Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TRANSPORT TAX / TAX LEGISLATION / TAXPAYER / TAX BURDEN / TAX BREAKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Р.Ф., Абдулмуталибов Т.Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшим реформированием НДС. Статья содержит информацию о совершенствовании и кардинальном реформировании НДС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE MECHANISM OF VAT FUNCTIONING IN RUSSIA

The article deals with issues related to further reform of the VAT. The article contains information on the improvement and cardinal reform of VAT.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ»

УДК 333. 338-35

Магомедов Р. Ф. старший преподаватель кафедра "Бухучет-1" Абдулмуталибов Т.Н.

студент 3к. 1гр. факультет "Бухучет и аудит " ГАОУВО "Дагестанский государственный университет народного хозяйства "

РФ, г. Махачкала

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НДС В РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшим реформированием НДС. Статья содержит информацию о совершенствовании и кардинальном реформировании НДС

Ключевые слова: транспортный налог, налоговое законодательство, налогоплательщик, налоговая нагрузка, налоговые льготы.

Magomedov R.F. Senior Lecturer of Department "accounting-1"

Abdulmutalibov T.N.

Student 3K. 1G. "Faculty of accounting and audit " GAOU VO "Dagestan state University of national economy"

Russian Federation, Makhachkala PERFECTION OF THE MECHANISM OF VAT FUNCTIONING IN

RUSSIA

Abstract: The article deals with issues related to further reform of the VAT. The article contains information on the improvement and cardinal reform of VAT. Keywords: transport tax, tax legislation, taxpayer, tax burden, tax breaks..

С 1991 года по настоящее произошли позитивные изменения по НДС, которые сгладили отрицательные последствия первых лет взимания НДС:

-усовершенствовалась практика и методика взимания НДС, его исчисление приведено к стандартам, применяемым в европейских странах;

-приняты поправки в законодательстве, в отношении объектов обложения и освобождения от его уплаты которые, существенно позволили сократить возможности уклонения от уплаты; -снижена основная ставка НДС (с 28 % до 20 %, затем до 18 %);

-преобразованы организационные структуры налоговых служб по функциональному признаку, что повышает эффективность осуществления налогового контроля;

-введены в практическое использование встречные налоговые

проверки, позволяющие предотвращать необоснованные вычеты НДС и занижение налоговой базы;

-принята и усовершенствована документация (налоговая декларация, счета-фактуры). Наряду с положительными изменениями в порядке исчисления и уплаты налога, остается множество нерешенных вопросов, связанные с дальнейшим реформированием НДС. Так, например: -отражение восстановления вычета НДС при экспорте;

-когда можно принять НДС к вычету при покупке объектов основных средств;

- могут ли налогоплательщики заявлять вычет НДС при ликвидации и демонтаже основного средства;

-надо ли выставлять счета-фактуры на сумму процентов по выданным займам;

-какие документы нужны для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров

Одним из приоритетных направлений в совершенствовании НДС является переход на единую пониженную ставку НДС 10%, благодаря чему будет больше поступлений и меньше уклонений от уплаты. А для импортной продукции увеличить таможенную пошлину и акцизы на величину снижения НДС. Повышение таможенной пошлины будет способствовать экономическому укреплению отечественного рынка, т.к. увеличение стоимости импортных товаров приведет к снижению спроса на них и увеличит конкурентоспособность российских производителей. Тем не менее, данная мера может дать и отрицательный эффект, в виде замедления модернизации наукоемких отраслей. Увеличение стоимости современной импортной техники и т. д. При данной тенденции потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной 581 продукции, реализуемой в России. Также можно отменить некоторые налоговые льготы, предусмотренные статье 149 НК РФ.

Напряженная ситуация с администрированием НДС хорошо отрефлексирована как экономическими ведомствами страны, так и представителями бизнес - сообщества. Соответственно, в последнее время выдвинуты ряд предложений по кардинальному реформированию НДС - по-видимому, этот налог (наряду с НДПИ) может стать последним налогом, режим которого может в ближайшие годы существенно измениться. К числу наиболее радикальных идей по модернизации НДС можно отнести следующие:

К числу наиболее радикальных идей по модернизации НДС можно отнести следующие:

Замена НДС налогом с оборота и/или налогом с продаж Возможность введения налога с продаж в размере 10-15% как замены налога на добавленную стоимость. Налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров (работ, услуг).

Соответственно, все эти налогоплательщики обязаны подавать налоговые декларации. При этом, обороты по реализации, не связанные с конечным потреблением, освобождаются от налогообложения.

Достоинства данного варианта:

-устраняются проблемы, связанные с возмещением «входящего» НДС, становится бессмысленным существование схем с использованием «фирм-однодневок»;

-налогообложение смещается в сторону предприятий торговли (которые сегодня, фактически, существенно недоплачивают НДС).

Недостатки:

-значительные выпадающие доходы бюджета, связанные с сужением базы налогообложения по сравнению с НДС. Преодолеть разрыв можно либо существенно повысив ставку, либо расширив круг облагаемых операций, перейдя, фактически, к налогу с оборота.

-возникновение для компаний торговли относительно высокой налоговой нагрузки, связанной с новым налогом с продаж, создаст 582 мощный стимул для уклонения от налогообложения.

Учитывая, что торговые компании отличаются традиционно высоким уровнем уклонения от налогообложения (включая широкое использование «налично денежных» схем), для федерального бюджета существенно повышаются риски недо получения налогов;

-под новый налог подпадают операции по экспорту российских товаров за рубеж (в отличие от действующего порядка обложения НДС). Соответственно,-экспорт окажется, фактически, в ситуации двойного налогообложения - как налогом с продаж в России, так и НДС в странах торговых партнерах;

- реакцией компаний торговли на введение нового налога может стать рост цен.

Предложения по замене НДС налогом с продаж вызвало в целом негативную реакцию Министерства финансов России. Так, Заместитель министра финансов отметил рост налоговых рисков в случае реализации данной идеи.

Сегодня НДС собирается по цепочке, и каждый налогоплательщик вносит свою лепту. «Если один налогоплательщик пропадает - то не со всем налогом, а только с одной частью «. Что касается налога с продаж, то он, в отличие от НДС, собирается только на конечной стадии, и, кроме того, очень сложен в администрировании.

Объем поступлений налога с продаж в России до его отмены составлял от 60 до 63 миллиардов рублей, в то время как поступления от НДС составляют 870-900 миллиардов рублей. Таким образом, если вновь ввести налог с продаж, то «ставку этого налога надо предлагать на уровне 70-75%

Учитывая проблему выпадающих доходов при переходе к налогу с продаж, в последние годы предлагалась и более радикальная идея - введения

налога с оборота. Фактически, речь шла об отмене вычета/возмещения «входящего НДС» для всех видов сделок.

Единственным достоинством этой схемы можно считать существенное облегчение налогового администрирования, причем как для государства, так и для бизнеса, связанное с отсутствием необходимости оценки правильности вычетов и возмещений по налогу.

Однако, учитывая недостатки оборотных налогов - прежде всего, их независимость от финансовых результатов деятельности компаний - введение оборотного налога, причем как базового для бюджета, нельзя считать адекватной идеей.

Переход к начислению НДС по сумме элементов добавленной стоимости (прибыль плюс амортизация плюс заработная плата плюс прочие элементы). Данный вариант активно предлагается «Деловой Россией» Достоинства: Переход к начислению НДС по сумме элементов добавленной стоимости (прибыль плюс амортизация плюс заработная плата плюс прочие элементы). Данный вариант активно предлагается «Деловой Россией» Достоинства:

-интеграция налоговой отчетности с отчетностью по другим видам налогов (налогом на прибыль, НДФЛ), что упрощает администрирование налогов для бизнеса;

-исключение возможностей применения схем ложного возмещения (вычетов) по НДС, существующих при нынешней схеме начисления налога.

Введение НДС-счетов

В настоящее время эта идея фактически перестала рассматриваться. Ее суть - во введении специальных банковских счетов, через которые должны проходить обороты по НДС. Соответственно, в течение налогового периода на этих счетах накапливаются суммы НДС, подлежащие зачислению в бюджет.

Остатки на НДС-счетах нельзя использовать ни для каких целей, кроме уплаты налога.

Эта идея задумывалась, как способ противодействия уходу от налогообложения НДС через «фирмы-однодневки». При «исчезновении» фирмы счет по НДС остается в банке, и средства с него используются для платежей в бюджет.

Данная схема вызвала сильное противодействие со стороны бизнес структур. Основные аргументы:

-средства компаний будут замораживаться на НДС счетах и выводиться, в результате, из хозяйственного оборота;

-усложнится администрирование, возрастет поток документов, оформляемых в ходе подготовки сделки.

Использованные источники:

1. Анисимов А. Л. Проблемы толкования и применения основных принципов налогового законодательства Российской Федерации: экономико-правовой аспект / А. Л. Анисимов // М. - 2014г.

2. Борисова О. В. Исследование традиции формирования принципов права / Оксана Вик-торовна Борисова // Закон и право. - 2015. - № 9. - С. 39-40.

3. Мирошник С. В. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ / С. В. Мирошник, О. Е. Немыкина // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 230-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.