Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДСЕСТЕР'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДСЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
непрерывное профессиональное образование / медсестра / первичное звено здравоохранения / continuous vocational education / nurse / primary health care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахмонова М.М., Тошматова Ш.А.

Статья раскрывает важность совершенствования профессионального образования медицинских сестер в первичном звене здравоохранения. В статье даются определения понятий непрерывного профессионального образования, и его особенности в сестринском деле. Представлены результаты исследования, проведенные среди медицинских сестер первичного звена на предмет эффективности применяемых методов по повышению профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рахмонова М.М., Тошматова Ш.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR NURSES

The article reveals the importance of improvement of professional education of nurses in primary healthcare. The article gives the definition of the concepts of continuous professional education and its peculiarities in nursing. Presents the results of a study conducted among nurses of primary concerning the effectiveness of the methods used to enhance professional skills.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДСЕСТЕР»

УДК 62

Рахмонова М.М. преподаватель Ферганский медицинский колледж Узбекистан, г. Фергана Тошматова Ш.А. преподаватель Кувинский медицинский колледж Узбекистан, г. Кува

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МЕДСЕСТЕР

Аннотация: Статья раскрывает важность совершенствования профессионального образования медицинских сестер в первичном звене здравоохранения. В статье даются определения понятий непрерывного профессионального образования, и его особенности в сестринском деле. Представлены результаты исследования, проведенные среди медицинских сестер первичного звена на предмет эффективности применяемых методов по повышению профессионального мастерства.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, медсестра, первичное звено здравоохранения.

Rrnmonova M.M.

teacher

Ferghana medical college Uzbekistan, Fergana Toshmatova Sh.A.

teacher Kuva medical college Uzbekistan, Kuva

IMPROVING METHODS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

FOR NURSES

Annotation: The article reveals the importance of improvement of professional education of nurses in primary healthcare. The article gives the definition of the concepts of continuous professional education and its peculiarities in nursing. Presents the results of a study conducted among nurses of primary concerning the effectiveness of the methods used to enhance professional skills.

Key words: continuous vocational education, nurse, primary health care.

Американские специалисты считают, что развитие непрерывного профессионального образования (НПО) среди сестринского персонала

в США призваны способствовать укреплению научной базы сестринской практики, в связи, с чем число проводимых медсестрами научных исследований, ориентированных на сестринскую практику, должно быть существенно увеличено. В Европе сестринские исследования развивались в течение последних 30-40 лет. И если в Дании, Финляндии и Великобритании их история насчитывает более 3 десятилетий, то в Эстонии, Литве, Словении и некоторых других странах — менее 10 лет.

В большинстве же европейских стран, особенно в Восточной Европе, сестринские исследования находятся на самом начальном этапе развития. Кроме того, уровень развития сестринских исследований в разных странах Европы значительно различается вследствие разного уровня развития самих стран и различий в положении сестринского дела в системе здравоохранения и в обществе. В Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии отмечаются тенденции к признанию сестринского дела самостоятельной профессией, имеющей развитую теоретическую базу. В то время как ранние сестринские исследования в США мало отражались на практической деятельности медсестер, в европейских странах они больше ориентированы на практику. Большая работа была проведена и проводится в настоящее время в Европе с целью дальнейшего развития сестринских исследований, создания теоретической базы профессии и повышения качества НПО медсестер.

На это нацелены усилия Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ (World Health Organization), Международного совета медицинских сестер (International Council of Nurses) и Рабочей группы европейских медицинских сестер-исследователей (Workgroup of European Nurse Researchers). В рамках научных исследований в области сестринского дела, по оценке экспертов ВОЗ, в центре внимания находится в непрерывном приобретение знаний об организации ухода, как за здоровыми, так и за больными слоем населения.

В России и Узбекистане, сестринские исследования имеют сравнительно небольшую историю. Это во многом обусловлено исторически сложившейся моделью, рассматривающей медсестру только как помощника врача. Исследования, проводившиеся в области сестринского дела практически до конца XX столетия, были посвящены вопросам подготовки медсестер в средних специальных учебных заведениях и выполнялись в основном врачами, осуществлявшими эту подготовку. Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и сестринского персонала, в частности, — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и скорости её обновления, появление множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики, лечения, ухода, повышения информированности и запросов самих пациентов и др. Для повышения качества НПО необходимо внедрение инновационных технологий в последипломное образование,

одной из которых является накопительная система повышения квалификации (НСПК).

Последняя является способом организации поэтапного индивидуального обучения медицинских работников с целью углубления уже имеющихся у них теоретических знаний и повышения качества практической деятельности, позволяющего реализовывать свои индивидуальные интересы и профессиональные потребности. Известно, что существующая система повышения квалификации (ПК) медицинских работников (циклы один раз в 5 лет с отрывом от производства) была создана в 70-х годах прошлого века и с тех пор не пересматривалась.

Несмотря на высокий уровень специалистов, задействованных в повышении квалификации медицинских работников, уровень „выживаемости" теоретических знаний в период между циклами составляет по разным данным 40-70 %, а профессиональное развитие при данной системе вряд ли можно назвать непрерывным, оно скорее — периодическое. В связи с этими обстоятельствами специалисты, занимающиеся последипломным образованием медицинских кадров, расценивают сложившуюся ситуацию в существующей системе как критическую и требующую разрешения.

В настоящее время в профессиональных медицинских и образовательных изданиях существенное внимание уделяется накопительной системе повышения квалификации. Для внедрения НСПК необходимы достаточное количество специалистов, желающих и способных обучаться по новой системе, перестройка работы учреждений последипломного образования, коррекция образовательных программ циклов повышения квалификации, а также регулярное и своевременное обновление информации на сайте образовательных учреждений. Система здравоохранения Республики Узбекистан обладает достаточным потенциалом материально-технической базы и кадров. Схема подготовки кадров принципиально пересмотрена и осуществлен переход на двухуровневую подготовку в системе высшего медицинского образования: бакалавр и магистратура.

В соответствии с Государственной программой реформирования системы здравоохранения полностью пересмотрена программа обучения в медицинских ВУЗах. Принципиально новым является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации — бакалавров сестринского дела. В 2006 году осуществлён первый выпуск 32 магистров сестринского дела. Впервые систему НПО в Узбекистане внедрили в процессе реализации проекта «Здоровье-2» и «Укрепление здоровья женщин и детей» в 2007 году.

Были составлены специальные программы, которые включали в себя следующие разделы:

- Межличностное отношение и методы обучения взрослой аудитории.

- Основные навыки патронажных медсестер.

- Уход за здоровым, больным ребенком и консультирование матерей.

- Грудное вскармливание.

- Репродуктивное здоровье и безопасное материнство. Целью НПО медсестер, является: укрепление качества последипломного образования медсестер и акушерок с целью проведения в соответствии с международными стандартами. Для реализации этой системы по Республике были подготовлены более 475 местных тренеров, которые, свою очередь проводили НПО медсестер, каскадным методом. Также, для эффективности НПО медсестер, были подготовлены специалисты по мониторингу и оценки НПО медсестер по всей республике.

Использованные источники:

1. Исмаилова Б.Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия. Т., 2003. - № 1. - с. 7-10. Лидеры сестринского дела в действии. Второе совещание главных сотрудничающих центров по сестринскому образованию стран Европы/ЕРБ ВОЗ. Копенгаген.: 1991. 25 с.

2. Маликов Ю.Р., Юлдашев Дж.Я., Шукуров Б.И., Говорухина И.Ю., Внедрение сестринского процесса в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи.//Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. - Т., 2005. - № 4. - с. 104-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.