Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
870
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL SUPPORT / FAMILIES WITH CHILDREN / STATE / SOCIAL PAYMENTS / MATERIAL ASSISTANCE / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметов Дамир Алмазович, Смолькин Валерий Петрович

В статье рассматривается понятие семьи с различных точек зрения. Установлено, что механизм реализации социальной поддержки семей с детьми выражается через систему социального обеспечения и социальных услуг. Приводятся результаты анализа всероссийского (ВЦИОМ, Росстат) и проведенного нами исследования. Выявлено, что в нашей стране во многом социальная поддержка семей с детьми осуществляется в виде финансовой поддержки: пособия, ежемесячные выплаты, компенсации, материальная помощь и т.п. Социальная поддержка во многом направлена стимулирование рождение ребенка, не беря во внимание его развитие и воспитание. Краткосрочный характер выплат не способствует искоренению детской бедности и усугубляет ситуацию экономический спад в нашей стране. В целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «социальная няня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING SOCIAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN THROUGH THE SOCIAL SECURITY SYSTEM AND SOCIAL SERVICES

The article considers the concept of a family from various points of view. It has been established that the mechanism for implementing social support for families with children is expressed through a system of social security and social services. The results of the analysis of the All-Russian (VTsIOM, Rosstat) and our research are presented. It was revealed that in our country, in many ways, social support for families with children is provided in the form of financial support: benefits, monthly payments, compensation, material assistance, etc. Social support is largely aimed at stimulating the birth of a child, not taking into account its development and upbringing. The short-term nature of payments does not contribute to the eradication of child poverty and exacerbates the economic recession in our country. In order to improve the mechanism for the implementation of social support for families with children, it is proposed to introduce a new measure of social support in the form of a monthly payment to reimburse the cost of childcare services for a child up to three years of age “social nanny”.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг

Ij'v sovman.ru/article/9213/

Отправить статью мне на email Авторы

Мухаметов Дамир Алмазович

Магистр кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности

Россия, Ульяновский государственный университет [email protected]

Смолькин Валерий Петрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики профессионального

образования и социальной деятельности

Россия, Ульяновский государственный университет

[email protected]

Аннотация

В статье рассматривается понятие семьи с различных точек зрения. Установлено, что механизм реализации социальной поддержки семей с детьми выражается через систему социального обеспечения и социальных услуг. Приводятся результаты анализа всероссийского (ВЦИОМ, Росстат) и проведенного нами исследования. Выявлено, что в нашей стране во многом социальная поддержка семей с детьми осуществляется в виде финансовой поддержки: пособия, ежемесячные выплаты, компенсации, материальная помощь и т.п. Социальная поддержка во многом направлена стимулирование рождение ребенка, не беря во внимание его развитие и воспитание. Краткосрочный характер выплат не способствует искоренению детской бедности и усугубляет ситуацию экономический спад в нашей стране. В целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «социальная няня».

Ключевые слова

социальная поддержка, семьи с детьми, государство, социальные выплаты, материальная помощь, социальная работа

Категории статьи:

Управление социально-демографическим развитием

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

• Русский

^ English (Английский)

Рекомендуемая ссылка

Мухаметов Дамир Алмазович , Смолькин Валерий Петрович

Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Номер статьи: 9213. Дата публикации: 2020-06-16 . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9213/

Введение

Российская социальная политика каждый год направляется на одну из основных целевых групп нашей страны - семьи с детьми и дети. На поддержку данной группы - семей с детьми направлены общегуманитарные задачи. Важным для долгосрочного развития страны остаются инвестиции в человеческий капитал детей: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни. Объявленное десятилетие детства в России, которое стартовало в 2018 году и будет длиться до 2027 года включительно, нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране, а значит и на семьи, в которых они растут и воспитываются. Национальные цели, поставленные Президентом страны в 2018 году (двукратное снижение уровня бедности населения до 2024 года и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны, в том числе за счет увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчете на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 году) [12], подчеркивают актуальность данного направления. Достижение данных целей во многом возможно только при реализации эффективной социальной поддержки семей с детьми на общефедеральном уровне и на уровне отдельных регионов РФ. Всё это придает актуальность поставленной проблеме.

Результаты исследований

Никто не станет отрицать, что семья, даже в 21 веке, является важной социальной единицей, которая строилась годами или несколькими поколениями. Понимание семьи можно рассматривать с разных точек зрения и с позиций разных научных дисциплин, поэтому не сложилось в науке однозначного и четкого определения семьи.

В психологическом словаре семья описывается как «социальная группа, связанная браком или кровными отношениями, ответственностью и взаимопомощью» [11]. В социологии термин семья означает наименьшую единицу социальной организации. Это первичная социальная группа, с которой ребенок сталкивается после рождения [14]. В отечественной литературе мы встречаем различные толкования и определения термина «семья». Социологи, психологи и другие российские эксперты говорят, что понимание концепции семьи является сложным, поскольку с течением времени семья значительно изменяется в прямой зависимости от того, как выглядит семья с точки зрения структуры. По мнению специалистов, семья больше не может быть определена как «группа родителей и детей» [10]. Если мы посмотрим, как семейное право определяет обязанности по содержанию в семье, мы обнаружим, что не только родители обязаны содержать детей, детей по отношению к родителям, но также говорят об обязательствах по содержанию братьев и сестер, бабушек и дедушек, а также их внуков. Поэтому в состав семьи могут быть включены близкие родственники родителей и детей, бабушки и дедушки, внуки и внучки [10].

Основатель советской семейной социологии Анатолий Георгиевич Чарчев в 1970-х годах определил семью как «историческую форму особых отношений между супругами, между родителями и детьми, формируя небольшую социальную группу, члены которой связаны семейными или кровными отношениями и взаимной моральной ответственностью, и чья потребность в обществе заключается в физическом и духовном воспроизводстве населения» [3].

В 1980-х годах мы познакомились с новым взглядом на определение семьи. По словам российского демографа Карела Карловича Баздырева, семью можно назвать «сосуществованием мужчины и женщины, партнерством между мужчиной и женщиной» [2], то есть о семье можно говорить, даже если мужчина и женщина не женятся, а являются партнерами.

Российские социологи провели исследования по изучению семей в 90-е годы 20-го века. С этого периода мы даем, например, определение социолога А.И. Антонова, который определяет семью как «общность людей, которые связаны браком, родством и семейными отношениями. Это сообщество способствует воспроизводству населения, продолжению семейных традиций, социализации детей и существованию отдельных членов семьи» [1]. По словам А.И. Антонова, брак, родство и семейные отношения являются важной основой для каждой семьи.

В начале 21-го века в определениях понимания семьи ссылаются на ситуацию в обществе, где больше внимания уделяется развитию приемных семей и поддержке семей с детьми. С социологической точки зрения семья воспринимается как «общность людей, основанная на родстве, браке или семье, образованной усыновлением ребенка. Как правило, его члены разделяют общую ответственность и ответственность за воспитание детей» [1].

С точки зрения экономики, российские эксперты смотрит на семью как институт, который был сформирован вместе с развитием других социально-экономических институтов, среди которых находится институт частной собственности. Стандарты считаются основным элементом институтов [4]. С этой точки зрения мы можем интерпретировать семью как сообщество людей, которые руководствуются нормами, особенно социальными нормами, которые регулируют поведение и сосуществование людей в семье, или нормами экономического поведения. Российские экономисты также делят семью на три основные группы. Семьи различаются в зависимости от стадии жизненного цикла, в котором семья находится в настоящее время. Кроме того, в нем говорится о классификации в зависимости от размера дохода семьи и, в конечном счете, в зависимости от места проживания семьи, независимо от того, проживает она в городе или в сельской местности [7].

Очень важен в размере дохода семьи механизм реализации социальной поддержки семей с детьми, который выражается через социальное обеспечение и систему социальных услуг

Социальное обеспечение можно определить как меры, связанные с денежными выплатами семьям, имеющим детей (пособие при рождения ребенка, материнский капитал, выплаты при многоплодной беременности, в случае потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение направлено на полное или частичное содержание семей, имеющих детей, в зависимости от их положения.

Система социальных услуг для семей с детьми состоит из сферы здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, службы занятости и др. Услуги могут финансироваться как государством, так и внебюджетными фондами, пополняемыми за счет граждан и организаций (их налоговых поступлений). Услуги предоставляются и государством, и частными организациями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [13] государство обеспечивает, при наличии оснований, семьи такими услугами, как: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг

для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.

Среди негосударственных практик можно выделить: 1) помощь в лечении детей: снабжение медикаментами, применение нетрадиционных методов (например, иппотерапии — лечебной верховой езды); 2) поддержка социализации детей-инвалидов: помощь в выработке различных навыков, таких как: двигательные, коммуникативные и другие; 3) организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями. Родители в таких лагерях как правило, получают консультации специалистов, дети ходят в походы, участвуют в соревнованиях и пр.; 3) арт-терапия для ребят с особенностями развития. НКО предлагают детям занятия живописью, керамикой, лепкой. Практикуются занятия по архитектуре и дизайну, музыке, литературе, флористике, театру; 4) кружки и секции: занятия по боевым искусствам, танцы, граффити, изучение иностранных языков и пр. [8].

Реализация социальной поддержки семей с детьми выражается в поддержании и развитии института семьи.

С целью изучения механизма реализации социальной поддержки семей с детьми нами были проанализированы исследования проведенные Росстатом и ВЦИОМ, а также проведены собственные исследования: через анкетирование (опрос) респондентов и анализ фокус-групп.

Проведенные выборочные обследования населения России показывают, что по разным оценкам 20 — 50% населения считают, что в настоящее время государство выделяет недостаточное количество денежных средств для поддержки семьи, материнства и детства. Результаты тематических опросов, проведенных ВЦИОМ в 2008 и 2017 гг., показывают, что за последние годы повысилось количество опрошенных респондентов, отмечающих снижение положения матерей в стране. К основным проблемам материнства и детства в России относят: 24% опрошенных считают, что это низкий размер детских пособий; 21% за недостаточное число детских воспитательных учреждений; низкий уровень жизни и высокие цены (15%); а также 14% выбрали «низкий уровень медицинского обслуживания, недостаток врачей». Вместе с тем при ответе на вопрос «Как вы считаете, сейчас хорошее

время, чтобы рожать детей, или нет?», респонденты в 2017 г. посчитали, что это время хорошее для рождения детей (42% опрошенных), когда как в 2008 г. такой же ответ дали 25% респондентов [5]. Респонденты также оценивали ряд возможных мер, способных улучшить положение женщин при уходе в декретный отпуск. Предполагаемое введение социальной поддержки в виде места в детском саду, организованного работодателем, респонденты восприняли позитивно (72% опрошенных отметили, что мера скорее улучшит положение, 4% — скорее ухудшит), меру «гибкий график работы», как влияющую скорее положительно, отметили 69% респондентов, а 8% — скорее отрицательно. Слабее поддержали «возможность работать удаленно» — 61% опрошенных; затруднительно для респондентов было оценить меру «предоставление средств для найма няни работающим женщинам», как влияющую на матерей. В связи с чем 18% опрошенных затруднились в оценке, 54% опрошенных положительно её оценили, а 10% выбрали другие меры [5].

В 2017 года Росстатом было проведено исследование «Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, 2017 г. »[6], которое является еще одним источником сведений об отношении граждан к действующей социальной поддержке семей с детьми. Из результатов данного исследования видно, что на решение родить ребенка в большей степени повлияли программы МСК федерального и регионального уровня (55% и 50% соответственно). Пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, как мера влияющее на рождение ребенка, получила меньше всего поддержки (33% опрошенных). Такие результаты могут связаны с размером различных выплат и тем, какие возможности он предоставляют родителям. Наибольший позитивный отклик из предложенных дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми имели: региональная (дополнительная к федеральной) программа МСК (действующая примерно в 75% субъектах России) и возможность как частичного, так и полного погашения кредита (ипотеки) на приобретение жилого помещения при рождении первого или последующих детей.

Проведенное авторами исследование на территории Ульяновской области показывает, что из наиболее значимых мер поддержки семей с детьми, актуальных и введенных к концу 2017 г., респонденты выделяют продление срока действия материнского капитала до 2025 г. - почти 38% граждан. Респонденты из полных семей с детьми позитивно оценивают данную меру (44% в полных семьях против 34% в неполных семьях). Уровень поддержки решения о продлении программы материнского (семейного) капитала практически инвариантен к уровню доходов населения (составило около 36%). Также в проводимом нами анкетировании предлагалось выбрать, как и в опросе ВЦИОМ, ряд возможных мер, способных улучшить положение женщин при уходе в декретный отпуск. Так, за «место в детском саду, организованное работодателем» как и за «предоставление средств для найма няни» высказались ровное количество опрошенных - 80%. «Гибкий график работы» — 63%; «возможность работать удаленно» — 59%.

В фокус-группах для обсуждения были предложены следующие государственные меры поддержки семей, имеющих детей: программа федерального материнского (семейного) капитала, пособие по беременности и родам («декретное» пособие), единовременные выплаты в связи с рождением ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, выдача земельного участка, помощь по сопровождению беременности, а также меры поддержки детей дошкольного возраста.

Материнский капитал является наиболее известной мерой по результатам обсуждения в фокус-группах. Респонденты отмечают, что данная мера является весьма полезной и используется в основном как вложение в улучшение жилищных условий (приобретение жилья). Направление средств материнского капитала на образование детей практикуется редко, опция «пенсия матери» воспринимается критически. Декретное пособие, как отмечают опрошенные, является важной «инвестицией» в общий семейный бюджет при рождении ребенка. Выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет воспринимаются респондентами как обязательное проявление «внимания» со стороны государства, они — «опора» семейному бюджету. Респонденты отмечают, что рады тому, что до 1,5 лет выплата утратила силу и появилась единая до 3-х лет. Предоставление бесплатного земельного участка для строительства своего жилья воспринимается негативно, респонденты не воспринимают данную поддержку, как помощь со стороны государства, так как она плохо реализуется на практике и предоставляется с ограничениями. Земельный участок предоставляется в удаленных частях города, выбрать его местоположение нельзя, часто не проведено снабжение (газо-, свето-, водо-), необходимость завершить строительство в определенные сроки, трудно получить ипотеку.

Женщины, участвующие в фокус-группе, отметили «несерьезной» выплату за раннюю постановку на учет в женской консультации, относящуюся к мерам, направленным на сопровождение беременности: размер выплаты (675,15 рублей), периодичность (единовременная выплата), неосведомленность о возможности получения такой поддержки. Однако принимается как «приятная забота» от государства.

Поддержка детей молочной кухней воспринимается позитивно. В Ульяновске такая мера предоставляется малообеспеченным семьям и многодетным семьям, чьи дети посещают 1 — 4 классы школ города в объеме — 1 пакет молока (200 мл.) на 1 учащегося.

Материалы фокус-групп в рамках исследования «Будущее для семей» позволяют подчеркнуть потребности семей с детьми, которые не включены в реализуемые меры. Участники фокус-групп выделяют проблемы с наличием детских садов и дополнительного образования; недостаточная осведомленность о своих правах на пособия; недостаточная поддержка семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет; отсутствие государственной поддержки отцов; трудности в получении/

приобретении жилья; отсутствие ясельных групп для детей от полутора лет; проблемы с социальной адаптацией женщин с маленькими детьми и низкий уровень качества услуг в родильных домах.

Можно сделать вывод, что основная проблема семей с детьми — отсутствие поддержки семей, имеющих детей в возрасте до трех лет: нет полноценных яслей, практически отсутствует материальная помощь. В следствии чего в целях усовершенствования механизма социальной поддержки семей с детьми нами была предложена мера по предоставлению социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком «муниципальная няня».

Таким образом, предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня».

Введение данной меры приведет к тому, что у семей появится больше времени на самореализацию, получение доходов для поддержания высокого уровня жизнедеятельности; дети будут получать не менее качественное дошкольное образование.

Целью меры является социальная поддержка семей с детьми, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, для обеспечения развития таких детей в домашних условиях и предоставления их родителям (законным представителям) свободного времени.

Задачи, решаемые при введении данной меры:

• расширение охвата социальным обслуживанием детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, не интегрированных в социум;

• оказание помощи в уходе на дому для детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

• организация кратковременного присмотра за детьми, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, для предоставления их родителям (законным представителям) свободного времени;

• обучение детей и взрослых, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, навыкам самообслуживания;

• профилактика отказов от детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и помещения их в стационарные организации;

• профилактика «эмоционального выгорания» у членов семьи, имеющей детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Данная мера является новой в практике применения. Такой меры нет ни в одном регионе Российской Федерации.

Вместе с тем, на территории Ульяновской области реализуется другой схожий и новый проект - «Социальная няня», который заключается во временном присмотром за детьми в возрасте 1-3 года на период отсутствия родителей

однократно (разово) не менее 1 часа, но не более 4 часов, либо на долгосрочный период (на максимальный срок до 6 месяцев) не более 3 раз в неделю, каждое посещение не более 4 часов. На предоставление данной услуги установлен тариф - 102,49 руб. за 1 час. В бесплатной форме данная услуга может быть предоставлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг, утвержденная территориальными органами социальной защиты населения [9].

Новизна новой меры социальной поддержки заключается:

• в расширении охвата социальным обслуживанием детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, за счет предоставления социальных услуг родителям детей, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, которым не рекомендованы реабилитационные мероприятия;

• в привлечении большого количества семей;

• в организации предоставления кратковременного присмотра за детьми, нуждающимися в постороннем уходе, не травмируя психическое и эмоциональное состояние;

• в создании условий родителям и остальным членам семьи в решении проблем личного характера;

• в профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в стационарном социальном обслуживании детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Таким образом, данная мера социальной поддержки семей с детьми считается весьма актуальной в настоящее время, имеет перспективы на будущее развитие.

Заключение

С нашей точки зрения, в целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми следует улучшить стоящую в основе данного механизма систему социального обеспечения (система выплат) дополнив её ежемесячной выплатой на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня». Что в свою очередь активизирует негосударственные организации к реализации социальных услуг по уходу за ребёнком, предоставит родителям возможность для самореализации.

Библиографический список

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304с

2. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке. — М.: Мысль, 1987. - 219 с.

3. Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 232 с.

4. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ Белорусский государственный университет. - Минск: Право и экономика, 2010. - 444 с.

5. Быть матерью в России-2017 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116546

6. Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения 2017 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/RPN17/index.html

7. Долбик-Воробей Т. А., Воробьева О.Д. Статистика населения и демография + Приложение: тесты: учебник. — Москва: КНОРУС, 2018. — 314 с. — (Магистратура).

8. Новые социальные услуги для семей с детьми в Москве: потребности и практика реализации / О. Б. Савинская, А. Г. Истомина, К. В. Чалых; [под общ. ред. Савинской О. Б., Карандашовой О. В.]; АНО «Совет по вопросам управления и развития». - Москва : Акварель, 2016.- 132с.

9. Постановление Правительства Ульяновской области от 06.08.2018 № 385-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ульяновской области»

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 06.02.2020 № 10-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. № 1. ст. 16. 01.01.1996.

11. Семья как социальная группа [Электронный ресурс] // Онлайн-школа Фоксфорд. - Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/semya-kak-sotsialnaya-gruppa

12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

14. Фролов С.С. Социология. Издание 3-е, дополненное: Учебник. - М.: ГАРДАРИКИ, 2002. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.