Научная статья на тему 'Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Азимут-пресс»'

Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Азимут-пресс» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева А. В., Иваницкая Я. И.

В рыночной экономике развитие печатных СМИ невозможно без маркетинговой деятельности фирмы. Редакционный маркетинг имеет свои специфические особенности. Проведенные исследования помогли сформировать ряд рекомендаций для деятельности ООО «Азимут-пресс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Азимут-пресс»»

по реализации), стабильность в соотношении цены и качества, высокий уровень обслуживания, спрос различен по структуре. Недостатки - усилия специалистов децентрализованы, прослеживается тенденция типологизации дизайн-проектов, большой объем разнородных по направлению работ. Ключевыми направлениями являются сервис, разнообразие объектов проектирования, расширенная номенклатура. Предприятия с широкой специализацией имеют следующие преимущества - комплексность услуг, большие заказы, относительно невысокие цены, широкий охват потребителей. Недостатки -большой объем работ, сроки исполнения заказа больше, чем у предыдущих групп, низкая маневренность. Предприятиям этой группы необходимо концентрировать внимание при разработке маркетингового инструментария на увеличении спроса, продвижении услуг строительного дизайна в целом.

Таким образом, в каждом сегменте предприятий, предоставляющих услуги строительного дизайна, должны быть разработаны и реализованы свои элементы маркетингового инструментария, учитывающие специфические особенности деятельности данного сегмента.

Список литературы:

1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 528 с.

2. Амельченко М.А. Анализ рынка услуг строительного дизайна г. Белгорода // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: материалы XV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2012. - С. 245-250.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЗИМУТ-ПРЕСС»

© Сычева А.В.*, Иваницкая Я.И.*

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский

В рыночной экономике развитие печатных СМИ невозможно без маркетинговой деятельности фирмы. Редакционный маркетинг имеет свои специфические особенности. Проведенные исследования помогли сформировать ряд рекомендаций для деятельности ООО «Азимут-пресс».

Ключевые слова: маркетинг, редакционно-издательский маркетинг, маркетинговая деятельность.

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

* Студент.

Количество печатных СМИ в России достаточно высоко и наблюдается постоянный прирост фирм, стремящихся функционировать на данном рынке и основная их цель не тиражирование информации, а получение прибыли. Ужесточение конкурентной борьбы на рынке средств массовой информации свидетельствует о необходимости применения современных маркетинговых технологий в данной сфере.

Под маркетингом (от англ. market - рынок) обычно понимают изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителям и получение информации, определяющей изменение процесса производства. Маркетинг в СМИ - это особый вид деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение существования издания и повышения его конкурентоспособности на рынке за счет удовлетворения информационных потребностей его читателей [1].

У редакционно-издательского маркетинга три основные цели. Первая -удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания. Вторая - создание условий для его продвижения на рынок. И третья - обеспечение, за счет решения первых двух целей, эффективного функционирования конкурентоспособного периодического издания (товара) и его редакции (фирмы).

Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направления связанных с их решением практических мероприятий. Современные маркетинговые технологии в издательской деятельности зависят от предложенных концепции и формата, технологической и графической моделей издания, выбора целевой аудитории. Только при учете этих особенностей возможно выработать маркетинговую стратеги деятельности печатного издания.

Для разработки конкретной маркетинговой стратегии деятельности фирмы необходимо исследование рынка периодических изданий, исследование рынка покупателей информации и провести оценку конкурентоспособности фирмы, а затем выявить ее потенциальные конкурентные преимущества.

В настоящий момент развитие маркетинга в СМИ ограничивается рядом факторов, к которым можно отнести отсутствие четкой методики оценки влияния маркетинговой деятельности на развитие компании, а также недостаток квалифицированных маркетологов в данной сфере. И еще одним весомым фактором является недостаточность информации об участниках рынка периодических изданий.

Было проведено исследование финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности ООО «Азимут-пресс», функционирующего на рынке периодических изданий Волгоградской области. Основными видами деятельности ООО «Азимут-пресс» являются: издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации, издание брошюр, газет, журналов буклетов, периодических изданий и аналогичных публикаций.

В процессе исследования нами был проведен анализ внешней и внутренней среды организации. По Ф. Котлеру, маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами компании и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества [2]. Благополучие компании зависит не только от деятельности компании и ее сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде.

Для анализе внешней и внутренней среды предприятия была применена методика экспертных оценок, результаты которого сведены в матрицу SWOT-анализа компании.

В приведенной табличной форме матрицы SWOT-анализа компании «Азимут-пресс» представлены не только перечень возможностей и угроз, а также перечень сильных и слабых сторон компании.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа компании «Азимут-пресс»

Сильные стороны Слабые стороны

1. Большой опыт в организации персональных продаж. 2. Высокий уровень организации управленческого учета. 3. Наличие высококвалифицированного производственного персонала. 4. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования. 1. Недостаточный уровень клиентского сервиса. 2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения. 3. Средняя позиция в доле рынка. 4. Неадекватный рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании. 5. Отсутствие системы стратегического планирования.

Возможности (О) SO-стратегия WO-стратегия

1. Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения. 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе. 3. Увеличение количества домохозяек в связи со снижением занятости среди женщин. 4. Увеличение покупательной способности населения. 5. Увеличение количества предпринимательских структур. 1. Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров. 2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно-беловой продукции. 3. Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции. 1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании 2. Создание единой службы маркетинга на предприятии 3. Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка

Угрозы (Т) ST-стратегия WT-стратегия

1. Замедление темпов экономического развития. 2. Увеличение налогового пресса. 3. Рост цен на целлюлозу, в связи с сокращением площадей лесов и изменения экологической ситуации. 4. Развитие технологии электронных коммуникаций. 1. Создание системы учета и снижения затрат. 2. Применение сырья из искусственной целлюлозы. 3. Создание системы электронных продаж. 1. Расширение каналов товародвижения. 2. Создание системы обратной связи с клиентами компании. 3. Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья.

Так же в процессе исследования был изучен портрет потребителей продукции ООО «Азимут-пресс». Данное исследование показало, что каждая из газет в большей степени привлекает женскую аудиторию в возрасте от 32 до 47 лет. Мужчины интересуются в меньшей степени, но и среди потребителей они тоже есть, в основном это люди преклонного возраста.

Отдел маркетинга на данном предприятии был создан недавно, и при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга.

Анализ оргструктуры показал, что ООО «Азимут-пресс» характерна двойственность руководства, присущая оргструктуре управления матричного типа. Данный тип обуславливает возникновение следующего недостатка: если возникают сложности с выполнением определенной работы, руководству предприятия бывает часто очень трудно выявить, кто виноват, в чем причины и суть появившихся проблем. Соответственно, возникают трения и неразбериха, которые следует ожидать при отсутствии единоначалия. Такого рода трудности можно преодолеть при установлении четких границ полномочий и ответственности основных руководителей.

Все это говорит о целесообразности изменения оргструктуры. Оценим степень подготовленности предприятия к использованию принципов и методов стратегического планирования и управления экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали менеджеры компании, что обеспечивает конфиденциальность мероприятия и не требует привлечения больших ресурсов. Указанная методика может неоднократно повторно применяться для контроля действенности проводимых мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию.

На основании полученной оценки степени готовности предприятия, представленных в табл. 2, можно сделать следующий вывод: ООО «Азимут-пресс» в целом готова к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии.

Проведенный анализ позволяет сформулировать для компании «Азимут-пресс» следующие рекомендации:

- определить готовность компании к реализации маркетинговой стратегии на предприятии как «умеренную»;

- организовать единую службу маркетинга, в основе концепции управления которой заложить принцип баланса централизации и децентрализации управления;

- провести первые маркетинговые мероприятия: изготовление и распространение бесплатных образцов рекламно-информационного характера, а также рекламную компанию в специализированных изданиях;

- прирост валового дохода от внедрения предложенных мероприятий и использовать на создание единой службы маркетинга.

Первоочередным мероприятием для фирмы должна стать реорганизация маркетинговой службы, со следующими элементами оргструктуры:

- маркетолог маркетологового планирования и контроля;

- маркетолог маркетологовых исследований;

- маркетолог экономического анализа и ценовой политики;

- маркетолог рекламы и стимулирования сбыта;

- маркетолог управления товарными марками;

- маркетолог разработки новых товаров и услуг.

Таблица 2

Готовность компании «Домино» к реализации маркетинговой стратегии

№ п/п. Проявляющиеся признаки Оценка степени проявления признака

1. Определенность миссии проявляется слабо

2. Определенность целей и стратегии предприятия проявляется слабо

3. Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации проявляется не полностью

4. Работа по повышению конкурентоспособности предприятия проявляется не полностью

5. Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям проявляется слабо

6. Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия не проявляется

7. Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления не проявляется

8. Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития не проявляется

9. Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач проявляется не полностью

10. Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия проявляется слабо

11. Высокий уровень корпоративной культуры проявляется не полностью

12. Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения проявляется слабо

Итоговый рейтинг 0,308

Реализация указанных мероприятий позволит компании получить экономический эффект - рост валового дохода на 1,42 %, что составляет 18 201.3454 тыс. руб. Однако, наиболее существенным результатом внедрения указанных мероприятий следует считать общий рост конкурентоспособности компании, полученный в результате методически правильного подхода к организации маркетинговой деятельности.

Список литературы:

1. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.