Научная статья на тему 'Совершенствование ключевых компетенций руководителей медицинских учреждений'

Совершенствование ключевых компетенций руководителей медицинских учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MEDICAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джалилова Гулчехра Азамовна, Эшдавлатов Бахриддин Махматкулович, Муминов Даврон Кадырович, Наримбаев Мурад Ахмедович, Раджабова Нодира Азамовна

В статьи раскрываются основные компетенции, которыми должен обладать руководитель медицинского учреждения. Даются определения базовых компетенций, которые получают руководители медицинских учреждений, и методы их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джалилова Гулчехра Азамовна, Эшдавлатов Бахриддин Махматкулович, Муминов Даврон Кадырович, Наримбаев Мурад Ахмедович, Раджабова Нодира Азамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ключевых компетенций руководителей медицинских учреждений»

6. Зуболенко В. И. Что такое сахарный диабет? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ayzdorov.ru/lechenie_diabeta_chtotakoe.php Яндекс.Директ. (дата обращения: 14.05.2016).

Improving the core competencies of health facilities managers Dzhalilova G.1, Jeshdavlatov B.2, Muminov D.3, Narimbaev M.4, Radzhabova N.5 (Republic of Uzbekistan) Совершенствование ключевых компетенций руководителей медицинских

учреждений

Джалилова Г. А.1, Эшдавлатов Б. М.2, Муминов Д. К.3, Наримбаев М. А.4, Раджабова Н. А.5 (Республика Узбекистан)

'Джалилова Гулчехра Азамовна / Jalilova Gulchekhra — старший преподаватель;

2 Эшдавлатов Бахриддин Махматкулович / Eshdavlatov Bahriddin — доцент, кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения;

3Муминов Даврон Кадырович /Muminov Davron - магистр;

4Наримбаев Мурад Ахмедович / Narimbaev Murad—магистр, Ташкентский педиатрический медицинский институт;

5Раджабова Нодира Азамовна / Rajabova Nodira—учитель, кафедра общей специальности, 1-Республиканский медицинский колледж, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статьи раскрываются основные компетенции, которыми должен обладать руководитель медицинского учреждения. Даются определения базовых компетенций, которые получают руководители медицинских учреждений, и методы их совершенствования. Abstract: the article reveals the basic competence, which should have a head of a médical institution. We give the defnition of core competencies that get heads of medical institutions and methods to improve them.

Ключевые слова: компетенции, организация, медицинские учреждения. Keywords: competence, organization, medical facilities.

Процесс развития медицины, появление современных медицинских технологий, увеличивающийся объем информации вызывают необходимость в регулярном повышении уровня профессиональных знаний и навыков работников сферы здравоохранения [1].

Современный врач должен хорошо владеть современными технологиями, а также обладать мировоззрением, базирующемся на глубоком осознании и понимании особенностей системы здравоохранения, понимать социальную и индивидуальную ответственность врачебной специальности, придерживаться принятых этических норм [2].

Базового медицинского образования недостаточно для подготовки специалиста, осуществляющего самостоятельную деятельность. Поэтому целенаправленное и постоянное повышение квалификации специалистов является основополагающим фактором обеспечения высокого качества медицинских услуг населению [4].

Компетентность может характеризоваться довольно большим перечнем профессиональных терминов или даже как конкретные знания, отношение или поведение. Компетентность, относящаяся к последипломной подготовке специалистов, включает в себя следующие категории:

> оказание адекватной, эффективной и квалифицированной помощи пациентам в процессе лечения заболеваний, их профилактики и укреплении здоровья в целом;

> знания в области медицинских, клинических, биомедицинских и социальных наук, а также в области биоэтики и юриспруденции;

> навыки межличностного общения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с отдельными пациентами и их семьями в процессе лечения, а также взаимодействие и обмен опытом с другими специалистами в области здравоохранения, научной средой и общественностью в целом;

> поиск, анализ и использование новых научных знаний с целью постоянного повышения качества клинической практики;

> осуществление руководства, инструктажа и наставничества в отношении коллег, студентов и представителей других профессий;

> научный потенциал, обеспечивающий внесение вклада в процесс развития медицинской науки;

> профессионализм;

> этичность и пациентоориентированность в ходе осуществления профессиональной деятельности;

> владение информацией в области общественного здоровья и здравоохранения, вопросов политики здравоохранения;

> умение понимать систему здравоохранения, идентифицировать потребности пациентов и осуществлять действия по повышению качества оказываемой помощи [3].

Процесс специализации работников системы здравоохранения должен регламентироваться государственными органами, ответственными за установление и контроль выполнения требований, предъявляемых к учебным программам и заведениям, на базе которых проводится обучение специалистов [5].

В области здравоохранения для проведения оценки профессиональной компетентности и соответствия предъявляемым требованиям используется проведение аттестации.

Процесс оценки уровня квалифицированности специалиста - важный этап в процессе совершенствования профессионального уровня работников системы здравоохранения, которая отвечает за повышение качества оказываемых услуг. Сдача квалификационных экзаменов -добровольная процедура, проводится только по желанию специалиста. Исходя из результатов аттестации, специалисту присваивается соответствующая квалификационная категория. Аттестация специалистов - важнейший инструмент в работе с кадрами, потому как аттестация имеет юридическую силу и проводится систематически.

Проведение аттестаций выступает как один из методов государственного контроля над использованием медицинских ресурсов, качеством оказания медицинской помощи. Проведение оценки по степени достижения поставленных целей основано на установлении ясных и чётких ориентиров для каждого работника. Данная система ориентирует сотрудников на получение конечных результатов организации. Данная концепция используется в таких странах, как США, Великобритания, Швеция, Финляндия, которые уже в течение нескольких лет используют систему оценки по уровню достижения целей и задач. Однако важно помнить, что не следует механически заимствовать американский и европейский опыт оценки персонала по степени достижения целей. Данный процесс должен опираться, в первую очередь, на положительные отечественные наработки в сфере программного, системного и целевого управления [6].

Постоянная работа медицинских работников в условиях контакта с людьми требует от них помимо квалификации ещё и определённый комплекс личностных качеств. Как указывают одни авторы, для успешного осуществления деятельности врачу необходим комплекс таких личностных качеств, как отзывчивость, человечность, терпение, тактичность, мягкость и т. д. Эффективность деятельности врача во многом зависит от уровня его профессиональной подготовки и уровня профессионального совершенствования. Однако в этом свете абсолютно справедливыми являются замечания авторов, касающиеся двухаспектности такого понятия, как знающий врач. В этом свете грамотный специалист должен, с одной стороны, чётко понимать, какие знания ему требуются, и постоянно, и целенаправленно обновлять и пополнять их, с другой же стороны - уметь использовать имеющиеся знания в работе.

Литература

1. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова [и др.]. М.: Юнити, 2003. 560 с.

2. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. Казань, 2002. 700 с.

3. Каирбекова С. З. «Методологические основы организационно-управленческих технологий формирования профессиональной компетенции специалистов системы здравоохранения в Республике Казахстан» Диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук. Астана, 2007. 212 с.

4. Врач и его подготовка. Методические рекомендации. / Под редакцией И. И. Бенедиктова. Свердловск. Издательство Свердловского мединститута, 2004. 63 с.

5. Woodruffe C. Assessment Centers // Institute of Personnel Management, London. 1990. 207 p.

6. The impact of charismatic leadership on followers' initiative-oriented behavior: a study in Germán hospitals. Boemer S, Dütschke E., Department of Politics and Management, University of Konstanz, Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.