Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL ENTITY / BUSINESS SOCIETY / CORPORATION / CORPORATE RELATIONS / MANAGEMENT IN BUSINESS SOCIETY / CIVIL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Владимир Константинович

В статье исследуются результаты реформы по внедрению корпоративных отношений в гражданское законодательство и связанные с этим изменения в понимании сущности юридического лица, его элементов. Особое внимание уделено значению управления в непубличных хозяйственных обществах, являющихся основным звеном в гражданском обороте. Проанализированы соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ. Рассмотрены типовые уставы обществ с ограниченной ответственности, утвержденные Минэкономразвития России и определены возможности их применения на практике. Определено значение Кодекса корпоративного управления для совершенствования деятельности корпораций, выдвинуто предложение о необходимости использования в Евразийском экономическом союзе применяемых в государствах - членах Союза лучших корпоративных и иных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CORPORATE GOVERNANCE IN ECONOMIC SOCIETY: THE RUSSIAN EXPERIENCE

The article examines the results of the reform on the introduction of corporate relations in civil legislation and related changes in the understanding of the essence of a legal entity and its elements. Special attention is paid to the importance of management in nonpublic business companies, which are the main link in civil turnover. The corresponding norms of the Civil code of the Russian Federation are analyzed. The standard charters of limited liability companies approved by the Ministry of economic development of the Russian Federation are considered and the possibilities of their application in practice are determined. The significance of the corporate governance Code for improving the performance of corporations was determined, and a proposal was made to use the best corporate and other practices applied in the member States of the Union in the Eurasian economic Union

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

Совершенствование корпоративного управления в хозяйственном обществе: российский опыт

ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ АНДРЕЕВ,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются результаты реформы по внедрению корпоративных отношений в гражданское законодательство и связанные с этим изменения в понимании сущности юридического лица, его элементов. Особое внимание уделено значению управления в непубличных хозяйственных обществах, являющихся основным звеном в гражданском обороте. Проанализированы соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ. Рассмотрены типовые уставы обществ с ограниченной ответственности, утвержденные Минэкономразвития России и определены возможности их применения на практике. Определено значение Кодекса корпоративного управления для совершенствования деятельности корпораций, выдвинуто предложение о необходимости использования в Евразийском экономическом союзе применяемых в государствах - членах Союза лучших корпоративных и иных практик.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: юридическое лицо; хозяйственное общество; корпорация; корпоративные отношения; управление в хозяйственном обществе; гражданское законодательство

Improving corporate governance in economic society: the Russian experience

VLADIMIR KONSTANTINOVICH ANDREEV

chief researcher of the Institute of security problems of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor, honored science worker of the Russian Federation

ABSTRACT

The article examines the results of the reform on the introduction of corporate relations in civil legislation and related changes in the understanding of the essence of a legal entity and its elements. Special attention is paid to the importance of management in non-public business companies, which are the main link in civil turnover. The corresponding norms of the Civil code of the Russian Federation are analyzed. The standard charters of limited liability companies approved by the Ministry of economic development of the Russian Federation are considered and the possibilities of their application in practice are determined. The significance of the corporate governance Code for improving the performance of corporations was determined, and a proposal was made to use the best corporate and other practices applied in the member States of the Union in the Eurasian economic Union.

KEYWORDS: legal entity; business society; Corporation; corporate relations; management in business society; civil legislation

Построение общего рынка в Евразийском экономическом союзе требует не только гармонизации и унификации норм о производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, но и гармонизации организационно-правовых форм юридических лиц, совершенствование правил их деятельности и адаптации к происходящим явлениям, связанных с экономическим кризисом и распространением новой коронавирусной пандемии.

В гражданском обороте участвуют граждане и юридические лица, которые приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Приобретение и осуществление гражданских прав и обязанностей происходит не самим юридическим лицом, а его органами, обладающими компетенцией, которая определяется законом и учредительными документами.

Согласно гражданскому законодательству юридическим лицом является не простая совокупность граждан, а организация, имеющая обособленное имущество, способная отвечать данным имуществом по своим обязательством, приобретать и осуществлять от своего имени гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ). В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо включает также вещные права учредителя или корпоративные права участников юридического лица.

Традиционный взгляд на юридическое лицо как фикцию и определение его, содержащееся в Гражданском кодексе РФ в качестве совокупности или набора признаков, как рассматривается в литературе1, в условиях реформирования гражданского законодательства, внедрения информационных и цифровых технологий подлежит изменению. Важным становится не выявление основных и до-

полнительных признаков юридического лица, а определение его устройства. Устройство юридического лица состоит из определенных элементов в зависимости от его организационно-правовой формы, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, законами и учредительными документами, включающие порядок управления его деятельностью и порядок участия в гражданском обороте.

Таким образом, юридическое лицо - объединение отдельных лиц в целях достижения результатов, определенных в учредительных документах, преследующих свои интересы, вступающих в имущественные и неимущественные отношения внутри юридического лица (внутренние) и за пределами юридического лица (внешние). Юридическое лицо следует понимать как реально функционирующую организацию, являющуюся участником гражданского оборота. Многочисленные связи, в которые вступает юридическое лицо, не ограничиваются гражданско-правовыми отношениями, поскольку оно является участником гражданско-процессуального и арбитражного процессов, налоговых, трудовых, земельных и других отношений. В уставе юридического лица - основном учредительном документе -помимо наименования, организационно-правовой формы содержатся все необходимые сведения о нем.

Как известно, в соответствии с п. 8 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента включения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Данный информационный ресурс содержит открытую информацию и доступен для всех желающих. В соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-

1 Гражданское право: учебник. Т. 1 / под. ред. Ю.К. Толстого. С. 143-146 (автор - И.В. Елисеев); Гражданское право: учебник. Т. 1 / отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2017. С. 133-137 (автор - В.П. Мозолин).

лей»2 содержащаяся в нем информация позволяет узнавать необходимые факты о деятельности юридического лица.

Включение в Гражданский кодекс РФ корпоративных отношений направлено на совершенствование деятельности коммерческих организаций, в результате чего юридические лица стали подразделяться на корпоративные и унитарные (ст. 65.1). Корпоративные отношения как предмет гражданского законодательства были предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-Ф33. В связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ4, хозяйственные общества, которые занимают преобладающее место среди коммерческих организаций, подразделяются на публичные и непубличные. К первым относятся акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в их акции, публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которые не отвечают указанным выше признакам, признаются непубличными. В 2019 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 3 037 698 обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ - 64 779, из них непубличных - 28 231. По подсчетам, непубличные хозяйственные общества занимают более 90% среди других коммерческих корпораций.

В Арбитражно-процессуальный кодекс РФ еще в 2009 г. была введена глава 25.1 «Рассмотрение дел по корпоративным спорам», под которыми понимались споры, связанные

с созданием юридического лица,управлением им или участием в юридическом лице, т.е. до 2013 г. корпоративные споры рассматривались арбитражными судами без соответствующих норм о корпоративных отношениях, управлении в корпорации,правах и обязанностях участников корпоративных организаций.

Корпоративные споры в АПК РФ формулируются в качестве споров, которые возникают в связи с созданием, управлением или участием в коммерческой организации или некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей.

Взаимосвязанность гражданских материальных и процессуальных норм о корпорациях выражается в том, что согласно п. 2 ст. 65.2 ГК РФ участник корпорации либо сама корпорация, которые требуют возмещения причиненных корпорации убытков, либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, обязаны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации. Арбитражный суд, рассматривающий дело по корпоративному спору, размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о принятии искового заявления, а также о движении дела по спору, в том числе вступлении в дело новых лиц.Участники корпорации, не присоединившиеся к иску, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины обращения уважительными.

Участие в хозяйственном обществе позволяет гражданину или юридическому лицу при-

2 СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.

3 Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// СЗ РФ. 31.12.2012 г. № 53 (Часть I). Ст. 7627.

4 Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.

обрести корпоративные права и обязанности в отношении данного хозяйственного общества. Не ставя цели рассмотрения правовой природы корпоративных прав и обязанностей, на которые нет единой точки зрения, следует отметить, что они не входят в гражданскую правоспособность юридического лица и не тождественны гражданским правам юридического лица и его гражданским обязанностям, которые в силу ст. 49 ГК РФ соответствуют целям деятельности юридического лица, предусмотренным в учредительном документе. Корпоративные права направлены в основном на управление в корпорации. Не случайно, в Гражданский кодекс РФ были включена ст. 65.3 «Управление в корпорации», в которой определена компетенция высшего органа корпорации - общего собрания участников, единоличного исполнительного органа(директора, генерального директора и т. п.), коллегиального органа управления (наблюдательного совета или иного). В ст. 67.1 ГК РФ установлены особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах.

Устав любого юридического лица должен содержать порядок управления его деятельностью (п. 4 ст. 52 ГК РФ), что свидетельствует о заинтересованности государства в эффективном управлении корпорациями.

Таким образом, согласно внесенным в Гражданский кодекс РФ правилам его действие стало распространяться и на управление деятельностью юридического лица. От эффективного управления юридическим лицом в немалой степени зависит эффективность ведения бизнеса.

Включение в Гражданский кодекс РФ отношений по управлению прежде всего коммерческих корпораций направлено, в конечном счете, на эффективное осуществление предпринимательской деятельности, производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, обусловлено и эффективным функцио-

нированием органов управления юридического лица.

В качестве правового инструмента управления корпорацией можно рассматривать и корпоративный договор (ст. 67. 2 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ предоставляет право участников хозяйственного общества по заключенному корпоративному договору осуществлять свои корпоративные права (голосовать на общем собрании участников определенным образом, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, а также приобретать или отчуждать доли (акции) по определенной цене, а также приобретать или отчуждать доли (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств).

Представляется, что ст. 65.3 ГК РФ об управлении в корпорации должна быть распространена и на унитарные организации, в которых учредители не являются их участниками, поскольку осуществление хозяйственной деятельности ГУПов и МУПов сопровождается значительными проблемами, в связи с чем высказываются и радикальные точки зрения о необходимости ликвидации данной организационно-правовой формы юридического лица.

Совершенствование гражданского законодательства об участии юридических и физических лиц в гражданском обороте, гармонизация данных правил законодательством государств - участников ЕАЭС необходимо и в отношении некоммерческих организаций.

Предоставление некоммерческим организациям права осуществлять деятельность, приносящую доход, по существу, нивелировало деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, а «рассмотрение» самозанятых как лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, которые не подлежат регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, нару-

шило функциональное назначение понятия предпринимательской деятельности в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Результаты включения в Гражданский кодекс РФ управления как важнейшего элемента корпорации не учтены в определении предпринимательской деятельности, содержащейся в п. 1 ст. 2 ГК РФ. В данной статье отражена характеристика коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как участников гражданского оборота.

В утвержденном Правительством РФ Плане мероприятий «Трансформация делового климата» немалое место занимают меры по совершенствованию управления и деятельностью хозяйственных обществ5. Целью разработанных мероприятий является повышение уровня защиты миноритарных участников хозяйственных обществ при реорганизации, концентрации больших пакетов акций в руках одних и тех же лиц, при совершении сделок, в которых есть конфликт интересов и пр. Применение средств защиты миноритарных участников хозяйственных обществ обусловлено тем, что правомочия участников хозяйственных обществ определяются размером принадлежащих им долям (акциям), а в ряде случаев интересы миноритарных и мажоритарных участников корпораций не совпадают.

Так, признано необходимым закрепить в законодательном порядке возможность хозяйственных обществ застраховать имущественную ответственность членов органов управления по обязательствам, возникающим вследствие причинения убытков обществу, его участникам, владельцам иных эмиссионных ценных бумаг общества и (или) иным лицам, в результате их неосторожных действий (бездействия).

На более широкое применение информационных технологий направлено предусмотренное в Плане мероприятие по подготовке предложений по предоставлению акционерным обществам права проводить общие собрания в формате онлайн,что позволит упросить порядок их проведения и осуществлять удаленное голосование по наиболее важным вопросам деятельности корпораций.

Немаловажной проблемой в правоприменительной деятельности является отсутствие сведений об акционерах, которые в течение долгого времени не свои осуществляют права. Нужна разработка механизма признания таких лиц недействующими акционерами со всеми вытекающими последствиями. Отмечена необходимость разработки проекта федерального закона по данной проблеме.

В Плане мероприятий признано необходимым упростить процессы государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью и его ликвидации. Федеральная налоговая служба России должна разработать информационно-телекоммуникационный сервис ФНС России по использованию типового устава общества с ограниченной ответственностью - наиболее распространенной организационно-правовой формы юридического лица, в которой функционируют субъекты малого и среднего предпринимательства. Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.08.2018 г. № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» были утверждены тридцать шесть форм типового устава6. В типовых формах предусмотрено несколько вариантов управления юридическим лицом. Так, согласно первому руководство текущей деятельно-

5 Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р «Об утверждении Плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 3. Ст. 57.

6 Текст приказа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov. ги) 24.09.2018 г.

стью общества осуществляется единоличным исполнительным органом, избранным общим собранием участников, что соответствует Гражданскому кодексу РФ. В некоторых типовых формах (например, типовые уставы № 7-12) установлено, что каждый участник общества является единоличным исполнительным органом и действует по имени общества самостоятельно. По третьему варианту каждый участник, действуя совместно с остальными участниками, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа(например, типовые уставы № 13-18). Статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»7 установлено, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный его уставом, если этим документом решение данных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. В п. 2 ст. 65.3 ГК РФ также предусмотрено, что к компетенции высшего органа управления корпорации отнесено образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации это полномочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов, т.е. совета директоров. Следует отметить, что в типовых формах уставов не предусмотрено создание совета директоров или наблюдательного совета. Возможность наделения в уставе корпорации полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц обязательно сопровождается его наделением компетенцией и установлением сферы его деятельности, поэтому утвержденные типовые уставы нуждаются в доработке. Для выбора одного из вариантов типового устава обществу с ограниченной ответственностью необ-

7 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

ходимо предоставить заявление в налоговые органы и решение общего собрания.

Доработанные и усовершенствованные типовые уставы могут стать образцом для гармонизации правил об обществах с ограниченной ответственностью, предусмотренных гражданским законодательством государств - членов ЕАЭС.

В п. 5 ст. 52 ГК РФ установлено право учредителей и участников юридического лица разработать и утвердить не являющиеся учредительными документами регламент и другие внутренние документы. Основой для разработки внутренних документов акционерных обществ послужил Кодекс корпоративного управления, утвержденный Распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 г. № 421/р, названный в данном документе вехой в развитии корпоративных отношений в Российской Федерации. Значение данного документа состоит прежде всего в том, что он способствует внедрению современных стандартов корпоративного управления в деятельность акционерных обществ, совершенствованию взаимоотношений между различными группами акционеров и исполнительными органами корпорации. В сопроводительном письме Банка России от 10.04.2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» разъясняется, как следует понимать корпоративное управление. Это понятие, объединяющее всю систему взаимодействия между акционерами, наблюдательным советом исполнительными органами, а также иными заинтересованными лицами. В таком понимании корпоративное управление выступает в качестве инструмента контроля за акционерным обществом.

Применение лучших российских и международных практик корпоративного управления в деятельности российских акционерных обществ способствует повышению инвестици-

онной привлекательности корпораций и укреплению их положения на российском и международном рынках.

Представляется, что назрела необходимость внедрения в ЕАЭС используемой в ЕС

практики разработки различных документов «мягкого» права для распространения и использования лучших практик, применяемых в государствах - членах ЕАЭС в различных областях предпринимательской деятельности.

Нормативно-правовые акты и ли

1. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных поло-

жений законодательных актов Российской Федерации».

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р «Об утверждении Плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации».

6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 01.08.2018 г. № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью».

7. Кодекс корпоративного управления, утвержденный распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 г. №421/р.

Normative legal acts and literature

1. Federal Law of February 8, 1998 N 14-FZ «On Limited Liability Companies».

2. Federal Law of August 8, 2001 No. 129-FZ «On state registration of legal entities and individual entrepreneurs».

3. Federal Law of December 30, 2012 N 302-FZ «On Amendments to Chapters 1, 2, 3 and 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation».

4. Federal Law of May 5, 2014 N 99-FZ «On Amending Chapter 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation and on invalidating certain provisions of legislative acts of the Russian Federation».

5. Order of the Government of the Russian Federation of 17.01. 2019. No. 20-r «On approval of the Plan» Transformation of the business climate «and invalidation of acts of the Government of the Russian Federation».

6. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of August 1, 2018 N 411 «On approval of model charters, on the basis of which limited liability companies can operate».

7. Corporate Governance Code approved by the order of the Federal Commission for the Securities Market of Russia dated April 4, 2002 No. 421 / r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.