Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СБОРА И ОБОБЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СБОРА И ОБОБЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюньков Александр Валерьевич

На сегодняшний день крайне важную роль играет развитие муниципальной статистики, направленная на сбор статистической информации по муниципальным образованиям, количество которых на текущий момент времени в Российской Федерации стало больше 20 000, это демонстрирует наглядно тот факт, что так или иначе все действия по преобразованию системы государственной статистики и увеличению роли муниципальных статистиков должно выходить на первый план, поскольку это позволит перейти к качественному улучшению социально-экономической сферы на местном уровне. В качестве результатов проведенного исследования можно назвать следующее: предлагается авторский подход к формированию статистики и сбору социально-значимой информации в муниципальных образованиях, заключающийся в изменении имеющейся системы статистических показатели и схеме их сбора информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR COLLECTING AND SUMMARIZING SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF MUNICIPAL STATISTICS

The development of municipal statistics aimed at collecting statistical information on municipalities, which currently number more than 20,000 in the Russian Federation, is playing a very important role today, demonstrating That in any case, all actions to transform the system of state statistics and to increase the role of municipal statisticians should come to the fore, as this will make it possible to move towards qualitative improvement of the socio-economic sphere at the local level. The results of the study include the following: An author’s approach to the production of statistics and the collection of socially relevant information in municipalities is proposed, namely to change the current trends in the collection of information.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СБОРА И ОБОБЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Совершенствование методики сбора и обобщений социально-экономических показателей статистики муниципальных образований

Тюньков Александр Валерьевич,

аспирант, департамент бизнес-аналитики, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

E-mail: aleksandr-tyunkov@yandex.ru

На сегодняшний день крайне важную роль играет развитие муниципальной статистики, направленная на сбор статистической информации по муниципальным образованиям, количество которых на текущий момент времени в Российской Федерации стало больше 20 000, это демонстрирует наглядно тот факт, что так или иначе все действия по преобразованию системы государственной статистики и увеличению роли муниципальных статистиков должно выходить на первый план, поскольку это позволит перейти к качественному улучшению социально-экономической сферы на местном уровне. В качестве результатов проведенного исследования можно назвать следующее: предлагается авторский подход к формированию статистики и сбору социально-значимой информации в муниципальных образованиях, заключающийся в изменении имеющейся системы статистических показатели и схеме их сбора информации.

Ключевые слова: муниципальное образование, статистика, управленческие решения, социально-экономический анализ, нормативно-правовая база.

LQ S Ое

см см о см

Введение

Муниципальные образования являются самым близким институтом власти к населению, который понимает, какие нужды у людей, живущих на территориях, находящихся в ведении местного самоуправления. Таким образом, крайне важно рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую данный вид деятельности и вопросы, которые решают государственные менеджеры на микроуровне. Все эти компоненты отличаются специфическим подходом к сбору и анализу данных. Так как в поле ведения местного самоуправления (далее - МСУ) находится обширный пласт оперативных статистических данных, на основе которых принимаются конкретные решения по социально-экономическому преобразованию территорий.

Современное становление и развитие муниципальных образований (далее - МО) определено Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет основы и гарантии данной властной институции. Главный документ государства определяет местное самоуправление как одноуровневый и самостоятельный, но не входящий в государственную систему элемент управления хозяйственными субъектами [1]. Далее в первой половине 2000-х годов в ходе государственных административных реформ последовало принятие ряда федеральных законов, регулирующих деятельность муниципальных образований.

Давший старт деятельности муниципальных образований Федеральный закон № 154-ФЗ помог начать транзит от местных Советов к местному самоуправлению. В соответствии с данным нормативно-правовым актом муниципальная статистика не обособляется и не играет существенной роли в управлении, а лишь взаимодействует на безвозмездной основе. Но, по нашему мнению, государственная статистика должна учитывать показатели на местном уровне, и на их основе принимать управленческие решения.

В начале 21 века в Российской Федерации насчитывалось около 12 тысяч муниципальных образований, которым власти определили права и обязательства. Затем в 2003 году был принят ключевой закон, помогающий перейти к полномасштабной реализации конституционного принципа народовластия, а именно Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3. С течением времени количество муниципалитетов увеличивалось, и роль этого закона только возрастала. Анализируя актуальные данные, можно сде-

лать вывод о том, какое значение занимают муниципальные образования оказывают на функционирование всего государства.

На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выделен отдельный раздел, в котором публикуются данные по муниципальной статистике. Так на 01.01.2021 год всего в Российской Федерации есть 20303 муниципальных образования, структура которых приведена на рисунке 1 [2].

15,7

6,1

25,9

цфо

с-зфо

юфо

с-кфо

пфо

уфо

сфо

Дфо

Рис. 1. Структура муниципальных образований в разрезе федеральных округов РФ,% (Источник: составлено автором на основе анализа данных с официального сайта Росстата)

Анализ структуры муниципальных образований показал, что лидерами по количеству МО являются: Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Сибирский федеральный округ. В этих округах: расположены 42 субъекта Российской Федерации, проживает примерно 86 миллионов человек. Таким образом, в этих трех округах находится наибольшее количество человек, которым местный уровень власти помогает решать всевозможные вопросы.

Муниципальные образования подразделяются согласно закону № 131-Ф3 делятся на 8 видов. Такое большое количество видов муниципальных образований создает значительные затруднения специалистам, занимающимся муниципальной статистикой, так как для каждого типа муниципальных образований необходимы различные подходы к сбору данных. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упомянуты требования ко всем типам муниципальных образований, их границам, а также показатели эффективности органов местного самоуправления. Эти критерии подразумевают создание единой системы показателей муниципальной статистики для анализа и принятия решений на территории всей страны. Однако некоторые показатели рассчитывают для органов местного самоуправления специалисты Росстата, занимающиеся государственной. Что, несомненно, оказывает влияние на последующие принятие ключевых решений. По мнению Климовой А.Э., необходимо развивать систему показателей муниципальной статистики для социально-

экономических преобразований на территории МО [5].

Результаты исследования

Структура и вопросы муниципальной статистики

Предметом изучения муниципальной статистики являются социальные, экономические, экологические, демографические и другие явления на малых территориях. По сути, данный вид статистики занимается изучением тех же явлений, что и государственная и региональная статистика. Однако здесь происходит сбор и анализ более «точечных» и «значимых» показателей для жизни населения. На местном уровне присутствует свои специфические особенности, связанные с территориальной дифференциацией. Во многом это связано с тем фактом, что муниципальная статистика не входит в общую систему, а также местное самоуправление по Конституции Российской Федерации не является частью государственной власти. Для решения данной коллизии был принят закон Федеральный закон № 131-Ф3, направленный на решение приоритетных задач в сфере:

1. Свобода в принятии нормативно-правовых актов на территории МСУ;

2. Границы и статус муниципальных образований;

3. Вопрос бюджетирования на местном уровне;

4. Самостоятельность органов власти в решении значимых вопрос жизни населения [3].

Все эти задачи направлены на повышение уровня и качества жизни граждан как на местном уровне, так и на федеральном. Ведь на данный момент времени большой уровень зависимости по-прежнему присутствует во взаимоотношениях властных структур. Муниципальные статистики собирают данные и предоставляют их в региональные центры. При этом стоит отметить, что некоторые показатели находятся исключительно в ведении государственной статистики:

- индексы потребительских цен и цен производителей отдельных видов продукции;

- численность экономически активного населения; численность безработных (по методологии МОТ);

- трудовые ресурсы;

- денежные доходы, расходы и сбережения населения;

- величина прожиточного минимума;

- показатели работы транспорта;

- выручка от реализации услуг;

- распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода и ряд других [2]. Это демонстрирует недостаточный уровень автономности в деятельности муниципальной статистики. Таким образом, из-за выделенного дублирования и противоречия возникают не состыковки и некорректные данные о населении, что затрудняет принятие управленческих решений на местах. Косвенно это связано с ограничениями в законодательных актах, формирующих набор данных статистической информации. Если не хватает информа-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

о. в

ции органам власти на местном уровне для принятия решений, то дополнительный сбор данных они осуществляют без использования научно обоснованных методологий [7].

Решение текущей проблемы можно найти в создании специального государственного учреждения, одной из функций которого будут сбор показателей, непосредственно связанных с муниципальным образованием. Но на текущий момент времени органы власти лишь собирают по унифицированной форме данные от крупных предприятий, которые могут быть некорректными. Статистическое наблюдение за предприятиями по шаблону, разработанному по унифицированной форме для всех, невозможно для полноценного формирование информационной базы о муниципальном образовании [6]. Главное, в текущей парадигме является сбор противоречивых показателей, но не формирование информационного поля, направленного на понимание происходящего на конкретной территории и принятие оперативных решений. Все эти факторы не дают возможности для устойчивого развития муниципальной статистической мысли в России [8].

В унифицированной системе показателей, утвержденной Госкомстатом, собирают информацию в систему данных из 25 блоков, закрепленных в постановлении № 2 от 09.01.1998 г., включающих: общую характеристику МО, учреждения социальной инфраструктуры, управление землями МО, благоустройство территорий, условия жизни населения [4].

Существующий унифицированный сбор информации, по нашему мнению, нельзя назвать единственно верным способом для муниципальных образований. Во-первых, это обусловлено численностью населения, так как на территории Российской Федерации плотность населения в разных регионах отличается друг от друга. Для некоторых регионов могут быть не востребованы некоторые показатели ввиду географического положения и демографических характеристик.

В качестве примера можно привести учреждения из сферы здравоохранения. В регионах с большим числом людей необходимо большее число фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник. А в тех районах, где численность население не велика, нет необходимости в формировании большего числа медицинских учреждений. Указанные недостатки могут повлиять на бюджет муниципального образования. Сэкономленные средства можно направить на нужды территориального образования, или вовсе создать и запустить работу специального статистического органа на местном уровне, это окажет положительный эффект на принятие управленческих решений и социально-экономические преобразования.

Значение и возможные подходы к обработке статистической информации

Формирование продуманной и взвешенной методологии и системы статистических подсчета, оказыва-

ющих влияние на развитие муниципального образования, должно позволить органам власти на местном уровне получить синергетический эффект во всех возможных сферах: здравоохранение, трудоустройство, экономика, экология, социальная сфера. По нашему мнению, принятие данной концепции позволит улучшить социально-экономическое состояние муниципальных образований в среднесрочной перспективе, так как сбор информации будут ориентирован на конкретный муниципалитет - не будет системы «уравнивания» всех со всеми. В указанном подходе будет сформирована оперативная и объективная картина по развитию конкретных территорий. Все это способствует избавиться от внутристрановой миграции населения, и за его пределы, поскольку будет выстроенная система по управлению бюджетными средствами, муниципальной собственностью, экологическими ресурсами.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, нужно обратить внимание на схему взаимодействия органов власти разных уровней по поводу формирования грамотной и взвешенной муниципальной статистики. По нашему мнению, сформованная система сбора информации по муниципалитетам, ориентированная на Росстат, замедляет развитие муниципальных образований. На территориях необходимо формировать организации местного уровня, занимающиеся муниципальной статистикой, которые разработают уникальные для своих муниципальных образований системы показателей, основанные на особенностях развития на местном уровне, но придерживающихся единой методологией муниципальной статистики. Специалисты, задействованные в этих организациях, должны совместными усилиями сформировать систему статистических показателей, состоящую из нескольких блоков. Основой для этих систем могут стать следующие показатели: эффективность распределения бюджетных средств, эффективность деятельности органов местной власти, демография, урбанистика, информатизация, производство и услуги, социальная сфера. Это обусловлено наличием предприятий разного уровня на территории Российской Федерации, численностью населения, внутренними миграционными процессами и др.

Таким образом, текущий вопрос является крайне актуальным, поскольку развитие органами местного самоуправления методов статистического учета влечет за собой улучшение жизни населения всего государства. Перспективы исследования в данной сфере, безусловно, присутствуют, однако развитие зависит от выбранных подходов к сбору аналитической информации на местном уровне.

Литература

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. constitution.ru/ (дата обращения: 24.10.2022);

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ munstat (дата обращения: 24.10.2022);

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25.10.2022);

4. Постановление Госкомстата РФ от 09.01.1998 № 2 «Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901702750 (дата обращения: 25.10.2022);

5. Климова А.Э. Региональная и муниципальная статистика, сущность и значение // Научный журнал молодых ученых. - 2015. - № 2 (5). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-i-munitsipalnaya-statistika-suschnost-i-znachenie (дата обращения: 25.10.2022)

6. Маслова Нина Пименовна, Полякова Ирина Абрамовна, Емельянова Татьяна Владимировна Муниципальная статистика в России: методические подходы и приемы к становлению и развитию // Учет и статистика,- 2009. - № 4 (16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnaya-statistika-v-rossii-metodicheskie-podhody-i-priemy-k-stanovleniyu-i-razvitiyu (дата обращения: 26.10.2022)

7. Хохлова О.А. Муниципальный уровень мониторинга: проблемы информационного обеспечения и практического применения // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. -№ 42. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnyy-uroven-monitoringa-problemy-informatsionnogo-obespecheniya-i-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 27.10.2022)

8. Пузевич А.В. Проблемы формирования муниципальной статистики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 10-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-

formirovaniya-munitsipalnoy-statistiki (дата обращения: 28.10.2022)

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR COLLECTING AND SUMMARIZING SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF MUNICIPAL STATISTICS

Tiunkov A.V.

Financial University under the government of the Russian Federation

The development of municipal statistics aimed at collecting statistical information on municipalities, which currently number more than 20,000 in the Russian Federation, is playing a very important role today, demonstrating That in any case, all actions to transform the system of state statistics and to increase the role of municipal statisticians should come to the fore, as this will make it possible to move towards qualitative improvement of the socio-economic sphere at the local level. The results of the study include the following: An author's approach to the production of statistics and the collection of socially relevant information in municipalities is proposed, namely to change the current trends in the collection of information.

Keywords: municipal entity, statistics, management decisions, socio-economic analysis, regulatory framework.

References

1. The Constitution of the Russian Federation// Available at: http:// www.constitution.ru/ (accessed: 24.10.2022);

2. Official website of the Federal State Statistics Service// Available at: https://rosstat.gov.ru/munstat (accessed: 24.10.2022);

3. Federal Law of 06.10.2003 131-FZ (ed. of 30.12.2021) «On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation»// Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (accessed: 25.10.2022);

4. Resolution of the Goskomstat of the Russian Federation from 09.01.1998 2 «On approval of the Unified system of indicators, characterising the socio-economic situation of the municipal-ity»/// Available at: https://docs.cntd.ru/document/901702750 (accessed: 25.10.2022);

5. Klimova A.E. Regional and municipal statistics, essence and significance // Scientific journal of young scientists. - 2015. - 2 (5)./// Available at: https://cyberleninka.ru/article/regionalnaya-i-munitsipalnaya-statistika-suschnost-i-znachenie (accessed: 25.10.2022)

6. Maslova Nina Pimenovna, Polyakova Irina Abramovna, Yem-elyanova Tatiana Vladimirovna Municipal statistics in Russia: methodical approaches and techniques to formation and development // Accounting and statistics,- 2009. - 4 (16). /// Available at: https://cyberleninka.ru/article/munitsipalnaya-statistika-v-rossii-metheskiepodhody-i-priemy-k-stanovleniyu - razvitiyu (accessed: 26.10.2022)

7. Khokhlova O.A. Municipal level of monitoring: problems of information support and practical application // Regional economy: theory and practice. - 2013. - 42./// Available at: https://cyber-leninka.ru/articlen/munitsipalny-uroven-monitoringa-problemy-informatsionnogo-specheniya-i-prakticheskogogogopreeneniya (accessed: 27.10.2022)

8. Puzevich A.V. Problems of formation of municipal statistics // Actual problems of humanities and natural sciences. -2016. - 10-2.// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-munitsipaln-statistiki (accessed: 28.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.