УДК 629.4
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАСХОДОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ В ТРАНСПОРТНЫХ
КОМПАНИЯХ
Пащенко А.А., аспирант (МИИТ)
В статье раскрываются направления развития системы показателей расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в транспортных компаниях. Целью статьи является обоснование направлений развития показателей расходования ТЭР, с тем, чтобы в результате этого процесса получить систему показателей, позволяющую дать всестороннюю оценку расходования ТЭР, включая и оценку эффективности их использования. Сделан вывод, что удельный расход ТЭР на тягу поездов может быть уменьшен, т.е. эффективность использования ТЭР может быть повышена в результате снижения нормы расхода ТЭР и снижения степени выполнения норм расхода. Относительная экономия (перерасход) издержек производства на тягу поездов за счет изменения удельного расхода ТЭР может быть определена как разница между числителем и знаменателем индекса удельного расхода.
Ключевые слова: система показателей, топливно-энергетические ресурсы, транспортные компании, эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, удельный расход топливно-энергетических ресурсов.
РОЗВИТОК СИСТЕМИ ПОКАЗНИК1В ВИТРАЧАННЯ ПАЛИВНО-ЕНЕРГЕТИЧНИХ РЕСУРС1В НА ТЯГУ ПО1ЗД1В У ТРАНСПОРТНИХ
КОМПАНИЯХ
Пащенко Г.А., асшрант (М11Т)
У статтi розкриваються напрямки розвитку системи показниюв витрачання паливно-енергетичних ресурсiв (ПЕР) в транспортних компатях. Метою статтi е обтрунтування напрямiв розвитку показниюв витрачання ПЕР, з тим, щоб в результатi цього процесу отримати систему показниюв, що дае змогу дати всебiчну о^нку витрачання ПЕР, включаючи й о^нку ефективностi Их використання. Зроблено висновок, що питомi витрати ПЕР на тягу пог^в можуть бути зменшенi, тобто ефективнкть використання ПЕР може бути тдвищена в результатi зниження норми витрат ПЕР та зниження ступеня виконання норм витрат. Вiдносна економiя (перевитрата) витрат виробництва на тягу пог^в за рахунок змши питомог витрати ПЕР може бути визначена як ргзниця мiж чисельником i знаменником тдексу питомог витрати.
Ключов1 слова: система показникгв, паливно-енергетичш ресурси, транспортш компани, ефективтсть використання паливно-енергетичних ресурыв, питома витрата паливно-енергетичних ресурыв.
THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF INDICATORS TO USE OF FUEL AND ENERGY RESOURCES FOR TRACTION OF TRAINS TRANSPORTING
COMPANIES
Pashchenko A.A., postgraduate student (Moscow state railway University)
In the article the directions of development of system of indicators of expenditure of fuel and energy resources (FER) in the transport companies. The aim of the article is justification of directions of development of indicators of energy resources expenditure, so that as a result of this process is to obtain a system of indicators to give a comprehensive assessment of energy resources expenditure, including evaluation of their efficiency. It is concluded that the specific consumption of energy for train traction can be reduced, i.e. the efficiency of using energy resources can be improved by reducing the consumption norms of energy resources and reduce the degree of implementation of norms of consumption. Relative savings (overruns) production costs for hauling operations due to changes in specific consumption of energy resources can be defined as the difference between the numerator and denominator of the index of specific energy consumption.
Keywords: metrics, energy resources, transport company, efficient use of energy resources, the specific consumption of fuel and energy resources.
© Пащенко А.А.
Постановка проблемы. Система показателей расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) - дизельного топлива и электроэнергии на тягу поездов в транспортных компаниях играет важную роль в оценке результатов ресурсосбережения.
До настоящего времени расход ТЭР оценивается по их видам (топливу и электроэнергии), кроме случаев денежного выражения их стоимости, в то время как на практике возникает необходимость обобщенной характеристики физического их расхода.
Анализ последних научных
исследований. Как показывают результаты научных исследований [1, 2] эти вопросы не имеющие законченного решения не получают дальнейшего развития на практике, хотя в теории известен инструментарий, разработанный в теории, для характеристики динамики непосредственно несопоставимых совокупностей, в частности индексы,
Целью статьи является обоснование направлений развития показателей расходования ТЭР, с тем, чтобы в результате этого процесса получить систему показателей, позволяющую дать всестороннюю оценку расходования ТЭР, включая и оценку эффективности их использования.
Изложение основного материала исследования. Основными показателями, которые могут быть использованы, для характеристики расхода ТЭР на тягу поездов являются: расход по их видам в натуральном выражении; индексы физического объема расхода по видам и в целом; удельный расход ТЭР определенного вида, т.е. расход на единицу полезного результата, индексы удельного расхода; степень выполнения норм удельного расхода каждого вида ТЭР, индексы степени выполнения норм удельного расхода ТЭР по видам и в целом; относительная экономия (перерасход) издержек на ТЭР в целом и за счет факторов.
Расход ТЭР на тягу поездов в натуральном выражении определяется по каждому их виду (дизельному топливу и электроэнергии) на основе данных текущего учета.
Расход электроэнергии на тягу поездов, поступающей по сетям присоединения, определяется за период (месяц, квартал, полугодие
и год) на основе данных об ее поступлении от поставщиков в натуральном выражении, т.е. выражается в кВт-часах , а дизельного топлива - в т. На основе этих данных можно характеризовать расход каждого слагаемого ТЭР на момент (обычно конец месяца) - за период определяя показатели абсолютного расхода и его динамики за период, а также в среднем за период (месяц, квартал, год). Кроме того полученные показатели могут быть основой для расчета относительных показателей динамики расхода электроэнергии или дизельного топлива за месяц или в среднем за период (месяц и т.д.). Среднемесячный расход и показатели его динамики не определяются и во внутренней отчетности по расходованию ТЭР показатели расхода отражаются отдельно по видам: по дизельному топливу и электроэнергии только за месяц. Однако имеется возможность давать обобщенную характеристику расхода ТЭР в силу их непосредственной несопоставимости с помощью индекса физического объема.
Индекс физического объема расхода ТЭР может быть определен на основе денежной оценки стоимости дизельного топлива и электроэнергии, израсходованных в текущем и базисном периодах. Его расчет следует выполнять по формуле
1 аТЭР
У Яд.т.(э) * Р
д.т.( э)
У а0 * п0
/_,Чд.т.(э) Г,
(1)
д.т.( э)
где I - индекс физического объема расхода
ТЭР;
Чд.т.(э) ,
Чд.ш( э)
количество
израсходованного дизельного топлива
(электроэнергии) в натуральном выражении, соответственно в базисном и текущем периодах, т или кВт-ч.;
о
Рдт{э) - учетная цена дизельного топлива (электроэнергии) в базисном периоде, руб.
Результаты расчета индекса физического объема ТЭР, израсходованных на тягу поездов в транспортной компании на основе условных данных обобщены в табл. 1
Таблица 1
Результаты оценки динамики расхода ТЭР в целом по филиалу ОАО «РЖД» (данные условные)
Вид ТЭР Расход ТЭР в натуральном выражении по годам Учетная цена 2013 года, руб. Денежная оценка израсходованных ТЭР в ценах 2013 года Индекс физического объема
2013 2014 2013 2014
Дизельное топливо, тыс. т. 140,2 139,8 50,6 7094,1 7073,9 0,997
Электроэнергия, млн. кВт-ч. 1894,1 1784,4 3,6 6818,8 6423,8 0,942
Итого - - - 13912,9 13497,7 0,970
Таким образом, объем физического расхода ТЭР в транспортной компании сократился на 3,0%.
Расчеты подобных показателей не являются прихотью или стремлением усложнить систему показателей расхода ТЭР на тягу поездов. Конечно, можно обходиться показателями, характеризующими расход ТЭР по их видам в натуральном выражении и его динамику.
Однако, с одной стороны, должна быть установлена взаимосвязь между расходом ТЭР и финансовыми результатами деятельности холдинга в целом. А это можно сделать, только используя денежную оценку стоимости, израсходованных ТЭР в целом, и увязывая ее с издержками производства холдинга. Только в этом случае оценка использования ТЭР станет экономической, а иначе она останется чисто технической.
С другой стороны вести речь отдельно об использовании дизельного топлива и отдельно об использовании электроэнергии, когда все же имеется возможность оценки использования ТЭР в целом также не совсем логично, тем более, что механизм обобщающей характеристики динамики непосредственно несопоставимых показателей в экономической науке известен.
В третьих имеется необходимость обобщающей оценки процессов, происходящих в сфере железнодорожного транспорта, для характеристики темпов его модернизации, а это можно сделать только на основе обобщающих показателей, к числу которых относятся средние размеры показателей, а в условиях непосредственной несопоставимости
совокупностей - индексы.
Основой системы учета расходования ТЭР являются нормы расхода. Они устанавливают размер расхода ТЭР, который признается собственником общественно необходимым для создания единицы полезного результата.
В качестве показателей полезного результата от использования ТЭР выступают те, на единицу которых устанавливается норма расхода. Показателем полезного результата, создаваемого с использованием ТЭР на тягу поездов в пассажирских перевозках и на маневровой работе в ОАО «РЖД» является грузооборот брутто. Такое решение вопроса вызывает сомнения в его правомерности, поскольку грузооборот брутто в пассажирских перевозках и на маневровой работе обычно не создается. При расчете этого показателя исходят из того, что груз перемещается между раздельными пунктами. Это, по нашему мнению, установлено для того, чтобы для «накрутки» грузооборота груз не перемещали с одного конца станции в другой, а, следовательно, с тем, чтобы отличать маневровое перемещение вагонов с грузами от перемещения поездов. Поэтому определять грузооборот, выполненный при маневровой работе, мягко говоря, нелогично.
Вкник
Именно по этой причине в качестве полезного результата, создаваемого на пассажирских перевозках, логичнее всего рассматривать пассажирооборот, а в качестве полезного результата, создаваемого на специальных маневрах - пробег локомотивов или затраты их времени [1]. В случае использования различных показателей полезного результата нет возможности устанавливать норму расхода для каждого вида ТЭР по выделяемым видам движения (грузовое, пассажирское, хозяйственное) и маневровой работе в целом, как среднего размера показателя, устанавливаемого для каждого их вида. Единственно возможным является расчет показателя изменения (динамики) - индекса норм расхода по каждому виду ТЭР для всех выделяемых видов движения и маневровой работы в целом по формуле
^Нрк
Епр.д.т.(э) * ттрдт(э) * пдт(э)
Чк1_¿V
Еир.дт.(э) * тт-пдт(э) * рдт(э)
Чк1 пРк° ¿V
.(2)
где
X
I «к
пр.д.т.(э) * Нрд.т.(э) * рд.т.(э)
к1
к 0
пр.д.т.(э) * Нрд т.(э) * рд.т.(э)
к1
к0
к0
денежная
оценка стоимости израсходованных ТЭР в текущем периоде по нормам текущего и базисного периодов на размер полезного результата, созданного в текущем периоде по каждому виду движения и маневровой работе к, исходя из учетных цен базисного периода, тыс. руб.
Результаты расчета индекса норм расхода дизельного топлива на основе условных данных обобщены в табл. 2
Таким образом, нормы расхода дизельного топлива в целом по рассматриваемому условному филиалу ОАО «РЖД» снизились на 0,3%, хотя по отдельным видам работы они возросли. Снижение норм расхода дизельного топлива наблюдается в грузовом и пассажирском движении.
В учебниках по общей теории статистики [2] изложены принципы применения индексов для характеристики динамики, степени выполнения плана и планового задания показателей, характеризующих непосредственно
несоизмеримые совокупности. Руководствуясь ими необходимо решать различные конкретные задачи.
Однако на практике зачастую вопросы решаются так, что создается впечатление отсутствия непосредственно не соизмеримых совокупностей в реальности, хотя жизнь на каждом шагу убеждает в обратном. В результате ряд актуальных вопросов экономики
железнодорожного транспорта остаются нерешенными многие годы, хотя имеются все предпосылки для их решения. Это в частности економжи транспорту i промисловост № 49, 2015
относится и к вопросу характеристики объема реализованной продукции организаций физического объема произведенной и физического железнодорожного транспорта.
Таблица 2
Расчет индекса норм расхода дизельного топлива (данные условные)
Вид движения и показатель полезного результата Размер полезного результата 2014 года Норма расхода дизельного топлива по месяцам Учетная цена 2013 года, руб. Денежное выражение израсходованного дизельного топлива в учетных ценах 2012 года, млн. руб. Индекс норм расхода дизельного топлива
2013 2014 2013 2014
1 2 3 4 5 6 7 8
Грузовое (эксплуатационный грузооборот, млн. т-км) 31713 70,4 70,2 50,6 112969,3 112648,4 0,997
Пассажирское (пассажирооборот, млн. пас.-км) 4041,2 25,3 24,8 50,6 5173,5 5071,2 0,980
Хозяйственное (пробег локомотивов во главе поездов, тыс. км) 3658 26,2 26,8 50,6 4849,5 4960,5 1,023
Маневровая (затраты времени локомотивов, тыс. лок.-ч.) 245 14,6 14,8 50,6 181,0 183,5 1,014
Итого - - - - 123173,3 122863,6 0,997
Изменение норм расхода ТЭР на тягу поездов происходит в результате
совершенствования технологии перевозок, внедрения новой техники и применения новых видов ТЭР. Например, применение на железнодорожном транспорте подшипников качения существенно изменило нормы расхода смазочных материалов и т.д. Поэтому по динамике норм расхода ТЭР можно судить о темпах научно-технического прогресса
(модернизации) в сфере перевозок грузов и пассажиров.
Система действующих в филиале ОАО «РЖД» норм расхода ТЭР образует непосредственно несоизмеримую совокупность. Следовательно, для обобщающей характеристики их динамики, а, стало быть, и характеристики развития научно-технического прогресса (модернизации) возникает необходимость характеристики изменения норм расхода ТЭР для всех их видов (дизельного топлива и электроэнергии) j во всех видах движения (грузовом, пассажирском, хозяйственном и маневровой работе) к в целом. Для это рекомендуется использовать формулу
1Нр
У аГ * Щ
У а^ * нр^
(3)
где
У
У аГ * нр1
1 * г,}
а
пр..} * к1
Нр
}}
денежная оценка
стоимости израсходованных ТЭР к-го вида исходя из полезного результата j-ого вида движения и маневровой работы, полученного в текущем периоде, норм расхода ТЭР текущего и базисного периодов и учетных цен базисного периода, тыс. руб.
Наряду с нормой расхода по каждому виду ТЭР и выделяемому виду движения и маневровой работе следует определять размер фактического расхода ТЭР на единицу полезного результата, который называется удельным
лгТЭР
расходом У р
Показатель удельного расхода ТЭР является обратным показателю отдачи ТЭР по полезному результату в натуральном выражении, поэтому на основе этого показателя можно характеризовать эффективность использования ТЭР.
Факторами, обусловливающими
*
к
к
0
к
0
к
изменение удельного расхода конкретного вида ТЭР (дизельного топлива или электроэнергии) на единицу полезного результата по выделяемым видам движения и маневровой работы, являются:
- норма расхода ТЭР - НрТЭР ;
- степень роста
7 ТЭР
расхода - кВНр .
Взаимосвязь отражает формула
названных
степени выполнения норм расхода в текущем и базисном периодах следует определять относительный показатель динамики (индекс) степени выполнения норм расхода ьых видов ТЭР на тягу поездов по формуле
выполнения нормы
показателей
kBBp
к
(8)
уТЭР = НрТЭР * кТЭР
ВНр ■
(4)
Исходя из этого, индекс удельного расхода ТЭР можно представить как произведение
ТЭР
индекса норм расхода 1 Нр и индекса степени
выполнения норм расхода
I
kBB'p
тТЭР = тТЭР * т
1Ур Hp 1 кввТ
(5)
Для того, чтобы дать обобщающую характеристику степени выполнения норм удельного расхода ТЭР ьго вида, используемых при создании полезного результата по выделяемым видам движения и маневровой работе в текущем и базисном периодах следует производить расчет степени выполнения норм расхода в среднем для каждого периода, используя формулы
квнТ
к.
где
Yypfp * д;р * р7
У НрТЭР * qT * рТЭР
¿—I г г1
УурГ * qj * РгО
у нрТЭР *
ТЭР
q7 * РТЭР
,(6)
,(7)
qnp Чг0 ■
qj
Таким образом, удельный расход ТЭР на тягу поездов может быть уменьшен, т.е. эффективность использования ТЭР может быть повышена в результате снижения нормы расхода ТЭР и снижения степени выполнения норм расхода.
Вывод данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении. Относительная экономия (перерасход) издержек производства на тягу поездов за счет изменения удельного расхода ТЭР может быть определена как разница между числителем и знаменателем индекса удельного расхода. В то же время ее слагаемые, а именно относительная экономия (перерасход) издержек производства на тягу поездов за счет изменения норм расхода ТЭР может быть определена как разница между числителем и знаменателем индекса норм расхода ТЭР, а результат, полученный за счет изменения степени выполнения норм расхода определяется на основе расчета по формулам, которые могут быть построены путем преобразования формулы расчета индекса степени выполнения норм расхода ТЭР на тягу поездов в форму, позволяющую определять разницу между его числителем и знаменателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
- размер полезного
результата от использования ТЭР ьго вида соответственно в базисном и текущем периодах,
ед.;
ТЭР
р.0 - учетная цена единицы ТЭР ьго вида в базисном периоде, руб.
На основе обобщающих показателей
Статистика железнодорожного транспорта [Текст]: учебник / А.А. Вовк, А.А. Поликарпов, Т.В. Арсентьева и др.; под ред. Вовка А.А. и Поликарпова А.А.- М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012 - 516 с.
2 Вовк А.А. Основы общей теории статистики [Текст]: учебник для вузов ж.-д. транспорта / А.А. Вовк. - .М.: Маршрут, 2006. - 240 с.
Рецензент д.э.н., профессор МИИТВовк А.А. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГУЖТ Уткина Ю.Н.