УДК 711.25
ЯХКИНД С. И., МЯКОНЬКОВ В. Б.
DOI 10.25628/UNNR2024.60.1.008
Совершенствование классификации спортивных сооружений для разработки нормативов градостроительного проектирования
Яхкинд
Светлана
Ильинична
кандидат архитектуры, ученый секретарь, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Москва, Российская Федерация
e-mail:
iakhkind@cniipminstroy.ru
В целях совершенствования подготовки нормативов градостроительного проектирования проведен сравнительный анализ классификаций спортивных сооружений и объектов, используемых для определения нормативов обеспеченности в различных нормативных документах и примененных на практике в регионах Центрального федерального округа Российской Федерации. Даны предложения по созданию единой классификации типов спортивных объектов, учитываемых в нормативах обеспеченности РНГП и МНГП.
Ключевые слова: объекты спорта и физической культуры, региональные нормативы градостроительного проектирования, классификации спортивных объектов.
Yakhkind S. I., Myakonkov V. B.
Improving the classification of sports facilities for the development of urban planning standards
In order to improve the preparation of standards for urban planning design, a comparative analysis of the classifications of sports facilities and facilities used to determine the standards of security used in various regulatory documents and applied in practice in the regions of the Central Federal District of Russian Federation was carried out. Proposals are made to create a unified classification of types of sports facilities that are taken into account in the standards for the provision of RNGP and MNGP.
Keywords: sports facilities and physical culture, regional standards of urban planning design, gyms, classifications of sports facilities.
Мяконьков
Виктор
Борисович
доктор психологических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономики спорта, ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта» (НГУ им. П. Ф. Лесгафта), Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail:
v.myakonkov@lesgaft.spb.ru
Актуальность исследования
При разработке градостроительных нормативов важную роль играют классификации нормируемых объектов. Они определяют их конкретный состав, связывают количественные показатели норматива с планировочными характеристиками объекта и условиями его размещения в планировочной структуре, характеризуют его стоимостные показатели. Без ясной классификации объектов возникают разногласия и непонимание задач и целей нормирования. Поэтому важно иметь единый классификатор, используемый во всех нормативных и методических материалах. Однако в настоящее время такие классификаторы различаются, и требуется их унификация для совершенствования региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, поскольку многие объекты включаются в различные федеральные программы финансирования. Это в полной мере относится к объектам спорта и физической культуры, входящим в ряд целевых государственных программ, национальных проектов и государственных стратегий.
Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов обеспеченности объектами спорта, массового спорта и физической культуры в составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (далее — РНГП/МНГП) определены в 2007 г. Градостроительным кодексом Российской Федерации» (ГрК РФ), в том числе:
а) по объектам спорта (статьи 29.4 и 14, часть 3, пункт 5) — на региональном уровне в РНГП;
б) по объектам массового спорта и физической культуры (статьи 29.3 и 19, часть 3, подпункт д) — на местном уровне в МНГП.
РНГП/МНГП разрабатываются на основании Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования [5], рекомендованных нормативов и норм обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры и Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта [4; 7] с учетом положений
54
© Яхкинд С. И., Мяконьков В. Б., 2024
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2024
СП 42.13330.20161. Внимание к методике расчета обеспеченности объектами спорта и физической культуры в РНГП/МНГП возрастает, учитывая то, что на основании постановления Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 (в ред. от 20.05.2022) требования этого свода правил стали добровольными к применению с 1 сентября 2022 г.
Единое мнение по статусу положений РНГП/МНГП отсутствует. По мнению Н. А. Богатырева, Т. К. Убоженко [1], С. А. Ершова [2], эти документы после их утверждения в соответствии с требованиями ст. 29.4 ГрК РФ приобретают силу обязательных для применения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Например, в РНГП Белгородской и Брянской областей имеются прямые указания, что данные нормативы устанавливают требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений. Другие эксперты — Э. К. Трутнев, С. А. Крымов [10]; А. Г. Мазаев, П. Н. Давиденко [3], считая, что нормативы градостроительного проектирования определяют только минимальные требования к городской инфраструктуре, включая социальную, которая является сферой ответственности муниципальных органов исполнительной власти, делают вывод о добровольности их применения как ориентира, но с возможностью предложения более высокой обеспеченности по возможности инвестора. Неоднозначен и статус положений, определяемый непосредственно в составе утвержденных документов МНГП, например, обязательные — для Воронежа, рекомендуемые — для Липецка.
Отдельно исследования по направлениям совершенствования методик разработки нормативов градостроительного проектирования по обеспеченности объектов спорта, массового спорта и физической культуры в соответствии с их классификацией не осуществлялись, подходы к определению перечня объектов и расчетных показателей обеспеченности данными объектами социальной инфраструктуры в составе разрабатываемых РНГП/МНГП рассматривались в ограниченном числе работ [2; 3; 6; 9-11].
Обеспеченность населения объектами для занятий массовым спортом и физической культурой с середины 2000-х гг. становится серьезной социальной задачей. В начале 1990-х гг. отмечалось уменьшение количества таких объектов (на стадионах и во Дворцах спорта размещались вещевые рынки, перепрофилировались пристроенные и встроенные в жилые здания помещения), связанное с изменением экономической ситуации в стране, форм финансирования строительства спортивных объектов и условий их эксплуатации. Уменьшилось и число занимающихся: ввиду снижения уровня жизни населения, а также из-за введения оплаты занятий. Например, в Москве к 2000 г. только 6,6% населения регулярно, не менее двух раз в неделю, занимались спортом в физкультурно-оздоровительных группах, секциях, клубах, детско-юношеских спортивных школах, при этом взрослое население составляло от указанного значения менее 28% [8].
Роль физической культуры и спорта, цели, задачи и направления реализации государственной политики в данной области определяла «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»2, ориентированная на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Был зафиксирован базовый показатель числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, — 15,9%
1 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». URL: https:// docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 19.02.2024).
2 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р. URL: https:// docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 19.02.2024).
от общей численности населения и определен плановый на 2020 г. — 40%. Привлечение населения к занятиям спортом вошло в состав мероприятий, направленных на рост продолжительности жизни населения. В последующей «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»3 базовый показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, на 2020 г. был определен уже как 43% от общей численности граждан, а плановый на 2030 г. установлен 70%. Количество объектов спорта только за период 2015-2019 гг. выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. Для формирования развитой спортивной инфраструктуры потребовались различные мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы Минспорта России, и организационные действия по разработке сводов правил для проектирования объектов спорта. Тенденцию дальнейшего развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации характеризуют следующие показатели ввода объектов в эксплуатацию4:
♦ в 2020 г. — 150 объектов, в том числе 9 крытых ледовых катков, 12 спортзалов, 20 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), 5 плавательных бассейнов, более 70 футбольных полей;
♦ в 2021 г. — 77 объектов, в том числе 3 крупных Дворца спорта, 22 ФОК, 8 плавательных бассейнов, 4 крытых тренировочных катка.
Приведенные данные по развитию спортивной инфраструктуры в рамках Федерального проекта «Спорт — норма жизни», входящего в Национальный проект «Демография», показывают актуальность дальнейшего совершенствования нормативов градостроительного проектирования по обеспеченности объектами спорта, массового спорта и физической культуры на основе расширения их классификации.
Методика проведения исследования основана на сравнительном анализе положений ведомственных методических документов и их применения при формировании перечня нормируемых объектов спортивной инфраструктуры и параметров обеспеченности ими в РНГП субъектов Центрального федерального округа и МНГП городов-центров субъектов этого округа в сравнении с требованиями сводов правил строительного нормирования (СП 42.13330.2016, СП 118.13330.20225, СП 332.1325800.20176, СП 383.1325800.20177 и др.) с целью выявления направлений совершенствования классификации спортивных объектов для разработки нормативов градостроительного проектирования.
Основные результаты исследования
Анализ нормативных документов выявил ряд разночтений в части определения типов спортивных объектов в методических документах по сравнению с применяемыми в сводах правил.
3 Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р. URL: https:// docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 19.02.2024).
4 Спорту — быть: как развивается инфраструктура для массового спорта в России. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/sportu-byt-kak-razvivaetsya-mfrastruktura-dlya-massovogo-sporta-v-rossii (дата обращения: 16.11.2022); Федеральный проект «Спорт — норма жизни». URL: https://национальныепроекты.рф/news/v-rossii-v-2022-godu-otkrylos-40-umnykh-sportivnykh-ploshchadok (дата обращения: 19.02.2024).
5 СП 118.13330.2022 «Общественные здания и сооружения». URL: https:// docs.cntd.ru/document/351102147 (дата обращения: 19.02.2024).
6 СП 332.1325800.2017 «Спортивные сооружения. Правила проектирования». URL: https://docs.cntd.ru/document/556793895 (дата обращения: 19.02.2024).
7 СП 383.1325800.2017 «Физкультурно-оздоровительные комплексы. Правила проектирования». URL: https://docs.cntd.ru/document/551394483 (дата обращения: 19.02.2024).
Иллюстрация 1. Примеры открытых бассейнов на территории Москвы: а — бассейн «Чайка»1): La = 50; 25; б — спорткомплекс «ЗИЛ»1): La=50; в — Олимпийский учебно-спортивный центр «Планерная»^: La=25; г — Олимпийский центр водного спорта1): La = 50; д — бассейн фитнес-клуба «World Class Кунцево»4: La = 25; е — аквакомплекс «Лужники»2): La=25. 1) Круглогодичный режим работы. 2) Режим работы — весна, лето. La — длина дорожки, м.
Источник: https://dzen.ru/medla/russpass/vosem-otkrytyh-basselnov-s-podogrevom-v-moskve-61dbf1450ca3c162c617b493
Для территорий жилой застройки для следующего градостроительная потребность в объектах спортивной инфраструктуры определялась из минимального перечня (СП 42.13330.2016):
а) помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
б) спортивные залы общего пользования;
в) бассейны общего пользования — крытые и открытые8.
Объекты групп а) и б) ориентированы на развитие потребности жителей в объектах массового спорта и физической культуры с размещением преимущественно в микрорайоне (квартале) и не предусматривают проведения спортивных соревнований. Объекты группы в), размещаемые в жилой застройке, наряду с физкультурно-оздоровительными и спортивными мероприятиями предусматривают возможность проведения отдельных видов соревнований; данные объекты могут быть отнесены к объектам спорта. В рекомендациях [5] регламентируется обеспеченность бассейнами (без конкретизации их типа) в расчете на муниципальное образование и городское поселение: учитываются отдельно стоящие здания и дорожки в ФОК и спортивных комплексах для массового посещения.
Крытые и открытые бассейны есть в положениях [4], но в положениях [7] требования к обеспеченности бассейнами изменены: учитываются только крытые бассейны. Такое ограничение типа бассейна исключает возможность проектирования открытых бассейнов в субъектах РФ, где они могут быть построены по климатическим условиям, а также в ряде других при применении систем подогрева воды. Например, в Москве имеется 8 открытых бассейнов с системами подогрева воды, которые располагаются в различных типах объектов, имеют различный режим работы и доступности для жителей (Иллюстрация 1). Учет таких объектов целесообразен в составе обеспеченности бассейнами для Москвы и для других субъектов Российской Федерации.
Расширение перечня объектов спорта по повышению обеспеченности по сравнению с минимальной потребностью, определенной СП 42.13330.2016, связано с подготов-
8 Кроме 1А, 1Б, 1Г, 1Д и 11А климатических подрайонов строительства по СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология».
кой и проведением олимпийских соревнований в г. Сочи (2014), Всемирной зимней Универсиады в г. Красноярск (2019), Чемпионата мира по футболу (2018). Отражая расширенную практику проектирования и размещения спортивных объектов, в рекомендации [5] в расчет обеспеченности были включены: стадион с трибунами на 1 500 мест и более, крытые спортивные объекты с искусственным льдом, манежи: легкоатлетический, футбольный, конный, лыжные базы. В положениях [7] эти объекты объединены в группу «другие объекты», куда дополнительно включены биатлонные комплексы, сооружения для стрелковых видов спорта; во всех объектах этой группы могут проводиться спортивные соревнования, а обеспеченность ими определяется на уровне РНГП.
Анализ положений РНГП субъектов Центрального федерального округа показал, что в них регламентируются и другие, не указанные в методических документах, типы объектов спорта: стадионы с трибунами с числом мест менее 1 500 или без указания параметра количества мест (РНГП Белгородской, Калужской, Липецкой и Курской областей, МНГП городских округов Тула, Воронеж и Калуга); конно-спортивные базы (РНГП Калужской области), ипподромы (РНГП Ивановской области); велотреки, велодромы (РНГП Владимирской, Ивановской, Тульской и Ярославской областей); здания и сооружения центров спортивной подготовки (РНГП Тверской, Белгородской и Орловской областей); спортивные сооружения, ориентированные на мероприятия спорта и физической культуры с проведением соревнований различного уровня, подготовкой команд, в том числе с участием маломобильных групп населения; авто- и мотодромы, лодочные станции, яхт-клубы (РНГП Калужской области). Имеются и обобщенные наименования объектов — Дворцы спорта, спортивные комплексы и т. п. (РНГП Белгородской и Владимирской областей). Включение конкретных объектов в состав нормативов обеспеченности спортивной инфраструктурой субъекта Российской Федерации зависит от сложившейся материально-технической базы, традиционно развиваемых видов спорта и ряда других факторов. В их числе следует выделить влияние климатических и природных условий на выбор типов проектируемых объектов спорта.
Обеспеченность группой плоскостных спортивных сооружений положениями [5] регламентируется как «площадь территории» со ссылкой на СП 42.13330.2016,
а к объектам этой группы отнесены хоккейные, баскетбольные и волейбольные коробки, универсальные площадки и поля для мини-футбола. Но в рекомендациях [4] дается расширенный перечень плоскостных спортивных сооружений и площадок:
а) поля для игры в регби, футбол, хоккей на траве, хоккей с мячом и сооружения для конного спорта;
б) площадки для бадминтона, баскетбола, волейбола, городошного спорта, гандбола, тенниса, тенниса настольного, хоккея с шайбой, фигурного катания, для физкультурно-оздоровительных занятий, комплексная для подвижных игр, полоса для преодоления препятствий.
Плоскостные спортивные сооружения группы а), учитывая их функционально-технологические габариты и шумовые характеристики, не могут располагаться на территории жилой зоны, их размещение целесообразно на территории соответствующих спортивных комплексов, в отдельных случаях на территории общеобразовательных организаций (поля для футбола или хоккея) или рекреационных территориях.
Группа «Спортивные залы» в рекомендациях [4] регламентирует уровень обеспеченности населения спортивными залами, но объединяет площадки воркаута, хоккейные коробки, баскетбольные, волейбольные, универсальные площадки, поля для мини-футбола. При этом расчетный параметр (площадь залов в м2 на 1 тыс. жителей) дается со ссылкой на [1], где регламентируются, как отмечалось выше, различные группы объектов: спортивные площадки и спортивные залы. Действующее определение группы объектов и их расчетных параметров требует корректировки и уточнения их классификации при дальнейшем совершенствовании норм обеспеченности при разработке нормативов градостроительного проектирования.
В составе нормативов обеспеченности могут учитываться спортивные залы9 общеобразовательных организаций [7]: универсальный игровой зал, в том числе с площадками для мини-футбола, баскетбола/волейбола, тренажерный зал. При таком подходе следует дополнительно учитывать перечень спортивных залов для общеобразовательных организаций, требуемых ФГОС основного общего образования. Следует принимать во внимание и ограничения по использованию жителями прилегающих территорий таких спортивных залов: по времени — только во вне-учебное время, исключая поздние вечерние часы; по специфике планировочных решений — наличие в зданиях функционально-планировочных элементов, обеспечивающих автономную работу спортивного блока, включая отдельный вход.
Более детальное рассмотрение нормативно-технических документов показывает их несовпадение. Так, согласно СП 332.1325800.2017, к объектам спорта относятся: арена ледовая, бассейн, велотрек, дистанция спортивная, зал спортивный, каналы гребной и для гребного слалома, комплексы биатлонно-лыжный, горно-лыжный, лыжный, конно-спортивный, манеж легкоатлетический, многофункциональный спортивный комплекс, площадка спортивная, поле спортивное, стадион, стрельбище, тир стрелковый, трассы санно-бобслейная и спортивная. Перечень спортивных сооружений в СП 118.13330.2022 не является закрытым и включает: открытые спортивные сооружения, футбольные стадионы; крытые спортивные сооружения — спортивные залы, манежи, бассейны и т. д.; здания и сооружения массового спорта и спортивного отдыха — ФОК, аквапарки, спортивные клубы.
Учитывая то, что объекты спортивной инфраструктуры ориентированы на занятия спортом и проведение сорев-
9 Указываются габариты залов.
нований, а также массовые физкультурно-оздоровительные занятия, целесообразно применение в методических документах единой терминологии:
♦ спортивные залы — закрытые помещения, проектируемые автономно или в составе объекта (включая тренажерные залы, залы общефизической подготовки и помещений для физкультурно-оздоровительных занятий);
♦ открытые спортивные сооружения на территории спортивных объектов (в отдельных случаях — общеобразовательных организаций) и/или в рекреационных зонах, включая поля для игры в регби, футбол, хоккей на траве, хоккей с мячом, сооружения для конного спорта;
♦ физкультурно-оздоровительные площадки на территории микрорайона (квартала), муниципального или городского округа — хоккейные, баскетбольные, волейбольные, универсальные, воркаута, мини-футбола и т. п. В анализируемых РНГП открытые спортивные сооружения также не имеют единой классификации по обозначению и определяются, например, как плоскостные спортивные сооружения: спортивные площадки, комплексные спортивные площадки, футбольные поля, трассы спортивные (РНГП Владимирской области); открытые плоскостные физкультурно-спортивные и физкультурно-досуговые площадки (РНГП Рязанской области). Целесообразно в дальнейшем для исключения дублирования определять обеспеченность такими объектами, как универсальные спортивные игровые площадки, дистанции (велодорожки), споты (плаза начального уровня), площадки с тренажерами, сезонные катки в составе раздела 9 «Объекты благоустройства и озеленения» приложения 4 [5]. Данные объекты не являются объектами капитального строительства и могут оборудоваться в рамках благоустройства общегородской территории.
Заключение
1 Совершенствование методик разработки нормативов градостроительного проектирования объектов спортивной инфраструктуры целесообразно осуществлять с подготовкой единой классификации рекомендуемых объектов спорта, массового спорта и физической культуры в составе методических документов, с определением типов объектов с учетом терминологии сводов правил строительного нормирования.
2 Целесообразно расширение классификации объектов спорта в составе СП 42.13330.2016 с определением обеспеченности данными объектами в нормативах градостроительного проектирования с учетом климатических условий строительства и сложившейся материально-технической базы субъектов Российской Федерации.
3 Параметр нормативов обеспеченности «площадь спортивных залов» рекомендуется предусматривать без укрупнения типа объекта до «спортивный (многофункциональный) комплекс», «физкультурно-оздоровительные комплексы» и т. п., которые могут включать различное число отличающихся по специализации спортивных залов.
Список использованной литературы
[1] Богатырева Н. А., Убоженко Т. К. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Нормативы как неотъемлемый элемент подготовки документов территориального планирования. — URL: http://www.gisa.ru/55236.html (дата обращения: 16.09.2022).
[2] Ершова С. А. Региональные нормативы градостроительного проектирования. Опыт Санкт-Петербурга. — СПб.: Питер.Ру, 2014. — 486 с.
Архитектура / Architecture ^ш
[3] Мазаев А. Г., Давиденко П. Н. Нормативы градостроительного проектирования. Методика разработки и практика применения. — Екатеринбург: [б. и.], 2018. — 290 с.
[4] Методические рекомендации о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта (утв. приказом Минспорта России от 21.03.2018 № 244). — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_296366/ (дата обращения: 27.01.2023).
[5] Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования (утв. приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 № 71). — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_379662/ (дата обращения: 27.01.2023).
[6] Мяконьков В. Б. , Верзилин Д. Н., Шелякова Ю. В., и др. Оценивание эффективности использования объектов городской и рекреационной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом // Учен. зап. Университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 7 (173). — С. 137-141.
[7] Рекомендованные нормативы и нормы обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры (утв. приказом Минспорта России от 19.08.2021 № 649). — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_396565/ (дата обращения: 27.01.2023).
[8] Снятков А. Н. Развитие физической культуры и спорта в Москве (1990-2000 гг.) // Манускрипт. — 2017. — № 3-1 (77). — C. 142-145.
[9] Струтинский В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. — 2014. — № 1. — С. 7277. — URL: http://sportfiction.ru/articles/o-sostoyanii-sportivnoy-infrastruktury-v-rossii/ (дата обращения: 27.01.2023).
[10] Трутнев Э. К., Крымов С. А. Азбука градостроительного нормирования. Краткие ответы на вопросы в отношении местных нормативов градостроительного проектирования, излагаемые с использованием правовых актов, включая подготовленные с участием Института экономики города. — М.: Фонд «Институт экономики города». — 16 с.
[11] Яхкинд С. И. Нормативные требования к объектам спорта и физической культуры в составе нормативов градостроительного проектирования // Градостроительство. — 2022. — № 3-4 (79-80). — С. 31-3.
References
[1] Bogatyreva N. A., Ubozhenko T. K. Regional'nye i mestnye normativy gradostroitel'nogo proektirovaniya. Normativy kak neot»emlemyj element podgotovki dokumentov territorial'nogo planirovaniya. — URL: http://www.gisa. ru/55236.html (data obrashcheniya: 16.09.2022).
[2] Ershova S. A. Regional'nye normativy gradostroitel'nogo proektirovaniya. Opyt Sankt-Peterburga. — SPb.: Piter. Ru, 2014. — 486 s.
[3] Mazaev A. G., Davidenko P. N. Normativy gradostroitel'nogo proektirovaniya. Metodika razrabotki i praktika primeneniya. — Ekaterinburg: [b. i.], 2018. — 290 s.
[4] Metodicheskie rekomendacii o primenenii normativov i norm pri opredelenii potrebnosti sub'ektov Rossijskoj Federacii v ob»ektah fizicheskoj kul'tury i sporta (utv. prikazom Minsporta Rossii ot 21.03.2018 № 244). —
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_296366/ (data obrashcheniya: 27.01.2023).
[5] Metodicheskie rekomendacii po podgotovke normativov gradostroitel'nogo proektirovaniya (utv. prikazom Minekonomrazvitiya Rossii ot 15.02.2021 № 71). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_379662/ (data obrashcheniya: 27.01.2023).
[6] Myakon'kov V. B. , Verzilin D. N., Shelyakova Yu. V., i dr. Ocenivanie effektivnosti ispol'zovaniya ob'ektov gorodskoj i rekreacionnoj infrastruktury dlya zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom // Uchen. zap. Universiteta im. P. F. Lesgafta. — 2019. — № 7 (173). — S. 137-141.
[7] Rekomendovannye normativy i normy obespechennosti naseleniya ob'ektami sportivnoj infrastruktury (utv. prikazom Minsporta Rossii ot 19.08.2021 № 649). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_396565/ (data obrashcheniya: 27.01.2023).
[8] Snyatkov A. N. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Moskve (1990-2000 gg.) // Manuskript. — 2017. — № 3-1 (77). — C. 142-145.
[9] Strutinskij V. O sostoyanii sportivnoj infrastruktury v Rossii // Stroitel'stvo i ekspluataciya sportivnyh sooruzhenij. — 2014. — № 1. — S. 72-77. — URL: http://sportfiction.ru/articles/o-sostoyanii-sportivnoy-infrastruktury-v-rossii/ (data obrashcheniya: 27.01.2023).
[10] Trutnev E. K., Krymov S. A. Azbuka gradostroitel'nogo normirovaniya. Kratkie otvety na voprosy v otnoshenii mestnyh normativov gradostroitel'nogo proektirovaniya, izlagaemye s ispol'zovaniem pravovyh aktov, vklyuchaya podgotovlennye s uchastiem Instituta ekonomiki goroda. — M.: Fond «Institut ekonomiki goroda». — 16 s.
[11] Yahkind S. I. Normativnye trebovaniya k ob'ektam sporta i fizicheskoj kul'tury v sostave normativov gradostroitel'nogo proektirovaniya // Gradostroitel'stvo. — 2022. — № 3-4 (79-80). — S. 31-3.
Статья поступила в редакцию 12.02.2024. Опубликована 30.03.2024.
Yakhkind Svetlana I.
Candidate of Architecture, Scientific Secretary, Federal State Budgetary Institution «Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation
e-mail: iakhkind@cniipminstroy.ru Myakonkov Viktor B.
Doctor of Psychology, Professor, Department of Management and Economics of Sports, P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health (P. F. Lesgaft National State University), St. Petersburg, Russian Federation e-mail: v.myakonkov@lesgaft.spb.ru