Научная статья на тему 'Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства'

Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1231
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / механизмы социальной политики / нормативное обеспечение / уровень жизни / качество жизни / социальные гарантии / человеческий капитал / инвестиции в человеческий капитал / social policy / mechanisms of social policy / regulatory support / standard of living / quality of life / social guarantees / human capital / investments in human capital

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черемисина Светлана Георгиевна, Срибный Владимир Иванович

Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества. Статья посвящена исследованию теоретических, методологических, нормативных и законодательноорганизационных аспектов оценки эффективности социально-экономической политики государства. Авторами исследованы сущность, содержание и структурные элементы социальной политики государства. Проведенные исследования позволяют трактовать категорию социальной политики как политики государства, направленной на изменение уровня и качества жизни населения, минимизацию противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов. Исследованиями установлено, что социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой, должна основываться на системной совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления. Охарактеризована система нормативно-правового обеспечения социальной политики в России, структурно представлен классификационный комплекс социальных нормативов, систематизирован инструментарий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Представлено комплексное видение критериальной системы показателей эффективности социально-экономической политики государства в современных реалиях. Предложены основные направления совершенствования социально-экономической политики государства в современной России, обоснован инструментарий системного сочетания оценки её экономической и социальной эффективности. Основными методами, применяемыми автором в исследовании, являются методы научной абстракции, сравнительного анализа и синтеза, комплексный подход к исследованию рассматриваемой проблемы, структурный и факторный анализ, метод экспертных оценок. Уточнены и обобщены теоретико-методологические аспекты многосубъектного характера социальной политики и особенности его проявления в современных экономических реалиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ASSESSMENT TOOLS FOR THE EFFECTIVENESS OF STATE SOCIAL AND ECONOMIC POLICY

Socio-economic changes in Russia are more reflected in the social sphere, which is an important indicator of the degree of economic and political development of society. This article is devoted to the study of theoretical, methodological, regulatory, legislative and organizational aspects of assessing the effectiveness of socioeconomic policy of the state. The authors study the essence, content and structural elements of the state social policy. The conducted research allows to interpret the category of social policy as policy of the state aimed at changing the level and quality of life of the population, minimizing contradictions among the participants of the market economy and preventing social conflicts. Social policy as an integral component of the social sphere management system, should be based on a systematic set of fundamental methodological principles inherent in any science-based management system. The authors characterize the system of normative and legal support of social policy in Russia, present the classification complex of social standards, and systematize the tools for assessing the effectiveness of social and economic policy of the state. The complex vision of criteria system of indicators of state social and economic policy in modern realities is presented. The main directions of improving social and economic policy of the state in modern Russia are offered, the tools of a system combination of an assessment of its economic and social efficiency are proved. The main methods used by the author in the study are the methods of scientific abstraction, comparative analysis and synthesis, an integrated approach to the study of the problem, structural and factor analysis, the method of expert assessments. The article clarifies and generalizes the theoretical and methodological aspects of the multi-subject nature of social policy and the peculiarities of its manifestation in modern economic realities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства»

Черемисина С.Г., Срибный В.И. РРТГПОМ

Совершенствование инструментария оценки эффективности С|ТЛ\/ии1 1М

социально-экономической политики государства х1х\/пи лп НЫ

ЖУРНАЛ

УДК 339.972

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10209

ЧЕРЕМИСИНА Светлана Георгиевна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); доктор экономических наук, доцент; e-mail: svet_star31@mail.ru СРИБНЫЙ Владимир Иванович

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: svi81@mail.ru

Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства

Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества.

Статья посвящена исследованию теоретических, методологических, нормативных и законодательно- организационных аспектов оценки эффективности социально-экономической политики государства. Авторами исследованы сущность, содержание и структурные элементы социальной политики государства. Проведенные исследования позволяют трактовать категорию социальной политики как политики государства, направленной на изменение уровня и качества жизни населения, минимизацию противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов. Исследованиями установлено, что социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой, должна основываться на системной совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.

Охарактеризована система нормативно-правового обеспечения социальной политики в России, структурно представлен классификационный комплекс социальных нормативов, систематизирован инструментарий оценки эффективности социально-экономической политики государства.

Представлено комплексное видение критериальной системы показателей эффективности социально-экономической политики государства в современных реалиях. Предложены основные направления совершенствования социально-экономической политики государства в современной России, обоснован инструментарий системного сочетания оценки её экономической и социальной эффективности. обеспечение, уровень жизни, Основными методами, применяемыми автором в исследовании, явля- качество жизни, социальные ются методы научной абстракции, сравнительного анализа и синте- гарантии, человеческий за, комплексный подход к исследованию рассматриваемой проблемы, капитал, инвестиции в структурный и факторный анализ, метод экспертных оценок. человеческий капитал

Ключевые слова:

социальная политика, механизмы социальной политики, нормативное

Уточнены и обобщены теоретико-методологические аспекты многосубъектного характера социальной политики и особенности его проявления в современных экономических реалиях.

Введение. Системный кризис достаточно сильно ударил по социальной сфере, последствиями чего стали поляризация и деградация социальной структуры, обеднение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни, превращение российского общества в общество противостояния. В связи с этим в последнее время заметен отчётливый разворот государства в сторону социальной политики, реализация значительного числа социальных проектов, повышенное внимание к вопросам реформирования социальной сферы со стороны власти и общества, разработка и обоснование путей решения социальных проблем. Это говорит об актуальности проблемы формирования оптимальной для России и её регионов модели социальной политики.

Социально-экономическое реформирование в Российской Федерации напрямую отражается на состоянии социальной сферы, которая, в свою очередь, является главным индикатором уровня экономического развития общества.

Теория. Понятие социальной политики часто употребляется в нормативно-правовых актах, а также широко используется в практике государственного строительства. Наряду с этим социальная политика является предметом научных дискуссий среди многих исследователей, которые по-разному трактуют объем понятия, его сущность и содержание. Это обусловлено тем, что социальная политика является приоритетной частью деятельности государства, а также наиболее важной сферой общественных интересов. Она тесным образом связана с уровнем общественного развития, а также с основными целями, которые ставит общество перед собой.

Говоря о самом термине «социальная политика» необходимо заметить, что он име-

ет достаточно позднее происхождение. Однако на протяжении всей истории человечества различные её варианты разрабатывались и реализовывались обществом и государством. Их основой являлись представления о морали, справедливости. Однако можно сделать вывод, что определенная социальная политика не была целью деятельности власти, а являлась скорее следствием.

С давних времён мыслители уделяли особое внимание вопросам, взаимоотношения общества и государства. Так, Платон в своих трудах указывал: «Всякая власть имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен, а подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» [1, с. 27]. Однако последовательное изучение социальной политики как основного направления деятельности общества и государства относится к концу Х!Х века, когда были заложены основы социального государства.

Среди зарубежных учёных-современников именно Ю. Хабермас наиболее глубоко исследовал необходимость реализации социальной политики. По его мнению именно государственная власть обязана разрабатывать социальные программы, выполнение которых должно контролироваться. В его трудах именно социальная политика выдвигается на первый план деятельности государства: «Развитая система социальной защиты становится содержанием массовой демократии» [2, с. 87].

В современных геополитических трансформационных преобразованиях нашего государства вопрос о характере социальной политики продолжает оставаться достаточно сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативно-правовых актах существует большое количество трактовки сущности социальной политики как структурно категориальной единицы спектра гуманитарных дисциплин.

Так, с одной стороны, её рассматривают только как механизмы государственной поддержки социально незащищённых групп населения, а с другой стороны - как социальную защиту и социальное обеспечение населения в целом.

Исходя из вышесказанного, считаем возможным полагать, что указанные интерпретации недостаточно объективно трактуют сферу действия социальной политики, поскольку сокращают достаточно широкий спектр социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создаёт проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны.

Как уже раннее было рассмотрено, социальная политика как социально-экономическая категория появилась относительно недавно, во второй половине XX века. Однако на протяжении всей истории не существовало стран, которые так или иначе не решали возникающие социальные проблемы (помощь пострадавшим от засухи, природных катастроф, эпидемий [3, с. 301]. Социальная политика объективно трансформируется в общую систему всей государственной политики, а в необходимых границах формирования гражданского общества существенно расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы.

Ряд авторов трактуют социальную политику государства как систему мероприятий, направленных на оптимизацию социального развития общества, на регулирование отношений между социальными группами, а также создание необходимых условий для удовлетворения жизненных потребностей [4, с. 56]. По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика представляет собой систему экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантированный уровень жизни, необходимый для развития его способностей и обеспечивающий его при

утрате таких способностей [5, с. 98]. Заслуживает внимания авторское мнение, что социальная политика в широком смысле этого слова, является системой экономических отношений между государственными и негосударственными организациями с одной стороны, и определенными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни [6, с. 37].

Проведённые исследования позволяют констатировать факт того, что понятие социальной политики и её сущности фокусируется на следующем определении: социальная политика - это политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов.

Данные и методы. Существование различных подходов в определении содержания социальной политики находит своё отражение в разнообразии социальных статистических показателей: они предоставляют ту совокупность индикаторов социального развития общества, которая является целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.

Например, в статистику социальной сферы США входят: социальное обеспечение, занятость, здравоохранение, жилищные условия, доходы населения. ООН включает в статистику социальные сферы иные институты: социальная структура общества, уровень жизни, образование и культура, обеспеченность продуктами питания, содержание и воспитание детей, обеспечение инвалидов и пенсионеров, условия жизни сельского населения.

Исследуя отечественные научные аспекты и воззрения в области трактовки содержания социальной политики, необходимо выделить позицию В.М. Капицына, который относит к направлениям социальной политики поддержку семьи и детства, здравоохранение, поддержку инвалидов и пенсионеров, жилищную политику, обустройство мигран-

тов, охрану окружающей природной среды, социальное обслуживание [7, с. 329]. По нашему мнению, социальная политика должна фокусироваться на развитии социального страхования, стимуляции занятости, борьбе с бедностью, переводе социально незащищённых слоёв населения из получателей финансовой помощи в форме пособия в разряд экономически самостоятельных людей [8, с. 49].

Таким образом, в рамки социальной политики включаются вопросы, направленные как на обеспечение жизнедеятельности слабейших представителей общества, так и обеспечение развития всего общества в целом. Это не является удивительным, поскольку изменения, происходящие в результате общественного развития, находят своё отображение в этих разно уровневых областях. Что касается самой цели общественного развития, то ею является увеличение возможностей социального функционирования абсолютно для всех членов общества вне зависимости от социального статуса и происхождения. В связи с этим социальная политика в современном государстве должна быть направлена на увеличение свободы личности и реализацию потенциала саморазвития.

При реализации социальной политики всегда возникает вопрос о целях и приоритетах, которые в определенный момент развития являются для общества и государства первоочередными. Такие цели указаны в Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Так, в данной Декларации указано, что основной целью социального развития является постоянное повышение духовного и материального уровня жизни всех членов общества. В Декларации чётко провозглашается основная цель социальной политики - это человек и его развитие. Для достижения поставленной цели, в государстве необходимо создать такую экономическую систему, которая бы могла оперативно реагировать на любые внешние изменения и была способна обеспечивать полноценный экономический рост.

Говоря о приоритетных направлениях социальной политики в России, особое внимание следует уделить концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Так, согласно данной концепции, к приоритетам социальной политики относятся: развитие инновационных технологий в сфере здравоохранения; всеобщее распространение ведения здорового образа жизни; - улучшение состояния окружающей природной среды; создание эффективной системы утилизации отходов; обеспечение всех людей качественной питьевой водой; всеобщее распространение механизмов социального партнёрства; сбалансированность заработной платы и производительности труда; создание эффективной пенсионной системы; доступность образования; внедрение новых технологий в сфере строительства жилья.

Обобщая все вышесказанное, можно объединить основные цели социальной политики в три группы: формирование прочного пласта трудовой мотивации, ориентированного на расширенное воспроизводство «человеческого капитала» РФ; сохранение интеллектуального, физического, духовного потенциала государства; создание социальных, экономических и институциональных предпосылок для реализации гражданами своих интересов и потребностей.

Не вызывает сомнения, что социальная политика является достаточно затратным видом государственной деятельности. Любое направление социального развития общества требует значительных материальных вложений, и чем более значимые цели ставит перед собой социальная политика, тем больше финансовых средств должно выделяться со стороны государства на её внедрение и реализацию.

В системе субъектно-объектных отношений социальной политики объектом является как население государства в целом, так и отдельные лица и группы лиц, особо нуждающиеся в социальной помощи и поддержке со

стороны государства (малоимущие, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, ветераны, лица без определенного места жительства и т.п.). Этим выборочным группам соответствуют отдельные программы социальной политики, а также специальные нормативно-правовые акты.

Так же к понятию объекта социальной политики можно отнести общественные отношения, влияющие на формирование социальной безопасности человека, удовлетворение его собственных потребностей и интересов, создание социальных ценностей.

На федеральном уровне устанавливаются основы государственной социальной политики в России, разрабатываются федеральные программы социального развития, утверждаются минимальные социальные стандарты федерального уровня, обеспечиваются государственные гарантии. На региональном уровне действуют основы социальной политики, которые должны разрабатываться не только с учётом исторических особенностей, но и культурных традиций той или иной территории субъекта РФ. Однако на региональном уровне должны устанавливаться социальные нормы с учётом федеральных минимальных стандартов.

На органы власти субъекта федерации возлагаются следующие обязанности: забота о развитии социальной инфраструктуры, находящейся в их собственности, организация подготовки и повышения квалификации работников образования, здравоохранения, социальной защиты населения, обеспечение соблюдения законодательства России во всех сферах социальной политики.

Органы власти на муниципальном уровне призваны конкретизировать методы, и механизмы достижения целей, которые определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики. Основная функция органов местного самоуправления -это непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих надлежащие условия жизни человека, т.е.

создание эффективной системы социальной защиты населения в городах и сёлах, охрана здоровья, обеспечение доступности образования, создание благоприятной среды обитания в целом [9, с. 254].

Главная роль в разработке социальной политики принадлежит высшим органам государственной власти. Именно президент, правительство и органы законодательной власти определяют стратегию, задачи, а также необходимый объем финансирования социальной политики. Организация реализации социальной политики на федеральном уровне также осуществляется высшими органами власти посредством разработанных стратегий, концепций, программ.

Так, основными направлениями разработанных программ по реализации социальной политики являются: обеспечение роста доходов населения; улучшение пенсионного обеспечения и адресной социальной поддержки; обеспечение доступности образования, медицинского и социального обслуживания; повышение качества предоставляемых услуг в области медицины и образования; перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих и нуждающихся лиц.

Таким образом, государство является не только гарантом осуществления социальной политики, но и её основным субъектом, призванным выполнять организующую роль в регулировании процессов функционирования и социального развития. Помимо государственных органов в осуществлении социальной политики участвует множество субъектов, деятельность которых определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе той или иной нормативно-правовой базы. Среди них можно выделить общественные, религиозные благотворительные организации, политические партии, фонды, профсоюзы и отдельные лица - социальные работники, волонтёры, благотворители.

Субъекты социальной политики отличаются своим доминирующим влиянием. Многогранная структура субъектов, а также слож-

ность их взаимодействия в процессе реализации социальной политики предусматривают чёткое распределение поставленных задач и функций, которые находят своё отражение в той или иной нормативно-правовой базе.

Модель. Являясь неотъемлемым компонентом системы управления социальной сферой, социальная политика должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления. К таким принципам относятся (рис. 1).

Рассмотренные выше принципы реализуются через систему направлений (задач), основными из которых являются: повышение доступности и качества оказания медицинской помощи для всего населения; развитие образования; обеспечение доступным жильём; увеличение занятости; обеспечение нетрудоспособного или ограниченно трудоспособного населения [11, с. 315].

Основным действенным рычагом управления социальными процессами является их нормативно-правовое регулирование. Особое место среди нормативно-правовых актов занимают государственные минимальные социальные стандарты.

В отличие от многих развитых стран в Российской Федерации система стандартизации социальной политики находится в процессе становления и развития. Под государственными минимальными социальными стандартами необходимо понимать государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством в определенном минимально допустимом уровне гражданам на безвозмездной основе за счёт средств государственного бюджета.

Необходимо отметить, что социальные стандарты отражают характер и уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения. В ходе проведённого изучения установлено, что социальные нужды и соответствующие социальные нормативы классифицируют по ряду признаков, а именно: по характеру удовлетворения социальных

потребностей; по уровню удовлетворения социальных потребностей; по уровню распространения и действия социальных нужд.

Полученные результаты. В процессе исследования нами структурно систематизирован классификационный комплекс социальных нормативов (рис. 2).

Считаем необходимым подчеркнуть, что формирование государственных социальных стандартов осуществляется по логической совокупности следующих принципов: социального партнёрства; обеспечение социальных прав и государственных гарантий, определенных Конституцией Российской Федерации, необходимого уровня жизни для каждого гражданина; дифференцированного подхода к определению нормативов по социально-демографическим признакам; законодательного установления государственных социальных стандартов и нормативов; учёта положений норм международных договоров в сфере социальной защиты; научной обоснованности нормативов потребления, а также общественного контроля при их реализации.

Главной особенностью современной социальной политики является активность, которая служит основой для развития экономической независимости человека. Активность социальной политики обеспечивается всесторонней государственной поддержкой потенциально активных членов общества. Пассивная социальная политика, напротив, опирается исключительно на государственную благотворительность и приводит к росту инфляции, а также снижению деловой активности населения. Действующие принципы социальной политики были выработаны, прежде всего, в процессе развития общества и государственности. Безусловно, в процессе дальнейшего развития общества данные принципы буду видоизменяться, однако их гуманистический фундамент останется прежним.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности государства по повышению эффек-

тивности социальной системы, основной задачей которого является обеспечение необходимого уровня жизни граждан.

В подавляющем большинстве источников указывается, что основным показателем эффективности социально-экономической политики является рост национальной экономики. Соответственно эффективность - это

соотношение затрат на проведение социально-экономических мероприятий с полученными результатами. Исходя из этого, эффективность нельзя оценивать только размерами финансирования той или иной сферы экономики. Оценка эффективности должна проводиться по достигнутому результату от затраченных средств.

Социальной субсидиарности приоритетность общественных инициатив при финансировании

V

Социальной солидарности перераспределение социальных ресурсов, а также денежных средств через систему

налогообложения и пособий

Социальной ответственности каждый гражданин должен самостоятельно заботиться о своём благосостоянии, не перекладывая эту обязанность на государство

Кг

Социальной справедливости признание равенства социальных прав всех граждан и гарантирование социального минимума не зависимо от социального статуса и индивидуальных особенностей

С

Социального партнёрства функционирование взаимосвязей между работниками, работодателями, а также государством на основе компромиссов, сотрудничества по вопросам социально-

трудовых отношений

С

Социальных гарантий предоставление каждому гражданину гарантированного минимума социальных услуг, которые способны обеспечить его развитие

Социальной компенсации обеспечение социальной и правовой защищённости лиц, которым она необходима для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом

Рис. 1 - Методологические принципы социальной политики (обобщено авторами на основе [4; 6; 10])

к

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Рис. 2 - Систематизированный комплекс социальных норм и нормативов

Любая деятельность не будет эффективной, если в результате не происходит прироста духовных и материальных ценностей, не улучшаются условия жизни населения, не удовлетворяются его потребности. Для оценки эффективности социально-экономической политики применяются статистические показатели, характеризующих количественные и качественные стороны социально-экономических процессов.

Так, социально-экономическая политика считается эффективной, если возрастает производство товаров и услуг; увеличивается ма-

териальное богатство страны; улучшается жизненный уровень всего населения, а не отдельных слоёв; увеличивается совокупный потенциал национальной экономики.

Трактовать экономический рост только как увеличение производства валового внутреннего продукта на душу населения некорректно, так как без роста потенциала экономики и увеличения жизненного уровня не может осуществляться рост хозяйственной системы национальной экономики. Но и увеличение производства ВВП на душу населения также является признаком экономического

роста. Но непрерывным экономический рост не может быть ни в одной стране, так как он представляет собой результат воспроизводства и осуществляется циклически.

Из 125 развивающихся стран в мире только Китай и Индия имеют в последние годы устойчивый рост экономики. Так, Китай уже 25 лет осуществляет переход централизованно планируемой экономики в рыночную. Реформы позволили Китаю: за 80-е годы ХХ столетия удвоить валовой внутренний продукт; за 90-е годы ХХ века вновь произошло удвоение величины этого продукта. Сейчас в Китае реализуется цель увеличения валового внутреннего продукта к 2050 году в 4 раза. За 25 лет реформ за счёт роста создаваемого продукта Китай вышел на седьмое место в мире по экономическому потенциалу.

Экономический рост выступает критерием прогрессивности развития страны. К сожалению, Россия пока не может обеспечить устойчивый экономический рост, поскольку существует непреодолимый и прогрессирующий разрыв доходов между 10 % самых высоко обеспеченных граждан страны и 10 % наименее обеспеченных. По официальным данным данный доходный разрыв оценивается более чем в 15 раз, при том, что в развитых странах аналогичный показатель не превышает 5-6 раз.

Эффективная социально-экономическая политика даёт и экономический, и социальный эффект, она в большей мере обеспечивает рост уровня и качества жизни граждан, создание условий для свободной деятельности, чтобы каждый человек мог самостоятельно заботиться и о себе, и о своих близких. Эффективность социально-экономической политики проявляется в уровне жизни населения. Уровень жизни - это показатель, характеризующий благосостояние людей, их материальную обеспеченность. Также эффективность социально-экономической политики проявляется через качество жизни - комплексную характеристику уровня и условий жизни населения.

Отметим, что условия жизни населения

страны зависят от объективных и субъективных факторов. В качестве объективных факторов считаем необходимым выделить: экономическое положение, экологическое состояние, географическое расположение, политическое положение, уровень занятости, образование, социальное обеспечение. Субъективные факторы фокусируют своё влияние через степень удовлетворённости человека работой и жизненными условиями, удовлетворённость социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями и др.

Качество жизни является более широким, чем уровень жизни, так как включает также объективные и субъективные факторы: состояние здоровья; ожидаемую продолжительность жизни; условия окружающей среды; питание; бытовой комфорт; социальное окружение; удовлетворение культурных и духовных потребностей; психологический комфорт и т. п.

Для сравнения стран по уровню развития и эффективности социально-экономической политики используют комплекс показателей, который включает: внутренний валовый продукт (ВВП); валовый национальный продукт на душу населения (ВНП); конкурентоспособность экономики; место в мировой экономике; уровень коррупции; место в ведущих мировых рейтингах; качество и уровень жизни населения; отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики; производство основных видов продукции на душу населения и др. Но важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объёмы инвестиций в человеческий капитал (в воспитание, в культуру, в образование, в медицину, в науку и другие сферы).

Каждая из стран инвестирует в человеческий капитал средства в соответствии со

V V V п

своей социально-экономической политикой. В развитых странах в человеческий капитал инвестируется в 5 раз больше чем Россия и неко-

торые другие развивающие страны. Такие страны как Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др., которые вошли в число развитых передовых стран по производству и экспорту высоких технологий, начинали свою модернизацию именно с политики сбережения и развития человеческого капитала и увеличения в него государственного инвестирования (в образование, науку, медицину, в качество жизни).

В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Дж. Стиглица и А. Сена, в котором обосновано использование показателя качества жизни в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП [12, с. 139].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства. Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают лидерство в науке, в образовании, в медицине, в высоких технологиях и в развитии индустрии знаний.

Эффективность социально-экономической политики развитых стран определена тем, что они значительно опережают другие страны по совокупному критериальному инструментарию, а именно: по стоимости и качеству человеческого капитала; по уровню и качеству жизни; по ВВП; по ВНД на душу населения; по конкурентоспособности экономики; по индексу экономической свободы и др.

Обобщающим показателем, который рассчитывается ежегодно по каждой стране для сравнения и измерения основных характеристик человеческого потенциала страны (уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия) является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП был разработан в 1990 году группой учёных-экономистов во главе с

Махбубом-уль-Хаком. Указанный индекс публикуется в рамках Программы развития в ежегодных отчетах ООН о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

Для расчёта ИРЧП учитываются 3 основных показателя:

1. Ожидаемая продолжительность жизни (оценивает долголетие).

2. Уровень грамотности населения страны (зависит от среднего количества лет, потраченных на обучение) и ожидаемой продолжительности обучения.

2. Уровень жизни (оценивается через ВНД на душу населения по покупательской способности в долларах США).

ИЧПР отражает три главные возможности человека: вести долгую и здоровую жизнь; приобретать знания; иметь доступ к ресурсам, необходимых для поддержания достойного уровня жизни. Отметим, что данный показатель отражает не все, но существенные моменты развития человека, представляет собой минимальную характеристику обеспечения его возможностей.

Средством для расширения возможностей человека, для увеличения перспектив его жизни является доход. Доход либо позволяет, либо не позволяет человеку обеспечивать достойный уровень жизни (возможность хорошо питаться, заботиться о здоровье, учиться, путешествовать, иметь достойное жилище, безопасные во всех отношениях условия жизни (мирные, экологические, санитарно-гигиенические и другие). Однако жизнь человека является неполной без обеспечения его свободы. ИЧПР не включает свободу, так как измерять и оценивать свободу человека достаточно затруднительно.

Первый доклад в глобальном (мировом) масштабе о развитии человека развитии был опубликован ООН в 1990 году. Сегодня ежегодно более 100 стран подготавливают такие доклады о состоянии своих экономик, в том числе и Россия. Этот анализ помогает выявлять социально-экономические проблемы каждой национальной экономики и опреде-

лить динамику решения многих проблем.

Рассмотрим основные показатели эффективности социально-экономической политики по ряду стран по данным ООН:

1. Физическое состояние людей, их долголетие (средняя ожидаемая продолжительность жизни) (не зависимо от пола). Данные ООН по ожидаемой продолжительности жизни по 18 странам из 222 исследуемых стран приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Ожидаемая продолжительность жизни людей в странах мира1

№ п/п Продолжи- Место в

Страна тельность рейтинге

жизни, лет стран

1 Финляндия до 79 41

2 Украина 68 151

3 Швеция 81 16

4 Бельгия 79 37

5 Белоруссия 70 141

6 Германия 80 27

7 Дания 78 50

8 Швейцария более 81 15

9 Австрия более 79 32

10 Франция более 81 11

11 Польша 76 76

12 Великобритания 80 28

13 Респ. Корея 79 43

14 США 78 51

15 Китай 76 77

16 Россия 70 142

17 Япония 82 5

18 ЮАР 48 219

2. Материальная обеспеченность людей (показатель - ВВП на душу населения). Данные ООН о полученных размерах ВВП в расчёте на душу населения за 2018 год приведены ниже (табл. 2).

3. Минимальный размер оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда в месяц по некоторым странам за 2018 год по данным ООН приведён в таблице 3. Как видим, Россия, как и ее ближайшие соседи по социалистическому лагерю, характеризуется средне-

1 Список стран по ожидаемой продолжительности жизни. URL: https://ru.wikipedia.org

душевым уровнем оплаты труда в диапазоне от 150 до 170 долл. в месяц (табл. 3). Основными показателями эффективности социально-экономической политики являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности.

Таблица 2 - ВВП на душу населения по странам мира, 2018 г.2

№ Страна ВВП на душу Место в рей-

п/п населения, дол. тинге стран

1 Финляндия 49265 18

2 Украина 4024 113

3 Швеция 60566 8

4 Бельгия 47261 19

5 Германия 45091 21

6 Дания 59921 9

7 Швейцария 84854 6

8 Австрия 50420 16

9 Франция 42339 24

10 Великобритания 42423 23

11 Польша 13760 57

12 Респ. Корея 26482 32

13 США 52392 12

14 Китай 6626 89

15 Россия 23392 55

16 Япония 38528 29

17 ЮАР 6950 87

Таблица 3 - Минимальный размер оплаты труда3

№ п/п Страна Минимальный размер оплаты труда в месяц, дол.

1 Белоруссия 153,67

2 Украина 149,12

3 Россия 171,86

4 Бельгия 1819,17

5 Германия 1818,46

6 Великобритания 1634,60

7 Швейцария 3411,05

8 Австралия 2082,48

9 Франция 1757,82

10 Польша 604,50

11 Китай 753,79

2 Список стран по ВВП на душу населения. URL: https://ru.wikipedia.org

3 Список стран по минимальному размеру оплаты труда. URL: https://ru.wikipedia.org

В мировой экономике для оценки экономического неравенства, степени расслоения общества страны применяется коэффициент Джини. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1, чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. Чаще используется в процентном отношении и используется для выявления уровня неравенства по накопленному богатству.

По данным ООН индекс Джини (в процентном отношении) в наименьших пределах составляет в следующих странах: Финляндия -21,5%; Украина - 24,6%; Швеция - 24,9%; Бельгия- 25,9%; Белоруссия - 26,5%; Германия - 27%; Дания - 28,8%; Швейцария - 29,5%; Австрия - 29,2%; Франция - 29,2%; Польша -30,8%; Великобритания - 32,4%; Респ. Корея -34,1%.

В США - 45%; Китай - 46,5%; Россия -37,7%; Япония - 37,9%. Наибольший разрыв в ЮАР - 62,5% [13, с. 65]. Но указанные выше данные и реалии нашей жизни приводят к пониманию прогрессирующего парадокса: мы хоть и богатейшая страна с позиции наличия запасов природных ресурсов, но по показателям производства ВВП на душу населения, уровня жизни, возможностей развития устойчиво находимся в эшелоне далеко слаборазвитых государств. Также очевидно, что не всегда рост производства ВВП означает рост уровня жизни населения, так как уровень жизни не сводится только к потреблению и использованию произведённого продукта.

I I ЧУ V

Низкий уровень доходов значительной части населения резко сокращает возможности развития самого человека и снижает уровень его жизни. Значит, при рассмотрении роста хозяйственной системы необходимо в совокупности рассматривать все её составляющие, а не ориентироваться только на экстенсивный рост производства товаров и услуг.

Современная концепция развития человечества определяет, что условия жизнедеятельности будущих поколений не должны

быть хуже, чем у ныне живущих и создающих национальный доход государства. То есть социально-экономическая политика каждого государства должна быть направлена на то, чтобы национальная экономика не имела долгов, по которым бы расплачивалось будущие поколения. При этом государственный долг по официальным данным ООН составляет: США - 22012000 млн.дол (98% к ВВП); Япония - 11499000 млн. дол. (261% к ВВП); Великобритания - 8110890,48 млн. дол. (314% к ВВП); Германия - 4886438 млн. дол. (148% к ВВП); Швейцария - 1544000 млн. дол. (417% к ВВП); Швеция - 1039000 млн. дол. (188% к ВВП); Китай - 784800 млн. дол. (9% к ВВП); Россия - 453749 млн. дол. (36% к ВВП); Украина - 78323 млн. дол. (63% к ВВП) и др. [14].

Таким образом констатируем, что сам по себе экономический рост не является показателем социально-экономического развития страны - при росте экономики в ряде стран сохраняется бедность, безработица и многие другие проблемы. Кроме того, факт увеличения доходов населения тоже не означает развитие национальной экономики, увеличение возможностей для решения социальных проблем. И совершенно не обязательно, что за экономическим развитием следует социальное развитие, хотя эти две категории сильно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так как главной целью социально-экономической политики должно быть развитие человека, то она должна, прежде всего, строиться на равенстве в обеспечении базовых потребностей человека: в здоровье, в правильном питании, в обеспечении продолжительность жизни, в доступности образования, информации и др.

Выводы. Исследованиями установлено, что одним из превалирующих факторов, влияющих на уровень социально-экономической стабильности государства, является формирование, обоснование и совершенствование механизмов реализации эффективной региональной социальной политики, направленной на обеспечение достойного уровня социаль-

ного обеспечения людей.

Обобщённо считаем возможным трактовать социальную политику как систему мер (действий, мероприятий), осуществляемую её субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленную на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни.

Говорить об эффективности социально-экономической политики можно тогда, когда в государстве не только высокие доходы на душу населения, а когда граждане имеют свободный доступ к медицине, к образованию, к информации; имеют возможность свободно перемещаться, защищать свои законные права и интересы; быть защищёнными от преступности; иметь возможность участвовать в управлении государством и т.д., когда повы-

шение благосостояния и рост производства являются средствами для улучшения качества жизни основной части населения страны.

25 сентября 2015 года государства -члены ООН приняли «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех народов [15]. Показатели должны быть достигнуты в течение 15 лет. Благодаря этому сегодня в распоряжении мирового сообщества имеются не только принятые Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности резолюции по поддержанию мира, но и программа устойчивого и всестороннего развития. На сегодняшний день этот проект является лучшим для предупреждения возникновения самых разных проблем в экономике планеты. Но для достижения Целей в области устойчивого развития необходимы совместные усилия правительств всех стран в проведении интегрированной эффективной социально-экономической политики.

Список источников:

1. Кричинский П.Е., Морозова О.С. Основы социального государства. М.: НИЦ ИНФРА-М,

2015. 124 с.

2. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1995. 252 с.

3. Сочнева Е.Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. 2012. №3. С. 299-304.

4. Фёдорова Н.В., Минченкова О.Ю. Государственная и муниципальная социальная политика. М.: КноРус, 2013. 316 с.

5. Кочетков А.А. Основы экономической теории. М.: Дашков и Ко, 2010. 492 с.

6. Маргулян Я.А. Социальная политика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та управления и экономики, 2013. 236 с.

7. Капицын В.М., Мокшин В.К., Новгородцева С.Г. Политология. М.: Дашков и Ко, 2017. 596 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Черемисина С.Г., Скараник С.С. Приоритеты развития трудового потенциала Крыма в рамках региональной социально-экономической политики // Инновационное развитие экономики. 2017. №1(37). С. 44-55.

9. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2013. 340 с.

10.Социальная политика государства и бизнеса / Под ред. О.А. Канаевой. М.: Изд-во Юрайт,

2016. 343 с.

11.Шаронова Д.С. Техническое регулирование процессов качества жизни: риски качества жизни // Вопросы современной науки и практики. №3(34). 2013. С. 311-317.

12. Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет

смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса = Mismeasuring our lives: why GDP doesn't add up. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 216 с.

13.Ходжаниязов Э.С. Роль человеческого капитала в экономическом росте развивающихся стран // Молодой учёный. 2016. №12. С. 59-68.

14. Коломак Е. Неравномерное пространственное развитие в России: объяснения новой экономической географии // Вопросы экономики. 2013. №2. С. 58-65.

15.Appan R., Bolton D. E., Madhavaram S. Strategy, Decision Making, and Cognition: An Integrative Perspective // International Journal of Strategic Decision Sciences (IJSDS). 2017. Vol. 8. №3. Pp. 78-98.

16.Arthur W. B. Foresight, Complexity, and Strategy // The Economy as an Evolving Complex System II. - CRC Press, 2018. С. 185-214.

Svetlana G. CHEREMISINA a, a-b V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Vladimir I. SRIBNUJ b Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);

a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor;

e-mail: svet_star31@mail.ru b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: svi81@mail.ru

IMPROVING THE ASSESSMENT TOOLS FOR THE EFFECTIVENESS OF STATE SOCIAL AND ECONOMIC POLICY

Socio-economic changes in Russia are more reflected in the social sphere, which is an important indicator of the degree of economic and political development of society.

This article is devoted to the study of theoretical, methodological, regulatory, legislative and organizational aspects of assessing the effectiveness of socioeconomic policy of the state.

The authors study the essence, content and structural elements of the state social policy. The conducted research allows to interpret the category of social policy as policy of the state aimed at changing the level and quality of life of the population, minimizing contradictions among the participants of the market economy and preventing social conflicts.

Social policy as an integral component of the social sphere management system, should be based on a systematic set of fundamental methodological principles inherent in any science-based management system. The authors characterize the system of normative and legal support of social policy in Russia, present the classification complex of social standards, and systematize the tools for assessing the effectiveness of social and economic policy of the state. The complex vision of criteria system of indicators of state social and economic policy in modern realities is presented. The main directions of improving social and economic policy of the state in modern Russia are offered, the tools of a system combination of an assessment of its economic and social efficiency are proved.

The main methods used by the author in the study are the methods of scientific abstraction, comparative analysis and synthesis, an integrated approach to the study of the problem, structural and factor analysis, the method of expert assessments.

The article clarifies and generalizes the theoretical and methodological aspects of the multi-subject nature of social policy and the peculiarities of its manifestation in modern economic realities.

Keywords:

social policy, mechanisms of social policy, regulatory support, standard of living, quality of life, social guarantees, human capital, investments in human capital

References

1. Krichinskiy, P. E., & Morozova, O. S. (2015). Osnovy social'nogo gosudarstva [The foundations of the welfare state]: A textbook. Moscow: NIC INFRA-M. (In Russ.).

2. Habermas, U. (1995). Demokratiya. Razum. Nravstvennoct [Democracy. Mind. Morality]. Moscow: Academia. (In Russ.).

3. Sochneva, E. N. (2012). Analis sovremennoj modeli social'noj politiki Rossii [Analyzing the modern model of Russian social policy]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of Modern Economy], 3, 299-304. (In Russ.).

4. Fedorova, N. V., & Minchenkova, O. Yu. (2013). Gosudarstvennaya u munitsipalnaya social'naya politika [State and Municipal Social Policy]. Moscow: KnoRus. (In Russ.).

5. Kochetkov, A. A. (2010). Osnovy ekonomicheskoj teorii [Fundamentals of Economic Theory]. Moscow: Dashkov & Co. (In Russ.).

6. Margulyan, Y. A. (2013). Social'naya politika [Social Policy]: A textbook. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg University of Management and Economics. (In Russ.).

7. Kapitsin, V. M., & Mokshin, М. K. (2017). Politologiya [Political Science]. Moscow: Dashkov & Co. (In Russ.).

8. Cheremisina, S. G., & Skaranik, S. S. (2017). Prioritety razvitiya trudovogo potensiala Krima v ramkah regionalnoj social'no-ekonomicheskoj politiki [The labor potential development priorities of the Crimea in regional socio-economic policy]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative Economic Development], 1(37), 44-55. (In Russ.).

9. Averin, A. N. (2013). Social'naya politika organov vlasti subektov Rossiyskoj Federetsii [Public Authorities' Social Policy of Subjects of the Russian Federation]. Moscow, RAGS. (In Russ.).

10.Kanaev, O. A. (Ed.). (2016). Social'naya politika gosudarstva i biznesa [Social Policy of the State and Business]. Moscow: Yurayt. (In Russ.).

11.Sharonova, D. S. (2013). Tehnicheskoe regulirovanie protsessov kachestva zhizni: riski kachestva zhizni [Technical regulation of quality of life processes: risks of quality of life]. Voposy sovrem-mennoj nayki i praktiki [Issues of Modern Science and Practice], 3(34), 311-317. (In Russ.).

12. Stiglits, D., Sen, A., & Fitussi, Zh.-P. (2016). Neverno otsenivaya nashu zhizn: pochemu VVP ne imeet smisla? Doklad Komissii po izmereniyu effektivnosti ekonomiki i social'nogo progressa [Mismeasuring our lives: why GDP doesn't add up. Report of the Commission on measuring economic performance and social progress]. Moscow, Gaidar Institute Publing House. (In Russ.).

13.Khodzhaniyazov, E. S. (2016). Rol' chelovecheskogo kapitala v ekonomicheskom roste razvivaushchihsya stran [The role of human capital in the economic growth of developing countries]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 12, 59-68. (In Russ.).

14. Kolomak, E. (2013). Neravnomernoe prostranstvennoe rasvitie v Rossii: obyasneniya novoj ekonomicheskoj geografii [Uneven spatial development in Russia: Explanations of new economic geography]. Voprosy ehkonomiki [Economy Issue], 2, 58-65. (In Russ.).

15. Appan, R., Bolton, D. E., & Madhavaram, S. (2017). Strategy, Decision Making, and Cognition: An Integrative Perspective. International Journal of Strategic Decision Sciences (IJSDS), 3(8), 78-98.

16.Arthur, W. B. (2018). Foresight, Complexity, and Strategy. The Economy as an Evolving Complex System II. CRC Press, 185-214.

Черемисина С.Г., Срибный В.И. Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 95-109. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10209.

Cheremisina, S. G., & Sribnuj, V. I. (2019). Improving the assessment tools for the effectiveness of state social and economic policy. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 95109. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10209. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.