Научная статья на тему 'Совершенствование инструментария системы оценки эффективности инновационных проектов, претендующих на получение грантов'

Совершенствование инструментария системы оценки эффективности инновационных проектов, претендующих на получение грантов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАНТ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С. Н., Коврижин Е. А.

В статье предложены новые критерии оценки инновационных проектов, участвующих в государственных конкурсах на грантовое финансирование. Эти критерии учитывают как цели стратегии инновационного развития РФ, так и ключевые факторы успешной реализации инновационных проектов. Предложен метод расчета интегральной оценки заявки на получение гранта, учитывающий работу экспертной комиссии в оценке ряда критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментария системы оценки эффективности инновационных проектов, претендующих на получение грантов»

Инновационное развитие

УДК 330.322.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ

НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ

С.Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической информатики

E-mail: [email protected] Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского Е.А. КОВРИЖИН, директор

Е-mail: [email protected] ООО «Мастер Инноваций»

В статье предложены новые критерии оценки инновационных проектов, участвующих в государственных конкурсах на грантовое финансирование. Эти критерии учитывают как цели стратегии инновационного развития РФ, так и ключевые факторы успешной реализации инновационных проектов. Предложен метод расчета интегральной оценки заявки на получение гранта, учитывающий работу экспертной комиссии в оценке ряда критериев.

Ключевые слова: грант, инновации, инвестиции, проекты, эффективность, бизнес

В настоящее время Правительство РФ реализует федеральные и региональные программы по грантовой поддержке инновационных проектов на ранних стадиях в целях понижения их рисков. В положениях о проведении разных программ даются различные определения понятия «грант», которые обусловливают оригинальные методы отбора ин-

новационных проектов для финансирования1. В настоящее время, несмотря на оказываемые меры поддержки инновационно активным предприятиям, актуальной задачей является поиск путей повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на решение инновационных задач. Безвозмездное финансирования рискованных проектов — это одно из важнейших условий развития инновационной экономики, но при этом следует учитывать интересы государства не только с позиции социального или научно-технического развития, но и с позиции продуктивности инвестиционной деятельности. Оно соответствует Стратегии

1См. постановление правительства Нижегородской области от 21.10.2009 № 492 «О порядке оказания государственной поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям» и постановление правительства Нижегородской области от 01.02.2007 № 99 «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники».

инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в отношении «.. .прозрачности распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов»2 .

Чтобы определить набор критериев, по которым необходимо оценивать проекты, претендующие на грантовое финансирование, необходимо сначала выявить ключевые направления развития используемых методов оценки.

Самым масштабным отбором инновационных проектов в целях финансирования НИОКР на федеральном уровне отличается программа «СТАРТ», реализуемая Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [5]. Для оценки заявок в конкурсной документации устанавливаются три критерия с определенным весом:

1) критерий «цена контракта» — 35%;

2) критерий «качество работ и квалификация участника конкурса» — 45%. По данному критерию оцениваются:

— новизна разработки;

— конкурентные преимущества;

— наличие прав на интеллектуальную собственность;

— анализ рынка;

— обоснованность бизнес-стратегии;

— возможность привлечения частных инвестиций;

— опыт проведения НИОКР;

— опыт коммерциализации разработок;

— участие компании в инновационных территориальных кластерах;

— участие компании в технологических платформах;

— наличие образовательного учреждения в составе учредителей;

3) критерий «срок выполнения работ» — 20%.

В Нижегородской области с 2009 г. ежегодно

проходит конкурс на предоставление грантов в сфере науки, технологий и техники от министерства промышленности и инноваций Нижегородской области. Для оценки заявок в конкурсной документации устанавливаются четыре критерия:

1) значимость заявленной темы для научного, научно-технического и социально-экономического развития Нижегородской области;

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.

2) новизна проекта, подходов к решению поставленных в нем задач;

3) наличие возможности использовать результаты проекта на практике, степень его готовности для внедрения;

4) обоснованность сметы расходов на выполнение гранта.

Представленные программы благодаря своим системам многокритериального анализа проектов позволяют сформировать рейтинг заявок по степени их важности для развития российской экономики. Однако рейтинги по данным программам не являются в полной мере объективными:

— они не учитывают всех четырех основных составляющих проекта: социальная значимость, научно-техническая значимость, экономическая значимость, уровень рисков проекта;

— оцениваемые критерии не в полной мере учитывают основные цели инновационного развития России на период до 2020 г.;

— не оценивается окупаемость грантовых средств за счет налоговых платежей от реализации проекта;

— методы расчета итогового рейтинга заявки не позволяют устанавливать вес критериев, актуальный для конкретного региона в период проведения отбора проектов;

— привлечение экспертов к оценке всех или большинства критериев ведет к субъективности этой оценки.

Повысить эффективность отбора проектов можно с помощью предлагаемых критериев, которые в наибольшей степени соответствуют основным целям стратегии инновационного развития РФ (табл. 1).

Таким образом, для оценки заявок в конкурсной документации предлагается использовать четыре группы критериев с установкой весового коэффициента для социальной, научно-технической и экономической групп. При этом рейтинг заявки предлагается рассчитывать по формуле:

R1 = RAi ■ VA + Щ ■ VB + RCl ■ VC + Щ, где R 7 — рейтинг, присуждаемый 7 -й заявке;

RA — оценка социальной группы критериев 7-й заявки;

УА — весовой коэффициент социальной группы критериев;

RB . — оценка научно-технической группы критериев -й заявки;

Таблица 1

Предлагаемые критерии для оценки проектов, претендующих на грантовое финансирование

Группа критериев Предлагаемые критерии оценки проектов Назначение критерия

А — социальная К р.м Оценка значимости проекта для решения задачи трудоустройства граждан

К ст Оценка значимости проекта для решения задачи обучения инновационному предпринимательству

B — научно-техническая К ц Оценка научно-технической актуальности проекта в российском и мировом масштабах

К п Оценка уровня технической новизны предлагаемой продукции

С — экономическая К экс Оценка значимости проекта для развития экспорта высокотехнологичных товаров

К о Оценка уровня окупаемости гранта за счет налоговых поступлений в бюджет от реализации инновационного проекта

К инв Оценка значимости проекта для развития частных инвестиций

К пр Оценка значимости проекта для роста ВВП

D — рисковая К к Оценка способности команды проекта своевременно реализовать проект

К м Оценка возможности коммерциализации продукции на зарубежных рынках

К акт Оценка готовности рынка к внедрению нового продукта

VB — весовой коэффициент научно-технической группы критериев;

RC.—оценка экономической группы критериев 7-й заявки;

VC — весовой коэффициент экономической группы критериев;

RD. — оценка организационной группы критериев 7-й заявки.

Значение каждой группы критериев определяется суммой значений критериев, входящих в данную группу.

Сумма весовых коэффициентов должна равняться единице. Предлагается устанавливать значения весовых коэффициентов в зависимости от приоритетных направлений развития региона, где проводится отбор компаний на вручение грантов. Таким образом, критерии отбора будут учитывать не только приоритеты долгосрочного федерального инновационного развития, но и актуальные проблемы каждого конкретного региона. Периодически правительство региона может вносить корректировки в положение о проведении конкурса относительно изменения весовых коэффициентов. Весовой коэффициент не присваивается рисковой группе критериев, так как эта группа никак не влияет на развитие региона, а только оценивает общий уровень риска проекта.

Рассмотрим формулы расчета критериев, а также детальное описание, их назначение и взаи-

мосвязь с основными целями стратегии инновационного развития РФ. Каждый критерий рассчитывается в баллах.

1. Критерий рабочих мест оценивает значимость проекта для решения социальной задачи снижения уровня безработицы в регионе и может быть рассчитан по формуле:

П'

К i _ ф.шт

+

П'

пПф.шт max

п.шт max

где Крм — критерий рабочих мест, оцениваемый по i-й заявке;

Пфшт— количество сотрудников по i-й заявке, работающих в компании на постоянной основе на момент подачи заявки на участие в конкурсе;

Пфшт max — максимальное значение показателя

ф.шт max

Пф.шт среди общего количества оцениваемых заявок;

Ппш— общее количество штатных сотрудников по i-й заявке, задействованных в реализации проекта в течение пяти лет с момента получения гранта;

П — максимальное значение показателя

п.шт max

Пп.шт среди общего количества оцениваемых заявок.

Критерий рабочих мест позволяет более высоко оценить те проекты, где на момент подачи заявки на грант уже сформирована команда проекта, работа-

ющая на постоянной основе, а также планируется максимально увеличить количество рабочих мест в процессе реализации проекта. Согласно формуле, критерий рабочих мест не может быть оценен выше 2 баллов.

2. Критерий стажировки оценивает значимость проекта для решения социальной задачи обучения инновационному предпринимательству.

В соответствии с инновационной стратегией развития РФ важной задачей является обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая:

— аналитическое и критическое мышление;

— стремление к новому;

— способность к постоянному самообучению;

— готовность к разумному риску;

— креативность и предприимчивость;

— готовность к работе в высококонкурентной среде.

Ключевым направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства. Кроме того, важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной образовательной политики совместными усилиями государства и бизнеса.

Критерий стажировки может быть рассчитан по формуле:

П'

К i __ фст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

П'

пПф.ст max Пг

п.ст max

П — максимальное значение показателя

п.ст max

Ппст среди общего количества оцениваемых

заявок.

Критерий стажировки позволяет более высоко оценить те проекты, которые в наибольшей степени способствуют решению задачи обучения граждан инновационному предпринимательству. Согласно формуле, критерий стажировки может быть оценен максимум в 2 балла.

3. Критерий цитируемости оценивает научно-техническую актуальность проекта в российском и мировом масштабах. Он соответствует следующим целям стратегии инновационного развития РФ:

— доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5% в 2020 г. (в 2008 г. — 2,48%);

— средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 г. (в 2009 г. — 2,4 ссылки на статью).

Данный критерий может быть рассчитан по формуле:

i П i Кц=1Г

П'

П

пуб

-+ ——

Пц max П пуб max

где К'ст — критерий стажировки, оцениваемый по 7-й заявке;

Пфст— количество школьников и студентов по 7-й заявке, прошедших стажировку в компании на момент подачи заявки на участие в конкурсе;

Пф.ст тах — максимальное значение показателя Пфст среди общего количества оцениваемых заявок;

П ст—общее количество школьников и студентов по 7-й заявке, принимаемых на стажировку в течение пяти лет с момента получения гранта по 7-й заявке;

где К' — критерий цитируемости, оцениваемый по i-й заявке;

Пх — индекс Хирша, оценивающий цитируе-мость научных работ среди участников команды проекта в мировом масштабе по i-й заявке, определяется суммой индексов Хирша всех участников команды проекта;

П — максимальное значение показателя

х max

Пх среди общего количества оцениваемых заявок;

Пц — общее количество цитирований научных работ команды проекта по i-й заявке; Пц max — максимальное значение показателя Пц среди общего количества оцениваемых заявок;

ДЛуб — общее количество научных публикаций

команды проекта по i-й заявке;

Ппуб max— максимальное значение показателя

Ппуб среди общего количества оцениваемых

заявок.

Согласно формуле, критерий цитируемости может быть оценен максимум в 3 балла. Он позволяет определить те проекты, команда которых проявляет наибольшую научно-исследовательскую активность.

4. Критерий патентов оценивает уровень технической новизны предлагаемой продукции. Он соответствует следующей цели стратегии инновационного развития РФ: количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 г. 2,5-3 тыс. (в 2008 г. — 63).

Данный критерий может быть рассчитан по формуле:

П'

П'

+

+

П'

Лросп шах "^зар.п max ^\\ \\ шах

где K — критерий патентов, оцениваемый по i-й заявке;

Просп— количество российских патентов на изобретение или полезную модель, непосредственно относящихся к инновационному продукту по i-й заявке на момент подачи заявки на участие в конкурсе;

Просп max — максимальное значение показателя

рос.п max

Просп среди общего количества оцениваемых заявок;

Пзар п — количество зарубежных патентов на изобретение или полезную модель, непосредственно относящихся к инновационному продукту по i-й заявке на момент подачи заявки на участие в конкурсе;

Пзарп max — максимальное значение показателя

зар.п max

Пзарп среди общего количества оцениваемых заявок;

Ппп— количество российских и зарубежных патентов на изобретение или полезную модель, непосредственно относящихся к инновационному продукту по i-й заявке, оформляемых в течение пяти лет с момента получения гранта; П — максимальное значение показателя

п.п max

Ппп среди общего количества оцениваемых заявок.

Критерий патентов позволяет более высоко оценить те проекты, новизна которых подтверждается юридически не только в России, но и за рубежом. Данный критерий может быть оценен максимум в 3 балла.

5. Критерий экспорта оценивает значимость проекта для развития экспорта высокотехнологичных товаров. Высокое значение данного критерия также свидетельствует о том, что если ввиду различных причин реализация проекта на

российском рынке сильно затягивается во времени или потребность в инновационном продукте вовсе отсутствует, то продавать продукт целесообразно на других площадках, более перспективных и восприимчивых к инновационной продукции. Таким образом, данный критерий позволяет отбирать для финансирования такие проекты, которые в перспективе могут существенно повышать доходную часть бюджета РФ путем реализации на крупнейших мировых площадках.

Критерий экспорта соответствует следующим целям стратегии инновационного развития РФ:

— доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 секторах к 2020 г.;

— удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% в 2020 г. (в 2008 г. — 0,35%).

Критерий экспорта может быть рассчитан по формуле:

К' _

П'

П

экс.инн max

где К'экс — критерий экспорта, оцениваемый по 7-й заявке;

Пэксинн— объем экспорта инновационной продукции, на реализацию которой выделяются грантовые средства, в течение пяти лет с момента получения гранта по 7-й заявке, тыс. руб.;

Я „„„ тах — максимальное значение показателя Яэкс инн среди общего количества оцениваемых заявок.

Критерий экспорта позволяет более высоко оценить проекты, для которых характерна максимизация уровня экспорта именно той продукции, на реализацию которой запрашивается грант. Данный критерий может быть оценен максимум в 1 балл.

6. Критерий окупаемости гранта позволяет провести оценку уровня окупаемости гранта за счет налоговых поступлений в бюджет от реализации инновационного проекта. Данный критерий может быть рассчитан по формуле:

к' _

П'

П

+

П

П[

где Ко — критерий окупаемости гранта, оцениваемый по i-й заявке;

П' — объем налоговых платежей в бюджеты

нал

всех уровней от реализации инновационного проекта, на который выделяются грантовые средства, в течение пяти лет с момента получения гранта по i-й заявке, тыс. руб.; Я max— максимальное значение показателя

нал max

Пнал среди общего количества оцениваемых заявок;

Пг max— максимальное значение показателя Пг среди общего количества оцениваемых заявок;

П — объем запрашиваемых грантовых средств на реализацию инновационного проекта по i-й заявке, тыс. руб.

Критерий окупаемости гранта позволяет более высоко оценить те проекты, которые требуют меньшего объема государственных инвестиций и при этом в большей степени формируют доходную часть бюджета.

7. Критерий инвестиций оценивает значимость проекта для развития частных инвестиций и соответствует следующей цели стратегии инновационного развития РФ: внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2009 г. — 1,24%), из них больше половины — за счет частного сектора.

Критерий инвестиций может быть рассчитан по формуле:

К' =-

П

ф.инв

+

П'

"пф.инв max Пт

п.инв max

Критерий инвестиций позволяет более высоко оценить проекты, реализация которых предусматривает развитие частного инвестиционного климата. Согласно формуле, данный критерий может быть оценен максимум в 2 балла.

8. Критерий продаж оценивает значимость проекта для роста ВВП и соответствует следующей цели стратегии инновационного развития РФ: валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-20% в 2020 г. (в 2009 г. — 11,8%).

Критерий продаж может быть рассчитан по формуле:

П'

К i __ ф.пр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П'

+

где К^ — критерий инвестиций, оцениваемый по 7-й заявке;

Пф.инв — фактический объем израсходованных

частных инвестиций, в том числе собственных

средств, по 7-й заявке на момент подачи заявки

на участие в конкурсе, тыс. руб.

Пф.инв тах — максимальное значение показателя

Пфинв среди общего количества оцениваемых

заявок;

Пп .инв — общий объем планируемых к привлечению в проект частных инвестиций, в том числе собственных средств, в течение пяти лет с момента получения гранта по 7-й заявке, тыс. руб. П„ тах — максимальное значение показателя

н.инв И1аЛ.

Пп инв среди общего количества оцениваемых заявок.

пр П П

ф.пр max п.пр max

где К1Лр — критерий продаж, оцениваемый по i-й заявке;

Пфпр— фактический объем реализованной инновационной продукции по i-й заявке на момент подачи заявки на участие в конкурсе, тыс. руб.;

Пф.пр max — максимальное значение показателя Пф среди общего количества оцениваемых заявок;

П1Лпр — общий объем планируемых продаж инновационной продукции в течение пяти лет с момента получения гранта по i-й заявке, тыс. руб.; Пппр max — максимальное значение показателя

п.пр max

Пппр среди общего количества оцениваемых заявок.

Критерий продаж позволяет более высоко оценить проекты, которые характерны меньшим уровнем коммерческих рисков ввиду фактического осуществления продаж инновационной продукции на момент подачи заявки на участие в конкурсе. Согласно формуле, данный критерий может быть оценен максимум в 2 балла.

9. Критерий команды характеризует возможность своевременного достижения планируемых результатов проекта командой, реализующей проект. Для расчета критерия используются два показателя:

к' = П + m

10

где Кк — критерий команды, оцениваемый по 7-й заявке;

Пк7 — показатель, отражающий мнение экспертов относительно способности команды

проекта по 7-й заявке вовремя реализовать все необходимые задачи по проекту. Оценивается по десятибалльной шкале; Пп7 — показатель, оценивающий подробность и реалистичность календарного плана выполнения НИОКР по 7-й заявке. Оценивается по десятибалльной шкале.

Критерий реализации команды — экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств реалистичности и принципиальной возможности выполнения работ в указанные сроки. Данный критерий также отражает технологическую (производственную) возможность решения поставленных технических задач. Критерий позволяет отбирать для финансирования такие компании, которые реалистично оценивают технологическую реализуемость своих проектов. Согласно формуле, данный критерий может быть оценен максимум в 2 балла.

10. Критерий масштабируемости проекта оценивает принципиальную возможность коммерциализации инновационной продукции на крупнейших зарубежных рынках и рассчитывается по формуле:

П7 + П7

К7 _ к.рын пр. к РФ

11. Критерий актуальности показывает готовность рынка принять инновационный продукт или услугу на определенных условиях. Данный критерий также состоит из двух показателей и рассчитывается по формуле:

К' _

П,7,

+ П7

10

10

где К'м — критерий масштабируемости проекта, оцениваемый по 7-й заявке; Пкрын— показатель, характеризующий по 7-й заявке количество зарубежных рынков, на которых аналогичная продукция или услуга имеет стабильно растущий спрос. Оценивается по десятибалльной шкале;

П; к РФ — показатель ориентации проекта по 7-й заявке на потребности российских потребителей. Оценивается по десятибалльной шкале. Критерий масштабируемости проекта — это экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств соответствия проекта мировым тенденциям развития сферы. Высокое значение данного показателя свидетельствует о том, что если ввиду различных причин реализация проекта на российском рынке сильно затягивается во времени или потребность в инновационном продукте вовсе отсутствует, то коммерциализацию можно запускать на других площадках, более перспективных и восприимчивых к инновационной продукции. Согласно формуле, данный критерий может быть оценен максимум в 2 балла.

где К'акт — критерий актуальности проекта, оцениваемый по 7-й заявке;

П' от— показатель по 7-й заявке, качественно

КиЛ. у

характеризующий количество официальных отзывов и рекомендаций от потенциальных потребителей, в которых указаны условия приобретения продукции в том или ином количестве. Оценивается по десятибалльной шкале; П'г от — показатель по 7-й заявке, качественно оценивающий количество регионов, из которых пришло подтверждение актуальности реализации проекта в виде отзыва или рекомендации. Оценивается по десятибалльной шкале. Критерий актуальности — это экспертная оценка приведенных автором проекта доказательств возможности достижения определенного уровня коммерциализации проекта при обеспечении требуемых потребителями стоимостных и качественных характеристик продукции. Данный критерий позволяет отобрать для финансирования те компании, которые более тщательно подошли к вопросу изучения рыночной потребности, снизив тем самым риски необходимости будущих корректировок инновационной продукции, дополнительных разработок и вытекающего из них поиска дополнительного финансирования. Согласно формуле, данный критерий может быть оценен максимум в 2 балла.

Оценка социальной, научно-технической и экономической групп критериев исключает субъективную составляющую, поскольку при их расчетах используются фактические данные, которые определяются однозначно независимо от мнения экспертов. Оценка рисковой группы критериев происходит за счет работы экспертного совета. Такой подход делает оценку организационной группы критериев менее объективной. Однако исключение данной группы из общей оценки заявки существенно снижает объективность оценки всей заявки, так как не учитывает важных факторов реализации инновационных проектов [1, 2, 3, 4].

Экспертная оценка проекта по четырем критериям должна проводиться группой экспертов по

Таблица 2

Вариант привлечения экспертов к оценке инновационных проектов по рисковой группе критериев

Эксперт К к К акт К м

Опытный предприниматель + + +

Технический специалист из университета или НИИ + - +

Представитель финансового сообщества - + -

принципу — не менее пяти экспертов на каждый критерий. Один и тот же эксперт может оценивать несколько критериев, если уровень его компетенций распространяется на все эти критерии, иначе оценка получится не в полной мере объективной. Пример специалистов, которых можно привлечь к оценке рисковой группы критериев, приведен в табл. 2.

Важно отметить, что если заявку на участие в конкурсе подала компания, работающая, к примеру, в сфере радиоэлектроники, то эксперты должны быть привлечены из данной области, в том числе представители финансового сообщества — они обязаны иметь существенный опыт работы с проектами, касающимися радиоэлектроники. Таким образом, в соответствии с направлениями отбираемых проектов необходимо заранее определить перечень специалистов, привлекаемых к оценке рисковой группы критериев. Например, к оценке критерия команды по направлению «программное обеспечение» можно привлечь либо пять предпринимателей, представляющих известные предприятия в данной сфере, либо пять технических специалистов из университета или НИИ. Это минимальные требования. Объективность оценки данного критерия будет повышаться при увеличении количества привлекаемых экспертов, а также при равной представленности разных категорий экспертов: 50% предпринимателей, 50% технических специалистов.

Скажем, состав комиссии по предоставлению грантов Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники предусматривает обязательное участие в оценке проектов пяти экспертов, каждый из которых является госслужащим. Более детально состав комиссии приведен в табл. 3.

Если государственный служащий, курирующий вопрос финансовой поддержки инновационно активных предпринимателей, будет оценивать критерий команды, то такая оценка не будет считаться полностью объективной, так как он не является признанным экспертом, регулярно работающим в рассматриваемой области техники. Остальные

эксперты обладают большими компетенциями, но их участие в оценке проектов не является обязательным, что также снижает объективность оценки.

В настоящее время государственные служащие, являющиеся участниками комиссии по отбору проектов на постоянной основе, не несут какой-либо ответственности за качество принимаемых ими решений, так же, как и отраслевые специалисты, привлекаемые по согласованию. По мнению авторов, необходимо обязательное участие отраслевых специалистов в оценке рисковой группы критериев по формату, представленному в табл. 2. Это существенно повысит объективность выбора наиболее перспективных инновационных проектов, а также будет способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств. Иными словами, при финансировании инновационных проектов отраслевой специалист способен более эффективно распорядиться бюджетными средствами.

Для повышения объективности оценки инновационных проектов со стороны экспертов-предпринимателей, технических специалистов и представителей финансового сообщества возможна ежегодная корректировка состава экспертной комиссии, а также привлечение к оценке экспертов исключительно из других регионов.

Выводы. Таким образом, действующие в Нижегородской области программы грантовой поддержки инновационного предпринимательства благодаря своим системам многокритериального анализа проектов позволяют сформировать рейтинг заявок по степени их важности для развития российской экономики. Однако рейтинги по данным программам не являются в полной мере объективными.

Предложенные авторами критерии оценки инновационных проектов и метод расчета интегральной оценки заявки на получение гранта в большей степени соответствуют современным задачам развития российской экономики: прозрачности распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов.

Таблица 3

Состав комиссии по предоставлению грантов Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники

Эксперт комиссии Формат участия

Вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Нижегородской области, председатель комиссии Постоянно

Министр промышленности и инноваций Нижегородской области, заместитель председателя комиссии Постоянно

Начальник отдела инновационной политики министерства промышленности и инноваций Нижегородской области, секретарь комиссии Постоянно

Проректор по научной работе федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» По согласованию

Председатель комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Законодательного собрания Нижегородской области По согласованию

Директор департамента по работе с предпринимательскими структурами Торгово-промышленной палаты Нижегородской области По согласованию

Главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» По согласованию

Генеральный директор ОАО «ЦНИИ «Буревестник» По согласованию

Помощник директора ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» По согласованию

Проректор по научной работе и внешним связям федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта» По согласованию

Заместитель министра образования Нижегородской области Постоянно

Директор федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» По согласованию

Директор Института прикладной физики Российской академии наук По согласованию

Заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Постоянно

Президент группы компаний MERA По согласованию

Проректор по научной работе и инновационной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» По согласованию

Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей По согласованию

Директор Института химии высокочистых веществ им. Г.Г. Девятых Российской академии наук По согласованию

Ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» По согласованию

Ректор государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации По согласованию

Результаты исследования были использованы в работе экспертной группы НГТУ им. Р.Е. Алексеева в 2013 г. при определении инновационной составляющей 17 проектов по направлению «Информационные технологии», претендующих на получение субсидий на создание собственного дела в размере 500 тыс. руб.

Список литературы

1. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Купцов А.В. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография. Нижний Новгород. 2011.

2. Яшин С.Н., Охезина Г.М. Методика формирования плана инновационной деятельности в сфере процессных инноваций на промышленном предприятии // Финансы и кредит. 2013. № 44.

3. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе определения сводного стандартизированного показателя // Финансы и кредит. 2008. № 40. С. 22-35.

4 . Яшина Н.И. Теоретические и методические основы управления бюджетом: риски доходной части бюджета // Финансы и кредит. 2004. № 8. С. 30-37.

5. URL: http://www.fasie.ru .

Finance and credit Innovation development

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

IMPROVEMENT OF INSTRUMENTATION SYSTEM OF EFFICTIVENESS EVALUATION OF INNOVATIVE PROJECTS ELIGIBLE FOR GRANTS

Sergei N. IASHIN, Evgenii A. KOVRIZHIN

Abstract

The article suggested new criteria for the evaluation of innovative projects participating in public tenders for grant funding . These criteria take into account both the purposes of strategy of innovative development of the Russian Federation and key factors of successful implementation of innovative projects The authors propose a method of calculation of integrated assessment of grant application taking into account the work of expert committee to assess a number of criteria.

Keywords: grant, innovation, investment, projects, efficiency, business

References

1. Iashin S.N., Koshelev E.V., Kuptsov A.V. Razrabotka i realizatsiia innovatsionno-investitsionnoi strategii predpriiatiia [Development and implementation of innovative investment strategy of an enterprise: a monograph]. Nizhny Novgorod Publ., 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Iashin S.N., Okhezina G.M. Metodika formi-rovaniia plana innovatsionnoi deiatel'nosti v sfere protsessnykh innovatsii na promyshlennom predpriiatii [Method of forming of innovation in the field of process innovation in the industrial enterprise]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 44.

3. Iashina N.I., Emel'ianova O.V. Metodika ot-senki konsolidirovannykh biudzhetov sub"ektov RF na osnove opredeleniia svodnogo standartizirovan-nogo pokazatelia [Evaluation technique of consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation on the basis of a standardized indicator]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2008, no. 40, pp.22-35.

4 . Iashina N . I . Teoreticheskie i metodicheskie osnovy upravleniia biudzhetom: riski dokhodnoi chasti biudzheta [Theoretical and methodical fundamentals of budget management: risks of budget revenues]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2004, no. 8, pp. 30-37.

Sergei N. IASHIN

Lobachevsky State University

of Nizhniy Novgorod —

National Research University,

Nizhniy Novgorod, Russian Federation

[email protected]

Evgenii A. KOVRIZHIN

JSC Master of Innovation,

Nizhniy Novgorod, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.