УДК 629.33.083.4
DOI 10.23672/t5937-3188-6350-f
Мешечко Татьяна Анатольевна
старший преподаватель, Санкт- Петербургски й государственн ы й архитектурно-строительный университет [email protected]
Tatyana A. Meshechko
Senior Lecturer,
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering [email protected]
Совершенствование
методики определения спроса на услуги городских станций технического обслуживания
Improvement of the methodology
for determining the demand
for the services of
urban maintenance stations
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты определения спроса на услуги предприятий автосервиса в перспективном периоде. Произведен анализ научных исследований в данной области, выявлены недостатки существующей методики прогнозирования. Предложена усовершенствованная методика прогнозирования спроса на услуги городских станций технического обслуживания автомобилей, учитывающая динамику изменения различных факторов, влияющих на спрос, и позволяющая с большей точностью прогнозировать количество обращений на станции технического обслуживания для последующего расчета производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и определения показателей экономической эффективности предприятия.
Ключевые слова: автосервис, станция технического обслуживания автомобилей, методика прогнозирования, прогнозирование спроса на услуги, сегментация рынка.
Annotation. This article discusses the aspects of definition the demand for the services of car service enterprises in the future. The analysis of scientific research in this area is carried out; the shortcomings of the existing forecasting method are revealed. An improved method of forecasting the demand for services of city car service stations is proposed, taking into account the dynamics of changes in various factors affecting demand, and allowing more accurate forecasting of the number of calls to service stations for the subsequent calculation of the production program for the maintenance and repair of cars and determining economic indicators the efficiency of the enterprise.
Keywords: car service, car service station, forecasting method, forecasting the demand for services, market segmentation.
В настоящее время парк легковых автомобилей в России начитывает около 45 млн единиц. За первый квартал 2021 г., по данным агентства «Автостат», было продано 387,3 тыс. новых легковых автомобилей [1]. Количество автомобилей неуклонно растет, что вызывает рост спроса на услуги автосервиса. Количество предложений со стороны авто обслуживающих предприятий не отстает от спроса, и современный автосервис функционирует в условиях женской конкуренции. Одним из важных факторов конкурентоспособности предприятия является его грамотная маркетинговая политика, включающая, в том числе, и анализ рынка, определение спроса на услуги. От качества маркетингового анализа завися многие аспекты бизнес-планирования, поэтому выбор методики прогнозирования спроса, позволяющей дать наиболее точные результаты, является актуальной задачей для предприятия автосервиса.
Вопросам моделирования спроса на услуги автосервиса посвящено множество работ российских ученых И.Ф Ворониной, М.В. Григорьева,
Н.Е. Егоровой, В.А. Зенченко, А.С. Мудунова, Г.М. Напольского и других. Рассматриваются различные модели спроса, в основу которых положены аналитические и экономико-статистические методы с использованием математического программирования, теории массового обслуживания, вероятностно-статистических и др. моделей [2-8]. Анализ научных исследований в области маркетинга, показывает, что в настоящее время наибольшее распространение получила методика прогнозирования спроса на услуги станций технического обслуживания (СТО), базирующаяся на теоретической функции возрастающего спроса на основе прогнозирования роста автомобилизации населения - количества автомобилей на 1000 человек [4-8].
Указанная методика предполагает прогнозирование спроса на услуги предприятий автосервиса в непосредственной связи с прогнозированием роста насыщенности (обеспеченности) автомобилями жителей региона, для которого производится прогноз. Для определения динамики насыщенности берутся данные по автомобилизации
рассматриваемого региона в ретроспективе (обычно, 5 лет), строится сглаживающая функция и продлевается на весь временной лаг до момента насыщения рынка. При этом за момент насыщения принимается время достижения значения пт, близкого к заданному максимальному значению насыщенности птах (как правило, пт принимается равным птах-1), поскольку график функции имеет асимптоту - прямую, параллельную оси абсцисс, с ординатой, равной птах. Количество автомобилей и количество заездов автомобилей на СТО определяются прямо
пропорционально обеспеченности автомобилями на 1000 жителей рассматриваемого региона. Графики функций насыщенности (обеспеченности) населения автомобилями и спроса на услуги автосервиса, т.е. количества заездов на СТО региона представлены на рисунке 1. Формулы для расчета насыщенности автомобилями и временного лага до насыщения рынка автосервисных услуг в регионе в данной статье не приводятся, ввиду их громоздкости. Подробно ознакомиться с методикой возможно, например, в [5]:
Рисунок 1- Графики функций изменения динамики:
А - автомобилизации, авт./1000 чел.; Б - прогнозируемого спроса на услуги СТО, заездов; В - фактического спроса на услуги СТО, заездов. ^ - начальный момент времени, и - момент насыщения рынка услуг автосервиса
Данная методика позволяет с достаточной точностью прогнозировать спрос на услуги предприятий автомобильного сервиса, однако она обладает рядом недостатков:
1. Спрос на услуги СТО региона (кривая Б) рассчитывается прямо пропорционально динамике роста обеспеченности автомобилями жителей региона (кривая А), не учитываются отклонения спроса. Фактический спрос на услуги автосервисных станций (кривая В) может отличаться от расчетного, динамика изменения спроса может терять пропорциональность, например, из-за увеличения доли владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО.
2. Возрастание спроса на услуги автосервиса рассчитывается одинаково для всех типов предприятий автосервиса и всех обслуживаемых автомобилей, тогда как в реальности спрос может различаться в зависимости от марки автомобиля, т.к. динамика продаж конкретной марки может отличаться от общей динамики автомобилизации, и соответственно спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей данной
марки будет отличаться от прогнозируемого, что создает сложности для мономарочных СТО. Также, изменение предпочтения владельцев автомобилей к конкретному типу станций: использование услуг официальных дилеров или независимых сервисов, может нарушать пропорциональность соотношения автомобилизация - спрос на услуги сервиса для станций определенного типа.
3. Для расчета числа заездов на СТО используются усредненные значения годовых пробегов и наработок на заезд для обслуживаемых автомобилей. Не учитываются такие факторы, как различная надежность автомобилей разных марок, увеличение количества поломок, а, следовательно, и частота посещения сервисных предприятий по мере увеличения пробега с начала эксплуатации автомобиля, и вследствие чего, имеет место различное количество заездов в год у автомобилей разных возрастных групп.
4. Динамика спрос на отдельные виды услуг может отличаться от общей динамики автомобилизации. Например, спрос на кузовные услуги зависит не только от количества автомобилей в
регионе, значительное влияние на него оказывают показатели аварийности, климатические факторы, которые влияют на коррозионные процессы и т.п.
5. Для уточнения результатов прогнозирования спроса предлагается экспертная оценка, что вызывает необходимость каждый раз при составлении бизнес-плана привлекать компетентных в вопросах маркетинга специалистов, причем, при экспертной оценке определяется увеличение спроса на каждую СТО, что крайне затруднительно при наличии большого числа сервисных станций в регионе. В крупных городах функционируют сотни различных предприятий, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, и оценить увеличение спроса на каждое из них не представляется возможным .
6. Для прогноза спроса на услуги конкретной станции используется среднее значение прогнозируемого спроса по региону. При этом, если в регионе присутствуют предприятия различной производственной мощности и способные обслужить различное количество автомобилей, то будет присутствовать высокая вариативность результатов прогноза и невозможность применения нормального закона распределения при обработке результатов.
Для устранения указанных недостатков предлагается усовершенствованная методика определения спроса на услуги городских СТО, которая также основывается на прогнозировании роста автомобилизации города, но, в отличие от предшествующих методик, предполагается учет не только динамики роста насыщенности населения автомобилями, но и динамики изменения прочих факторов, влияющих на спрос: доли владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО, распределения спроса по сегментам рынка автосервисных услуг, причем последнее позволит не только повысить точность прогнозирования, но и добиться меньшего разброса результатов, ввиду однотипности предприятий, работающих в одном сегменте рынка.
Алгоритм расчета прогнозируемого спроса на услуги автосервиса следующий:
Сначала определяются показатели автомобилизации города в ретроспективном периоде, причем для мономарочных СТО берутся не общие показатели обеспеченности населения автомобилями, а показатели насыщенности автомобилями обслуживаемой марки. Далее производится расчет насыщенности автомобилями (или автомобилями конкретной марки для специализированных СТО) на требуемый период прогноза и временного лага до достижения насыщения рынка по формулам, представленным в [5, с. 16-17]. Исходя из полученных значений насыщенности, определяется количество автомобилей (автомобилей данной марки), которые будут обслуживаться на СТО города, при этом необходимо также учесть изменение количества жителей города и доли автовладельцев, пользующихся
услугами СТО в перспективе. Расчет ведется по формуле:
Л, = 0,001 •(пг • Р • (1)
где ? - индекс года; ^ - насыщенность автомобилями, авт/1000 чел; Р1 - количество жителей города, чел; в - коэффициент, учитывающий долю автовладельцев, пользующихся услугами СТО.
Следующим шагом будет распределение рассчитанного количества автомобилей по предприятиям автосервиса разного типа, которые ориентированы на различные сегменты рынка и, практически не конкурируют между собой. Для этого определяется, какая доля владельцев обслуживает свои автомобили на дилерских станциях, какая в независимых сервисах, а какая предпочитает обслуживаться в автомастерских. Учитывается текущее состояние перспективы для каждого сегмента. Например, при назначении доли, отводимой дилерским станциям, учитывается, что в настоящее время большинство автовладельцев пользуется услугами официальных дилеров лишь первые годы, после покупки автомобиля в период гарантийного обслуживания, поэтому определяющим фактором здесь будет доля новых автомобилей и динамика продаж по обслуживаемой марке. Количество обслуживаемых автомобилей в каждом сегменте рассчитывается по формуле:
Ал = % • Аг, (2)
где / - индекс типа автообслуживающего предприятия, для дилеров / = 1, для независимых СТО / = 2, для автомастерских / = 3; Ац - количество автомобилей, обслуживаемых автосервисными предприятиями /-го типа в году ?; Б/ - доля автомобилей, обслуживаемых автосервисными предприятиями /-го типа в году ?.
Коэффициент изменения спроса / в перспективном году ?, по сравнению с текущим годом для каждого сегмента будет определяться как:
Ввиду того, что клиенты СТО предпочитают выбор предприятия, которое будет обслуживать их автомобили, по территориальному признаку, вторым этапом сегментации рынка автосервисных услуг в городе будет распределение автомобилей по районам обслуживания. При этом, учитывая, что обычно дилерских станций, специализирующихся на обслуживании одной марки в городе немного, то для данной группы сервисных предприятий этот этап можно пропустить, а если еще производственные мощности дилерских СТО примерно одинаковы, то можно пропустить для них и следующий этап. Для дилерских станций далее идет распределение автомобилей по каждой СТО. Для остальных предприятий автосервиса производится территориальное распределение обслуживаемых автомобилей отдельно в каждом, ранее выделенном сегменте. При определении доли автомобилей в перспективе учитываются аспекты политики градоустройства: ввод
в эксплуатацию новых жилых комплексов, развитие улично-дорожной сети и инфраструктуры и т.п. Расчет производится по формуле:
л, — г • л
u^^^ iL
jrt "jt ,
(4)
где г - индекс района обслуживания; / - количество автомобилей /-го сегмента в данном районе обслуживания на время ?; / доля автомобилей ^го сегмента обсуживающихся, в данном районе в году I
Коэффициент изменения спроса с учетом территориальной сегментации определяется аналогично предыдущему этапу сегментации:
Kjrt
_ Ajrt
(5)
этапа, на котором сегментирование для данной станции закончилось. Например, для дилерских станций Кц, в случае завершения на первом этапе принимается равным кд, а для независимого сервисного предприятия, прошедшего все этапы сегментации К = кут1
Далее производится расчет годового количества заездов на СТО в текущем периоде по формуле [7]:
N — A^f ,
(8)
где / - индекс СТО; N - годовое количество заездов на СТО; Ц 1-н - средние годовой пробег и наработка на заезд обслуживаемых автомобилей.
Следующий шагом будет распределение в каждом сегменте автомобилей по станциям (условное прикрепление), с учетом производственных возможностей каждой СТО. Если в одном районе у станций наблюдается существенное различие в производственных мощностях, то проводится следующий этап сегментации - разделение станций по размеру на крупные, средние и мелкие. Расчеты количества автомобилей и коэффициента изменения спроса производятся как на предыдущих этапах:
А ■
njrmt
Djrmt
Ajrt,
(6)
где т - индекс размера (производственной мощности) СТО; Ат - количество автомобилей сегмента рт, обслуживаемых в году ?; От доля автомобилей сегмента /гт, обслуживаемых в году I
Коэффициент изменения спроса:
_ Ajrmt
^jrmt л ,
^jrmtl
(7)
При необходимости можно произвести еще боле детальную сегментацию, учитывающую особенности обслуживаемых автомобилей, предприятий автосервиса и их клиентуры. Окончательный коэффициент изменения спроса, который учитывается при прогнозировании спроса на конкретную СТО - К определяется коэффициентом того
Средний годовой пробег и средняя наработка на заезд определяются на основе анализа клиентских баз данных. В случае, если среди обслуживаемых автомобилей выделяются группы различные по данным параметрам, то необходимо средние пробеги и наработки просчитать для каждой из таких групп отдельно, годовое количество обращений на СТО при этом определяется как сумма обращений по всем группам:
N = 0,01 • At • Пк • ^ , (9)
где Пк- процент автомобилей k-той группы; Lrk, LHk - средние годовой пробег и наработка на заезд автомобилей k-той группы; z - количество выделенных групп автомобилей
Годовое количество обращений на станцию в перспективном периоде (Nt) рассчитывается как
N — Nt • Kit,
(10)
Применение данной методики для определения будущего количества обращений на СТО позволит с большей точностью рассчитать в перспективе производственную программу станции, на основании которой определяются затраты и себестоимость услуг будущих периодов, прогнозируются выручка, прибыль, рентабельность и иные важные финансовые показатели, определяющие экономическую эффективность предприятия.
Литература:
1. Автостат. Аналитическое агентство. URL : https://www.autostat.ru/ (дата обращения 15.04.2021)
2. Воронина И.Ф. Прогнозирование спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на автосервисных предприятиях / И.Ф. Воронина, Ф.М. Судак, А.Э. Кулиш, Р.Е. Зверев // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. 2020. № 2(33). С. 41-46.
3. Мудунов А.С. Предприятия сферы услуг: анализ моделей и методов / А.С. Мудунов, К.Н.
Literature:
1. Autostat. Analytical agency. URL : https://www. autostat.ru/ (date of application 04/15/2021).
2. Voronina I.F. Forecasting the demand for maintenance and repair of vehicles at car service enterprises / I.F. Voronina, F.M. Sudak, A.E. Kulish, R.E. Zverev // News of the Automobile and Highway Institute = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. 2020. № 2(33). P. 41-46.
3. Mudunov A.S. Service enterprises: analysis of models and methods / A.S. Mudunov, K.N. Tsakha-
Цахаева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 313-315.
4. Пеньшин Н.В. Маркетинг и оценка качества на рынке автосервисных услуг / Н.В. Пеньшин // Вестник ТГТУ. 2008. Т. 14. № 1. С. 178-182.
5. Зенченко В.А. Анализ целесообразности создания СТО и оценка объема услуг по ТО и ремонту автомобилей в заданном районе деловой активности / В.А. Зенченко, М.В. Григорьев, Д.В. Антонов. М. : МАДИ, 2020. 72 с.
6. Григорьев М.В. Продвижение автосервисных услуг транспортно-технологическими комплексами в районах их деловой активности / М.В. Григорьев, В.А. Зенченко // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта, сб. научн. тр. / МАДИ. М. : Техполиграфцентр, 2019. 250 с. С. 78-85.
7. Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей / Н.И. Веревкин, А.Н. Новиков, Н.А. Давыдов ; Под ред. Н.А. Давыдова. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 400 с.
8. Григорьев М.В. К вопросу выбора критериев для проведения комплексной оценки эффективности функционирования автосервисного предприятия в условиях высокой конкуренции на рынке автосервисных услуг / М.В. Григорьев, А.С. Григорьев // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: Сб. науч. тр. Кафедры ЭАТиС, посвященный 90-летиюМАДИ, по материалам 78-йнауч.-метод. инауч.-исслед. конф. МАДИ. М. : МАДИ, 2020. С. 170-176.
eva // Business in law. Journal of Economics and Law. 2013. № 6. P. 313-315.
4. Penshin N.V. Marketing and quality assessment in the autoservice market / N.V. Penshin // Bulletin of TSTU. 2008. Vol. 14. № 1. P. 178-182.
5. Analysis of the feasibility of creating a service station and an assessment of the volume of services for maintenance and repair of cars in a given area of business activity / V.A. Zenchenko, M.V. Grigoriev, D.V. Antonov. M. : MADI, 2020. 72 p.
6. Grigoriev M.V. Promotion of car service services by transport and technological complexes in the areas of their business activity / M.V. Grigoriev, V.A. Zenchenko // Problems of technical operation and car service of the rolling stock of motor transport, collection of scientific works / MADI. M. : Tekhpol-igrafcentr, 2019. 250 p. P. 78-85.
7. Industrial and technical infrastructure of car service / NI. Verevkin, A.N. Novikov, N.A. Davydov; Ed. ON THE. Davydov. M. : Publishing center «Academy», 2013. 400 p.
8. Grigoriev M.V. On the issue of choosing criteria for a comprehensive assessment of the effectiveness of the functioning of a car service company in a highly competitive market of car service services Grigoriev, A.S. Grigoriev / M.V. Grigoriev // Problems of technical operation and car service of the rolling stock of motor transport: collection of scientific works. Department of EATiS, dedicated to the 90th anniversary of MADI, based on the materials of the 78th scientific method. inuch.-issled. conf. MADI. M. : MADI, 2020. P. 170-176.