Совершенствование механизма государственного контроля за планированием доходов и расходов муниципального бюджета
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Луганская Светлана Геннадьевна,
аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), [email protected]
Несмотря на разнообразие форм и методов государственного финансового контроля, утвержденных законом, основным условием эффективности является предоставление и свободный доступ уполномоченных органов ко всей необходимой информации.
Одним из важнейших направлений деятельности муниципальных контрольно-учетных органов является разработка и формирование эффективной системы контроля за использованием финансов и муниципальной собственности. В работе обоснована необходимость и определены направления совершенствования государственного финансового контроля на муниципальном уровне. Применение предложений по совершенствованию механизма государственного контроля за планированием доходов и расходов муниципального бюджета поможет ускорить принятие управленческих решений, а также возможность проведения экспресс-анализа эффективности контрольно-учетных органов.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, эффективность деятельности, региональный бюджет, муниципальный бюджет.
Целью исследования является изучение внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации, предложение путей рационализации государственного финансового контроля на муниципальном уровне, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности контрольно-учетных органов.
Учитывая необходимость построения эффективной системы управления средствами местных бюджетов, которая играет важную роль в обеспечении их бесперебойного функционирования, этой проблематике посвящено немало научных трудов таких российских и зарубежных ученых как В. Васильева, А. Вагнера, Дж.М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стиглица, С. Фишера, М. Фридмена[2]
Российская Федерация является федеративным государством, поэтому ее бюджетная система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает региональные уровни, которые в свою очередь состоят из местных уровней, а местные бюджеты определяют региональный бюджет и, в конечном итоге, весь бюджет России.
К сожалению, несмотря на это, в некоторых местных бюджетах государственные финансы меньше всего накапливаются. Причина этого заключается в том, что большая часть налогов, выплачиваемых населением государству, поступает в федеральный и региональные бюджеты, а также в том, что муниципалитеты в значительной степени зависят от субсидий и субвенций бюджетов других уровней, которые имеют небольшую сумму, свои собственные финансовые ресурсы. Это отражается не только в доходах этих муниципалитетов, но и в уровне жизни населения - снижении заработной платы, доходов предприятий и т. д. Что, в свою очередь, приводит к обратному снижению доходов самого муниципалитета, что связано с уменьшением налоговых поступлений в свой бюджет.
Тем не менее, муниципалитет, который имеет свою собственную базу доходов, не субсидируется, находится в лучшем положении по сравнению с остальными, в большей степени зависящими от межбюджетных трансфертов местных бюджетов. Муниципалитеты в современном мире остаются актуальной областью для исследований. Многие руководители муниципалитетов задаются вопросом, как улучшить управление бюджетом, повысить эффективность исполнения и финансировать свою организацию в разное время. Постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды является главной проблемой для руководителей. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.
В этих условиях укрепляется местная система контроля для выявления внутренних резервов. Однако в депрессивном регионе этот метод управления не приносит значительных результатов; Недостатки в управлении финансовыми ресурсами на местном уровне в основном связаны с недостаточной квалификацией работников и противоречиями в законодательстве. Поэтому необходимо изменить всю парадигму муниципального управления, нацеленную на развитие местного бизнеса, создание внутреннего спроса и новых рабочих мест для него, а также реформирование федерализма для эффективного распределения доходов и расходов на разных уровнях иерархии управления, чтобы обеспечить равномерное развитие регионов страны [3].
Бюджетный контроль и оценка исполнения бюджета по целевым направлениям становятся важными на фоне фактов коррупции на уровне местных органов власти [4].
В гл.26 разд. IX Бюджетного Кодекса РФ[1] определены виды государственного муниципального финансового контроля, с разделением на внешний, который является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов и внутренний, осуществляемый органами исполнительной власти и Федерального казначейства. Целью финансового контроля является своевременное получение информации в процессе управления финансами, предотвращение рисков незаконного распределения и использования финансов, принятие управленческих решений эффективного использования бюджетных средств.
Согласно Приложения 23 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам на 2020 год и на плановый
Наименование 2020 год 2021 год 2022 год
Всего субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний): 2 506 626 623,4 2 679 054 182,2 2 915 702 170,9
Раздел III. Субсидии государственным учреждениям 1 430 629 322,0 1 489 076 241,6 1 552 031 777,3
Процент 57,1 55,6 53,2
Процент объема субсидий государственным учреждениям составляет на 2020 год - 57,1 процента, на 2021 год - 55,6 процента, на 2022 год - 53,2 процента, поэтому планирование и расход объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (далее - задание), является актуальным вопросом контроля со стороны государства.
В условиях жесткой конкуренции руководители в регионах задумываются о вопросах планирования и рас-
пределения финансов, а также об эффективности используемых ресурсов. Поэтому необходимо разработать и автоматизировать систему управления бюджетом, включая не только отчетность, но и планирование.
Наличие необходимой информации о выполнении законов (решений) о бюджетах имеет решающее значение для обеспечения эффективного управления государственными и муниципальными финансами. Бюджетный учет, а именно регистрация и предоставление экономической информации, позволяет на всех уровнях государственной и муниципальной администрации принимать обоснованные решения на основе оценки и анализа относительно дальнейших действий по организации исполнения бюджета.
Таким образом, формирование независимой системы финансового контроля на местном уровне является основным инструментом повышения эффективности расходования бюджетов муниципалитетов.
Сформированная в последние годы законодательная база позволяет органам внешнего муниципального финансового контроля функционировать и эффективно развиваться, удовлетворяя общественный запрос на внешний контроль за использованием местных ресурсов.
Основываясь на теории рационального принятия решений, планирование финансового оздоровления предназначено для того, чтобы помочь городам оправиться от налогово-бюджетного стресса путем облегчения диагностики налоговых проблем и реализации краткосрочных и долгосрочных стратегий восстановления налоговых отношений.
Используя данные общегосударственного обследования городов и многолетние проверенные финансовые отчеты, результаты регрессионного анализа показывают, что планирование связано с более высокой платежеспособностью бюджета, но его эффективность зависит от города. В частности, планирование помогает большинству городов, испытывающих финансовые трудности, но не тем, которые испытывают резкое сокращение бюджета.
Информационно-коммуникационные технологии и услуги представляют собой наиболее активно развивающийся сектор российской экономики и являются основным фактором развития многих направлений социально-экономической сферы.
Чтобы предотвратить невыполнение задания, которое влечет за собой административную ответственность, необходимо руководствоваться общими требованиями к формированию и исполнению показателей задания. Задание формируется Учредителем и должно содержать согласно п.1 ст.69.2 БК РФ как показатели, характеризующие качество и объем услуг и работ, так и требования к отчетности об исполнении задания, условия его досрочного прекращения, порядок контроля, порядок оказания услуг, а также предельные цены на оказание услуг на платной основе в случаях, установленных законодательством РФ.
Ошибками Учредителей являются планирование задания без учета фактического наличия объектов недвижимого имущества для предоставления услуг и работ, поэтому для выполнения задания Учреждение должно арендовать необходимое имущество, тем самым увеличивая затраты. Также при составлении задания, без прогнозируемой динамики количества потребителей, создается риск выполнения задания Учреждением.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м о
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Зачастую при формировании задания на год Учредителями допускаются ошибки, которые в последствии отражаются на качество и объемы выполнения задания Учреждениями. Распространенной ошибкой является не учтенная сезонность, отпуска сотрудников. Так, например, задание на клубные формирования (секции, кружки, объединения) должно учитывать, что в летние месяцы посещение резко падает, из-за отъезда участников клубных формирований в отпуск, на летние каникулы. Лучше всего планировать задание по фактическим показателям выполненного задания за предыдущий год, с разбивкой по месяцам или по кварталам.
Также основной ошибкой являются показатели качества, которые невозможно рассчитать и подтвердить. За частую анкетирование на бумажных носителях Учреждения составляют сами, для достижения данных показателей, поэтому нужно предусмотреть обязательное использование электронного ресурса для опроса населения, не влияющего на мнение потребителя, а также проводить комиссионные обследования помещений или территорий для оказания услуг и работ, делать анализ сроков выполнения услуг и работ и других показателей.
Основными ошибками Учредителей при расчете субсидии являются:
- включение в расчет объема субсидий избыточных площадей по недостоверным данным о площади закрепленного недвижимого имущества;
- субсидирование содержания площадей, сданных в аренду и включение расходов на их содержание;
- отсутствие учета планируемых поступлений от приносящей доход деятельности;
- изменение объема субсидии без соответствующего изменения показателей самого задания;
- применение корректирующих коэффициентов без основания.
Учреждения при использовании субсидии также допускают нарушения связанные с выполнением задания - это не своевременное информирование Учредителя о невыполнение задания, для дальнейшего пересчета объемов субсидии, нецелевое использование средств субсидии, оплата продукции по завышенным объемам и стоимости, распоряжение недвижимым имуществом без согласования с Учредителем.
Сложностью в расчетах базовых затрат, является недостаточная аналитика, применяемая в бухгалтерском учете. Так, например, если Учреждение оказывает большое количество услуг, разделить все затраты в бухгалтерском учете невозможно, а для точного расчета базовых нормативных затрат необходима аналитика в разрезе каждой услуги. В данной ситуации Учреждения применяют отдельные расчеты в программе ХЦ которые не совершенны и не исключают риск нарушения формул, человеческого фактора, для данного расчета. Поэтому для более точного планирования задания и объема субсидии необходима программа с применением аналитики, а разрезе каждой услуги, что сократит время сотрудников и их количество. Такую программу можно создать на основе базовой программы управленческого учета 1С, с возможным применением выгрузки данных из базовой бухгалтерской программы 1С, где собираются все затраты по Учреждению в целом.
Автоматизация процессов контроля и экспертного анализа органов внешнего финансового контроля должна обеспечить формирование целостной системы информационных ресурсов, информационных и стати-
стических данных, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений, а также предоставление и анализ информации.
Основными принципами автоматизации процессов контрольно-экспертно-аналитической деятельности контрольно-учетных органов являются:
- систематизация сбора, хранения и использования информации для выполнения полномочий, предусмотренных федеральным законом;
- предоставление информации внешним потребителям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в автоматизированных информационных ресурсах;
- достоверность и актуальность информации, содержащейся в автоматизированных информационных ресурсах;
- безопасность, с учетом требований по обеспечению информационной безопасности;
Данная информационная система позволит проводить регулярный мониторинг и контроль деятельности объектов контроля, она даст возможность быстро получать информацию, в отличие от частоты получения информации, только на основе экспертно-аналитических мероприятий, камеральных проверках и контрольных мероприятий с выездом на объекты.
Местные бюджеты с их провозглашенной независимостью практически формируются субъектами Российской Федерации, что делает их полностью зависимыми от субъекта Российской Федерации и не позволяет им осуществлять не только долгосрочное планирование, но и правильно финансировать свои неотложные нужды. Для урегулирования деятельности местных органов власти и взаимодействия их государственной властью необходимо изменение Федерального законодательства в части основных направлений государственной политики в области местного самоуправления и определение вертикали федеральной исполнительной власти, что позволит в целом совершенствовать механизм государственного контроля за планированием доходов и расходов муниципального бюджета.
Дальнейшее совершенствование управления бюджетными средствами требует внедрения бюджетирования с учетом стратегических целей социально-экономического развития территории на многие годы и результатов деятельности участников бюджетного процесса, достигнутых в предыдущие бюджетные перио-ды[2]. Кроме того, необходимо повысить эффективность и результативность использования финансовых ресурсов местных бюджетов путем внедрения прогрессивных методов бюджетного планирования, одним из которых является программно-целевой метод и среднесрочное бюджетное планирование.
В связи с изложенным усматривается, что в современных условиях совершенствование системы финансового управления местными бюджетами должно осуществляться по следующим направлениям:
- предоставление большей управленческой свободы местным органам власти для реализации определенных полномочий;
- обеспечение эффективности местного самоуправления, устранение несогласованности между регионами и местными органами власти;
- улучшение координации местного самоуправления на федеральном уровне;
- создание эффективных механизмов проверки качества местных услуг, с помощью которых централь-
ный уровень мог бы обеспечить достижение ожидаемых показателей эффективности при делегированных функциях и соблюдении национальных стандартов качества;
- дифференцирование расходов органов местного самоуправления на реализацию делегированных государством и собственных полномочий;
- определение схемы взаимодействия и возможное дублирование расходных полномочий местных и региональных бюджетов в отдельных секторах бюджетной сферы (отдельные расходы на функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, спорта, социальную защиту и реализацию мер в соответствующих областях).
Процесс управления средствами местного бюджета как основной компонент финансовой поддержки местного самоуправления характеризуется недостаточной доходной базой, зависимостью от межбюджетных трансфертов и неспособностью местных бюджетов полностью финансировать выполнение своих полномочий.
Поэтому основной задачей является увеличение доходной части местных бюджетов, что, в свою очередь, улучшит работу местных органов власти и укрепит их независимость, а также необходимость встраивания органов местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Лентюгов, Д. А. Современный вектор развития систем управления бюджетными потоками муниципалитетов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. -2019. -№09. -С. 72-76.
3. Сапожникова, С.М. Роль финансового контроля в муниципальном управлении в условиях стагнации// Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. Смоленский государственный университет. 2019. С. 211-215.
4. Целыковский, И.В. Современная политика государственного контроля в сфере бюджетных отношений органов местного самоуправления // Закон и право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politika-gosudarstvennogo-kontrolya-v-sfere-byudzhetnyh-otnosheniy-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 11.03.2020).
5. Безпалов В.В., Сорокина Н.Ю., Лочан С.А., Федюнин Д.В.. Развитие системы управления предприятий регионального промышленного комплекса в условиях импортозамещения. Москва, 2016.
6. Лочан С.А., Петросян Д.С., Безпалов В.В. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях : учебное пособие / Москва, 2016. Сер. Магистратура
7. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.
Improvements of the state control mechanism for plannig income and expenditure of the municipal budget
Luganskaya S.G.
RANEPA under the President of the Russian Federation
Despite the variety of forms and methods of state financial control approved by law, the main condition for effectiveness is the provision and free access of authorized bodies to all necessary information.
One of the most important areas of activity of the municipal control and accounting bodies is the development and formation of an effective control system over the use of finance and municipal property.
The work substantiates the need and identifies areas for improving state financial control at the municipal level. The application of proposals to improve the mechanism of state control over the planning of revenues and expenditures of the municipal budget will help accelerate the adoption of administrative decisions, as well as the possibility of conducting an express analysis of the effectiveness of municipal control and accounting bodies.
Key words: state financial control, m performance, regional budget, municipal budget.
References
1. The budget code of the Russian Federation of July 31, 1998 N
145-03 (as amended on December 27, 2019) // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 08/03/1998, N 31, Art. 3823.
2. Lentiugov, D. A. The modern vector of development of management systems for budgetary flows of municipalities // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: ECONOMY and LAW. -2019. -09. -WITH. 72-76.
3. Sapozhnikova, S. M. The role of financial control in municipal
management in the context of stagnation // Digital space: economics, management, society: collection of scientific articles of the 1st All-Russian Scientific Conference. Smolensk State University. 2019.S. 211-215.
4. Tselykovsky, I.V. The modern policy of state control in the field
of budget relations of local authorities // Law and Law. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politika-gosudarstvennogo-kontrolya-v-sfere-byudzhetnyh-otnosheniy-organov-mestnogo-samoupravleniya (date of access: 11.03.2020).
5. Bezpalov VV, Sorokina N.Yu., Lochan S.A., Fedyunin D.V. Development of a management system for enterprises of a regional industrial complex under conditions of import substitution. Moscow, 2016.
6. Lochan S.A., Petrosyan D.S., Bezpalov V.V. The economic policy of the state: social justice in economic relations: a training manual / Moscow, 2016. Ser. Master
7. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109-117.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о