Научная статья на тему 'Оптимизация процесса шлифования на основе учета влияния динамических факторов станочной системы'

Оптимизация процесса шлифования на основе учета влияния динамических факторов станочной системы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ОБРАБОТКИ / ПОГРЕШНОСТЬ ФОРМЫ / СИЛЫ РЕЗАНИЯ / PRECISION MACHINING / PRECISION OF FORM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ломова Ольга Станиславовна, Сорокина Ирина Александровна, Яковлева Екатерина Игоревна

В статье исследовано влияние сил резания на технологический процесс обработки деталей в центрах круглошлифовальных станков. Доказано, что коррекция узлов станка позволит уменьшить погрешность формы деталей за счет стабилизации сил резания и повысить точность финишной обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ломова Ольга Станиславовна, Сорокина Ирина Александровна, Яковлева Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of grinding on the basis of accounting for dynamic factors influence machine system

The paper investigated the effect of cutting forces in the machining process at the centers of circular grinding machines. It is proved that the correction will reduce the nodes of the machine form error components due to the stabilization forces rezaniya and improve the accuracy of finishing.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса шлифования на основе учета влияния динамических факторов станочной системы»

ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН, ПРИБОРОВ И АППАРАТУРЫ

О. С. Ломова, И. А. Сорокина, Е. И. Яковлева

УДК 621.924.56

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ШЛИФОВАНИЯ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СТАНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

В статье исследовано влияние сил резания на технологический процесс обработки деталей в центрах круглошлифовальных станков. Доказано, что коррекция узлов станка позволит уменьшить погрешность формы деталей за счет стабилизации сил резания и повысить точность финишной обработки. Точность обработки; погрешность формы; силы резания

ВВЕДЕНИЕ

В машиностроении показатели качества изделий весьма тесно связаны с точностью обработки деталей машин. Эксплуатационные свойства деталей формируются, главным образом, на финишных операциях механической обработки. В машиностроении большое распространение получила окончательная обработка методом шлифования в центрах станков.

Полученные размер, форма и расположение поверхностей определяют фактические зазоры и натяги в соединениях деталей машин, и, следовательно, их технические параметры, влияющие на надежность при эксплуатации.

В различных узлах и механизмах широко применяются прецизионные цилиндрические детали (валы, роторы гидромоторов, гильзы и золотники гидроагрегатов и т. д.), погрешность формы которых занимает доминирующее положение в обеспечении точности изделий в целом. За счет ее снижения, как в поперечном, так и в продольном сечении можно уменьшить суммарную погрешность обработки и увеличить резерв размерной точности.

Вследствие отклонений формы, когда диаметры прецизионных цилиндрических заготовок в различных сечениях принимают разные значения, один размер (максимальный, минимальный или средний) не может характеризовать точность обработки. Деталь годна в том случае, если наибольшее и наименьшее значения размера не выходят за границы поля допуска (рис. 1). Точность обработки отдельной детали можно оценить как:

^обр.

■А,

+ Дб_

А

£ Т, (1)

где Анб, Анм - наибольшие и наименьшие размеры обработанной поверхности одной детали; Аср - средний настроечный размер детали, соответствующий середине поля допуска; Т - допуск на обработку.

Рис. 1. Отклонение действительной формы от номинальной

До 50-х гг. ХХ в. в технологии машиностроения доминировало требование к точности размеров. С 50-х годов появляются претензии к отклонению формы и точности расположения поверхностей, которые переходят в область отклонения, где основное влияние оказывает станочная система.

Исследованиями доказано, что отклонение формы является весомой величиной в составе суммарной погрешности обработки и оказывает значительное влияние на работоспособность деталей машин. Она определяется влиянием значительного количества одновременно действующих технологических факторов. Наиболее существенный из них - это действие силовых деформаций вследствие изменения режимов резания, припуска на обработку, затупления шлифовального круга и изменения механических свойств обрабатываемого материала, приводящих к смещению узлов станка из-за зазо-

2

2

2

Контактная информация: [email protected]

ров, и упругому перемещению оси шпинделя шлифовального круга и переднего, и заднего центров станка [1, 2].

В результате исследования жесткости круглошлифовальных станков установлено [3, 4], что, примерно, жесткость передней и задней бабок определяется перемещением центров от деформаций в местах контакта со шпинделем и пиноли с корпусом. При этом 60 % приходится на перемещение оси вращающегося шпинделя шлифовального круга (рис. 2).

Величина перемещения зависит от веса шпинделя вместе со шлифовальным кругом и от зазора в подшипниках. Смещение оси шпинделя с учетом веса, действия сил и направления вращения можно выразить следующей зависимостью:

5x = Am /2tgp,

(2)

где Sx - радиальное смещение оси шпинделя в рассматриваемом сечении (переднем подшипнике) у шпиндельного круга; Aш - величина зазора в подшипнике шпинделя.

Угол между результирующей силой резания и вертикалью в можно найти как:

P -cosа

tg Р=

(З)

G • P • sin а

где P - суммарная сила резания; G - сила веса шпинделя и шлифовального круга; а - угол ко-нусообразности, равный а = ф • у, где ф - угловое перемещение режущей кромки шлифовального круга; у - угол смещения общей оси центров.

Тогда радиальное смещение оси шпинделя находим из формулы:

Aш • P - cos а 2G - P - sin а

(4)

Рис. 2. Перемещения оси вращения шпинделя

Поскольку вектор результирующей силы Я будет изменяться, практика исследований показала, что отношение радиальной составляющей силы резания к тангенциальной может колебаться в пределах 1-3, а при затуплении шлифовального круга это отношение может составлять порядка 5, следовательно, угол вектора смещения а может изменяться в среднем в пределах 18-45 (относительно горизонтальной).

Погрешность формы продольного профиля обрабатываемой поверхности с учетом зазоров в шпиндельном узле и пиноли задней бабки и смещением вершины подвижного центра можно определить по формуле:

Р•ео8а

A, = 2 L

ф

-H

A

ш M(G - P - s^)

(З)

A

b - (2Т - Т ) цв

A

з

b

где Ь - длина обрабатываемой поверхности; М -расстояние между подшипниками шпинделя; Тц, Тв - допуски на длину детали и глубину центровых отверстий; Н - длина пиноли с центром; Ь -вылет переднего центра.

Упругие деформации узлов станка имеют воздействие на образование погрешность формы продольного профиля поверхности заготовки. В итоге происходит не только смещение в узлах станка из-за зазоров, но и упругое перемещение шпинделя и переднего, и заднего центров станка, которое определяется как:

Р 2 • Ь

S =

S =

L2 - ЗE - I

n

P - (L - x)2 -< L2 - 3E -1

(б)

(7)

где х - расстояние до прилагаемой нагрузки; а - вылет заднего центра; Е - модуль упругости; 1з, 1п, 1ш - моменты инерции задней бабки, передней бабки и шпинделя шлифовального круга.

На рис. 3 представлена схема смещения шпинделя и пиноли задней бабки от действия сил резания.

В результате различного сочетания смещений центров и поворота режущей кромки шлифовального круга возможны различные варианты соотношений углов ф и у , определяющих погрешность продольного профиля, то есть образование прямой конусообразности при (ф > у)

з

или обратной при (ф < у). При равенстве углов ф и у погрешность профиля отсутствует.

Рис. 3. Схема образования погрешности формы от смещения узлов станка и зазоров в подвижных соединениях от действия сил резания

Прямую и обратную конусообразности Дф можно выразить зависимостями:

Зз - 5„ 5^

с

Д

фп

Ь

Д

(8)

(9)

где с - вылет шпинделя шлифовального круга; 5ш, 5п, 5з — соответственно перемещения оси шпинделя в контролируемом сечении, заднем и переднем центрах станка.

Конусообразность обрабатываемой поверхности заготовки, к образованию которой приводят зазоры в узлах станка, колебание вылета пиноли с центром и упругие перемещения, можно найти как:

Д

Р ■ ео8а

' М (О ■ Р ■ 81па)

(

х Н

Д

д _Д

Ь(25ц5е) ^ Ь3

(10)

+

" Р1 с (Р(Ь - х)2 ■ а Рх2 ■ Ь V

_ 2Е ■ 4 [ Ь ■ 3Е ■ /з Ь Е ■ /„)_

При правильной настройке станка конусо-образность подчиняется нормальному закону распределения, принимая как положительные (прямая конусообразность), так и отрицательные (обратная конусообразность) значения.

При обработке заготовок в центрах круглошлифовальных станков для повышения точности формы необходимо определить в станке кинематические связи между исполнительными

органами, базирующими деталь и инструмент (шлифовальный круг) для создания формообразующих движений, которые осуществляются, как правило, посредством механических и кинематических систем. Если создать формообразующие движения силового органа, который на каждый оборот детали будет поджимать технологическую систему во время смещения заготовки в центрах станка, то можно стабилизировать положение пиноли.

С целью исключения влияния зазоров в шпиндельном узле шлифовального круга и в корпусе задней бабки станка разработано устройство, позволяющее стабилизировать положение пиноли в шпинделе станка (рис. 4).

Зазоры в подшипниках шлифовального круга должны иметь определенную величину, которую измеряют по величине смещения концов шпинделя при определенной нагрузке и при разогреве станка до 40 Н [4, 5]. Смещение концов шпинделя по нормам точности станков определяется в статическом режиме. Например, для круглошлифовального станка модели ЗА151 при нагрузке 50 Н смещение должно быть не более 0,009 мм.

При использовании данного устройства усилием поджима шпиндель шлифовального круга устанавливается в положение, в котором колебание сил резания не вызывает смещения шпинделя в радиальном направлении. Аналогичное устройство обеспечивает поджим пино-ли в корпус задней бабки станка. Усилие поджима пиноли и шпинделя должно быть таким, чтобы обеспечивалась нормальная работа узлов станка. В устройстве усилие поджима создается сжатым воздухом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперименты были направлены на исследование технологического процесса шлифования на режимах черновой и чистовой подачи с выхаживанием с коррекцией сил резания.

На рис. 5 (а, б) представлены графики процесса обработки цилиндрической детали в центрах станка с коррекцией (поджимом) и без коррекции узлов, включая пиноль задней бабки. Из графиков видно, что при отсутствии поджима узлов (рис. 5, а) на этапе врезания (черновая подача) происходит резкое смещение пиноли задней бабки с центром и шпинделя шлифовального круга на величину выборки зазоров в узлах станка и упругих деформаций.

Далее процесс резания нестабилен из-за колебания системы и упругих деформаций и изменения допуска на срез.

На режимах чистовой подачи и выхаживания деталь обрабатывается до подачи команды на отвод шлифовального круга при достижении определенного перемещения шпиндельной бабки. При этом система смещается в исходное положение.

7

Рис. 4. Принципиальная схема коррекции узлов станка: 1 - вход; 2 - кран;

3 - влагоотделитель; 4 - стабилизатор давления; 5 - манометр; 6 - мембранные коробки; 7 - шлифовальный круг

При обработке деталей с поджимом узлов настройка станка такая же, как и в описанном выше случае. Станок включен, происходит сдвиг пиноли (рис. 5, б) и шпинделя шлифовального круга до полной выборки зазоров. В этом случае расстояние от осей шпинделя до оси пиноли остается постоянным. Процесс обработки на черновом, чистовом и режиме выхаживания не отражается на изменении расстояния между осью пиноли и осью шпинделя, так как величина поджима узлов рассчитана на компенсацию этих смещений и обеспечение работоспособности станка.

Для проверки эффективности разработанного устройства была произведена контрольная обработка образцов из закаленной стали 45, имеющих равную длину и повышенную жесткость. При этом был произведен поджим шпинделя и пиноли задней бабки и предварительно произведена правка шлифовального круга. Усилие поджима составляло 200 Н. Изменением режимов шлифования достигалось значительное колебание сил резания.

А размер

Рис. 5. Графики процесса обработки цилиндрических деталей в центрах станка: а - с коррекцией узлов станка; б - без коррекции узлов станка

Результаты эксперимента показали, что изменение конусообразности прошлифованной партии деталей методом врезания составило 3-4 мкм. Для партии деталей, прошлифованной на том же станке и при тех же режимах резания, но без коррекции узлов станка (поджимного устройства), изменение конусообразности составило 11 мкм.

Одновременно было установлено, что выбор зазоров в пиноли задней бабки и в подшипниках шпинделя шлифовального круга положительно сказывается на уменьшение погрешности формы обрабатываемой поверхности не только в продольном, но и в поперечном сечении.

При обработке без выбора зазоров отклонения от круглости составляло 8-10 мкм, а при обработке с коррекцией узлов станка не более 4 мкм.

На рис. 6 представлены графики рассеивания диаметров 2 партий обработанных деталей.

Без коррекции узлов станка рассеивание размеров составило 12 мкм, а с коррекцией шпинделя и пиноли задней бабки рассеивание размеров 7 мкм.

а

2

-6 -8 -10

Д мкм

б

Рис. 6. Графики рассеивания диаметров обработанных деталей: а — без коррекции узлов станка; б — с коррекцией узлов станка

ВЫВОДЫ

Экспериментальная проверка подтвердила, что одним из основных источников образования погрешности формы обрабатываемых деталей являются зазоры в неподвижных соединениях узлов станка. Исключение влияния зазоров методом коррекции узлов станка приводит к уменьшению погрешностей формы деталей и позволит получить обработанные поверхности с высокой геометрической точностью, и тем самым повысит производительность финишной обработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнов В. Э., Решетов Д. Н. Влияние тепловых деформаций на точность металлорежущих станков // Станки и инструмент. 1958. №12.

С. 32-34.

1,мин

а

2. Жвирблис А. В. Управление точностью круглого шлифования. М.: Машиностроение, 1979.

3. Ломова О. С., Моргунов А. П., Ло-

мов С. М. Обеспечение точности обработки цилиндрических деталей в центрах

круглошлифовальных станков // Технология машиностроения. 2010. №.10 (100). С. 12-17.

4. Гельфельд О. М. Пути повышения точности круглошлифовальных станков. М.: НИИМаш, 1968. 168 с.

5. Балакшина Б. С. Адаптивное управление станками. М.: Машиностроение, 1973. 680 с.

ОБ АВТОРАХ

Ломова Ольга Станиславовна, доц. каф. нефтехимических технологий и оборудования Омск. гос. техн. ун-та. Дипл. инженер по компрессорным машинам и холодильной технике (ОмПИ). Канд. техн. наук в обл. вакуумной, компрессорной техники и пневмосистем (ОмГТУ). Иссл. в обл. технологии машиностроения с целью обеспечения точности изготовления ответственных деталей нефтегазохимических установок.

Сорокина Ирина Александровна, асп. той же каф. Дипл. магистр техники и технологий по технологическим машинам и оборудованию (ОмГТУ, 2011). Иссл. в обл. технологии машиностроения с целью обеспечения точности изготовления ответственных деталей путем моделирования процесса обработки цилиндрических поверхностей.

Яковлева Екатерина Игоревна, асп. той же каф. Дипл. магистр техники и технологий по технологическим машинам и оборудованию (ОмГТУ, 2011). Иссл. в обл. технологии машиностроения с целью обеспечения точности изготовления ответственных деталей путем управления, контроля и диагностики процесса обработки прерывистых поверхностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.