Научная статья на тему 'Совершенствование института парламентского контроля - важный этап конституционных реформ в Узбекистане'

Совершенствование института парламентского контроля - важный этап конституционных реформ в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ВИДЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ ОПРОС / ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС / ЗАСЛУШИВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухамедов У.Х.

В статье на основе теоретического анализа рассматриваются фундаментальные правовые основы дальнейшего совершенствования института парламентского контроля, занимающего важное место в системе обеспечения верховенства законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование института парламентского контроля - важный этап конституционных реформ в Узбекистане»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ - ВАЖНЫЙ ЭТАП КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ В УЗБЕКИСТАНЕ

© Мухамедов У.Х.*

Академия МВД Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье на основе теоретического анализа рассматриваются фундаментальные правовые основы дальнейшего совершенствования института парламентского контроля, занимающего важное место в системе обеспечения верховенства законов.

Ключевые слова: парламентский контроль, правовая основа, виды парламентского контроля, парламентский опрос, парламентское расследование, правительственный час, заслушивание должностных лиц.

Одним из самых действенных влияний парламента на жизнедеятельность общества оказывает его деятельность в сфере контроля.

Под парламентским контролем понимается деятельность субъектов парламентского контроля, направленная на обеспечение исполнения законов государственными органами, а также иными организациями и их должностными лицами.

Правовые нормы действующего законодательства Республики Узбекистан, регулирующие сферу парламентского контроля, исходя из их юридической силы и иерархии, можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся правовые нормы Конституции Узбекистана, непосредственно закрепляющие правовой статус парламентского контроля. В частности, в пункте 4 части второй статьи 85 говорится, что Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан организует контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и постановлений Законодательной палаты; в пункте же 4 части четвертой статьи 86 закреплено, что Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан организует контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и постановлений Сената.

Вторую группу составляют нормы конституционных законов «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

Третья группа правовых основ парламентского контроля состоит из норм, закрепленных в законах о регламенте обоих палат и их принятом внутреннем регламенте.

* Первый заместитель начальника Академии МВД Республики Узбекистан, доктор юридических наук, доцент.

Но все же важно признать, что не существует единого отдельного нормативно-правового акта, направленного на регулирование правовых основ контрольно-аналитической деятельности парламента. В связи с этим, это приводит к многим организационным и правовым проблемам.

Так, в целях систематизации, кодификации правовых норм законодательных актов, регулирующих парламентский контроль, создания действенного механизма основных положений Конституции, повышения эффективности правового регулирования контрольно-аналитической деятельности двухпалатного парламента в качестве важного направления реализуемых конституционных реформ выступает принятие Закона «О парламентском контроле».

Важность Закона «О парламентском контроле» для государства и жизни общества, необходимость и значение его принятия проявляются в следующих факторах:

- во-первых, будут закреплены контрольно-аналитическая деятельность парламента и его членов, а также гарантии исполнения решений, принимаемых по итогам контроля;

- во-вторых, будет создана основа для расширения полномочий в ходе осуществления парламентского контроля, точнее в правовую практику впервые будут внедрены его новые формы, широко распространенные в мировом опыте;

- в-третьих, правовое закрепление найдет конкретный круг субъектов, непосредственно осуществляющих парламентский контроль, а также объектов, в отношении которых он будет направлен;

- в-четвертых, на основе единого законодательного акта будут систематизированы правовых норм вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере парламентского контроля, посредством чего будет достигнута эффективная кодификация данной сферы;

- в-пятых, будет закреплено содержание ряда видов парламентского контроля (парламентский и депутатский опрос, заслушивание отчетов должностных лиц органов государственного управления, правительственный час) и создана основа отличия их схожестей и общности.

На сегодняшний день в нашей стране реализуются следующие виды парламентского контроля:

- парламентский опрос;

- контроль за исполнением законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса;

- утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнением;

- контроль посредством утверждения указов Президента республики Узбекистан по важным политическим вопросам;

- контроль посредством формирования государственных органов, а также избрания, назначения или утверждения должностных лиц;

66

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

- рассмотрение вопроса предъявления Премьер Министру вотума недоверия;

- заслушивание отчетов руководителей высших органов государственного управления и иных должностных лиц (соответствует такой форме парламентского контроля как парламентское заслушивание, имеющее место во многих развитых странах мира).

Кроме того, полагаем, что в целях дальнейшего повышения престижа парламента в системе государственной власти и обеспечения полного выражения воли народа уместно воплотить в действие следующие виды контрольно-аналитической деятельности, сформированных мировым опытом.

Первый, парламентское расследование. С этимологической точки зрения данное понятие находит свое место в отечественной литературе как «Парламентская проверка» [1] или «Парламентское следствие» [2].

Парламентское расследование как самостоятельная форма парламентского контроля представляет собой деятельность специализированной комиссии, созданной решением одной палаты или совместным решением палат, направленную на выявление и устранение причин событий и фактов, негативно воздействующих на жизнедеятельность государства и общества. Обращаясь к зарубежному опыту законодательного закрепления норм в сфере парламентского расследования, можно выделить ст. 53 Конституции Австрии, ст. 56 Конституции Бельгии, ст. ст. 44 и 45а2 Конституции ФРГ, ст. 68 Конституции Греции, ст. 51 Конституции Дании, ст. 76 Конституции Испании, ст. 82 Конституции Италии, ст. 64 Конституции Люксембурга, ст. 181 Конституции Португалии, гл. 4 Конституции Швеции, ст. 62 Конституции Японии. В Российской Федерации же принят отдельный Закон «О парламентском расследовании».

Второй, правительственный час (час обращения с вопросами к правительству), предусматривающий время, отведенное на заседаниях высших представительственных органов для ответов членов правительства и иных должностных лиц на вопросы депутатов (членов) палат парламента.

Основываясь на сказанном, следует отметить, что структуру и содержание проекта Закона «О парламентском контроле» целесообразно выразить следующим образом.

Первая глава («Общие положения») должна включать в себя: «предмет правового регулирования», «основные понятия относительно сферы парламентского контроля», «основные задачи парламентского контроля», «основные принципы осуществления парламентского контроля», «объекты парламентского контроля», «субъекты парламентского контроля», «виды парламентского контроля», «организация парламентского контроля».

Во вторую главу предлагаемого проекта целесообразно включить: «формы парламентского контроля, осуществляемого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «формы парламентского контроля, осуществляе-

мого комиссиями и комитетами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «формы парламентского контроля, осуществляемого членами Сената и депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «решения, выносимые в результате парламентского контроля».

Третья же глава законопроекта должна содержать «основы ответственности», «виды ответственности», «основания ответственности».

В заключение статьи можно сказать, что принятие данного Закона будет способствовать усилению влияния и повышению роли Олий Мажлиса Республики Узбекистан в жизнедеятельности общества и государства, укреплению его контрольной деятельности, созданию целостной системы правовых основ, созданию для депутатов и сенаторов благоприятных условий в этой сфере, координации их взаимной деятельности, и, смело можно сказать, достижению верховенства закона и справедливости.

Список литературы:

1. Парламентаризм: хорижий мамлакатлар тажрибаси. - Т., 2002. - Б. 32.

2. Одилкдриев Х.Т. Парламент назоратининг мохдяти ва асосий шаклла-ри // Парламент назорати: назария ва амалиёт масалалари. - Т., 2005. - Б. 31.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

© Янгибаев А.К.*

Академия МВД Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане, а также внесённые изменения и дополнения в законодательство и участие в выборах действующих партий.

Ключевые слова: конституция, закон, парламент, политическая партия, исполнительная власть, правовая основа, парламентский контроль.

Стоящие перед Республикой Узбекистан задачи модернизации страны, либерализации социально-экономической и политической жизни общества требуют обновления и развития подходов к роли политических партий в общественных и государственных процессах. Особенно большое значение приобретает участие политических партий в формировании органов государственной власти, деятельности представительных органов власти. Осуществ-

* Старший преподаватель кафедры Конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.