Научная статья на тему 'Совершенствование методов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов'

Совершенствование методов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / AGRICULTURAL CONSUMER SERVICE COOPERATIVE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE / ЭТАП / PHASE / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палаткин Иван Викторович, Афанасьева Мария Семеновна

Проблемы безработицы, низких доходов населения, несоответствия уровня жизни современным стандартам, отсутствия инфраструктуры социального обслуживании приводят к деградации сельских территорий. В связи с этим актуальным является развитие системы государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палаткин Иван Викторович, Афанасьева Мария Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODS OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES

The problems of unemployment, low income, non-compliance with modern standards of living, lack of infrastructure, social services can result in degradation of rural areas. In this regard, important to develop a system of state support of agricultural consumer cooperatives.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

УДК 334.735

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

© 2014

И.В. Палаткин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

«Прикладная экономика» М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»

Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация: Проблемы безработицы, низких доходов населения, несоответствия уровня жизни современным стандартам, отсутствия инфраструктуры социального обслуживании приводят к деградации сельских территорий. В связи с этим актуальным является развитие системы государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, государственная поддержка, жизненный цикл, этап, модель, принцип, дифференциация.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социально-экономическая ситуация в сельских территориях России характеризуется снижением объемов производства сельскохозяйственной продукции, уменьшением численности сельского населения, высоким уровнем безработицы и ухудшением социальной обстановки. Это требует развития малых форм хозяйствования на селе как фактора повышения доходов населения и улучшения социально-бытовой инфраструктуры сельской местности. Вместе с тем, созданные в рамках государственных программ, малые формы хозяйствования на селе, из которых наибольшее развитие получили сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в современных условиях не в состоянии в полной мере реализовывать свои функции.

В связи с этим современные экономисты неоднократно в своих работах подчеркивали необходимость совершенствования мер государственной поддержки малого агробизнеса [1, 2, 3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Тенденции, отраженные в современным исследованиях, указывают на необходимость поиска новых подходов к формированию коопе-ративних организаций, как наиболее распрастраненной формы некоммерческой организации в сельском хозяйстве [4, 5, 6, 7, 8].

Анализ опыта Пензенской области показал, за период 2009-2013 гг. государственная поддержка, способствующая увеличению численности потребительских кооперативов и развитию системы кооперации, осуществлялась по следующим направлениям [5]:

1. По линии Центра занятости Пензенской области потребительские кооперативы получали государственное пособие на развитие предпринимательства гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, в сумме 12-кратного максимального размера пособия по безработице.

2. По линии Управления развития предпринимательства Пензенской области предусмотрены следующие льготы: гранты на реализацию бизнес-проектов начинающих (действующих менее 1 года - до 300 тыс. руб.) и действующих (от 1 года до 3 лет с момента регистрации - до 500 тыс. руб.) субъектов предпринимательства; субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами предпринимательской деятельности (от 2/3 до 100% ставки рефинансирования); субсидирование затрат на лизинг; субсидирование технологического присоединения.

Кроме того, Пензенский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» разработал льготные тарифы для обслуживающих кооперативов, осуществляет бесплатное открытие расчетных счетов, а также кредитную поддержку как напрямую, так и через систему кредитных кооперативов [9].

Наибольшее влияние на активное создание потребительских кооперативов в Пензенской области оказа-

ла антикризисная программа «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области». Региональными властями предусматривалось финансирование мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан не только на приобретение оборудования, механизмов, транспортных средств, теплиц (материалов для изготовления теплиц), инструментов, приспособлений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, но и оплату паевого взноса в паевой фонд вновь организуемого кооператива. Создаваемые в рамках данной программы кооперативы позволили получить мультипликативный эффект в виде организации дополнительных рабочих мест в сельских территориях. В более чем в 22% самозанятость организована в сельскохозяйственных кооперативах [10].

Не смотря на многоканальный характер, государственная поддержка развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории области оказывалась бессистемно и без учета необходимости межведомственной координации, что отразилось на снижении ее эффективности.

Рассмотрим вопрос совершенствования государственно поддержки кооперативной системы с точки зрения процессного подхода, а именно теории жизненного цикла организации, которая активно используется уже более 50 лет. Жизненный цикл организации охватывает период времени, который характеризует ее способность к функционированию в условиях конкуренции и рыночной экономики. Модель жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива в целях настоящего исследования будет рассматриваться как четырехэтапная: создание, рост, зрелость, упадок [11, 12, 13].

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным необходимо определить принципы государственной поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предложить формы государственной поддержки сельскохозяйственного потребительского кооператива, основываясь на делении по этапам жизненного цикла.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Реализация мер государственной поддержки целесообразна на основе применения программно-целевого подхода, который представляет собой совокупность методов, приемов и средств решения сложных проблем по достижению стратегических целей путем их увязки с ресурсным потенциалом территории. При реализации данного подхода допускается, что развитие сельскохозяйственной обслуживающей кооперации является частью комплексной проблемы социально-экономического развития сельских территорий, которая затрагивает как вопросы безработицы и комфортного проживания населения, так и вопросы эффективного функционирования малого бизнеса на селе [14]. В этой связи государствен-

ную поддержку создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предлагаем строить на следующих принципах:

1. Разнонаправленность - финансовая, организационная, учебно-методическая и консультационная поддержка развития системы кооперации;

2. Многоуровневость - федеральная, региональная и муниципальная поддержка;

3. Комплексность - взаимосвязь различных программ, направленных на развитие кооперации и сельских территорий;

4. Этапность - различные формы и методы поддержки на стартовом и развитом этапах организации кооперативной системы;

5. Социальная специфичность - необходимость оказания государственной помощи в реализации кооперативами социальных функций;

6. Региональная приоритетность - определение наиболее значимые для региона направлений социально-экономического развития кооперации;

7. Инфраструктурная обеспеченность - создание и развитие учебных и консультационных центров и кооперативов первого, второго и последующих уровней, ревизионных союзов, центров по аутсорсингу и т.д.;

8. Эффективность - постоянный мониторинг и оценка действенности государственной поддержки.

Проведенные исследования показывают, что государственная поддержка развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов [13, 14] должна быть дифференцирована в соответствии с этапом развития и функциями, выполняемыми отдельно взятым кооперативом - этапом жизненного цикла. Повышение эффективности данного механизма может быть достигнуто только при поступательном движении от повсеместной государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов к частно-государственному партнерству [15, 16, 17].

Модель жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива представлена на рисунке 1.

Создание (Start-up)

1 Процесс создания и —I становления | кооператива

Зрелость

г.. ^Максимизация дохода, — л—I повышение

| конкурен-оспосоЬнос-и

Упадок

Снижение дохода

Цели

Достаточ> юв удовлетворение потребностей членов кооператива в услугах (в зависимости от вида кооператива) Создание: материально-технической базы формирование кадрового состава

Полное удовлетворение потребностей

членов кооператива '/слугах Оказание услуг нечленам кооператива Улучшение материально-технической базы Повышение квалификации кадрового состава Диверсификации услуг Увеличение числа пайщиков Привлечение ассоциированных членов э

кооператив Модернизация материально-технической базы

Сохранение объемов оказываемых услуг Сохранение материально-технической базы для создании нового кооператива

Рисунок 1 - Описание этапов жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского кооператива

Формы государственной поддержки на каждом из этапов жизненного цикла сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива разработаны с учетом проблем, с которыми сталкивается кооператив в соответствии с целями функционирования на каждом из этапов.

Этап жизненного цикла кооператива «Создание» характеризуется трудностями по формированию стартового капитала и паевых взносов вносимых в кооперативы последующего уровня, привлечению дорогостоящих финансовых ресурсов, формированию материально-технической базы, в информационном обеспечение деятельности, проблемой низкой квалификации кооператоров и наемных работников. Кроме того, неурегулированным является вопрос расчета тарифных ставок на

услуги, оказываемых членам кооператива и сторонним контрагентам.

В соответствии с этим необходимо реализовать следующие меры государственной поддержки:

- выделение субсидий и грантов на формирование стартового капитала и материально-технической базы;

- субсидирование паевых взносов, вносимых в кооперативы последующего уровня;

- упрощение механизма передачи социально-культурных объектов из муниципалитетов обслуживающим кооперативам;

- приоритетное размещение муниципального и государственного заказа в кооперативах;

- субсидирование затрат на проведение семинаров и издательской деятельности по вопросам развития системы обслуживающих кооперативов на селе;

- выделение бюджетных мест образовательным учреждениям для подготовки специалистов по кооперативным программам.

На этапе жизненного цикла «Рост» остается нерешенной проблема привлечения дорогостоящих финансовых ресурсов, требуется развитие материально-технической базы кооператива и повышение квалификации кадров. Вместе с тем кооперативу необходимо конкурировать с бизнес-организациями, обслуживающими сельские территории. Перечисленное требует введения следующих форм господдержки:

- субсидирование процентной ставки при получении кредитов и займов до уровня ее конкурентоспособности с участниками ВТО;

- предоставление обеспечительных механизмов по предоставляемым кредитам;

- приоритетное размещение муниципального и государственного заказа на поставки продукции кооперативами;

- размещение государственного заказа на обслуживание кооперативами субъектов муниципальной собственности (детских садов, школ, административных зданий и т.п.);

- субсидирование деятельности информационно-консультационных кооперативов и других инфраструктурных организаций (ревизионных союзов);

- субсидирование деятельности малых форм хозяйствования через кооперативы;

- выделение бюджетных мест образовательным учреждениям для подготовки специалистов по кооперативным программам.

Государственная поддержка на этапе «Зрелость» должна осуществляться на принципах частно-государственного партнерства, то есть на данном этапе замещается кооперативами часть государственных социально-экономических функций с компенсацией его затрат за счет бюджета соответствующего уровня.

Этап упадка в жизненном цикле кооператива не рассматривается, так как сложно унифицировать требуемые формы господдержки. Размеры государственной поддержки должны определяться индивидуально с учетом территориального местоположения, материально-технической базы и других особенностей конкретного кооператива.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основываясь на предлагаемых принципах и формах дифференциации, необходимо развивать систему государственной поддержки малых форм хозяйствования и кооперативов по следующим направлениям:

- предоставление кредитов малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным кооперативам по конкурентным с участниками ВТО процентным ставкам;

- по долгосрочным инвестиционным кредитам необходимо перейти от предоставления субсидий личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам к субсидированию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, членами которых они являются. Это

будет способствовать привлечению дополнительных членов в кооперативы, а также укреплению их материально-технической базы и снижению транзакционные издержки;

- предоставление государственных гарантий на реализацию услуг сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- предоставление приоритетного права на размещение государственных и муниципальных заказов на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов, привлечение их для обеспечения объектов муниципальной собственности услугами поддержки инженерной инфраструктуры;

- расширить направления субсидирования затрат потребительских кооперативов в соответствии с выполняемыми ими социально-экономически значимыми функциями;

- осуществлять прямое финансирование за счет бюджета затрат капитального характера (строительство объектов водоснабжения, приобретение оборудования для осуществления работ с ТБО и т.д.) с последующей передачей в долгосрочную аренду эффективно работающим кооперативам;

- возродить кооперативную науку и образование, развить инфраструктуру поддержки малых форм хозяйствования и приоритетные организационные формы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Таким образом, предлагаемые принципы и отдельные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования и кооперативов позволят возродить кооперативную систему страны с учетом разнообразия организационных форм сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также способствовать сохранению сельских территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства / под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.И. Нечаева, Г.М. Демишкевич. - М:ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014. - 219 с.

2. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект / Под общей ред. А.В. Петрикова -Москва: ЭРД, 2010. - научные труды ВИАПИ им. А.А. Никонова, выпуск 25. - 279 с.

3. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества: монография / под общ. ред.. И.В. Палаткина, А.А. Кудрявцева - Пенза: ПДЗ, 2012.-150с.

4. Крутиков В. К. Развитие сельских территорий: инновации, диверсификация/ В.К. Крутиков, О.В. Федорова. Калуга: ЗАО «Типография Флагман», 2011. 215 с.

5. Кильдеев Р.Х., Тусков А.А. Концептуальный подход к развитию сельских территорий [Электронный ре-

сурс] // Современные проблемы науки и образования, 2013. №.5 URL: http://www.stience-education.m/111-10168 (дата обращения: 13.12.2014).

6. Секерин В.Д., Веселовский М.Я., Горохова А.Е. Формы государственного стимулирования развития малого инновационного предпринимательства // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 18. № 1. С. 138-144.

7. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Система сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов как перспективный институт развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№. 3.

8. Косарева Ю.В. Кооперативное предпринимательство как эффективный инструмент экономической политики государства // Российское предпринимательство, 2012. № 6 (204). С. 87-93.

9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства Пензенской области на 2012 год и на период до 2015 года.

10. Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области. [электронный ресурс]. - Служба занятости населения Пензенской области: [сайт], - Режим доступа: www.58zan.ru

11. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: концепция и российская практика: монография. С.Петербург. гос. ун-т, Высшая школа менеджмента. -СПб.: Издат. дом С.-Петербург. гос. ун-т, 2007. - 480 с.

12. Широкова Галина Викторовна. Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии. Автореф. ... дис. д-ра эк. наук. - СПб., 2010. - 46 с.

13. Васильева М.А. Анализ жизненного цикла организаций потребительской кооперации // Российское предпринимательство. — 2008. — № 11 Вып. 2 (123). — c. 67-70.

14. Афанасьева М.А. Развитие сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов (на материалах Пензенской области). Автореф. ... дис. канд. эк. наук. М., 2013. - 23 с.

15. Ильясова А.В., Батова В.Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.

16. Ильясова А.В. Методические подходы к эффективному управлению ресурсным потенциалом сельскохозяйственных кредитных кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 248-254.

17. Кокова Э.Р. Развитие стратегии диверсификации интеграционного процесса в региональном АПК // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 184-187.

IMPROVEMENT OF METHODS OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL

CONSUMER COOPERATIVES

© 2014

I.V. Palatkin, doctor of economical science, head of the chair «Applied Economics» M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation: The problems of unemployment, low income, non-compliance with modern standards of living, lack of infrastructure, social services can result in degradation of rural areas. In this regard, important to develop a system of state support of agricultural consumer cooperatives.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: agricultural consumer service cooperative, government support, life cycle, phase, model, principle, differentiation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.