развитием лидерства. Рост доли дистанционного обучения посредством телекоммуникационных технологий на рынке говорит о стремлении компаний и сотрудников минимизировать издержки как временные, так и материальные, что позволяет предположить только расширение этого спектра услуг.
Постоянно меняющаяся внешняя и внутренняя среда вносит свои изменения в организационную культуру, объединяющую сотрудников любой компании. Постоянные стрессы, изменения законодательства, применение новых технологий и т.д. являются рисками для успешности организации, а наиболее эффективным способом минимизации рисков, в данном случае, выступает проведение тренингов различной направленности на системной основе. Важно отметить, что психологическое состояние сотрудников, так как и своевременное получение необходимых навыков применения ноу-хау существенным образом повысит эффективность работы организации за счет снижения ошибок, рационализации использования рабочего времени и снижения уровня конфликтности в коллективе. Поэтому рынок тренингов продолжает стремительно развиваться, появляются новые компании, разрабатываются новые программы и системы развития персонала, увеличивается спрос со стороны российских компаний.
Источники:
1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. - 2014. - №12. - с. 12.
2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. - 2013. - №1. - с.49-53
3. Натейкина Ю.О. Тренинг как способ профессионального развития персонала. - [ Электронный ресурс].- Режим доступа: https://research-joumal.org/economical/1remng-kak-sposob-professionalnogo-razvitiya-personala/ (Дата обращения 14.09.2018)
4. HR-менеджмент - [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://hrm.ru (Дата обращения 14.09.2018)
Sources:
1. Builo EV Training as a method of developing communicative competence / E.V. Builo, I.V. Ivanova. // Journal Scientific and methodical work. - 2014. - № 12. - from. 12.
2. Zhuravlev Alexey. Specificity of training with the help of trainings // Scientific researches in education. -2013. - №1. - p.49-53
3. Nateikina Yu.O. Training as a way of professional development of personnel. - [Electronic resource] .Access mode: https://research-journal.org/economical/trening-kak-sposob-professionalnogo-razvitiya-personala/ (Date of circulation 14.09.2018)
4. HR-management - [Electronic resource] .- Access mode: http://hrm.ru (Date of circulation 14.09.2018)
УДК 378.1 ББК 65.32(2Рос)
Е.А. Бритикова канд. соц. наук,
доцент, Кубанский государственный аграрный университет
E.A. Britikova edging. soc. sciences, associate professor of the Kuban state agricultural university,
(е-mail: [email protected]) М.А. Лебедева магистрант факультета Управления, Кубанский государственный аграрный университет
M.A. Lebedeva
Master student of the Faculty of Management Kuban State Agrarian University ([email protected])
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Непростой этап трансформации национальных социально-экономических систем, требующий модернизации многих государственных институтов, в том числе высшего образования, обеспечивает возникновение некоторых проблем в достижении поставленных государством целей. Одной из реальных проблем, как нам видится, является недостаточная степень переплетения и интеграции образовательных структур с реальными секторами экономики. Требования
государственных образовательных стандартов обязывают вузы делать подвижки в части взаимодействия с работодателями, тогда как со стороны бизнеса никаких обязательств не существует по отношению к образовательной системе. Это социальное противоречие порождает несколько формализованный подход и создает почву для исследований ученых в поисках наиболее взаимовыгодной и эффективной модели взаимодействия высших учебных заведений с рынком труда и реальными секторами экономики. Задача вузов на данном этапе - обеспечить четкое понимание того, что хочет получить работодатель, в каких формах желает осуществлять взаимодействие. В статье рассматривается возможность преодоления противоречий и барьеров взаимодействия ВУЗов, работодателей и бизнес-сообществ в подготовке выпускников вузов с освоением компетентност-ного набора, адаптированного к пакету компетенций соответствия трудовым функциям работающего специалиста и определяющего запросы реального сектора экономики региона. Проведенное нами социологическое исследование направлено на выявление проблем и причин нежелания взаимодействия работодателей с вузами, определение основных направлений плотной интеграции этих систем. Требуется совершенствование механизма взаимодействия вузов и работодателей в разработке и реализации образовательных программ. Компетентностный подход в реализации образовательных программ должен плавно перетекать в перечень компетенций работающего специалиста, и в этой важной составляющей сближения образования и рынка труда не должно быть серьезных противоречий. Взаимодействие сферы образования и сферы труда является неотъемлемой частью современного конкурентоспособного государства, с участием органов власти, заинтересованных в экономике опережающего развития.
Annotation. The difficult stage of transformation of national socio-economic systems, which requires the modernization of many state institutions, including higher education, provides some problems in achieving the goals set by the state. One of the real problems, as we see it, is the insufficient degree of intertwining and integration of educational structures with the real sectors of the economy. The requirements of state educational standards oblige universities to make progress in terms of interaction with employers, while on the part of business there are no obligations in relation to the educational system. This social contradiction gives rise to a somewhat formalized approach and creates the ground for research scientists in search of the most mutually beneficial and effective model of interaction of higher education institutions with the labor market and the real sectors of the economy. The task of universities at this stage is to provide a clear understanding of what the employer wants to get, in what forms he wants to cooperate. The article considers the possibility of overcoming the contradictions and barriers of interaction between Universities, employers and business communities in the training of graduates with the development of a competence set adapted to the package of competencies corresponding to the labor functions of a working specialist and determining the needs of the real sector of the region's economy. Our sociological research is aimed at identifying the problems and reasons for the reluctance of employers to interact with universities, determining the main directions of tight integration of these systems. It is necessary to improve the mechanism of interaction between universities and employers in the development and implementation of educational programs. Competence-based approach in the implementation of educational programs should smoothly flow into the list of competencies of the working specialist, and in this important component of the convergence of education and the labor market should not be serious contradictions. Interaction between education and labor is an integral part of the modern competitive state, with the participation of authorities interested in the economy of advanced development.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, образовательный процесс, барьеры взаимодействия, модернизация, оптимизация, интеграция, работодатели, бизнес-сообщества, качество образования, компетентностный набор, трудовые функции, экономика опережающего развития.
Key words: higher educational institutions, educational process, barriers of interaction, modernization, optimization, integration, employers, business communities, quality of education, competence set, labor functions, economy of advanced development.
Суть политического государственного курса в области образования состоит в обосновании приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики. Таким образом, основная цель государственной политики в сфере высшего образования - формирование адекватной модели образования и оценки его качества, которые будут отвечать всем вызовам XXI века, получат признание обществом их ведущей роли в строительстве новой России [1]. Это требует симбиоза органов управления, бизнес-сообщества и вузовского сообщества в совершенствовании взаимодействия партнеров в обеспечении экономики специалистами высокой подготовки, соответствующих запросам реального времени.
Цель исследования заключается в выявлении потенциала взаимодействия работодателей и вузов, совершенствовании механизма взаимодействия, определении направлений эффективного взаимодействия заинтересованных субъектов.
Задачи исследования
- определить значение роли работодателей в образовательном процессе и основные направления взаимодействия с вузами;
- выделить проблемы и «пробелы» взаимодействия работодателей и вузов;
- разработать рекомендации по расширению и совершенствованию взаимодействия и интеграции работодателей в процесс разработки и реализации образовательных программ в сфере высшего образования.
Целесообразность разработки темы определена необходимостью сближения высшей школы с реальными запросами работодателей и региональной экономики.
Сложность области исследования обуславливает необходимость использования системного подхода к исследованию, а также группы методов исследования - системного, монографического, экономико-статистического анализа, социологического исследования, сравнения.
Научная новизна исследования заключается в выявлении ключевых позиций взаимодействия работодателей и вузов, определении новых направлений и совершенствовании спектра эффективных направлений взамодействия участников образовательного процесса.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии теоретических представлений о роли взаимодействия всех заинтересованных субъектов практико-ориентированного подхода в обучении будущих специалистов.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации авторов, касающиеся модернизационных изменений в области высшего образования путем создания эффективного механизма взаимодействия ВУЗов, работодателей и властных структур могут быть использованы в стратегиях развития как высшей школы, так и для удовлетворения запросов экономики региона в целом.
Стоит выделить авторов, работы которых посвящены вопросам исследования компетентностного подхода в системе высшего образования, условиям его реализации, а именно: Клочко Е.Н. [2], Морозовой Е.А.[5], Сенашенко В.С. [6] Соловьева В.П. [7] Чумаковой Е.В. [8] и др.
Модернизация российского образования сегодня официально признана генеральной, стратегической линией государственной политики Российской Федерации. Формирование необходимых профессиональных и общекультурных компетенций студентов происходит на фоне существенных изменений не только форм, уровней, но и содержания самого учебного процесса [2, 3]. Переход от государственного формирования содержания образования к включению в эту систему новых участников, в частности работодателей, является существенным отличием современной образовательной среды. Многофакторные проблемы образования возможно выявить и решать объединенными усилиями заинтересованных игроков. Это позволяет соединить теорию с практикой, максимально адаптировать знания и навыки, полученные обучающимися в вузе к условиям конкретного производства, учреждения, организации и т.д.
В условиях текущих изменений проблема качества подготовки обучающихся высших образовательных учреждений стала крайне острой ввиду следующих причин:
- отсутствие распределения государством выпускников;
- неустойчивость рынка труда в потребностях;
-сокращение государственных обязательств по бюджетному финансированию [1].
Учитывая опыт зарубежных стран, Россия пришла к осознанию того, что эффективное взаимодействие вузов и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений в России. Государство осуществляет попытки ориентировать вузы на рынок труда, о чем говорят стандарты с требованиями к основным образовательным программам с акцентом на компе-тентностный подход. Но на практике в России отсутствует реальная оценка рынка труда и его потребностей. Оценка качества образования выпускников должна строиться на новых организационных формах управления и инструментах, с обязательным участием работодателей в течение всего процесса обучения [4]. В настоящее время эксперты, особенно вузовские, дают средние оценки сотрудничеству между предприятиями и вузами, отмечая, что работодатели уделяют мало внимания разработке требований к компетенци-
ям выпускника. Вследствие этого, вузы являют из себя закрытую систему. Самостоятельно ставят себе задачи, сами оценивают достижение критериев подготовки выпускника, не ориентируясь на запросы работодателей. Не удивительно, что последних эти результаты не вполне удовлетворяют. Впрочем, потребности экономики тоже не до конца ясны вузам.
Главным требованием со стороны обучающихся обозначена возможность успешного трудоустройства по окончании вуза.
Представители рынка работодателей обладают преимуществами перед другими сторонами, заинтересованными в качестве образования, в частности:
- в отличие от обучающихся, работодатели могут заявлять свои требования на различных этапах реализации образовательной программы и непосредственно влиять на ее содержание;
- в отличие от государства, работодатели могут менять содержание и набор требований к подготовке выпускников вузов чаще и оперативнее.
Данные обстоятельства показывают исключительную важность определения требований к качеству образования со стороны представителей рынка труда.
Один из современных трендов высшей школы - сближение вузов с реальными секторами экономики. Модернизация системы высшего образования преследует приоритетную цель: помочь выпускнику вуза выгодно продать полученные знания.
«Взаимодействие с работодателями - это социальный ресурс вуза; способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства; определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом; механизм развития социально-инновационных процессов в вузе» [6]. Востребованность молодого специалиста на трудовом рынке служит индикатором конкурентоспособности вуза, а также степени его взаимодействия с реальной экономикой. Однако настоящего единения между высшей школой и предприятиями пока не наблюдается.
Несовершенная законодательная база определяет проблему со стороны экономического сообщества в создании компетентностного пакета при приеме на работу. И требования, в целом, остаются «размытыми». Поэтому работодатели не сильно стремятся к сотрудничеству с вузами в части разработки образовательных программ.
«Будущее бизнеса, экономики и государства зависит от того, какие молодые специалисты придут на наши предприятия и к управлению страной», - говорит ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. - «Но бизнес-сообщество, которое „потребляет" выпускников, не сформулировало заказ. То есть, вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать. Именно поэтому многие действия навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы сотрудничества находятся только в процессе разработки».
Можно сделать выводы, что согласованные действия всех сторон, понимание требований всех участников процесса и формирование общего видения ситуации приведет к желаемому результату. Реализация практикоориентированных (прикладных) образовательных программ предполагает активное привлечение работодателя к участию в образовательном процессе и, по сути, делает его главным игроком в этом процессе. Нельзя не согласиться с исследователями, утверждающими, что: - «взаимодействие работодателя с высшим учебным заведением должно быть неотъемлемой частью всех этапов учебного процесса» [6] - «сотрудничество между университетами и предприятиями является ключевым инструментом как повышения качества образования, так и наиболее эффективного использования знаний в сфере труда (на предприятиях)» [8] - «взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда» [8].
Результаты
Проводимые в 2017 году «Лабораторией социальных проблем сельских территорий» социологические исследования в Краснодарском крае в разрезе взаимодействия работодателей и вузов в реализации образовательных программ, показали следующие результаты. Было опрошено 150 респондентов-работодателей. Из них - 70 руководителей
малых предприятий, 56 - средних и 24 - крупных. Метод интернет-анкетирования, экспертный опрос с последующим применением статистического анализа дал результаты оценки работодателями уровня подготовки выпускников, которые находятся в пределах 75%. Около 50% работодателей выразили мнение, что потребность в молодых специалистах существует, но привлекают их за счет собственного кадрового резерва, меньший процент - через службу занятости и еще меньший - в рамках взаимодействия с вузами.
Первый вопрос анкеты был направлен на выявление интересующих работодателя направлений сотрудничества. Как показал опрос, работодатели проявляют высокую степень заинтересованности в том, чтобы обучающиеся проходили стажировку на их предприятиях, а также в оказании помощи в прохождении производственной и преддипломной практик (83,3%). Экспертное заключение представлено в таблицах.
Таблица 1 - Заинтересованность работодателей в направлениях сотрудничества
Направление сотрудничества Доля ответивших, %
От общего числа Из работодателей Из работников подразделений вузов Краснодарского края
Привлечение к прохождению практики и стажировки обучающихся 83,3 93,3 71,4
Информация для вуза об имеющихся вакансиях 79, 6 93,3 70,4
Участие в работе экзаменационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ 59,3 52,2 50,1
Участие в разработке методических, учебных материалов 7,4 6,8 0,0
Осуществление преподавательской деятельности работниками организаций 37,0 26,7 42,9
Заключение договоров на подготовку кадров 33,2 25,7 57,2
Участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых образовательными учреждениями 79,6 80,0 84,7
Организация конкурсов научных работ, поощрение лучших обучающихся 18,5 13,4 28,7
Участие в организации и финансировании учебных лабораторий, кабинетов 3,7 0,0 0,0
Другое 11,1 0,0 14,3
Опрошенные показали, что второе место из представленных в таблице 1 направлений сотрудничества занимают мероприятия информационного характера - размещение в вузе информации об имеющихся вакансиях, участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий (79,6%). По мнению экспертов, востребованным является и представительство работодателей в составе членов аттестационных комиссий, на что указало 60% опрошенных.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что работодатели не заинтересованы в развитии активных форм взаимодействия с вузами. В статье под не активными формами понимается деятельность, которая не может изменить как само содержание образовательной программы, так и процесс ее разработки и осуществления. Невысока и степень участия представителей работодателей в образовательном процессе: так всего лишь 26,7% респондентов отметили, что занимаются преподавательской деятельностью. Необходимо учитывать, что из этого небольшого процента экспертов, преподающих в вузах лишь 6,8% осуществляют работу над методическими, учебными материалами. Вариант ответа об участии в финансировании и организации учебных лабораторий, кабинетов не выявил
ни одного работодателя, заинтересованного в данном процессе. Не данном фоне приятно отметить, что 13,4% опрошенных выделяют деньги на поощрение студентов, участвующих в конкурсах научных работ.
Второй вопрос анкеты призван был показать картину «нежелательных» направлений сотрудничества с вузами. Первые два варианта ответа совпадают с первым вопросом анкеты, что позволило выявить «крайние значения». Например, 87% респондентов отразили свое нежелание финансировать работу кабинетов и учебных лабораторий (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение ответов экспертов наименьшей заинтересованности работодателей в направлениях сотрудничества_
Направление сотрудничества Доля ответивших, %
От общего числа Из работодателей Из работников подразделений вузов Краснодарского края
Привлечение к прохождению практики и стажировки обучающихся 3,7 6,7 14,3
Информация для вуза об имеющихся вакансиях 1,9 0,0 0,0
Участие в работе экзаменационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ 7,4 6,7 14,3
Участие в разработке методических, учебных материалов 72,2 80,0 85,7
Осуществление преподавательской деятельности работниками организаций 14,8 6,7 0,0
Заключение договоров на подготовку кадров 38,0 40,0 28,6
Участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых образовательными учреждениями 1,9 6,7 0,0
Организация конкурсов научных работ, поощрение лучших обучающихся 35,2 45,7 28,6
Участие в организации и финансировании учебных лабораторий, кабинетов 87,0 86,7 100,0
Другое 1,9 0,0 0,0
По степени не востребованности со стороны работодателей распределились следующие направления сотрудничества:
- второе место (72,2% опрошенных) - участие в работе над методическими и учебными материалами;
- третье место (38% опрошенных) - заключение прямых договоров на обучение;
- четвертое место (35,2% опрошенных) - организация конкурсов студенческих работ.
Интересно, что работники вузов (85,7% респондентов) считают, что самым невостребованным из представленных в таблице 2 направлений является работа над методическими и учебными материалами.
При ответе на последующие вопросы, сотрудникам подразделений была дана возможность выразить свое мнение о готовности работодателей к сотрудничеству на разных этапах реализации образовательных программ. Экспертная оценка степени готовности выставлялась по пятибалльной шкале с наивысшим значением в 5 баллов.
Таблица 3 - Экспертная оценка готовности работодателей к сотрудничеству с вузом на этапе разработки образовательных программ
Экспертная оценка
Доля ответивших, % средний
1 2 3 4 5 балл
в общем 13,8 43,6 32,3 8,4 1,9 2,4
из них, работодателей 25,7 47,7 26,7 0,0 0,0 2,0
из них, со стороны работников подразделений вузов Краснодарского края 0,0 72,4 27,6 0,0 0,0 2,3
Соответственно, самое большое противоречие существует между необходимостью взаимодействия высшей школы с работодателями и неготовностью большинства работодателей, а иногда и вузов, осуществлять эффективную деятельность по разработке образовательных программ.
Выявленные трудности во взаимодействии заинтересованных сторон носят следующий характер: замкнутость, несогласованность действий, изолированность, отсутствие «общего языка», выраженные понятийные различия на уровне определения проблем, а также слабое внимание при определении своих позиций к действиям других участников. Все это создают дополнительные серьезные препятствия для сотрудничества.
Таким образом, роль работодателей в образовательном процессе велика: участие в работе экзаменационных комиссий, рецензирование выпускных квалификационных работ, курсовых работ, организация практик и другие направления деятельности. Тем не менее, удовлетворенность рынка труда должно обеспечить развитие новых направлений взаимодействия работодателей и вузов.
Проблемы и нереализованные направления взаимодействия вузов и работодателей имеют следующий характер:
- слабая нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия между работодателями и системой образования;
- отсутствие внятных механизмов постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда;
- противоречия между спросом и предложением на рынке труда и рынке образовательных услуг [8].
- отсутствие взаимодействия вузов с работодателями при установлении соответствия между ФГОС и профессиональными стандартами, увязывании компетенций с трудовыми функциями, знаниями, умениями.
Как следствие, не высокий процент удовлетворенности работодателей качеством образования выпускников, ведь компетенции выпускника и профессиональные стандарты не соответствуют определению квалификации работника.
Совершенствование системы взаимоотношений между вузом и работодателями мы видим в следующем:
- для соблюдения целей всех субъектов образовательного процесса введение прямого взаимодействия на завершающем этапе обучения с учетом выбора обучающегося. Реализация этого направления со стороны бизнес-сообществ может быть обеспечена в виде персонализированных тем курсовых и выпускных квалификационных работ с предоставлением материалов для НИР, их рецензировании;
- совместное выявление потребностей в кадрах;
- привлечение вузами работодателей и заинтересованных бизнес-сообществ к разработке ОПОП, совместному формированию компетентностного набора для реализации образовательных программ;
- обеспечение взаимодействия с профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей по профилю реализуемых ОПОП;
- обеспечение наличия государственного регулятора во взаимодействии вузов с работодателями в формировании адаптивной модели компетентностного набора ОПОП и требований профессиональных стандартов к трудоустраивающемуся специалисту;
- совместное определение сопряжения профессиональных стандартов и требований ФГОС ВПО с целью создания адаптивной модели перехода выпускника к трудовой деятельности.
Нам представляется, для достижения необходимой «увязки» компетенций выпускников и обобщенных трудовых функций работающего специалиста необходимо разработать единую систему компетенций. Эта система должна включать не только контроль формального образования, но и являться продолжением процедуры оценивания в виде пакета компетенций по трудовым функциям работающего специалиста. Эта сопряженность на практике продвигала бы законодательную идею непрерывности образования. Для решения задачи «стыковки» необходимо иметь пакет компетенций реализации образовательных программ и пакет компетенций работающего специалиста. В этом проявляется, так сказать, актуализация профессиональных стандартов на основе образовательных. Естественно, при переводе теоретических разработок в практическую плоскость, могут возникнуть проблемы, которые будут решаться, предположительно, со стороны государства созданием нормативно-правовых актов и регламентирующих документов.
Представители высшей школы и представители рынка труда должны научиться разговаривать на одном языке, имея одну главную цель - обеспечение потребностей государственной экономики высококвалифицированными кадрами [6]. Выбор форм сотрудничества по всем направлениям взаимодействия определяется конкретными условиями. Наибольшие выгоды в долгосрочной перспективе для всех заинтересованных сторон и максимальную пользу для общества могут принести системная работа вуза на основе совмещения стратегических интересов с партнерами при значительной правовой корректировке по сопряжению компетентностного набора.
Подводя итог нашему исследованию, хочется отметить, на рынке труда выпускники должны обладать необходимым набором компетенций, легко адаптирующимся к компетенциям специалиста, и, соответственно, к изменяющимся условиям внешней среды. Эта задача совпадает и с общей стратегией российской высшей школы, внедряющей сегодня образовательные стандарты нового поколения. Внесенные коррективы в уже действующие нормативные документы - как в сфере образования, так и в сфере труда -дадут возможность обеспечить национальную систему квалификаций, тем самым, обеспечив прозрачность и желание работодателя в сотрудничестве. Мы видим в этом определяющую эффективность взаимодействия заинтересованных субъектов.
Источники:
1. Бритикова Е.А., Кудряков В.Г. Модернизация национальных социально-экономических систем в контексте глобального развития. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 171-178.
2. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2015. № 1. С. 189-195.
3. Клочко Е.Н., Ярушкина Е.А., Бугаенко В.Э. Сетевая форма реализации образовательных программ: экономико-правовые и организационные аспекты // Вестник института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2016. № 2. С. 41-46.
4. Путилина И.Н., Коваленко Л.В., Шолин Ю.А. Проблемы развития современного высшего образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 927-938.
5. Морозова Е.А. Взаимодействие вузов и работодателей как условие качественной подготовки выпускников: мнения экспертов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 1. С. 70 - 76.
6. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда. Высшее образование в России: критический дискурс. 2018. №3. С. 38-47.
7. Тамбиянц Ю.Г., Бритикова Е.А. Методологические проблемы современной макросоциологии: предпосылки к синтезу. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 2. С. 6-11.
8. Чумакова Е.В. Взаимодействие вузов и работодателей: направления сотрудничества и проблемы развития. Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2014. №3. С 260-268.
Sources:
1. Britikova E.A., Kudryakov V.G. Modernization of national social and economic systems in the context of global development. Public and municipal administration. Scientific notes. 2018. No. 1. Page 171-178.
2. Klochko E.N., Mezhlumov V.R. Disclosure of the principles of optimization of interaction of scientific and educational processes in the conditions of modernization of the sphere of educational services of the Russian Federation//the Bulletin of the Adygei state university. Series 5: Economy. 2015. No. 1. Page 189-195.
3. Klochko E.N., Yarushkin E.A. Bugayenko V.E. Network form of implementation of educational programs: economical and legal and organizational aspects //Bulletin of institute of friendship of the people of the Caucasus. Theory of economy and management of the national economy. 2016. No. 2. Page 41-46.
4. Putilina I.N., Kovalenko L.V., Sholin Yu.A. Problems of development of modern higher educa-tion//Polythematic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2015. No. 107. Page 927-938.
5. Morozova E.A. Interaction of higher education institutions and employers as condition of high-quality training of graduates: opinions of experts//Messenger of the Kemerovo state university. Series: Political, sociological and economic sciences. 2016. No. 1. Page 70 - 76.
6. Senashenko V.S. Levels of interface of system of the higher education and sphere of work. The higher education in Russia: critical discourse. 2018. No. 3. Page 38-47.
7. Tambiyants Yu.G., Britikova E.A. Methodological problems of modern macrosociology: prerequisites to synthesis. News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy. 2014. No. 2. Page 6-11.
8. Chumakova E.V. Interaction of higher education institutions and employers: directions of cooperation and problem of development. Bulletin of Tver State University. Series: economy and management. 2014. No. 3. With 260-268.
Н.Ю. Веселова
доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.п.н., Кубанский государственный технологический университет
N.Yu. Veselova
associate Professor of the Department of state and municipal management, PhD, Kuban state technological University ([email protected], 89184651732)
Н.А. Чайков
магистр кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный технологический университет
N.A. Tchaikovsky
master of the Department of state and municipal management, Kuban state technological
University
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВТОРИЧНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ Г.-К. СОЧИ
Аннотация. Ключевым компонентом проблемы наследия является работа на перспективу, которая должна обеспечить долговременный эффект для создания устойчивого наследия. Перспективы использования объектов олимпийского наследия в городе Сочи являются уникальными для мирового опыта. Олимпийские игры в Сочи, ставшие одним из самых масштабных проектов в истории современной России, превратили Сочи в круглогодичный курорт мирового уровня.
Annotation. The Key component of the heritage problem is the work for the future, which should provide a long-term effect for the creation of sustainable heritage. The prospects of using Olympic heritage sites in Sochi are unique to the world experience. The Olympic games in Sochi, which became one of the largest projects in the history of modern Russia, turned Sochi into a year-round world-class resort.
Ключевае слова: Олимпийские объекты, развитие массового спорта, развитие инфраструктуры, пропаганда здорового образа жизни
Key words: the Olympic facilities, the development of mass sport, the development of infrastructure, promotion of a healthy lifestyle
Ключевым компонентом проблемы наследия является работа на перспективу, которая должна обеспечить долговременный эффект для создания устойчивого наследия. В российской научной литературе эта тема пока не получила распространения. Потребность в научных работах, нацеленных на освещение культурного наследия России, в настоящее время очевидна.
Целью данной работы является анализ использования объектов олимпийского наследия в качестве площадок для развития спорта, индустрии развлечений, событийного туризма, проведения массовых мероприятий на современном этапе в городе Сочи и изучение перспектив их эксплуатации.
Особую актуальность тема работы приобретает в связи с тем, что дальнейшее эф-