Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА «ПОЛОЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА «ПОЛОЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ДЕФЕКТНЫЙ АКТ / РЕМОНТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова О.М., Джерен А.А.

Приведена характеристика существующих логистических бизнес-процессов транспортного участка предприятия. Показаны результаты анализа технико-эксплуатационных показателей работы транспорта, отражена динамика простоев транспортных средств, выявлены причины простоев транспортных средств, а также предложено, схематически изображено и экономически обосновано совершенствование логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств» и «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мещерякова О.М., Джерен А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LOGISTICS BUSINESS PROCESSES ON THE EXAMPLE OF THE TRANSPORT SECTION OF THE BRANCH "POLOTSK BAKERY" OJSC "VITEBSKHLEBPROM"

The article provides a description of the existing logistics business processes of the transport section of the enterprise. The results of the analysis of technical and operational indicators of transport operation are shown, the dynamics of vehicle downtime is reflected, the causes of vehicle downtime are identified, and it is also proposed, schematically depicted and economically justified improvement of the logistics business processes "Preparation for the technical inspection of freight vehicles" and "Scheduled preventive system of repair of cargo vehicles" of the transport section of the branch "Polotsk bakery" OJSC "Vitebskkhlebprom".

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА «ПОЛОЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»»

УДК 339.3 + 656.02 + 656.13 + 656.078 DOI 10.52928/2070-1632-2022-62-12-59-65

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА «ПОЛОЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

ОАО «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»

О.М. МЕЩЕРЯКОВА, А.А. ДЖЕРЕН (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Приведена характеристика существующих логистических бизнес-процессов транспортного участка предприятия. Показаны результаты анализа технико-эксплуатационных показателей работы транспорта, отражена динамика простоев транспортных средств, выявлены причины простоев транспортных средств, а также предложено, схематически изображено и экономически обосновано совершенствование логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств» и «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром».

Ключевые слова: логистика, бизнес-процесс, логистическая система, транспортные средства, запасные части, дефектный акт, ремонт транспортных средств.

Введение. Деятельность любого промышленного предприятия тесно связана с необходимостью транспортировки грузов. В связи с тем, что основная задача промышленных предприятий состоит в том, чтобы снизить общую сумму затрат на изготовление и реализацию продукции, предлагается использование логистического подхода, рассматривающего взаимоувязанный комплекс проблем. Как показывают исследования, затраты на транспортную составляющую, являющуюся основой суммарных логистических издержек предприятия, составляют от 30% до 60% всех затрат предприятия. Необходимость в устойчивом развитии, совершенствовании логистических бизнес-процессов транспортных участков предприятий требует разработки новых логистических бизнес-процессов, технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и внедрения новых, более эффективных методов управления, что обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Целью исследования является разработка экономически обоснованных мероприятий по совершенствованию логистических бизнес-процессов транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром».

В процессе работы для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен анализ транспортной деятельности предприятия, анализ бизнес-процессов транспортного обслуживания, анализ технико-эксплуатационных показателей работы транспортного участка, выявлены проблемы, возникающие в транспортном обслуживании, а также предложены и экономически обоснованы мероприятия по совершенствованию логистических бизнес-процессов транспортного участка предприятия.

Материалы и методы. В статье изучены и систематизированы научные публикации отечественных и зарубежных ученых, статистические данные, что позволило сделать теоретическую выборку, определить основную тематику исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды Елового И.А., Ивутя Р.Б., Миротина Л.Б., Аникина Б.А., Баско И.М. и др. Методологической основой исследования явился комплекс взаимодополняющих общенаучных (объяснение, компаративный анализ, индукция и дедукция, научное доказательство) и частных методов познания (обобщение), системный и комплексный подходы. Информационно-эмпирическую базу исследования составили: нормативные и правовые документы; нормативно-технические документы, научные разработки белорусских и зарубежных ученых; материалы, содержащиеся в сети Интернет.

Результаты исследования. Логистическая система - это сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, - взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками [1; 2].

Звено логистической системы - это некоторый экономически или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию [3; 4].

На рисунке 1 представлена схема звеньев логистической системы филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» по схеме движения материального потока.

Движение материального потока

Рисунок 1. - Схема звеньев логистической системы филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром»

по схеме движения материального потока

Рассматривая схему звеньев логистической системы филиала, представленную на рисунке 1, отметим ключевую роль транспорта как звена логистической системы, благодаря которому связаны между собой отдельные предприятия и организации, экономические районы. Транспорт принимает участие в процессе воспроизводства материальных благ путем перемещения материальных ресурсов и готовой продукции из сферы производства в сферу производственного или личного потребления [5]. Анализ транспортной деятельности филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» показал, что предприятие располагает собственным автопарком (таблица 1).

Таблица 1. - Характеристика собственных транспортных средств предприятия

Вид автотранспортного средства Количество, шт. Марка Год выпуска Грузоподъёмность,т.

Специализированные автомобили, в т. ч.: 15

Лоточного типа 11 ГАЗ 3302 2012-2019 1,5

Контейнерные 4 ГАЗ 3307 1993-1995 4,5

Автосредства доставки хлебцев, в т. ч.: 4

МАЗ 2 МАЗ 4370 2008, 2019 6,0

Газель 2 ГАЗ 3302 2010,2012 1,5

Итого 19

Источник: на основе данных исследуемого предприятия.

Транспортировка сырья и материалов, а также готовой продукции предприятия выполняется с применением собственного подвижного состава. Как правило, развоз продукции осуществляется в соответствии с графиком доставки по торговым точкам по одним и тем же маршрутам. Таким образом, каждый маршрут определяется набором торговых точек, последовательностью развоза и требуемым временем доставки, что зависит от грузоподъемности и вместимости выбранного транспортного средства. Анализ основных логистических бизнес-процессов транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» представлен в таблице 2.

Таблица 2. - Характеристика логистических бизнес-процессов транспортного участка предприятия

Бизнес-процесс | Состав бизнес-процесса по функциям

Основные логистические бизнес-процессы

1. Обеспечение доставки сырья, материалов от поставщиков Получение заявки на перевозку от отдела материально-технического снабжения; оформление перевозки; подтверждение заявки отдела материально-технического снабжения; загрузка транспорта сырьем, материалами; перевозка груза до места назначения; разгрузка сырья, материалов; возврат транспорта в гараж

2. Обеспечение доставки готовой продукции потребителю Получение заявки на доставку готовой продукции из отела маркетинга и сбыта; оформление перевозки; выставление счета за оказание транспортных услуг; получение информации о сроках отгрузки от отдела маркетинга и сбыта; предоставление транспорта под загрузку; перевозка груза до места назначения; разгрузка готовой продукции; возврат транспорта в гараж

Вспомогательные логистические бизнес-процессы

1. Контроль перевозки Контроль своевременной подачи подвижного состава; контроль соответствия подвижного состава; контроль своевременной загрузки подвижного состава; контроль своевременной доставки груза грузополучателю; контроль своевременной разгрузки подвижного состава грузополучателем

2. Работа по завершению перевозки Оформление перевозки; передача в бухгалтерию данных для выставления счета в комплексе с другими необходимыми документами

3. Ремонтное обслуживание транспортных средств Поступление заявки на ремонт механику гаража; распределение работы по ремонту транспортного средства; ремонт транспортного средства

4. Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств Подготовка транспортного средства к техническому осмотру; сбор необходимых документов; ремонт транспортного средства, при необходимости

5.Нормирование горюче-смазочных материалов Нормирование производится в соответствии с Постановлением Министерства Транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. №141. На автомобильном транспорте применяются следующие виды норм расхода топлива: базовые линейные нормы, регламентирующие расход топлива в процессе передвижения автомобиля (л/100 км пробега, куб.м/100 км пробега), дополнительные нормы топлива (на 1 ткм выполненной транспортной работы)

6. Нормирование запасных частей на автотранспортные средства Нормирование запасной части приходится по факту износа запасной части.

7. Нормирование автошин на автотранспортные средства Нормирование автошин происходит в соответствии эксплуатационными нормами пробега шин для автотранспорта предприятия на основании ТКП 299-2011 (02190), ГОСТа 7463-2003 и анализа пробегов списанных шин

8. Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств Ежедневное техническое обслуживание; сезонное техническое обслуживание; по потребности восстановления - текущий ремонт; по выработке ресурса автомобиля -капитальный ремонт

Рассмотрев логистические бизнес-процессы транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» можно сделать вывод, что основным бизнес-процессом является обеспечение перевозочного процесса. К вспомогательным процессам относятся контроль перевозки, работа по завершению перевозки, ремонтное обслуживание транспортных средств, подготовка к техническому осмотру транспортного средства и пр.

Анализ основных технико-эксплуатационных показателей работы транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» за 2021 год представлен в таблице 3.

Таблица 3. - Основные технико-эксплуатационные показатели работы транспортного участка за 2021 год

Показатель Единица измерения Значение показателя

Автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состояния дни 210

Списочные автомобиле-дни подвижного состава дни 280

Число автомобиле-дней эксплуатации дни 205

Количество фактически перевезенного груза тонн 16 947

Номинальная грузоподъемность автомобилей тонн 18 250

Пробег общий км 440 000

Пробег с грузом км 182 000

Фактическая транспортная работа т*км 526 953 785

Транспортная работа с учетом номинальной грузоподъемности т*км 593 725 792

Коэффициент технической готовности % 0,75

Коэффициент выпуска подвижного состава % 0,82

Статистический коэффициент использования грузоподъемности % 0,93

Динамический коэффициент использования грузоподъемности % 0,89

Коэффициент полезного пробега % 0,41

Источник: на основе данных исследуемого предприятия.

Показатели работы подвижного состава характеризуют техническую готовность автомобиля и необходимы для планирования и анализа работы транспортного участка, учета работы автомобилей, отчетности и оценки деятельности транспортного участка. Исходя из результатов анализа технико-эксплуатационных показателей работы транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром», можно сделать вывод, что коэффициент выпуска подвижного состава равен 0,82%, что указывает на то, что готовые к эксплуатации транспортные средства используются не в полной мере. Коэффициент полезного пробега равен 0,41%, что говорит о преобладающих порожних пробегах транспортных средств, что негативно сказывается на общей эффективности работы транспортного участка. Коэффициент технической готовности автотранспорта составляет 0,75%, что является результатом недостаточно спланированных мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава и свидетельствует о низком уровне готовности подвижного состава к эксплуатации.

Чтобы понять причину низкого значения коэффициента технической готовности проанализируем количество дней простоев транспортных средств на обслуживании и ремонте на филиале «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» (таблица 4).

Таблица 4. - Количество дней простоев транспортных средств на обслуживании и ремонте

Марка автомобиля Количество автомобилей Количество простоев

2019 2020 2021

На 1 авто Всего На 1 авто Всего На 1 авто Всего

ГАЗ 3302 13 50 650 60 780 65 845

ГАЗ 3307 4 45 180 52 208 57 228

МАЗ 4370 2 10 20 15 30 23 46

Источник: на основе данных исследуемого предприятия.

Как видно из таблицы 4, количество простоев ежегодно возрастает. Простои в ремонте увеличиваются по следующим причинам:

- несоблюдение периодичности техобслуживания (превышение пробега до очередного технического обслуживания достигает 2-х и более кратного значения);

- некачественное проведение работ, предусмотренных плановыми воздействиями по техническому обслуживанию и текущих ремонтов, особенно - при вынужденном ремонте в полевых условиях, что приводит к интенсивному износу и преждевременным отказам подвижного состава и массовой постановке автомобилей на текущий ремонт;

- несвоевременная поставка автозапчастей, что увеличивает время ремонта автомобилей.

Ремонт автомобилей осуществляется в основном самостоятельно водителями, узкоспециализированный ремонт осуществляется с привлечением сторонних организаций.

Виды технического обслуживания подвижного состава, присутствующие на филиале «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром»:

- ежедневное техническое обслуживание. Выполняется после возвращения автомобиля с линии и включает: контрольный осмотр механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения, а также осмотр кузова, кабины, приборов освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля;

- первое техническое обслуживание. Заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объёме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов;

- второе техническое обслуживание. Включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов, приборов в процессе работы и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов;

- сезонное техническое обслуживание. Проводится два раза в год, при очередном втором техническом обслуживании является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое времена года.

Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается через определенные пробеги в зависимости от условий эксплуатации. Причины неудовлетворительной работы систем технического обслуживания и ремонта условно можно разделить на две группы: объективные и организационные. Удельный вес причин простоя транспортных средств филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» представлен в таблице 5.

Таблица 5. - Удельный вес причин простоя транспортных средств

Причины Удельный вес, %

Объективные причины

Отсутствие запасных частей 21

Условие эксплуатации 10

Возраст парка машин 18

Слабая производственная база 4

Прочие 18

Всего 71

Организационные причины

Низкая трудовая дисциплина 11

Слабая организация работ 18

Всего 29

Таким образом, самой распространённой причиной простоя является отсутствие запасных частей.

Решить выявленные проблемы можно путём поиска новых, более надёжных поставщиков, а также наличием запасных автозапчастей на складе предприятия, посредством совершенствования вспомогательных бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств» и «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств». Суть предложения заключается в следующем: после завершения технического обслуживания, когда проведен весь объем работ (проверка приводных ремней, педалей сцепления, привода коробки передач, балансировки колес, смазки автомобиля, двигателя, приборов, рулевого управления, тормозов и др.) и понятно состояние транспортного средства, необходимо проанализировать возможные поломки транспортных средств (наиболее часто проявляемые в определенных моделях транспортных средств в зависимости от пробега), а также износа запасных частей и выдать водителю транспортного средства разработанную авторами форму дефектного акта, рисунок 2.

Дефектный акт №

Водитель:_

Контактный телефон водителя:_

Марка автомобиля: Модель автомобиля:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год выпуска: Мощность (кВт/л.с.):

Номер шасси: Код двигателя:

Анализ возможных поломок

№ Наименование запасной части Процент износа, % Приблизительный остаточный срок эксплуатации, мес.

1

2

Контактное лицо, установившего деталь:

Адрес поста диагностики:

Телефоны поста диагностики:

Замечания:

/ /

Дата Подпись

Рисунок 2. - Предлагаемая форма дефектного акта

После заполнения дефектного акта, водитель транспортного средства передает его механику. Механик аккумулирует дефектные акты, поступающие в течение месяца и на основе предложенной авторами формы, заполняет Сводный дефектный акт за период (рисунок 3), затем подает заявку на закупку запасных частей, агрегатов, узлов в отдел снабжения.

Сводный дефектный акт за период_месяц

№ Марка автомобиля Модель автомобиля Год выпуска Запасная часть Остаточный срок эксплуатации, мес. Заявка, кол-во

1

2

Примечание:

/ /

Дата Подпись

Рисунок 3. - Предлагаемая форма Сводного дефектного акта за период

Если технический осмотр проходит на стороне, то при заключении договора на техническое обслуживание в качестве существенного условия должна быть предусмотрена выдача водителю транспортного средства дефектного акта в качестве приложения к диагностической карте.

Схема усовершенствованных логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств» и «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» показана на рисунке 4.

Прохождение технического осмотра на станции технического обслуживания

- существующие этапы

- предлагаемые этапы

Рисунок 4. - Предлагаемая схема усовершенствованных логистических бизнес-процессов транспортного участка предприятия

Подробный анализ усовершенствованных логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств» и «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка представлена в таблице 6.

Таблица 6. - Анализ усовершенствованных логистических бизнес-процессов

Выполняемая функция Основные документы Исполнители

Техническое обслуживание сервисная книжка; дефектный акт сотрудник сервисного центра

Выдача водителю документа после прохождения технического обслуживания дефектный акт; диагностическая карта сотрудник сервисного центра

Аккумуляция информации дефектный акт; сводный деф. акт за период механик

Формирование заявки на запчасти с остаточным сроком эксплуатации не более 2-3 месяца сводный дефектный акт за период; заявка на запасную часть механик

Закупка запасных частей заявка на запасную часть инженер по мат .-техн. снабжения

Контроль закупки запасных частей отчет о выполнении заявки инженер по мат .-техн. снабжению

Подготовка транспортного средства к техническому осмотру отчет о готовности прохождения технического осмотра механик; водитель

Прохождение технического осмотра на станции технического обслуживания страховое свидетельство; свидетельство о регистрации автомобиля диагностическая карта транспортного средства сотрудник станции техобслуживания

На основе экспертной оценки выявлено, что при внедрении предлагаемых логистических бизнес-процессов, коэффициент технической готовности увеличится минимум на 10%, так как основные запасные части будут закупаться до их поломки на транспортном средстве, а также увеличится прибыль предприятия из-за меньшего простоя транспортных средств в ремонте. В ситуациях, когда невозможно предугадать поломку запасных частей, они будут заказываться по факту износа или поломки.

Сравнение коэффициентов технической готовности до и после внедрения предлагаемых бизнес-процессов для транспортного участка филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» показало увеличение на 0,10 единицы (с 0,75 до 0,85). Таким образом, при совершенствовании вспомогательных бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств», «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка, коэффициент технической готовности грузового транспорта значительно увеличится, что позволит увеличить интенсивность использования собственного транспорта, повлечет увеличение прибыли предприятия из-за меньшего простоя транспортных средств в ремонте.

Рассчитаем дневную прибыль от реализации продукции филиала «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Ви-тебскхлебпром» на примере работы одного грузового автомобиля ГАЗ 3302 (таблица 7). Считаем, что предприятию выгодно осуществлять перевозку готовой продукции собственным транспортом, так как при использовании транспорта покупателя предприятие теряет доход от реализации продукции по существующим договорным условиям. В этом случае покупатель запрашивает меньшую цену за единицу готовой продукции в связи с дополнительными накладными расходами в виде доставки.

Таблица 7. - Дневная прибыль от реализации продукции

Показатели Сумма Расчёт

1. Количество лотков в автомобиле, шт. 80 Технические характеристики ГАЗ 3302

2. Количество готовой продукции на один лоток, шт. 20 Технические характеристики ГАЗ 3302

3. Общее количество, готовой продукции в один рейс, шт. 1600 Стр.1*Стр.2

4. Стоимость одной единицы готовой продукции, руб. 1,2 Данные организации

5. Количество рейсов в день, шт. 1 Данные организации

6. Количество километров, пройденные за 1 рейс, км 100 Данные организации

7. Средний расход топлива, л/100км 18,3 Данные организации

8.Стоимость топлива за 1 л, руб. на 12.05.2022 2,3 АЗС «Белоруснефть»

9. Транспортные затраты на 1 рейс, руб. 42,09 (Стр.6*Стр.7/100)*Стр.8

10.Производственные затраты по реализованной продукции, руб. 1490 Данные организации

11. Заработная плата водителя с отчислениями, руб. 41 Данные организации

12. Дневная прибыль от реализации продукции, руб. 346,91 (Стр.3*Стр.4*Стр.5)-Стр.9-Стр.10-Стр.11

Исходя из данных таблицы 7 можно сделать вывод о том, что филиал «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Ви-тебскхлебпром», при простое одного автомобиля (ГАЗ 3302) в ремонте, теряет дневную прибыль от реализации продукции в размере 346,91 руб. Так как предприятие затрачивает на ремонт автомобиля в среднем 5 дней, то потеря прибыли составляет 1734,55 руб. за указанный период.

После совершенствования логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств», «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств», предполагается, что ремонт транспортных средств будет составлять в среднем 2 дня. Рассчитаем упущенную выгоду и годовую прибыль от реализации продукции на примере одного грузового автомобиля ГАЗ 3302 (таблица 8).

Таблица 8. - Расчёт годовой прибыли от реализации продукции до и после внедрения предлагаемых бизнес-процессов_

Показатель До внедрения После внедрения Изменения

1. Количество дней автомобиля в ремонте, дни 5 2 3

2. Количество дней простоя автомобиля в году в ремонте, дни 65 26 39

3. Дневная прибыль от реализации продукции, руб. 346,91 346,91 -

4. Упущенная выгода / годовая прибыль от реализации продукции, руб. 22549,15 9019,66 -

Очевидно, что после внедрения предлагаемых бизнес-процессов количество дней простоя автомобиля в году в ремонте сократится на 39 дней, упущенная выгода составляет 22549,15 руб.

В таблице 9 представим результаты расчета прироста чистой прибыли с учетом ставки налога на прибыль в 20%.

Таблица 9. - Прирост чистой прибыли

Статья затрат Прирост прибыли Прирост налога на прибыль Прирост чистой прибыли

Сумма, руб. 9019,66 1803,93 7215,73

Таким образом, после совершенствования логистических бизнес-процессов «Подготовка к техническому осмотру грузовых транспортных средств», «Планово-предупредительная система ремонта грузовых транспортных средств» транспортного участка, прирост чистой прибыли на филиале «Полоцкий хлебозавод» ОАО «Ви-тебскхлебпром» составит 7215,73 руб. в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин, Б.А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики : учеб. / Б.А. Аникин. - М. : Проспект, 2020. - 757 с.

2. Миротин, Л.Б. Основы логистики : учеб. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. - М. : Академия, 2013. - 192 с.

3. Баско, И.М. Логистика. / И.М. Баско. - Минск : Белорус. гос. экон. ун-т, 2016. - 431 с.

4. Ивуть, Р.Б. Логистика / Р.Б. Ивуть, С.А. Нарушевич. - Минск : БИТУ, 2017 - 322 с.

5. Еловой, И.А. Логистика : учеб.-метод. пособие / И.А. Еловой. - Гомель : БелГУТ, 2016. - 163 с.

Поступила 15.09.2022

IMPROVEMENT OF LOGISTICS BUSINESS PROCESSES ON THE EXAMPLE OF THE TRANSPORT SECTION OF THE BRANCH "POLOTSK BAKERY" OJSC "VITEBSKHLEBPROM"

O. MESHCHERYAKOVA, A. JEREN (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article provides a description of the existing logistics business processes of the transport section of the enterprise. The results of the analysis of technical and operational indicators of transport operation are shown, the dynamics of vehicle downtime is reflected, the causes of vehicle downtime are identified, and it is also proposed, schematically depicted and economically justified improvement of the logistics business processes "Preparation for the technical inspection offreight vehicles" and "Scheduled preventive system of repair of cargo vehicles" of the transport section of the branch "Polotsk bakery" OJSC "Vitebskkhlebprom".

Keywords: logistics, business process, logistics system, vehicles, spare parts, defective act, vehicle repair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.