Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

В статье предложен механизм повышения ресурсного потенциала организаций высшего образования на рынке образовательных услуг на основе организации взаимодействия со стейкхолдерами с созданием виртуальных площадок по принципу маркетплейсов. Для повышения ресурсного потенциала в условиях цифровой экономики необходимы ресурсы нового типа, которые надо создавать совместно со всеми участниками рынка образовательных услуг. Предложенная методика оценки и прогнозирования позволяет определить уровень и направления развития эффективности ресурсного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR INCREASING THE RESOURCE POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article proposes a mechanism for increasing the resource potential of higher education organizations in the educational services market based on the organization of interaction with stakeholders with the creation of virtual platforms on the principle of marketplaces. To increase the resource potential in the digital economy, a new type of resources is needed, which must be created jointly with all participants in the educational services market. The proposed methodology for assessing and forecasting makes it possible to determine the level and directions of development of the efficiency of the resource potential.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_145 УДК 378.1:005.1

Багузова Лариса Валентиновна,

соискатель, старший преподаватель, Институт торговли и сферы услуг, кафедра торгового дела и маркетинга, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, e-mail: ivan.lor1971@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье предложен механизм повышения ресурсного потенциала организаций высшего образования на рынке образовательных услуг на основе организации взаимодействия со стейкхолдерами с созданием виртуальных площадок по принципу маркетплейсов. Для повышения ресурсного потенциала в условиях цифровой экономики необходимы ресурсы нового типа, которые надо создавать совместно со всеми участниками рынка образовательных услуг. Предложенная методика оценки и прогнозирования позволяет определить уровень и направления развития эффективности ресурсного потенциала.

Ключевые слова: ресурсный потенциал; механизм повышения; образовательные организации; методика оценки; прогнозирование; взаимодействие.

UDC 378.1:005.1

Baguzova Larisa Valentinovna,

Applicant, Senior Lecturer, Institute of Trade and Services, Department of Trade and Marketing, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: ivan.lor1971@mail.ru

IMPROVING THE MECHANISM FOR INCREASING THE RESOURCE POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article proposes a mechanism for increasing the resource potential of higher education organizations in the educational services market based on the organization of interaction with stakeholders with the creation of virtual platforms on the principle of marketplaces. To increase the resource potential in the digital economy, a new type of resources is needed, which must be created jointly with all participants in the educational services market. The proposed methodology for assessing and forecasting makes it possible to determine the level and directions of development of the efficiency of the resource potential.

Keywords: resource potential; enhancement mechanism; educational organizations; assessment methodology; forecasting; interaction.

Введение

Цель исследования состоит в предложении методики оценки эффективности ресурсного потенциала и разработанном механизме его повышения на основе взаимодействия участников рынка образовательных услуг.

Материал и методы исследования. Материалами исследования являются информационно-аналитические материалы результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного Рособ-рнадзором, а также материалы отчетов по

самообследованию вузов и Федеральной службы государственной статистики, международные и российские рейтинги. Разработка методики осуществляется на примере федеральных университетов Российской Федерации.

Применены методы научной классификации, диалектический метод познания, научное обобщение, метод системного и сравнительного анализа, социологические методы, метод экспертных оценок, графического представления результатов, экономико-математического представления результатов. Обработка информации проводилась с использованием пакета прикладных программ «МтКаЬ-17».

Результаты исследования и их обсуждение. Индустриальной экономической наукой выработаны разнообразные приемы изучения процессов и явлений, методик, методов и способов проведения экономических операций, выявления степени влияния факторов на величину исследуемых характеристик.

Трудностью при оценке эффективности ресурсного потенциала образовательных организаций является невозможность использования типовых показателей, поэтому предложенная методика должна обеспечивать эту возможность.

Опишем методический подход к повышению ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования.

1. Субъектами экономического исследования являются руководство управляемого объекта, внешние лица, прямо и косвенно заинтересованные в экономическом сотрудничестве с образовательными организациями высшего образования. Одна из главных ролей федеральных университетов - это обеспеченность кадрами тех регионов, где они находятся.

2. Исследования миссии, цели и задач на предмет соответствия участникам рынка образовательных услуг и авторской трактовке позволило установить следующее: можно утверждать, что у большинства федеральных университетов заложены возможности и способы развития всех видов ресурсного потенциала; наименьшее значение для университетов имеет отражение маркетингового и финансового потенциалов; в некоторых случаях миссии противоречат целям университетов.

3. Определен перечень критериев и показателей для оценки (Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Балтийский феде -ральный университет им. Иммануила Канта» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Московский государ -ственный университет им. М.В. Ломоносова» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследова- ФГАОУ ВО «Национальный исследователь-нии ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский поли- ский ядерный университет «МИФИ»» за 2019 технический университет Петра Великого» и 2020 гг.). за 2019 и 2020 гг.; Отчет о самообследовании

Таблица 1 - Показатели и их критерии для оценки ресурсного потенциала образовательных организаций топ-100

Показатели ресурсного потенциала обеспечивающие международный уровень образовательных организаций высшего образования_

Количество цитирований статей организации, опубликованных за последние 5 лет по данным Web of Science на 100 НПР, ед._

Количество цитирований статей организации за последние 5 лет по данным Scopus в расчете на 100 НПР

Число публикаций сотрудников САЕ в топ-квартили журналов базы SCOPUS и WoS в области Education в расчете на 100 НПР, ед._

Средний показатель цитируемости на одного научно-педагогического работника, рассчитываемый по совокупности публикаций, ед._

Уд. вес численности студентов, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), чел._

Численность иностранных студентов, обучающихся в вузе, чел.

Численность зарубежных ведущих преподавателей в общей численности НПР включая российских граждан обладателей PhD зарубежных университетов, не менее 1 семестра, чел._

Численность иностранных граждан из числа аспирантов, чел.

Объем средств от выполнения НИОКР от иностранных граждан и юр. лиц, тыс. руб.

Число публикаций в соавторстве с зарубежными учеными за текущий период, ед.

Индекс вузов по h-индексу

Число статей в журналах, входящих в RSCI, шт.

Количество реализуемых стратегических академических единиц CAE реализуемых вузом, шт.

Количество образовательных программ CAE, полностью или частично реализуемых на иностранном языке, ед.

Уровень научно-исследовательской деятельности RAEX, ранг

Общая численность обучающихся по программам двойных дипломов уровня бакалавриата, магистратуры, аспирантуры,чел._

Университеты, входящие в топ-100 мировых рейтингов университетов: RAEX (РАЭКС Аналитика);

«Интерфакс»_

Показатели инновационного, в т.ч. цифрового ресурсного, потенциала образовательных организаций высшего образования_

Количество созданных вузом Массовых открытых онлайн-курсов, шт.

Количество малых инновационных предприятий, приносящих доход в текущем году в любой форме (гранты, хоздоговора), ед._

Количество партнеров-предприятий и внутренних ресурсов по совместному развитию инновационной деятельности, ед._

Уд. вес машин и оборудования сроком службы не старше 5 лет в общей стоимости, %

Количество персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернету, ед.

Показатели организационно-управленческого ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования_

Доля штатных сотрудников в общей численности ППС, %

Доля ППС категории исследователей в возрасте до 40 лет в общей численности исследователей, %

Общая численность ППС, чел.

Доля ППС возрастной категории более 40 лет, %

а р

Средняя заработная плата научных работников, тыс. руб

Уд. вес ППС прошедших повышение квалификации за год, %

Количество программ повышения квалификации и переподготовки, шт.

Объем доходов из федерального бюджета, тыс. руб.

ы в о с н а н

Объем доходов по Проекту 5-100, млн руб.

Объем доходов от средств приносящей доход в расчете на одного НПР, тыс. руб.

Общий доход вуза на одного студента, тыс. руб.

Отношение средней заработной платы НПР к средней заработной плате по экономике региона, %

Доля доходов вуза из внебюджетных источников, %

Размер Эндаумента, млн руб.

Общая численность аспирантов, чел.

^ Общая численность ППС, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, чел

о _0 Общая численность научных работников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, чел.

' с; О ф Общая площадь учебно-научных помещений на одного студента, м2

т го ^ ш Число монографий, ед.

го о X Ч Объем НИОКР на одного НПР, тыс. руб.

ф с; Количество научных журналов, издаваемых организацией, ед.

о Площадь подразделения для научно-исследовательской и учебно-лабораторной деятельности, м2

Количество защит кандидатских и докторских диссертаций за год, ед.

Средний уровень оплаты за обучение в год, тыс. руб.

Отношение средней стоимости обучения к средней зарплате по региону 2018г, %

.0 ш Количество направлений подготовки, ед.

о Количество партнеров по трудоустройству выпускников, ед.

н Академическая репутация образовательной организации по QS BRICS

ф Число патентов, шт.

го Объем финансовых потоков направленные на решение задач доведения инновационных идей до промышленных разработок, по отношению к годовому бюджету вуза %

Число предприятий, с которыми заключены договора на подготовку специалистов, ед.

, Число студентов, прошедших обучение за рубежом, чел.

Численность иностранных НПР в общей численности НПР, чел.

Объем зарубежного финансирования НИР и ОКР , тыс. руб.

Количество филиалов, ед.

.0 I Численность студентов, победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на очную форму обучения, чел.

с; Ф Число студентов в расчете на одного преподавателя, чел.

н го Общая численность студентов вуза, чел.

о со Средний балл ЕГЭ студентов по очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ

ГО ю о Средний балл ЕГЭ студентов с оплатой стоимости затрат на обучение физ. и юр. лицами, балл

Уровень востребованности выпускников работодателями, ранг

Площадь общежитий для студентов, м2

По предложенным показателям, которые являются критериями всей деятельности образовательных организаций и показателями оценки эффективности использования ресурсного потенциала, были оценены федеральные университеты.

4. Для оценки целесообразно применять такой метод сбора информации, как анализ документов. В качестве основных источников используются информационно-аналитические материалы результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного Рособрнадзором, а также материалы отчетов по самообследованию вузов и Федеральной службы государственной статистики, международные и российские рейтинги.

5. Следующим этапом является определение затрат, формирующих ресурсный потенциал.

6. Производилась группировка затрат и собранные данные по затратам приводим к сопоставимым данным.

7. Расчет показателей эффективности ресурсного потенциала образовательных организаций будет осуществляться с помощью следующих формул:

- эффективность международного ресурсного потенциала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эфяр = (¿Рм 1-7 +¿Р" 8-9 +¿Р" 10-12 +¿Р" 13-181 /п

^ М ( ЗЯР6 ЗЯР7 ЗЯР9 ЗЯР9 ) /

- эффективность инновационного, в т.ч. цифрового ресурсного, потенциала:

+ ЕУ-5)

ШРин = ^

и1 + ¿РИ2-3

ЗЯР5

ЗЯРз

- эффективность организационно-управленческого ресурсного потенциала:

¿У

ЭфКРоу =

_Р|1у^7Р

ЗЯР 10 ЗЯР 4

+

¿1^7 Р ЗЯР 11

¿1^9 Р

¿маР Р Р ¿1^3 Р +Р

р г „мар 4маР , мар5 , ¿6^8 Р

■+-

+

+

ЗЯР 12 ЗЯР 5 ЗЯР 2 ЗЯР 1

+

VМЕЖ г,

¿1^3 р ЗЯР 9

+

¿ОБ^ р тОБР „ Р 8 ¿1^3 р + ¿4^7 р + РОБР8 ЗЯР 7 ЗЯР 1 ЗЯР 12 3

ЭфRP - уровень эффективности ресурсного потенциала образовательных организаций;

Ri - значение нго показателя оценки результата ресурсного потенциала для рассматриваемой образовательной организации;

Rj - наибольшее значение нго показателя оценки ресурсов формирующих ресурсного потенциала для образовательной организации топ-100 рейтингового агентство RAEX;

п - количество частных критериев в общем нго показателе.

8. Ранжирование показателей будет проводиться экспертным методом приписывания баллов для оценки эффективности ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования.

9. Федеральные университеты ранжированы по значению обобщающего показателя ресурсного потенциала.

8 1 6 5 4 3 2 1 О

7,05

27_2 2,59 2.54 2.53

2'3 1,3

I I

ДФУ

ЕФУ

САФУ

СКФУ

СФУ

га фу

УФУ

КФУ СВФУ К(П)ФУ

Рисунок 1 - Рейтинг федеральных университетов по обобщающему показателю эффективности использования ресурсного потенциала в 2019 г. (составлено автором)

Обобщающий показатель оценки ресурсного потенциала позволяет распределить федеральные университеты по трем группам.

В первую группу лидеров относим федеральные университеты со значением показателя от 3,76 до 5,0. В данную группу вошли такие университеты, как Балтийский, Дальневосточный, Северный (Арктический).

Вторую группу с уровнем показателя от 2,51 до 3,75 составили Уральский, Крымский, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский федеральные университеты.

В третью группу вошли два университета: Северо-Восточный и Казанский (Приволжский).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что эффективность управления ресурсным потенциалом в целом по университетам находится на критическом

уровне, требующем кардинального изменения проводимой политики по управлению ресурсным потенциалом, включая более новые (современные) инновационные методы управления.

10. Завершающим этапом оценки эффективности ресурсного потенциала федеральных университетов является графическое отображение результатов по каждому университету в отдельности (рис. 2) по заданным показателям:

- международной эффективности;

- инновационной, в том числе цифровой, эффективности;

- организационно-управленческой эффективности.

На рис. 2 наглядно представлен уровень эффективности ресурсного потенциала федеральных университетов в разрезе трех групп показателей.

ДФУ

К(П)ФУ

КФУ

СВФУ

СФУ

Рисунок 2 - Графическое отображение (рангиуровней) полученных результатов по каждому федеральному университету

Проведенное прогнозирование с помощью прикладных программ «МтКаЬ-17» позволило провести прогноз численности студентов в Российской Федерации, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2020 г., сопровождая оценкой значения средней ошибки или доверительного интервала прогноза с достаточно большой вероятностью (надежностью). В интервале от 3634,95 до 4650,7 тыс. чел. (рис. 3)

Таким образом, возможно использовать регрессионную модель для определения контингента студентов Российской Федерации в заданном году, которая позволит более

точно планировать учебную нагрузку, финан -сирование вуза, даст возможность управлять и планировать ресурсным обеспечением образовательных организаций высшего образования в зависимости от численности студентов, обеспечит не только конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг, но и дальнейшее развитие образовательных организаций высшего образования.

Таким образом, выявляется необходимость разработки эффективного механизма повышения ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования, который будет приставлять собой совокупность приемов, принципов, методов и _I

sooo

7000 SOOO 5000 ¿000 3000 2.000 1000 О

7064,6 741S,S

^¿Г 7461,3 5549,6 4650,7

JT 6455,7 х. лзад к *

Jf 54 Ё,9

2762,8 а 3246,3 ¿161,7 ¿011,3

2790,7 А

3634,95

1991

199 =

2005

2010

2020

Рисунок 3 - Численность студентов в Российской Федерации, обучающихся по программам бакалавриата,

специалитета, магистратуры на 2020 г. [1-3]

процедур принятия управленческих решении и отражать взаимосвязь системы управления ресурсным потенциалом с другими субъектами образовательной системы и внешней средой для достижения целей управления.

Для формирования ресурсного потенциала необходимы активы или собственные ресурсы для запуска и поддержания межуниверситетского маркетплейса, так как каждая группа ресурсов представляет определенный вид потенциала.

Применение виртуальной инновационной среды в управлении обеспечивает решение следующих задач:

- коммуникационные - поиск и сбор информации, ее хранение и распространение, информирование стейкхолдеров;

- управленческие - информационное обеспечение принятия управленческих решений и их доведение до нижестоящих руководителей и подчиненных;

- образовательные - обучение через ве-

J

Механизм управления ресурсным потенциалом

планирование

организация

координация

Подходы и методы

Виртуальный кампус

Учебно-методические и информационные ресурсы

Научно-исследовательские лаборатории

Научно-исследовательские ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

}

А

Управленческие и кадровые ресурсы

I/=

Меж

Маркетинговые ресурсы

Центр мониторинга

Межуниверситетский маркетплейс

—^ Инновационные I йс ресурсы ^

Стажировочные площадки

Фонд развития

К

Финансовые ресурсы

Международные ресурсы

Сетевое взаимодействие

^ Научные школы мирового уровня

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Оценка (этапы) ресурсного потенциала ООВО

Выбор методов и инструментов управления ресурсным потенциалом

Выбор критериев и инструментов оценки состояния системы управления ресурсным потенциалом

Оценка эффективности использования ресурсов федеральных университетов

Определение обобщающего показателя использования ресурсов ООВО

мотивация

мониторинг

контроль

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РОСТА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

V/

Рисунок 4 - Механизм повышения эффективности ресурсного потенциала образовательных организаций

высшего образования (составлено автором)

бинары, видеолекции, образовательные порталы;

- административные - электронный документооборот и делопроизводство;

- контрольные - расширение измеримых показателей работы;

- хранение / архивирование данных;

- исследовательские - поиск новой информации и обработки релевантного опыта;

- безопасности - защита информации.

Представленный механизм управления

ресурсным потенциалам, по мнению автора, основывается на концептуальных принципах:

- федеральные университеты созданы для поддержания интеллектуального потенциала необходимого экономике региона, где он находится;

- рынок образовательных услуг изменил свою направленность с «рынка продавца» на «рынок покупателя»;

- образование получает индивидуальную направленность;

- усложняющиеся технологии и увеличившаяся скорость изменений в экономике должны отражаться в образовательных программах;

- информационная и коммуникационная среда, которая формирует отдельный пласт экономических отношений, стала востребованной и необходимой в образовании;

- созданный образовательный межуниверситетский маркетплейсер будет стимулировать преподавателей совершенствоваться и способствовать непрерывному образованию;

- для повышения публикационной активности необходимо создавать свои журналы с высоким импакт-фактором;

- необходимость создания международных школ мирового уровня;

- войти в мировые рейтинги вузов;

- осуществлять партнерство федеральных университетов с ведущими корпорациями;

- развивать проектное обучение;

- требование глобализации - академическая мобильность;

- привлечение выпускников для организации мест практики, грантов, пополнения эн-даумента;

- поддержание академических свобод.

Управление ресурсным потенциалом федерального университета, а также механизм,

по которому оно осуществляется, организованы определенным образом и подчинены принципам: системности, релевантности, перспективности, управляемости, непрерывности, мотивации и измеримости.

Этим процессом на постоянной основе должно заниматься специальное структурное подразделение, для этого предлагается создать «Центр по управлению цифровым потенциалом» (ЦУЦП), результатом работы которого станет программа мероприятий, направленных на предотвращение факторов, тормозящих эффективное управление ресурсным потенциалом.

Схематично этапы реализации предложенного механизма повышения ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования представлены на рис. 5.

Разработанный механизм повышения эффективности ресурсного потенциала позволит решить следующие задачи:

- усилить взаимодействие всех участников процесса с использованием уникального инновационного потенциала своего университета, в данном случае эффект достигается за счет оптимизации размещения всех стейк-холдеров на площадке маркетплейса;

- сформировать точки роста того или иного потенциала с целью выявления мест направления финансовых, кадровых или иных ресурсов для развития в том числе и экономики региона, что является основной причиной создания федеральных университетов;

- создание сетевой структуры, обеспечивающей взаимодействие и повышение качества образовательных услуг.

Одним из ключевых условий совершенствования системы управления ресурсным потенциалом выступает повышение уровня ее эффективности. Применительно к образовательным организациям это достигается путем цифровой трансформации образования, что способствует эффективному использованию ресурсов.

Выводы. В современных условиях вызывает сложность в проведении сравнения образовательных организаций высшего образования без оценки ресурсного потенциала, способствующего развитию вузов. Применение разработанной автором методики и механизма управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования позволит избежать избыточно-

1. Оценка исходного состояние ресурсного потенциала

1 ,

Прогнозирования Анализ факторов внутренней среды

Анализ факторов внешней среды

Выбор подходов, методов, инструментов

И

2. Формирование органа управления ресурсным потенциалом

1

Корректировка миссия, цель, задачи

Создание Центра УЦП

"L

Определение критериев и показателей

3. Реализация и мотивация

Формирование и реализация программы

Мотивация сотрудников и органов управления

4. Мониторинг по контрольным точкам (инструменты) |

Мониторинг реализации этапов процесса Корректировка (и оценка эффективности) —i-

Разработка рекомендаций по повышению эффективности РП Результат оценки эффективности

Рисунок 5 - Этапы реализации механизма повы го числа анализируемых, что в дальнейшем повысит качество оценки эффективности управления и сделает возможным:

- осуществлять расчеты по отдельным показателям собственного ресурсного потенциала образовательной организации;

- осуществлять расчеты по отдельным показателям ресурсного потенциала по отношению к любой другой образовательной организации для выделения лидеров;

- проводить на постоянной основе мониторинг движения ресурсного потенциала;

- выявлять точки роста для повышения эффективности управления ресурсным потенциалом;

- своевременно и оперативно принимать обоснованные управленческие решения;

- сформировать систему мотивации для сотрудников, получивших лучшие итоговые показатели, и разработать меры воздействия на негативные результаты.

iения эффективности ресурсного потенциала

Список литературы

1. Образование в цифрах: 2021 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Са-утина, Н. Б. Шугаль; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2021. 120 с.

2. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 // Рос -сийская газета. 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/ nauka-dok.html (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Obrazovanie v cifrax: 2021 : kratkij statisticheskij sbornik / L. M. Goxberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. Shugal'; nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». Moskva : NIU VShE', 2021. 120 s.

2.Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot

08.12.2011 № 2227-г. Dostup iz spravochnoj pravovoj Federacii 07.05.2012 goda № 599. Rossijskaya gazeta.

sistemy «KonsuГtantPtyus». 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html

З.О meгax ро гealizacii gosudaгstvennoj ро1Шк V (data obгashheniya: 01.02.2022). оЬ^й obгazovaniya i nauki : ukaz Pгezidenta Rossijskoj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.