Литература
1. Савченко Е. Социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса Белгородской области. / АПК: экономика и управление.- М., 2005.-№9.-с.
2. Крыгина А. Социальная защита женщин, работающих в сельской кооперации. / Экономика сельского хозяйства России.- М., 2004.-№4.-с.21.
3. Латышев Н. и др. Социальные проблемы села Центрального Чернозе-мья. / АПК: экономика и управление.- М., 2004.-№8 .-с.17
4. Сергеев П. Определение приоритетов в социально-экономическом развитии села. / Экономика сельского хозяйства России.- М., 2004.-№6.-с.21.
5. Сергачев В. Забота о сельчанах. / Экономика сельского хозяйства России.- М., 2004.№5.-с.29.
ПШИХАЧЕВА Т.М.
совершенствование механизма функционирования продовольственного рынка - важный фактор антидепрессивного развития региона
Выявление направлений совершенствования механизма функционирования продовольственного рынка региона предполагает обоснование возможных путей интеграции различных сегментов реализации продукции агропромышленного комплекса в единую систему. Очевидно, что без формирования хорошо отлаженного продовольственного рынка, с типичными для его развитых форм атрибутами, весьма трудно будет решить комплекс сбытовых проблем субъектов агропромышленного про- ^ изводства. Отечественный продовольственный рынок если и сформирован, то он функционирует край- ^ не неустойчиво, отношение его не сбалансированы. В сфере оборота продукции отрасли это выража- ^ ется, в частности, в том, что имеет место "оторванность" сферы переработки и создания конечного □ продукта от сельского хозяйства. Если субъекты первой еще как-то справляются с решением набора ^ финансово-экономических и социальных проблем, порожденных переходной ситуацией, то сельско- ^ хозяйственные производители это делают с трудом, адаптационные механизмы этой отрасли АПК чрезвычайно слабые, государственное регулирование в его сегодняшних превалирующих формах £ смягчить остроту сложившегося в сельском хозяйстве положения не в состоянии. Сфера переработки -Е и создания конечного продукта не ориентирована на результативное взаимодействие с сельским хо- ^ зяйством. ^ Важнейшей задачей государственного регулирования должно стать содействие формированию ^ сбалансированного и устойчиво функционирующего продовольственного рынка, способного интег- 2 рировать сферу реализации. Эта проблема остра и актуальна на региональном уровне и, особенно в регионах, где аграрный сектор занимает существенное место в территориальной экономической си- £ стеме и играет ключевую роль в решении социальных проблем регионального развития. К числу таких регионов без сомнения относится Карачаево-Черкесская республика. И в этой связи встает необ- ^ ходимость обоснования приоритетных направлений стабилизации продовольственного рынка и ре- о шения комплекса сбытовых проблем субъектов агропромышленного производства. На рисунке 6 представлена схема функционирования регионального продовольственного рынка. Очевидно, нельзя бу- £ дет выстроить результативную систему хозяйственных отношений на региональном рынке, если не о
СО
будут созданы и реализованы соответствующие механизмы взаимодействия сельского хозяйства и £
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона. о
сь
К сожалению, функциональная деятельность этих предприятий не сориентирована на использо- ^
вание сельскохозяйственного сырья местного происхождения. Это происходит, прежде всего, по при- х
чине невысокой эффективности региональных производителей сельскохозяйственной продукции. ®
СО
Именно поэтому здесь государственные мероприятия в совместном действии с рыночными механиз- ^
мами должны быть сконцентрированы на трансформации направлений основных товаропотоков. 5
Предприятия, создающие конечный продукт, взаимодействующие в рамках реализации сбытово- ®
го аспекта своей деятельности с потребителями, зависят от состояния платежеспособного спроса. |
Регулирующие государственные органы, решая проблему стимулирования последнего (а это направ- °
о
ление государственного регулирования отрасли признается сейчас в современном отечественном ^ анализе как одно из приоритетных) достигают значимый результат в масштабах региона. Воздействие
импульса дополнительного спроса повышает производственную и инвестиционную активность во всем региональном АПК и, что самое важное, непосредственно в сельском хозяйстве. Именно поэтому сельское хозяйство региона в гораздо большей степени зависит от сферы переработки и пищевой промышленности, чем последние от аграрного производства [1]. Однако в программах регионального развития утверждается обратное , и все это проистекает, как нам представляется, от неправильного понимания существа аграрной политики в рыночной экономике, результативности различных рычагов ее воздействия на финансовую ситуацию в отрасли. Именно поэтому чрезвычайно важно достичь результативного взаимодействия сельскохозяйственных производителей и других сфер регионального АПК.
Области пересечения субъектов рынка (сельскохозяйственные предприятия, предприятия АПК-предприятия сферы создания конечного продукта, импортеры сельскохозяйственной продукции и продовольствия и государство)с продовольственным рынком образуют систему реализации продукции регионального агропромышленного комплекса. При этом мы абстрагируемся от возможности вывоза продукции комплекса за пределы региона. Хотя, безусловно, это важное направление развития экономики региона, и многие крупные предприятия комплекса ориентируются как раз на масштабные российские и международные рынки, все-таки эта задача решаема кардинально после эффективного решения проблемы регионального рынка, состояние которого сейчас неудовлетворительно. И неудовлетворительно оно по многим причинам, основная из них это недооценка значения роли АПК в экономике региона, вместе с соответствующей ей недооценкой его в регулирующем процессе. Поддерживается иллюзия природной убыточности сельскохозяйственного производства и большинства производств сферы переработки и пищевой промышленности. Может быть это и верно, когда отсутствуют должная политическая воля и необходимый экономический рационализм в радикальной ре-¡Ё формировании всего комплекса фундаментальных хозяйственных отношений отраслей, в том числе и по поводу земельных ресурсов. Таким образом, основой порок в существующей системе государствен-д ного регулирования, вполне может быть устранен на региональном уровне указанной системы. Эта □ же система, провоцирующая "оторванность" друг от друга важнейших сфер АПК, стимулирующая ^ дальнейший упадок сельского хозяйства, где искусственно поддерживаются известные всем органи--<> зационно-правовые формы ведения производства, исчерпавшие источники для позитивного развития, привела в своей эволюции к массовому завозу в регион продовольствия [2]. Причем, не столько имей портной продукции- эта проблема скорее макроэкономического уровня, сколько отечественной про-и дукции других регионов, где общеэкономические и специфические территориальные условия были ф отнюдь не благоприятнее, чем в КЧР, но там сбалансирован-ная и продуманная политика регулирую-| щих органов позволила быстрее стабилизировать агропромышленное производство. В этой связи первоочередной задачей государственной политики должны стать рационализация регулирующего о процесса, и подавление импортного блока регионального рынка, создание условий для реализации Ее предприятиями эффективной сбытовой политики, в частности, на основе осуществления предложен-
ЕЕ ных нами мероприятий по оптимизации сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта и исполь-
о „
а зование в практике управления положений маркетинговой концепции.
< В перспективе должны быть выработаны различные взаимодополняющие формы организован-
^ ного продовольственного рынка: прямые связи сельскохозяйственных производителей со сферой
о переработки и торговли на основе разного рода контрактов, договоров свободной продажи продук-
о ции; оптовые рынки различных типов, товарные биржи, аукционы, ярмарки; кооперативная и фир-
^ менная торговля. Целесообразно формировать региональный рынок на стадии осуществления опера-
£ ций с сельскохозяйственной продукцией путем создания структур двух направления. Первое направ-
£ ление - создание ассоциаций по товарному признаку, члены которых крупные производители, имеющие реальную возможность хранения и сбыта продукции на основе использования наиболее выгод-
^ ной конъюнктуры рыночных цен. Эти ассоциации должны иметь собственную материально-техничес-
® кую базу хранения и транспортировки, торгово-закупочные структуры. Второе направление предпо-
>| лагает создание по товарному признаку снабженческо-сбытовых кооперативов средних и мелких
5 производителей для организации продажи небольших объемов продукции, а также материально-тех-
® нического обеспечения членов кооператива. Кооперативы могут выступать коллективными продав-
2 цами на товарных биржах, заключать контракты с любыми заготовительными организациями. Они
§ призваны сыграть важную роль в организации регионального рынка. Однако их создание, как субъектов
<т) рынка, требует времени и определенных капиталовложений, а следовательно определенной государственной поддержки в рамках пересмотра приоритетов аграрной политики [3].
Управление рынком конкретного товара в значительной мере сводится к решению вопросов о том, когда и где закупить и когда и где продать продукцию интервенционных агентств. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, нужны система интервенционных центров и инфраструктура стабилизационного механизма.
Интервенционные операции невозможны без применения адекватного им ценового механизма. При проведении интервенций сельскохозяйственную продукцию целесообразно закупать по низким ценам. То есть, для сельскохозяйственного производителя они должны стать последним прибежищем из неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Это должно означать для Федерального агентства, что если цена в регионе подошла к минимальному уровню, необходимо его вмешательство. Думается, что данный подход, единственно возможный в настоящих условиях, учитывая неразвитость инфраструктуры сбыта и наличие острой необходимости ее формирования. Для избавления рынка от избытка продукции могут быть использованы залоговые отношения. В качестве цен в данном случае выступят кредитные ставки. Товарные интервенции определяют также необходимость расчета верхнего и нижнего уровня колебаний цен [3]. В качестве особой выделяется нами проблема относительной замкнутости региональных продовольственных рынков из-за отсутствия эффективного экономического механизма их функционирования. Принимаемые на местах вынужденные меры по поддержке агропромышленного производства распространяются, главным образом, на ту часть продукции АПК, которая идет на формирование региональных продовольственных фондов. Это не стимулирует усиление товарных потоков из зон с наиболее благоприятными условиями производства в дефицитные, снижает эффект от функционирования единого экономического пространства. Несоответствие экономических механизмов, складывающейся рыночной конъюнктуре и состоянию платежеспособного спроса основной массы населения, слабое развитие рыночной инфраструктуры приводят к необратимым народнохозяйственным потерям, свертыванию агропромышленного производства. ^
Механизмы стабилизации продовольственного рынка предусматривают, таким образом, формирование условий для замыкания большинства сбытовых связей сельскохозяйственных производите- □ лей в рамках региона в целях развития самого аграрного производства и отраслей пищевой промыш- О ленности. Механизмы развития предполагают превращение ЕПК в серьезный источник регионального экономического роста. Все эти механизмы не могут функционировать без единой и целостной, ^ сбалансированной и устойчивой системы реализации продукции агропромышленного комплекса. Да а и последняя не может быть сформирована без продуманной и последовательной государственной по- ® литики, нацеленной на создание динамично развивающегося рынка. о
Литература ®
1. Старцев А. Внутренние цены в агропромышленных формированиях. АПК: экономика и управление.- М., 2004.-№ 8.-с.63.
ШОГЕНОВ А.М.
о
2. Стукач В., Шумакова 0. Рыночная информация и "продуктовые цепочки "./ Экономика сельс- о
кого хозяйства России.- М., 2005.-№5.-с.30. ^
4. Такмакова Е. Хозяйства населения Орловщины. / Экономика сельского хозяйства России.- М., ™ 2005.-№4.-с.35. &
5. Продовольственный рынок в России в 2004 г. / Экономика сельского хозяйства России.- М., ^ 2005.-№8.-с. 8
о о
инвестиционная активность и привлекательность сельского хозяйства регионов о
юфо 8
сь 5
X I—
о ф
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации одной из т важнейших задач является привлечение инвестиций и на их основе - обеспечение устойчивого эко- 5 номического роста регионов и страны. Формирование инвестиционного потенциала и разработка 8 системы управления воспроизводственным процессом - необходимые условия активной и эффектив- | ной социально-экономической деятельности в субъектах РФ. °
Возможности социально-экономического развития регионов во многом определяются их инвес- 9
О
тиционным климатом, привлекательностью реализуемых и предлагаемых инвестиционных проектов