основным аспектом деятельности налоговых органов является эффективное взаимодействие с налогоплательщиками с применением передовых технологий и внедрением электронного документооборота.

Проводится разъяснительная работа среди налогоплательщиков о преимуществах представления налоговой отчетности в электронном виде посредством каналов связи, что позволяет незамедлительно обрабатывать поступившие данные, а также исключает возможность так называемого «человеческого фактора». В настоящее время в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ предприятия численностью более 100 чел. обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде (ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Однако, учитывая, что Налоговым кодексом РФ предусмотренные критерии для большинства

предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на предприятиях малого бизнеса, не являются обязательными, то они продолжают представлять отчетность на бумаге или на дискетах, что в свою очередь не позволяет автоматизировать в полном объеме обработку деклараций и расчетов. В результате чего налоговым работникам требуется затрачивать дополнительное время, технику, работников для введения данных деклараций в систему. Сегодня настало время, когда техническая оснащенность позволяет каждому юридическому лицу или предпринимателю осуществлять передачу данных налоговой отчетности и представлять необходимые документы в налоговые органы по каналам связи. Необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс, установив для всех обязанность представлять отчетность и другие документы, необходимые для исчисления налогов только в электронном виде, посредством электронных каналов связи. Это позволило бы получить следующие положительные результаты, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Эффективность введения данного процесса следует рассматривать для двух сторон, как для налогоплательщиков, так и налоговых органов (рис. 2).

В рамках реализации положений Плана перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг с использованием инфраструктуры общероссийского информационного центра в рамках ФЦП «Электронная Россия» [2] задача систематизированного использования информационных и технических возможностей для совершенствования методов и форм взаимодействия граждан и налоговых органов является актуальной и необходимой на современном этапе развития.

Современные методы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в последние 10 лет претерпели значительные изменения. Учитывая модернизацию налоговых органов, техническую оснащенность, организацию работ в системе информационного обслуживания с использованием технических средств и возможности взаимодействия в рамках удаленного доступа, организация работы в налоговых органах позволяет налогоплательщику избежать потерь рабочего времени по представлению налоговой отчетности и выяснению необходимых вопросов без посещения налоговых офисов.

- 43

Налогоплательщики

Налоговые органы

Исключение необходимости представлять в налоговые органы документы лично

Получение справки о состоянии расчетов

Получение акта сверки при проведении сверки расчетов по налогам

Возможность задать вопрос и получить ответ " по телекомуникационным каналам связи по налогам

Автоматизированная обработка данных

Гв

озможность информирования налогоплательщиков _ о состоянии расчетов по телекомуникационным ^ каналам связи ^

Сокращение времени на ввод данных в систему

Передача акта состояния расчетов по налоговым платежам

а б

Рис. 2. Преимущества при представлении налоговой отчетности в электронном виде посредством каналов связи:

а — для налогоплательщиков; б — для налоговых органов

Модернизация налоговых органов потребовала пересмотреть организацию процессов направлений работы, организовать поиск новых путей взаимодействия с налогоплательщиками [1]. Эта работа имеет государственное значение, поскольку организация информационного обслуживания налогоплательщиков с учетом возможностей получения информации по удаленному доступу и совершенствование расчетных операций по налоговым обязательствам перед бюджетами всех уровней непосредственно окажет положительное влияние на наполняемость доходной части бюджетов.

Сегодня особую актуальность занимает направленность работы налоговых органов на информирование налогоплательщиков по всем видам деятельности, связанной с уплатой налогов.

В целях упорядочения работы всех государственных органов по предоставлению государственных услуг Правительство РФ приняло постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг».

Для организации эффективного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков по информационному взаимодействию Министерством финансов РФ был утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по

исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее—Административный регламент) [3].

Данный Административный регламент предельно четко определяет последовательность действий налоговых органов по процедуре взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов и направлен на повышение качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков.

Административный регламент определяет основные направления работы с налогоплательщиками, временные рамки получения информации в налоговых органах, необходимые параметры и основы взаимодействия, которые обязательны для налоговых органов и для налогоплательщиков.

Вопросы информационного взаимодействия стали одним из основных направлений работы налоговых органов.

Данная работа проводится налоговыми органами в рамках Административного регламента и Основных направлений развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

В настоящее время налоговые органы проводят разъяснительную работу с налогоплательщиками по вопросу организации взаимодействия налоговых органов и конкретных налогоплательщиков посредством электронной связи на проводимых семинарах, через средства массовой информации, при регистрации вновь образующихся предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Подробно разъясняются преимущества данной формы взаимодействия. В условиях развития

электронного обмена и реформирования систем взаимодействия данная организация работы явно демонстрирует преимущества данной формы организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Представление налоговой отчетности и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) избавляет налогоплательщика от личного посещения налоговой инспекции для передачи налоговой отчетности на бумажных носителях. Учитывая то обстоятельство, что с учетом реформирования налоговых органов центральные офисы налоговых инспекций и территориально обособленные места удалены от конкретного налогоплательщика, применение ТКС для представления налоговой отчетности позволяет сохранить не только время, а также избежать дополнительных финансовых затрат.

В настоящее время налогоплательщик имеет возможность представлять налоговую отчетность по ТКС не только самостоятельно и посредством услуг, которые предоставляют специализированные операторы связи. В Курской области уже более 50 % налогоплательщиков юридических лиц и около 40 % предпринимателей используют возможность электронной системы передачи налоговой отчетности.

В налоговых инспекциях области проводится работа представления информационных услуг при обслуживании налогоплательщиков по каналам связи.

Система информационного обслуживания налогоплательщиков — подсистема ИОН (информационное обслуживание налогоплательщиков) — внедрена и функционирует во всех инспекциях области в режиме off-line (в режиме «запрос-ответ»).

Налоговыми органами разработана и внедрена в эксплуатацию подсистема ИОН при предоставлении информационных услуг через Интернет в режиме on-line.

Переход на электронный режим взаимодействия позволяет налоговым органам обрабатывать отчетные данные налогоплательщиков в возможно короткие сроки, а налогоплательщику осуществлять своевременный контроль за уплатой налогов и оперативно устранять возможные недоразумения в урегулировании процедурных вопросов.

Организованная информационная система налоговых органов дает возможность физическим лицам контролировать уплату налогов посредством предоставления услуги через Интернет персонифицированных данных, используя возможности разработанной Федеральной налоговой службой программы «Личный кабинет налогоплательщика»

[4]. Данный информационный ресурс с учетом личных сведений налогоплательщика (в режиме on-line) позволяет каждому гражданину, имеющему доступ к сети Интернет, получить информацию о состоянии расчетов, наличии задолженности на дату запроса по имущественным налогам. Кроме того, данная программа позволяет каждому без обращения в налоговые органы самостоятельно распечатать правильно заполненный платежный документ, который может быть применен для оплаты имеющейся задолженности через банк.

Организация работы по предоставлению информационных услуг для налогоплательщиков налоговой службой постоянно совершенствуется, и расширяется перечень возможных услуг через сеть Интернет.

Так, в 2010 г. введена в промышленную эксплуатацию и получила положительную оценку налогоплательщиков услуга по постановке на учет физических лиц в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов.

Подача заявления физического лица и получение информации о результатах рассмотрения поданного им заявления осуществляются с помощью on-line-сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет», ссылка на который размещена на сайте ФНС России.

Данное программное обеспечение разработано ФНС России и задействует возможности информационных ресурсов от федерального до местного уровня через имеющиеся возможности подключения к сети Интернет.

При поступлении в налоговый орган с федерального уровня сведений заявления о постановке на учет, поданного физическим лицом через Интернет, а также сведений об учете физического лица в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в федеральной базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков, идентификация физического лица в налоговом органе с принятыми с федерального уровня сведениями о нем осуществляется автоматически при приеме указанных сведений в налоговом органе.

При условии, если заявление, поданное по системе Интернет о постановке на налоговый учет, будет оформлено правильно при обращении заявителя в налоговый орган, в указанный срок, переданный ему налоговым органом по Интернету, выполнение учетных действий и выдача оригинала свидетельства о постановке на учет в налоговом органе займет не более 30 мин.

- 45

В настоящее время без совершенствования системы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках Административного регламента с учетом информационных возможностей практически невозможно добиться позитивных тенденций, направленных на улучшение качества обслуживания налогоплательщиков.

В свою очередь, посредством исполнения установленных Налоговым кодексом положений и норм налогоплательщик, используя свои права, должен выполнять в полном объеме возложенные на него обязательства.

Учитывая, что от обеспечения доходной части бюджетов всех уровней зависит благосостояние, социальное обеспечение граждан и производственное развитие потенциала предприятий и бизнеса, совершенствование налогового администрирования с учетом развития информационных технологий остается актуальным и требует дальнейшей модернизации процессов взаимодействия и совершенствования структуры налоговых органов.

В этой связи следует рассматривать возможности изменения нормативно-правовой базы, а также использование технических возможностей органов местного самоуправления по организации процесса взаимодействия налоговых органов, предприятий и физических лиц, для чего необходимо:

• изучить возможность проведения семинаров с налогоплательщиками посредством удаленного доступа (режим on-line) с использованием видеоканалов связи с привлечением каналов связи операторов связи;

• расширять возможности использования сети Интернет по вопросам взаимодействия с налоговыми органами;

• решить вопрос по процедуре постановки на учет юридических лиц в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет с уведомлением заявителя через систему Интернет о результатах рассмотрения поданного заявления. В целях исключения возможных ошибок организовать в налоговых инспекциях постоянно действующие консультации первые 3—5 мес. для налогоплательщиков, которые открывают предприятия или бизнес с подробным разъяснением преимуществ организации взаимодействия по электронным каналам связи;

• использовать шире и развивать возможности сети Интернет для оплаты налоговых платежей физическими лицами посредством возможности списания налоговых платежей через банковские карты и терминалы;

46 -

• совершенствовать и расширять возможности взаимодействия с налогоплательщиками и доведения до него необходимой информации по уплате налогов посредством использования сервиса «СМС-информирование». Использование данной возможности позволило бы налогоплательщику узнать о наличии задолженности после отправки СМС-сообщения с указанием ИНН на федеральный номер сотовой связи. Бесконтактный метод взаимодействия с налогоплательщиками, как юридическими так и физическими лицами, расширение предоставления информационных услуг через имеющийся «Личный кабинет» позволят предоставлять полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления), а также проводить взаимодействие по всем видам налоговых процедур (предоставление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т. д.).

В настоящее время требуется постоянно совершенствовать взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками с учетом возможностей информационного взаимодействия посредством удаленного доступа, что в свою очередь позволит разгрузить налоговые органы от рутинной работы, даст реальную возможность более качественно использовать экономию времени как налогоплательщикам, так и работникам налоговых органов на более эффективную работу, приведет к сокращению финансовых затрат.

Список литературы

1. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649.

2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65.

3. Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения: приказ Минфина России от 18.01.2008 № 9н. URL: http://www. minfin. ru/ru/legislation/orders/index. php?pg4=12&id4=6044 (дата обращения: 29.11.2010) .

4. Федеральная налоговая служба. URL: wwwnalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.