Научная статья на тему 'Совершенствование методики определения нагрузочных показателей токоприемников магистрального электроподвижного состава'

Совершенствование методики определения нагрузочных показателей токоприемников магистрального электроподвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКОПРИЕМНИК / ИСПЫТАНИЯ / ТЕМПЕРАТУРА НАГРЕВА / ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС / КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД / ШУНТ / КОНТАКТНАЯ ВСТАВКА / ТЕПЛОВИЗОР / CURRENT COLLECTOR / TESTS / HEATING TEMPERATURE / LABORATORY COMPLEX / CONTACT WIRE / SHUNT / CONTACT STRIP / THERMOCAM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Смердин Александр Николаевич, Томилов Валерий Викторович, Павлов Вячеслав Михайлович

В статье изложены современные подходы к определению максимально допустимого длительного тока магистральных токоприемников на стоянке и в движении. Рассмотрены особенности методик, позволяющих достоверно учесть эксплуатационные факторы при проведении испытаний в лабораторных условиях. Описана математическая модель для исследования распределения токовой нагрузки в аварийном режиме обрыва токоведущего шунта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Смердин Александр Николаевич, Томилов Валерий Викторович, Павлов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT METHODS OF CHECKING OF ELECTRICAL DUTY INDICATORS OF ROLLING STOCKS PANTOGRAPHS

The article outlines modern approaches to determining the maximum permissible continuous current of current collectors when stopping and in motion. The features of techniques that reliably take into account operational factors when conducting tests in laboratory conditions are considered. A mathematical model is given for studying the distribution of current load in emergency mode of breaking a current-carrying shunt.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики определения нагрузочных показателей токоприемников магистрального электроподвижного состава»

«Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.

Тел.: 8-950-144-16-87.

E-mail: [email protected]

Худоногов Игорь Анатольевич

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.

Тел.: 8-964-273-47-79.

E-mail: [email protected]

Тихомиров Владимир Александрович

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.

Тел.: 8-924-603-45-82.

E-mail: [email protected]

Лобанов Олег Викторович

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).

Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.

Инженер кафедры «Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.

Тел.: 8-904-126-91-33.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Ступицкий, В. П. Определение остаточной несущей способности металлических конструкций контактной сети [Текст] / В. П. Ступицкий, И. А. Худоногов и др. // Известия Транссиба /Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. - № 3 (39). - С. 88 - 99.

Phone: 8-950-144-16-87.

E-mail: [email protected]

Igor' Anatol'evish Khudonogov

Irkutsk State Transport University (ISTU).

15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Doctor of Technical Sciences, Professor of the department «Electrical Power Industry of Transport», ISTU.

Phone: 8-964-27-347-79.

E-mail: [email protected]

Vladimir Aleksandrovich Tikhomirov

Irkutsk State Transport University (ISTU).

15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor, Head of the department «Electrical Power Industry of Transport», ISTU.

Phone: 8-924-603-45-82.

E-mail: [email protected]

Oleg Viktorovich Lobanov

Irkutsk State Transport University (ISTU).

15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Engineer of the department «Electrical Power Industry of Transport», ISTU.

Phone: 8-904-126-91-33.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Stupitskiy V. P., Khudonogov I. A., Tikhomirov V. A, Lobanov O. V. Determination of residual bearing capacity of metal structures of the contact network. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 3, no. 39, pp. 88 - 99 (In Russian).

УДК 621.336.2

А. Н. Смердин, В. В. Томилов, В. М. Павлов

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ МАГИСТРАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Аннотация. В статье изложены современные подходы к определению максимально допустимого длительного тока магистральных токоприемников на стоянке и в движении. Рассмотрены особенности методик, позволяющих достоверно учесть эксплуатационные факторы при проведении испытаний в лабораторных условиях. Описана математическая модель для исследования распределения токовой нагрузки в аварийном режиме обрыва токоведущего шунта.

Ключевые слова: токоприемник, испытания, температура нагрева, лабораторный комплекс, контактный провод, шунт, контактная вставка, тепловизор.

Alexander N. Smerdin, Valeriy V. Tomilov, Vyacheslav M. Pavlov

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation,

IMPROVEMENT METHODS OF CHECKING OF ELECTRICAL DUTY INDICATORS OF ROLLING STOCKS PANTOGRAPHS

Abstract. The article outlines modern approaches to determining the maximum permissible continuous current of current collectors when stopping and in motion. The features of techniques that reliably take into account operational factors when conducting tests in laboratory conditions are considered. A mathematical model is given for studying the distribution of current load in emergency mode of breaking a current-carrying shunt.

Keywords: current collector, tests, heating temperature, laboratory complex, contact wire, shunt, contact strip, thermocam.

Современные условия эксплуатации электроподвижного состава характеризуются высокими требованиями к системе токосъема. Причина заключается в увеличении скоростей поездов и массы грузов, перевозимых грузовым подвижным составом.

Точка контакта провода с токоприемником постоянно меняет свое положение вдоль пути, что допускает значительное увеличение токовых нагрузок на контактный провод при движении электроподвижного состава.

Относительно токоприемника точка контакта перемещается в границах ширины полоза контактного провода. Достижение и превышение допустимых значений температуры контактных элементов при установившемся режиме обусловлено их естественной теплоотдачей. Специальных систем охлаждения полозов на существующих токоприемниках обычно не предусматривается.

Одной из основных причин нарушения теплового режима эксплуатации контактных элементов является неравномерность их нагрева [1, 2]. Равномерное распределение токовой нагрузки по контактным элементам полоза является сложной и важной задачей, а поиск технических решений по ее обеспечению является весьма актуальной задачей.

В Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПСе) регулярно проводятся лабораторные исследовательские испытания магистральных токоприемников постоянного и переменного тока (рисунок 1) [3]. Целью испытаний является определение максимально допустимых значений длительного тока в режиме стоянки и при движении в соответствии с требованиями ГОСТ 32204-2013 [4].

Рисунок 1 - Комплекс ОмГУПСа для исследования устройств токосъема

Рост энергетических показателей электроподвижного состава (ЭПС) за последние 10 лет обусловил необходимость модернизации комплекса для исследования устройств токосъема [5]. Изменение нагрузочной способности комплекса для испытания токоприемников (рисунок 2) подтверждается документами, выданными Государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области. Имеющийся запас нагрузочной способности по току комплекса позволяет проводить испытания токоприемников, рассчи-тайных на ток до 4000 А.

4500 А

3500 3000 А 2500 2000

/

1500 1000 500 0

□ - ток токоприемника, А; - ток комплекса, А

Т1-13У

-81е 888 - 81е

[ЗЯ/ -ТЛ

Т1СШ

87;

ткш 400+; шап 380; -13У

АХ

-СеК

ТА(1'

888 -Я1С -81с

-ТЛ

ге1еу

023; [Транс

9-8ЕТ; цпепБ 87;

тпспя 400+; тпап 380; ПЗУ

-н:

АХ

'ВЗ ТАс 24;

ус1су

)23;

'9-8ЕТ; 87;

епк

- Се Прайс ТАф1

888

- 81.

[Ш -ТЛ

ете

епй 400+; :е|тап 380; -13У

н:

Еа1 АХ

ВЗ ТАс 24;

теку

)23;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19-8ЕТ;

цепе

87;

- Се. ¡Транс

ТА01

-

888 - 81е -81с [38/

-ТЛ

иепБ 400+; пап 380; ИЗУ

2011 2012 2013 2015

Год ->

2019

Персп.

Рисунок 2 - Изменение допустимой токовой нагрузки испытательного комплекса ОмГУПСа

Контроль за показателями окружающей среды осуществляется непрерывно в соответствии со стандартом [4]. Применяемые средства измерения - измерительные шунты, токовые клещи, тепловизоры, пирометры, термопары, тензометрические датчики и преобразователи напряжения, динамометры, тахогенератор, дифманометр-термоанемометр - также подвергаются периодической поверке [6].

Перед испытаниями токоприемники проходят контроль параметров и характеристик, после чего осуществляется приработка поверхности полозов на стенде в течение 30 мин без токовой нагрузки.

Согласно методике испытаний токоприемников в режиме стоянки активное нажатие установлено на минимальную величину 90 Н для токоприемника тяжелого типа и 70 Н - для легкого типа токоприемника. Токосъем осуществлялся с поверхности одного контактного провода МФ-85 (рисунок 3).

Второй рад токоеъемпьи элементов

Первый ряд! токосгьемныж элементов

Вторая область контакта

Контактный мроиод

Первая область контакта

№ 3( 201

Рисунок 3 - Термограмма контактного провода и токосъемных элементов токоприемника при протекании тока 80 А в режиме стоянки

Наибольшую температуру имеет точка контакта провода и токосъемных элементов токоприемника. Температура определялась с помощью стационарного и переносного тепловизоров с учетом степени черноты объектов [7]. Испытания завершаются после достижения установившегося режима, когда согласно стандарту [4] температура провода в течение 10 мин не увеличивается более чем на 2 °С. На рисунке 4 приведены графики нагрева контактного провода и токосъемных элементов токоприемника тяжелого типа с номинальным значением тока 200 А.

Рисунок 4 - Изменение температуры контактного провода и токосъемных элементов в точках контакта в режиме стоянки

Значение тока, протекающего в контакте, в течение эксперимента не должно изменяться более чем на 10 %. Полученные зависимости температуры контактного провода и токосъемных элементов токоприемника от снимаемого тока на стоянке указывают на имеющийся значительный резерв повышения допустимого значения тока (рисунок 5).

Рисунок 5 - Зависимость температуры нагрева контактного провода и контактных вставок токоприемников

тяжелого типа от тока нагрузки в режиме стоянки

В ходе испытаний было установлено, что температура точек контакта переднего и заднего рядов токосъемных элементов с контактным проводом различается. Данное наблюдение позволило сделать предположение о неравномерном нажатии по рядам токосъемных элементов [8].

В свою очередь разница нажатия обусловлена конструкцией узлов подрессоривания. После остановки токоприемника первый ряд токосъемных элементов по ходу движения остается прижатым сильнее, что приводит к меньшему электрическому сопротивлению в зоне контакта, чем на втором ряду, прижатом меньше. Протекание тока по параллельным электрическим цепям вызывает выделение тепла большее там, где выше значение тока, что в свою очередь определяется различиями сопротивлений участков цепи. Измерение токов,

протекающих по шунтам, показало разницу в 54 А между первым и вторым полозами сразу после остановки токоприемника, первый полоз нагружен в 1,59 раза больше, чем второй.

Особенности токораспределения по рядам токосъемных элементов, выявленные в ходе расчетов и исследовательских испытаний [11, 12], необходимо учитывать при нормировании показателей назначения перспективных токоприемников, чтобы во время эксплуатации не произошло перегрузки контакта.

Наибольший интерес в ходе определения максимальных значений токовой нагрузки представляют собой испытания при движении со скоростью 40 - 60 км/ч [9].

Встречный воздушный поток обеспечивается аэродинамической установкой суммарной мощностью 32 кВт и кластером осевых вентиляторов, конфигурация которого определяется особенностями поля скоростей и давлений набегающего потока воздуха. Величина отклонений контактного провода в плане пути на комплексе соответствует эксплуатационным значениям и составляет ± 0,3 м относительно центра полоза токоприемника.

Продолжительность каждого режима составляет не менее 20 мин с непрерывным контролем температуры тепловизором. Статическое нажатие в контакте устанавливается в соответствии со стандартом [4].

Для проверки нагрева тепловизор устанавливается таким образом, чтобы были видны поверхности полозов (рисунок 6). Для оценки распределения температуры нагрева вдоль полозов на термограммах выделяются площадки шириной 30 мм, средняя температура каждой из них регистрируется в течение всего эксперимента.

а б

Рисунок 6 - Термограмма (а) и внешний вид (б) полозов токоприемника тяжелого типа, установленного на испытательном стенде

Непрерывный контроль полоза токоприемника сверху - одно из значительных преимуществ комплекса ОмГУПСа для исследования устройств токосъема, имитирующего токосъем с контактного провода. При испытаниях на действующей линии или испытательном полигоне установка тепловизора может быть осуществлена на крыше ЭПС без возможности оценки верхней части полоза. В мировой практике оценка температуры поверхности полозов осуществляется на стационарном посту в момент прохода электровоза мимо него [10].

В соответствии с зависимостями, приведенными на рисунке 7, распределение температуры нагрева первого и второго рядов токосъемных элементов неравномерное. Первый ряд нагревается сильнее, кроме того, заметно неравномерное распределение температуры вдоль полозов. Максимумы нагрева обусловлены ухудшением скользящего контакта при прохождении «жестких точек» на токопроводе стенда.

а б

Рисунок 7 - Зависимость нагрева полозов токоприемника тяжелого типа при съеме тока 3300 А: а - первый по ходу движения полоз; б - второй полоз

Наиболее нагретая площадка (рисунок 6, а) согласно стандартной методике [4] определяет наибольшую температуру полоза. Графики достижения установившегося значения температуры для токоприемников тяжелого типа имеют вид показательной функции (рисунок 8), что свидетельствует о стабильности токовой нагрузки и параметров окружающей среды в ходе эксперимента.

Распределение температуры по рядам токосъемных элементов в установившимся режиме для максимальных значений тока приведено на рисунке 9. Анализ показал, что на поверхностях полозов имеются точки, температура которых значительно выше средних значений. Сглаживание экстремумов путем обеспечения качественного токосъема, постоянства контактного нажатия, равноэластичности подвески и других нормативных показателей в части регулировки позволит увеличить нагрузочную способность токоприемника без внесения значительных изменений в конструкцию.

120

Т 60 3(1

/р / ----- Г 1 ?30О А

1 ИсрЙЫЙ ряд токосъемных элементов; »Горой ряд тоКо-ЕЪФМНЫХ 1ЛСМСМТОВ

10

мин

20

I

Рисунок 8 - Зависимости нагрева токосъемных элементов токоприемников тяжелого типа от времени нагрева

Рисунок 9 - Распределение нагрева вдоль полозов токоприемников тяжелого типа в установившемся режиме

При увеличении тока нагрузки температура токосъемных элементов нелинейно увеличивается (рисунок 10). При этом благодаря обдуву набегающим потоком воздуха даже при максимальной силе тока температура не превышает допустимых значений.

Измерение температуры элементов системы подвижных рам (СПР) осуществляется также непрерывно тепловизором, направленным на токоприемник спереди, как показано на рисунке 11. В кадр должна попадать вся конструкция: от основания до полозов.

На термограммах выделяются области с отдельными элементами, температура которых фиксируется в ходе эксперимента.

120 °С ко 60 / 40 20

1 0 - первый ро токосъемных элементо • н тором рял ЮКОСЬСМНЫХ "»ЛСМСПЮЙ 11111 в: 0 •

9 ш

Допустимый нагрев 200 °С

500 1000 1500 2000 2500 А 3500 /-►

Рисунок 10 - Зависимость нагрева контактных вставок от тока нагрузки в режиме движения

Рисунок 11 - Термограмма (а) и внешний вид (б) токоприемника тяжелого типа на стенде при оценке нагрева элементов системы подвижных рам и основания

По результатам испытаний установлено, что наибольшую температуру в установившемся режиме имеют рычаги системы подвижных рам (температура от 74 до 90 °С) (рисунок 12, а, б), токоведущие шунты (рисунок 12, в), основание (до 120 °С) (рисунок 12, г), что свидетельствует о важности контроля нагрева в эксплуатации.

Особый интерес вызывает возможность имитации на стенде аварийных режимов работы токоприемника, когда в результате обрыва соединительных шунтов между полозами и системой подвижных рам токовая нагрузка перераспределяется (рисунок 13).

39 19

л

150 °С 90 Т 60 30

о

150

А

°С

90

Т 60

1 1 Верхний

рь 1ЧШ

о

о О

о Дол [\СТИ1 мый нагре в 130 °С

500 1000 1500 2000 2500 А 3500

I ->

1 1 Шунты

• •

• 1

• До ПУСТ1 [МЫЙ нагр ев 90 °С

0 500 1000 1500 2000 2500 А 3500

150

°С 90

Т 60

30

1 1 Нижний

рь >гчаг

• 1 » •

• До. 1ГСТИ мый нагр< ш 13( ) °С

500 1000 1500 2000 2500 А 3500 I ->

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б

150

А

1>С

90

Т 60

30

Оси -1 ювание

- ■

До] пусти ! мый нагр< 13' )°С

->

О 500 1000 1500 2000 2500 А 3500 / ->

Рисунок 12 - Температуры элементов системы подвижных рам токоприемника

122 - 121

R2

132|

а

в

г

31

- переменное сопротивление части полоза;

- переменное контактное сопротивление полоза;

ф° и фоо - обозначение узлов расчетной схемы токоприемника;

Рисунок 13 - Упрощенная расчетная схема полоза токоприемника с обрывом шунта

Распределение тока по полозам токоприемника (см. рисунок 13) с учетом изменяющихся значений сопротивления плеч полозов (рисунок 14) определяется выражением

Rm = R\2 + Rl1. (1)

В свою очередь

R R

Щ=~2 ~т~'^8тИ); (2)

вставки R R

Щ =+ • ^ В1П(^). (3)

Рисунок 14 - Изменение сопротивлений плеч полоза токоприемника

При обрыве шунта сопротивление левого плеча Щ2 равно бесконечности (см. рисунок 13). При положении контактного провода вблизи этого шунта сопротивление полоза максимальное и равно Щт.

Результаты расчетов на представленной модели, выполненные для токоприемника тяжелого типа, были подтверждены экспериментальными исследованиями в лаборатории, расхождение значений температуры токоведущих частей в режиме «обрыва» одного из четырех шунтов не превысило 5 %. Распределение тока 2800 А по полозам показало, что первый ряд токосъемных элементов нагружен током в данном режиме почти в два раза больше, чем второй.

Отмечено, что перераспределение тягового тока произошло пропорционально сечению оставшихся шунтов, что привело к повышенному нагреву одного из рядов токосъемных элементов, что является фактором риска для работоспособности токоприемников.

На основании проведенных исследований предлагается учесть выявленные особенности работы токоприемников при разработке технических условий на новые изделия и при обновлении эксплуатационной документации на электроподвижной состав.

При подготовке новых редакций отраслевых, национальных и межгосударственных стандартов на токоприемники электроподвижного состава методики проверки и подтверждения показателей назначения (допустимого длительного тока в движении и на стоянке) рекомендуется усовершенствовать за счет введения контроля распределения нажатия и температуры поверхностей по полозам, а также отметить, что испытания по определению нагрузочной способности целесообразно проводить в лабораторных условиях. Омский государственный университет путей сообщения располагает необходимым оборудованием и персоналом для проведения таких работ.

Список литературы

1. Сидоров, О. А. Исследование температуры нагрева полоза токоприемника и способы ее снижения [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, В. В. Томилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, - 2017. - № 4 (32). - С. 25 - 34.

2. Увеличение нагрузочной способности токоприемников [Текст] / И. А. Беляев, Е. А. Вологин и др. // Железнодорожный транспорт. - 1974. - № 8. - С. 51 - 54.

3. Проверка токовой нагрузочной способности токоприемников ТАс 24 и ЛАс 25 [Текст] / В. М. Павлов, П. В. Попов и др. // Вестник Всероссийского науч.-исследоват. и проектно-

конструкторского ин-та электровозостроения / ВЭлНИИ. - Новочеркасск. - 2015. - № 2 (70). -С. 33 - 43.

4. ГОСТ 32204-2013. Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2014. - 24 с.

5. Сидоров, О. А. Совершенствование методов испытаний контактных подвесок и токоприемников [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин // Железнодорожный транспорт.- 2010. - № 11. -С. 72 - 74.

6. Сидоров, О. А. Применение рациональных методик оценки качества токосъема магистральных электрических железных дорог [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, В. А. Жданов // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2011. - № 1 (28). -С. 70 - 76.

7. Исследования токовой нагрузочной способности токоприемника магистрального электроподвижного состава [Текст] / В. М. Павлов, О. А. Сидоров и др. // Вестник науч.-исследоват. ин-та ж.-д. транспорта / ВНИИЖТ. - М. - 2015. - № 4. - С. 19 - 24.

8. Повышение нагрузочной способности комплекса для исследования устройств токосъема [Текст] / В. В. Томилов, А. В. Рыжков и др. // Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2015: Materiaiy XI Mi^dzynarodowej naukowi-raktycznej konferencji. Volume 14. Matematyka. Fizyka. Budownictwo i architektura. Nowoczesne informacyjne technologie. Techniczne nauki / Nauka i studia. Przemysl. - 2015. - P. 64 - 66.

9. Ецков, Т. А. Исследование кинематической схемы асимметричного токоприемника с фиксированным шарниром нижней тяги на основании [Текст] / Т. А. Ецков // Вестник Всероссийского науч.-исследоват. и проектно-конструкторского ин-та электровозостроения / ВЭлНИИ. -Новочеркасск. - 2014. - № 2 (68). - С. 48 - 59.

10. Тюрнин, П. Г. Экспериментальное определение токовой нагрузочной способности токоприемника [Текст] / П. Г. Тюрнин, Н. В. Миронос, М. Н. Изергина // Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении на постоянном токе. - М.: Интекст, 2010. - С. 138 - 144.

11. Паранин, А. В. Расчет распределения тока в контактном проводе и полозе токоприемника при токосъеме / А. В. Паранин, Д. А. Ефимов // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2009. - № 4 (23). - С. 81 - 84.

12. Паранин, А. В. Математическое моделирование тепловых процессов при взаимодействии токоприемника и контактного провода / А. В. Паранин // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2009. - № 4 (23). - С. 85 - 88.

References

1. Sidorov O.A., Smerdin A.N., Tomilov V.V. Research of temperature distribution unequality of a panhead and its reduction methods [Issledovaniye temperatury nagrevy poloza tokopriyemnika i sposoby yeye snizheniya ]. Izvestiia Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 32, no. 3, pp. 25 - 34.

2. Belyaev I. A., Vologin E. A., Kuptsov Yu. E. et al. Increasing the load capacity of current collectors [Uvelicheniye nagruzochnoy sposobnosti tokopriyemnikov]. Zheleznodorozhnyy transport - The journal of Railway Transport, 1974. no. 8. pp. 51 - 54.

3. Pavlov V. M., Popov P. V., Sidorov O. A., Smerdin A. N., Tomilov V.V. Continuous current-carrying capacity test of TAs 24 and LAs 25 current-collectors [Proverka tokovoi nagruzochnoi sposobnosti tokopriemnikov TAs 24 i LAs 25]. Vestnik VELNII Science Journal, 2015, no 2 (70), pp. 33 - 43.

4. Current collectors of railway electric rolling stock. General specification, GOST 322042013 (Tokopriemniki zheleznodorozhnogo elektropodvizhnogo sostava. Obshchie tekhnicheskie usloviia, State Standart 32204-2013). Moscow, Standarty, 2013, 24 p.

5. Sidorov O. A., Smerdin A. N. Improvement of methods of tests of catenarys and pantographs [Sovershenstvovanie metodov ispytanii kontaktnykh podvesok i tokopriemnikov]. Railway Transport Journal, 2010, no. 11, pp. 72 - 74.

6. Sidorov O. A., Smerdin A. N., Zhdanov V. A. Application of rational methods for assessing the quality of current collection of main electric railways [Primeneniye ratsional'nykh metodik otsenki kachestva tokos"yema magistral'nykh elektricheskikh zheleznykh dorog]. Transport Urala-Transport of the Urals Journal. - Yekaterinburg. - 2011. no. 1 (28). pp. 70 - 76.

7. Pavlov V. M., Sidorov O. A., Smerdin A. N., Golubkov A. S., Tartynskiy D. V, Tomilov V. V. Current-Loading Capacity Investigations of Current Collector Operated with Mainline Electric Motive Power [Issledovaniia tokovoi nagruzochnoi sposobnosti tokopriemnika magistral'nogo el-ektropodvizhnogo sostava], Vestnik of the Railway Research Institute, 2015, no 4, pp. 19 - 24.

8. Tomilov V. V., Ryzhkov A. V. et al. Increasing the load capacity of the complex for the study of current collection devices [Povysheniye nagruzochnoy sposobnosti kompleksa dlya issle-dovaniya ustroystv tokos"yema]. Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2015: Materialy XI Mi^dzynarodowej naukowi-raktycznej konferencji . vol. 14. Matematyka. Fizyka. Budownictwo i architektura. Nowoczesne informacyjne technologie. Techniczne nauki. / Nauka i studia. Przemysl. 2015. pp. 64 - 66.

9. Yetskov T. A. Investigation of the kinematic scheme of an asymmetric current collector with a fixed lower link hinge based on [Issledovaniye kinematicheskoy skhemy asimmetrichnogo tokop-riyemnika s fiksirovannym sharnirom nizhney tyagi na osnovanii]/ Vestnik Vserossiyskogo nauch-no-issledovatel'skogo i proyektno-konstruktorskogo instituta elektrovozostroyeniya - Bulletin of the All-Russian Research and Design Institute of Electric Locomotive. - Novocherkassk, 2014. -no. 2 (68). pp. 48 - 59.

10. Tyurnin P. G., Mironos N. V., Izergina M. N.Experimental determination of the current load capacity of the current collector [Eksperimental'noye opredeleniye tokovoy nagruzochnoy sposobnosti tokopriyomnika]. V sbornike: Tokos"yem i tyagovoye elektrosnabzheniye pri vyso-koskorostnom dvizhenii na postoyannom toke - In the collection: Current collection and traction power supply during high-speed DC motion. 2010. pp. 138 - 144.

11. Paranin A.V., Yefimov D.A. Calculation of current distribution in contact wire and current collector runner at current pickup [Raschet raspredeleniia toka v kontaktnom provode i poloze tokopriemnika pri tokos"eme]. Scientific-technical journal «Transport Urala», 2009, no. 4 (23), pp. 81 - 84.

12. Paranin A.V. Mathematical modeling of thermal processes at interaction of a current collector and a contact wire [Matematicheskoe modelirovanie teplovykh protsessov pri vzaimodeistvii tokopriemnika i kontaktnogo provoda]. Scientific-technical journal «Transport Urala», 2009, no. 4 (23), pp. 85 - 88.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Смердин Александр Николаевич

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.

Тел.: +7 (904) 588-40-48.

E-mail: alexandr. smerdin@omgups. com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Smerdin Alexander Nikolaevich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department « Power supply of railway transport», OSTU.

Phone: +7 (904) 588-40-48.

E-mail: alexandr. [email protected]

^Транспортные и транспортно-технологические системы страны, =ее]реги^нов и городов, организация производства на транспорте

Томилов Валерий Викторович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.

Тел.: +7 (913) 610-62-67.

Е-та11: [email protected]

Павлов Вячеслав Михайлович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ОмГУПС

Тел.: (3812) 31-34-67.

Е-та11: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Tomilov Valery Viktorovich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department «Power supply of railway transport», OSTU.

Phone: +7 (913) 610-62-67

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlov Vyacheslav Mihajlovich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department «Theoretical and applied mechanics », OSTU.

Phone: (3812) 31-34-67.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Смердин, А. Н. Совершенствование методики Smerdin A. N., Tomilov V. V., Pavlov V. M.

определения нагрузочных показателей токоприемников Improvement methods of checking of electrical duty indica-

магистрального электроподвижного состава [Текст] / tors of rolling stocks pantographs. Journal of Transsib

А. Н. Смердин, В. В. Томилов, В. М. Павлов // Известия Railway Studies, 2019, vol. 3, no. 39, pp. 99 - 110

Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск - (In Russian). 2019. - № 3 (39). - С. 99 - 110.

УДК 656.225:004.003.12

Н. А. Клычева, Е. С. Прокофьева

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), г. Москва, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования модели взаимодействия с клиентами посредством внедрения проектов цифровизации в сферу организации грузовых железнодорожных перевозок, описаны изменения основных функций подразделений компании и технологические аспекты их деятельности. Определены технологические и экономический эффекты от разработки и внедрения проектов цифро-визации грузовых перевозок на примере проекта совершенствования цифровой платформы взаимодействия с клиентами. Проработана модель внедрения СЯМ-системы цифровизации транспортных услуг и определены инвестиции по ее разработке и внедрению. Рассмотрены основные категории рисков с наибольшим непосредственным влиянием на эффективность реализации новой модели взаимоотношений с клиентами. Цифровая платформа взаимодействия с клиентом позволяет осуществить заказ услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом без каких-либо дополнительных финансовых и технологических нагрузок, связанных с получением квалифицированной электронной подписи, упростить организацию договорной работы, связанную с получением услуг и расчетов за них.

Ключевые слова: цифровизация, транспорт, грузовые перевозки, СЯМ-система, клиентоориентирован-ность, эффективность, риски, надежность, загрузка инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.