ков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Одним из таких условий на индивидуально-психологическом уровне выступают акцентуации характера и психопатии. А. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой соединил знания о психопатии и уже существующей на то время классификации акцентуаций К. Леонгар-да. Психопатии - это отклонение в характере, которые влияют на все сферы жизнедеятельности личности. Типы акцентуаций К. Леонгарда исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность - понятие более широкое, чем характер. Акцентуации характера - это типы заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы (смежное состояние между нормой и патологией). Это еще не отклонение, а те особенности характера, которые влияют на формирование личности подростка. Скрытые акцентуации является вариантом нормы, а имеющиеся - крайним вариантом нормы. Они, как правило, не нарушают социальной адаптации. Однако при неблагоприятных условиях акцентуированные черты нарушают равновесие характера, приводят к возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов. Психопатии - это выраженные характерологические нарушения, отличными особенностями которых П. Ганнушкина и А. Кербиков выделили: тотальность, относительную стабильность и социальную дезадаптацию. Именно последний критерий является решающим для дифференциации акцентуаций и психопатий. Психопаты особенно склонны к девиантному поведению. По обобщенным данным разных авторов, среди алкогольно зависимых подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями 60 % страдают психопатией, а наркоманией - около 30 %. Наиболее предрасположены к девиациям неустойчивый, гипертимный, циклоидный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера.
Таким образом, рассмотрев факторы и условия формирования девиантного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, можно сделать
вывод, что эти детерминанты свойственны и подросткам с нормальным интеллектуальным развитием. Снижение уровня интеллекта не является первопричиной возникновения девиантного поведения. Однако в силу наличия интеллектуального дефекта, подростки с умственной отсталостью оказываются наиболее уязвимы перед негативным влиянием асоциальной среды, пропагандирующей девиантное поведение.
Также следует отметить, что ни один из факторов и условий их возникновения не является решающим, даже если на ребенка влияет их совокупность, это еще не означает, что у него сформируется девиантное поведение. Здесь решающую роль играет правильно организованная профилактическая и коррекционная воспитательная деятельность, которая должна обеспечить выработку защитных механизмов психики подростка с ограниченными интеллектуальными возможностями к противостоянию девиан-тному поведению.
1. Бондарчук О. I., Ва^ч Т. М. Психолопя девiантноT поведЫки. Киев: Науковий свп", 2010. 300 с.
2. Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 20-26.
3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. : Речь, 2007. 391 с.
4. Иванова Е. А., С. А. Фролов Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политика. 2012. № 1. С. 98-108.
5. Максимова Н. Ю., Толстоухова С. В. Со^ально-пси-холопчний аспект адиктивнот поведЫки пщл™в та молодк Киев: Освпд 2010. 200 с.
6. Со^альна педагопка. Навчально-методичний поаб-ник / за ред. А. Й. КапськоТ. Киев: Освпд 2011. 228 с.
© Афанасьева В. В., 2016
УДК 373.5:82.09-057.874
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 10 КЛАССЕ
Статья посвящена типам школьного анализа художественного произведения в старших классах на уроках литературы. Предложен комплексный подход для реализации полноценного восприятия старшеклассниками эпического текста. Автор статьи рекомендует разнообразные формы работы на уроках литературы при изучении романов И. С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Ключевые слова: литературное образование, роман, автор, типология, методы, компетентность, стиль, жанр.
О. М. Глух O. M. Gluh
PERFECTION of LITERARY EDUCATION of senior PUPILS : ASPECTS of ANALYSIS of EPIC WORKS In a 10 CLASS
The article deals withtypes and ways of school analysis of artistic work in senior classes at the literature lessons. On the basis ofthe last research reviews, publications and methods of teaching has been grounded a literature complex approach for realization of valuable perception the senior pupils of program epic text. The author of the article recommends the various forms of work in the study of I. S. Turgenev's novel «Fathers and Sons» or «A Nest of Gentlefolk» at the literature lessons of in the 10th class.
Keywords: literary education, novel, author, typology, methods, communicative competence, style, genre.
Приоритетным направлением современного отечественного литературного образования является гуманитарное, которое обеспечивает духовное развитие личности. Начитанность, умение глубоко воспринимать художественное произведение, его эстетическую ценность - традиционно считались признаками высокоразвитой личности. При таких условиях важно научить старшеклассников полноценно воспринимать программное эпическое произведение, чтобы осуществить влияние на их мышление, духовную культуру, мировосприятие.
Ряд последних зарубежных и отечественных исследований ученых демонстрирует актуальность отмеченной нами проблемы. Так, например, Г. Г. Авдонина предлагает формировать коммуникативную компетентность старшеклассников в процессе школьного анализа художественного произведения с учетом элементов риторики [1], И. А. Подру-гина описывает типологию школьного анализа [2], А. С. Федорова делает акцент на жанровой специфике текста [3], Л. П. Шидукова рекомендует сопоставительный анализ на материале двух литератур [4].
Попытаемся рассмотреть возможности повышения уровня литературного образования десятиклассников, которые обеспечиваются современными технологиями школьного анализа эпического произведения.
При изучении романа или повести, по рекомендациям М. А. Рыбниковой, следует тщательно выбирать основные главы произведения. Одну из них можем читать на уроке литературы, следующую - дома, третью необходимо анализировать и в полном объеме пересказать, остальные разобрать быстро, кратко пересказывая, часть текста предлагается подготовить в форме художественного пересказа отдельным ученикам [5, с. 58]. При грамотном литературном анализе изучаемых произведений с увеличением творческой самостоятельности совершенствуется филологическая компетентность старшеклассников. Доминирующее значение имеет пошаговое усложнение заданий для этой возрастной группы школьников. Целенаправленное формирование литературной компетентности проходит путь от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первостепенных обобщений и выводов, касающихся отдельных стилистических компонентов, - к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста [6].
В своей научной разработке, посвященной типологии школьного анализа эпоса в старших классах, И. А. Подруги-на констатирует, что методологическими опорами изучения художественного текста являются системность, избирательность и мера. Автор характеризует достаточно подробно три типа анализа согласно их иерархии: текстуальный, обзорный и ознакомительный [2].
Г. Г. Авдонина утверждает, что при комплексном подходе к развитию речевых навыков учащихся и анализу художественного текста решается проблема исследования коммуникативно-речевого поведения персонажей эпического произведения с целью глубокого восприятия образов литературных героев, в целом поэтики текста, а также с целью выявления авторской позиции; возрастает эффективность процесса совершенствования собственной речи школьников [1]. А. С. Федорова считает, что в литературном образова-
нии учеников учет жанровой специфики - важнейшее условие для познания авторской концепции, постижения идейно-художественной структуры текста. Внимание к жанровому аспекту активизирует мыслительные операции на старшеклассников на уроках литературы, совершенствует навыки анализа произведения в единстве его содержания и формы. Автор исследования намечает перспективы дальнейшей разработки проблемы, связывая ее решение с вопросами сравнительного изучения разножанровых художественных текстов, жанровых модификаций в литературном наследии писателей; сопоставления художественных произведений одного жанра в творчестве писателей-классиков и современных авторов [3].
Чтобы правильно выбрать пути и формы сопоставительного изучения текстов, с точки зрения Л. П. Шидуковой, необходимо создать положительную мотивацию и эмоциональную атмосферу для восприятия избранных произведений; важно сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы старшеклассников; нужно интегрировать уроки русской литературы с уроками мировой литературы [4].
Из работы М. Фуко следует, что в процессе анализа текста нельзя забывать о наиболее характерных авторских функциях:
1) привязанность к институционной системе, которая вызывает, определяет и артикулирует мир дискурса;
2) принадлежность дискурса его творцу, определяемая серией специфических и сложных операций;
3) неодинаковое влияние на весь дискурс всех времен и разных типов цивилизации;
4) не являясь ссылкой на реальную фигуру, она может одновременно порождать несколько «Я», нескольких субъектов и позиций, которые могут занять разные группы людей [7, с. 451].
Филологу, работающему в старших классах, следует владеть разнообразными формами и приемами анализа эпических произведений. Основательное изучение художественного текста должно отвечать общему замыслу автора, образной системе, характеру действий, поступков персонажей в единстве с сюжетно-композиционной оформлением. Учитель обязан владеть разными видами анализа эпического повествования: культурологическим, лингвистическим, стилистическим, филологическим, контекстуальным, интертекстуальным, компаративным, психологическим, мифологическим, структуралистским, герменевтическим и др. Ему нужно вооружиться знаниями о традиционных и нетрадиционных формах уроков (лекции, круглые столы, диалоги, беседы, концерты, семинары, зачеты, деловые и ролевые игры).
Например, при изучении произведений И. С. Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо» на уроках литературы, в зависимости от дидактических целей, специфики ученического контингента и от владения методическим мастерством, учителем могут быть выбраны разные типы уроков. Для каждого определена своя группа методов, приемов:
- лекция;
- доклад о социально-экономических предпосылках создания произведения «Дворянское гнездо»;
- компьютерная презентация «Идейно-политический, социальный характер дискуссии на материале романа «Отцы и дети»;
96
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
- выразительное чтение диалогов;
- беседа;
- анализ биографий персонажей - Базарова и Кирсановых;
- чтение основных глав;
- литературоведческий комментарий учителя;
- комментирование;
- сочинение «Мотив счастья в романе И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"».
Для развития креативности старшеклассников можно предложить следующие работы: проведение исследований, результатом которых является создание каталогов, публикаций, буклетов, презентаций (проект на тему «Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева», «Мотивы прозы И. С. Тургенева» и др.); написание характеристик писателя; ролевые игры (интервью, репортажи, например «Интервью с Иваном Тургеневым» и др.).
Определение авторской концепции (морально-эстетического идеала), элементов традиционного и новаторского в художественном тексте, критическая оценка литературного произведения, анализ произведения с позиций современности должны стать прочным основанием, на которое будут опираться дальнейшие знания учеников [8; 9]. Следует избегать шаблонного подхода, традиционно определяя портреты героев или составляя планы их характеристик, необходимо использовать разные формы анализа, что позволит активизировать процесс усвоения литературного произведения, будет формировать стойкий интерес к учебному предмету, повлияет на развитие морально-этических и эстетических взглядов старшеклассников.
Таким образом, анализ обозначенной в теме проблемы доказывает, что хотя традиционные аспекты технологий обучения литературе объясняют механизм усвоения художественных произведений, однако современный филолог имеет неограниченный арсенал возможностей, чтобы качес-
твенно повысить уровень литературного образования десятиклассников, превратить уроки в мастер-класс по лингвистике, культурологии, искусствоведению, компаративистике, театральному искусству и т. д.
1. Авдонина Г. Г. Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
2. Подругина И. А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы. М.: Латмэс, 2000. 157 с.
3. Федорова А. С. Изучение произведений А. П. Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 182 с.
4. Шидукова Л. П. Методика сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур в системе литературного образования в школах Кабардино-Балкарской Республики: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 147 с.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
6. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. Ч. 2. 288 с.
7. Фуко М. Що таке автор? // Антолопя свтовоТ лтера-турно-критичноТ думки ХХ ст. / за ред. М. ЗубрицькоТ. Львiв: Лп-опис, 1996. С. 442-457.
8. Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. М.: МГПУ, 2005. 250 с.
9. Иссова Л. Н. Романы И. С. Тургенева. Современные проблемы изучения: учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. Калининград: Изд-во КГУ, 1999. 74 с.
© Глух О. М., 2016
УДК 37.01
СОБЫТИЙНОСТЬ
В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обосновывается взаимосвязь гражданского и патриотического воспитания школьников. Изучаются педагогические условия, которые способствуют реализации принципа событийности в гражданско-патриотическом воспитании современных школьников.
Ключевые слова: событийность, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, гражданственность, патриотизм.
Е. И. Зарипова, Т. П. Кирьянова, Т. И. Лобова E. I. Zaripova, T. P. Kiryanova, T. I. Lobova
EVENTFULNESS IN CIVIL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN
The interconnection between civil and patriotic upbringing is grounded in the article. The pedagogical conditions which contribute to implementation of the principle of eventfulness in civil and patriotic upbringing of modern schoolchildren are investigated.
Keywords: eventfulness, patriotic upbringing, civil and patriotic upbringing, civicism, patriotism.
В современных условиях общественного развития в России система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции,
нуждается в совершенствовании, соответствии новым реалиям. Гражданско-патриотическое воспитание стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной