Научная статья на тему 'Совершенствование конструкции коробок передач автомобилей «ГАЗель» по их виброакустическим характеристикам работы'

Совершенствование конструкции коробок передач автомобилей «ГАЗель» по их виброакустическим характеристикам работы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лелиовский К. Я., Беляков В. В., Огороднов С. М.

Рассматриваются вопросы проектирования агрегатов трансмиссии колесных машин с учетом виброакустических характеристик их работы. Предлагаются пути их совершенствования. Также рассматриваются возможности проектирования агрегатов с заданными виброакустическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лелиовский К. Я., Беляков В. В., Огороднов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конструкции коробок передач автомобилей «ГАЗель» по их виброакустическим характеристикам работы»

№ 8

2008

629.113:513.3:681.518.54

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ «ГАЗЕЛЬ» ПО ИХ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАБОТЫ

Ни ж. КЯЛЕЛИОВСКИЙ. ()-р техп.исгук.проф. П. Н.НЕЛ Я КОП. каисУтехн.паук.Ооц. ('М ОГОРОДНОЙ

Рассматриваются вопросы проектирования агрегатов трансмиссии колесных машин с учетом виброакустических характеристик их работы. Предлагаются пути их совершенствования. Также рассматриваются возможности проектирования агрегатов с икктпыми аиб-роакустическими показателями.

Колесные машины широкого спектра оперативно - функционального назначения требует обеспечения высокого уровня качества функционирования и надежности. Рсчсрвом повышения надежности является тщательные доводочные испытания, направленные на совершенствование конструкции, а также переход от планово-предупредительного обслуживания и ремонта к обслуживанию и ремонту по действительному техническому состоянию, что требует применения средств и методов контроля и диагностирования. В связи с этим возникает необходимость выявления таких характеристик изделия, которые позволили бы с минимальными затратами максимально достоверно определить его техническое состояние. Специфические условия работы исследуемых агрегатов потребуют уточнения и целого ряда подходов и методов проектирования, испытаний и доводки, особенно в области обеспечения оптимальных виброакустических характеристик трансмиссии в целом. В связи с этим рационально применение концепции проектирования агрегатов трансмиссии (коробок передач) с заданными виброакустическими параметрами их работы [1].

Автомобиль движется по любому опорному основанию за счет сил сцепления, исходя из условия движения [2]:

где ф - коэффициент сцепления с поверхностью, - сцепной вес автомобиля, р-тяговая сила, реализуемая колесами автомобиля. ¡7/ - сила сопротивления качению, р* - сила сопротивления воздуху. Если рассматривать случай движения автомобиля со скоростями не

50 __Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ_

№ 8 2008

более I 5 м/с по твердому покрытию при отсутствии проскальзования в пятне контакта, то силы сопротивления воздуху можно не учитывать в виду их малости. Силу сопротивления качению в общем виде можно вычислить по формуле

Рг%1л, <2>

где п - число колес, ^ - обобщенный коэффициент сопротивления качению; - нормальная реакция опорной поверхности на /- ом колесе. Нагружающая сила, действующая в этом случае на зубчатых колесах коробок передач от сил сопротивления, вычисляется по формуле:

Г и — (2-1)

ГЛгг

где р - сила сопротивления качению; - динамический радиус колеса, Д - передаточное

число главной передачи, у, - радиус начальной окружности ведомой шестерни, /у - обратный К.И.Д. трансмиссии.

Источником тяговой силы рг . реализуемой колесами, является эффективный крутящий момент, генерируемый двигателем, математическую модель которого можно представить в виде [3]:

ТМ>Те +11ГУ«п^(0/+\|/¥-р4у) (3)

к=I V—I ^ '

к

1"Дс Т , = Тс ~ Тс,> ' сРеДний эффективный крутящий момент, развиваемый двигателем; *=|

о

/ (> - средний эффективный крутящий момент, развиваемый в одном отсеке двигателя; Т ~ момент сопротивления вращению вала в отсеке; к - номер отсека по порядку работы; / - число отсеков; ^ - угол поворота коленчатого вала за промежуток времени между началом рабочего хода в первом отсеке и началом рабочего хода в у -м отсске двигателя. На зубья взаимодействующих шестерен коробок передач действует возмущающая сила, складывающаяся от возмущающих воздействий двигателя и сил сопротивления качению, нагружающих трансмиссию и двигатель. Суммарная возмущающая сила будет

Г\ Г?

Рис. I. Обобщенная схема, отражающая кзаимоскя'Л. возмущающих сил. действующих и губчатых колесах коробок передач с нагрузочными режимами в трансмиссии и силами сопротивления движению автомобиля

Для решения задач проектирования агрегатов с заданными виброакустическими показателями необходимо составля ть динамические модели трансмиссии автомобиля и зубчатой передачи. что необходимо для исследования вибрационных процессов, протекающих втрапсмис-

№ 8 2 ООН

сии в целом и в ее отдельных агрегатах. Схема подхода к проектированию представлена на рис.1., а схема эквивалентной динамической модели зубчатой передачи - на рис.2.

['не. 2. Схема жвшшеитпой динамической модели косозубой шестеренчатой передачи

Описать динамику движения взаимодействующих косозубых колес на качественном уровне можно посредством уравнения аналитической механики, записанном в форме Лагранжа второго рода. Для рассматриваемой системы, имеющей 12 степеней свободы, при определении

Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ 53

№ 8 2008

кинетической и потенциальной энергии, а также диссипативной функции Рэлея -л и уравнения запишется в виде (5). а сто решение, представляющее собой систему уравнений колебаний, в виде (6).

С физической точки зрения система (6) представляет собой суперпозицию колебаний, исходящих от зоны кон такта зубьев.

т , у ,-(с У," с (')>• )- (к V,+ А' (<■>)у )= i- F ,

т , х. -(с а X . " С (' Ух )- (К , л-, - а: (<" )л- )»tf ,

т , z, -(с Z , ~ С : (' )z )-(Ки ¿,- к (,, )i )= ± /г „

1.Ф', - с (' )г, У - К )/•, v - ± м I- г,

/ * Ф' г с Л')г,Х: - л: ("Ог . л- , - ± м ± I- г.

I г, в г С (' )/* , Z : ' - К > )/• z, ■■ ± м , ± /■■ /•

*(')- q , 0 bin (2 .г к со J-а ,('))

.«•(')= q, (')si« (2'-<*,(')) (6)

-"(') = С/ , (' )>>in (2 irk f0 J-a (i))

',40^ q, (' >in (2 nk M j - f j (/))

V (') = q.. (' )sin (2 як f0 „ / - /? (/)) " (')= q,, (' )s"' (-o) J ~ P('))

где / = 1,2 - порядковый номер зубчатых колес, ^ - массы ведущего и ведомою колес; / -моменты инерции ведущего и ведомог о колес; / - полярные моменты инерции ведущего и

ведомого колес, р - радиусы начальных окружностей ведущего и ведомого колес. Х - У ->Z " обобщенные координаты, характеризующие линейные перемещение ведущего и ведомого колес по основным и паразитным степеням свободы; ф Q - обобщенные угловые перемещения

ведущего и ведомого колес по основным и паразитным степеням свободы;. (J ,(J ■■•С,/ ~ приведенные суммарные жесткости подшипниковых опор ведущего и ведомого колеса и картера коробки передач в вертикальном, поперечном и продольном направлениях; fc . fc fc -

приведенные суммарные податливости (вязкости) подшипниковых опор ведущего и ведомого колеса и картера коробки передач в вертикальном, поперечном и продольном направлениях; (/) - жесткость зубчатого зацепления. }£■.{(») - коэффициент демпфирования зубчатого

зацепления, ду . . Д^ - поворачивающие моменты ведущего и ведомого колеса относительно осей X, Y и Z, возникающие от вертикальной, продольной и поперечной составляющей силы, действующей в зацеплении. Подставляя в (5) значения соответствующих коэффициентов и решая его численным методом в стандартном программном паке те, получим графики зависимости вибрационных процессов, характерных как для исправного состояния, гак и для различ-

№8 2008

ных неисправностей. Коэффициенты жесткости, демпфирования, а также массо - инерционные характеристики зубчатых колес, как правило, определяются в ходе специальных экспериментов. В качестве примера результатов расчета приведем график зависимости амплитуд спектра огибающей виброакустического сигнапа шестерен 3-й ступени коробки передач автомобиля «ГАЗель» при сохранении и нарушении смазки в пятне контакта в зависимости от нагружающего момента:

а)

Рис. 3. График амплитуд спектра ог ибающей виброакустического сигнала 3-й ступени коробки передач автомобиля «ГАЗель» при сохранении (I) и нарушении смазки в пятне контакта (2) для значений -нагружающего момента в зацеплении: а) 0,25 '/"„„„•; б-)'/",„,„ .

Э.дБ

Экспериментальное подтверждение численных расчетов проводится на специальных стендах, состоящих из силового агрегата, а также гидравлического, или любого другого аналогичного нагружающего устройства, имитирующего сопротивление движению. Измерительные комплексы, применяемые для снятия виброакуститических характеристик работы, в широком ассортименте производятся фирмами КГТ. Вше! & К|асг, и др. Датчики устанавливаются в мес-

№ 8 2008

та наибольшей эмиссии. Для коробок передач это места на корпусе вблизи подшипниковых узлов. Исследование влияния количества смазки в пятне кон такта при работе коробки передач «ГАЗель» на 3 -ей ступени приводилось па подобном стенде при помощи измери тельного комплекса. аналогичного по характеристикам Вше! & К]аег. при нагружающем момснте.равном 25% от максимального. Графики, полученные в результате эксперимен та, приведены на рис. 4а.и б.

е. дБ

31 -J.IT. 21.24* 11 НаС 1.2ИБ «ГЗаЦ 1Я?РцЕ

■Я.7Ы, «/клЬ.

Гц

З.дБ

Рис.4. Графики амплитуд спектра виброакустического сигнала 3-й ступени коробки передач автомобиля «ГАЗель» при нарушении смазки в пятне контакта для значений нагружающего момента в зацеплении равного 0,25 ТПК1Х, полученного экспериментальным путем (а) вертикальная плоскость.

(б) - горизонтальная плоскость

Общий вид зависимостей на рис. 3. полученных численным методом, и на рис. 4, полученных в ходе эксперимента, повторяют друг друга. Следовательно, подобным образом можно проводить моделирование и других неисправностей и дефектов коробок передач. Па основе этого можно сделать следующие выводы: виброакустические характеристики работы агрегатов трансмиссии, при соответствующей обработке сигнала, являются информативными диагностическими признаками. расчетные и экспериментальные данные могут быть использованы при отработке конструкторских решений, обеспечивающих проектируемым агрегатам значения виброакустичеких характеристик в заданных пределах.

56_Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ_

№ 8 200Н

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аелиовский К .Я. Применение виброакустической диагностики при проектировании узлов силовых передач автотранспортных средсти / К.Я. Аелиовский, В.В. Беляков, С.М. Огороднов, и др. // Известия АИН РФ - М. - Н.Новгород, 2006, Т. 16. С.44-46.

2. Беляков, В.В. Вездеходные транспортно-технологические машины. Основы теории движения / В.В. Беляков, И.А. Бескин, B.C. Козлов и др.; под общ ред. В.В. Белякова и А.П. Куляшова. - Н.Новгород: ТАААМ, -2004. -960 с.

3. Динамика машинных агрегатов с двигателями внутреннего сгорания / В.Л. Вейц и др. - А.: Машиностроение, -1976. -384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.