Научная статья на тему 'Совершенствование координационных способностей юных футболистов с использованием фитнес-технологий'

Совершенствование координационных способностей юных футболистов с использованием фитнес-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ФУТБОЛИСТОВ / ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИИ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / COORDINATION TRAINING OF PLAYERS / FITNESS TECHNOLOGY / STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Логвинов Михаил Валерьевич

Статья посвящена совершенствованию координационных способностей юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации. Показано, что фитнес технологии позволяют добиться более высоких темпов прироста показателей координационной подготовленности футболистов по сравнению с традиционными подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Логвинов Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG SOCCER PLAYERS USING FITNESS TECHNOLOGIES

The article is devoted to the improvement of coordination abilities of young players at the stage of initial sports specialization. It is shown that fitness technologies allow to achieve higher rates of growth of indicators of coordination preparedness of football players in comparison with traditional approaches.

Текст научной работы на тему «Совершенствование координационных способностей юных футболистов с использованием фитнес-технологий»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG SOCCER PLAYERS

USING FITNESS TECHNOLOGIES

Горлова Юлия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorlova Julia Ivanovna candidate of pedagogics science, professor Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Логвинов Михаил Валерьевич

студент

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия LogvinovMikhail Valerievich

Bachelor

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию координационные^ способностей юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации. Показано, что фитнес-технологии позволяют добиться более выюких темпов прироста показателей координационной подготовленности футболистов по сравнению с традиционные/ми подходами.

Abstract. The article is devoted to the improvement of coordination abilities of young players at the stage of initial sports specialization. It is shown that fitness technologies allow to achieve higher rates of growth of indicators of coordination preparedness of football players in comparison with traditional approaches.

Ключевые слова: координационная подготовленность футболистов, фитнес-технологии, этап начальной спортивной специализации

Keywords: coordination training of players, fitness technology, stage of initial sports specialization

Фундамент высоких и стабильных спортивных результатов закладывается в детском и юношеском спорте. Уровень мастерства футболистов во многом зависит от его умения координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Это позволяет ему выигрывать время, сохранять силы, вести игру в быстром темпе, комбинационно и результативно.

Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований [2,3]. Это объясняется тем, что в теории и методике исследования координационных способностей пока не выработаны единые научные принципы

их определения и изучения. Вместе с тем отмечен положительный перенос качественных сторон координационных способностей в двигательной деятельности спортсмена на совершенствование других качеств [6].

По мнению ряда авторов [1,5,6], существенными ресурсами - эмоциональными, методическими, физическими, для успешного решения задач повышения координационных способностей спортсменов, обладает фитнес. Это может быть аргументировано тем, что на сегодняшний день большая часть появляющихся инновационных оздоровительных технологий связана с развитием фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре и спорте - фитнес-технологии.

Однако, не получило еще широкого распространения фитнес-технологий в подготовке футболистов, отсутствует научное обоснование их применения в процессе тренировочного процесса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых технологий и педагогических подходов, которые позволят создать инновационную методику повышения эффективности физической подготовки футболистов на основе применения фитнес-технологий.

Предполагалось, что систематические занятия по общей физической подготовке с применением фитнес-технологий будут содействовать развитию координационных способностей, а также окажут благоприятное влияние на физическую и технико-тактическую подготовленность.

Е. Г. Сайкина [4], давая определение фитнес-технологиям полагает, что их можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования.

В то же время, фитнес-технологии, являясь средствами фитнеса, могут использоваться во всех видах физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивая тем самым решение задач спортивной подготовки.

По мнению Н. К. Ким, М. Б. Дьяконова [1], фитнес-технологии в спорте могут использоваться в качестве разминки, общей и специальной физической подготовки, для эмоциональной разрядки и восстановления сил.

К организационно-методическим особенностям занятий фитнесом авторы справедливо относят:

- большой арсенал физических упражнений, выполняемых с различной интенсивностью и вариативностью;

- широкое разнообразие применяемых инновационных методов и методических приемов;

- высокую эмоциональность занятий, получение удовольствия и создание условий для самовыражения;

- приобретение специальных знаний и умений в осуществлении самоконтроля физического состояния;

- совершенствование двигательных возможностей.

В связи с вышеизложенным, было проведено исследование, целью которого явилось совершенствование методики воспитания координационных

способностей футболистов группы начальной спортивной специализации на основе применения дифференцированных фитнес-технологий.

Для определения координационной подготовленности футболистов использовали следующие тесты: три кувырка в о. с., кистевая динамометрия 50 % от макс., проба Ромберга, прыжок вверх с усилием 50 % от макс., точность катания мяча ногой.

В исследованиях приняли участие 48 футболистов в возрасте 13-14 лет занимающиеся в тренировочных группах 4 года обучения. Исследования проводились на базе БУ ОО «СШОР Русичи» г. Орла, где были созданы экспериментальная и контрольная группы. Результаты исследования строились на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента.

Исследование уровня координационной подготовленности у спортсменов экспериментальной и контрольной групп, выполненное в начале педагогического эксперимента, показало, что достоверных различий (Р > 0,05) в уровне подготовленности между группами не выявлено.

Контрольная группа тренировалась с использованием традиционных методов обучения, где в основу была положена современная типовая модель программы для детско-юношеских спортивных школ по футболу.

Экспериментальная группа тренировалась с использованием разработанной нами методике занятий с использованием средств фитнес-технологий, направленной на повышения уровня развития координационных способностей и совершенствования технико-тактических действий.

Педагогический эксперимент, направленный на повышение умения управлять двигательными действиями, согласовывая их по времени и в пространстве для достижения поставленной цели, проводился в 2 этапа.

Первый этап - предварительной подготовки - длился 6 месяцев (75 занятий) и был направлен, в основном, на воспитание общих координационных способностей. Для этого были разработаны фитнес-программы, представляющие собой специально организованные формы двигательной активности спортивной направленности. Условием для разработки фитнес-программ, достижения их эффективности и комплексности координационной направленности являлись единые требования к их составлению. К ним относятся: конкретно поставленные цель и задачи; научно-обоснованный подбор средств и методов фитнеса, имеющих координационную ценность, рационально сбалансированный по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся; обеспечение регулярного и единого врачебно-педагогического контроля за физическим развитием, уровнем физической подготовленности, развитием двигательных способностей, регуляцией психоэмоционального состояния занимающихся. Это позволило развивать потенциальные и скрытые возможности юных футболистов, определяющие готовность к оптимальному управлению и регулированию различными двигательными действиями необходимыми в футболе.

Второй этап педагогического эксперимента - этап специализированной подготовки длился 6 месяцев (75 занятий) в течение которых юные футболисты сопряженно занимались специальной физической, координационной и технической подготовкой. В качестве средств тренировки использовались

разработанные нами комплексы по методике фитнес-технологий, для юных футболистов, которые включали в себя: имитацию работы с мячом -жонглирование различными частями тела, ведение мяча с изменением направления.

Они были направлены на совершенствование спортсменами технико-тактических действий, приобретение умений рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы и пополнение своего двигательного опыта.

Тестирование, проведенное по окончании педагогического эксперимента, показало, что в достоверные изменения (Р<0,05) произошли во всех показателях координационной подготовленности футболистов экспериментальной группы, по сравнению с недостоверными изменениями в контрольной. Прирост координационных способностей, в ходе педагогического эксперимента, по всем данным составил от 5,8 до 10,6% - в экспериментальной и только 0,8 до - 4,7% -в контрольной группе.

Таким образом, применение фитнес-технологий в процессе физической подготовки футболистов в экспериментальной группе позволило добиться более высоких результатов. Разработанную нами методику можно использовать в физической подготовке футболистов разного пола, уровня квалификации, на различных этапах годичного тренировочного цикла.

Литература

1. Ким Н. К., Дьяконов, М. Б. Фитнес : учебник. М. : Советский спорт, 2006. 450 с.

2. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. Москва : ТВТДивизион, 2006. 290 с.

3. Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М. : Советский спорт, 2010. 216 с.: с ил.

4. Сайкина Е. Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях : монография. СПб. : Образование, 2008. 301 с.

5. Филиппова С. О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры/ : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008. С. 25-27.

6. Шипилина И. А., Самохин И. В. Фитнес-спорт. Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте». Ростов н/Д : Феникс, 2004. 224 с.

References

1. Kim N. K, D'yakonov, M. B. Fitnes [Fitness]. Moscow, Sovetskij sport Pub/., 2006, 450p.

2. Lyakh V. i. Koordinatsionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. Moscow, TVTDivizion Pub/., 2006, 290p.

3. Lyakh V., VitkovskiZ. Koordinatsionnaya trenirovka v futbo/e [Coordination training in soccer]. Moscow, Sovetskij sport Pub/., 2010, 216 p..

4. Sajkina Е. G. Fitnes v modernizatsii fizku/'turnogo obrazovaniya detej i podrostkov v sovremennykh sotsioku/'turnykh us/oviyakh [ Fitness in the modernization of the sports education of chi/dren and ado/escents in the contemporary socio-cu/tura/ conditions]. St.

Petersburg, Obrazovanie Publ, 2008, 301 p.

5. Filippova S. O. [Fitness, fitness technology and fitness industry]. Fitnes v innovatsionnykh protsessakh sovremennoj fizicheskoj kul'tury. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Fitness in innovative processes of modern physical culture: Sat. mater. Vseros. science.-prakt. Conf]. St. Petersburg, RGPU im. Gertsena Publ, 2008, pp. 25-27. (In Russ.).

6. Shipilina I. A., Samokhin I V. Fitnes-sport. Seriya «Obrazovatel'nye tekhnologii v massovom i olimpijskom sporte» [Fitness-sport /series "Educational technologies in mass and Olympic sport"]. Rostov-on-Don, Feniks Publ, 2004, 224p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.