Научная статья на тему 'Совершенствование изготовления ответственных деталей аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности'

Совершенствование изготовления ответственных деталей аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ломова О. С., Яковлева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование изготовления ответственных деталей аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности»

УДК 621.924.56

О.С. Ломова, Е.И. Яковлева

Омский государственный технический университет, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ АППАРАТОВ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Значительное влияние на работоспособность машин и аппаратов нефтепереработки оказывает отклонение формы деталей, которое принципиально изменяет характер износа оборудования, повышает уровень шума при работе и существенно снижает надежность изделий в целом. Полученные размер и форма определяют фактические зазоры и натяги в соединениях машин, работа которых и так сильно осложнена высокими давлениями и температурами, а также агрессивностью рабочих сред.

262

Исследования показывают, что за счет снижения отклонений формы ответственных цилиндрических деталей на стадии обработки можно увеличить надежность нефтеперерабатывающего оборудования. Например, известно, что уменьшение овальности и конусообразно-сти шеек коленчатого вала с 10 до 6 мкм в допуске на размер позволяет увеличить время работы вкладышей подшипников от 2,5 до 4 раз.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных финишной обработке, на практике встречаются определенные трудности стабильного обеспечения точности деталей [1].

Исследованиями доказано, что отклонение формы определяется влиянием большого количества одновременно действующих технологических факторов. Наиболее существенный из них - это действие сил резания, вызывающие упругие деформации элементов технологической системы. При этом 60% приходится на смещение оси вращающегося шпинделя шлифовального круга (рис. 2), которое можно выразить следующей зависимостью:

& = Аю / 2^Р

(1)

где &

- радиальное смещение оси шпинделя в рассматриваемом сечении (переднем подшипнике) у шпиндельного круга;

- величина зазора в подшипнике шпинделя; в - угол

между результирующей силой резания и вертикалью.

В результате упругих деформаций происходят не только смещения в узлах станка, но и перемещение шпинделя и переднего и заднего центров станка. На рисунке 1 представлена схема смещения шпинделя и пиноли задней бабки от действия сил резания. В результате различного сочетания смещений центров и поворота шлифовального круга возможны различные варианты погрешности продольного профиля, то есть образование прямой (ф > у) или обратной (ф > у) конусообразности, где ф - угловое перемещение режущей кромки шлифовального круга, а у - угол смещения общей оси центров.

&

£

M

b

x

Y

г

ГГ

Г А

Г р2

Рис. 1. Схема образования погрешности формы от действия сил резания Конусообразность обрабатываемой поверхности можно найти как:

P • cosa А М

Г P(L - x)2 • a

P 2 • b

И] L

Аф = < А

H I

11 + L\

з

c

(2)

I ш

[ М (З • Р • зіпа )

I ъ(2§ § )

Ь3 I]

I 2Е • I

I ш

з

1 I • 3Е • I I • Е • I

I

- ^

263

где Р - суммарная сила резания; G - сила веса шпинделя и шлифовального круга; I - длина обрабатываемой поверхности; М - расстояние между подшипниками шпинделя; х - расстояние до прилагаемой нагрузки; а - вылет заднего центра; Е - модуль упругости; 1з, 1п, 1ш - моменты инерции задней бабки, передней бабки и шпинделя шлифовального круга;

§ш ,

§п ,

§з - соответственно перемещения оси шпинделя в контролируемом сечении, заднем и переднем центрах станка.

Если создать формообразующие движения силового органа, который на каждый оборот детали будет поджимать технологическую систему во время смещения заготовки в центрах станка, то можно стабилизировать положение пиноли в шпинделе станка и добиться точности обработки [2].

С целью исключения влияния зазоров в шпиндельном узле шлифовального круга и в корпусе задней бабки станка разработано устройство, которое усилием поджима устанавливает шпиндель шлифовального круга в положение, в котором колебание сил резания не вызывает его смещения в радиальном направлении (рис. 2). Аналогично устройство обеспечивает поджим пиноли в корпус задней бабки станка. Поджим создается сжатым воздухом.

Усилие поджима пиноли и шпинделя должно быть таким, чтобы обеспечивалась нормальная работа узлов станка. Зазоры в подшипниках шлифовального круга должны иметь определенную величину, которую измеряют по величине смещения концов шпинделя при определенной нагрузке и при разогреве станка до 40° в статическом режиме [3]. Например, для круглошлифовального станка модели ЗА151 при нагрузке 50 Н смещение должно быть не более 0,009 мм.

Передняя

бабка

6

Задняя бабка

1 2 3

5

4

Рис. 2. Принципиальная схема коррекции узлов станка:

1 - вход; 2 - кран; 3 - влагоотделитель; 4 - стабилизатор давления; 5 - манометр;

6 - мембранные коробки; 7 - шлифовальный круг

7

6

Эксперименты были направлены на исследование финишной обработки деталей шлифованием с коррекцией сил резания. На рисунке 3 (а, б) представлены графики, показывающие, что при отсутствии поджима узлов (рис. 3 а) на этапе врезания происходит резкое смещение пиноли задней бабки с центром и шпинделя шлифовального круга на величину выборки зазоров в узлах станка. Далее процесс резания нестабилен из-за колебания системы, упругих деформаций и изменения допуска на срез.

264

При обработке деталей с поджимом узлов настройка станка такая же, как и в описанном выше случае. Станок включен, происходит сдвиг пиноли (рис. 3 б) и шпинделя шлифовального круга до полной выборки зазоров. В этом случае расстояние от осей шпинделя до оси пиноли остается постоянным. Процесс обработки на черновом, чистовом и режиме выхаживания не отражается на изменении расстояния между осью пиноли и осью шпинделя, так как величина поджима узлов рассчитана на компенсацию этих смещений и обеспечение работоспособности станка.

Для проверки эффективности разработанного устройства была произведена контрольная обработка образцов из закаленной стали 45, имеющих равную длину и повышенную жесткость. Изменением режимов шлифования, достигалось значительное изменение сил резания.

включение вращения круга

подачи нет

смещение детали при поджиме график изменения с подачей выхаживания

у

И

А размер включен

выбор зазоров от сил резания изменение размера

чернов. грубая подача чист. _ подача

I шт.

разжим I вых.

I время _ подача отвод _

I время

Рис.3. Графики процесса обработки цилиндрических деталей в центрах станка: а) с коррекцией узлов станка, б) без коррекции узлов станка

Результаты эксперимента показали, что при обработке партии деталей с разработанным устройством изменение конусообразности составило 3-4 мкм. Для партии деталей, прошлифованной на том же станке и при тех же режимах резания, но без поджимного устройства, изменение конусообразности составило 11 мкм. Одновременно было установлено, что уменьшение зазоров в пиноли задней бабки и в подшипниках шпинделя шлифовального круга положительно влияет на уменьшение погрешности формы обрабатываемой поверхности не только в продольном, но и в поперечном сечении.

Таким образом, исключение влияния зазоров методом коррекции позволит получить обработанные поверхности с высокой геометрической точностью и тем самым повысить надежность машин и аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности.

выхаживание

а)

б)

Библиографический список

1. Жвирблис, А. В. Управление точностью круглого шлифования / А. В. Жвирблис. -М. : Машиностроение, 1979.

2. Ломова, О. С. Обеспечение точности обpаботки цилиндpических деталей в цешрах ^углошлифовальных станков / О. С. Ломова, А. П. Моргунов, С. М. Ломов // Технология машиностроения. - 2010. - №. 10(100). - С. 12 - 17.

3. Балакшин, Б. С. Адаптивное управление станками / Б. С. Балакшин; под ред. Б.С. Балакшина. - М. : Машиностроение, 1973. - 680 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.