Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки результативности оказания образовательных услуг вузами'

Совершенствование методики оценки результативности оказания образовательных услуг вузами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКАЛА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подольский С. В.

Обосновывается необходимость оценки результативности оказания образовательных услуг вузами. Предлагается пошаговая методика, позволяющая оценить степень соответствия уровня образовательных услуг современным требованиям. Произведена апробация методики на примере ряда типичных вузов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upgrading of estimation methodology of rendering educational services by higher institutions

The proof is given of the necessity of estimating the effectiveness of rendering educational services by higher institutions. A step-by-step methodology is suggested which allows estimating the degree of correspondence of the level of educational services to modern requirements. Approbation of the methodology is made on the example of a number of higher institutions of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки результативности оказания образовательных услуг вузами»

с.в. ПОДОЛЬСКИЙ

Совершенствование методики оценки результативности оказания образовательных услуг вузами

Обосновывается необходимость оценки результативности оказания образовательных услуг вузами. Предлагается пошаговая методика, позволяющая оценить степень соответствия уровня образовательных услуг современным требованиям. Произведена апробация методики на примере ряда типичных вузов РФ.

Ключевые слова: образовательная услуга, результативность оказания образовательной услуги, факторы результативности, интегральный показатель, интегральная оценка, диагностическая шкала, диагностическая оценка.

Upgrading of estimation methodology of rendering educational services by higher institutions. S.V. PODOLSKIY.

The proof is given of the necessity of estimating the effectiveness of rendering educational services by higher institutions. A step-by-step methodology is suggested which allows estimating the degree of correspondence of the level of educational services to modern requirements. Approbation of the methodology is made on the example of a number of higher institutions of Russian Federation.

Key Terms: educational service, effectiveness of rendering educational services, effectiveness factors, integral index, integral estimation, diagnostic scale, diagnostic estimation.

В настоящее время одной из первоочередных задач России является развитие инновационной экономики. В числе основных факторов такого развития - полное раскрытие потенциала высшего профессионального образования. Так, по словам В.В. Путина, международная конкурентоспособность российской высшей школы должна стать национальной задачей [5]. В настоящее время высшее образование в России весьма доступно: 88 % выпускников школ поступают в вузы [2]. Однако высокие количественные показатели не всегда говорят о соответствующем уровне качества. Основная проблема современного высшего образования в стране состоит не в количестве учебных заведений и даже не в их финансировании, а, как отмечает в частности А. Кутузов, в его несоответствии актуальным потребностям экономики [4]. Уровень образования не удовлетворяет до конца ни самих обучающихся, ни работодателей, ни общество в целом. Чтобы изменить эту ситуацию, повысить конкурентоспособность как вузов на рынке образовательных услуг, так и выпускников на рынке труда, нужно четко представлять себе требования, которым необходимо соответствовать. Они должны быть

выражены не в расплывчатой форме, а в виде конкретных показателей, измеримых количественно, либо таких, которые могут быть корректно приведены к количественным. Система подобных критериев позволит оценить степень выполнения требований рынка, осознанно управлять процессами подготовки специалистов.

В настоящее время уже существует ряд методик оценки качества оказания образовательных услуг. Однако в большинстве своем они нацелены на оценку не результирующей, а факторной, ресурсной составляющей, прежде всего учебно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения вузов. Несомненно, оценивать все эти аспекты необходимо, однако проблема не исчерпывается ими. Требуется методика, которая бы позволяла охарактеризовать именно результативность оказания услуги, т. е. степень ее приближенности к удовлетворению требований внешней среды.

Этапами такой методики, по нашему мнению, являются следующие.

Шаг 1. Формирование совокупности показателей, наиболее существенно влияющих на результативность оказания образовательной услуги (факторов первого порядка), со смещением акцентов с ресурсов процесса оказания услуги на достигнутые результаты. Здесь предлагаем рассмотреть:

- результаты государственной аттестации;

- степень овладения компетенциями;

- престижность диплома по полученной специальности;

- состояние трудоустройства выпускников по специальности;

- степень задействования полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности выпускников;

- профессиональные характеристики выпускников последних 3 лет, трудоустроенных по специальности.

Шаг 2. Выявление факторов второго порядка. Ряд рассматриваемых на шаге 1-м факторов зависит от локальных показателей, по отношению к которым представляет собой интегральный, результирующий показатель. Так, показатель профессиональных характеристик выпускников последних 3 лет, трудоустроенных по специальности, формируется как совокупность следующих локальных показателей (факторов второго порядка):

- качество выполнения работ;

- скорость выполнения работ;

- инициативность;

- общий уровень профессиональной подготовки;

- потенциальная готовность к выполнению новых видов работ.

Другие факторы первого порядка, влияющие на интегральный показатель результативности, являются по отношению к нему локальными (например, престижность диплома по полученной специальности).

Шаг 3. Формирование информационной базы факторов первого и второго порядков на основе имеющихся данных и дополнительной информации - совокупности качественных показателей. Они могут быть

выявлены путем анкетирования. Так, в 2010 г. в соответствии с данной методикой были проведены опросы студентов, ППС, выпускников четырех типичных вузов РФ (ВГУЭС, ДВГУ, ДВГТУ, ТГЭУ) и руководителей предприятий и организаций, в которых работают выпускники исследуемых вузов последних 3 лет.

Шаг 4. Расчет (количественная оценка) локальных показателей на основе анализа результатов анкетирования.

Количественная оценка локальных показателей по результатам анкетирования производится по 5-балльной шкале (от «1» - наихудший показатель до «5» - наилучший показатель) как среднее арифметическое оценок, полученных от респондентов при анкетировании. Оценку следует проводить как в целом по всей выборке респондентов, так и по отдельным вузам.

Шаг 5. Расчет коэффициентов соответствия фактического состояния показателей требуемому уровню.

С целью достижения сопоставимости показателей с различными единицами измерения для каждого из них необходимо рассчитать коэффициент соответствия, т. е. соотношение фактического показателя с требуемым.

Промежуточные и конечный интегральные показатели были сформированы как совокупность локальных коэффициентов соответствия.

Шаг 6. Расчет интегрального показателя уровня организации оказания образовательных услуг на основе сформированной модели методом сумм.

Ввиду того что рассчитываемые показатели оценки результативности оказания образовательных услуг являются однонаправленными, для определения интегрального показателя применяется метод сумм, предлагаемый такими авторами, как М.И. Баканов и А.Д. Шеремет, Л.Т. Гиляровская с соавторами [1, 3]. Так, согласно разработанной модели расчета и с учетом весов значимости конечный интегральный коэффициент соответствия результативности оказания образовательных услуг требуемому уровню рассчитывается по формуле:

К = (К + К + К + К + К + К Л / 6 , (1)

рез 4 атт комп прес труд ззун проф' 7

где Крез - интегральный коэффициент соответствия результативности оказания образовательных услуг требуемому уровню; Катт - коэффициент результатов государственной аттестации; Ккомп - коэффициент овладения необходимыми компетенциями; К - коэффициент престижности диплома по полученной специальности; К - коэффициент трудоустройства выпускников; К - коэффициент задействования знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности выпускников; Кпроф

- коэффициент профессиональных характеристик выпускников; 6 - количество используемых коэффициентов.

Модели расчета показателей в рамках предлагаемой методики показаны в табл. 1.

Таблица 1

Модели расчета промежуточных интегральных и локальных показателей оценки результативности оказания образовательной услуги в вузе

Показатель Модель расчета

1. Коэффициент соответствия результатов государственной аттестации (Катт) Катт — (КГОс Коогос + Квкр + К00вкр) / 4

1.1. Коэффициент соответствия результатов сдачи государственных экзаменов (Кгос) (Отношение фактического официального показателя успеваемости к максимально возможному + оценка выпускников) / 2

1.2. Коэффициент соответствия объективности оценки результатов сдачи государственных экзаменов (Коогос) Оценка выпускников

1.3. Коэффициент соответствия результатов защиты ВКР (Квкр) (Отношение фактического официального показателя успеваемости к максимально возможному + оценка выпускников) / 2

1.4. Коэффициент соответствия объективности оценки результатов защиты ВКР (Коовкр) Оценка выпускников

2. Коэффициент соответствия степени овладения компетенциями (Ккомп) КК0МПВ — (Кпркомпв Коккомпв) / 2

2.1. Коэффициент соответствия степени овладения профессиональными компетенциями (Кпркомпв) (Оценка работодателей + оценка выпускников) / 2

2.2. Коэффициент соответствия степени овладения общекультурными компетенциями (Коккомпв) (Оценка работодателей + оценка выпускников) / 2

3. Коэффициент соответствия престижности диплома по полученной специальности (Кпрес) (Оценка выпускников + оценка работодателей + оценка ППС) / 3

4. Коэффициент соответствия состояния трудоустройства выпускников по специальности (КфУд) (Фактическая официальная доля трудоустроенных по специальности + оценка выпускников + оценка работодателей) / 3

5. Коэффициент соответствия степени задействования полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности выпускников (Кззун) (Оценка работодателей + оценка выпускников) / 2

6. Коэффициент соответствия профессиональных характеристик выпускников последних 3 лет, трудоустроенных по специальности (КПр0ф) Кпроф — (Ккач Кск + Кин + Кулп + Кпг) / 5

6.1. Коэффициент соответствия качества выполнения работ (Ккач) (Оценка выпускников + оценка работодателей) / 2

Окончание табл. 1

Показатель Модель расчета

6.2. Коэффициент соответствия скорости выполнения работ (Кск) (Оценка выпускников + оценка работодателей) / 2

6.3. Коэффициент соответствия инициативности работников (Кин) (Оценка выпускников + оценка работодателей) / 2

6.4 Коэффициент соответствия общего уровня профессиональной подготовки (Кулп) (Оценка выпускников + оценка работодателей)/2

На основании выявленных количественных и качественных локальных показателей по исследуемым вузам, их перевода в коэффициенты соответствия и предложенной модели расчета были определены интегральные коэффициенты соответствия первого порядка, и по формуле (1) рассчитан конечный интегральный коэффициент соответствия результативности оказания образовательных услуг требуемому уровню по каждому и в целом по всем рассматриваемым вузам (табл. 2).

Таблица 2

Интегральный показатель результативности оказания образовательных услуг и оценка факторов, его определяющих

Показатель ВГУЭС ДВГУ ДВГТУ ТГЭУ В целом по исследуемым вузам

1. Коэффициент результатов государственной аттестации 0,7482 0,7309 0,7675 0,7765 0,7583

2. Коэффициент овладения необходимымикомпетен- циями 0,7249 0,7045 0,7192 0,7243 0,7172

3. Коэффициент престижности диплома по полученной специальности 0,728 0,7108 0,7238 0,727 0,721

4. Коэффициент трудоустройства выпускников 0,7393 0,6334 0,6277 0,7775 0,7541

5. Коэффициент задействования знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности выпускников 0,6495 0,6455 0,6545 0,673 0,6535

6. Коэффициент профессиональных характеристик выпускников 0,6894 0,7773 0,6869 0,6908 0,6857

Интегральный показатель результативности оказания образовательных услуг 0,7132 0,7004 0,6966 0,7281 0,7149

На основании рассчитанного интегрального показателя следует провести диагностику результативности оказания образовательных услуг вузами.

Шаг 7. Разработка шкалы оценки результативности оказания услуги.

Предлагается использовать следующую шкалу диагностической оценки результативности оказания образовательных услуг (табл. 3).

Таблица 3

Шкала диагностической оценки результативности оказания образовательных услуг

Значение интегрального показателя Диагностическая оценка

0-0,33 Неудовлетворительно

0,34-0,72 Удовлетворительно

0,73-0,87 Хорошо

> 0,87 Приближено к идеальному состоянию

Шкала была разработана на основе экспертных оценок возможных значений показателя. В качестве экспертов выступили 10 преподавателей ДВФУ, в итоге были получены средние значения оценок.

Шаг 8. Диагностическая оценка результативности оказания образовательных услуг.

Исходя из результатов расчета интегрального показателя, можно сделать вывод, что результативность оказания образовательных услуг в исследуемых вузах соответствует оценке «удовлетворительно».

Оценка результативности оказания образовательных услуг позволяет определить, насколько обеспечивается достижение поставленных перед вузами целей. Показатели результативности оказания образовательных услуг являются критериями правильности ранее принятых управленческих решений, служат их косвенными характеристиками.

В данном случае результаты расчетов показывают, что наивысшая результативность оказания образовательных услуг наблюдается по ТГЭУ, наименьшая - по ДВГТУ. Если для регионального Департамента образования и науки основным ориентиром является интегральный показатель, то для вузов важнее факторы, его формирующие, т. е. локальные показатели.

Данные табл. 2 показывают, что наиболее проблемными характеристиками результативности оказания образовательных услуг вузов являются:

- задействование знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности выпускников;

- профессиональные характеристики выпускников.

По этим двум показателям были получены наихудшие коэффициенты соответствия требуемому уровню оказания услуги. По задействованию полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков наиболее

критической является ситуация в ДВГУ и ВГУЭС, по профессиональным характеристикам выпускников - в ДВГТУ и ВГУЭС. Это говорит о недостаточном обеспечении преемственности между процессом обучения и реальной работой выпускников.

Наилучшее состояние имеет коэффициент результатов государственной аттестации, который, в отличие от остальных, по диагностической шкале соответствует оценке «хорошо». Но, при всей важности данного показателя, он характеризует прежде всего внутренний результат обучения. В то же время для самих выпускников, предприятий и организаций, для общества в целом более важны те результаты, которые будут достигаться уже после окончания обучения. Именно на этот аспект как региональному органу управления образованием, так и руководству вузов следует обратить особое внимание.

Предложенная методика позволяет осуществлять диагностику и контроль результативности оказания образовательной услуги, степени приближенности услуги к внешним требованиям как на уровне региона, так и на уровне отдельного вуза. Для вузов наиболее важно, что локальные показатели позволяют осуществлять внутреннюю диагностику состояния каждого фактора, влияющего на результативность, разрабатывать и внедрять необходимые мероприятия по улучшению этого состояния.

Следовательно, внедрение методики оценки результативности оказания образовательной услуги вузом позволит, в конечном итоге, приблизить содержание этой услуги к требованиям обучающихся, рынка и общества, что в немалой степени будет способствовать росту конкурентоспособности российской высшей школы, раскрытию ее инновационного потенциала.

Литература

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с.

2. Волков А.Е., Ливанов Д.В. Ставка на новое содержание // Ведомости. 2012. 03 сент.

3. Гиляровская Л.Т. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ТК Велби, 2006. 360 с.

4. Кутузов А.Е. Проблемы и тенденции модернизации российского высшего образования в условиях рыночной экономики. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid= 3291&level1=main&level2=articles (дата обращения 25.03.2013).

5. Путин В.В. О наших экономических задачах. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/01/30/putin-ekonomika.html (дата обращения 20.02.2013).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bakanov M.I., Sheremet A.D. Teoryia ekonomicheskogo analiza [Theory of the economic analysis]. Moscow: Finansy i statistika, 2005. 536 p.

2. Volkov A.E., Livanov D.V. Stavka na novoe soderzanie [Rate for new content]. Vedomosti, 2012, 03.09.

3. Gilyarovskaya L.T i dr. Komplexniy ekonomicheskiy analiz hozyaystvennoy deyatelnosti [The complex economic analysis of economic activity]. Moscow: TK Velbi, 2006. 360 p.

4. Kutuzov A.E. Problemi i tendentsii modernizatsii rossiyskogo vishego obra-zovania v usloviyah rinochnoy ekonomiki [The problems and razovaniya v ustendencies of modernization of the Russian higher education in the conditions of market economy]. Available at: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid= 3291&level1=main&level2= articles (accessed 25.03.2013).

5. Putin V.V. O nashih ekonomicheskih zadachah [About our economic tasks]. Available at: http://www.rg.ru/2012/01/30/putin-ekonomika.html (accessed 20.02.2013).

© Подольский С.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.