Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна, Ситникова Светлана Юрьевна, Шестернина Виктория Валерьевна

В представленной статье авторы рассматривают современное состояние инженерного образования в связи с изменением роли и действующих механизмов управления образовательным процессом при решении задач Федеральных государственных образовательных стандартов в системе технического образования. Кроме того выявляют проблемы реализации ФГОС, делают выводы о необходимости оптимизации как образовательного процесса в техническом вузе вообще, так и в инженерно-графической подготовки, в частности. Рассматривая современные проблемы оптимизации образовательного процесса его характеристики и функции, и наполняют функции непосредственно в инженерно-графической подготовке. Оптимизацию функции планирования инженерно-графической подготовки предлагают насыщать междисциплинарным компонентом, оптимизацию организационной функции предлагают трансформировать посредством направленности на реализацию сформированных компетенций на всех этапах подготовки в системной взаимосвязи. Оптимизацию мотивационной функции предлагается трансформировать посредством насыщения проектно-конструкторских заданий с профессиональной направленность, воздействующих на познавательную сферу обучающихся. Оптимизацию функции контроля инженерно-графической подготовкой предлагают обогатить с учетом междисциплинарных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ельцова Валентина Юрьевна, Ситникова Светлана Юрьевна, Шестернина Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING ENGINEERING EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL STANDARDS

In this article, the authors consider the current state of engineering education in connection with the change in the role and existing mechanisms for managing the educational process in solving the problems of the Federal State Educational Standards in the system of technical education. In addition, they identify problems in the implementation of the Federal State Educational Standards, draw conclusions about the need to optimize both the educational process in a technical university in general, and in engineering and graphic training, in particular. Considering modern problems of optimizing the educational process, its characteristics and functions, and fill the functions directly in engineering and graphic training. The optimization of the planning function of engineering and graphic training is proposed to be saturated with an interdisciplinary component, the optimization of the organizational function is proposed to be transformed by focusing on the implementation of the formed competencies at all stages of training in a systemic relationship. It is proposed to transform the optimization of the motivational function by saturating design tasks with a professional orientation that affect the cognitive sphere of students. It is proposed to enrich the optimization of the control function by engineering and graphic training, taking into account interdisciplinary relationships.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Совершенствование инженерного образования в условиях трансформации образовательных стандартов

Ельцова Валентина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Вычислительная техника и компьютерная графика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения

E-mail: eva-40@yandex.ru

Ситникова Светлана Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения», Дальневосточный государственный университет путей сообщения

E-mail: lera_9968@mail.ru Шестернина Виктория Валерьевна,

доцент, кафедра «Вычислительная техника и компьютерная графика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: shesternina_v@mail.ru

В представленной статье авторы рассматривают современное состояние инженерного образования в связи с изменением роли и действующих механизмов управления образовательным процессом при решении задач Федеральных государственных образовательных стандартов в системе технического образования. Кроме того выявляют проблемы реализации ФГОС, делают выводы о необходимости оптимизации как образовательного процесса в техническом вузе вообще, так и в инженерно-графической подготовки, в частности. Рассматривая современные проблемы оптимизации образовательного процесса его характеристики и функции, и наполняют функции непосредственно в инженерно-графической подготовке. Оптимизацию функции планирования инженерно-графической подготовки предлагают насыщать междисциплинарным компонентом, оптимизацию организационной функции предлагают трансформировать посредством направленности на реализацию сформированных компетенций на всех этапах подготовки в системной взаимосвязи. Оптимизацию мотивационной функции предлагается трансформировать посредством насыщения проектно-конструкторских заданий с профессиональной направленность, воздействующих на познавательную сферу обучающихся. Оптимизацию функции контроля инженерно-графической подготовкой предлагают обогатить с учетом междисциплинарных взаимосвязей.

Ключевые слова: инженерное образование, инженерно-графическая подготовка, управление образования, оптимизация функций управления.

Современное инженерное образование находится в состоянии перманентной модернизации, в течение последних 30-ти лет реформируются и актуализируются образовательные стандарты, регулируется кластер учебных дисциплин, изменяются устоявшиеся междисциплинарные связи, вводятся компетенции и изменяется их наполнение, корректируется методологическая база, изменяется процесс передачи знаний. Вместе с тем, объект образовательного воздействия - обучающиеся, так же претерпел существенную трансформацию, изменились их социальные цели, что нашло отражение в реализации образовательной роли. Исходя из выделения вышеизложенных преобразований, изменилась и роль и действующие механизмы управления образовательным процессом, т.е., планирование, организацией, мотиваций и контролем, что нацеливает систему образования на разработку и внедрение концепции оптимизации основных функций управления при решении задач Федеральных государственных образовательных стандартов в системе образования.

В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки претерпевает определенную модернизацию и инженерно-графическая подготовка студентов технического вуза, направленная не только на формирование проектно-конструкторской компетентности, но и на удовлетворение социальных и личностных потребностей личности и развивающая способности и формы самовыражения. Тем самым, все более актуализируется проблема управления формированием проектно-конструкторской компетентности студентов, разрешение которой связывается с уточнением основных методов и средств инженерно-графической подготовки обучающихся, т.е. тем, что относится к оптимизации функций управления, рассмотренной ниже.

Рассмотрение дефиниции «оптимизация» проведем исходя из её полинаучности, энциклопедич-ности и процессуальной направленности.

Общепринятое понимание рассматриваемого понятия опирается на лат. optimum - лучший, тем самым, определяя выбор наилучшего варианта из возможных, и указывая на процессуальную направленность.

Философские воззрения на сущность оптимизации опираются на категорию оптимума (гармонии) рассматривается в двух аспектах:

- как внутреннюю гармонию частного и целостного;

- как гармонию внутреннего и внешнего, сохраняющую устойчивое состояние в течение продолжительного времени.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см

Философское трактование сущности оптимизации/оптимальности опирается на диалектические категории для придания ему смыслоформы:

- качественной и количественной - как мера соответствия,

- единение целостности и частей - как соразмерность,

- для причинно-следственных связей - как взаимозависимость,

- содержательной и формообразующей - как структурное единство,

- организационно-материальное - как рациональная конструкция.

Таким образом, оптимальность проявляется посредством гармоничных связей в их взаимодействии, целостности и выражающее свое внешнее проявление в гармонии, эстетике, красоте [8].

Философское осмысление процесса оптимизации позволяет нам выстроить собственное понимание указанного понятия как целенаправленного процесса приведения чего-либо в гармоничное, целостное состояние для достижения заданного результата. При этом, оптимизация гармонизирует то, на что происходит её воздействие (объект оптимизации) с внешними требованиями.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет рассматривать оптимизацию для реализации педагогических целей как:

- процесс выбора наиболее благоприятного варианта решения педагогической задачи с учетом соотношения результативности к ресурсо-емкости;

- выбор наилучшего для конкретных образовательных условий варианта обучения с точки зрения успешности и рациональности затрат субъектов образовательного процесса [1]. Анализ позволяет резюмировать, что основной

задачей оптимизации образовательного процесса можно считать достижение максимальных результатов функционирования образовательной системы при минимальных затратах времени и усилий субъектов образовательного процесса.

Опираясь на философское трактование дефиниции «оптимизация» и классиков педагогической науки проанализируем современное состояние педагогических исследований в аспекте оптимизации.

Анализ современного состояния педагогической науки и её модернизации позволило ряду ученых сформулировать определенные дискуссионные выводы:

- перманентное реформирование системы образования без закрепления и изучения образовательных результатов привело к потере ценности (инженерной, культурной, нравственной, и др.) самого образования для личности;

- не выработано мировоззренческой концепции формирования современных ценностей, что вносит дисбаланс с процессом воспитания молодого поколения;

- увеличение объемов учебной информации настоятельно требует разработки инновационных

дидактических методов, реализующихся с помощью ИКТ;

- насущным выступает необходимость совершенствования теории педагогических измерений результативности образовательного процесса [5].

Ряд исследователей видят причины проблем в современном образовании в перманентных бессистемных «модификациях» федеральных государственных образовательных стандартов, не позволяющих качественно выстраивать образовательные программы их реализовывать и анализировать результативность реализации [3], что порождают кадровые проблемы, в которых можно выделить три составляющие - адаптационную, мотивационную компетентностную [6].

Причиной вышеизложенных проблем видится [10] недостаточное осмысление понятий «оптимум», «оптимальность» и «оптимизация» с поверхностным представлением их сущность и содержания, упущение научного обоснования подходов к реализации образовательного процесса [2], упускается из виду понимание, что «практические задачи оптимизации и совершенствования процессов обучения... заставляют нас развёртывать специальные научные исследования процессов коммуникации и передачи знаний» [12].

Опираясь на понимание оптимизации как целенаправленного процесса приведения чего-либо в гармоничное, целостное состояние для достижения заданного результата, перейдем к исследованию целей вышеуказанного процесса.

Исходя их позиции Г.П. Щедровицкого, сформулировавшего обоснование оптимизации образовательного процесса и трансформации его це-леполагания, резюмируем, что оптимизация, является одновременно целью, средством её достижения для субъектов образовательного процесса в трансформации организованности и определения образовательной траектории.

Наличие вариантов оптимизации образовательного процесса, их выбора, критериев оптимальности, количественно-качественных параметров выбора вариантов представляет собой существенную педагогическую проблему и соотносится с методологическими требованиями к оптимизации педагогических систем:

- Охват процессом оптимизации всей образовательной системы (или глобально, или отдельного образовательного учреждения или предметной области).

- Педагогическое обоснование оптимального варианта оптимизации образовательного процесса.

- Рассмотрение оптимизации как непрерывного динамического инновационного процесса с совершенствующимися задачами и технологиями их разрешения [9].

Поскольку процесс оптимизации оцениваемый, следовательно, требуется выработка критериев оценивания возможных вариантов трансформации системы образования и результатов от его

внедрения. Одним из существенных критериев оценивания, по Ю.К. Бабанскому, является пара -цели - полученные результаты, и пара - степень соответствия этих результатов - максимальные возможности обучающихся. [11].

Проанализировав исследования И.Я. Лернера [4], выделим объективные и субъективные закономерности оптимизации образовательных систем:

Поскольку оптимизация представляет собой процесс с ведущей образовательной целью и подцелями, то реализация каждой подцели будет проводиться в определенной стадии. Каждая стадия в развитии отличается качественно новым субъектным состоянием образовательного процесса с трансформацией количественных изменений в качественные.

Как было рассмотрено выше, на процесс оптимизации влияют внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы обуславливаются неудовлетворенностью существующим состоянием образовательной системы и желанием достичь новых результатов на более качественном уровне.

Внешним факторам оптимизации образовательного процесса выступает социальный заказ на формирование образованных его представителей с привитием им определенных характеристик. Тем самым, запрос на оптимизацию образовательного процесса объективен, востребован, профессионально и социально ориентирован.

Как образовательный феномен, оптимизация наделяется определенными характеристиками, вытекающими из её определения.

Во-первых, вариативность, обуславливающаяся выбором наиболее адекватного варианта процесса оптимизации.

Во-вторых, рациональность, обуславливающаяся рационализацией образовательной деятельности субъектов образовательного процесса с целью перераспределения образовательной нагрузки и рационализацией форм собственной деятельности для достижения максимально возможных результатов.

В-третьих, координирование, которое обуславливается управляемостью деятельности субъектов образовательного процесса.

В-четвертых, оцениваемость, которая обуславливается наличием возможности оценки результативности/эффективности оптимизации.

В-пятых, существенность преобразований, обуславливающаяся направленностью образовательного процесса к достижению требуемого результата.

В-шестых, целостность, обуславливающаяся интегративностью, самодостаточностью, автономностью, личностной активностью в функционировании и развитии.

Существенной и самой важной (по Бабанскому Ю.К.) характеристикой оптимизации является оптимальность, требующая достижения наилучшего своего функционирования. Поскольку, оптимальным считается процесс обучения отвечающий одновременно следующим критериям:

- содержательности, структурированности и логичности процесса функционирования с обеспечением эффективного и качественного решения образовательных задач в соответствии с требованиями ФГОС с учетом образовательных возможностей каждого обучающегося;

- достижимости поставленных образовательных целей в отведенные для его реализации временные рамки в соответствии с принципами гуманизации образования.

Исходя из определения дефиниции «оптимизация» и содержательного наполнения образовательным компонентом, сформулируем понимание оптимизации функций управления, как целенаправленного процесса приведения управления в гармоничное, целостное состояние с целью достичь образовательных результатов на более качественном уровне.

Поскольку процесс управления состоит из четырех основных взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля и рассматривается как единый непрерывный процесс осуществления взаимосвязанных функций управления на основе связующих процессов для определения и достижения целей, процесс оптимизации функций рассмотрим подробнее по отдельности.

Под планированием в педагогической науке понимается процесс определения образовательных и иных целей и путей их достижения, а также разработку конкретного плана действий.

Под организацией как функцией управления понимается процесс создания организационной структуры и распределение полномочий элементов структуры для достижения запланированных целей.

Мотивация является одной из ключевых функций управления. В основе мотивации лежат личностные потребности, а деятельность выступает в качестве средства удовлетворения этих потребностей.

Функции контроля направляет образовательную организацию на формирование адекватной системы критериев оценки, индикаторов и показателей деятельности.

Исходя из идеи оптимизации функций управления инженерно-графической подготовкой студентов технического вуза, рассмотрим указанные функции подробнее.

Как было отмечено выше, под планированием в педагогической науке понимается процесс определения образовательных и иных целей и путей их достижения, а также выработку конкретного плана решения организационных проблем.

Основным продуктом планирования являются управленческие решения, как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения образовательных целей посредством:

- научной организации планирования инженерно-графической подготовки;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- влияния экономической и правовой обоснованности управленческого решения;

- обеспечения информационного обеспечения инженерно-графической подготовки;

- прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений в контексте инженерно-графической подготовки;

- структуризации проблемы и построение дерева целей рассматриваемой подготовки;

- сопоставимости вариантов решения;

- автоматизации процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработки и функционирования системы ответственности и мотивации субъектов образовательного процесса;

- разработка механизма реализации решения и валидности целевых и практических компонентов.

Реализация условий оптимизации планирования опирается на технологическую составляющую и реализующуюся посредством:

- формирования целей (целеполагание) инженерно-графической подготовки;

- разработки алгоритма реализации целей;

- разработки механизма регулирования процесса реализации целей и вариантов обратной связи;

- предварительной оценки эффективности реализации решения.

Оптимизация функции планирования проявляется в трансформации целей инженерно-графической подготовки, направленной на системную организацию вышеуказанной подготовки с учетом междисциплинарных связей и профессиональной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимизация организационной функции проявляется в создания организационной структуры инженерно-графической подготовки с распределением полномочий элементов структуры для достижения запланированных целей. При этом, каждый структурный элемент выполняет свою функцию инженерно-графической подготовки с направленностью на реализацию сформированных компетенций на следующем этапе подготовки в системной взаимосвязи.

Оптимизация мотивационной функции управления инженерно-графической подготовкой проявляется в положительном отношении обучающихся к проектно-конструкторской деятельности и осознании собственных профессиональных дефицитов, в желании причастности к профессиональному сообществу и возможностям личностного развития, которые появляются в процессе проектно-конструкторской деятельности посредством насыщения проектно-конструкторских за-5 даний с профессиональной направленность, воз-§ действующих на познавательную сферу обучаю-й щихся.

еЗ Результатом оптимизации мотивационной функ-ав ции управления получается сформированная

личность, обладающая устойчивой мотивацией к проектно-конструкторской деятельности и самореализации в профессиональной и социальной областях.

Оптимизация функции контроля инженерно-графической подготовкой проявляется в формировании адекватной профессионально-направленной системы критериев сформирован-ности показателей в соответствии с требованиями ФГОС с учетом междисциплинарных взаимосвязей.

Литература

1. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев: Радяньска школа, 1983. 287 с.

2. Багдасарян В.А. Проблема оптимизации обучения в отечественной педагогике 70-80-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск: Пятигор. гос. лингвист. ун-т, 2005. 21 с.

3. Королев Е.А. Системы управления: оптимизация и эффективность // Управленец. 2010. № 3-4 (7-8). С. 1-16.

4. Лернер А.Я. Дидактические основы методов обучения / А.Я. Лернер -М.: Педагогика, 1981. -158 с.

5. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Модернизация отечественного образования на основе синер-гетических принципов оптимального управления // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4, т. II. С. 7-22.

6. Муртузалиева Т.В., Погориляк Б.И. Новые горизонты оптимизации образовательного процесса в вузе // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

2018. № 4.

7. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография. /

B.Г. Никульшин - М.: Физкультура и спорт, 2013. 208 с.

8. Остроухов В.И., Дербан Г.В., Оптимальность как категория взаимодействия // Теория справедливости. Авторский научно-образовательный проект. URL: http:/www. physics.altspu.ru/home/sculov/club/view.php?id_ риЬ=146

9. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 574 с.

10. Помогайбин В.Н. Теоретические аспекты оптимизации психолого-педагогических исследований // Инновации в образовании. 2001. № 3.

C. 26-37.

11. Шипилина Л. А.,,, Проблема оптимизации в диссертациях по педагогике: истоки и современное состояние // Вестн. Том. гос. ун-та.

2019. № 449.

12. Щедровицкий Г.П. Смысл и понимание // Вопросы психологии и методики обучения. Горький, 1976. Вып. 4.

IMPROVING ENGINEERING EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL STANDARDS

Eltsova V. Yu., Sitnikova S. Yu., Shesternina V.V.

Far Eastern State Transport University

In this article, the authors consider the current state of engineering education in connection with the change in the role and existing mechanisms for managing the educational process in solving the problems of the Federal State Educational Standards in the system of technical education. In addition, they identify problems in the implementation of the Federal State Educational Standards, draw conclusions about the need to optimize both the educational process in a technical university in general, and in engineering and graphic training, in particular. Considering modern problems of optimizing the educational process, its characteristics and functions, and fill the functions directly in engineering and graphic training. The optimization of the planning function of engineering and graphic training is proposed to be saturated with an interdisciplinary component, the optimization of the organizational function is proposed to be transformed by focusing on the implementation of the formed competencies at all stages of training in a systemic relationship. It is proposed to transform the optimization of the motivational function by saturating design tasks with a professional orientation that affect the cognitive sphere of students. It is proposed to enrich the optimization of the control function by engineering and graphic training, taking into account interdisciplinary relationships.

Keywords: engineering education, engineering and graphic training, management of education, optimization of management functions.

References

1. Babansky Yu.K., Potashnik M.M. Optimization of the pedagogical process (in questions and answers). Kyiv: Radyan's school, 1983. 287 p.

2. Bagdasaryan V.A. The problem of learning optimization in domestic pedagogy in the 70-80s of the XX century: author. dis. ... cand. ped. Sciences. Pyatigorsk: Pyatigor. state linguist. un-t, 2005. 21 p.

3. Korolev E.A. Control systems: optimization and efficiency // Up-ravlenets. 2010. No. 3-4 (7-8). pp. 1-16.

4. Lerner A. Ya. Didactic foundations of teaching methods / A. Ya. Lerner -M.: Pedagogy, 1981. - 158 p.

5. Monakhov V.M., Firstov V.E. Modernization of domestic education on the basis of synergistic principles of optimal management // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013. No. 4, vol. II. pp. 7-22.

6. Murtuzalieva T.V., Pogorilyak B.I. New horizons for optimizing the educational process at the university // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2018. No. 4.

7. Nikitushkin, V.G. Complex control in the preparation of young athletes: monograph. / V.G. Nikulshin - M.: Fizkultura i sport, 2013. 208 p.

8. V. I. Ostroukhov and G.V. Derban, "Optimality as a category of interaction," Theory of Justice. Author's scientific and educational project. URL: http:/www.physics.altspu.ru/home/sculov/club/ view.php?id_pub=146

9. Podlasy I.P. Pedagogy: textbook for bachelors. 2nd ed., revised. and additional M.: Yurayt, 2012. 574 p.

10. Pomogaybin V.N. Theoretical aspects of optimizing psychological and pedagogical research // Innovations in education. 2001. No. 3. S. 26-37.

11. L. A. Shipilina, The problem of optimization in dissertations on pedagogy: origins and current state // Vestn. Volume. state university 2019. No. 449.

12. Shchedrovitsky G.P. Meaning and understanding // Issues of psychology and teaching methods. Gorky, 1976. Issue. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.