Научная статья на тему 'Совершенствование методов оценки претендентов на замещение вакантной должности на государственную гражданскую службу'

Совершенствование методов оценки претендентов на замещение вакантной должности на государственную гражданскую службу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ВАКАНТНАЯ ДОЛЖНОСТЬ / МЕТОДИКА ОТБОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кларова А.А., Николаева И.В.

Совершенствование системы управления государственной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Главная цель отбора кадров для работы в органах государственной власти состоит в том, чтобы отобрать такого претендента на должность, который был бы в состоянии наиболее эффективным способом достичь запланированного управленческой структурой результата. Именно поэтому для повышения объективности в принятии конкурсной комиссией, по результатам проведения конкурса, решения, целесообразно ввести более детальную систему оценки кандидатов на замещение вакантной должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов оценки претендентов на замещение вакантной должности на государственную гражданскую службу»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

© Кларова А.А.*, Николаева И.В.*

Государственный комитет Республики Саха (Якутия)

по регулированию контрактной системы в сфере закупок, г. Якутск Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Совершенствование системы управления государственной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Главная цель отбора кадров для работы в органах государственной власти состоит в том, чтобы отобрать такого претендента на должность, который был бы в состоянии наиболее эффективным способом достичь запланированного управленческой структурой результата. Именно поэтому для повышения объективности в принятии конкурсной комиссией, по результатам проведения конкурса, решения, целесообразно ввести более детальную систему оценки кандидатов на замещение вакантной должности.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, органы власти, вакантная должность, методика отбора.

Открытая конкурсная основа при поступлении на государственную гражданскую службу призвана обеспечить реализацию конституционного права граждан на равновозможный доступ к государственной службе. Таким образом обеспечивается конкурентный отбор наиболее подготовленных специалистов.

По нашему мнению, для того, чтобы на основе конкурса действительно подбирались наиболее квалифицированные кадры, чтобы конкурс не сводился к формальной процедуре, нужна эффективная технология кадрового конкурса.

Конкурсный отбор кандидатов на замещение должностей в государственную структуру осуществляется посредством выявления профессиональных, деловых и личностных качеств претендентов и предполагает на основе их сравнения определение наиболее достойных из кандидатов для назначения на вакантные должности.

* Главный специалист Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

* Заведующий кафедрой Менеджмента Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия).

Для повышения объективности при принятии конкурсной комиссией, по результатам проведения конкурса, решения целесообразно ввести более детальную систему оценки кандидатов на замещение вакантной должности.

В нашей работе предлагается методика шкалирования оценки кандидатов по системе баллов.

Оценка кандидатов должна производится по 10-балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии должен выставить кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой, послужившей основанием принятия решения о соответствующей оценке. Конкурсный бюллетень приобщается к протоколу заседания конкурсной комиссии.

Конкурсный бюллетень необходимо разработать с несколькими колонками для оценки кандидата на замещение вакантной должности по каждому критерию. Пример предлагаемого конкурсного бюллетеня представлен на рисунке 1.

Конкурсный бюллетень №

(Ф.И.О. члена конкурсной комиссии, должность)

№ Ф.И.О. кандидата Вакантная должность Оценка за соответствие квалификационным требованиям (0-10 баллов) Оценка за реферат (0-10 баллов) Оценка за тест (0-10 баллов) Оценка за собеседование (0-10 баллов) ИТОГО (0-40 баллов)

1 Иванов Иван Иванович главный специалист департамента методологического и правового обеспечения

2 Петров Петр Петрович главный специалист департамента методологического и правового обеспечения

3 Егоров Егор Егорович главный специалист департамента методологического и правового обеспечения

Подпись_/_/

«_»_2014 года

Рис. 1. Пример конкурсной бюллетени кандидатов на замещение вакантной должности на государственную гражданскую службу в Государственном комитете

Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов

Рассмотрим подробнее методику выставления баллов на соответствие по предлагаемым критериям.

Оценка за соответствие квалификационным требованиям. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности, на замещение которой проводится конкурс, и других положений должностного регламента, связанных с исполнением обязанностей по этой должности. Также в нашем исследовании разработаны рекомендации для выставления баллов (табл. 1).

Таблица 1

Рекомендации при выставлении баллов кандидатам на замещение вакантной должности главного специалиста департамента методологического и правового обеспечения при оценке за соответствие квалификационным требованиям

Оценка за соответствие квалификационным требованиям

высшее экономическое или юридическое образование 2 б.

знание Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), законов государственной гражданской службы Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), законодательства в области информационной безопасности, а также опыт их практического применения 1 б.

знание законодательства и нормативных правовых актов в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, опыт их практического применения 5 б.

наличие профессиональных навыков подготовки проектов нормативных правовых актов, подготовки аналитических и методических материалов 2 б.

Оценка за реферат. Руководством соответствующего структурного подразделения дается заключение и рекомендации по выставлению бальной оценки по следующим критериям: соответствие формальным требованиям (объем, сроки, оформление); раскрытие темы, умение анализировать и дать оценку сложившейся ситуации по указанной теме; обоснованность и практическая реализуемость предложений по совершенствованию данного вида деятельности; логическая последовательность; умение выделять главное, делать выводы; видение сути проблемы; видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы; наличие ссылок на нормативные правовые акты, инструкции, положения. Выставляется бальная оценка от 2 до 10 б.

Оценка за тест. Тестирование профессиональных знаний - определение знаний, умений кандидата по результатам решения тестовых заданий и установление на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень профессионализма кандидата. Целью проведения тестирования является объективная оценка знаний, навыков и умений кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы Республики Саха (Якутия). Тестирование на знание законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) проводится Институтом управления при Президенте Республики Саха (Якутия). В соответствии с рекомендациями выставляется бальная оценка от 0 до 10 б. Мы предлагаем следующие баллы за результаты тестирования (табл. 2).

Оценка за собеседование. Ее результат зависит от конкурсной комиссии, где в процессе устного общения выявляются знания претендента о нормативной правовой базе, навыки её применения в соответствии с должностным регламентом должности государственной гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, а также о его личностно-деловых качествах (см. табл. 3).

Таблица 2

Рекомендации при выставлении баллов кандидатам на замещение вакантной должности главного специалиста департамента методологического и правового обеспечения при оценке за тест

Оценка за тест

Результат от 50 до 65 % 5 б.

Результат от 66 до 80 % 7 б.

Результат от 81 до 100 % 10 б.

Таблица 3

Рекомендации при выставлении баллов кандидатам на замещение вакантной должности главного специалиста департамента методологического и правового обеспечения при оценке за индивидуальное собеседование

Оценка за собеседование

Средний результат 2 б.

Хороший результат 5 б.

Отличный результат 10 б.

После оценки всех участников конкурса и подсчета, набранных ими итоговых баллов, конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов, но не менее 20 баллов.

При случае равенства баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «За» или «Против». При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Таким образом, представленная балльная система оценки кандидатов на замещение вакантной должности исключит возможность оказывать влияние друг на друга между членами комиссии при принятии решения о выборе кандидата, что обеспечит повышение объективности результата по итогам конкурсного отбора.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // РГ. - 25.12.1993. - № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

5. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849.

7. Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 46-З № 93-Ш «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Республики Саха (Якутия) и муниципальной службы муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)».

8. Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 215-З № 433-Ш «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)».

9. Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 385-З № 783-Ш «О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)».

10. Закон Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2007 года 494-З № 1003-Ш (ред. от 08.11.2012) «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)».

11. Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2007 г. 510-З № 1035-Ш (ред. от 08.11.2012) «Об оплате труда работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия), замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)».

12. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. В.А. Козбаненко. - М., 2008.

13. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Пред. ред. Д.А. Медведева. - СПб., 2008.

14. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации: Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2003. - 578 с.

15. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. -Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2008. - 367 с.

16. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 463 с.

17. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие // Государство и право. - 2007. - № 12. - С. 8-15.

18. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 607 с.

19. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Гардарики, 2007. - 442 с.

20. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 551 с.

21. Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации: Материалы методического семинара. - М.: РАГС, 2002.

22. Голунов В.Д. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом. - М.: Известия, 2004. - 326 с.

23. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М., 2008. -601 с.

24. Государственная служба: учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008. - 487 с.

25. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / Под. ред. В.А. Козбаненко. - М.: «Статут», 2007. - 397 с.

26. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 2007. - 128 с.

27. Ершов В.Н. Из истории работы аппарата государственного управления (глазами практика) // Государство и право. - 2009. - № 3.

28. Жильцов В.И. Государственная служба: показатели и критерии: учебное пособие. - М.: РАГС, 2010. - 110 с.

29. Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. - 2008. - № 12. - С. 17-28.

30. Кочетков А.В. Источниковая база формирования кадров государственной службы субъектов Российской Федерации. - М.: МГАПИ, 2008. -108 с.

31. Куракин А.А. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2009.

32. Курбанов Р.Д. Совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации: автореф. дисс. ... д-ра. юрид. наук: 12.00.14 / РАГС при Президенте РФ, кафедра национальной безопасности. - М., 2010.

33. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: Проблемы организации, управления, контроля. - М.: РАГС, 2004. - 216 с.

34. Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. - М.: РАГС, 2005. - 452 с.

35. Мыреев П.Р. Муниципальная кадровая политика: учебное пособие. -М.: Муниципальный мир, 2003. - 238 с.

36. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход / А.В. Оболонский, А.Г. Барабашев. - М.: Дело, 2009. - 440 с.

37. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Гриф УМО МО РФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - С. 301.

38. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. - 2008. - № 9. - С. 10-16.

39. Охотский Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание. - М.: Изд-во Экономика, 2011. - 704 с.

40. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. - Изд. 3-е. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 543 с.

41. Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: Оформление документов. -М.: Бератор-Пресс, 2003. - 96 с.

42. Слатинов В.Б. Законодательное регулирование государственной службы // Государственная и муниципальная служба. - 2008. - С. 123-136.

43. Столяров А.В. Эффективность труда руководителей органов государственного управления. - М.: МТиСР, 2003. - 217 с.

44. Столярова В.А., Богатырев Е.Д., Черепанов В.В. и др. Современные технологии оценки профессиональной компетентности кадров государственной службы. - М.: МЗСР, 2006. - 359 с.

45. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. - М.: РАГС, 2005. - 258 с.

46. Чаннов С.Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14 / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2010.

47. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 576.

48. Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: учебное пособие. - М.: Финака-демия, 2009. - Ч. 1. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2003. - 196 с.

50. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: Моральные основы. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 146 с.

51. Осейчук В.И. О формировании нового механизма кадровой политики в системе государственной службы // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.

52. Январев В.А. Реформа государственной службы: новые задачи кадровых служб органов государственной власти / В.А. Январев, Е.А. Комарова // Справочник кадровика. - 2008. - № 11. - С. 9-16.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

© Мартынова М.А.*, Романова Т.В.Ф

Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия),

г. Якутск

Целью федеральной контрактной системы является внедрение единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов. Это должно обеспечить каче-

* Главный специалист отдела организационно-правовой работы государственной службы и кадров Департамента по архивному делу Республики Саха (Якутия).

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.