Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
метод / мотивация / медицинских учреждения / method / motivation / medical institutions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Собирова М., Рахмонова М.

В данной статье освещено совершенствование методов мотивации в медицинских учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MOTIVATION METHODS IN MEDICAL INSTITUTIONS

This article highlights the improvement of motivation methods in medical institutions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

UDK 615

Собирова М. Рахмонова М. преподаватель Sobirova M. Raxmonova M.

Ферганский медицинский коллеж Узбекистан, г. Фергана СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: В данной статье освещено совершенствование методов мотивации в медицинских учреждениях

Ключевые слова: метод, мотивация, медицинских учреждения.

IMPROVEMENT OF MOTIVATION METHODS IN MEDICAL

INSTITUTIONS

Abstract: This article highlights the improvement of motivation methods in medical institutions.

Keywords: method, motivation, medical institutions.

Медицинский персонал учреждения здравоохранения является богатством организации. Важным шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная и социальная адаптация медицинского работника в коллективе. Если администрация заинтересована в успехе работника на новом рабочем месте, она должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность. Для выявления совершенной системы мотивации, руководству важно постоянно проводить исследования, направленные на выявление метода, приемлемого и эффективного для того или иного сотрудника в организации.

Сегодня медицинский персонал учреждения здравоохранения является главным фактором, определяющим будущее медицинской организации. Ведь медицинский персонал - это совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. Поэтому сегодня медицинские работники организации рассматриваются уже не просто как личности, а в социально-культурном аспекте, то есть действующими в единой команде, объединившись на добровольной основе. Систематизация факторов, влияющих на выбор карьерной ориентации и карьерный рост представителей медицинских профессий, является одной из проблем социальной психологии, медицинской, и психологии личности. В этом контексте рассматривается широкий круг понятий, начиная от особенностей мотивационной сферы медицинского работника, личностных черт и заканчивая такими явлениями, как профессиональная адаптация и организационная социализация.

Мотивация (motivation) - это готовность работника приложить значительные усилия для достижения целей организации и в результате иметь возможность удовлетворить определенные индивидуальные потребности. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Мотивация медицинских сотрудников является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация деятельности медицинских работников, контроль, принятие решений и пр. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями медицинской организации.

Мотивацию как процесс можно представить в виде ряда последовательных этапов, вначале это возникновение потребностей, в завершении - устранение потребности.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Существует два типа теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека это такие широко известные методы как пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. Мак-Клелланд полагал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти в среде медицинских работников, чаще проявляют себя как откровенные и энергичные, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Теория ERG Альдерфера, теория факторов Герцберга. Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.

Проблемы эффективности медицинских работников и качества, с которыми сталкивается руководство, подразделяются на четыре широкие категории, касающиеся: технологии (продукция или услуги); методологии (системы управления); компетентности работников (знания, квалификация, отношение к работе и сослуживцам); рабочей атмосферы в коллективе (культура и стиль управления). Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что -организация - это общественная система, а каждый работник - это личность.

Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями организации.

Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями.

Потребности человека, достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса.

Руководству медицинского учреждения необходимо систематически проводить исследования, помогающие определить какой индивидуальный метод приемлем для того или иного сотрудника в организации и является наиболее эффективным в мотивации медицинского работника. Изучение мотивации поведения работников и стимулирования трудовой деятельности медицинских работников позволяет составить определенный мотивационный комплекс каждого работника, группы и персонала в целом.

Использованные источники:

1.Барков С. А. Управление персоналом. - М.: ЮристЪ, 2001. - 451 с.

2.Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Питер Ройш. Управление персоналом. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.