Ключевые слова: социально-психологический аспект, общественное поведение, финансово-экономический кризис, опрос, изменение линии поведения, аналитическая оценка. Key words: social-psychological aspect, public behavior, financial-economic crisis, questioning, change of discipline, analytical value.
Список использованной литературы:
1. Сеченов И.М. Психология поведения. -М., 1997.
2. Вилюнас В.К. Психологический механизм мотивации.-М.,1990.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М., 1976.
Бобоева С.Б.
Социально-психологический аспект финансово-экономического кризиса
Одним из важнейших факторов влияния на поведение человека, несомненно, является экономический, т.к. человек прежде всего заботится об удовлетворении своих первичных потребностей. Люди ощущают влияние кризиса на всех уровнях жизнедеятельности, значит, можно утверждать, что данная проблема имеет социально- психологическую значимость, т.е. является мощным фактором влияния, определяющим линию общественного поведения на данном этапе. Автор на основании данных, которые были получены в результате социологического опроса среди жителей города Худжанда, ставит целью изучить и проанализировать социально-психологический аспект одной из самых важных на сегодняшний день проблем - проблемы глобального финансово-экономического кризиса.
Boboeva S.B.
Social-psychological aspect of financial-economic crisis
The author of the article investigates one of the most important factors of influence into human behavior, which is undoubtedly is an economic profile, as a human being first of all takes care of satisfaction of his first demands. People feel crisis influence in all level of vital functions that is we may confirm that this problem has social-psychological significance; it is powerful factor of influence, which defines the line ofpublic behavior in this stage. The author on the basis of data, which is taken in the result of social questioning among Khujand city population targets to research, to study and to analyze social-psychological aspects of one of the most important today's problem- the problem of global finance-economic crisis.
Ходжаев Хасан Ашурович,-
старший преподаватель кафедры таможенной службы ТГУПБП.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА МИГРАЦИЮ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Международная миграция населения - это реальность современного глобализующегося мира. Практически не осталось стран, которые в той или иной форме не были бы вовлечены в миграционные потоки, а для многих государств миграция стала важным фактором их экономического и социального развития.
По данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. мигрантов, или 3 % населения находились за пределами стран своего
рождения. По данным МОМ, в 2002 г. около 130 млн. человек проживали за пределами стран своего происхождения, таким образом, каждый 35-й человек в мире являлся на тот момент мигрантом. По данным ООН, в 2005 г. в мире насчитывалось уже около 191 млн. мигрантов.1
В докладе Глобальной комиссии по международной миграции со ссылкой на отдел народонаселения ООН приводится еще большая цифра-200 млн. международных мигрантов, что в 2 раза больше, чем в 1980 г. По прогнозам МОМ, в 2050 г. в мире будет насчитываться 230 млн. мигрантов. Масштабы глобальной миграции велики и имеют стабильную тенденцию к росту.
Население России в настоящее время стремительно сокращается. По данным 2007 г., Россия занимает 9-е место в мире по численности населения (142 млн. чел.), но к 2050 г. Россия будет занимать 17-е место и её население составит 112 млн.человек, хотя расчёты показывают, что на территории России при равномерном расселении в благоприятных районах комфортно могли бы разместиться не менее 500 млн. человек.
Для России сокращение населения чревато, прежде всего, геополитическими рисками. Кроме того, имеются экономические аспекты этой проблемы - страну может ожидать дефицит трудовых ресурсов, сокращение призывников, школьников и студентов, интенсивное старение населения.
Одним из крупнейших миграционных источников являются страны Центральной Азии. В настоящее время они обеспечивают Россию трудовыми ресурсами для различных отраслей экономики.
В условиях мирового экономического кризиса отмечается некоторое изменение миграционных процессов, которое выражается в сокращении числа рабочих мест и потребности в трудовых ресурсах.2
Демографический потенциал Центральной Азии на протяжении длительного времени являлся трудоизбыточным. Специфика экономики азиатских республик в советское время была такова, что производство в основном ориентировалось на экстенсивный принцип ведения народного хозяйства.
Однако даже этот принцип не мог вовлечь в деятельность значительную часть трудоспособного населения в связи с опережающей воспроизводственной динамикой роста населения. В то же время миграционное поведение населения Центральной Азии характеризовалось сниженной мобильностью. Поэтому в этот период в едином государстве при плановой экономике, принципе полной занятости и в условиях, когда рабочая
1 Аннан К. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН на 16 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - Нью-Йорк, 2006.
2 Каримов О.К. Рязанцев С.В. Вступительное слово. «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками». Материалы международного симпозиума.-Москва-Худжанд.-22-26 сентября 2009.
сила следовала за производством, выдвигалась важнейшая государственная задача: повысить миграционную подвижность трудоспособного населения республик. (Таблица 1).
Динамика трудовой миграции между Россией и странами Центральной Азии. (тыс.чел.)1._______
Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Казахстан 2,9 3,6 7,7 4,0 4,3 4,1 5,0 7,6 10,4
Кыргызстан 0,9 1,7 6,4 4,8 8,0 16,2 33,0 109,6 184,6
Таджикистан 6,2 10,0 16,8 13,6 23,3 52,6 98,7 250,2 392,4
Туркменистан 0,2 0,1 7,0 0,2 0,3 1,5 0,7 2,1 -
Узбекистан 6,1 10,1 15,5 14,6 24,1 49,1 105,1 344,6 642,7
Новая геополитическая ситуация, спровоцированная развалом единого народнохозяйственного пространства, политической дезинтеграцией, пограничным разделением ранее общей территории, вносит свои коррективы в миграционные отношения России и Центральной Азии. Резко повышается одновекторная миграция населения из Центральной Азии в Россию, которая сначала носит характер вынужденной миграции, а затем и вынужденной трудовой миграции.
Перепись населения 2002 г. в России зафиксировала свыше 2,7 млн. человек, переселившихся на постоянное место жительства из республик Центральной Азии. Это более 51% из общего числа всех переселившихся в Россию за межпереписной период. В структуре беженцев и вынужденных переселенцев доля стран Центральной Азии также существенна - около 75%.2
И в потоках трудовой миграции центральноазиатский регион является лидером.
Таким образом, в конце XX и в начале XXI веков в миграционных связях между Россией и Центральной Азией произошло кардинальное изменение как масштабов, так и векторов традиционного обмена населением. К такому повороту событий не были готовы ни Россия, ни республики Центральной Азии. Не просчитывались возможные последствия массовых перемещений населения, не создавались научно обоснованные механизмы регулирования межгосударственного обмена. Поэтому многие проблемы уже почти двадцатилетней давности остаются нерешенными.
Попытки регулирования потоков мигрантов на межгосударственном уровне активизировались с середины 1990-х годов, параллельно с началом развития интеграционных процессов стран СНГ, когда потоки миграции
1 Источник: Статистический сборник ФМС РФ.- Москва, 2008.
2 Сигарева Е.П. Стратегии миграционного обмена населением между Россией и странами Центральной Азии: Материалы международного симпозиума «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками». -Москва-Худжанд. -2009.
стали достигать максимальных показателей. Так, был принят ряд модельных законодательных актов межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ.
Изменение российского миграционного законодательства имеет принципиальное значение для развития Евразийской миграционной системы.
В рамках интеграционных процессов стран СНГ в октябре 2007 года главами государств Содружества образован Совет руководителей миграционных органов государств - участников СНГ, которому отводится основная роль в координации сотрудничества по всему спектру миграционных проблем.
В феврале 2009 года на заседании экспертной группы представителей стран Содружества и органов СНГ по рассмотрению проектов документов, внесенных Советом, было принято решение указанному органу совместно с Исполнительным комитетом СНГ подготовить предложения о разработке механизма координации деятельности органов отраслевого сотрудничества, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов в сфере миграции.
Однако, несмотря на многочисленные группы, в результате и в настоящее время миграционная политика наших стран остаётся во многом независимой от деятельности такого «неповоротливого» забюрократизированного международного института. Одной из причин такого положения дел является снижение влияния научных исследований на политику в миграционной сфере.1
Многие российские исследователи миграции при анализе миграционной политики России указывают на ее противоречивость, отсутствие системности и транспарентности, неадекватность существующим демографическим и экономическим реалиям. Существовавшая излишне усложненная процедура получения разрешений на работу на фоне распространения теневых отношений на российском рынке труда и общей атмосферы пренебрежения законом среди большинства работодателей привела к тому, что незаконный найм иностранных работников стал широко распространенной практикой, а нелегальная миграция превратилась в одну из характерных черт Евразийской миграционной системы.2
В настоящее время привлечение иностранной рабочей силы на всей территории России носит разрешительный характер.
Таким образом, только в 2006 г. радикальный пересмотр приоритетов миграционной политики России, фактически признавший и насущную потребность страны в привлечении мигрантов, и курс на укрепление интеграционных процессов и миграционных связей с близкими
1 Сигарева Е.П. Современные проблемы демографической дискуссии: «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками». -Москва-Худжанд. -2009.
2 Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование.- М.:Формула права, 2007.
ей исторически бывшими республиками СССР, позволил логически скоординировать цели миграционной политики с интересами демографического и экономического развития России.
Упомянутые выше федеральные законы, меняющие правила пребывания в России, в частности, постановку на миграционный учет и оформление трудоустройства для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет безвизовый режим въезда, а также принятие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2006-2012 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г., общий курс на легализацию нелегальных мигрантов и признание необходимости пересмотра существующей Концепции миграционной политики - все эти меры являются результатом нового видения роли миграционных процессов, развивающих интеграционные связи России со странами СНГ, и переход к осмысленной стратегии укрепления миграционной системы.1
Одна из основных целей нового курса - создание условий для обеспечения российского рынка труда легальной иностранной рабочей силой из государств, которые исторически близки России, и обеспечение каналов легального трудоустройства иностранных работников в качестве альтернативы незаконной миграции. Процедура регистрации для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, замена порядка постановки на миграционный учет изменила свой характер с разрешительного на уведомительный. Существенно упрощен для них порядок получения разрешений на временное пребывание и разрешений на работу. Трудовые мигранты из стран СНГ получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено. Одновременно ужесточены санкции против работодателей, нарушающих правила найма иностранных работников.
Эти изменения носят принципиальный характер. В значительной мере сняты чрезмерные административные барьеры, создававшие почву для взяточничества и недобросовестного посредничества, что, собственно, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации.
Если до января 2007 года схема трудоустройства иностранных работников была единой для граждан всех стран, то отныне граждане стран СНГ, входящие в интеграционное объединение, с которыми у России установлен безвизовый порядок въезда, получают очевидные преимущества при трудоустройстве в России.
1 Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика.-Москва:Макс Пресс, 2008.
Таким образом, новыми принципами миграционной политики в рамках интеграционных процессов стали селективность и легализация. Под селективностью в данном контексте понимается четко очерченное предпочтение в допуске в Россию, получении здесь правового статуса, гражданства и участии в российском рынке труда, предоставляемое гражданам стран СНГ.
В результате предложена такая модель управления миграцией, которая несет в себе потенциал миграционных связей внутри Евразийской миграционной системы.1
Схему управления миграционной системой можно представить в следующем виде:
Поворот, сделанный в миграционной политике, отражает новый подход в понимании интеграционных процессов. Не случайно он произошел в тот момент, когда участие постсоветских государств во внутрирегиональных миграционных процессах приняло характер интеграционной и миграционной взаимозависимости. Руководствуясь прежде
1 Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика.-Москва: Макс Пресс, 2008.
всего своими национальными интересами, одновременно должно быть инициировано такое построение системы управления миграционными процессами в регионе, которое соответствует интересам стран происхождения мигрантов, расширяя каналы легального трудоустройства.
Существует риск, что предпринятый шаг может быть повернут вспять, поскольку в есть политические силы, настойчиво придерживающиеся консервативного подхода, отнюдь не соответствующего нынешней либерализации миграционной политики.1 Для того чтобы этого не произошло, должно быть предпринято теоретическое обоснование нового курса. Необходимо проведение комплексных исследований современных процессов международной миграции из стран СНГ. При этом нужно не просто изучать масштаб, структуру и направление миграционных потоков и последствия миграции для экономики и общества, но выяснять механизмы, лежащие в основе миграции, строить прогнозы, атомизировать экономические и социальные мотивы, которые могут быть положены в основу формирования концептуальных подходов к управлению миграционными процессами, а также прорабатывать реальные механизмы их осуществления.
Ключевые слова: международная миграция, крупнейшие миграционные источники, одновекторная миграция, ряд модельных законодательных актов, управление миграционной системой, формирование концептуальных подходов.
Key words: international emigration, large emigrational resources, one vectored emigration, a number of legislative model actions, the management of emigration system, the formation of conceptual approaches.
Список использованной литературы:
1. Аннан К. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН на 16 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.- Нью-Йорк, 2006.
2. Зайончковская Ж. Почему России необходима иммиграционная политика? Методология и методы изучения миграционных процессов. Центр миграционных исследований. - М., 2007.
3. Иванюк И.В. Европейская миграционная система: теория и политика. Москва: Макс Пресс, 2008.
4. Каримов О.К. Рязанцев С.В. Вступительное слово: «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками: Материалы международного симпозиума.-Москва-Худжанд.-22-26 сентября 2009.
5. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование.- М.:Формула права, 2007.
6. Сигарева Е.П. Стратегии миграционного обмена населением между Россией и странами Центральной Азии: Материалы международного
1 Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М: Институт социологии РАН, Диполь, 2005.
симпозиума «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками».- Москва-Худжанд.- 2009.
Ходжаев Х.А.
Совершенствование интеграционных процессов и их влияние на миграцию рабочей силы из стран Центральной Азии
Автор рассматривает международную миграцию населения как важный фактор экономического и социального развития многих стран мира, констатирует кардинальное изменение как масштабов, так и векторов традиционного обмена населением между Россией и Центральной Азией в конце XX и в начале XXI веков. Он отмечает, что в странах выезда формируется чётко очерченное стремление к более активному участию в управлении миграционными процессами, что связано с ростом масштабов международной трудовой миграции и соответствующего увеличения объёма денежных переводов, пересылаемых мигрантами на родину.
Khodjaev H.A.
The improvement of integration processes and their influence on migration labor force in Central Asian countries
The author considers the international emigration of the population as a main factor of economic and social development of many countries of the world, ascertains the cardinal change of both scales and vectors of traditional exchange of population between Russia and Central Asia by the end of XX and the beginning of XXI centuries. He remarks that in the countries of departure is formed the aspiration of more active participation in the emigration process which is concerned with the growth of international labor emigration scale and the corresponding increase of money order volume, sending by the emigrants to their motherland.
Матмадиева Ыолимот Лумъаевна, Ыомидов Саидатмад Ыомидович,-
сармуаллимони кафедраи Менелменти
ДДЯБСТ
САТ&И ЗИНДАГИИ А&ОЛ1 (АЗ РУИ МАЪЛУМОТ№ОИ ВИЛОЯТИ СУГД ДАР СОЛИ 2009 -УМ)
Дар давраи гузариш ба иктисодиёти бозор'1 Лумаурии Толикистон ба бисёр муаммоаои илтимо'1-иктисод'1 дучор омад, ки боиси паст гардидани сатаи зиндагии ааолии шаару деаот гардидааст. Муаммои камбизоат барои бисёр мамлакатаои дунё хос буда, он ба муаммои глобал! табдил ёфтааст. Бояд тазаккур дод, ки фаркияти байни табакааои бой ва камбагал