Научная статья на тему 'Совершенствование методологии контроля эффективности использования локомотивов на тягу поездов'

Совершенствование методологии контроля эффективности использования локомотивов на тягу поездов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТЯГА ПОЕЗДОВ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ЭНЕРГИИ / КОНТРОЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОКОМОТИВОВ / FUEL AND ENERGY RESOURCES / TRAIN TRACTION / ENERGY EFFICIENCY / SPECIFIC ENERGY CONSUMPTION / MONITORING / USE OF LOCOMOTIVES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сидорова Елена Анатольевна, Подгорная Светлана Олеговна

С появлением новых серий локомотивов, развитием тяжеловесного движения грузовых поездов, повышением скоростей движения пассажирских составов, внедрением инновационных технических средств и технологий происходит перераспределение степени влияния различных показателей на расход энергоресурсов. Целью статьи является представление разработки методологии контроля эффективности использования локомотивов при изменении комплекса эксплуатационных факторов. Предложенная методология контроля позволит более точно определять расчетное изменение удельного расхода энергии, что в свою очередь обеспечит повышение объективности оценки причин изменения энергоемкости перевозок и будет способствовать снижению потерь энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сидорова Елена Анатольевна, Подгорная Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF CONTROL THE LOCOMOTIVES USE EFFICIENCY TO THE TRAIN TRACTION

With the advent of new series of locomotives, the development of heavy freight trains, the increasing speeds of passenger trains, the introduction of innovative technical means and technologies, the degree of influence of various indicators on energy consumption is redistributed. The aim of the article is to develop a methodology for monitoring the efficiency of locomotives when changing the set of operational factors. This will make it possible to more accurately determine the estimated change in specific energy consumption, which in turn will increase the objectivity of the assessment of the causes of changes in the energy intensity of transport and will help to reduce energy losses.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методологии контроля эффективности использования локомотивов на тягу поездов»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Утепбергенова, С. М. Исследование систем охлаждения полоза токоприемника магистрального электроподвижного состава [Текст] / С. М. Утепбергенова, В. В. Томилов, О. А. Сидоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2019. - № 2 (38). - С. 66 - 75.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Utepbergenova S. M., Tomilov V. V., Sidorov O. A. Research of cooling system for pantograph head of electric train. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 2, no. 38 , pp. 66 - 75 (In Russian).

УДК 656.2:620.9

Е. А. Сидорова, С. О. Подгорная

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ

Аннотация. С появлением новых серий локомотивов, развитием тяжеловесного движения грузовых поездов, повышением скоростей движения пассажирских составов, внедрением инновационных технических средств и технологий происходит перераспределение степени влияния различных показателей на расход энергоресурсов. Целью статьи является представление разработки методологии контроля эффективности использования локомотивов при изменении комплекса эксплуатационных факторов. Предложенная методология контроля позволит более точно определять расчетное изменение удельного расхода энергии, что в свою очередь обеспечит повышение объективности оценки причин изменения энергоемкости перевозок и будет способствовать снижению потерь энергии.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы, тяга поездов, энергоэффективность, удельный расход энергии, контроль, использование локомотивов.

Еквд А. Sidorova, Svetlana O. Podgornaya

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, The Russian Federation

IMPROVING THE METHODOLOGY OF CONTROL THE LOCOMOTIVES USE EFFICIENCY TO THE TRAIN TRACTION

Abstract. With the advent of new series of locomotives, the development of heavy freight trains, the increasing speeds of passenger trains, the introduction of innovative technical means and technologies, the degree of influence of various indicators on energy consumption is redistributed. The aim of the article is to develop a methodology for monitoring the efficiency of locomotives when changing the set of operational factors. This will make it possible to more accurately determine the estimated change in specific energy consumption, which in turn will increase the objectivity of the assessment of the causes of changes in the energy intensity of transport and will help to reduce energy losses.

Keywords: fuel and energy resources, train traction, energy efficiency, specific energy consumption, monitoring, use of locomotives.

С каждым годом в большинстве сфер производственной деятельности растет спрос на энергию, поэтому вопросы развития энергосберегающих технологий, которые позволяют решить глобальные проблемы экономического роста и энергетической безопасности, становятся все более актуальными. Эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в настоящее время остается одной из важных задач энергетической стратегии нашей страны [1]. К числу наиболее энергоемких отраслей экономики России, обладающих значительным потенциалом энергосбережения, относится железнодорожный транспорт [2]. Более чем три четверти от общего объема энергопотребления на сети железных дорог затрачивается на тягу поездов. Эффективная производственная деятельность в этой сфере невозможна без правильного определения потребности в энергоресурсах, рацио-

нальнои организации топливо- и энергоиспользования, соответствующих современному уровню технического развития, устройству технологического процесса перевозок и объему выполняемой работы.

Достижение высокой результативности деятельности ОАО «РЖД» за счет технологической модернизации и инновационного развития компании реализуется путем повышения энергоэффективности и внедрения ресурсосберегающих технологий. Основным показателем энергетической эффективности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте является удельный расход ТЭР [3]. На каждом уровне управления ОАО «РЖД» (сеть железных дорог, региональная дирекция, эксплуатационное локомотивное депо) устанавливают технически обоснованные плановые нормы удельного расхода энергии (УРЭ) локомотивами на единицу выполняемой работы с учетом сложившихся среднестатистических значений эксплуатационных факторов, отражающие технико-экономические показатели подвижного состава и его использования.

Важная роль в повышении точности нормирования, планирования и прогнозирования расхода ТЭР на тягу поездов отводится объективному контролю изменения энергоэффективности тягового подвижного состава (ТПС) относительно достигнутых ранее значений за счет изменения эксплуатационных факторов. С появлением новых серий локомотивов, развитием тяжеловесного движения грузовых поездов, повышением скоростей движения пассажирских составов, внедрением инновационных технических средств и технологий происходит перераспределение степени влияния различных показателей на тяговое энергопотребление. Целью статьи является представление разработки методологии оценки и контроля эффективности использования ТПС на тягу поездов при изменении комплекса эксплуатационных факторов.

УРЭ на тягу поездов в целом на любом уровне управления расходом ТЭР Ьобщ определяется по формуле:

+

Ьобщ _ ^ А ' (1)

]

где Ж-, А- - расход ТЭР, кВт-ч (кг), и перевозочная работа, 10 тыс. ткм брутто, вр-м виде движения (кроме маневровой работы) соответственно;

Жмр - расход ТЭР на маневровой работе, кВт-ч (кг).

На величину Ьобщ оказывает влияние множество эксплуатационных факторов. Анализ данных и структуры оперативной и статистической отчетности ОАО «РЖД» по всем железным дорогам и эксплуатационным локомотивным депо за 2012 - 2017 гг. позволил сформировать перечень показателей, которые следует учитывать при контроле энергоэффективности локомотивов и выяснении причин ее изменения. Эти факторы систематизированы по группам в зависимости от их физической сути, специфики учета и особенностей влияния на энергопотребление (рисунок).

Основным направлением контроля энергоэффективности ТПС на каждом уровне управления расходом ТЭР является оценка отклонения фактического изменения УРЭ в отчетном периоде относительно базового ^Ьоф1Щт с соответствующей расчетной величиной общего изменения УРЭ за счет влияния изменения эксплуатационных факторов ^Ьорбщч. В качестве базового периода выбирается аналогичный отчетному прошлый календарный период.

Фактическое изменение УРЭ в отчетном периоде относительно базового вычисляется по выражению:

!< факт _ 7 отч г баз

общ общ общ ' \ '

где ¿об™, Ьбщ - УРЭ на тягу поездов в целом на каждом уровне управления расходом ТЭР, кВт-ч (кг)/ 10 тыс. ткм брутто, в отчетном и базовом периодах соответственно, определяемый по статистическим данным по формуле (1).

Расчетная величина общего изменения УРЭ за счет влияния изменения эксплуатационных факторов вычисляется по выражению:

=I мг

(3)

где АЬрсч - изменение УРЭ за счет влияния изменения п-го эксплуатационного фактора в отчетном периоде относительно базового, кВт-ч (кг)/10 тыс. ткм брутто.

Определение значений АЬ™4 для каждого фактора групп № 1 - 3 (см. рисунок) и отмеченных символом «*» факторов группы № 5 осуществляется по статистическим данным и подробно рассмотрено в статье [4]. Предложенный в данной статье подход к способу контроля расхода ТЭР на тягу поездов реализован в Методике анализа и прогнозирования расхода ТЭР на тягу поездов [5], внедренной на сети железных дорог России, однако в этом документе отсутствуют рекомендации по определению факторов групп № 4 и № 5, обозначенных символом «**» (см. рисунок).

Для определения расчетных значений влияния УРЭ в непоездных видах работы на изменение УРЭ на каждом уровне управления расходом ТЭР предлагается использовать следующие выражения:

в хозяйственном движении -

л и расч — ( А отч А баз ^

АЬЬХоз - (Доз - Ьхоз)

уЛ

отч

хоз

100 '

(4)

где Ьхтч, Ьхоз - УРЭ в хозяйственном движении, кВт-ч (кг)/10 тыс. ткм брутто, в отчетном и базовом периодах соответственно;

Атч - доля работы в хозяйственном движении относительно общей работы на соответствующем уровне управления расходом ТЭР, %, в отчетном периоде; на маневровой работе -

т баз

АЬГ4

-(ь

отч ман

Ь

баз ман

^общ

100 • Л

баз

(5)

где Ытн, Ь^ - УРЭ на маневровой работе, кВт-ч (кг)/100 лок.-км, в отчетном и базовом периодах соответственно;

^Гбщ - общий пробег на маневровой работе, лок.-км, в базовом периоде;

Лбаз - общая работа на соответствующем уровне управления расходом ТЭР в базовом

периоде, 10 тыс. ткм брутто.

На изменение УРЭ оказывают влияние не только изменения абсолютных значений таких влияющих факторов, как время простоя локомотива в ожидании работы без локомотивной бригады и пробег локомотивов резервом, но и УРЭ при этих процессах.

Расчетное изменение УРЭ на каждом уровне управления расходом ТЭР при изменении УРЭ на один час простоя локомотивов в ожидании работы без локомотивной бригады в ,-м виде движения предлагается определять по формуле:

АЬрасч

Ьож -

- (ь

отч 1 баз ож - ож j

т

баз ож -

Л

баз

(6)

где Ь^ ,, Ьж,- - УРЭ на один час простоя локомотива в ожидании работы без локомотивной

ож -

бригады в ,-м виде движения, кВт-ч (кг)/ч, в отчетном и базовом периодах соответственно; Тж- - время простоя локомотива в ожидании работы без локомотивной бригады в ,-м виде движения в базовом периоде, ч.

п

масса поезда

нагрузка на ось грузового вагона

техническая скорость

коэффициент участковой скорости

доля порожнего пробега вагонов

Факторы, определяющие изменение УРЭ на тягу поездов

1. Показатели использования локомотивов

2. Структура перевозочной работы

по видам движения

по направлениям работы

по сериям локомотивов

3. Дополнительные затраты ТЭР

Т

4. Удельные энергозатраты в непоездных видах работы

простой в ожидании работы

пробег локомотивов резервом

задержки у запрещающего сигнала

неграфиковые остановки

проследование мест с ограничением скорости

нагон опоздания пассажирских поездов

в хозяйственном движении

на маневровой работе

при простое в ожндашш работы

при пробеге локомотивов резервом

5. Прочие факторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объем энергии рекуперации*

температура атмосферного воздуха (в зимний период)*

удельная рекуперация

**

внедрение (изменение эффективности) -| энергосберегающих технических средств и технологий **

Классификация факторов, определяющих изменение УРЭ на тягу поездов

Расчетное изменение УРЭ на каждом уровне управления расходом ТЭР при изменении УРЭ при пробеге локомотивов резервом в --м виде движения определяется по выражению:

АЬГ4

0 рез -

= (Ь

отч 1 баз рез - рез -

Е

баз

100 • А

баз

(7)

где Ьотч., Ь -

^ рез.] ' рез. -

баз - УРЭ на один час простоя локомотива в ожидании работы без локомотивной

бригады в --м виде движения, кВт-ч (кг)/100 лок.-км, в отчетном и базовом периодах соответственно;

Еаз^ - пробег локомотивов резервом в--м виде движения в базовом периоде, лок.-км.

Расчетное изменение УРЭ на каждом уровне управления расходом ТЭР при изменении удельной рекуперации в каждом --м виде движения (кроме маневровой работы) рассчитывается следующим образом:

АЬГ4

Ьрек -

==(Ь

баз отч

рек - рек -/ 100

ГА о

(8)

где Ьбёаз-, Ьре; - - удельная рекуперация в --м виде движения, кВт-ч/10 тыс. ткм брутто, в базовом и отчетном периодах соответственно;

Атч - доля работы в --м виде движения относительно общей работы на соответствующем уровне управления расходом ТЭР в отчетном периоде, %.

На сети железных дорог для повышения эффективности использования энергоресурсов активно внедряют инновационные технические средства и технологии. Данные отчетов Международного энергетического агентства (1ЕА) об энергоемкости железнодорожного транспорта за последние годы позволяют сделать вывод о том, что в отдельных странах улучшение физической результативности энергосберегающей деятельности происходит намного быстрее, чем в России [6]. Это можно объяснить прежде всего тем, что потенциал повышения энергоэффективности российских железных дорог во многом исчерпан (достигнут естественный предел эффективности использования существующих технологий), и ее дальнейшее снижение возможно за счет внедрения инновационных, наукоемких и затратных энергоэффективных технических средств и технологий по всем видам деятельности ОАО «РЖД» [1].

В 2017 г. в результате реализации подразделениями ОАО «РЖД» комплекса мероприятий по энергосбережению УРЭ на тягу поездов был снижен относительно 2016 г. на электрической тяге на 1,3 %, на дизельной - на 1,0 % [7]. Такие показатели были достигнуты в том числе и путем ужесточения плановых норм энергозатрат на тягу за счет повышения эффективности применения рекуперативного торможения [8], обновления парка локомотивов, внедрения энергооптимального графика движения поездов [9], внедрения ресурсосберегающих технологий [10] и др. В связи с этим предложено дополнить методологию контроля изменения энергозатрат на тягу следующей формулой для расчета изменения УРЭ от внедрения (изменения эффективности) энергосберегающих технических средств на локомотивах, новых технологий вождения поездов, изменения результативности лубрикации зоны контакта «колесо - рельс» и других мероприятий:

ль расч =

сбер i

Л В б33

сбер I

Л В отч

сбер I

А

(9)

где ЛВ(ббазр 7, ЛВсобт; ! - изменение расхода ТЭР, кВт-ч (кг), за счет внедрения (изменения

эффективности) /'-го энергосберегающего средства или технологии в базовом и отчетном периодах соответственно, определяется по формуле:

B -S

АВсб г = сбер ' сбер ' , (10)

СбеР ' 100-^сбер i 1 J

где Всбер. - суммарный расход ТЭР на локомотивах с применением i-го энергосберегающего средства или технологии в рассматриваемом периоде, кВт-ч (кг);

^сбер i - величина экономии ТЭР за счет применения '-го энергосберегающего средства

или технологии, определяемая по соответствующим методикам, регламентирующим их применение [11, 12], %;

Аотч - общая работа на соответствующем уровне управления расходом ТЭР в отчетном

периоде, 10 тыс. ткм брутто.

Учет указанных факторов по формулам (4) - (9) даст возможность более точного определения расчетного изменения УРЭ, что, в свою очередь, обеспечит повышение объективности оценки причин изменения энергоемкости перевозок и будет способствовать снижению потерь энергии. Всесторонний анализ результатов потребления ТЭР позволит выработать стратегию и тактику дальнейшего развития железнодорожного транспорта в сфере энергосбережения, обосновать плановые нормы УРЭ, осуществить контроль за их выполнением, выявить резервы повышения эффективности перевозочного процесса, оценить результаты деятельности ОАО «РЖД», его подразделений и работников.

Список литературы

1. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2016. - 76 с.

2. Транспорт Российской Федерации. Энергосбережение и энергоэффективность на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostrans-port.com/article/201174/ (Дата обращения: 15.05.2019).

3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.09.2007 № 1808р «О планировании и нормировании расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО «РЖД» [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2007.

4. Sidorova E. Improvement of traction rolling stock energy efficiency analysis system / E. Sidorova, S. Podgornaya // Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport (EMMFT 2017): International Scientific Conference Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport EMMFT. - 2017. - Pp. 48 - 58.

5. Методика анализа и прогнозирования расхода ТЭР на тягу поездов [Текст] // Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 26.12.2014 № 512 / ОАО «РЖД». - М., 2014.

6. Международное энергетическое агентство (IEA) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org/ (Дата обращения: 15.05.2019).

7. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ar2017.rzd.ru/ru/strategic-report (Дата обращения: 15.05.2019).

8. Черемисин, В. Т. Эффективность использования энергии рекуперации на железных дорогах постоянного и переменного тока [Текст]: Науч. монография / В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров, А. С. Вильгельм / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск,

2018. - 216 с.

9. Черемисин, В. Т. Повышение энергетической эффективности перевозочного процесса на основе изменения параметров графика движения поездов [Текст]: Науч. монография / В. Т. Черемисин, В. Л. Незевак, А. П. Шатохин / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск,

2019. - 250 c.

10. Ресурсосбережение. Инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expo.rzd.ru/static-collage/public/ru?STRUCTURE_ID=17 (Дата обращения: 15.05.2019).

11. Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.10.2008 № 2538р «О методических рекомендациях по расчету экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений» (в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 10.11.2009 № 2288р) [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2008.

12. Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.10.2012 № 1998р «Об утверждении Методики оценки энергоэффективности применения лубрикации контакта «колесо - рельс» [Текст]/ ОАО «РЖД». - М., 2012.

References

1. Energeticheskaya strategiya kholdinga «Rossiyskiye zheleznyye dorogi» na period do 2020 goda i na perspektivu do 2030 goda (The energy strategy of the Russian Railways holding company for the period up to 2020 and for the future until 2030), Moscow, OAO «RZD», 14.12.2016, no. 2537r.

2. Transport Rossijskoj Federacii. E^nergosberezhenie i e^nergoeffektivnosf na zheleznodorozhnom transporte. (Transport Of The Russian Federation. Energy saving and energy efficiency in railway transport). Access Point: http://www.rostransport.com/article/201174/ (Revised: 15.05.2019).

3. Rasporyazhenie OAO «RZD» ot 17.09.2007 № 1808r «O planirovanii i normirovanii raskhoda toplivno-energeticheskih resursov na tyagu poezdov v OAO «RZD» (Order of the OJSC Russian Railways «On the Planning and Regulation of Fuel and Energy Resources Consumption for Traction of Trains in OJSC Russian Railways»), Moscow, OJSC «RZD», 2007.

4. Sidorova E. Improvement of traction rolling stock energy efficiency analysis system / E. Sidorova, S. Podgornaya // Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport (EMMFT 2017): International Scientific Conference Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport EMMFT. - 2017. - pp. 48 - 58.

5. Metodika analiza i prognozirovaniya raskhoda TER na tyagu poyezdov (Methods for analyzing and forecasting the consumption of fuel and energy resources for traction of trains), Moscow, OJSC «RZhD», 26.12.2014, no. 512.

6. Mezhdunarodnoe energeticheskoe agentstvo (The International Energy Agency (IEA)). Access Point: https://www.iea.org/ (Revised: 15.05.2019).

7. Godovoj otchet OAO «RZHD» za 2017 god (Annual Report of OJSC «RZD» 2017). Access Point: https://ar2017.rzd.ru/ru/strategic-report (Revised: 15.05.2019).

8. Cheremisin V. T., Nikiforov M. M., Wilhelm A. S. Efficiency of energy recovery in railway DC and AC [Effektivnost' ispol'zovaniya energii rekuperacii na zheleznyh dorogah postoyan-nogo i peremennogo toka]. Omsk, 2018. - 216 p.

9. Cheremisin V. T., Nezevak V. L., Shatokhin A. P. Improving the energy efficiency of the transportation process by changing the parameters of the train schedule [Povyshenie energetich-eskoj effektivnosti perevozochnogo processa na osnove izmeneniya parametrov grafika dvizheniya poezdov]. Omsk., 2019. - 250 p.

10. Resursosberezhenie. Investicionnyjproekt «Vnedrenie resursosberegayushchih tekhnologij na zheleznodorozhnom transporte» (Resource saving. Investment project «Introduction of resource-saving technologies in railway transport»). Access Point: http://expo.rzd.ru/static-collage/public/ru?STRUCTURE_ID=17 (Revised: 15.05.2019).

11. Rasporyazhenie OAO «RZHD» ot 28.10.2008 g. № 2538r «O metodicheskih rek-omendaciyah po raschetu ekonomicheskoj effektivnosti novoj tekhniki, tekhnologii, ob"ektov intel-lektual'noj sobstvennosti i racionalizatorskih predlozhenij» (Order of the OJSC Russian Railways «On Methodological Recommendations for Calculating the Economic Efficiency of New Equipment, Technology, Intellectual Property Objects and Rationalization Proposals»), Moscow, OJSC «RZD», 2008.

12. Rasporyazhenie OAO «RZHD» ot 09.10.2012 g. № 1998r «Ob utverzhdenii Metodiki ocenki energoeffektivnosti primeneniya lubrikacii kontakta «koleso - rel's» (Order of the OJSC

Russian Railways «On the Approval of the Method for Assessing the Energy Efficiency of Using Wheel-Rail Contact Lubrication»), Moscow, OJSC «RZD», 2012.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сидорова Елена Анатольевна

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Доктор технических наук, и. о. заведующего кафедрой «Информатика и компьютерная графика», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-18-66.

E-mail: armsid@mail.ru

Подгорная Светлана Олеговна

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Старший преподаватель кафедры «Информатика и компьютерная графика», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-18-66.

E-mail: ps.light@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sidorova Elena Anatolievna

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Doctor of Technical Sciences, Acting head of the department «Computer science and computer graphics», OSTU.

Phone: +7 (3812) 31-18-66. E-mail: armsid@mail.ru

Podgornaya Svetlana Olegovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Senior Teacher of the department «Computer science and computer graphics», OSTU. Phone: +7 (3812) 31-18-66. E-mail: ps.light@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Сидорова, Е. А. Совершенствование методологии контроля эффективности использования локомотивов на тягу поездов [Текст] / Е. А. Сидорова, С. О. Подгорная // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. - № 2 (38). - С. 75 - 82.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Sidorova E. A., Podgornaya S. O. Improving the methodology for monitoring the efficiency of the use of locomotives for train traction. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 2, no. 38, pp. 75 - 82 (In Russian).

УДК 629.039.58

А. В. Окунев, А. Г. Галкин, А. А. Ковалев

Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург,

Российская Федерация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ

ИХ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

Аннотация. Необходимость применения различных способов прогнозирования технического состояния железобетонных опор контактной сети в настоящее время является необходимым условием обеспечения безопасности движения поездов. Такая необходимость возникла из-за наличия в эксплуатации опор с повышенными сроками эксплуатации, при отсутствии снижения нагрузок, без наличия различного рода резервирования.

В статье рассмотрена возможность моделирования процесса изменения несущей способности опоры контактной сети. Применен вероятностно-статистический подход для прогнозирования технического состояния опор контактной сети с учетом постепенных и внезапных переходов в состояние отказа. Определена функция надежности на основе данных, полученных в результате наблюдений за изменением значений несущей способности.

Ключевые слова: опора, контактная сеть, жизненный цикл, срок службы, железнодорожный транспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.