НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 11 (16) • 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УЧАСТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Лобанова Анастасия Андреевна, студент, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, РФ
Дана характеристика механизма участия исполнительной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга). Рассмотрена исполнительная власть в целом и ее участие в реализации стратегии развития субъекта РФ. Определены основные направления развития региона, в которых исполнительная власть должна принимать участие. Ключевые слова: исполнительная власть; механизм; важные мероприятия; экономическое развитие.
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF PARTICIPATION OF THE EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE IMPLEMENTATION
OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)
Lobanova Anastasiia Andreevna, student, North-West Institute of Management, branch of RANEPA, Saint Petersburg, Russia
The characteristic of the mechanism of the executive power's participation in the implementation of the development strategy of the subject of the Russian Federation is given (on the example of St. Petersburg). The executive power in general and its participation in the implementation of the development strategy of the subject of the Russian Federation are considered. The main directions of development of the region are determined, in which the executive branch should take part. Keywords: executive authority; mechanism; important events; economic development.
Для цитирования: Лобанова А. А. Совершенствование механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 14-17.
Рассматривая исполнительную власть в целом, необходимо сказать о том, что к ее органам в России, прежде всего, относятся Правительство РФ, Правительства республик, которые находятся в составе РФ, Правительства конкретных субъектов РФ, а также министерства, комитеты и другие государственные органы, которые, так или иначе, оказывают влияние на функционирование того или иного региона.
Исполнительная власть осуществляет свою деятельность, согласно всем суще-
ствующим в государстве или в регионе нормативно-правовым актам. Кроме того, политика исполнительной власти всегда должна быть направлена на всестороннее развитие государства или конкретного субъекта, для чего в большинстве случаев разрабатываются и реализуются программы и стратегии, которые чаще всего имеют долгосрочную направленность.
Переходя к вопросу об участии исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъ-
ектов Российской Федерации, необходимо обозначить тот факт, что, несмотря на то, что Правительство Российской Федерации, по сути, осуществляет глобальную политику развития, зачастую такими проблемами занимаются местные правительства, федеральные министерства или локальные комитеты по той или иной сфере развития.
Рассмотрим основные направления развития региона, в которых должны принимать активное участие государственные органы исполнительной власти.
В первую очередь, необходимо сказать о том, что каждый регион нуждается в экономическом развитии. Для этого крайне необходима активная деятельность исполнительных органов государственной власти. Для того, чтобы привлекать финансовые средства к региону, необходимо развивать его промышленность, торговые связи, развивать бизнес любого уровня для получения значимых инвестиций в различные промышленные и иные проекты.
Для этого правительства регионов составляют Стратегии экономического развития на 10-летний срок, в которых обозначают основные направления деятельности для притока финансовых средств в регион, а также внутреннего экономического развития.
Для реализации данной Стратегии в работу вступают министерства областей и специальные комитеты по направлениям. Каждый из этих государственных органов проводит исследование в своей сфере, выявляет проблемы и недостатки, анализирует динамику, выявляя причины и возможные последствия обнаруженных изменений. На основе проведенных исследований формируются законы и подзаконные акты, которые вносят различные поправки к уже существующей системе управления той или иной отраслью.
Точно такие же процедуры осуществля-
ются исполнительными органами государственной власти и в направлении социального развития того или иного субъекта РФ.
Сложность здесь заключается в том, что социальные преобразования всегда имеют больше проблемных факторов, которые связаны с тем, что здесь играет большую роль человеческий фактор, изменения общественных настроений, мода на некоторые направления деятельности, которая меняется по различным причинам, сложно угадываемым в долгосрочных стратегиях.
Поэтому в данном случае при подготовке стратегий исполнительные органы государственной власти должны проводить огромное количество исследований, в том числе социологических, которые смогут в какой-то мере показать основные тенденции изменений в социальной сфере субъекта РФ.
В данном направлении совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти связано с расширением законодательной базы, формированием новых средств, форм и технологий сбора социологической информации.
В качестве важных мероприятий, которые должны осуществлять исполнительные органы государственной власти в направлении реализации стратегий развития субъектов РФ, можно выделить:
1. бюджетное кредитование экономически выгодных для региона проектов;
2. государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
3. формирование и развитие молодежной политики и социального обеспечения молодых семей;
4. развитие трудовой сферы, снижение уровня безработицы, формирование новых рабочих мест;
5. социокультурное развитие субъекта РФ, создание новых культурных, научных, спортивных и образовательных учреждений;
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 11 (16) • 2017
эКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
6. развитие системы здравоохранения и социального обслуживания.
Все эти компоненты реализации стратегий развития субъектов РФ тесно связаны с деятельностью министерств и комитетов и финансируются из муниципальных средств.
Рассмотрим механизмы участия исполнительных органов государственной власти на примере реализации социальной политики в Санкт-Петербурге.
Обеспечение социальной направленности жизнедеятельности Санкт- Петербургского региона безусловно связано с развитием российского общества, где наряду с положительными чертами отмечалась негативная политическая система, которая на протяжении веков носила авторитарный характер; экономическая система имела черты модели раздаточного типа; в социокультурной системе были заложены корпоративные основы, что в целом снижало потенциал творческого развития как коллективов, так и отдельных их представителей, сковывало свободу в самореализации и самовыражении.
С 1991 г. в соответствие с законодательной базой Российской Федерации была создана система социальных учреждений, которые относятся к ведению Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ и имеют статус федерального, регионального и муниципального подчинения.
К основным видам социальных учреждений на уровне региона относятся:
1. стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;
2. нестационарные учреждения социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан;
3. территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей (в каждом районе города);
4. Дома ребенка (для детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 3...4 лет) Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
5. детские дома для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования и науки РФ;
6. школы-интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования и науки РФ.
В каждом районе Санкт-Петербурга имеются комплексные центры социального обслуживания населения, включающие в себя отделения социально-медицинского обслуживания на дому для граждан пожилого возраста, консультативное отделение, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания и др. [5].
Активно работают многообразные социальные структуры для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: безработных, мигрантов, лиц с зависимым поведением и т. д.
Таким образом, используя правильный механизм в реализации стратегии можно достичь высокого уровня развития. Применение стратегии для субъекта РФ (Санкт-Петербурга) позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов С. В. Динамика развития исполнительной власти в России с учетом социально-экономических и политических изменений начала XXI века // Право. 2014. № 2. С. 47-56.
2. Ефимова Е. Д. Руководство исполнительной властью. Курск : Аксельбант, 2013. 538 с.
3. Иванова А. С., Романова Е. В. Система исполнительной власти России. Хабаровск : Статус Кво, 2013. 395 с.
4. Лебедева С. С. Социальная направленность деятельности Санкт-Петербургского региона: культурно-исторический и современный аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. № 2. Том 14. С. 10-14.
5. Лесникова М. И. Правовые аспекты исследования функций исполнительной власти // Право. 2013. № 11. С. 10-16.
6. Петровский А. А. Актуальные проблемы изучения деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Человек и право». СПб. : Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2014. С. 12-16.
7. Ребров И. А. Три ветви власти в России: правовой аспект исследования. М. : Форинт, 2014. 290 с.
8. Утина И. В., Смирнова А. О., Васильева О. В. Виды правительственного устройства. Астрахань : Ракурс, 2013. 554 с.
9. Яковлева А. П. Система исполнительной власти в России. М. : Свет, 2014. 340 с.
REFERENCES
1. Danilov S. V. Dinamika razvitiia ispolnitel'noi vlasti v Rossii s uchetom sotsial'no-ekonomicheskikh i politicheskikh izmenenii nachala XXI veka [The dynamics of the development of Executive authority in Russia, taking into account socio-economic and political changes of the early XXI century]. Pravo, 2014, no. 2, pp. 47-56.
2. Efimova E. D. Rukovodstvo ispolnitel'noi vlast'iu [The leadership of the Executive authority]. Kursk, Aksel'bant, 2013, 538 p.
3. Ivanova A. S., Romanova E. V. Sistema ispolnitel'noi vlasti Rossii [The system of Executive authority]. Khabarovsk, Status Kvo, 2013, 395 p.
4. Lebedeva S. S. Sotsial'naia napravlennost' deiatel'nosti Sankt-Peterburgskogo regiona: kul'turno-istoricheskii i sovremennyi aspekt [Social work of Saint-Petersburg region: cultural, historical and contemporary aspects]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial"noi raboty, 2010, no. 2, vol. 14, pp. 10-14.
5. Lesnikova M. I. Pravovye aspekty issledovaniia funktsii ispolnitel'noi vlasti [Legal aspects of Executive functions]. Pravo, 2013, no. 11, pp. 10-16.
6. Petrovskii A. A. Aktual'nye problemy izucheniia deiatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti v Rossiiskoi Federatsii [Actual problems in the study of the activities of Executive authorities in the Russian Federation]. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Chelovek i pravo». Saint-Petersburg, Mezhregional'nyi institut ekonomiki i prava pri Mezhparlamentskoi Assamblee Evraziiskogo Ekonomicheskogo Soobshchestva, 2014, pp. 12-16.
7. Rebrov I. A. Tri vetvi vlasti v Rossii: pravovoi aspekt issledovaniia [Three branches of government in Russia: legal aspect of research]. Moscow, Forint, 2014, 290 p.
8. Utina I. V., Smirnova A. O., Vasil'eva O. V. Vidy pravitel'stvennogo ustroistva [Models of governmental device]. Astrakhan', Rakurs, 2013, 554 p.
9. Yakovleva A. P. Sistema ispolnitel'noi vlasti v Rossii [The system of the executive authority in Russia]. Moscow, Svet, 2014, 340 p.
Материал поступил в редакцию 15.11.2017 © Лобанова А. А., 2017