Научная статья на тему 'Совершенствование механизма ведомственного финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины'

Совершенствование механизма ведомственного финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМКИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куренная Т. А.

В статье уточнены, элементы, механизма ведомственного финансового контроля в аграрном. секторе экономики Украины.. Идентифицированы. критерии эффективности ведомственного контроля. Определены, основные направления совершенствования ведомственного контроля и направления совершенствования системы внутрихозяйственного контроля на предприятиях аграрного сектора экономики. Разработаны, предложения по модернизации ведомственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма ведомственного финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины»

УДК [351.72:336:338.43](477)

Куренная Т.А.,

Государственная финансовая инспекция Украины, финансовый инспектор, аспирант кафедры экономической политики Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при

Президенте Украины (г. Харьков, Украина)

E-mail: doctorantura2013@yandex.ru

совершенствование механизма ведомственного финансового контроля в аграрном секторе экономики украины

В статье уточнены, элементы, механизма ведомственного финансового контроля в аграрном, секторе экономики Украины.. Идентифицированы. критерии эффективности ведомственного контроля. Определены, основные направления совершенствования ведомственного контроля и направления совершенствования системы внутрихозяйственного контроля на предприятиях аграрного сектора экономики. Разработаны, предложения по модернизации ведомственного финансового контроля.

Ключевые слова: аграрный сектор экономки, финансовый контроль, ведомственный контроль, критерии, эффективность.

Актуальность темы исследования.

Проблема организации и реализации ведомственного финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины является одной из основных составляющих общей проблематики совершенствования государственного финансового контроля сельского хозяйства в Украине. Вопросы, стоящие перед ведомственным финансовым контролем как составной частью государственного финансового контроля, особенно актуальны в современных условиях, в период реформирования органов исполнительной власти, перераспределения и упорядочения их функций.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования ведомственного финансового контроля в государстве, который до сих пор не получил должного развития в рыночных условиях, но при этом вызывает серьезный общественный интерес и требует теоретического и практического осмысления.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию ведомственного контроля в аграрном секторе экономики Украины.

Степень разработанности проблемы. Теоретической и методической основой исследования стали научные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области финансового контроля: Ефимовой Ф. Ф., Бутынца Ф. Ф., Выговской Н. Г., Малюги Н. М. [3], Мамышева А. В. [7], Бутко А. [4], Калюги Е. В. [5, 6], Лузани Ю. Я. [8], Жука В. М. [8], Сысолятина С. В. [9], Малеина Н. С. [11], Савченко Л. А. [10] и другие.

Так, Малеин Н. С. рассматривает финансовый контроль как деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), которая регулируется нормами права и направлена на обеспечение финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе выполнения планов и заключается в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных расходов [4].

Савченко Л. А. финансовым контролем называет деятельность государственных органов и негосударственных организаций, наделенных соответствующими полномочиями, направленная на обеспечение законности, финалелаевдисцигтинаб ра-

циональности в ходе мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов государства [5].

Однако проблема повышения эффективности финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины еще не была предметом отдельного исследования, чем и обусловлена актуальность указанной проблематики.

Изложение основного материала. В современных условиях ведомственный (внутренний) финансовый контроль на предприятиях аграрного сектора экономики имеет не только важное самостоятельное значение, но и играет существенную роль в системе управления ими. Однако сама дефиниция «внутренний контроль» применительно к отдельному элементу публично-правового образования является предметом дискуссий специалистов.

При этом спектр мнений, представленный в специальной литературе, варьируется от отождествления ведомственного контроля с финансовым до трактовки его в более широком смысле как элемента системы управления органом государственной власти.

Эффективность ведомственного контроля для управления субъектами ведения хозейстнотаниц определяетор разными фаиторамцфис. 1С

Методы контроля

Задания контроля

Квалификация субъектов контроля

Своевременность проведения контроля

Налаживание связей ведомственных контролеров с ^органами Государственной контрольно-ревизионной службы

Изучение передового опыта организации и методики проведения ревизионной работы

Законодательное и организационное обеспечение выбора и применения указанных факторов

Рис. 1 — Факторы эффективности ведомственного контроля

Некобелые из еоицеоказаичых факторов уже применяют в практике ведомственного контроля Министерства аграр-

ц-^и^лииови рпвоиценисетвиаУкраины. Так, в последнее время ведомственные аудиторы в основном согласовывают планы

с органами Государственной финансовой инспекции Украины, что делает невозможным дублирование задач при проведении инспекции (аудита) разными контролирующими органами.

Следует отметить, что внутренний финансовый контроль, который осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса или финансово-хозяйственной деятельности, должен обеспечивать:

соответствие деятельности бюджетного учреждения или предприятия требованиям внутреннего финансового контроля;

оценку деятельности с целью определения соответствия результатов установленным заданиям и планам;

информирование руководителя бюджетного учреждения или предприятия о результатах каждой проверки (оценка, исследование, изучение или ревизия), проведенной подразделом внутреннего финансового контроля.

Кроме того, главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за организацию и состояние внутреннего финансового контроля и аудита как в своих заведениях, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Для выполнения ст. 26 Бюджетного кодекса Украины, Концепции развития государственного внутреннего финансового контроля и утверждения плана мероприятий по ее реализации на период до 2017 года, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.05.2005 № 158 (с изменениями), Кабинетом Министров Украины утверждено постановление от 28.09.2011 № 1001 «Некоторые вопросы образования структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, которые принадлежат к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти» (далее — постановление № 1001) [1, 2].

Внутренний финансовый контроль осуществляется соответствующими подразделениями в форме аудита соответствия, аудита эффективности и финансового аудита на основании составленных на полугодие планов работы, которые утверждаются руководителями министерств, других центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по согласо-

ванию с Государственной финансовой инспекцией Украины и ее территориальными подразделами.

В первую очередь нужно исследовать действующие нормативно-правовые акты по этому вопросу и их положения, а также предложения, изложенные в Стратегии развития системы государственного финансового контроля, который осуществляется органами исполнительной власти, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.07.2003 № 1156 (далее — Стратегия), а также в Концепции развития государственного внутреннего финансового контроля на период до 2017 года, одобренной Распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.05.2005 № 158 (в редакции Распоряжения Кабинета Министров Украины от 22.10.2008 № 1347-р) [2].

Первым концептуальным мероприятием по совершенствованию нормативно правового механизма внутреннего финансового контроля стала разработка Стратегии развития системы государственного финансового контроля, который осуществляется органами исполнительной власти. Упомянутый документ стал первым шагом в направлении формирования путей усовершенствования внутреннего финансового контроля.

В Стратегии отмечается, что существующая система государственного финансового контроля не дает Кабинету Министров Украины возможности в полной мере проводить глубокий анализ и оценивание системы государственного управления в отдельных сферах социально-экономической деятельности.

Основными причинами такого положения являются несовершенное нормативно-правовое поле, недостаточная эффективность контроля, ориентация на осуществление его в форме ревизий и проверок после завершения финансово-хозяйственных операций. Такой подход к заданию контролю не обеспечивает надлежащего устранения обнаруженных правонарушений, эффективного предотвращения правонарушениям, а также высокого уровня координации и обмена информацией.

Как следствие, одной из нерешенных проблем в организации существующей системы государственного финансового контроля является достаточно высокий уровень правонарушений в финансовой сфере.

Эффективность ведомственного (внутреннего финансового) контроля оценива-

ется рядом показателей, которые зависят от экономических, социальных, правовых факторов, а также критериев показателей и методов определения. При этом, контроль эффективности предусматривает «совокупность действий, направленных на определение уровня эффективности финансово-хозяйственных операций в процессе реализации запланированных целей, установления факторов, которые препятствуют достижению максимального результата при использовании определенного объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, и обоснованность их использования» [9].

Мы разделяем мнение Бутынца Ф. Ф. о том, что «критериями эффективности контроля являются также факторы, которые предназначены для определения степени достижения целей [3]: а) расходы времени на осуществление контроля; б) расходы средств на совершение контроля; в) организационные расходы для осуществления контроля; г) количество и ценность информации для потребностей управления, которая получается в результате контроля» [5].

Характеристика критериев эффективности ведомственного контроля приведена на рис. 2.

По нашему мнению, достаточно сложно высчитать эффективность работы ведомственных ревизоров (аудиторов). При этом, может быть использован двойной подход к определению качества ревизионной (этой) работы. Первый подход предлагает определять эффективность работы ревизора уменьшением суммы вреда, обнаруженного в процессе проведенной ревизии (аудита) в текущем периоде по сравнению с предыдущим.

Мы считаем, что здесь выбирается субъективный подход критериев оценки эффективности ревизии. Например, уменьшение суммы вреда, обнаруженного в процессе ревизии, получилось в результате недостаточной квалификации ревизоров, неподобающего выполнения ими контрольных действий, недостаточной численности занятых на ревизии работников. С другой стороны, уменьшение суммы вреда может произойти благодаря профилактической работе ревизоров по предотвращению краж, недостатков, бесхозяйственности. Здесь эффективность ревизорского труда является высокой и она объективно отображает оценку работы ревизоров [7].

Критерии эффективности

Экономичность

Качество и результативность

Социальность

Контроль эффективности

факторы влияния

Расходы на содержание органов ведомственного контроля; Численность проверяющих и численность работников предприятия

Время, потраченное на проверку

Распределение функций между участниками контроля; Правильность планирования контроля

Изучение передового опыта организации и методики проведения ревизионной работы

Влияние ревизии на принятие управленческого решения (сокращение должностей, предложения относительно рационального использования энергоносителей и т. д.) Количество ревизий или проверок Охват значительного количества объектов контроля; Обеспечение профессиональности в работе контролирующих органов

Совершенствование методики осуществления контроля_

Влияние контроля на общественные отношения Создание стабильной правовой базы для развития предприятия

Обеспечение условий развития предприятия Социальные аспекты защиты работников, акционеров или пайщиков предприятия

Соблюдение принципов экономичности, производительности (результативности)_

Рис. 2 — Критерии эффективности ведомственного контроля [составлено автором]

Второй подход определения эффективности работы ревизоров предусматривает, что в текущем ревизионном периоде сумма вреда, обнаруженная ревизорами, больше, чем сумма вреда, обнаруженного в предыдущем периоде. При этом наблюдаются диаметрально противоположные подходы к оценке эффективности ревизионной работы [6].

Так, с одной стороны, увеличение суммы вреда, обнаруженного в теперешнем периоде, может состояться за счет более высокой квалификации ревизорских кадров, более ответственного отношения их к выполнению своих функциональных обязанностей, оптимальной численности работников, вовлеченных в проведение ревизии и тому подобное. Это свидетельствует о высокой эффективности ревизорской работы. С другой стороны, увеличение суммы обнаруженного вреда состоялось из-за недостаточной работы ревизоров по предотвращению фактов бесхозяйственность, недостатков, краж, которая свидетельствует о низкой эффективности работы ревизоров.

Исходя из этого, мы считаем, что для оценки эффективности работы ведомственных ревизоров нельзя подходить шаблонно. Здесь нужно использовать комплекс критериев и оценок, которые бы учитывали обеспечение достижения намеченных целей при наименьших расходах, факторы, которые предназначены для определения степени достижения поставленных целей, а также факторы, направленные на обеспечение ответственности нарушителей хозяйственной и финансовой дисциплины и на предупреждение нарушений [8].

Необходимо менять подход субъектов контроля к проверке. Ревизор не должен заранее думать, что на объекте контроля обязательно будут определены нарушения. Большим недостатком можно считать оценку работы субъектов контроля в виде величины суммы определенных санкций по результатам проверки. Контроллер должен не только сосредоточить свое внимание на нарушениях действующего законодательства, но и способствовать их избежанию и развитию бизнеса.

Мы предлагаем три основных направления совершенствования ведомственного внутреннего финансового контроля:

повышение качества контрольно-ревизионной (аудита) работы в пределах действующего законодательства Украины;

внесение по результатам проведенных

ревизий (аудита) и проверок предложений по совершенствованию финансового законодательства с целью недопущения незаконных нецелевых бюджетных расходов;

совершенствование нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность органов ведомственной аудиторской работы, с целью повышения эффективности их работы.

Следовательно, для повышения эффективности работы ведомственного контроля предлагается выделить такие направления его реформирования:

создание полноправных подразделений внутреннего финансового контроля, то есть укомплектование их в соответствии с существующими потребностями (из расчета, чтобы каждое предприятие можно было бы систематически проводить аудит один раз в один-два года);

рациональное использование рабочего времени ревизоров (аудиторов), применения в их работе наиболее эффективных методических приемов ревизии;

обеспечение систематического проведения комплексных ревизий и совершенствования их методического и организационного обеспечения.

Развитие информационных технологий обеспечивает электронную обработку учетных данных, которая предопределяет использование компьютерной техники в работе ведомственного аудитора. Для эффективной организации работы аудитора необходимо создать автоматизированное рабочее место, которое предусматривает наличие: компьютера, программного обеспечения проведения аудита, справочной базы нормативных документов, бухгалтерских проFграмм, которые чаще всего применяются хозяйствующими субъектами, набора автоматизированных приемов контроля.

Однако по нашему мнению, использование автоматизированных программ контроля будет эффективным в том случае, если в сельскохозяйственных предприятиях будут обеспечены условия автоматизированного ведения бухгалтерского учета.

Основными направлениями контроля в компьютерных информационных системах являются [7]: проведение контролирующих процедур в условиях автоматизированного бухгалтерского учета; использование персональных компьютеров в процессе проведения ревизий или проверок; использование компьютеров в процессе подготовки к

ревизии, аудиту и оформлении результатов ревизии (аудиту) (при планировании ревизии, использовании нормативно правовых документов, которые сохраняются в компьютере, типичной формы акта ревизии и тому подобного); электронная обработка данных ревизии (аудита) (аналитические процедуры, сравнения результатов инвентаризации).

В аграрном секторе экономики небольшая часть предприятий применяет такую эффективную и надежную форму контроля как внутрихозяйственный контроль. Это объясняется в первую очередь тем, что владельцы не заинтересованы в услугах внутрихозяйственных контролеров из-за того, что содержание в штате специалистов-контролеров связано с оплатой труда, а это увеличивает расходы предприятия. Однако по нашему мнению, такие расходы компенсируются экономической эффективностью от информации, которую будут предоставлять внутренние контролеры владельцам, что положительно повлияет на принятие оптимальных управленческих решений. Кон-

троль достоверности включения расходов в себестоимость продукции, на наш взгляд, должен быть приоритетным направлением работы органов внутрихозяйственного контроля.

Мы считаем, что именно внутрихозяйственный контроль расходов производства должен быть наиболее действенным, поскольку органы внутреннего контроля на предприятии в первую очередь обязаны осуществлять оперативный контроль рационального использования именно материальных ресурсов [4].

По нашему мнению, обоснованием значительного процента материальных расходов в структуре производственной себестоимости являются: во-первых, высокий уровень цен на минеральные удобрения, средства защиты растений, горюче-смазочные материалы, высокая стоимость работ и услуг, предоставленных посторонними организациями; во-вторых, недостаточная организация внутрихозяйственного контроля за расходованием материальных ресурсов на производство продукции растениеводства.

Таблица 1 — Основные направления совершенствования системы внутрихозяйственного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях аграрного сектора экономики [составлено автором]

Направление контроля Задачи внутрихозяйственного контроля

1. Формирование системы объектов, целей, задач и показателей Структуризация объектов внутрихозяйственного контроля Формулировка целей и задач контроля Конкретизация целей в экономических показателях

2. Разработка организационных форм внутрихозяйственного контроля Выбор формы внутрихозяйственного контроля Определение их функций Формирование органов внутрихозяйственного контроля

3. Разработка положений, которые регламентируют деятельность службы внутрихозяйственного контроля Определение задач службы Определение прав, обязанностей и ответственности службы внутрихозяйственного контроля

4. Организация и методика контроля эффективности использования трудовых ресурсов Определение целей управления эффективностью использования трудовых ресурсов Разработка методик и процедур внутрихозяйственного контроля использования трудовых ресурсов

5. Организация и методика эффективности использования материальных ресурсов Определение целей управления эффективностью использования материальных ресурсов Разработка методик и процедур внутрихозяйственного контроля эффективности использования материальных ресурсов

О N

ш

ш

>

а.

<

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование бухгалтерского учета расходов как информационной базы системы внутрихозяйственного контроля

Определение целей контроля за расходами производства. Выбор наиболее оптимальных моделей управленческого учета и их использования в сочетании с разными системами Определение объектов учета расходов в информационной системе управления сельскохозяйственным производством

Разработка номенклатуры статей расходов в системе управленческого учета

Рационализации первичного учета расходов и выпуска продукции

Организация и совершенствование учета расходов за центрами ответственности

7.

Совершенствование организации и методики контроля за использованием земельных и имущественных паев_

Определение объектов контроля

Формулировка целей и задач контроля земельных и имущественных паев

Разработка методик и процедур контроля за использованием земельных и имущественных паев._

Мы считаем, что определение главных задач, методов и элементов системы внутрихозяйственного контроля согласно целям функционирования объекта является теоретической основой для разработки модели организации контроля на предприятии, которое основывается на учете специфики его организационной структуры предприятия, раскрытии внутренней структуры объекта контроля, определения пунктов применения составных функции контроля. По нашему мнению, такая закономерность согласовывается с принципами контроля и дает возможность определить четкие направления в формировании системы контроля, а также обеспечить целеустремленное решение связанных с этим конкретных организационных и методических задач. Исследование организационных и методических особенностей внутрихозяйственного контроля в предприятиях, учреждениях и организациях аграрного сектора экономики дало возможность нам определить основные направления его совершенствования (табл.1).

Выводы. Совершенствование системы внутрихозяйственного контроля — это непрерывный процесс, который заключается в обосновании и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания и развития, а также в рационализации ее отдельных сторон. В каждом отдельно взятом сельхозпредприятии можно по-своему аудитором совершенствовать систему внутрихозяйственного контроля, выходя из внутренних и

внешних условий.

Выбор целесообразных форм внутрихозяйственного контроля создает условия для эффективного комбинирования функций и способов влияния на объекты. При разнообразной структуре управления в сельскохозяйственных предприятиях предлагаем несколько возможных вариантов организации службы внутрихозяйственного контроля [4]:

создание отдела внутрихозяйственного аудита, который определяет общую стратегию и тактику контроля за деятельностью предприятия;

формирование общего отдела службы внутрихозяйственного аудита, который рядом с перечисленной выше работой выполняет консультативные функции и способствует в необходимых случаях объединению и согласованию усилий относительно стратегических, тактических и оперативных контрольных действий;

создание службы внутреннего контроля в небольших и средних сельхозпредприятиях и выполнение ими функциональных обязанностей согласно уставным требованиям или требованиям нормативных документов, которые регулируют организационно-правовую форму деятельности предприятия;

предприятиям, которые занимаются разными видами деятельности, целесообразно формировать внутрихозяйственный контроль по видам деятельности.

Разработка пакета инструкций, процедур и положений, которые регла-

ментируют деятельность службы внутрихозяйственного контроля, дает возможность осуществить делегирование полномочий и ответственности аудиторов, оценивать и стимулировать их деятельность по критериям полезности. Разработка методических указаний относительно внутрихозяйственного контроля является необходимым условием повышения эффективности контроля как функции управления и бухгалтерского учета как средства контроля. Они обеспечат большее взаимодействие бухгалтерского учета и контроля как функции управления в вопросах рационального ведения хозяйства.

Необходимость использования новых форм и механизмов контроля связана в том числе и с тем, что подразделениям внутреннего финансового контроля необходимо контролировать не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, государственного имущества но и основную деятельность учреждения (организации) с точки зрения эффективности затрат на ее осуществление. Для решения этой задачи в каждом учреждении или организации должен функционировать отлаженный механизм внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.

Библиографический список:

Бюджетный кодекс Украины //Ведомости Верховной Рады Украины, — 2010 г., - № 50-51, - ст. 572.

Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции развития государственного внутреннего финансового контроля на период до 2017 года», от 24.05.2005 № 158 (в редакции Распоряжения Кабинета Министров Украины от 22.10.2008 № 1347-р) [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.rada.gov.ua

Ефимова Ф. Ф., Выговская Н.Г. Контроль и ревизия / Под ред. проф. Ф. Ф. Бутынца. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Рута, 2002. 544 с.

Бутко А., Марченко Б. Внутренний финансовый контроль в системе финансового контроля государства // Финансы

Украины. - 2003. - № 8. - С. 127-136.

Калюга Е. В. Реформирование экономического контроля в Украине (теория и практика): дис. д-ра эконом. наук. 08.06.04. К.: КНЕУ, 2002. 186 с.

Калюга Е. В. Современное состояние ведомственного контроля и возможные пути его реформирования // Финансовый контроль. - 2002. - № 2. - С. 41-49.

Мамышев А. В. Содержание и назначение контроля в механизме управления // Экономика, финансы, право. - 2003. -№ 3. - С. 5-10.

Учет государственной поддержки агропромышленного производства: учеб. пособие / под ред. Ю. Я. Лузана, В. М. Жука, И. В. Стало. М.: Юр- Агро-Веста, - 2007. - 324 с.

Сысолятин С. В. Ведомственный финансовый контроль: структура и механизмы // Государственная служба. - 2008. -№ 5. - С. 38-45.

Савченко Л. А. Законодательное закрепление понятия финансового контроля, задач органов финансового контроля и принципов их деятельности // Проблемы правоведения и правоохранительной деятельности. - 2000. - № 3. - С. 215-225.

Финансовый контроль и кредитно-рас-четные правоотношения / под ред. М. С. Малеина. М.: Наука, 1964. 152 с.

References

1. Byudzhetnyy kodeks Ukrainy // Vedomosti Verkhovnoy Rady Ukrainy, -2010 g., - № 50-51, - st. 572.

2. Rasporyazhenie Kabineta Ministrov Ukrainy «Ob odobrenii Kontseptsii razvitiya gosudarstvennogo vnutrennego finansovogo kontrolya na period do 2017 goda», ot 24.05.2005 № 158 (v redaktsii Rasporyazheniya Kabineta Ministrov Ukrainy ot 22.10.2008 № 1347-r) [Elektronnyy resurs]. URL: http://zakon.rada.gov.ua

3. Efimova F. F., Vygovskaya N. G. Kontrol' i reviziya / Pod red. prof. F. F. Butyntsa. 3-e izd., dop. i pererab. M.: Ruta,

2002. 544 s.

4. Butko A., Marchenko B. Vnutrenniy finansovyy kontrol' v sisteme finansovogo kontrolya gosudarstva // Finansy Ukrainy.

2003. № 8. S. 127- 136.

5. Kalyuga E. V. Reformirovanie ekonomicheskogo kontrolya v Ukraine (teoriya i praktika): dis. d-ra ekonom. nauk. 08.06.04. K.: KNEU, - 2002. - 186 s.

6. Kalyuga E. V. Sovremennoe sostoyanie vedomstvennogo kontrolya i vozmozhnye puti ego reformirovaniya // Finansovyy kontrol'. - 2002. - № 2. - S. 41-49.

7. Mamyshev A. V. Soderzhanie i naznachenie kontrolya v mekhanizme upravleniya // Ekonomika, finansy, pravo. - 2003. - № 3. - S. 5-10.

8. Uchet gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo proizvodstva: ucheb. posobie / pod red. Yu. Ya. Luzana, V. M.

Zhuka, I. V. Stalo. M.: Yur- Agro-Vesta, -2007. - 324 s.

9. Sysolyatin S. V. Vedomstvennyy finansovyy kontrol': struktura i mekhanizmy // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2008. — № 5. — S. 38 — 45.

10. Savchenko L. A. Zakonodatel'noe zakreplenie ponyatiya finansovogo kontrolya, zadach organov finansovogo kontrolya i printsipov ikh deyatel'nosti // Problemy pravovedeniya i pravookhranitel'noy deyatel'nosti. — 2000. — № 3. — S. 215 — 225.

11. Finansovyy kontrol' i kkreditno-raschetnye pravootnosheniya / pod red. M. S. Maleina. M.: Nauka, — 1964. — 152 s.

Kurennaya T.A., e-mail: doctorantura2013@yandex.ru, the State Financial Inspection of Ukraine, comptroller, a graduate student of the department of economic policy of the Kharkiv Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine (Kharkov, Ukraine)

IMPROVING FINANCIAL MECHANISM Departmental CONTROL in the agrarian sector of Ukraine The article specifies the elements of the mechanism of departmental financial control the agricultural sector of Ukraine. Identified performance criteria of institutional control. The main directions of improvement of institutional control and direction of improving the system of on-farm control at the agricultural sector. Proposals to modernize the departmental financial control.

Keywords: agricultural sector housekeeper, financial control, administrative control, the criteria for effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.