Научная статья на тему 'Совершенствование механизма венчурного финансирования инновационных проектов'

Совершенствование механизма венчурного финансирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД / БИЗНЕС-АНГЕЛ / INNOVATIVE PROJECT / VENTURE FINANCING / VENTURE FUND / REGIONAL GUARANTEE FUND / BUSINESS ANGEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеенкова И. Н.

Опыт зарубежных развитых стран показывает, что венчурное финансирование инновационных проектов является эффективным инструментом становления и развития инновационной модели национальной экономики. В статье рассматривается механизм венчурного финансирования, приводится сравнительная характеристика деятельности важного инструмента инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства – региональных гарантийных фондов, выявляются проблемы, существующие в современной индустрии венчурного капитала в России. Авторы предлагают мероприятия, которые способствовали бы активизации венчурного финансирования инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма венчурного финансирования инновационных проектов»

Моисеенкова И.Н. ©

Магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация

Опыт зарубежных развитых стран показывает, что венчурное финансирование инновационных проектов является эффективным инструментом становления и развития инновационной модели национальной экономики. В статье рассматривается механизм венчурного финансирования, приводится сравнительная характеристика деятельности важного инструмента инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства - региональных гарантийных фондов, выявляются проблемы, существующие в современной индустрии венчурного капитала в России. Авторы предлагают мероприятия, которые способствовали бы активизации венчурного финансирования инновационных проектов.

Ключевые слова: инновационный проект, венчурное финансирование, венчурный фонд, региональный гарантийный фонд, бизнес-ангел.

Keywords: innovative project, venture financing, venture fund, regional guarantee fund, business angel.

Одним из ключевых элементов инфраструктуры инновационной деятельности выступает венчурный капитал, являющийся финансовым звеном, объединяющим носителей капитала и носителей наукоемких технологий. Именно венчурный капитал в современной экономике решает проблему финансового обеспечения инновационных проектов.

На начало 2013 г. фондами РВК было проинвестировано 139 инновационных компаний. Совокупный объём средств, инвестированных в инновационные предприятия составил 12,1 млрд руб.[3]. Рассмотрим механизм финансирования инновационных проектов венчурным фондом (рис. 1).Объектом инвестирования венчурных фондов являются доли инновационных компаний на разных стадиях развития. Целью деятельности венчурных фондов является получение прибыли от продажи долей в компании на пике роста капитализации. Существуют разные варианты выхода инвестора из компании: IPO, MBO или продажа доли в компании другим инвесторам.

© Моисеенкова И.Н., 2013 г.

Рис.1- Механизм финансирования инновационных проектов венчурным фондом (составлено автором)

Развитие малого и среднего бизнеса в России требует инфраструктурной поддержки. Одним из таких инструментов выступают гарантийные фонды. Гарантийные фонды обеспечивают доступ малого и среднего предпринимательства (МСП) к кредитам и иным финансовым ресурсам. Для этого используется система гарантий и поручительств по обязательствам МСП, которые обеспечиваются средствами, полученными из федерального и/или регионального бюджетов. Качественным показателем кредитоспособности является кредитный рейтинг. Он определяется по результатам тщательного анализа целого ряда количественных параметров и неформальных факторов, характеризующих деятельность гарантийного фонда.

Аналитики AK&M провели исследование, чтобы сопоставить различные региональные гарантийные фонды. Организация получала баллы в зависимости от эффективности привлечения внебюджетных ресурсов и уровня потенциальных рисков, связанных с возможной потерей ликвидности или нарушением финансовой устойчивости гарантийной организации. Три первые позиции в рэнкинге прогнозируемо заняли регионы, в которых объем действующих поручительств, предоставленных по финансовым обязательствам субъектов МСП, превышает 1 млрд руб. Тройку лидеров со значительным отрывом возглавил «Фонд поддержки кредитования малого бизнеса» Санкт-Петербурга, в том числе благодаря статусу самого субъекта РФ, имеющему достаточно высокий уровень кредитоспособности (5-е место в рэнкинге AK&M по итогам 2011 г.). В первую десятку вошли еще два административных образования из ТОП-10 российских регионов - Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра и Красноярский край с портфелями поручительств 808,0 и 533,9 млн руб. соответственно^].

На неожиданно низких позициях оказались субъекты поддержки малого и среднего предпринимательства из достаточно развитых регионов - Ямало-Ненецкого Автономного округа и Сахалинской области (4 и 7 места рэнкинга кредитоспособности AK&M-2011). Это обусловлено небольшими размерами портфелей поручительств - 176,5 и 29,3 млн руб. соответственно. К тому же, Сахалинский «Фонд содействия развитию предпринимательства» имеет один из самых низких мультипликаторов гарантийного капитала - 18,8% (отношение действующих поручительств к размеру гарантийного фонда (капитала).

Проведенное исследование позволило очертить круг общих проблем, связанных с деятельностью гарантийных фондов:

- низкая деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах;

- недостаточное рекламно-информационное обеспечение деятельности гарантийной организации;

- жесткая регламентация со стороны регулятора;

- отсутствие единой методологии определения лимита совокупных поручительств.

Отсутствие единой методологии определения лимита совокупных поручительств привело к

почти 20-кратному разбросу мультипликатора капитала по фондам.Рассмотрим основные показатели финансовой деятельности региональных фондов РФ в 2012 г. (табл. 1). Из данных таблицы 1 мы видим, что ставка вознаграждения гарантийным фондам находится в границах от 1% (Костромская, Волгоградская, Новосибирская и Воронежская обл.) до 2,5% годовых от суммы поручительства (Красноярский край). Из общего ряда выбиваются лишь показатели ГФ Ставропольского края (от 0,5% до 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Таблица 1

Основные показатели финансовой деятельности региональных гарантийных фондов, млн. руб.

(составлено автором)

Региональный гарантийный фонд Размер уставного капитала. Общая сумма предоставлен ных поручительст в. Суммарный объем привлеченных под поручительства фонда кредитных средств Вознаграждение Фонду (% годовых от суммы поручительства)

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москва 6 203 25 790 53 784 1,75%

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Санкт -Петербург 2 512 6 537 16 603 1,75%

Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области 826 3 769 6 216 1%

Гарантийный фонд Ростовской области 1 092 1 993 3 482 2%

Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области 1 387 2 555 1 533 2%

Фонд поддержки предпринимательства Югры ФПП Югры 859 2 593 5 636 1,5%

ГУП «Гарантийный фонд поддержки субъектов МПС в Ставропольском крае» 560 1 000 1 845 от 0,5% до 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора поручительства

Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса 249 968 1 816 2,5%

Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края 484 571 1 094 для малых инновационных - 1,2%; для иных субъектов МСП - 1,4%; для предприятий розничной и оптовой торговли - 1,5%

Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края 484 571 1 094 для малых инновационных - 1,2%; для иных субъектов МСП - 1,4%; для предприятий розничной и оптовой торговли - 1,5%

Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области 162 212 473 1%

Агентство Городского Развития» НП «Агентство Городского Развития» Волгоградская область 300 670 1 351 для оптовой торговли - 2%; для розничной торговли - 1,5 %; для субъектов МСП промышленности, сельского хозяйства и инновационной сферы- 1%

Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области 160 137 394 от 1 до 2%

Как положительную следует отметить тенденцию, когда отдельные региональные гарантийные фонды дифференцируют размер вознаграждения в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов МСП (Краснодарский край, Волгоградская и Костромская области). Это особенно актуально в условиях серьезных деформаций отраслевой структуры МСП как в целом по российской экономике, так и по регионам.

Так, оптовой и розничной торговлей занято от 37,2 % (Южный ФО) до 43 % (Уральский ФО) малых и микропредприятий, операциями с недвижимостью и арендным бизнесом - от 12,6 % (Южный ФО) до 19 % (Северо-Западный ФО). При этом в обрабатывающей промышленности функционирует от 8,0 % (Дальневосточный ФО) до 11,3 % (Приволжский ФО) субъектов МСП, в строительстве - от 10,8 % (Сибирский ФО) до 14,1 % (ЮФО).

Что касается малого инновационного бизнеса, то уровень выше среднероссийского отмечается только в Центральном (1,1 %) и Северо-Западном федеральном округах (0,9 %). В Приволжском и Уральском федеральных округах всего 0,6 % малых и микропредприятий занимаются инновационными разработками, в Южном и Сибирском федеральном округах - 0,5 %, в Дальневосточном ФО - 0,3 %. Дифференциация субъектов РФ по удельному весу малых инновационных предприятий в отраслевой структуре МСП еще более значительная, чем в федеральных округах: от 0,3 % в Приморском крае до 1,6 % в г. Москве (более чем в 5 раз) [1, 54].

Несмотря на определенное замедление по сравнению с докризисным периодом (в 2008 г. прирост капиталов составлял примерно 40% по сравнению с 2007 годом, а в 2007 г. - около 60% по сравнению с 2006), венчурный рынок развивается и адаптируется к сложившимся общемировым тенденциям. В 2012 г. суммарный объем капитала венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, работающих на территории России, составил 26,4млрд долл., что на 30% больше чем в 2011 г. (20,1 млрд долл.) (рис. 2). Величина относительного прироста в 2012 г. достигла 28%.

Рис. 2 - Капитализация венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в России в 2006 - 2012 г. г., млн.

долл. [4].

Развитие венчурных и гарантийных фондов по регионам РФ осуществляется достаточно неравномерно. Основные негативные факторы данной дифференциации заключаются, на наш взгляд, в следующем:

- несовершенство нормативно - правовой базы (в частности, отсутствие федерального закона «О венчурном финансировании»);

- несовершенство налоговой среды, низкий уровень стимулирования венчурного финансирования инновационных проектов;

- преобладание в структуре венчурных фондов зарубежного капитала;

- невозможность использования в качестве источников венчурного капитала денежных средств таких институтов, как пенсионные и страховые фонды;

- отсутствие развитой инновационной инфраструктуры, способной обеспечить рост количества инновационных предприятий;

- недостаток квалифицированных управляющих венчурными фондами;

- низкое качество информационного обеспечения, в некоторых регионах венчурные предприниматели не имеют четкого представления о возможностях и механизме деятельности венчурных фондов;

- отсутствие экономических стимулов к инвестированию средств в высокотехнологичные венчурные предприятия.

- низкая мотивация региональных и муниципальных администраций в развитии венчурных и гарантийных фондов.

Для усиления мотивации субъектов РФ в развитии венчурных и гарантийных фондов целесообразно при оценке качества институциональной среды малого предпринимательства в регионе использовать следующие показатели:

- количество малых производственных, инновационных и экспортно-ориентированных предприятий, получивших финансовую поддержку через региональные гарантийные (венчурные) фонды;

- объем финансовой поддержки малых производственных, инновационных и экспортно-ориентированных предприятий за счет средств региональных гарантийных (венчурных) фондов [2, 47].

В России все еще остается недостаточным уровень финансирования инноваторов на посевных и начальных стадиях. Для определения текущего состояния рынка, выявления основных тенденций и возможностей для поддержки и стимулирования рынка ангельских инвестиций РФ всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу ОАО «РВК» в ноябре-декабре 2012 года были проведены исследовательские работы по изучению рынка венчурных инвестиций ранней стадии. По оценкам экспертов, российский сектор бизнес-ангелов составляет примерно одну тысячу активных бизнес-ангелов.

Из диаграммы (рис. 3) мы видим, что произошел спад финансирования посевных стадий в кризисный период 2009-2010 г.г. - 14 млн долл. и 20 млн долл., при этом посевные инвестиции начинают восстанавливаться и их объем увеличивается - 129 млн долл. в 2011 году.

V Объем инвестиций на ранних стадиях, млн доля

2000 -----

ЛИН

2011

Рис.3- Объем венчурного финансирования инновационных проектов и количество сделок на ранних

стадиях в РФ(составлено автором по материалам [5])

Статус бизнес-ангелов в России законодательно регулируется лишь одним нормативным документом - Приказом ФСФР от 18 марта 2008 года №08-12 «Об утверждении положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами». Данный документ определяет бизнес-ангелов как частных высококвалифицированных инвесторов, «имеющие собственный капитал не менее 100 млн руб.; оборот за последний год не менее 1 млрд руб., и сумма активов должна быть равна не менее 2 млрд руб.». Данная трактовка не специфицирует бизнес-ангелов как участников венчурного финансирования. Наиболее полно и качественно, на наш взгляд, статус бизнес ангелов определен в формулировке организации ЕВА№ «Бизнес-ангелы - индивидуальные инвесторы, осуществляющие прямое финансирование на ранних этапах перспективных бизнес-проектов / компаний, не имея родственных связей с их участниками. Бизнес-ангелы финансово независимы и инвестируют собственные средства, что не сказывается на их финансовом положении. Бизнес-ангелы могут действовать самостоятельно или в составе синдикатов (формальных или неформальных). Бизнес-

ангелы осуществляют как финансовую, так и нефинансовую поддержку проектам на различных этапах реализации».

Рассмотрим основные стимулирующие меры государственной политики в области венчурного финансирования (рис. 4).Налоговые послабления могут выражаться в форме возврата части подоходного налога, частичного или полного освобождения от налогового бремени.

Одним их механизмов стимулирования бизнес-ангелов является «налоговая филантропия», позволяющая налогоплательщикам частично перенаправлять уплату подоходного налога на финансирование инновационных проектов. Согласно российскому законодательству, реализация долей и акций российских организаций, принадлежащих к высокотехнологичному сектору экономики и находившихся во владении налогоплательщика более 5 лет, не облагается налогом (данная норма вступила в силу с января 2011 года).

Рис.4 - Основные стимулирующие меры государственной политики вобласти венчурного финансирования (составлено автором по материалам [5])

Многие страны предоставляют бизнес-ангелам специальный налоговый вычет или налоговый кредит (США и Канада на региональном уровне), Япония, Сингапур, Великобритания, Ирландия, Португалия, Франция. Российские эксперты, с целью налогового стимулирования венчурных инвестиций ранней стадии, предлагают ввести подобный налоговый вычет на сумму инвестиций от 300 тыс. руб. до 3 млн руб. в год, осуществляемых бизнес-ангелами или инвестиционными товариществами, участниками которых являются исключительно бизнес-ангелы. Таким образом, необходима соответствующая аккредитация бизнес-ангелов. Фонды соинвестирования позволяют бизнес-ангелам участвовать не в одном, а в серии проектов и сформировать диверсифицированный портфель.

В ходе исследования, организованного ОАО «РВК» были выявлены определенные проблемы, мешающие развитию инвестиций ранних стадий:

1) Отсутствие ясного прогноза продажи доли в компании на выходе их инвестиций. На данный момент в России практически нет отрасли IPO.

2) Законодательство и правоприменение в России не способствует эффективному структурированию венчурных сделок.

3) Низкий уровень доверия между всеми участниками венчурных отношений и недостаточное информационное обеспечение отрасли - в настоящее время на рынке нет популяризации successstories (истории успеха).

4) Привлекательность IT и Интернет-проектов мешает развиваться посевным инвестициям в других отраслях. ИТК являются лидером инвестиций посевной стадии. Отрасли биотехнологий и чистых технологий в настоящее время практически лишены финансирования со стороны бизнес-ангелов.

Проведенный анализ развития венчурного финансирования в России позволил определить ряд правовых, экономических и организационных проблем, с которыми сталкиваются участники рынка венчурного капитала. Для активизации венчурного финансирования инновационных проектов предлагаются следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области венчурного финансирования, отвечающей современным общемировым тенденциям и стратегии инновационного развития РФ;

- развитие на региональном уровне института бизнес-ангелов - частных инвесторов, осуществляющих вложение собственных средств в стартующие инновационные проекты на посевной и ранней стадиях;

- совершенствование информационной среды венчурной индустрии - проведение венчурных ярмарок в регионах РФ, форумов предпринимателей, создание специализированных информационных порталов в Интернете;

- предоставление налоговых льгот для венчурных инвесторов на протяжении всего жизненного цикла инновационного предприятия;

- введение государством квот для малых и средних инновационных предприятий при проведении конкурсов по госзаказам.

Литература

1. Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства //Общество: политика, экономика, право. 2011. №2. С. 53-59.

2. Александрин Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты// Региональная экономика: теория и практика. 2012. №4. С. 42-50.

3. Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gfso.ru

4. Обзор рынка // Прямые и венчурные инвестиции в России в 2011-2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook.

5. Российская венчурная компания // Рынок венчурных инвестиций ранней стадии: ключевые тренды. [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.rusventure.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.