СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПОВРЕЖДЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Зубриський Сергей Григорьевич
канд. техн. наук, профессор, Университет машиностроения (МАМИ), 107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семеновская, дом № 38
E-mail: sgzubr@yandex. ru
Тупицын Игорь Игоревич
магистрант, Университет машиностроения (МАМИ), 107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семеновская, дом № 38
E-mail: [email protected]
IMPROVING MECHANISM OF VALUATION OF DAMAGED CARS’ REPAIR IN THE FIELD OF COMPULSORY INSURANCE
Sergei Zubriskiy
Candidate of Technical sciences, Professor, University of mechanical engineering (MAMI), 107023, Russia, Moscow, Bolshaya Semenovskaya str., 38
Igor Tupitsyn
Master’s degree student, University of mechanical engineering (MAMI), 107023, Russia, Moscow, Bolshaya Semenovskaya str., 38
АННОТАЦИЯ
Актуальность данной темы нельзя подвергнуть сомнению. Ее доказывают многочисленные акты разногласий со стороны страховых компаний, оспаривающих рассчитанную стоимость восстановительного ремонта. В ходе проведенной работы была установлена связь между основными причинами разногласий в существующей модели взаимодействия заинтересованных сторон
Зубриський С.Г., Тупицын И.И. Совершенствование механизма оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденных автомобилей в сфере обязательного страхования // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2015. № 10 (21) .
URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/2674
в сфере обязательного страхования касательно оценки стоимости поврежденного автомобиля после ДТП. Были изучены и наглядно продемонстрированы грани соприкосновения интересов этих сторон, а также предложены меры по устранению частных конфликтов в них, на основе комплексного анализа ситуации с учетом интересов каждой стороны.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с реорганизацией деятельности основных взаимодействующих сторон в сфере обязательного страхования, внесением поправок в действующее законодательство. Удовлетворение интересов сторон предлагается с помощью формирования новой модели взаимодействия, которая должна осуществляться на локальном интерактивном посту. Пост находится в подчинении независимой экспертной организации, специалисты которой и будут работать на них.
Главной задачей решения проблем по оценке стоимости
восстановительного ремонта (ОСВР) является оказание качественных услуг по ремонту АМТС, а также максимальная кооперация между структурами ОСАГО без привлечения клиента. В данной ситуации на каждую структуру должны быть определены обязанности ее сферы. НЭ — ОСВР, СК — оплата ремонтных услуг, ТЦ — проведение ремонтных воздействий согласно дефектовочной ведомости. Исходя из этого главной задачей является формирование независимой экспертной организации, выполняющей функции ОСВР и юридически несущей ответственность за выданные ею итоговые калькуляции. Данный подход поможет исключить наличие различающихся калькуляций, создать рычаги управления в сфере ОСВР. Принятые в данной работе меры обеспечат решение существующего конфликта в сфере
обязательного страхования, а также обеспечат положительную динамику по развитию системы в целом и достижение положительных результатов.
ABSTRACT
The topic relevance cannot be brought to the question. It is proven by numerous disagreement acts on the part of insurance companies opposing the calculated repair cost. As part of work the connection has been established between main causes
of disagreements in the existing interaction model between stakeholders in compulsory insurance sphere on the valuation of the damaged car after an accident. The borders of common interests of these parties are studied and clearly demonstrated, as well as measures to eliminate particular conflicts in them are offered based on a situation comprehensive analysis taking into account the interests of each side.
The article deals with issues related to activities reorganization of the main cooperating parties in the compulsory insurance by making amendments to existing legislation. Meeting parties’ interests is offered via the new model formation of cooperation which should be carried out on a local online post. Post is under the subordination of an independent expert organization which experts work on them.
The main task of solving the problems of assessing the repair value (AVR) is to provide qualitative services to repair engine vehicles and maximum cooperation between the insurance structures without the client’s involvement. In this situation, responsibilities of its scope must be defined for each structure. NE — OSVR, SK — repair services payment, TC — conducting repair actions according defective invoice. Based on this, the main task is an independent expert organization formation which serves in OSVR function and legally responsible for its given final calculations. This approach will help to eliminate the presence of different calculations, to create the control levers in OSVR. The adopted measures will provide a solution to the existing conflict in compulsory insurance, as well as provide a positive dynamics of system development in general and the achievement of positive results.
Ключевые слова: оценка стоимости восстановительного ремонта,
ОСАГО, интерактивный пост, независимая экспертная организация.
Keywords: estimate cost of damaged cars’ repair, compulsory insurance, interactive post, an independent expert organization.
Автомобиль — одно из величайших и часто используемых изобретений человечества. По дорогам планеты передвигаются более 2 млрд автомобилей,
а ежегодное производство составляет около 60 млн штук при мощности заводов в 80 млн. Так, в США производится 11 млн штук, в Японии — 9,6 млн, в Германии — 5,7 млн, во Франции — 1,7 млн, в Англии — 1,6 млн штук и в России — 2,2 млн штук в год.
С момента появления автомобиль кардинально изменился как внешне, так и технически. Электроника современного автомобиля уже составляет 50 % его стоимости и делает самостоятельное техническое обслуживание практически невозможным. Также выросли скорость и кинетическая энергия, которых может достигнуть автомобиль, что делает его источником повышенной опасности и создает угрозу для безопасности. По данным Госавтоинспекции за последние 8 месяцев 2014 года произошло 126 000 дорожнотранспортных происшествий (ДТП), в результате которых 16 629 погибших и 160 378 раненых человек.
В целях защиты прав потерпевших в области возмещения ущерба за причиненный вред жизни или имуществу при использовании транспортных средств в 2002 году в Российской Федерации был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ. Но как показывает практика, возникает много разногласий на этапе определения причастности повреждений конкретному ДТП, и на этапе составления итоговой калькуляции.
Актуальность темы подтверждается сотнями тысяч исковых заявлений, поданных и выигранных клиентами страховых компаний касательно недостаточных выплат. По данным, предоставленным Российским союзом автостраховщиков (РСА), в 2013 году в судебные инстанции было подано более 660 тысяч исковых заявлений о возмещении материального ущерба поврежденных автомобилей по методике ОСАГО. Из сказанного видно, что проблема не только остается актуальной на сегодняшний день, но и приобрела критический характер. Представители технических центров и страховых компаний (Национальная ассоциация предприятий технического
обслуживания и РСА) с конца 2014 года активно пытаются найти выход из сложившейся ситуации, но пока им не удалось прийти к соглашению.
Главным фактором оценки разногласий в данной сфере является комплексный анализ взаимоотношений в целом с учетом интересов каждой стороны. В этой ситуации необходимо правильно оценить грани соприкосновения и определить стороны, участвующие в данном взаимодействии.
Проблемы, возникающие при функционировании системы, в целом можно подразделить на 3 основных группы (табл. 1):
Таблица 1.
Взаимосвязь элементов проблемы Определение причин разногласии
Неслаженность во Экономические Возникновение явления
взаимодействии < основы и условия < "двоякости подчинения"
заинтересованных денежного расчета вследствие недостатков
сторон сторон разнятся в законодательстве
1. Проблемы, вызванные отсутствием слаженности
при взаимодействии заинтересованных сторон
К ним относятся сотрудники ГИБДД (производящие оформление места ДТП), виновники и потерпевшие, СК (заказывающие ремонтные услуги), ТЦ (выполняющие восстановительный ремонт) и НЭ (проводящие независимую экспертизу). Но с учетом того, что судебные тяжбы возникают из-за сумм, выплачиваемых СК, можно принять основными лицами взаимодействия СК и ТЦ. Так, недостаточная слаженность работы напрямую связана с преследованием максимальной выгоды каждой из основных сторон без учета интересов коллег в данной сфере. К примеру, для технических центров важна оплата услуг, которые они предоставляют СК, а также оплата запасных частей, в зависимости от действующего на момент проведения восстановительного ремонта курса валюты. В то время как для СК эта деятельность является скорее
бизнесом, чем взаимным сотрудничеством, и как любые организации, в первую очередь, заинтересованы в получении максимальной прибыли.
Возможное решение: при комплексном подходе, необходимо произвести корректировку деятельности данных звеньев модели ОСАГО, включая независимых экспертов (так как они относятся к одной из сторон конфликта). Целью этих мер по реорганизации модели взаимодействия является улучшение взаимодействия этих трех структур в целом и формирование единой модели ОСАГО.
Необходимо отметить, что корректировку деятельности страховых компаний (СК) необходимо основывать на анализе деятельности зарубежных коллег в сфере формирования стоимости полиса, то есть на ориентировании СК на формирование единой структуры ОСАГО. Этого можно достичь путем того, что их услуги должны быть основаны не на получении максимальной выгоды, а на стремлении достичь положительного имиджа компании, то есть обеспечении комфорта клиентам:
a. Услуги СК должны быть основаны на доверии к клиентам (водителям).
b. Выплаты должны быть ориентированы на рынок, то есть быть соизмеримыми со стоимостью новых официальных запасных частей автомобиля.
c. Необходимы более детальные статистики по каждому региону, учитывающие больше факторов, чем на сегодняшний день.
Корректировку деятельности технических центров необходимо основывать на оптимизации производственных процессов, это относится к технологии ремонта, так как именно этот пункт определяет позиции в пропорции между остальными затратами. Технология ремонта определяется заводом изготовителем и не может нарушаться дилером. Но ее правила не столь жесткие, как кажется на первый взгляд. Не все виды работ требуют лишь замены или только ремонта. Для многих из них есть вариации. Примером этого может послужить оптимизация технологического процесса шлифовки. По данным с ТПП 2015, использование расходных материалов фирмы «ЗМ»
вместо «Р1000, 1500...» принесет существенную экономию без потери качества.
Корректировку деятельности независимых экспертов можно произвести с помощью ужесточения государственного контроля за их деятельностью, это относится к исключению оплаты труда независимым экспертам от страховых компаний, а также установлению ответственности за составленную ими итоговую калькуляцию. Дело в том, что на сегодняшний день при составлении экспертного заключения НЭ могут сделать пометку, что их оценка несет лишь рекомендательный характер, что освобождает их от ответственности в случае суда.
2. Проблемы, возникающие из-за различных экономических основ сторон
Исходя из предыдущей группы, можно сделать вывод, что экономические основы расчета стоимости восстановительного ремонта каждой стороны сильно разнятся и учитывают интересы только одной из сторон, на которую они ориентированы. Это дополнительно мешает формированию единой целостности системы ОСАГО. Например, оплата затрат ТЦ складывается из предоставляемых ими услуг, закупаемых запасных частей, ЛКМ и расходных материалов, а также от установленной технологии ремонта.
Выделяемые средства от СК зависят совершенно от других условий денежного расчета, а именно — от оценки стоимости по методическим рекомендациям, установленным ЦБ РФ, использующим средние цены по региону, а также от оценки стоимости с учетом коэффициентов износа. Как показала практика, Методика не учитывает динамику развития реалий, связанных с изменением цен на запасные части, курсом валют, особыми договорными условиями СК и ТЦ (учитывающими скидки) и т. д. Также использование методикой учёта процента износа ТС существенно влияет на снижение суммы выплат на восстановительный ремонт при осуществлении замены повреждённого элемента на новую запасную часть, особенно
оригинальную. Результат различий экономических основ на примере автомобиля марки Мерседес-Бенц приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнение стоимости запасных частей
JV* Запчасти / Артикул Наименование запчасти Стоимость в "Мерседес Бени", руб. Средняя стоимость "РСА", руб. Ратнипа, руб.
3 4 5 6 7
A639SS019719999 БАМПЕР ЗАДНИЙ (STOSSFAENGER Ш) 5695,71 5120,00 575,71
А2218804240 9999 БАМПЕР (VERKLEIDUN G) 70917,67 54100,00 16817,67
A463SS034719999 БРЫЗГОВИК (STOSSFAENGER Ш) 56821,19 48500,00 8321,19
А9016306907 КРЫЛО ПЕРЕДНЕЕ ЛЕВОЕ (BEPLANKUNG) 8470,00 6780,00 1690,00
A463SS70125 КРЫШКА КАПОТА (ABDECKUNG) 3940,53 3410,00 530,53
А2118801318 КРЫЛО ПЕРЕДНЕЕ. (VORD.KOTFLUEGEL) 18963,86 15800,00 3163,86
А20488020839776 РЕШЕТКА РАДИАТОРА (KUEHLERVERKL.) 20230,44 18000,00 2230,44
В66036644 БОКОВЫЕ ПОРОГИ AMG (SETTENSCHWELLER) 48859,34 43500,00 5359,34
Возможное решение: действия, описанные ранее (в предыдущей группе), должны быть поддержаны на законодательном и экономическом уровне. К законодательным изменениям можно отнести установление одного источника, которым может пользоваться эксперт при проведении дефектовки, а также максимальную формализацию «Европротокола», что обеспечит получение исчерпывающей информации с места ДТП. Стоит отметить, что эта информация должна быть доступна всем участникам конфликта ОСАГО, а не только страховым компаниям. Главному шагу на экономическом уровне, то есть установлению единых экономических основ для всех участников ОСАГО, может способствовать формирование независимых экспертных организаций. Эта рекомендация позволит полностью исключить недостатки в деятельности независимых экспертов.
3. Проблемы, обусловленные противоречием законодательных актов
Законодательные акты в сфере ОСАГО можно разделить на главные группы: статьи, регламентирующие полное возмещение ущерба; статьи, регламентирующие ответственность по выплатам в системе ОСАГО; и юридические акты, регламентирующее использование цен рынка. Дело в том, что одна группа законов предусматривает полное возмещение ущерба, а другая — лишь частичное, в рамках, установленных страховой компанией. То есть по пункту 1 ущерб потерпевшему должен быть возмещен в полном объеме; по пункту 2 существуют методические указания по оценке средней стоимости восстановительного ремонта после ДТП, утвержденные Центробанком (ЦБ) России 2014 году, а также разницу оплачивает потерпевший (компенсация в рамках суброгации); а по пункту 3 цены формирует рынок.
Из данного анализа следует, что эти три блока проблем действуют друг на друга. Слаженность взаимодействия невозможна без единых экономических основ расчета, что в свою очередь не обеспечивается законодательством. Именно поэтому необходимо рассматривать существующие проблемы комплексно. Следует оказать влияние на каждую из указанных сторон, поддерживая данные действия на законодательном и экономическом уровнях. Все эти действия сформируют новую модель взаимодействия, что поможет быстрее достичь компромисса. Рассмотрим ее более подробно.
В результате дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД оформляются карточка, схема ДТП, а также «Европротокол» со всей информацией о повреждениях автомобиля с показаниями потерпевшего и виновника аварии. Данный пакет документов отправляется в электронном виде потерпевшему, который предоставляет его в страховую компанию при обращении в целях запроса оплаты восстановительных работ.
Со стороны страховой компании приходит направление на ремонт в АНСЭ, где по базе данных устанавливают технический центр для проведения ремонтных услуг конкретного автомобиля. Для проверки сведений, в случае возникновения сомнений в правильности первичной оценки, АНСЭ делает запрос в ГИБДД
и получает пакет документов с места происшествия. Откорректированная версия отправляется в электронном виде в страховую компанию и в локальную станцию в техническом центре (интерактивный пост). При несогласии со стороны СК, АНСЭ предоставляет детальный анализ схемы ДТП. В данном случае при обращении в суд представители АНСЭ будут иметь достаточное подтверждение своей точки зрения об оценке принадлежности повреждений конкретному ДТП, что должно сократить количество судебных тяжб до минимума.
После урегулирования корректировок на интерактивный пост приходит разрешение на проведение дефектовочных работ. Специалист поста рассматривает данные дела о происшествии и, по прибытии клиента, проводит дефектовку. В результате подготавливается заключение с расчетом стоимости по «Аудатекс», подкрепленное фотографиями дефектов. Данный пакет документов отправляется в АНСЭ и СК. При возникновении разногласий со стороны страховой компании, АНСЭ проводит анализ работы специалиста на интерактивном посту и делает свои замечания либо в СК, либо специалисту. В первом случае, представитель АНСЭ снова будет иметь достаточные доказательства качественного проведения дефектовочных работ, с учетом технологии ремонта данного завода-изготовителя (и наличия необходимого оборудования у дилера), калькуляции из «Аудатекс» и сертификатов на деятельность специалистов и на поверку оборудования (фотографии и оценка были отправлены ранее экспертом с интерактивного поста), что при обращении в суд сыграет существенную роль. В связи с обеспеченностью данной стороны информацией и доказательством правильности заключения, эта схема действий сократит количество обращений в суд со стороны СК в целях признания итоговой калькуляции ошибочной. Во втором случае не возникнет дополнительных проблем, так как специалист интерактивного поста находится в прямом подчинении АНСЭ. Когда этап согласования полностью завершен, результаты проведения технического осмотра (оформленные как дефектовочная ведомость) в печатном виде с подписью и печатью эксперта передаются мастеру цеха.
Все эти рекомендации необходимо внедрять одновременно, в условиях создания и функционирования центра пересечения интересов сторон — интерактивного поста. Для специалиста поста, эксперта-техника, должны быть установлены мероприятия по подготовке, переаккредитации и повышению квалификации. Также их деятельность должна быть сертифицирована в соответствии с международными стандартами, а оборудование иметь сертификат о прохождении поверки. Таким образом, будет создана компетентная структура, качественно выполняющая свои обязанности. Положительные результаты использования рекомендаций:
• Специалист независим от сторон конфликта.
• Специалист не заинтересован в фальсификации, т. к. его заработная плата не зависит от СК и ТЦ.
• Вся документация об автомобилях, правилах проведения дефектовки и т. д. в одном месте.
• Специалист имеет познания в данной проблеме, что позволит быстрее прийти к компромиссу.
• Работа поста обеспечит точность и бесперебойность (по качеству) работы взаимодействующих сторон.
• Уменьшение затрат на ремонт — стоимости (вследствие бесперебойности), времени (меньше затраты на урегулирование конфликта).
• Уменьшение (или исключение) количества обращений в суд.
• Наличие рабочего пространства для полного диагностирования.
• Нет необходимости в дополнительных затратах на независимых экспертизах.
Таким образом, учитывая вышесказанное, приём аварийных автомобилей необходимо осуществлять на интерактивных специализированных постах. Такой пост должен быть оснащён необходимым оборудованием для проведения дефектования, оценки и составления калькуляции восстановительного ремонта. Сотрудники компании, работающие на данном посту, должны быть обучены методике проведения дефектования, иметь знания технологии
восстановительного ремонта автомобилей на данной СТОА, а также иметь знания нормативно-правовой базы по ОСАГО. Только в данном случае пост будет решать как возникающие юридические, так и технические и экспертные проблемы на станциях технического обслуживания. Эти меры призваны обеспечить решение существующего конфликта в сфере обязательного страхования, а также должны обеспечить положительную динамику по развитию системы в целом.
Список литературы:
1. Изменения нормативно-инженерной базы автомобилей LADA. Практика взаимодействия дилерской сети со страховыми компаниями: круглый стол в зале Библиотека ТПП РФ. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consult-cct.ru/strahovanie/normativy-dlya-LADA.html (дата обращения: 15.05.2015).
2. Сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства /
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/ (дата обращения: 01.06.2015).
3. Цены и наличие запасных частей Мерседес-Бенц / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://partsprice.mercedes-benz.ru/ (дата обращения: 01.06.2015).
References:
1. Changes in the regulatory framework of engineering cars LADA. Practice dealer network interaction with insurance companies: a round table in the hall of the library of the RF CCI. Available at: http://www.consult-cct.ru/anons/8731.html (Accessed 15 May 2015).
2. Data on the average value of the spare parts of the vehicle. Available at: http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/ (accessed: 01 June 2015).
3. Prices and availability of spare parts for Mercedes-Benz. Available at: http://partsprice.mercedes-benz.ru/ (accessed: 01 June 2015).