Научная статья на тему 'Совершенствование налогообложения физических лиц государств-членов ТС и ЕЭП'

Совершенствование налогообложения физических лиц государств-членов ТС и ЕЭП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕЭП / НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великова Елена Евгеньевна

Рассматриваются отдельные вопросы налогообложения физических лиц государств-членов ТС и ЕЭП, включая налогообложение доходов трудящихся-мигрантов, а также налогообложение сделок с недвижимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advance of Private Persons Taxation for States-Members of Custom Union and Common Economic Space

The article concerns separate issues of private persons taxation for states-members of Custom Union and Common Economic Space, including the income taxation of the migrant-workers as well as real estate transactions taxation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогообложения физических лиц государств-членов ТС и ЕЭП»

© 2014 г. E. E. Великова

совершенствование налогообложения

физических лиц государств-членов тс

и еэп

Великова Елена Евгеньевна - ведущий научный сотрудник Центра развития налоговой системы РАНХиГС при Президенте РФ.

(E-mail: velikova@iet.ru )

В рамках государств-членов ТС и ЕЭП действует принцип свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Условия налогообложения доходов трудящихся-мигрантов из государств-членов ТС и ЕЭП должны стимулировать или, по крайней мере, не препятствовать реализации принципа свободного перемещения рабочей силы. Следовательно, в рамках рассмотрения вопросов совершенствования налогообложения физических лиц, в первую очередь рассмотрим требования миграционного законодательства и вопросы налогообложения доходов трудящихся - мигрантов.

В рамках ТС и ЕЭП существует два уровня правового регулирования вопросов миграции: международно-правовой и национальный. Странами-членами ТС и ЕЭП заключены: «Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19.11.2010 г. и «Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств» от 19.11.2010. Страны также заключили двусторонние соглашения о перемещении мигрантов.

Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 предусмотрено, что доходы трудящегося-мигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства. Рассмотрим положения налоговых кодексов стран-членов ТС и ЕЭП договоров об избежании двойного налогообложения.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях стран-членов Союзного государства от 24.01.2006 предусмотрено отсутствие обязанности регистрироваться в случае, если гражданин одной из сторон пребывает на территории второй стороны менее 30 дней, безвизовый режим, совершеннолетние граждане могут въезжать и пребывать на территории другого договаривающего государства по внутренним либо заграничным паспортам, а несовершеннолетние граждане въезжают и пребывают по свидетельству о рождении.

Подобные положения предусмотрены и Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации от 07.06.2012. Вместе с тем, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в Беларуси и России действует одна миграционная карта в отношении третьих стран (включая Казахстан), предусмотрен упрощенный порядок получения вида на

жительство: без учета срока временного пребывания и необходимости оформления разрешения на временное проживание. Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан подобные положения не предусмотрены. Соответственно, в России в отношении трудящихся-мигрантов из Казахстана существуют препятствия для реализации принципа свободного перемещения рабочей силы.

Рассмотрим более детально, существуют ли налоговые препятствия для реализации принципа свободного перемещения рабочей силы.

Налоговое законодательство государств-членов ТС и ЕЭП предусматривает различия в порядке налогообложения доходов резидентов и нерезидентов, определяя сам институт рези-дентства схожим образом: институт резидентства зависит от времени нахождения налогопла-тельщика-физического лица на территории страны.

В России налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). В Беларуси налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. В Казахстане налоговыми резидентами признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан (п. 1 ст. 189 НК РК). Физическое лицо признается постоянно пребывающим, если находится в Республике Казахстан не менее 183 календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде (п. 2 ст. 189 НК РК). Вместе с тем, налоговыми резидентами Казахстана вне зависимости от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других критериев признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан (п. 3 ст. 189 НК РК). Таким образом, в Республике Казахстан институт резидентства физических лиц включает дополнительные критерии резидентства (гражданство и критерий наличия центра жизненных интересов).

Доходы, полученные резидентами за границей, подлежат налогообложению в стране рези-дентства во всех трех странах.

Максимальные различия в налогообложении доходов наемных работников - резидентов и нерезидентов - предусмотрены в России: ставка налога на доходы для резидентов - 13 %, для нерезидентов в общем случае - 30 %. По ставке 13 % облагаются доходы от трудовой деятельности нерезидентов - высококвалифицированных специалистов, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, имеющие заработную плату (вознаграждение) в размере не менее двух миллионов рублей за один год. Для ряда иностранных граждан установлен пониженный уровень зарплаты для признания их высококвалифицированными специалистам: не менее одного миллиона рублей - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями. Для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково», размер зарплаты для признания их высококвалифицированными специалистам для целей исчисления налога не установлен.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц, исчисляют и уплачивают налог на доходы в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 рублей в месяц. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. В случае, если сумма уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма превышения не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

В Республике Казахстан ставка индивидуального подоходного налога установлена на уровне 10 % для резидентов и нерезидентов. В Беларуси ставка подоходного налога установлена на уровне 12 % как для резидентов, так и для нерезидентов.

Помимо различия в ставках, в России существует различие в возможности применения налоговых вычетов. Только резиденты могут применять налоговые вычеты. В Казахстане, как и в России, резиденты могут применять налоговые вычеты, нерезиденты - нет. В Беларуси в данном случае различия в налогообложении доходов резидентов и нерезидентов нет - ставка, как указано выше, установлена на уровне 12 %, вычеты применяются и резидентами и нерезидентами.

Действие соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между странами-членами ТС и ЕЭП, распространятся на налоги на доходы физических лиц, и, следовательно, налог, уплаченный в любой стране-члене ТС, зачитывается при уплате налога в стране резидентства, что исключает двойное налогообложение.

Наличие различий в налогообложении доходов наемных работников резидентов и нерезидентов в странах-членах ТС и ЕЭП препятствует реализации принципа свободного перемещения рабочей силы. При этом Протоколом от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» от 25.04.1995 предусмотрена возможность обложения доходов трудящихся-мигрантов из Беларуси в России по ставке 13 % с первого же дня нахождения в России. Аналогичное положение в отношении трудящихся-мигрантов из Казахстана Конвенцией (протоколом к ней) между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 г. «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» не предусмотрено.

Данная ситуация препятствует реализации принципа свободного перемещения рабочей силы в рамках ЕЭП, так как создает неравные стимулы для работодателя по приему на работу трудящихся-мигрантов из Беларуси и Казахстана.

Кроме того, на практике пересчет налога на доходы при получении статуса налогового резидента России трудящимся-мигрантом из Казахстана производится не с первого дня нахождения в России, а с начала налогового периода, в рамках которого происходит пересчет налога на доходы. То есть, в случае если трудящийся мигрант приехал в Россию, например в ноябре, то пересчет налога будет произведен ему на его месте работы начиная с января.

Для исключения данного неравенства необходимо принятие протокола к Конвенции, предоставляющего возможность обложения доходов трудящихся-мигрантов из Казахстана в России по ставке 13 % с первого дня нахождения их в России. Или, по примеру более низкой ставки для высококвалифицированных специалистов, установление льготной ставки (13 %) для нерезидентов трудящихся-мигрантов из стран-членов ТС и ЕЭП.

Различия в налогообложении физических лиц наблюдаются и в части налогообложения доходов от продажи недвижимости при этом только в России отсутствуют ограничения на владение недвижимостью гражданами стран-членов ТС и ЕЭП.

В России налогообложение сделок с недвижимостью, так же как и налогообложение доходов наемных работников, различается у резидентов и нерезидентов. Резидент уплачивает налог на доходы от продажи недвижимости также по ставке 13 %, при этом применяется имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. В случае, если резидент владел недвижимостью более 3 лет, налог вообще не уплачивается. Нерезидент уплачивает налог по ставке 30 %, налоговый вычет не применяется. Срок владения недвижимостью не влияет на порядок расчета и уплаты налога.

В Беларуси налог от продажи недвижимости резидентами и нерезидентами уплачивается по ставке 12 % с разницы между ценой покупки и реализации. Резидент уплачивает налог только в случае продажи более одного объекта определенного типа недвижимости в течение 5 лет. Вычет, в отличие от России, предоставляется не всем налогоплательщикам-резидентам и его размер не ограничен. Имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных

плательщиком, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков, фактически израсходованных им на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры. Нерезиденты Беларуси уплачивают налог вне зависимости от срока владения, вычеты не предоставляются.

Налогообложение доходов от реализации недвижимости в Казахстане ведется по разным ставкам для резидентов и нерезидентов. Резиденты уплачивают налог по ставке 10 % от прироста стоимости в случае владения недвижимостью менее одного года. В то же время нерезиденты уплачивают налог по ставке 15 % от прироста стоимости.

Таким образом, из рассмотрения налогообложения доходов от реализации недвижимости видно, что в России различия в налогообложении доходов резидентов и нерезидентов максимальны и создают препятствия для реализации принципа свободного перемещения рабочей силы. Помимо этого столь значительное различие в ставках провоцирует граждан России, не являющихся резидентами, использовать схемы для минимизации налогового бремени, так как в отличие от Казахстана граждане России не обязательно являются резидентами.

Целесообразно установить пониженную (13 %) ставку налога на доходы в России для нерезидентов из стран-членов ТС и ЕЭП, рассмотреть возможность дополнительного критерия для признания физического лица резидентом РФ - гражданство, что позволит также облагать доходы данных граждан России, не являющихся резидентами РФ, на территории России.

Библиографический список

1. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010.

2. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года.

3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях стран-членов Союзного государства от 24.01.2006.

4. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации от 07.06.2012.

5. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» от 25.04.1995 // Собрание законодательства РФ, 17.02.1997, № 7, ст. 809.

6. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 г. «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» // Собрание законодательства РФ», 16.03.1998, № 11, ст. 1243.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 года № 166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 4, 2/920.

10. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) 29 декабря 2009 г., № 71-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 7 января 2010 г., № 4, 2/1623.

11. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-1У ЗРК // «Казахстанская правда» от 13 декабря 2008 года № 275-277 (25722-25724); от 19 декабря 2008 года № 280-283 (25727-25730).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.