УДК 376.2(075.8) DOI: 10.14526/2070-4798-2019-5-9
ББК 74 5я73
Совершенствование методики развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования
Андреев В.В.*, Фоминых А.В., Путь С.В.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Россия ORCID: 0000-0002-2119-0718, [email protected]* ORCID: 0000-0003-4684-0315, [email protected] ORCID: 0000-0001-5614-6955, [email protected]
Аннотация. Ситуационные показатели в современном образовании определили перечень создавшихся проблем в системе преподавания дисциплины «Физическая культура». На основании этого современные инклюзивные образовательные организации сосредоточены на поисках эффективных методов обучения, разрабатываются и внедряются новые модели и формы инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию для указанного контингента. Материалы. Цель внедрения усовершенствованной методики развития качества быстроты в учебный процесс инклюзивной образовательной организации дошкольного типа может быть достигнута при условии создания определенных материальных и социальных условий. Данная статья содержит в себе описание инновационного направления по развитию и внедрению инклюзивного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, обеспечивая при этом создание отдельной модели. Методы исследования. Анализ, систематизация и обобщение научно-методической литературы, анализ медицинских карт, педагогический эксперимент, методика, тестирование, статистическая обработка полученных показателей. Результаты. В результате применения экспериментальной методики по развитию двигательного качества «быстрота» у детей экспериментальной группы показатели повысились с достоверностью (p< 0,05). В тесте «scrambel» темпы прироста по окончании педагогического эксперимента составили 38%, в тесте «Бег 2x5 м» - 30%, в тесте «Бег 10 м» - 37%, в теппинг-тесте - 30%. Разработана инновационная модель инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации. Заключение. Показатели, полученные по окончании педагогического эксперимента, позволили определить, что подобранные средства в форме подвижных игр направленного характера для развития качества быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития оказали эффективное воздействие на организм занимающихся. Указанными средствами, реализация которых происходила на прогулочных занятиях, явились подвижные игры и игровые задания, в содержание которых входит бег на короткие отрезки с максимальной скоростью из различных исходных положений, прыжки, броски и метания малых мячей, эстафеты. Ключевые слова: дети с ЗПР, инклюзивное образование, быстрота.
Для цитирования: Андреев В.В.*, Фоминых А.В., Путь С.В. Совершенствование методики развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-5-9.
The methodology development of quickness improvement among senior pre-school children with mental retardation in terms of inclusive education
Victor V. Andreev*, Aleksandr V. Fominykh, Stanislav V. Put N.F. Katanov State University, Khakassiya Abakan, Russia ORCID: 0000-0002-2119-0718, [email protected]*
ORCID: 0000-0003-4684-0315, [email protected] ORCID: 0000-0001-5614-6955, [email protected]
Abstract: Situational indicators in modern education have identified a list of problems that have arisen in the system of teaching "Physical education"discipline. Based on this, modern inclusive educational organizations are focused on searching for effective teaching methods, create and introduce new models and forms of inclusive educational process in physical education for the mentioned contingent. Materials. The goal of introducing an improved methodology ofquickness development into the educational process of inclusive pre-school educational organization can be achieved if material and social conditions are created. This article contains an innovative direction description concerning senior pre-school children's physical upbringing inclusive education introduction and development, providinga separate model creation. Research methods. Information sources analysis and summarizing, medical cardsanalysis, pedagogical experiment, methodology, testing, the received in dices statistical processing. Results. As a result of the experimental methodology of "quickness" development use, the indices in the experimental group increased with validity (p <0.05). In "scramble" the growth rate at the end of the pedagogical experiment was 38%, in 2 x 5 running -30%, 10 meters running - 37%, and 30% in tapping test. We developed an innovative model of an inclusive educational process of physical upbringing among senior pre-school children with mental retardation in terms of preschool educational organization. Conclusion. The indices received at the end of the pedagogical experiment made it possible to determine that the selected means in the form of outdoor games of the directed character for the quality of quickness development among senior pre-school children with mental retardation had an effective influence on the body of children. The mentioned means, the realization of which was during the walks, was outdoor games and game tasks, the content of which includes maximum speed sprint with from various starting positions, jumping, small balls throwing and pitching, relay-races. Keywords: children with mental retardation, inclusive education, quickness.
For citation: Victor V. Andreev*, Aleksandr V. Fominykh, StanislavV. Put. The methodology development of quicknessimprovement amongseniorpre-school childrenwithmental retardation in terms ofinclusive education. Russianjournal of Physical Education and Sport. 2019, 14(3): 5-11. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-5-9
АКТУАЛЬНОСТЬ
С каждым годом усиливается тревожная тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с дефектами физического и психического развития. Значительную часть указанного контингента представляют дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР), практически все они посещают дошкольные образовательные учреждения [3].
Как правило, дети дошкольного возраста с ЗПР имеют различные хронические заболевания, отставания по параметрам умственной работоспособности, физическому состоянию от своих сверстников, не имеющих отклонений. Многообразие форм аномального развитиядетейсограниченнымивозможностями здоровья является довольно значительным: от отклонений, характеризующихся неглубокими патологическими изменениями, до тяжелых поражений нервной системы. На основании этого первые могут обучаться и совместно
пребывать в дошкольной образовательной организации со здоровыми сверстниками при оказании специальной педагогической помощи. В современной дошкольной педагогике активно реализуется программа по внедрению инклюзивного образования именно в отношении этого контингента детей [1, 5, 6].
В научно-методической литературе встречается минимум информации,
посвященной физическому воспитанию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Работа в системе инклюзии с данной категорией детей должна иметь свои особенности, это связано с созданием необходимых условий для коррекции имеющихся двигательной и социальной депривации, ограничений в реализации двигательного потенциала.
В ряде исследовательских работ [2,4,7], посвященных изучению развития двигательной функции детей изучаемого нами возраста,
установлено, что в системе физической подготовки развитие качества быстроты занимает одно из первостепенных мест. Однако, несмотря на то что вопрос о быстроте и методах ее развития раскрыт достаточно хорошо, вся указанная информация ориентирована на здоровых, нормально развивающихся детей. По мнению специалистов [8,9], процесс развития качества быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития должен осуществляться на совместных физкультурных занятиях со сверстниками, не имеющими отклонений, в соответствии с физическими и психическими особенностями, состоянием здоровья, присутствием основного и сопутствующего заболеваний, вторичных отклонений. При подборе методов и средств направленного воздействия, дозировании и интенсивности нагрузок необходимо использовать дифференцированный подход. В связи с этим возникает необходимость дополнительного изучения, поиска и разработки специальных, эффективных, общепринятых и адаптированных методов и средств направленного характера для развития качества быстроты, применяемых к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образовательного процесса.
Цель исследования: разработать, теоретически и экспериментально обосновать методику развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Разработать методику развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
3. Экспериментально обосновать эффективность применения методики, направленной на развитие быстроты у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, в городе Абакане Республики Хакасия. Экспериментальная группа (ЭГ) была сформирована на базе детского сада «Ёлочка», контрольная (КГ) - на базе детского сада «Малышок». Контрольная группа занималась по общепринятой методике физического воспитания детей дошкольного возраста, со стандартным применением методов и средств, без использования индивидуально-дифференцированного подхода.
Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике направленного воздействия, включающей в себя средства, адаптированные на развитие быстроты у детей с задержкой психического развития, а также у здоровых дошкольников. Контрольная группа занималась по общепринятой программе физкультурно-прогулочных занятий. Занятия в обеих группах проводились в инклюзивной форме, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии. На практических занятиях применялся дифференцированный подход, где механизм дифференцированного отбора методов и методических приемов основан на учете анализа конкретных затруднений, дифференциации задач и средств. Нами использовались 5 аспектов при построении системы дифференциации: распределение детей на мелкие группы разной подготовленности; подходы к дифференциации нагрузки; выбор педагогом формы организации занятий в условиях дифференциации; дифференциация и индивидуализация заданий на основе планирования; способ контроля и оценки деятельности. Практическая часть состояла из адаптированных общепринятых методов и средств для развития быстроты.
Первоначальное развитие быстроты реакциимыначинали сповторного реагирования
на внезапно появляющийся сигнал, именно здесь эффективно был использован соревновательный метод, в дальнейшем в результате адаптации детей к двигательным упражнениям подбирались и использовались упражнения, направленные на произвольное управление скоростью двигательной реакции.
Быстрота сложной двигательной реакции во многом зависит от способности видеть перемещающиеся с большой скоростью предметы. Для ее развития мы использовали постепенное усложнение за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшение размеров мяча и игровой площадки, сокращение дистанции в эстафетах. Указанные методические приемы одновременно формировали и развивали координационные способности и тактическое мышление.
Развитие быстроты одиночного движения мы производили при многократном повторении двигательного действия. Для предотвращения негативного образования в виде скоростного барьера т.е. стабилизации скорости движения, физические упражнения и внешние условия их выполнения варьировались следующими методическими приемами:
- использовался прием лидирования за партнером, за звуком или светолидерами;
- добивались эффекта «разгона» при выполнении упражнений (бега с ходу, предварительного движения в метаниях).
К средствам развития быстроты двигательной реакции мы относили различные скоростные упражнения ациклического характера, а средством развития быстроты одиночного движения являлись упражнения циклического характера, которые выполнялись с максимальной скоростью на основе переменного метода.
В ходе реализации экспериментальной методики организационной формой являлись физкультурно-прогулочные занятия на свежем воздухе, которые состояли из 2 частей. В первой части дети занимались по разработанной нами методике, направленной на развитие быстроты. Во второй части занятий дети осуществляли самостоятельную деятельность (игра сидя в
песочнице, качели, лазанье по спортивным снарядам на детской площадке и др.). Структурные части физкультурно-прогулочных занятий не изменялись и соответствовали нормативным требованиям к проведению физкультурно-прогулочных занятий на открытом воздухе в дошкольных учреждениях.
Основными методами, направленными на развитие быстроты у детей дошкольного возраста с ЗПР 6-7 лет на физкультурно-прогулочных занятиях, являлись
соревновательный, повторный, переменный и игровой, при применении повторного метода активный отдых чередовали с пассивным, что позволяло поддерживать возбудимость центральной нервной системы на необходимом уровне. Для применении соревновательного и игрового метода использовался отдых до полного восстановления. Во время отдыха применялись различные дыхательные упражнения.
Подбирались упражнения, несложные в выполнении, доступные в объяснении и показе, с учетом особенностей психического состояния детей. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по принципу от простого к сложному, по мере адаптации детей к сложности упражнений, дозированию и интенсивности производилась корректировка по усложнению и незначительному повышению перечисленных направлений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимость контролировать
развитие физических качеств обусловлена неравномерностью их развития в различные периоды жизни, анатомо-физиологическими особенностями детей. Отсутствие целенаправленных физических нагрузок при основном дефекте - задержке психического развития - не позволяет опорно-двигательному и мышечному аппаратам правильно развиваться. По причине наличия сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений происходит повышение степени выраженности указанных дефектов, причиной тому может являться низкая двигательная активность - гиподинамия, и в целом отсутствие
двигательного режима ребенка. На основании этого перспективной представляется система повышения физической подготовленности детей, которая предусматривает периодическое тестовое обследование.
На предварительном этапе исследования нами было проведено тестирование по определению уровня развития качества быстроты у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития и их здоровых сверстников. Сравнительный анализ полученных показателей, отражающих развитие быстроты у указанного контингента детей, выявил абсолютное отставание у первых,
Таблица 1 - Показатели развития быстроты у дет до начала педагогического эксперимента
уровень развития быстроты у дошкольников 6-7лет с ЗПР существенно ниже (p < 0,05), чем у здоровых сверстников из одного и того же учреждения (таблица 1).
Так, в тесте «scramble» показатель быстроты у детей дошкольного возраста с ЗПР составил 8,3±1,9, а у нормально развивающихся - 5,3±0,9, в тесте «Бег 2x5 м» у дошкольников с ЗПР - 6,8±0,9, а у нормально развивающихся -4,8±0,8. Показатель уровня развития быстроты в «теппинг-тесте» - 17±3 и 2б±4 соответственно. Показатель быстроты в тесте «Бег на 10 м» у дошкольников с ЗПР составил 5,4±0,4, а у нормально развивающихся - 4,0±0,4.
й 6-7 лет с ЗПР и нормально развивающихся детей
Контрольные тесты Показатели контрольных тестов Достоверность
дошкольники с ЗПР нормально развивающиеся дети
«Scrambel», с 8,3±1,9 5,3±0,9 Р< 0,05
Бег 2x5м, с 6,8±0,9 4,8±0,8 p < 0,05
«теппинг-тест» 17±3 26±4 p <0,05
Бег на 10м, с 5,4±0,4 4,0±0,4 p <0,05
На основании полученных показателей возникаетет необходимость констатировать, что использование для детей с ЗПР стандартной и общепринятой программы физкультурно-прогулочных занятий с применением методов и средств, рекомендованных для нормально развивающихся детей, не может служить эффективным педагогическим воздействием и требует адаптации с учетом основного диагноза, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
Дляпроверкигипотезыобэффективности использования экспериментальной методики, направленной на развитие быстроты у старших дошкольников с ЗПР 6-7 лет, был проведен педагогический эксперимент. Перед началом педагогического эксперимента достоверных различий между детьми, входящими в контрольную и экспериментальную группы, выявлено не было. По окончании педагогического исследования нами было проведено контрольное тестирование,
направленное на определение влияния экспериментальной методики на процесс развития быстроты у старших дошкольников с ЗПР 6-7 лет. Использованный нами комплексный подход оказал положительное влияние на развитие исследуемого качества. Анализ полученных данных выявил, что в динамике тестируемых показателей в экспериментальной группе произошли значительные изменения с достоверностью (р < 0,05), у детей контрольной группы также выявлены изменения, однако динамика прироста показателей не является существенной (таблица 2).
Показатели в тесте <^сгатЬеЪ> до начала направленного педагогического воздействия в экспериментальной группе составили 8,3 с, по окончании - 5,6 с. В контрольной группе показатели до педагогического эксперимента составили 7,7 с, по окончании - 6,5 с. Темпы прироста изучаемых показателей за время проведения педагогического эксперимента составили 38% в экспериментальной группе и
12% в контрольной группе.
Таблица 2 - Динамика показателей развития быстроты у дошкольников 6-7 лет с ЗПР до и после педагогического эксперимента
Показатели До эксперимента После эксперимента Прирост % Достоверность различий
«^сгатЬеЬ, с ЭГ 8,3±1,9 5,6±0,5 38 Р < 0,05
КГ 7,7±2,0 6,5±0,4 12 Р > 0,05
«Бег 2x5м», с ЭГ 6,8±0,9 5,0±0,6 30 Р < 0,05
КГ 6,2±0,7 5,9±0,7 5 Р > 0,05
«Теппинг-тест», кол-во точек ЭГ 17±3,0 25±3,0 30 Р < 0,05
КГ 18±2,0 20±2,0 10 Р > 0,05
«Бег 10м», с ЭГ 5,4±0,4 3,7±0,6 37 Р < 0,05
КГ 5,0±0,3 4,5±0,6 10 Р > 0,05
В тесте «Бег 2х5 м» до направленного педагогического воздействия результаты в экспериментальной группе составили 6,8 с, по окончании - 5,0 с. В контрольной группе показатели до эксперимента составили 6,2 с, по окончании - 5,9 с. Темпы прироста изучаемых показателей после педагогического воздействия составили 30% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе.
В показателях «Теппинг-теста» выявлено, что в экспериментальной группе исходный результат составил 17 точек, после направленного педагогического воздействия - 25. В контрольной группе произошли незначительные изменения: до начала исследования - 18, по окончании - 20 точек. Темпы прироста в экспериментальной группе составили 30%, в контрольной группе - 10%.
Тест «Бег 10 м» выявил высокий прирост показателя в экспериментальной группе - 5,4 с. до начала эксперимента, 3,7 с - после окончания исследования. В контрольной группе произошли характерные изменения, однако прирост не является значительным, до эксперимента - 5,0 с, по окончании - 4,5 с. Динамика прироста в тесте после экспериментального педагогического воздействия составила в экспериментальной группе 37%, а в контрольной группе - 10%.
Таким образом, полученные данные позволяют определить, что экспериментальная методика, разработанная для развития
быстроты у старших дошкольников с ЗПР, является эффективной, прирост показателей тестирования на основании шкалы В.И. Усакова (2011) по оценке темпов прироста физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития составил от 30 до 38%, что соответствует оценке «отлично».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате применения
экспериментальной методики по развитию быстроты у детей экспериментальной группы повысились показатели изучаемого качества с достоверностью (р< 0,05). В тесте <^сгатЬеЪ> темпы прироста по окончании педагогического эксперимента составили 38%, в тесте «Бег 2x5 м»
- 30%, в тесте «Бег 10 м» - 37%, в теппинг-тесте
- 30%. Таким образом, инновационная модель организации инклюзивного образовательного процесса по проведению физкультурно-прогулочных занятий, направленных на совершенствование методики развития быстроты у детей 6-7 лет с ЗПР, является эффективной и имеет перспективу внедрения в систему физического воспитания в условиях дошкольных образовательных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина С.В. Проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Преемственная система инклюзивного образования: мат-лы
V Межд.науч.-практ. конференции, 1-2 марта 2017. г. Казань : Изд-во «Познание» Каз. инновац. ун-та. 2017: 18.
2. Андреева Т.Н. Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 1(18): 12-19. URL: http://kamgifk.ru/magazine/journal.htm.
3. Башта Л.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития в условиях детского учреждения (детский сад). Проблемы совершенствования олимпийского движения, ФК и спорта в Сибири: материалы межрегион. науч.- практ. конф. молодых учен.и студ. Сиб ГАФК. 2002: 17 - 20.
4. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Коррекционная педагогика. 2003; 2: 44-51.
5. Гринина Е.С. Инклюзия - что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается российская школа, притворяя его в жизнь? Психологическая наука и образование. 2011; 3: 41-49.
6. Дубровина С.В. Инклюзия - стратегия выхода из тупика для современной системы образования. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017; 5: 55-63.
7. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольного учреждения: метод. пособие для педагогов воспитателей. Красноярск: Офсет. 1997: 41.
8. Королева М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4-6 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск. 1985: 15.
9. Козликина Н.Б.Анализ антропометрических показателей физического развития детей 6-10 лет г. Бийска. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 3(20): 80-85. URL: http://kamgifkgazine/journal.htm.
10. Ara I., Vicente-Rodriguez G., Jimenez-Ramirez J., Dorado C., Serrano-Sanchez J.A., Calbet J.A. Regular participation in sports is associated with enhanced physical fitness and lower fat mass in prepubertal boys. International Journal of Obsity and Related Metabolic Disorders. 2004; 28(12): 1585-1593.
11. Ara I., Vicente-Rodriguez G., Perez-Gomez J., Jiemenez-Ramirez J., Serrano-Sanchez J., Dorado C., et al. Influence of extracurricular sports activities on body composition and physical fitness in boys: A 3-year longitudinal study. International Journal of Obesity (London). 2006; 30(7): 1062-1071.
12. Chinapaw M.J., Proper K.I., Brug J., van Mechelen W., Singh A.S. Pelationship between young people's sedentary behavior and biomechanical health indicators: A systematic review of prospective studies. Obesity Reviews. 2011; 12(7): e621-e632.
13. Dreyhaupt J., Koch B., Wirt T., Schreiber A., Brandstetter S., Kesztyues D., et al. Evaluation of health promotion program in children: Study protocol and design of the cluster-randomized Baden-Wuerttemberg primary school study. BMC Public Health. 2012; 12(1): 157.
Статья поступила в редакцию: 24.08.2019
Андреев Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 655017, Россия, г. Абакан, ул. Ленина, дом 90, e-mail: [email protected]
Фоминых Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 655017, Россия, г. Абакан, ул. Ленина, дом 90, e-mail: [email protected]
Путь Станислав Владимирович - магистрант,Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 655017, Россия, г. Абакан, ул. Ленина, дом 90, e-mail: andreev2010-62@mail.