Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития'

Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2263
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

В статье рассматривается механизм информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Анализируется современная российская система налогового администрирования, и определяются основные направления ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки

и перспективы развития

М. В. БЕСПАЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Информационное взаимодействие между структурными подразделениями одного налогового органа представлено обменом документов на бумажных носителях, электронными образами этих документов и электронными документами.

Обмен файлами документов осуществляется по локальной вычислительной сети, используя систему электронного документооборота, средства внутренней электронной почты, веб-доступ к ресурсам сети, совместно используемые каталоги файловых систем, доступ к базам данных налогового администрирования.

Характер взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов зависит от их организационных структур, рекомендованных ФНС России, технической оснащенности, квалификации персонала и уровня руководства налоговым органом. Эти факторы оказывают существенное влияние на корпоративный уровень взаимодействия в целом.

В течение последних 10 лет в системе ФНС России произведены коренные преобразования, повлекшие сокращение числа налоговых инспекций (в 5—6 раз) и персонала. Созданы межрайонные налоговые инспекции, обслуживающие налогоплательщиков нескольких административно-территориальных образований, на базе упраздненных налоговых инспекций образованы территориально обособленные рабочие места (ТОРМ). Отдален-

ность налогоплательщиков — юридических и физических лиц непосредственно от центральных офисов налоговых инспекций еще больше обострила необходимость получения оперативной и достоверной информации по каналам связи о налоговых поступлениях, задолженности налогоплательщиков, обращениях и др. В настоящее время функции ТОРМ ограничены приемом отчетности, выдачей справок о состоянии расчетов, получением заявлений, индивидуальным консультированием. Это препятствует решению задачи преобразования налоговых органов в сервисные центры обслуживания налогоплательщиков.

Информационное взаимодействие между налоговыми органами осуществляется как по вертикали иерархии организационного подчинения, так и по горизонтали. Обусловлено это тем, что иерархия функций налогового администрирования включает в себя административные, методические, плановые, контрольно-аналитические процессы, учет платежей, проведение выездных проверок, мониторинг недоимок и др. Все это требует организации как вертикальных (восходящих и нисходящих), так и горизонтальных информационных потоков.

Информационное взаимодействие представляет собой обмен информацией, электронными документами и документами на бумажных носителях, доставляемых, как правило, курьерами, и электронными образами этих документов (с

использованием каналов связи) в соответствии с порядком, регламентами и протоколами по обмену информацией.

Существенной проблемой в реализации задач информационного взаимодействия в системе ФНС России, имеющей глубокие корни, является неравномерное развитие информационных технологий в регионах. Изначально, с 1990-х гг., необходимой компьютерной и электронной техникой оснащались налоговые органы экономически сильных регионов за счет избыточных средств действующего в то время фонда социального развития налоговых инспекций. Наряду с этим основную часть средств на материально-техническое обеспечение этим регионам, которые, кстати, давали наибольшие налоговые поступления в государственный бюджет, выделял федеральный центр.

Это привело к неравномерному развитию налоговых органов в настоящее время. Между субъектами и объектами налогового администрирования недостаточно оперативно ведется обмен информацией, связанный с истребованием документов при проведении налоговых проверок, возмещением налога на добавленную стоимость, постановкой на налоговый учет и снятием с него налогоплательщиков, учетом объектов налогообложения, информацией об открытии и закрытии счетов в банковских учреждениях и др.

Снять остроту данной проблемы призвано создание Федерального казенного учреждения «Налог-сервис», предметом деятельности которого является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России, ее территориальных органов, а именно:

• централизованный ввод сведений о налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а также по каналам связи;

• централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе, в том числе в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);

• централизованный ввод документов переменной структуры (счета-фактуры, книги покупок и продаж, выписки банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;

• централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том

числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

• администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы (АИС «Налог») ФНС России;

• оказание услуг контакт-центра, включающих анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения его работы;

• централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;

• формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, научно-технической обработки документов, образующихся в результате деятельности налоговых органов;

• обеспечение мероприятий по защите информации;

• обеспечение мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем и средств связи и автоматизации, вычислительной и копировально-множительной техники, оргтехники, эксплуатируемых в налоговых органах. В соответствии с Федеральным законом

от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и Положением о Федеральной налоговой службе «Налог-сервис» осуществляет взаимодействие с налогоплательщиками, органами государственной власти и государственного управления, с регистрирующими органами, финансово-кредитными и другими организациями всех уровней. Перечень этих организаций достаточно широк: около 50 ведомств и их представительств на местах.

Информационный обмен с внешними организациями и ведомствами организуется по каналам связи и (или) на электронных или бумажных носителях в соответствии с соглашениями, регламентами и протоколами по обмену информацией и с учетом готовности этих органов к обмену с применением современных средств вычислительной техники.

Юридической основой взаимодействия служит законодательство РФ (НК РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и др., которые определяют задачи, функции и полномочия конкретного ведомства и ведомственные нормативные акты: приказы, положения, договоры, соглашения, устанавливающие конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления).

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в качестве задачи современного этапа развития налогового администрирования определено повышение его эффективности за счет изменения идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Вместе с тем необходимы соответствующие условия и механизмы взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России для избавления налогоплательщиков от излишнего администрирования при сохранении за налоговыми органами достаточных полномочий. Соблюдение баланса прав и обязанностей возможно за счет развития особого функционального блока в механизме налогового администрирования по взаимодействию с налогоплательщиками, ориентированного на решение следующих задач:

• расширение сферы предоставляемых налогоплательщикам услуг и модернизация применяемых для этого технологий;

• минимизация издержек выполнения законодательных требований по исполнению налоговой обязанности;

• упрощение административных процедур для законопослушных налогоплательщиков;

• переориентация системы контроля на сдерживание налоговых правонарушений;

• противодействие сознательному уклонению от уплаты налогов;

• развитие налоговой культуры в целях осознания большинством налогоплательщиков необходимости уплаты налогов;

• воздействие на сознание и поведение налогоплательщиков с целью вовлечения их в правовое поле налоговых отношений. Институт налогового администрирования выполняет важную превентивную функцию, которая актуализирует направления деятельности, в том числе сервисную (информирование), формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие электронных сервисов.

В условиях неурегулированности межбюджетных отношений, хронической недостаточности средств в бюджетах (особенно местных) наиболее актуальным является вопрос информационного взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых органов местных администраций информацией. Эта информация необходима для формирования и исполнения соответствующих

бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

Неотлаженность системы получения и обработки информации о налогоплательщиках (их доходах, финансовых потоках, имуществе, сделках и т. д.) в электронном виде не позволяет своевременно и правильно исчислить налог. Вместе с тем отсутствие полной информации в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти о поступлении налогов в бюджет лишает их возможности принимать управленческие решения. Решению этой проблемы мешают ведомственная разобщенность, а также низкая обеспеченность органов местного самоуправления компьютерной техникой и соответствующими специалистами. Необходимо также отметить, что в Российской Федерации отсутствует единый координирующий орган, который занимался бы работой по реализации стратегии развития сектора информационных технологий как целенаправленной и активной деятельности государства.

Задача государства не только в полном объеме взимать налоги, но и публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях. Государственная власть также обязана заранее и широко сообщать обо всех готовящихся изменениях и поправках в налоговом законодательстве, избирать такие формы и способы доведения информации о налогах до потенциальных налогоплательщиков, которые позволяли бы им без неоправданных затруднений получать и воспринимать касающиеся их нормы и режимы налогообложения.

Развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи является перспективным направлением построения качественно новых деловых отношений между государством и налогоплательщиками. По мнению налогоплательщиков, к снижению уровня коррупции ведет такой общеизвестный прием, как сведение к минимуму личных контактов работников налоговых инспекций с налогоплательщиками (классическим примером в этой области может служить внедрение электронных форм общения). Информированность налогоплательщиков — очевидный путь сокращения числа правонарушений и преступлений, так как нет необходимости искать неформальных контактов с инспекцией.

Итогом модернизации налоговых органов должна стать четко организованная (ФНС — управление — инспекция — налогоплательщик) система налогового администрирования с предельно

прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, ясно сформированным налоговым законодательством, максимально приближенная и доброжелательная к налогоплательщикам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, установленные ФНС России, внесли принципиальные изменения в характер отношений налогоплательщиков и налоговых органов: указанные отношения становятся уже не чисто фискальными, а приобрели характер партнерских. Принятие подобного акта явилось достаточно прогрессивным шагом в современных условиях проводимых налоговых преобразований.

Модернизация работы налоговых органов требует следующих направлений налогового администрирования:

• разработки концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;

• обработки деклараций в центрах обработки данных, что позволит освободить персонал налоговых инспекций для более качественной информационно-консультативной работы с налогоплательщиками и снизить риски возможного влияния налогоплательщиков на процедуры налогового контроля;

• дальнейшего развития и повсеместного внедрения в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе организации порталов сайтов ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам налогового законодательства; создания на одном из центральных каналов учебно-информационной программы по вопросам налогообложения; оснащения собственной телестудии ФНС России; разработки сценарных и рекламных роликов ФНС России.

Для решения этих задач необходимо провести ряд комплексных мероприятий:

• повсеместно внедрить в практику работы профилактику электронного документооборота;

• представлять отчетность в электронном виде;

• наладить обмен информации с налогоплательщиками, рассылку информации для налогоплательщиков, подключенных к системе

представления отчетности по каналам связи;

• расширить сферы услуг по консультированию, формированию и представлению отчетности в налоговых органах;

• вести поиск и разработку новых эффективных форм взаимодействия.

Важно также отметить, что необходимость обеспечения информационной безопасности органов государственной власти в условиях перехода России к информационному обществу обусловлена тем, что в системе государственного управления обращается множество видов конфиденциальной информации:

• служебная (о деятельности юридических лиц);

• персональные данные физических лиц;

• научно-техническая и др.

Нарушение статуса конфиденциальности обесценивает информацию, поэтому она должна быть защищена от воздействий, нарушающих ее статус. Это проявление заботы о безопасности информации.

К числу основных недостатков нормативного правового обеспечения информационной безопасности РФ в этой области относится, в частности, слабое развитие нормативной базы, стимулирующей вовлечение государственных информационных ресурсов в эффективный хозяйственный оборот.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что немногочисленные правовые нормы, относящиеся к информационному взаимодействию, которые включены в действующее законодательство, совершенно не обеспечены системой необходимых для их исполнения правовых, организационных и материально-технических гарантий. Вот почему эффективность таких нормативных правил в настоящее время так низка.

Список литературы

1. Александров И. М. Налоги и налогообложение. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2012. 318 с.

2. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономист, 2006.

3. БеспаловМ. В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. № 3.

4. Беспалов М. В. Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. № 6.

5. Братухина О. А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 400 с.

6. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 507 с.

7. Налоги / под ред. Д. Г. Черника. 6-е изд. М.: Финансы и статистика, 2011. 788 с.

8. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие / А. И. Пономарев, Т. В. Игнатова, М. А. Богатырев. М.: Финансы и статистика, 2009. 392 с.

9. Налоги и налогообложение в России / под ред. В. А. Парыгиной, К. Браун, дж. Масгрейв, А. А. Тедеев. М.: Эксмо, 2012. 640 с.

10. О налоговых органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 (в ред. от 07.05.2013).

11. О направлении плана мероприятий: письмо ФНС России от 20.06.2011 № ММВ-17-8/3.

12. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).

13. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 20.03.2013).

12-13 сентября 2013 г. Минобрнауки России совместно с ^ч

Международной Ассоциацией непрерывного образования проводит >

международный форум руководителей системы дополнительного профессионального

образования

«Волгоград-2013»

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» оказывает форуму информационную поддержку.

Форум состоится на базе Волгоградского государственного университета и соберёт ведущих экспертов системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как России, так и зарубежных стран.

В рамках форума пройдут:

- семинар Минобрнауки России, посвященный государственной политике в сфере ДПО и новой нормативной базе.

Ведущая семинара - директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки российской Федерации, заместитель председателя и руководителей экспертных групп комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования Золотарева Н.М.;

- круглый стол комиссии Минобрнауки России по развитию ДПО, посвященный ключевым вопросам: системе профессионально-общественной аккредитации ДПО и повышению эффективности реализации программ непрерывного образования;

- телемосты с ведущими мировыми лидерами в ДПО.

Свое участие в форуме подтвердили руководящие работники Министерства образования и науки России, депутаты государственной Думы ФС РФ, президент Университета штата Пенсильвания (США), президент бизнес-школы ABS (США), руководители подразделений ДПО федеральных университетов и др. ведущих образовательных учреждений высшей школы РФ, российские и зарубежные эксперты в области реализации НПО, представители бизнес-сообщества.

Ключевые вопросы форума:

- государственная политика в области ДПО в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконных актов;

- механизм реализации сетевого взаимодействия вузов;

- инновационные технологии эффективной реализации бизнес-программ ДПО в высшей школе;

- профилактика нарушений в реализации непрерывного профессионального образования;

- международное сотрудничество в организации программ непрерывного оброазования в аспекте первых итогов вступления России в ВТО;

- непрерывное образование как основа инновационной внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Все участники форума приглашаются к работе в Комиссии Минобрнауки России по развитию ДПО.

Участники получат комплекты раздаточных материалов и сертификат об участии в работе форума.

Стоимость участия в форуме - 9 600 руб. (для членов МАНО - 6 500 руб.). V Подача заявок для участия в форуме производится на сайте форума - www.volgograd.iace-edu.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горячая линия по вопросам участия в форуме: +79150817364, (495) 925-51-21, E-mail: info@iace-edu.com_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.