Научная статья на тему 'Отдельные вопросы налогового климата в странах-членах Таможенного союза –России и Беларуси, перспективы гармонизации прямого налогообложения'

Отдельные вопросы налогового климата в странах-членах Таможенного союза –России и Беларуси, перспективы гармонизации прямого налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великова Елена Евгеньевна

Автор рассматривает отдельные вопросы налогового климата, перспективы гармонизации прямого налогообложения в ТС на примере действующего налогового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate issues of the tax climate in Customs union member countries, Russia and Belorussia, direct taxation harmonization prospects

The author studies separate issues of the tax climate, direct taxation harmonization prospects in the Customs union as exemplified by the current tax regulations in the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы налогового климата в странах-членах Таможенного союза –России и Беларуси, перспективы гармонизации прямого налогообложения»

© 2013 г. Е. Е. Великова

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО КЛИМАТА

В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА -РОССИИ И БЕЛАРУСИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Великова Елена Евгеньевна - ведущий научный сотрудник Центра развития налоговой системы РАНХиГС при Президенте РФ

(E-mail: [email protected])

Таможенный союз (далее -ТС) представляет собой форму торгово-экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана1, предусматривающую единую таможенную территорию, в рамках которой не применяются таможенные пошлины, ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и применяются единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Таможенный союз был создан Россией, Белоруссией и Казахстаном в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года2. С 1 июля 2011 года таможенный контроль в рамках стран-членов ТС был перенесен на внешний контур его границ.

В связи с созданием ТС был принят целый ряд нормативных правовых актов, посвященных вопросам косвенного налогообложения как на национальных, так и на наднациональном уровнях. Вопросы прямого налогообложения пока не отражены в нормативных правовых актах, однако учет вопросов гармонизации прямого налогообложения, в первую очередь в части трансграничных вопросов, может привести как к улучшению налогового климата, развитию новых экономических связей внутри ТС, так и к усилению экономических позиций ТС на международном уровне.

Краткий сравнительный обзор структуры налога на прибыль

В целом можно сказать, что налогообложение прибыли в России (далее - РФ) и Беларуси (далее - РБ) имеет схожие подходы в связи с наличием общего исторического прошлого, а также совершенствованием налоговой системы РБ по примеру, в частности, России. При этом отметим, что постоянное совершенствование налогообложения прибыли характерно как для РФ, так и для РБ, но наиболее значительные изменения за последние несколько лет производили в РБ. С 2012 г. в РБ начали применяться перенос убытков на будущее, правила трансфертного ценообразования, введена амортизационная премия. Здесь отметим лишь, что перенос убытков на будущее, а также перенос убытков в прошлое разрешается во многих странах, например Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Бельгии, Германии, США, Швеции, Ирландии и многих других3. С 2013 г. в РБ начинают действовать правила тонкой капитализации. Введение

1 Планируется расширение Таможенного союза, в первую очередь путем присоединения Киргизии.

2 http://www.tsouz.ru/AboutETS/Pages/default.aspx.

3 Анисимова Л., Малинина Т., Шкребела Е. / Под ред. С. Синельникова-Мурылева, И. Трунина / Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования./В 3 томах/ М.: ИЭПП, 2008. Том 1, Глава 2.

данных положений отражает значительные изменения, происходящие в налоговой системе РБ, и стремление РБ использовать положительный международный опыт.

Налог на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в России, именуемый в Беларуси налогом на прибыль, в обеих странах является прямым налогом

В РФ налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам, налог на прибыль в РБ - к республиканским, то есть к налогам, которые также распространяются на всю территорию государства. Правовое регулирование рассматриваемых налогов осуществляется в первую очередь нормами НК РФ (глава 25) и НК РБ (глава 14). Кроме налога на прибыль в РБ существует налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство (глава 15). То есть налогообложение иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РБ через постоянное представительство, осуществляется в рамках налога на прибыль, а налогообложение иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность в РБ через постоянное представительство, осуществляется в рамках налога на доходы иностранных организаций. В РФ обложение иностранных организаций так же, как и российских организаций осуществляется в рамках налога на прибыль. Данная ситуация вытекает из отставания РБ от РФ в сфере совершенствования налогообложения. Так, только с 2007 г. в РБ отказались от разделения налогообложения прибыли организаций на налог на доходы и на налог на прибыль. Ранее объектом обложения налогом на доходы являлись дивиденды и некоторые другие доходы. В свою очередь, базой для налога на прибыль являлась сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, с 2007 г. те виды доходов, которые ранее облагались налогом на доходы, включены в объект налога на прибыль4.

Налоговые ставки в РФ и РБ различны. Так, в России налоговая ставка по общему правилу устанавливается в размере 20 % (иные ставки предусмотрены пунктами 1.1-5.1 ст. 284 НК РФ). В РБ ставка налога на прибыль -18 % (иные ставки предусмотрены пунктами 2-7 ст. 142 НК РБ5.

Совпадает ряд принципов определения налоговой базы. Налоговый период в обеих странах идентичен и равняется календарному году. При этом для уплаты налога на прибыль с дивидендов в РБ предусмотрен иной период, равный календарному месяцу.

Основное отличие в части налогоплательщиков между РФ и РБ - в РБ отсутствует институт консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН). Введение института консолидированного налогоплательщика для целей налога на прибыль дает положительный эффект для федеральной бюджетной системы. Помимо этого, невозможность консолидации налоговых обязательств различных налогоплательщиков, входящих в один холдинг или группу компаний, создает стимулы для применения трансфертных цен внутри холдинга для перераспределения финансовых ресурсов, что также негативно сказывается на налоговых доходах региональных и местных бюджетов6. Плюсы введения института КГН очевидны, однако в РБ он пока не введен.

4 Существование двух налогов в РБ не требует срочного обязательного изменения, так как проблема двойного налогообложения не возникает. Однако целесообразно объединить два налога в один в целях упрощения налогового администрирования как с точки зрения налоговых органов, так и с точки зрения налогоплательщиков.

5 Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 330-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

6 Золотарева А., Киреева А., Корниенко Н. /Под ред. С. Синельникова-Мурылева, И. Трунина / Налоговое администрирование. Основные итоги реформы / В 3-х томах / М.: ИЭПП, 2008. Том 1, Глава 2.

Налоговая юрисдикция Российской Федерации и Республики Беларусь

В РФ и РБ в основу налоговой юрисдикции положен «смешанный принцип» налогообложения, который предусматривает распространение национальных законов как на резидентов в отношении всех полученных ими доходов, так называемый «принцип резидентства», так и на нерезидентов, получающих доходы из источников на территории государства и(или) осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории государства через постоянное представительство, так называемый «принцип территориальности». При этом в НК РФ понятие «резидент» в отношении юридических лиц отсутствует, в отличие от РБ. Статус налоговых резидентов РБ имеют белорусские организации. Белорусской организацией в соответствии с НК РБ признается организация, местом нахождения которой является РБ.

В главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» используется понятие «налоговый резидент» в отношении только соответственно физических лиц, в главе 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» используется понятие «резидент особой экономической зоны» для применения специального режима ОЭЗ в части НДС и учета особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организациями-резидентами ОЭЗ в Калининградской области.

В информационном сообщении ФНС России о процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации указано, что выдача подтверждения осуществляется российским организациям, филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям иностранных организаций, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, поставленным на учет в налоговых органах и осуществляющим уплату на территории Российской Федерации налогов и сборов, предусмотренных договорами (соглашениями, конвенциями) об избежании двойного налогообложения.

Отсутствие понятия «резидент» в отношении юридических лиц в НК РФ может создавать трудности для налогоплательщиков как российских организаций (в случае, если например, они могут стать налоговым агентом иностранных компаний), так и иностранных организаций при определении порядка налогообложения прибыли и доходов, полученных в РФ. Кроме того, отсутствие данного понятия в НК РФ при наличии в НК РБ и НК Казахстана выглядит как необоснованное усложнение нашего законодательства с учетом отсылки к информационному сообщению ФНС России. В целом установление в российском налоговом законодательстве только категории «организация» и «иностранная организация» и отсутствие понятия «резидент» в отношении юридических лиц не соответствует терминологии международных налоговых договоров. Такой пробел затрудняет применение международных соглашений, потому как реализация их положений опирается на нормы национального законодательства. Целесообразно дополнить статью 11 НК РФ понятием «резидент» в отношении юридических лиц.

Право подтверждения постоянного местопребывания резидентов РБ юридических и физических лиц предоставлено инспекциям Министерства по налогам и сборам РБ по месту регистрации юридического лица и проживания физического лица.

Выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, которая находится в Москве. Посредники предлагают получить подтверждение за 5 тыс. руб. Данная ситуация представляет собой явное усложнение процедуры подтверждения статуса налогового резидента РФ и приводит к усложнению налогового администрирования для налогоплательщиков. Условия и порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ в отличие от РБ указаны не в НК РФ, а в информационном сообщении ФНС России. Кроме того, подтверждение налогового резидентства РФ выдается в единственном экземпляре; если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляру подтверждения

на каждого контрагента. Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения составляет 30 календарных дней, то есть на практике при наличии значительного числа контрагентов у налогового резидента усложняется налоговое администрирование и затягиваются сроки представления подтверждения контрагентам, возникают дополнительные трудности ведения международной экономической деятельности, в частности, что особенно важно создаются проблемы в развитии торгово-экономических связей на территории единого экономического пространства в рамках ТС, ухудшается налоговый климат.

Предоставление справки о налоговом резидентстве для получения преференций, установленных международными соглашениями, в РБ не требуется от иностранных организаций, включенных в международный справочник «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information), международный каталог «BIC Directory» (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av, Adele, 1310 La Hulpe, Belgium) или международный справочник «Airline Coding Directory» (издание «International Air Transport Association», Montreal - Geneva), а также центральных (национальных) банков иностранных государств, органов государственного управления и(или) местных органов власти этих государств. Данные положения указаны непосредственно в НК РБ. Для этих иностранных организаций предусмотрена упрощенная процедура применения положений международных налоговых соглашений. Так, для освобождения этих организаций от уплаты налога на доходы или уплаты этого налога по пониженным ставкам налоговому агенту достаточно сделать выписку из вышеупомянутых справочников и приложить ее к налоговой декларации либо представить ее в налоговый орган до установленного законодательством срока представления налоговой декларации.

В НК РФ определено, что в случае выплаты доходов российскими банками и банком развития - государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. В п. 5.4 раздела II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, даны разъяснения, что к таким общедоступным информационным источникам относятся, в частности, международные справочники «The banker's Almanac» (издание «Reed information services», England) или международный каталог «International bank identifier code» (издание S.W.I.F.T., Belgium & International Organization for Standartization, Switzerland). У нас ограничено лишь банковскими организациями. Отметим, что документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980. Упрощение налогового администрирования улучшает налоговый климат, является вкладом в улучшение условий ведения международной экономической деятельности и способствует развитию новых экономических связей между хозяйствующими субъектами стран. Целесообразно определить единый список международных каталогов для данной цели, взяв за основу список РБ.

Налогообложение дивидендов

В РФ установлены три ставки налога на прибыль по дивидендам. Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций, по общему правилу облагаются по ставке 9 %. А доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций, облагаются по ставке 15 %.

При условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды российская организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50 %-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов ставка, составляет 0 %. При этом в случае, если

выплачивающая дивиденды организация является иностранной, нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень офшорных зон.

В РБ налоговая ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12 %, некоторые виды дивидендов не подлежат налогообложению, к таким, в частности, относятся:

- дивиденды, начисленные общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения;

- дивиденды, начисленные венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями.

При налогообложении дивидендов может возникать проблема двойного экономического налогообложения дивидендов. Данная проблема заключается в том, что государство, в котором расположена материнская компания, вправе облагать налогом полученную от дочерней компании распределенную прибыль и государство местонахождения дочерней компании также вправе взимать с этой прибыли налог у источника. Для решения данной проблемы в рамках ЕС принята Директива Совета 90/453/ЕЭС от 23.07.1990. В Директиве предусматривается, что при получении материнской компанией прибыли от дочерней компании государство материнской компании обязуется: 1) либо воздержаться от налогообложения такой прибыли; 2) либо облагать корпорационным налогом такую прибыль, предоставив материнской компании право на вычет из суммы налога, уплаченного дочерней компанией с полученных доходов в государстве ее резидентства.

Материнской компанией признается компания, владеющая минимум 25 % в капитале компании другого государства-члена при условии, что оба юридических лица соответствуют критериям, предъявляемым к компаниям в Директиве.

Директива № 2003/123/ЕС снизила долю участия материнской компании в капитале дочерней компании до 20% и предусмотрела постепенное снижение этого процента: с 1 января 2007 года. до 15 %, а с 1 января 2009 года. до 10 %. За государствами-членами оставлено право не применять Директиву к компаниям, которые не сохраняют в течение не менее двух лет установленной доли участия в капитале.

Из вышесказанного о порядке налогообложения дивидендов в РФ и РБ можно сказать, что РФ уже применяет подобный механизм, а РБ нет. Однако условия применения данного механизма в РФ более жесткие, чем в ЕС.

В рамках ТС целесообразно в среднесрочной перспективе разработать подобное Директиве соглашение между странами-членами ТС, также определив постепенное снижение доли участия с 50 до 10 %, установив при этом срок участия 365 дней (календарный год, то есть 365 дней налоговый период). Срок, в течение которого указанное требование должно выполняться для возникновения права применения более низкой налоговой ставки, важный критерий (в ЕС данный критерий оставлен на усмотрение страны). Отсутствие такого срока может привести к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, которые смогут приобретать доли в уставном капитале общества с исключительной целью избежания налогообложения. Учесть в налоговом законодательстве экономическое двойное налогообложение необходимо. Последствие двойного налогообложения доходов, полученных инвесторами в виде дивидендов, - увеличение эффективной ставки налогообложения доходов от капитала. Рост же эффективной ставки при прочих равных условиях может приводить к снижению инвестиций за счет выбора инвесторами других стран для инвестирования средств. Закрепление подобных принципов во внутреннем законодательстве государств позволит в дальнейшем распространить их на международном уровне сотрудничества и будет способствовать развитию движения капитала на территории единого экономического пространства в рамках ТС.

Оффшорное регулирование

В РФ, РБ приняты свои перечни оффшорных зон. Под оффшорными зонами в РФ и РБ понимают государства и территории, представляющие льготный режим налогообложения и(или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Таким образом, в РФ и РБ существуют критерии отнесения государств к оффшорным зонам, что само по себе хорошо, однако цифровые критерии отсутствуют, например критерий, применяемый в ряде стран, - ставка налога на доходы корпораций менее 10 %.

Перечни оффшорных зон РФ и РБ примерно равны, у РБ больше. Менее 10 зон, представленных в перечне РФ, отсутствуют в перечне РБ. Чуть больше зон, представленных в перечне РБ, отсутствуют в перечне РФ. Отметим, что в РБ в перечень включены, например, Республика Черногория, Центр международного бизнеса «Ингушетия» (г. Назрань, Республика Ингушетия). Республика Кипр не входит в перечень с 2004 года.

Списки оффшорных зон используются в целях противодействия выводу капитала, легализации отмывания доходов, полученных незаконным путем. Российские власти следуют примеру многих европейских государств, то есть составляют «черные списки» юрисдикций, считающихся оффшорными, и для компаний из данных юрисдикций применяют в определенных вопросах более жесткие правила в той или иной форме. Так, например, ставка 0 % не применяется, если выплачивающая дивиденды иностранная организация является организацией, государство постоянного местонахождения которой включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень оффшорных зон.

В РБ предусмотрен оффшорный сбор. Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели. Объектами обложения оффшорным сбором являются перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне; исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, за исключением случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств; переход имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне. Ставка сбора 15 %. Суммы оффшорного сбора включаются резидентами РБ в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

Целесообразно выработать единый перечень признаваемых оффшорных зон в целях совместного противодействия выводу капитала за территорию единого экономического пространства в рамках ТС, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

Тонкая капитализация

Правило недостаточной («тонкой») капитализации введено в НК РФ в 2002 году. Применение правил недостаточной или так называемой тонкой капитализации в целях налога на прибыль при займах от дочерних и материнских компаний несет риск переквалификации уплачиваемых процентов в дивиденды и соответствующую доплату налога на прибыль. В РФ такие случаи довольно часто становятся предметом судебных разбирательств, повлекших доплату налогов. Этот вопрос приобрел актуальность для РБ со вступлением в силу с 2013 году статьи 131-1 НК РФ «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам». Норма о недостаточной капитализации РБ практически полностью идентична положениям российского законодательства.

В РФ и РБ условия по аффилированности и размеру контролируемой задолженности применимы только к операциям с участием (прямым или косвенным) нерезидентов. Фактически, как указывалось ранее в издании института экономической политики «Экономико-политическая ситуация в России», действующая ст. 269 НК РФ дискриминирует налогоплательщиков по признаку иностранного участия в капитале, поскольку нормы, противодействующие практике

недостаточной капитализации, не применяются в отношении долговых обязательств перед российскими организациями, если эти организации не аффилированы с иностранными организа-циями7. При этом в НК РФ помимо аффилированности кредитора контролируется и аффили-рованность (по отношению к заемщику) лица, выступившего поручителем, гарантом или иным образом обязанного обеспечить исполнение долгового обязательства заемщика

Судебная практика ЕС признает подобное неприемлемым в рамках региональных интеграционных объединений. Например, Судом ЕС было установлено, что соответствующие нормы законодательства Германии противоречат положениям права ЕС о недискриминации резидентов, а также ограничивают свободу движения капитала. Парламент Германии был вынужден принять специальный закон, распространив правила недостаточной капитализации на резидентов.

Целесообразно для РФ и РБ установить единые правила тонкой капитализации, в среднесрочной перспективе распространить правила тонкой капитализации на резидентов стран Союза с целью борьбы с минимизацией налогообложения в рамках ЕЭП.

Соглашение об избежании двойного налогообложения

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.1997 № 14-ФЗ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь ратифицировано Соглашение от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»8 (далее - Соглашение).

Рассматриваемое Соглашение статьей 20 устанавливает метод устранения двойного налогообложения. Так, если лицо с постоянным местопребыванием, например, в РФ получает доход в РБ, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в РБ, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в РБ, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в РФ. При этом такой вычет не сможет превышать сумму налога в РФ на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами. Таким образом, в имеющемся Соглашении между РФ и РБ урегулирован метод избежания двойного налогообложения по одному и тому же налогу.

НК РФ и Налоговый кодекс РБ содержат статьи об устранении двойного налогообложения, в соответствии с которыми фактически уплаченные (удержанные) суммы налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного в иностранном государстве, зачитываются организацией при уплате налога на прибыль в РФ или соответственно в РБ. Однако данные статьи не содержат деталей порядка данного зачета, в отличие от Налогового кодекса Казахстана, где данный вопрос освещается детально. Это делает налоговый климат РФ и РБ менее привлекательным нежели, налоговый климат Казахстана.

В соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является. Компетентный орган стремится, если сочтет заявление обоснованным или если он сам не сможет прийти к удовлетворительному решению, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого Договаривающегося Государства с целью избежания налогообложения, не соответствующего Соглашению. В статье 22 предусмотрена подобная взаимосогласительная процедура, однако нормы, регулирующие порядок действий налогоплательщиков для проведения взаимосогласительных процедур, также не предусмотрены в НК РФ и НК РБ в отличие от НК Республики Казахстан.

7 Малинина Т. Отдельные вопросы налогообложения прибыли организаций: порядок применения ст. 269 Налогового кодекса РФ // Экономико-политическая ситуация в России в августе 2009 г. -М.: ИЭПП, 2009.

8 Собрание законодательства РФ. 17.02.1997. № 7. ст. 809.

Отметим положительный опыт Казахстана по регулированию вопросов применения международных соглашений резидентами Казахстана, регулированию процедуры избежания двойного налогообложения, а также порядка взаимосогласительных процедур, проводимых в соответствии с международными соглашениями.

Целесообразно предусмотреть в рамках ТС общие требования к взаимосогласительным процедурам, компетентные органы, обязательства государств по принятию необходимых национальных правовых актов, которые сделают взаимосогласительные процедуры реализуемыми, взяв за основу НК РК, для возможности применения данных положений на практике.

Вопрос закрепления вышеуказанных положений в НК РФ или непосредственно в Соглашении остается на рассмотрение Минфина России как компетентного органа в целях применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.

По Соглашению ставка налога у источника по дивидендам установлена на уровне 15 %. Обычно ставка налога у источника по дивидендам устанавливается в размере 5, 10 или 15 %. Для примера, по Соглашениям с Бельгией, Великобританией, Венгрией, Данией, Ирландией, Казахстаном, Норвегией, Польшей, Словенией и целым рядом иных стран данная ставка 10 %. Более низкая ставка установлена, например, с Катаром и Кувейтом (5 %). По части соглашений устанавливается, например, ставка 5 и 10 или 15 %.

Так, по Соглашению с Италией налог у источника не должен превышать:

• 5 % от общей суммы дивидендов, если лицом, владеющим правом собственности на дивиденды, является компания, которая прямо владеет, по крайней мере, 10 %-тами капитала компании, выплачивающей дивиденды (такое участие должно составлять, по крайней мере, 100 000 долларов США или эквивалентную сумму в другой валюте);

• 10 % от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

По Соглашению с Германией налог у источника не должен превышать:

• 5 % валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает, по меньшей мере, 10 %-тами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях;

• 15 % от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Целесообразно либо снизить ставку налога у источника до 10 %, либо установить две ставки, например 5 % и 15 %, 5 % для материнских компаний и 15 % - во всех остальных случаях в целях повышения привлекательности создания холдингов в ЕЭП, привлечения дополнительных инвестиций.

В соответствии со всем вышесказанным, включая выдвинутые предложения по улучшению налогового климата, гармонизации прямого налогообложения в рамках Таможенного союза, если, будут реализованы, то это создаст предпосылки для более эффективного движения капитала, трудовых ресурсов; развития трансграничных экономических связей, какими они должны стать на территории единого экономического пространства в рамках ТС; укрепления позиций интеграционного объединения в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.