Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Механизм государственно-частного партнерства / инвестиционные проекты / инновации / финансовые риски / конкурентоспособность / Public-private partnership mechanism / investment projects / innovation / financial risks / compet-itiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Анатольевич Распутин

За два последних десятилетия государственно-частные партнерства (ГЧП) стали крупными игроками в экономике, объединяя государственные и частные усилия для совместной реализации важных проектов. Использование механизмов государственно-частного партнерства является эффективным способом привлечения инвестиций в проекты. Такая форма сотрудничества позволяет комбинировать ресурсы, распределять риски между публичным и частным партнером для реализации крупных инфраструктурных или других проектов, что способствует стимулированию экономического развития и созданию новых рабочих мест. Правильно разработанные ГЧП помогают государственному и частному секторам разделить риски, распределить финансовое бремя и ответственность, а бизнесу ГЧП дает гарантию стабильных условий реализации инфраструктурных проектов и обеспечивает господдержку. Кроме того, государственно-частное партнерство обычно способствует улучшению эффективности управления проектами и снижению финансовых рисков для всех сторон. В статье рассматриваются вопросы, связанные с механизмом ГЧП и его эффективностью в области привлечения инвестиций. Одним из ключевых преимуществ такого партнерства является способность ускорить реализацию проектов за счет совместных усилий и опыта обеих сторон, что способствует повышению конкурентоспособности реализуемых проектов и созданию благоприятной инвестиционной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Анатольевич Распутин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PPP MECHANISMS FOR FINANCING INVESTMENT PROJECTS

Over the past two decades, public-private partnerships (PPPs) have become major players in the economy, bringing together public and private efforts to jointly implement important national projects. The use of public-private partnership mechanisms is certainly an effective way to attract investment in investment projects. This form of cooperation makes it possible to combine resources and distribute risks between a public and private partner to implement large infrastructure or other projects, which helps stimulate economic development and create new jobs. Properly designed PPPs help the public and private sectors share risks, distribute financial burdens and responsibilities, and provide businesses with a guarantee of stable conditions for the implementation of infrastructure projects and provide government support. In addition, public-private part-nerships typically improve project management efficiency and reduce financial risks for all parties. The article discusses issues related to the PPP mechanism and its effectiveness in attracting investments. One of the key advantages of such a partnership is the ability to speed up the implementation of projects through the joint efforts and experience of both parties, which in turn helps to increase the competitiveness of implemented projects and create a favorable investment environment.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. За два последних десятилетия государственно-частные партнерства (ГЧП) стали крупными игроками в экономике, объединяя государственные и частные усилия для совместной реализации важных проектов. Использование механизмов государственно-частного партнерства является эффективным способом привлечения инвестиций в проекты. Такая форма сотрудничества позволяет комбинировать ресурсы, распределять риски между публичным и частным партнером для реализации крупных инфраструктурных или других проектов, что способствует стимулированию экономического развития и созданию новых рабочих мест. Правильно разработанные ГЧП помогают государственному и частному секторам разделить риски, распределить финансовое бремя и ответственность, а бизнесу ГЧП дает гарантию стабильных условий реализации инфраструктурных проектов и обеспечивает господдержку. Кроме того, государственно-частное партнерство обычно способствует улучшению эффективности управления проектами и снижению финансовых рисков для всех сторон. В статье рассматриваются вопросы, связанные с механизмом ГЧП и его эффективностью в области привлечения инвестиций. Одним из ключевых преимуществ такого партнерства является способность ускорить реализацию проектов за счет совместных усилий и опыта обеих сторон, что способствует повышению конкурентоспособности реализуемых проектов и созданию благоприятной инвестиционной среды.

Ключевые слова. Механизм государственно-частного партнерства, инвестиционные проекты, инновации, финансовые риски, конкурентоспособность.

Rasputin A.A.

IMPROVING PPP MECHANISMS FOR FINANCING INVESTMENT PROJECTS

Abstract. Over the past two decades, public-private partnerships (PPPs) have become major players in the economy, bringing together public and private efforts to jointly implement important national projects. The use ofpublic-private partnership mechanisms is certainly an effective way to attract investment in investment projects. This form of cooperation makes it possible to combine resources and distribute risks between a public and private partner to implement large infrastructure or other projects, which helps stimulate economic development and create new jobs. Properly designed PPPs help the public and private sectors share risks, distribute financial burdens and responsibilities, and provide businesses with a guarantee of stable conditions for the implementation of infrastructure projects and provide government support. In addition, public-private partnerships typically improve project management efficiency and reduce financial risks for all parties. The article discusses issues related to the PPP mechanism and its effectiveness in attracting investments. One of the key advantages of such a partnership is the ability to speed up the implementation of projects through the joint efforts and experience of both parties, which in turn helps to increase the competitiveness of implemented projects and create a favorable investment environment.

ГРНТИ 06.73.21 ЕDN REEDYV © Распутин А.А., 2024

Александр Анатольевич Распутин - кандидат экономических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной экономики Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск).

Контактные данные для связи с автором: 630087, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26 (Russia, Novosibirsk, Karl Marx av., 26). Тел.: +7 913 483-42-68. Е-mail: 2912rasputin@mail.ru. Статья поступила в редакцию 24.03.2024

Keywords. Public-private partnership mechanism, investment projects, innovation, financial risks, competitiveness.

Введение

Кооперация государства и бизнеса в условиях построения технологического суверенитета страны заметно выросла [1, 2]. 2023 год стал содержательным для рынка государственно-частного партнерства (ГЧП) [3, 4]. Были приняты поправки в профильное законодательство, принята Концепция технологического развития РФ до 2030 года. Рынок несколько раз колебался с ростом ключевой ставки ЦБ РФ, которая ставила перед бизнесом вызов - работать с «дорогими» деньгами или ждать улучшения экономического климата. Со стороны Правительства РФ началась важная работа по формированию инвестиционной среды: мастер-планирование территорий позволит сделать работу с инвесторами системной. В 2024 году реализовывать инвестпроекты планируют около 90% российских компаний, по данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей, а уровень инвестиционной активности в России ожидается не ниже уровня 2023 года (см.: https://mmtrans.gov.ru/press-center/branch-news/3393). Материалы и методы

В рамках написания статьи были использованы данные количественного и качественного анализа существующих проектов государственно -частного партнерства. Осуществленный анализ позволил выявить тенденции развития и эффективность таких проектов, а также выделить ключевые проблемные моменты, требующие внимания и коррекции. Помимо этого, в процессе исследования был проведен анализ законодательной базы, регулирующей сферу государственно -частного партнерства. Были изучены действующие законы, нормативные акты и проводимая политика в этой области с целью выявления проблемных аспектов. Это позволило получить более глубокое понимание сложившейся ситуации и определить направления для дальнейших улучшений и развития ГЧП.

Также использовались материалы российских и международных организаций: официальные издания Национального центра ГЧП (аналитические обзоры по данным платформы «Росинфра»), инвестиционно -аналитической компании InfraOne Research, публикации Всемирного банка, научные публикации по предметной области исследования. Авторская трактовка ГЧП представлена на рисунке 1.

а =

Н

а се С

3 =

вт

s

£

С

Российская Федерация, от имени которой выступает федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления

а =

Н

а се С

3 =

н

V С«

Индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, с которым заключено соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве

е

[-4

Н «

Ю

О

J V.

Транспортная (автомобильные и железные дороги, аэропорты, морские и речные порты), инженерная (электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение,

теплоснабжение) и социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, спорт, социальное обеспечение, туризм и рекреация). Под инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения

J Ч.

Рис. 1. Стороны государственно-частного партнерства (составлено автором)

Комплексные изменения в российском законодательстве о ГЧП

Поправки, связанные с принятием комплексных изменений в законодательстве о государственно -частном партнерстве в 2023 году, представляют собой большой шаг на пути совершенствования нормативной базы для проектов ГЧП. Уточняя правила получения господдержки и расширяя возможности использования механизмов ГЧП в различных отраслях, правительство стремится стимулировать участие частного сектора в развитии различных проектов на основе партнерства государства и частного сектора.

Уточнение правил получения государственной поддержки имеет большое значение для реализации проектов ГЧП, поскольку помогает предотвратить потенциальное нецелевое использование государственных средств и обеспечивает эффективную и результативную реализацию проектов. Устанавливая четкие принципы и правила, правительство способствует созданию благоприятной среды для частных инвестиций. Таким образом приняты положения, детализирующие финансовые обязательства конце-дента, закреплен институт особых обстоятельств, внесены иные изменения, которые устраняют многие неопределенности, выявленные за годы реализации ГЧП-проектов.

Новая редакция 115-ФЗ закрепила возможность возмещения инициатору частной концессионной инициативы обоснованных и документально подтвержденных расходов на подготовку предложения о заключении концессионного соглашения (КС) за счет лица, с которым заключено КС. обязанность по возмещению расходов инициатору проекта возникает у лица, с которым заключено КС, лишь в том случае, если эта обязанность предусмотрена в конкурсной документации и самом соглашении, заключенном по итогам конкурса. Важно, чтобы в документации были четко прописаны условия относительно порядка, сроков и размера возмещения расходов, понесенных инициатором проекта на подготовку предложения о заключении КС.

Такие детальные условия и гарантии являются важной составляющей успешной реализации проектов по концессионному сотрудничеству и обеспечивают защиту интересов инициатора проекта, обязывая партнера по соглашению к компенсации затрат, связанных с разработкой предложения о концессии. Это способствует более прозрачному и эффективному взаимодействию между участниками концессионных проектов и обеспечивает более стабильную и устойчивую основу для их реализации. Установлен предельный размер расходов на подготовку частной концессионной инициативы, возмещаемых инициатору, в размере до 2% объема заявленных в проекте КС инвестиций. При этом, под инвестициями понимается предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС, которые предполагается осуществить концессионером.

В данной области предоставлена законодательная база для заключения КС с частными партнерами, а также предусмотрена возможность реализации партнерства на муниципальном уровне по отношению к объектам информационных технологий или объектам информационных технологий в сочетании с соответствующими техническими средствами для их нормального функционирования. (Федеральный закон от 29.12.2022 № 604 -ФЗ, вступил в силу 09.01.2023). Это обеспечивает правовую основу для внедрения инновационных решений в сфере информационных технологий на муниципальном уровне, позволяя привлекать частных инвесторов и партнеров для реализации проектов, направленных на совершенствование информационной инфраструктуры и повышение эффективности ее использования.

Предполагается, что внесенные изменения помогут муниципальным органам привлекать дополнительные финансовые ресурсы для воплощения проектов по модернизации цифровой инфраструктуры, включая программы по цифровому преобразованию городской инфраструктуры и созданию «умных городов» с использованием передовых технологий искусственного интеллекта. Эти изменения будут способствовать развитию современных муниципальных систем, поощряя инновации и принятие передовых технологий в градостроительстве и управлении ресурсами. Создание «умных городов» создаст повышенный комфорт для жизни граждан и повысит эффективность управления ресурсами.

Актуализированы методика расчета предельного объема средств, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение (софинансирование) реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов), и правила предоставления и распределения средств из

федерального бюджета регионам для софинансирования расходов регионов по таким проектам. Кроме того, обновлен перечень функций агента Правительства РФ, осуществляемых ВЭБ.РФ (Постановление Правительства РФ от 26.07.2023 № 1213).

Утверждено примерное концессионное соглашение в сфере транспорта общего пользования. Данное соглашение касается объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена. Указано, что использование объекта концессионной сделки может быть направлено как на обеспечение постоянных перевозок самим концессионером, так и на предоставление концессионером права пользования объектом другим перевозчикам путем заключения соответствующих соглашений о доступе к объекту. Таким образом, концессионер может воспользоваться различными вариантами эксплуатации объекта в рамках концессионной сделки.

В отличие от других актов о примерных КС, этот принят в форме распоряжения, а не постановления Правительства РФ, и содержит положения, которые активно применяются в практике реализации концессионных проектов (например, положения о прямом соглашении и особых обстоятельствах) (распоряжение Правительства РФ от 14.03.2023 № 589-р).

Расширены возможности списания долгов по бюджетным кредитам. Согласно изменениям, регионы смогут списать задолженность даже по проектам, не преодолевшим инвестиционную фазу. Объем списания зависит от налоговых поступлений от инвестпроектов. Постановление предусматривает возможность списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным регионам в 2021-2022 годах. Ожидается, что таким образом удастся снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты и направить средства на развитие приоритетных проектов (Постановление Правительства РФ от 04.08.2023 № 1280).

Проекты ГЧП основываются на передаче функций государственного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному. Однако, объектом ГЧП могут быть любые функции государственного сектора (также называемые публичные услуги, общественные услуги, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной. Реализация инвестиционных проектов через механизм ГЧП предполагает повышение уровня прозрачности и открытости. Здесь ключевым фактором является доступность информации для всех заинтересованных сторон, что способствует предотвращению коррупции, снижению рисков и обеспечивает участникам процесса более ясное представление о целях, этапах и результатах проекта. Российские инвестиционные проекты ГЧП

Как показывает статистика, рынок ГЧП оказался устойчивым к внешним вызовам. Наоборот, курс на импортозамещение подстегнул развитие отечественных технологий. Например, сейчас компании-деве-лоперы активно тестируют и внедряют новые программы в сфере автоматизации производственной и проектной деятельности, такие как «Кредо» или Рйо^В1М. Несмотря на высокую ключевую ставку, количество проектов с применением механизмов ГЧП продолжает расти, так как для любого субъекта РФ концессия - это возможность долгосрочного планирования и опережающего строительства масштабных объектов социальной инфраструктуры, так как ресурсы региональных бюджетов не безграничны. Такие проекты позволяют привлекать частных инвесторов и активизировать приток внебюджетных средств в развитие инфраструктуры, в том числе появляются рабочие места, растет налоговая база.

Это подтверждают цифры. По расчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства, в 2021 году инвестиции в проекты ГЧП составили 523 млрд рублей, в 2022-м - 765 млрд рублей по контрактам, которые прошли коммерческое закрытие до конца года. По данным Национального центра ГЧП (рис. 2), на сегодняшний день действует 3482 соглашения о реализации ГЧП-проектов на 5 трлн руб. общих инвестиций, включая 3,7 трлн руб. - частных (см.: https://rosinfra.ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor). С начала года было запущено 116 новых проектов на 765,5 млрд рублей (расчеты Национального Центра ГЧП на основе данных платформы «Росинфра»). Если по количеству контрактов показатель ниже предыдущих лет, то с точки зрения объемов инвестиций наблюдается динамика укрупнения проектов.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

« ГЧП-проекты, завершенные в связи с окончанием срока действия соглашений или по иным причинам

■ ■ Действующие соглашения о реализации ГЧП-проектов

□ Проекты, запущенные за все годы

Рис. 2. Проекты ГЧП в РФ (составлено автором по данным Национального Центра ГЧП)

Наибольшие объемы инвестиций законтрактованы в развитие автодорог и искусственных сооружений (47 соглашений на 1,5 трлн руб.), водоснабжения и водоотведения (920 соглашений на 480,5 млрд руб.), а также теплоснабжения и горячего водоснабжения (1518 соглашений на 350,8 млрд руб.), рельсового общественного (16 соглашений на 334,1 млрд руб.) и железнодорожного транспорта (6 соглашений на 330,8 млрд руб.). Подавляющее большинство (97%) ГЧП-проектов реализуются в форме КС (3375 соглашений на 4,2 трлн руб.). В форме ГЧП (МЧП) реализуется 107 проектов на 0,8 трлн руб., включая 57 соглашений на 0,5 трлн руб., заключенных в рамках регионального законодательства. При этом на протяжении последних лет динамика коммерческих закрытий по ГЧП (МЧП) остается стабильной.

На уровне муниципалитетов реализовано 85% проектов (2969 соглашений), которые привлекли 24% общих инвестиций в проекты ЖКХ (1,2 трлн рублей). В то же время, на 14% региональных проектов (486 соглашений) приходится 52% общих инвестиций (2,6 трлн рублей), а на 1% федеральных проектов - 24% (27 соглашений на 1,2 трлн рублей). Средняя стоимость муниципального проекта составляет 404,2 млн рублей. Однако средние объемы инвестиций в проекты ЖКХ на федеральном и региональном уровнях значительно выше и составляют 44,4 млрд рублей и 5,3 млрд рублей соответственно. Учитывая бюджетные вложения, наибольшие суммы частных инвестиций привлечены к реализации проектов на муниципальном уровне (5 рублей на один бюджетный рубль). В сравнении, в региональных и федеральных проектах на каждый бюджетный рубль приходится 3 и 1,9 рубля частных инвестиций, соответственно.

Наиболее актуальные инициативы касаются как отраслевых, так и общесистемных вопросов. В отраслевой части речь идет о донастройке механизмов господдержки ГЧП-проектов по развитию инфраструктуры массового спорта, университетских кампусов и ЖКХ, включая проекты, реализуемые в рамках региональной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Среди общесистемных законодательных инициатив стоит отметить создание цифрового реестра заключенных КС, уточнение особенностей проведения конкурса на право заключения КС и ГЧП (МЧП) в электронной форме, а также запрет на участие ГУП, МУП и бюджетных учреждений в КС.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: ГЧП за последние два десятилетия стали важным инструментом привлечения инвестиций в реализацию крупных национальных проектов; механизмы ГЧП позволяют комбинировать ресурсы и распределять риски между публичным и частным сектором, что способствует стимулированию экономического развития и созданию новых рабочих мест; развитие ГЧП обеспечивает эффективное управление проектами и снижение финансовых рисков

Количество проектов

1545

Общий объем инвестиций (трлн руб)

0,15

Объем частных инвестиций

0,13

3482 5027

5

5,2

3,7 3,9

для всех сторон; в последние годы Правительство РФ активно работает над улучшением нормативной базы для проектов ГЧП, что способствует повышению прозрачности и открытости процесса.

Рынок ГЧП в России продолжает демонстрировать стабильность и устойчивость, даже в условиях экономических вызовов, проекты ГЧП находят поддержку у инвесторов, обеспечивая возможность долгосрочного планирования и развития социальной инфраструктуры. Таким образом, государственно-частное партнерство является важным инструментом для развития инвестиционных проектов, способствует совместному достижению целей как государства, так и частного сектора, и играет ключевую роль в стимулировании экономического развития.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Алешина О.Г. Место технологического суверенитета в системе неоиндустриального структурного сдвига // Экономика и управление инновациями. 2024. № 1 (28). С. 16-26.

2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко: «Одна из ключевых задач правительства - достижение технологического суверенитета» // Информационное моделирование. 2024. № 1. С. 12-15.

3. БорковаЕ.А., ПлотниковВ.А., РумянцевА.С. Государственно-частное партнерство и экономическая безопасность: моделирование в условиях современной политико-экономической турбулентности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 71-77.

4. Боркова Е.А., Трунин В.И. Развитие механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.