Э. Н. ТАРАСОВ, соискатель, Уральская ГСХА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
620075, г. Екатеринбург, К. Либкнехта, д. 42, корп. 4;
тел.89221101456
Ключевые слова: государственное регулирование, земельные отношения, рыночный оборот сельхоззе-мель, алгоритм совершенствования механизма, оптимизация господдержки.
Keywords: state regulation, ground relations, market turn of the agricultural earths, algorithm of perfection of the mechanism, state support optimization.
Государственное регулирование земельных отношений в современных условиях обусловлено необходимостью:
1. Сдерживания процесса концентрации сельскохозяйственных земель в руках ограниченного круга физических и юридических лиц и предотвращения спекулятивных сделок с землей.
2. Сохранения качества земли — главного богатства страны — и организации восстановления деградированных земель.
3. Формирования класса крестьян-собственников и развития агропредпринимательства на селе [1].
4. Развития сельских территорий и укрепления многофункциональности сельского хозяйства.
5. Формирования цивилизованного рынка земель сельскохозяйственного назначения, максимально учитывающего интересы государства (пополнение бюджетов территорий за счет налоговых поступлений от земельных оборотов), населения и предпринимательства в лице большинства крестьян [1].
6. Оптимизации налогообложения землевладельцев и землепользователей через рентные и арендные платежи.
7. Мотивационного регулирования уровня интенсивного и эффективного использования земельных ресурсов.
К сожалению, как показывает отечественная практика, вмешательство государства в земельный рынок и процесс охраны земель сельскохозяйственного назначения, пока неэффективно.
Об этом свидетельствуют следующие данные: органы государственного контроля за использованием и охраной земель ежегодно проводят более 300 тыс. проверок соблюдения требований земельного законодательства, выявляют примерно 200 тыс. нарушений. Однако более трети сделанных предписаний в целом по России не исполняются, по отдельным регионам — более половины. С помощью проверок каждый год обнаруживается не менее 10 млн га неиспользуемых сельхозугодий, столько же остается за пределами контрольных служб, несмотря на постоянное обновление законодательства. Функционирование рынка земли сопровождается многими злоупотреблениями, значительные площади продаются в собственность без изменения в установленном порядке их целевого назначения [2].
В известных рекомендациях, в качестве основных требований, предъявляемых к процессу государственного регулирования земельного рынка, могут выступать следующие:
— дифференцированный подход к землям разных категорий;
— поддержание конкурентной среды;
— стимулирование привлечения инвестиций в земельно-имущественную сферу;
— открытость информации обо всех участниках и объектах земельного рынка;
— гласность процесса принятия норм, регулирующих земельный рынок, их простота;
— возможность оценки объектов рыночного оборота независимыми оценщиками;
— возможность обжалования участниками земельного рынка действий регулирующих органов и их должностных лиц;
— защита прав социально незащищенных категорий граждан;
— учет экономических интересов участников земельного рынка [3].
Существует мнение, что здесь недостает таких важных требований, как оперативность выделения земельных участков в собственность и предотвращение спекулятивных сделок с земельными долями. В совокупности их можно представить в следующей последовательности:
— постепенность открытия рынка сельскохозяйственных земель в регионах с учетом степени их готовности к данному переходу;
— оптимальность налогообложения землепользователей для пополнения бюджетов территорий за счет рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
— подчиненность рыночного оборота сельхоззе-мель общественным организациям в лице гражданских советов сельских территорий — последней и основной инстанции, разрешающей предпринимательство на земле, прилегающей к конкретному населенному пункту (опыт Швеции);
— ограниченность концентрации сельхозземель на основе законодательно установленных норм, с учетом видов производимой агропродукции;
— контроль за деятельностью финансовых структур, обеспечивающих кредитование сельхозтоваропроизводителей на основе ипотеки земель;
— обязательность целевого использования земель сельхозназначения [1].
Вызывает сомнение реальность выполнения названных требований. Так, например, общественный контроль процесса купли-продажи земель сельхозназначения, поскольку пока не предвидится изобретение соответствующего законодательного акта. Но, даже если такой и возникает, то население не каждого села может принять более правильное решение относительно будущих
Уровни
Федеральный
Региональный
1 г г
Разработка и принятие законов и нормативных актов по проблеме регулирования земельных отношений и рынка земли, организации использования и охраны сельскохозяйственных земель. Создание региональных систем управления землеустройством, земельным кадастром в автоматизированном режиме, а также мониторингом рынка сельхозземель и их состоянием.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Разработка механизма правового регулирования использования земель сельхозназначения с целью их рационального применения.
2. Разработка и законодательное закрепление механизма регулирования рыночного оборота сельхозземель в условия России.
3. Формирование землеустройства.
государственной
4. Разработка и законодательное утверждение
государственной программы земельно-оценочных работ на основе почвенно-агрохимического обследования
сельхозземель (для определения дифференты I).
5. Осуществление территориального зонирования
районов для оптимизации налогообложения землепользователей (с учетом приоритетов мультипликаторного развития).
6. Развитие системы земельно-ипотечного кредитования и федерального информационного обеспечения.
1. Осуществление инвентаризации сельхозземель и их классификация по пригодности использования в агропроизводстве с учетом приоритетов развития агропредпринимательства и темпов роста рынка сельхозземель.
2. Проведение земельно-оценочных работ на основе
почвенно-агрохимического обслуживания
сельхозземель.
3. Сельскохозяйственное и ценовое зонирование сельских территорий в регионах РФ для выявления приоритетов их развития.
4. Агроландшафтное зонирование землепользования агропредприятий.
5. Создание региональной системы мониторинга качественного состояния земель и их рыночного оборота.
6. Разработка и внедрение нормативов в арендных отношениях и налогообложении.
Рисунок 1
Алгоритм совершенствования механизма государственного регулирования земельных отношений на федеральном
и региональном уровнях
поколений, которые будут проживать в данном населенном пункте.
Вряд ли возможен и контроль за деятельностью коммерческих банков, по ограничению ипотеки, предоставленной ими сельским хозяйствам под залог земельных долей, чтобы, в случае банкротства предпринимателя, взявшего кредит под свой земельный участок, последний неизбежно переходил в собственность банка. Поэтому ипотечный кредит должны предоставлять государственные или кооперативные банки. Поскольку последних пока в России нет и, по всей вероятности, не предвидится в ближайшем будущем, то остается надежда на государственные банки. Учитывая пока еще плачевное состояние аграрного сектора, и стремление владельцев земельных долей, в основном из-за их бедности, взять под них ипотечный кредит на цели, не связанные с агро-предпринимательской деятельностью, переходящие в собственность государства земельные ресурсы могут быть в будущем использованы по их целевому назначению.
Хотя и целевое применение земель сельхозназначения не всегда оправдано, особенно в индустриальных
и техногенно загрязненных районах. Часть земель в них не пригодна для производства экологически более чистой продукции, и их можно использовать, например, для создания инфраструктурных объектов (оптовых продовольственных рынков, скотобоен, хранилищ, кирпичных заводов, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий и т. д.). Это будет способствовать развитию на селе диверсификационных видов предпринимательской деятельности.
Что касается оптимизации налогообложения, то здесь следует, по нашему мнению, учесть не только кадастровую стоимость земельных участков, с учетом значения которой рассчитывается земельный налог, но и виды производимой агропродукции, что и мотивирует сельхозтоваропроизводителя на решение данной задачи.
Наиболее гибким и подконтрольным должен быть процесс перевода земель сельхозназначения в другие виды земель. Особенно это касается техногенно загрязненных территорий, которые целесообразно подвергнуть переводу в первую очередь. Более чистые и плодородные земли должны «работать» только на
агропроизводственную деятельность. И здесь, важное значение будет иметь общественное мнение, подкрепляемое соответствующим законодательством, при активном государственном регулировании земельного оборота.
В целом механизм государственного регулирования земельных отношений на федеральном и региональном уровнях может быть представлен в виде алгоритма, включающего совокупность задач, решаемых в логической последовательности (рис. 1).
Учитывая, что сохранение плодородия земель сельхозназначения — важнейшая государственная задача, она должна решаться независимо от формы собственности и в законодательном порядке. Работы по выполнению земельно-оценочных работ на основе почвенно-агрохимического обследования сельскохозяйственных земель, находящихся в госсобственности должны выполняться, в основном, за счет средств бюджета, в муниципальной — за счет регионального бюджета. Земли, находящиеся в частной собственности,
— на средства землевладельца. Обязанность выполнения данной работы дает представление о фактическом состоянии земель в регионе и позволяет принимать необходимые меры по их восстановлению.
Должна быть региональная целевая программа по восстановлению пахотных земель для последующего их введения в рыночный оборот или сдачи в аренду для развития предпринимательства на селе.
Поскольку восстановление земель обусловлено также и изменением в их структуре (по площади и составу сельхозугодий), что является одной из причин использования их не по назначению и появлению различного рода нарушений, то возникает необходимость в их периодическом учете. Такая необходимость проявляется и в связи с переводом одной категории земель в другую, например: земли сельскохозяйственного назначения переводятся в кодекс РФ, где имеется статья № 8 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также соответствующие нормативные акты. Но проблема все равно существует. Это происходит, в частности, по причине того, что не проводиться зонирование территорий, обязательность которого зафиксирована в статье № 7 Земельного кодекса РФ.
Сам механизм перевода одной категории земель в другую не прописан, не представлена методика, которая соответствовала бы более эффективному решению данной проблемы.
Поскольку в современных условиях земельнооценочные работы не могут быть осуществлены только на основе плодородия земли, то целесообразно подключить к оценке комплекс показателей природного, урбанистического, транспортного и техногенного характера с применением уравнения множественной регрессии.
К природным можно отнести непосредственно качество земли и ее экономическую оценку. К урбанистическим — плотность населения и обеспеченность сель-хозугодиями. К транспортным — плотность железных и автомобильных дорог с твердым покрытием; расстояние от центра района (города) до областного центра. К техногенным — удельный вес промышленных земель в общей площади района (города) и суммарную концентрацию вредных веществ на данной территории.
Разумеется, ценообразование земельных участков, в основном, связывается с рынком земли, а нормативная их цена необходима для оптимизации налогообложения рыночного оборота, который должен отслеживаться в режиме мониторинга, базирующегося на автоматизированном кадастре, основы которого были заложены в институте УралНИИгипрозем. Введение автоматизированного кадастра фактически решает проблему информационного обеспечения как участников земельного рынка, так и государственных властных структур, принимающих решения не только в сфере стратегического планирования, но и в области законодательно-исполнительного характера.
К сожалению, отсутствие средств на введение в практику регулирования земельных отношений автоматизированного кадастра, даже на уровне регионов не позволяет оптимизировать земельные отношения. Здесь еще немало проблем не только организационного и финансового, но и юридического характера.
Затрагивая механизм госрегулирования земельных отношений, следует отметить, что он должен осуществляться с учетом проведения регулирующих воздействий непосредственно на аграрный сектор экономики: его состояние находиться на таком низком уровне, что отпадает необходимость в регулировании земельных отношений, поскольку аграрии, в лице сельского населения, постепенно лишаются своего главного средства производства.
Поэтому остронасущной стала проблема по повышению устойчивого развития сельскохозяйственного землепользования. Оно, прежде всего, связано с банкротством и реструктуризацией убыточных агропредприятий. В этом случае возможен массовый выход работников из них со своими долями и образование на их базе мелких хозяйств, эффективность функционирования которых вызывает сомнение, как и рациональность землепользования. В качестве одного из реальных вариантов решения данной проблемы можно было бы предложить передачу недееспособного сельхозпредприятия устойчиво функционирующей бройлерной птицефабрике, нуждающейся в создании собственной кормовой базы. Присоединение целесообразнее осуществлять вместе с земельными долями и объединять собственников земельных долей в пределах оптимальных севооборотов и размещения культур по полям землепользования. Предварительно следует отрегулировать экономический механизм движения земельных долей, предусматривающий оптимизацию отношений между владельцами земельных долей и администрацией предприятия (в данном случае птицефабрики). Основным условием здесь является обеспечение устойчивости этих отношений и возможность кооперирования владельцев земельных долей в пределах севооборотов.
В связи с этим, в механизме госрегулирования важная роль принадлежит государственной (региональной) поддержке сельских хозяйств, обеспечивающей им возможность функционирования в рамках не только простого, но и расширенного воспроизводства. Для этого рентабельность от реализации сельхозпродукции должна быть не ниже 30 %, что обусловлено проявлением ценового диспаритета.
Если проанализировать финансовые результаты от реализации продукции сельского хозяйства, например, по районам Челябинской области, то они не смогут выйти на режим устойчивого функционирования, т. к. не достигается вышеназванный уровень даже с госдотациями.
Данная задача усложняется, если земля будет в аренде, поскольку сельхозтоваропроизводителю, арендующему ее, придется платить собственнику арендную плату и исполнять другие рентные платежи.
Для сельскохозяйственных предприятий важно установить приоритетность госсубсидий с учетом качества сельхоззмель, поскольку именно этот показатель играет важнейшую роль в доходности агропредпринимателей.
Группировкой сельских хозяйств Челябинской области была установлена зависимость их доходности от качества почв, на основе чего определена доля приращения рентабельности, позволяющая выявить долю увеличения государственных (региональных) субсидий, необходимых сельхозпредприятиям для осуществления ими расширения воспроизводства.
Поскольку основная доля сельскохозяйственных предприятий (около 80 %) имеет достаточно высокий балл бонитета (от 60 до 80), то в группу низких значений данного показателя вошло лишь ограниченное число организаций.
Согласно выявленной зависимости, допол-
сельскохозяйственным предприятиям, уровень рентабельности которых превышает ее нормативное значение для данной группы, имея балл бонитета 81 и более.
Особо нуждаются в дополнительных госдотациях сельхозпредприятия первой группы с бюджетом до 50 баллов, для которых нормативное значение рентабельности производства агропродукции составляет 38 %. А фактическое — минус 3 %.
Нормативная рентабельность была рассчитана нами по технологическим картам возделывания и уборки зерновых культур в условиях почв разного качества, на которых эти культуры имеют известную урожайность, а значит, и соответствующую себестоимость. Поэтому хозяйствам первой группы увеличение государственной поддержки составит 38 %, второй — 14 %, третьей — 6,5 % и четвертой — 1,4 %. При условии, что предприятия, входящие в эти группы, используют все свои внутрихозяйственные резервы организационно-экономического, технико-технологического и маркетингового характера, а главное — примут возможные меры по сохранению плодородия почв, что должно подтверждаться их мониторингом. Причем мониторинг проводится не только для обследования полей, но и для выявления уровня хозяйствования, оцениваемого сопоставлением результатов производственной деятельности с требованиями, изложенными в региональной (зональной) системе ведения сельского хозяйства.
нительных госдотаций не потребуется лишь тем
Литература
1. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М. : Агропресс, 2002. 638 с.
2. Милосердов В. В. Государственное регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 2. С. 8-14.
УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО МЕХАНИЗМА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
И. П. ЧУПИНА, кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, К. Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: аграрный рынок, качество продукции, конкуренция, кооперативные формы, рыночная торговля.
Keywords: the agrarian market, quality of production, competition, cooperative forms, marketing.
В структуре рынка потребительских товаров и услуг ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. В структуре рынка потребительских товаров можно выделить рынок продовольственных товаров и рынок товаров народного потребления. Потребительский рынок характеризуется относительно высокой насыщенностью. Потребность населения в товарах народного потребления обеспечивается как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других субъектов Российской Федерации и импортных товаров.
Современный рынок выполняет социальные функции по обслуживанию определенных слоев населения, а также способствует сдерживанию роста розничных цен. Доля рынков в общем объеме всего розничного товарооборота составила 16,5 %.
Несмотря на значительный рост предприятий стационарной торговой сети, рынки продолжают оставаться востребованными значительной частью населения. Это обусловлено как разнообразием реализуемых товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции местного производства, так и гибкой ценовой политикой, доступностью товаров различным слоям населения. Рынки продолжают оставаться весомым источником занятости населения.
Фактором сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка, в частности рынка продовольственных товаров, является создание и дальнейшее развитие конкурентной среды.
Цель и методика исследований.
В данной статье мы рассмотрим тенденции развития внутренней торговли продовольственного рынка.