Ряховский Д.И.
Совершенствование механизма управления фондом оплаты труда на предприятиях малого и среднего бизнеса
Ряховский Дмитрий Иванович — д.э.н., доцент, первый проректор Института экономики и антикризисного управления, профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ.
E-mail: umc331@mail.ru
Аннотация
Расходы на оплату труда существенным образом влияют на себестоимость товаров (работ, услуг). От правильного документального оформления данного вида расходов зависит финансовый результат деятельности организации, что определяет актуальность темы исследования. Оплата труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ не всегда соответствует критериальным значениям Налогового кодекса, и главной целью данной статьи является приведение в соответствие требованиям трудового и налогового законодательства расходов на оплату труда, что позволит не только снизить реальную себестоимость товаров (работ, услуг) в организациях, нивелировать налоговые риски, но и повысить уровень материальной и нематериальной мотивации персонала организаций. Рассмотрены особенности документационного обеспечения расходов на оплату труда, особенности начисления премий, компенсационных выплат, специализированных надбавок и иных структурных элементов фонда оплаты труда на предприятиях малого и среднего бизнеса на основе действующего законодательства, разъяснений профильных ведомств и арбитражной практики. Проанализированы спорные вопросы, связанные с депремированием, материальной помощью, организацией питания работников, корпоративных мероприятий и т. д., что позволит существенным образом снизить налоговые риски.
Ключевые слова
Заработная плата, оклад, персональные надбавки, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, фонд оплаты труда, коллективный договор, положение об оплате труда, материальное стимулирование.
В соответствии с действующим законодательством, главной целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли и действие в общественных интересах, достижение которой возможно различными способами, в том числе минимизацией издержек обращения, оптимизацией налоговых отчислений в рамках действующего законодательства1. Существенную долю в расходах субъектов рыночной экономики, формирующих себестоимость товаров (работ, услуг), составляют затраты, связанные с расходами на оплату труда, величина которых возросла в значительной степени с увеличением ставки страховых взносов при одновременном замедлении темпов роста заработной платы, а также увеличении выплат, осуществляемых физическим лицам без исполнения налоговых обязательств. В значительной степени указанные тенденции проявились в сфере малого и среднего бизнеса, что вызывает опасение, что участятся случаи применения так называемых серых схем выплаты заработной платы. Во избежание возможных нарушений
1 Гражданский кодекс РФ. Ст. 2. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 4255. 22.12.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/12/22/grazhdansky-kodeks.html (04.02.2014).
президент России В.В. Путин разработал законопроект, позволяющий органам внутренних дел проводить самостоятельные проверки по исполнению налоговых обязательств в части статей 198 и 199 Уголовного кодекса РФ; кроме того, имеются еще не принятые поправки в УК предполагающие отнесение выявленных фактов неуплаты страховых взносов к уголовно наказуемым деяниям. Принимается и ряд других мер, что, однако, представляется явно недостаточным ввиду значительного числа нарушений. Так, по сведениям Федеральной налоговой службы (ФНС) России, за
9 месяцев 2013 года было проведено 30 288 выездных налоговых проверок, из которых лишь в 234 случаях не были выявлены нарушения налогового законодательства2. При этом средние доначисления на одного налогоплательщика составили 7,53 млн руб.3
Анализ показал, что основная масса выявленных налоговых правонарушений и последующие за ними доначисления связаны с расходами налогоплательщиков-организаций, формирующих себестоимость товаров (работ, услуг), ее значительную часть составляют расходы на оплату труда и выплаты различного рода, в том числе социального характера, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.
Основными задачами оптимизации фонда оплаты труда (ФОТ), как элемента структуры расходов в целях налогообложения, являются:
- формирование такой структуры расходов на оплату труда, которая способствует уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль;
- максимально полный учет налоговых преференций по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам;
- создание эффективной системы материального стимулирования труда, способствующей уменьшению текучести кадров и не оказывающей существенного влияния на уровень себестоимости товаров (работ, услуг);
- снижение трудозатрат на организацию учета расходов на оплату труда;
Реализация указанных задач в соответствии с действующим законодательством
обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в случае проведения выездных проверок.
При совершенствовании механизма управления ФОТ решается многофакторная задача, основой которой является грамотное использование
2 Федеральная налоговая служба. [Официальный сайт]. иЯЬ: http://www.nalog.ru/ (04.02.2014).
3 Бабанов А.В. Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной привлекательности российской экономики // Совершенствование механизма функционирования экономики России в посткризисном периоде: Материалы ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. 27 апреля 2011 г. М., 2011. Ч. I. С. 48-60.
предоставляемых законодательством особенностей формирования налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль. Расходы, не уменьшающие указанную величину, а также осуществляемые за счет чистой прибыли, свидетельствуют об ошибках в организации налогового учета и (или) низкой квалификации кадров. В этой связи необходимо выделение законодательно установленных расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (Рис. 1).
Система оплаты труда предприятия, соответствующая вышеуказанным критериям, может иметь следующую структуру:
- оклад;
- ежемесячные премии по результатам работы;
- специализированные персональные надбавки;
- материальная помощь;
- иные выплаты, в том числе в натуральной форме, формирующие социальный пакет;
- иные расходы, учитываемые в качестве расходов на оплату труда.
Классификация расходов на оплату труда налогоплательщиков
Основные виды расходов на оплату труда ст. 255 НК РФ
Расходы на основную заработную плату пп. 1,2,3,10,11,12,18,21
Расходы на дополнительную заработную плату пп. 6,7,13,14,17,19
Компенсационные выплаты и начисления пп. 7,8,9,12.1
Выплаты в натуральной форме пп. 4,5
Прочие выплаты пп. 20,22,23,24,24.1,25
Платежи (взносы) по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения п. 16
Относятся на расходы в размере фактических затрат, с учетом ст. 40 НК РФ без учета НДС и акцизов
в % от суммы ФОТ за отчетный период
Рис. 1. Классификация расходов на оплату труда
Нормативное регулирование структурных элементов фонда оплаты труда обеспечивается трудовым и налоговым законодательством (Табл. 1).
В основе системного подхода к оплате труда конкретного работника лежит минимальный оклад, величина которого устанавливается действующим законодательством (ст. 135 ТК РФ)4, персональная надбавка, предусмотренная трудовым договором, внутренними документами организации либо определяется в индивидуальном порядке для конкретного работника в зависимости от результатов его труда, премиальные отчисления и иные выплаты.
При этом система оплаты труда, включая тарифные ставки, должностные оклады, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Табл. 1. Нормативное обоснование начисления структурных элементов ФОТ
№ п/п Элементы фонда оплаты труда Нормативные документы
Организации Налоговый кодекс РФ
1. Оклад Трудовой договор, штатное расписание П. 1 статьи 255 НК РФ
2. Ежемесячные премии по результатам работы Положение об оплате труда, премировании и стимулировании работников; трудовой договор; локальные акты П. 2 статьи 255 НК РФ
3. Надбавка к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, иные показатели Положение об оплате труда, премировании и стимулировании работников; трудовой договор; иные локальные акты П. 2 статьи 255 НК РФ
4. Компенсационные и иные выплаты Положение об оплате труда, премировании и стимулировании работников; трудовой договор; иные локальные акты
5. Расходы в части коллективного договора Трудовой договор; иные локальные акты
4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 256. 31.12.2001. URL:
http://www.rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html (04.02.2014).
С учетом вышеизложенного документационное обеспечение оплаты труда в организации формируется из:
- заключенных трудовых договоров с обязательной ссылкой на локальные акты организации, регламентирующие оплату труда;
- положения об оплате труда, премировании и стимулировании работников;
- коллективного договора.
При этом коллективный договор действует в течение 3 лет (ст. 43 ТК РФ) и должен быть зарегистрирован в соответствующем органе по труду (ст. 50 ТК РФ).
Кроме того, действующим трудовым законодательством предусмотрено наличие ряда других необходимых документов: штатного расписания, табеля, учета рабочего времени, должностных инструкций и др.
Величина минимального оклада также устанавливается в соответствии с действующим законодательством5 с незначительной дифференциацией для разных категорий работников: например, для менеджера — 5205 руб., для начальника отдела продаж — 6800 руб. По нашему мнению, наличие минимального оклада,
установленного федеральным законодательством и прописанного в трудовом договоре, дает возможность менеджменту предприятия повысить управляемость и мотивацию работников посредством установления различных стимулирующих надбавок. В том случае, если сотрудник работает на неполную ставку, утвержденная сумма минимального оклада уменьшается пропорционально фактической ставке. Установленный оклад сокращается пропорционально отработанному времени, если работник работал неполный месяц.
Содержание положения об оплате труда, премировании и стимулировании работников предприятия его руководителем отличается существенным образом в различных организациях в зависимости от их целей, задач, особенностей функционирования и других факторов. Указанный документ предусматривает наличие общих положений, в которых делается ссылка на нормативную базу, в соответствии с которой оно сформировано, приводятся определения основных понятий, устанавливается порядок и условия оплаты труда работников с указанием источников формирования ФОТ, форм и видов оплаты труда, должностных окладов, порядка индексации заработной платы. Характеризуются порядок и условия осуществления
5 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О минимальном размере оплаты труда». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Парламентская газета. № 114. 21.06.2000; Российская газета. № 118. 19.06.2000. иКЬ: http://www.rg.ru/2000/06/19/mrot-dok.html
(04.02.2014); Собрание законодательства РФ. 26.06.2000. № 26. Ст. 2729.
компенсационных выплат, механизм их формирования, виды (сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни и т. д.), а также порядок и условия выплат стимулирующего характера (премии и персональные надбавки): выплаты за
интенсивность и высокие производственные результаты работы, надбавки к тарифным окладам за профессиональное мастерство, премиальные выплаты по итогам работы за конкретный период времени (месяц, квартал, год) и иные подобные показатели, другие выплаты, не противоречащие законодательству.
Как показала практика налоговых доначислений, налогоплательщики должны внимательно подходить к документационному оформлению компенсационных выплат в соответствии с требованиями Трудового и Налогового кодексов РФ. Неправильное оформление этих показателей влечет за собой их исключение из расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Установление ненормированного рабочего дня формирует затраты, связанные с предоставлением дополнительно оплачиваемых дней к отпуску. Однако проведенные расчеты показали их несущественность при формировании расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по сравнению с рисками и документационным оформлением компенсационных выплат. Именно поэтому, на наш взгляд, лучше всего при оформлении трудовых договоров и написании локальных актов по оплате труда придерживаться установления ненормированного рабочего дня для основной части работников (в зависимости от специфики конкретного предприятия).
Положением об оплате труда может быть предусмотрена система персональных надбавок: ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных. При этом одному работнику может быть установлено несколько видов персональных надбавок.
Особое внимание при этом следует уделить процедуре документационного обеспечения персональных надбавок в соответствии с требованиями ст. 252 Налогового кодекса РФ, предусматривающей экономическое обоснование и документальное подтверждение произведенных затрат. Особое значение имеют служебные и докладные записки с соответствующими визами.
Необходимо контролировать четкость и соответствие формулировок положению об оплате труда и п. 2 ст. 255 НК РФ: «начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели», то есть начисления персональной надбавки, если она одна, должно идти со следующей формулировкой по приказу: «Установить
надбавку к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели на 2014 год (1 квартал, январь и т. д.) в сумме ... рублей».
Для снижения налоговых рисков при начислении премии за производственные результаты на основании п. 2 ст. 255 НК РФ должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
- в положении об оплате труда следует четко прописать формулу расчета премий за производственные результаты для каждой категории работников и (или) для всех работников в зависимости от результатов деятельности всего предприятия;
- премия может быть ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой, ежегодной, с утверждением соответствующего плана (производственного, плана продаж и т. д.), который утверждается до начала месяца, квартала, полугодия, года;
- после окончания периода должен быть документально подведен итог выполнения (невыполнения) плана и подсчитаны соответствующие критериальные показатели, на основании которых в порядке, предусмотренном положением об оплате труда, производится соответствующий расчет премиального фонда и его распределение между сотрудниками;
- начисление премиального фонда производится соответствующими службами предприятия на основании приказа руководителя организации.
Рассмотрим пример начисления заработной платы за месяц с учетом вышерассмотренных условий. Например, на работу принимается менеджер по продажам с окладом 5 205 рублей и заработной платой 50 000 рублей, а также премиальными, величина которых зависит от количества проданной продукции. Месячный план продаж составляет 10 единиц продукции. На каждую единицу, проданную сверх плана, начисляется премия в размере 1 000 рублей. В первый месяц было продано 15 единиц продукции. Начисление заработной платы в этом случае будет выглядеть следующим образом (Табл. 2):
Табл. 2. Пример начисления материальной помощи и уменьшения ежемесячной надбавки
Наименование элемента ФОТ Начисленная сумма
Начисление оклада, предусмотренного трудовым договором 5 205 руб.
Персональная надбавка за профессиональное мастерство 44 795 руб.
Ежемесячная премия по итогам продаж (5 единиц сверх плана * 1000 руб.) 5 000 руб.
Итого начислено 55 000 рублей.
Внутренними документами может предусматриваться депремирование в случае невыполнения плана продаж. При этом в целях снижения рисков трудовых споров процедурные вопросы депремирования, как правило, не прописываются в локальных документах организации. В этом случае при документальном оформлении зарплаты этого месяца устанавливается персональная надбавка в меньшем размере, что представляет собой на практике действенный инструмент материального стимулирования персонала. На практике встречаются случаи, когда работник, не устраивающий менеджмент предприятия и отказывающийся увольняться, лишался персональной надбавки под разными, соответствующими законодательству предлогами, что в конечном итоге приводило к его увольнению. К таким мерам воздействия необходимо подходить крайне осторожно и учитывать требования Трудового кодекса РФ.
Особое внимание в системе оплаты труда следует уделять коллективному договору: он регулирует социально-трудовые отношения организации и, как правило, предусматривает многие затраты, реально осуществляемые организацией в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ и включаемые в расходы на оплату труда (ст. 40 ТК РФ).
Действующим законодательством предусмотрена возможность включения в коллективный договор некоторых положений, затраты на реализацию которых возможны к включению в общие расходы организации, в том числе:
1. Выдача работающим беспроцентных займов на различные целевые нужды. Как показал проведенный анализ, суммы выдаваемых займов отличаются для разных категорий работников. Так, для директора или главного бухгалтера их величина не ограничивается, для иных работников величина займа определяется с учетом ежемесячной зарплаты. Следует иметь в виду, что выдача беспроцентных займов предусматривает получение физическим лицом дохода в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ), что требует от организации, как налогового агента (ст. 24 НК РФ), его ежемесячного исчисления и перечисления в бюджет. Закрепление в коллективном договоре возможности выдачи беспроцентных займов нивелирует риски, связанные с включением в расходы предприятия процентов по банковскому кредиту, уплачиваемых организацией в случае выдачи займа и одновременного получения кредита.
2. Выдача работающим ежегодной материальной помощи, минимальная величина которой, не облагаемая налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) (п. 28
ст. 217 НК РФ) и страховыми взносами6, составляет в настоящее время 4 000 руб. Таким образом реальная экономия на платежах в бюджет и внебюджетные фонды составляет 13% НДФЛ + 30% страховых взносов, что с 4 000 руб. составляет 1 720 руб. на одного работника, что в ряде случаев представляет для налогоплательщика очевидный интерес. Однако следует учитывать положения п. 23 ст. 270 НК РФ, в котором указано, что суммы выплаченной материальной помощи не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) дал свою характеристику материальной помощи, указанной в ст. 217 НК РФ: это материальная помощь, которая не связана с выполнением получателем трудовой функции и направлена на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события7. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание и т. п.
Если выплата материальной помощи не соответствует этим условиям, то такие выплаты входят в установленную систему оплаты труда и подлежат включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль. ВАС РФ подчеркнул, что такое толкование правовых норм является единственно верным, и все арбитражные суды должны это учитывать.
При этом Минфин России уточняет, что для признания в налоговых расходах материальная помощь, размер которой зависит от трудовых усилий работника, должна быть заранее предусмотрена в трудовом или коллективном договоре8.
По-нашему мнению, не следует в локальных актах организации величину материальной помощи ставить в зависимость от результатов труда — это ведет к созданию налоговых рисков.
Таким образом, ежегодная материальная помощь в размере 4 000 руб. не уменьшает налоговую базу предприятия по налогу на прибыль, однако ее начисление
6 Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12.
иЯЬ: http://www.arbitr.ru/bras.net7f.aspx7id casedoc=1 1 ead31b73-795c-403e-af12-7fe3cca1ea37
(05.02.2014).
7 Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10.
иЯЬ: http://www.arbitr.rU/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 b11bbb0c-0814-485b-8d95-4d67f59bd0d3
(05.02.2014).
8 Письмо Минфина России от 29.02.2012 № 03-03-06/4/13.
иЯЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044786/ (05.02.2014).
представляет определенную выгоду организации, так как суммы НДФЛ и страховых взносов превышают величину налога на прибыль.
При этом налоговые консультанты на практике выявляют, что многие организации при начислении заработной платы на 4 000 руб. уменьшают ежемесячную персональную надбавку с оформлением этой суммы в качестве материальной помощи. Пример такого начисления рассмотрен ниже (Табл. 3).
Таблица 3. Пример начисления материальной помощи и уменьшения ежемесячной надбавки работника
Начисление заработной платы без материальной помощи Начисление заработной платы с материальной помощью
Оклад 5 205 руб. Оклад 5 205 руб.
Специализированная персональная надбавка за профессиональное мастерство — 44 795 руб. Специализированная персональная надбавка за профессиональное мастерство, уменьшенная на величину материальной помощи и НДФЛ — 40 200 руб.
Ежемесячная премия по итогам продаж (5 единиц сверх плана * 1 000 руб.) — 5 000 руб. Ежемесячная премия по итогам продаж (5 единиц сверх плана * 1 000 руб.) — 5 000 руб.
Материальная помощь — 0 руб. Материальная помощь — 4 000 руб.
Итого начислено 55 000 руб. Итого начислено 50 405 руб.
Сумма начисленного НДФЛ — 55 000 * 13% = 7 150 руб. Сумма начисленного НДФЛ — 50 405 * 13% = 6 553 руб.
Сумма к выдаче 47 850 руб. Сумма к выдаче 47 852 руб.
Сумма начисленных страховых взносов: 55 000 * 30% = 16 500 руб. Сумма начисленных страховых взносов: 15 121 руб.
Экономия на платежах в бюджет и внебюджетные фонды: (7 150 руб. + 16 500 руб.) - (6 553 руб. + 15 121 руб.) = 1 976 руб.
Как видно из данного примера, в организации происходит подмена понятий, однако на практике данное предприятие, имеющее 90 работников, один раз в год в течении 4 лет начисляет заработную плату, экономя на НДФЛ и страховых взносах, при этом 95 чел. * 1 976 руб. = 187 720 руб. в год. Проведенные опросы показали, что работники редко интересуются структурными составляющими заработной платы, акцентируя свое внимание прежде всего на ее величине.
3. Выплата пособия при выходе на пенсию, иные выплаты социального характера, которые не связаны с результатами труда (ст. 40 ТК РФ).
4. Обеспечение нормальных условий труда в виде ежемесячного приобретения чая, кофе, сахара, питьевой воды. В этом случае организация должна предпринять меры по возможному персонифицированию доходов. Если предпринятые меры не дали должного эффекта и расходы не удалось персонифицировать (необходимо
документальное подтверждение, например, служебная записка), произведенные расходы относятся к расходам на оплату труда, уменьшают налог на прибыль и не облагаются НДФЛ и страховыми взносами9.
В случае отражения вышеуказанных расходов в трудовых договорах с работниками, налоговые органы могут персонифицировать данные доходы пропорционально величине произведенных затрат. Что касается организации питания работников, то эти расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль10. Вопросы налогообложения НДФЛ и страховыми взносами регламентируются вышеуказанным письмом Минфина России.
5. Организация корпоративных мероприятий также требует персонифицирования доходов. Однако, если питание организовано в виде шведского стола и нет возможности персонифицировать доходы каждого участвующего физического лица, то обязанность по формированию налоговой базы по НДФЛ отсутствует11. При этом доставка работников к месту проведения корпоративного мероприятия должна учитываться в формировании налоговой базы по НДФЛ12.
6. Украшение офиса (букетами цветов перед 8 марта, украшение новогодними игрушками и т. д), что нельзя классифицировать как получение подарков физическими лицами (ст. 40 ТК РФ). Проведенный анализ налоговой практики показал, что, несмотря на формальное соответствие, данный пункт будет провоцировать налоговые споры и проведение налогового контроля.
7. Иные расходы социального характера, формируемые в зависимости от специфики деятельности конкретной организации.
Как мы видим, наличие вышеописанных структурных элементов коллективного договора помогут снизить налоговые риски в части налога на доходы физических лиц и налога на прибыль.
К другим налоговым рискам, возникающим при построении взаимоотношений между работником и работодателем, на которые налоговые органы обращают внимание при проведении выездных проверок, является счет 71 и авансовые отчеты.
9 Письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-04-06/6-29.
иЯЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209532/ (05.02.2014).
10 Постановление ФАС МО от 06.04.2012 по делу № А40-65744/11-90-285.
иЯЬ: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument7b2b71cef-06ec-452d-a729-a5a12bdece88/A40-65744-2011 20120406 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.2014).
11 Письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-04-06/6-29.
12 Письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-04-06/23587.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70300838/ (05.02.2014).
Для того чтобы исключить вопросы, связанные с выдачей денежных средств под отчет, необходимо соблюдать следующие правила:
- в учетной политике предприятия предусмотреть выдачу денег под отчет на срок не более недели (или 3 дней или более — в зависимости от специфики деятельности организации). В том случае, если указанным документом срок выдачи денежных средств подотчетным лицам не предусмотрен, он принимается равным 3 дням. В случае представления подотчетным лицом неполного комплекта документов (например, отсутствует кассовый чек) указанные денежные средства классифицируются как доход физического лица и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ13. Однако на практике, если приобретенные физическим лицом товарноматериальные ценности были оприходованы на склад и должным образом переданы в производство (с наличием всех необходимых документов, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете), данные расходы не будут включаться в облагаемый доход физического лица;
- тщательно проверять полученные первичные документы, подтверждающие произведенные затраты, в первую очередь кассовые чеки (то есть проявлять должную осмотрительность). При этом необходимо проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru)14 существование контрагента. В случае отсутствия контрагента или его исключения из ЕГРЮЛ произведенные затраты нельзя учитывать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль15. При этом следует иметь ввиду, что сам работник не обязан проявлять должную осмотрительность.
- с полученных кассовых чеков необходимо делать копии16, так как выцветание со временем чернил на чеке вызывает претензии инспекции ФНС.
13 Налоговый кодекс РФ. Ст. 210. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 06.08.1998. иКЬ: http://www.rg.ru/2007/03/12/nalog-kodeks.html (04.02.2014). (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 13510/12.
иЯЬ: http://www.arbitr.rU/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 d11159be-7e07-4b46-8df8-ab6fa4ff133c
(05.02.2014); Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12. иКЬ:
http://www.arbitr.rU/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 66a9a828-1cbf-4f90-aade-65e2568a5fc4 (05.02.2014).
14 Постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 17649/10. иКЬ: http ://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx ?id casedoc=1 1 55e95419-31ed-45e1-859c-19e4016bb66d (05.02.2014).
15 См. там же.
16 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и
определения». (См.: Постановление ФАС МО от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09 по делу № А41-18214/08. иИЬ: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e30a4e1-ff81-4d82-8cda-645124bbd768/A41-18214-
2008 20091030 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.2014); Определение ВАС РФ от 17.02.2010 № ВАС-946/10. URL http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b1b8a9f6-b735-488b-a602-9df5525837ce/A41-18214-
2008 20100217 Opredelenie.pdf (05.02.2014); Письмо Минфина России от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374. URL: http://www.akdi.ru/scripts/normdoc/smotri.php7z=2697 (05.02.2014)).
Проведенный анализ показал, что введение плана закупок (например, ежемесячных или ежеквартальных) и исключение практики выдачи денежных средств под отчет (за исключением командировочных расходов) позволят не только сократить суммы расходов, но и существенным образом снизить налоговые риски.
В ходе совершенствования механизма управления ФОТ особое внимание следует уделять расчетам по больничным листам, представляемым работниками. Для снижения налоговых рисков в этом случае необходимо организовать систему проверки их подлинности. Кроме этого, нужно учитывать, что на практике имеют место случаи трансформации премий и персональных надбавок при оплате больничных листов: с целью сокращения количества больничных листов и продолжительности болезни работнику по сути выплачивались денежные средства за фактически отработанное время.
При этом руководство организации путем уменьшения персональной надбавки уменьшает величину заработной платы. Однако с учетом того, что оклад и больничный лист начислены в полном объеме, перспективы судебного спора работника с предприятием заранее обречены на провал.
Рассмотрим пример такого начисления (Табл. 4).
Табл. 4. Пример начисления больничного листа
Условия: В месяце 20 дней, работник отработал 10 дней, а 10 дней болел. Оклад по трудовому договору: 5 205 руб., договорная заработная плата: 50 000 руб. + премиальные, начисленный больничный с учетом нормативных актов РФ: 11 000 руб.
Начисление заработной платы в установленном законе порядке Начисление заработной платы на предприятии с учетом фактически отработанного времени
Расчет руководителя 50 000 руб. / 20 дней = 2 500 руб. в день * 10 фактически отработанных дней = 25 000 руб. + премия по итогам продаж 5 000 руб. Итого надо начислить 30 000 руб.
Оклад 2 603 руб. Оклад 2 603 руб.
Специализированная персональная надбавка за профессиональное мастерство: 44 795 руб. / 2 = 22 398 руб. Специализированная персональная надбавка за профессиональное мастерство: 11 397 руб.
Ежемесячная премия по итогам продаж (5 единиц сверх плана * 1 000 руб.) — 5 000 руб. Ежемесячная премия по итогам продаж (5 единиц сверх плана * 1 000 руб.) — 5 000 руб.
Больничный лист — 11 000 руб. Больничный лист — 11 000 руб.
Итого начислено — 41 001 руб. Итого начислено — 30 000 руб.
Мотивация руководства предприятия, начисляющего заработную плату с учетом фактически отработанного времени, может заключаться в уменьшении количества больничных листов. Тем не менее для некоторых категорий работников данное правило не действует. Можно также ввести правило, согласно которому по одному больничному в год оплата производится обычным образом, а по следующим — вышеописанным.
Трансформацию персональной надбавки и премий многие организации применяют также для учета расходов на сотовую связь, которые, в соответствии с действующим законодательством, учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Многие предприятия устанавливают специализированные лимиты для каждой категории работников. При этом сверхлимитные расходы на услуги связи не только не учитываются в расходах, уменьшающих налог на прибыль, но и включаются в доходы физического лица. К тому же обоснование каждого телефонного звонка (ст. 252 НК РФ) вызывает множество сложностей в учете данного вида расходов. Налоговые органы, проводящие выездную проверку, исключают из расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на телефонные звонки, сделанные в выходные и праздничные дни, а также за пределами рабочего времени. Однако персонификация доходов в натуральной форме невозможна в случае, если организация:
- издаст приказ об установлении норматива на услуги связи на каждый телефон в заранее явно завышенном размере, например 100 тыс руб. в месяц, или полностью отменит соответствующие приказы на нормативы по услугам связи;
- издаст приказ о закреплении служебных мобильных телефонов не за конкретными работниками, а за структурными подразделениями. При этом следует иметь в виду, что указание номера мобильного телефона в визитной карточке работника расценивается налоговыми органами в качестве доказательства закрепления номера за конкретным человеком.
При выполнении двух вышеуказанных условий все расходы, связанные с оказанием услуг связи, будут включаться в расходы, уменьшающие налог на прибыль, и не будут облагаться налогом на доходы физических лиц. В рамках организации управленческого учета на предприятии зачастую устанавливается неформальный норматив на сотовую связь для каждой категории работников, при превышении которого у работника предприятия уменьшается персональная надбавка или премия на сумму превышения.
При начислении заработной платы следует иметь в виду, что возможна ее выдача в натуральной форме, в размерах не более 20% от начисленной суммы. Однако в России имеется арбитражная практика, утверждающая противоположное, когда суд не согласился с доводами налоговиков относительно того, что доля заработной платы, выплачиваемая в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, и указал, что исходя из системного толкования норм ст. 1 ТК РФ и ст. 2 НК РФ, ст. 131 ТК РФ не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения17. При этом целесообразным представляется, что не следует выдавать заработную плату в натуральной форме в объеме более 20% от начисленной заработной платы даже по заявлению работника18.
Кроме этого, выдача заработной платы товарами (работами, услугами) работникам предприятия признается реализацией в целях налогообложения (ст. 249 НК РФ), точнее, реализацией взаимозависимому лицу. Это обстоятельство предусматривает право налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 40 НК РФ). В целях нивелирования налоговых рисков рекомендуется исключить ценовые преференции работникам организации, так как по смыслу налогового законодательства любая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой19.
Также при совершенствовании механизма управления ФОТ предприятиям особое внимание следует уделять должностным инструкциям, которые должны соответствовать квалификационным справочникам профессии. При этом работники предприятия должны быть ознакомлены с ними в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.
По смыслу ст. 106-115 НК РФ налоговое правонарушение, выявленное в ходе налогового контроля, должно быть рассмотрено через действия / бездействия конкретного должностного лица организации. Собственнику предприятия необходимо помнить о возможности привлечения должностных лиц и работников организации к
17 Постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2010 по делу № А23-5464/2009А-14-233. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a4765779-52e4-4876-8d0b-0d646eabac6c/A23-5464-
2009 20100928 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.2014).
18 Палата налоговых консультантов. [Официальный сайт]. URL: http ://www.nalo g-forum.ru/ (04.02.2014).
19 Письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145. URL: http ://www.audar-
info.ru/docs/documents/detail.php?artId=554171 (05.02.2014); Письмо Минфина России от 24.02.2012 № 0301-18/1-15. URL: http://www.audit-it.ru/law/account/413612.html (05.02.2014); Письмо Минфина России от 18.07.2012 № 03-01-18/5-97. URL: http://concepte-
audit.ru/uslugi/poleznaja informacija/informacija minfina i fns rossii/pismo minfina rossii ot 18072012 03 0118597 o porjadke priznanija sdelok po predostavleniju besprocentnykh zajjmov vzaimozavisimym lica
m/ (05.02.2014).
субсидиарной ответственности20. К тому же в должностных инструкциях можно предусмотреть для определенных категорий работников разъездной характер работы. На одном из московских предприятий таких работников оказалось 100 человек. На предприятии был издан приказ о приобретении ежемесячных проездных документов на метро для определенных структурных подразделений без закрепления их за определенными работниками. При этом проездные ежемесячно выдавались определенным сотрудникам, которым уменьшали ежемесячную персональную надбавку и премию на сумму стоимости проездного. Логика, которой руководствовался менеджмент предприятия, заключалась в следующем:
- проездные билеты закреплены за структурными подразделениями;
- документально подтвердить их персонифицирование невозможно, поэтому обязанность уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов не возникает;
- расходы на приобретение проездных билетов уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль;
- приобретение работнику проездных документов возможно за счет заработной платы, с оплатой налога на доходы физических лиц и страховых взносов;
- приобретая проездной документ за счет предприятия и уменьшая работнику персональную надбавку и премию на стоимость проездного, предприятие экономит на налоге на доходы физических лиц и страховых взносах.
Чистая экономия за год на налогах была рассчитана следующим образом:
стоимость проездного 1 000 руб. в месяц,
налоги с 1 000 руб. = 130 руб. НДФЛ + 300 руб. (страховые взносы) = 430 руб. в месяц с человека,
430 руб. * 12 месяцев * 100 чел. = 516 000 руб. в год.
Однако такая экономия может привести к доначислениям по налогам, так как в процессе проведения выездной налоговой проверки могут быть проведены опросы сотрудников и выявлены указанные факты.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости организации особого контроля за формированием расходов на оплату труда с учетом требований, изложенных в Налоговом и Трудовом кодексах РФ. Это поможет не только
20 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post plenum/ 90841.html (05.02.2014).
снизить себестоимость товаров (работ, услуг), но и нивелировать налоговые риски, а также повысить уровень мотивации работников организации.
Некоторые из рассмотренных особенностей формирования расходов на оплату труда могут иметь дискуссионный характер и в случае применения должны быть трансформированы с учетом специфики деятельности конкретного предприятия. Расходы на оплату труда в организациях, проанализированные в данной статье, дополнительно подкрепляются внутренними первичными документами с соответствующим оформлением должностными лицами. Полноценное внедрение безрисковой модели формирования системы оплаты труда в целях налогообложения, должным образом закрепленной в нормативно-правовой базе, положительным образом скажется на формировании финансовых результатов предприятия.
Также целесообразным, на наш взгляд, является формирование рабочей группы из представителей Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов России, Высшего Арбитражного Суда РФ с целью обобщения сложившейся арбитражной практики по данному вопросу, представления предложений в государственные органы власти и последующего внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ. Это позволит систематизировать накопленную практику, упростить правоотношения, возникающие в процессе осуществления процедурных вопросов налогового контроля, в результате чего значительным образом вырастет инвестиционная привлекательность Российской Федерации.
Список литературы и нормативных актов:
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ № 28 от 27.02.1998).
2. Гражданский кодекс РФ. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. №4255. 22.12.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/12/22/grazhd ansky-kodeks.html (04.02.2014).
3. Налоговый кодекс РФ. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 06.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2007/03/12/nalog-kodeks.html
(04.02.2014).
4. Определение ВАС РФ от 17.02.2010 № ВАС-946/10.
URL http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b1b8a9f6-b735-488b-a602-9df5525837ce/A41-18214-
2008 20100217 Opredelenie.pdf (05.02.2014).
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post plenum/90841.html (05.02.2014).
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 b11bbb0c-0814-485b-8d95-4d67f59bd0d3 (05.02.2014).
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 17649/10.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 55є95419-3^-45є1-859^ 19e4016bb66d (05.02.2014).
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 13510/12.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 d11159be-7e07-4b46-8df8-ab6fa4ff133c (05.02.2014).
9. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 66a9a828-1cbf-4f90-aade-65e2568a5fc4 (05.02.2014).
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx7id casedoc=1 1 ead31b73-795c-403e-af12-7fe3cca1ea37 (05.02.2014).
11. Постановление ФАС МО от 06.04.2012 по делу № А40-65744/11-90-285.
URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b2b71cef-06ec-452d-a729-a5a12bdece88/A40-65744-2011 20120406 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.2014).
12. Постановление ФАС МО от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09 по делу № А41-18214/08. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e30a4e1-ff81-4d82-8cda-645124bbd768/A41-18214-2008 20091030 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.2014).
13. Постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2010 по делу № А23-5464/2009А-14-233. ШЪ: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a4765779-52e4-4876-8d0b-0d646eabac6c/A23-5464-2009 20100928 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf.
14. Письмо Минфина России от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374.
URL: http://www.akdi.ru/scripts/normdoc/smotri.php7z=2697 (05.02.2014).
15. Письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03-01-18/1-15. URL: http://www.audit-it.ru/law/account/413612.html (05.02.2014).
16. Письмо Минфина России от 29.02.2012 № 03-03-06/4/13.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044786/ (05.02.2014).
17. Письмо Минфина России от 18.07.2012 N° 03-01-18/5-97. URL: http://concepte-audit.ru/uslugi/poleznaia informaciia/informaciia minfina i fns rossii/pismo minfina rossii
ot 18072012 030118597 o poriadke priznaniia sdelok po predostavleniiu besprocentny kh zaiimov vzaimozavisimym licam/ (05.02.2014).
18. Письмо Минфина России от 18.10.2012 М 03-01-18/8-145. URL: http://www.audar-info.ru/docs/documents/detail.php?artId=554171 (05.02.2014).
19. Письмо Минфина России от 30.01.2013 М 03-04-06/6-29.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209532/ (05.02.2014).
20. Письмо Минфина России от 21.06.2013 М 03-04-06/23587.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70300838/ (05.02.2014).
21. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 М 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. М 2868. 31.12.2001. URL: http://www.rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html (04.02.2014).
22. Федеральный закон от 19.06.2000 М 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О минимальном
размере оплаты труда». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Парламентская газета. 21.06.2000; Российская газета. 19.06.2000.
URL: http://www.rg.ru/2000/06/19/mrot-dok.html (04.02.2014); Собрание
законодательства РФ. 26.06.2000. М 26. Ст. 2729.
23. Бабанов А.В. Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной привлекательности российской экономики // Совершенствование механизма функционирования экономики России в посткризисном периоде: Материалы ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. 27 апреля 2011 г. М., 2011. Ч. I. С. 48-60.
24. Палата налоговых нонсультантов. [Официальный сайт]. URL: http://www.nalog-forum.ru/ (04.02.2014).
25. Ряховский Д.И., Молоствов С.В. Методы снижения налоговых рисков // Вестник бухгалтера Московского региона. 2013. М 1. С. 16-18.
26. Федеральная налоговая служба. [Официальный сайт]. URL: http://www.nalog.ru/
(04.02.2014).
Ryakhovsky D.
Improvement of a mechanism of managing a payment Fund at the enterprises of small and midsize businesses
Ryakhovsky, Dmitry — PhD in economics, associate Professor, first Pro-rector of the Institute of economy and anti-crisis management, Professor of the «Tax advice» Department of the Financial university under the Government of the Russian Federation. E-mail: umc331@mail.ru
Annotation
Labor costs have significant influence on the prime price of goods (works, services). The relevance of the research topic is determined by the correct documenting of this type of costs which influences the financial result of the organization activity. Labor payment in accordance with the Labor Code of the Russian Federation does not always correspond to the criterion values of the Tax Code and the main purpose of this article is a compliance of labor costs with labor and tax legislation that will not only reduce the real cost of goods (works, services) in organizations, negate the tax risks but will also enhance the material and non-material stimulation of the personnel. This article considers the features of documentary maintenance of labor costs, accretion of premiums, compensation payments, specialized allowances and other structural elements of the wage Fund at the enterprises of small and midsize businesses on the basis of the existing legislation, clarification of relevant agencies and arbitration practice. Also, issues associated with bonus reduction, financial support, arrangement of catering services for employees, corporate events, etc. that will significantly reduce tax risks are covered in the article.
Keywords
Wages, salaries, personal bonuses, profit tax, personal income tax, payroll, collective agreement, payment regulations, financial stimulation.
References:
1. Gosudarstvennyj standart RF GOST R 51141-98 «Deloproizvodstvo i arhivnoe delo. Terminy i opredelenija» (utv. Postanovleniem Gosstandarta RF № 28 ot 27.02.1998).
2. Grazhdanskij kodeks RF. Pervonachal’nyj tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskaja gazeta. № 4255. 22.12.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/12/22/grazhdansky-kodeks.html (04.02.2014).
3. Nalogovyj kodeks RF. Pervonachal’nyj tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskaja gazeta. 06.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2007/03/12/nalog-kodeks.html (04.02.2014).
4. Opredelenie VAS RF ot 17.02.2010 № VAS-946/10. URL http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b1b8a9f6-b735-488b-a602-9df5525837ce/A41-18214-2008 20100217 Opredelenie.pdf (05.02.2014).
5. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 30.07.2013 № 62 «O nekotoryh voprosah vozmeshhenija ubytkov licami, vhodjashhimi v sostav organov juridicheskogo lica».
URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post plenum/90841 .html (05.02.2014).
6. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 30.11.2010 № 4350/10.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/faspx7id casedoc=1 1 b11bbb0c-0814-485b-8d95-4d67f59bd0d3 (05.02.2014).
7. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 31.05.2011 № 17649/10.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/faspx7id casedoc=1 1 55e95419-31ed-45e1-859c-19e4016bb66d (05.02.2014).
8. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 05.03.2013 № 13510/12.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/faspx7id casedoc=1 1 d11159be-7e07-4b46-8df8-ab6fa4ff133c (05.02.2014).
9. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 05.03.2013 № 14376/12.
URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/faspx7id casedoc=1 1 66a9a828-1cbf-4f90-aade-65e2568a5fc4 (05.02.2014).
10. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 14.05.2013 № 17744/12. URL:
http://www.arbitr.ru/bras.net/faspx7id casedoc=1 1 ead31b73-795c-403e-af12-7fe3cca1ea37 (05.02.2014).
11. Postanovlenie FAS MO ot 06.04.20І2 po delu №A40-65744/11 -90-285.
URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/b2b71cef-06ec-452d-a729-a5a12bdece88/A40-65744-20ІІ 20І20406 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.20І4).
12. Postanovlenie FAS MO ot 05.ІІ.2009 № KA-A41/11390-09 po delu № A41-18214/08.
URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e30a4e1-ff81-4d82-8cda-645124bbd768/A41-18214-
2008 2009І030 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.20І4).
13. Postanovlenie FAS Central’nogo okruga ot 29.09.20І0 po delu № A23-5464/2009A-14-233.
URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a4765779-52e4-4876-8d0b-0d646eabac6c/A23-5464-
2009 20І00928 Resheniia%20i%20postanovleniia.pdf (05.02.20І4).
14. Pis’mo Minfina Rossii ot 24.І0.20ІІ № 03-02-07/І-374.
URL: http://www.akdi.ru/scripts/normdoc/smotri.php?z=2697 (05.02.20І4).
15. Pis’mo Minfina Rossii ot 24.02.20І2 № 03-0І-І8/І-І5.
URL: http://www.audit-it.ru/law/account74І36І2.html (05.02.20І4).
16. Pis’mo Minfina Rossii ot 29.02.20І2 № 03-03-06/4/І3.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044786/ (05.02.20І4).
17. Pis’mo Minfina Rossii ot І8.07.20І2 № 03-0І-І8/5-97. URL: http://concepte-
audit.ru/uslugi/poleznaia informaciia/informaciia minfina i fns rossii/pismo minfina rossii ot І80720І2 03 0ІІ8597 o poriadke priznaniia sdelok po predostavleniiu besprocentnykh zaiimov vzaimozavisimym lica m/ (05.02.20І4).
18. Pis’mo Minfina Rossii ot І8.І0.20І2 № 03-0І-І8/8-І45. URL: http ://www.audar-info.ru/docs/documents/detail.php?artId=554171 (05.02.20І4).
19. Pis’mo Minfina Rossii ot 30.0І.20І3 № 03-04-06/6-29.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209532/ (05.02.20І4).
20. Pis’mo Minfina Rossii ot 2І.06.20І3 № 03-04-06/23587.
URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70300838/ (05.02.20І4).
21. Trudovoi kodeks Rossyskoi Federacii ot 30.І2.200І № 197-FZ (red. ot 23.07.20І3). Pervonachal’nyi tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskaja gazeta, No 2868. 3І.І2.200І.
URL: http://www.rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html (04.02.20І4).
22. Federal’nyi zakon ot І9.06.2000 № 82-FZ (red. ot 03.І2.20І2) «O minimal’nom razmere oplaty truda». Pervonachal’nyi tekst dokumenta opublikovan v izdanyah: Parlamentskajagazeta. 2І.06.2000; Rossijskaja gazeta. І9.06.2000. URL: http://www.rg.ru/2000/06/19/mrot-dok.html (04.02.20І4); Sobranie zakonodatel’stva RF. 26.06.2000. No 26. St. 2729.
23. Babanov A.V. Rol’ nalogovogo zakonodatel’stva v stimulirovanii investicionnoi privlekatel’nosti rossiJskoJ iekonomiki. Sovershenstvovanie mehanizma funkcionirovanija jekonomiki Rossii vpostkrizisnom periode: Materialy ezhegodnoi mezhvuz. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i prepodavatelei. 27 aprelia 20ІІ g. Moscow, 20ІІ. Ch. I. S. 48-60.
24. Palata nalogovyh nonsul’tantov. [Oficial’nyi sait]. URL: http ://www .nalo g-forum.ru/ (04.02.20І4).
25. Rjahovskij D.I., Molostvov S.V. Metody snizheniia nalogovyh riskov. Vestnik buhgaltera Moskovskogo regiona, 20І3, І, pp. І6-І8.
26. Federal’naia nalogovaia sluzhba. [Oficial’nyi sait]. URL: http://www.nalog.ru/ (04.02.20І4).